№ 1 (25) 2012 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Казбаева Асель Габиденовна,
ведущий научный сотрудник отдела антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Института законодательства РК, кандидат юридических наук
ПРАВОВАЯ ОСНОВА АНТИКОРРУПЦИОННОГО АНАЛИЗА В РАМКАХ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА
Динамичное развитие законодательства в Республике Казахстан обуславливает потребность осуществления непрерывного контроля не только в сфере нормотворчества, но и правоприменения. Поэтому существует необходимость развивать и совершенствовать элементы механизма противодействия коррупции. Конечно, своевременным новшеством в этой деятельности представляется инициатива Министерства юстиции Республики Казахстан по внедрению механизма правового мониторинга нормативных правовых актов, т.к. иногда, большое количество правовых актов сопровождается проявлением различных юридических дефектов, в том числе и коррупционных факторов.
В августе 2011 года были внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года № 213, где данная инициатива нашла свое законодательное закрепление. Следствием такого закрепления является то, что с января 2012 года государственными органами в рамках проводимого правового мониторинга нормативных правовых актов стало осуществляться выявление коррупциогенных норм права. Следует заметить, что правовой мониторинг, закрепленный в Законе Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», должен носить системный и планомерный характер в наблюдении за состоянием и тенденциями развития законодательства.
Поэтому продолжением поправок к внесенным изменениям в Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» явилось Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 августа 2011 года № 964, которое утверждает Правила проведения правового мониторинга нормативных правовых актов. Данные Правила устанавливают порядок проведения правового мониторинга государственными
органами в отношении действующих нормативных правовых актов, принятых ими и (или) разработчиками которых они являлись, а также актов, относящихся к их компетенции.
Согласно Закону Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», под правовым мониторингом нормативных правовых актов понимается деятельность государственных органов, осуществляемая на постоянной основе, по сбору, оценке, анализу информации о состоянии законодательства Республики Казахстан, а также по прогнозу динамики его развития и практики применения в целях выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан устаревших и коррупциогенных норм права, оценки эффективности их реализации.
Следует обратить внимание, что постановлением Правительства Республики Казахстан предусмотрена возможность проведения правового мониторинга не только со стороны государственных органов, но и со стороны научных экспертов. Так, например, государственное учреждение «Институт законодательства Республики Казахстан» осуществляет проведение правового мониторинга, куда входит выявление коррупционных факторов и норм (дефектов норм), создающих возможности совершения коррупционных правонарушений.
В деятельность по проведению правового мониторинга, в том числе входят, и вопросы выявления коррупциогенности норм. Они регулируются Методическими рекомендациями по проведению правового мониторинга нормативных правовых актов, предназначеными для государственных органов, осуществляющих правовой мониторинг нормативных правовых актов. Данные рекомендации 28 октября 2011 года были утверждены Приказом И.о. Министра юстиции Республики Казахстан за №350. Хочет-
Правовой мониторинг и антикоррупционная экспертиза действующих НПА
ся отметить, что эти методические рекомендации разработаны Институтом законодательства во исполнение Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» и постановления Правительства Республики Казахстан, утвердившего «Правила проведения правового мониторинга нормативных правовых актов». Так, в рекомендациях определены порядок организации работы непосредственных исполнителей мониторинга с систематизированными типичными недостатками законодательства. Кроме того, отражены 20 коррупционных факторов, которые определяют порядок оценки коррупци-огенности нормативно-правовых актов с целью выявления в нормативном правовом акте норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, и/или выделения коррупционных элементов (факторов) и устранения или снижения их возможных негативных последствий.
В качестве примера можно привести деятельность Института законодательства Республики Казахстан, где для этих целей создан специальный отдел, который называется отдел правового мониторинга, но наряду с ним был образован и отдел антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов. Так, отдел антикоррупционной экспертизы ведет последовательный анализ по выявлению противоречащих законодательству Республики Казахстан устаревших и коррупциогенных норм права, оценке эффективности их реализации, а также проводит комплексный анализ состояния системы законодательства с выработкой на основании результатов мониторинга предложений по совершенствованию законодательства.
Заметим, что научные сотрудники проводят анализ действующего нормативно-правового акта с обязательным указанием на выявленные в документе признаки, характеризующие коррупционные факторы и внесением рекомендаций по устранению коррупционных факторов и устранению (коррекции) коррупциогенных норм. Таким образом, по результатам проведенного анализа действующего нормативного правового акта на предмет наличия норм, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, научные сотрудники Института законодательства Республики Казахстан составляют справки.
Необходимо отметить, что проведенный Институтом законодательства правовой мониторинг нормативно-правового акта для государственных органов, в частности, аналитическая справка по результатам проведенного анализа действующего законодательства на предмет наличия норм,
создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, носит рекомендательный характер. Следует признать, что заслуженным результатом процесса выявления коррупционных факторов, норм (дефектов норм), пробелов правового регулирования, создающих возможности совершения коррупционных правонарушений и последующего устранения в действующем законодательстве в части противодействия коррупции, может явиться проект нормативного правового акта с внесением соответствующих изменений и (или) дополнений от имени государственных органов при согласии со способами устранения выявленных коррупциогенных факторов аналитической справкой, подготовленной научными сотрудниками.
Подводя итог, можно отметить, что в конце 2011 года состоялось третье заседание Координационного совета юридических служб государственных органов при Министерстве юстиции Республики Казахстан под председательством вице-министра юстиции Д. Куставлетова, где подводились итоги правового мониторинга законодательства за текущий год. Кроме того, нельзя не отметить и международную научно-практическую конференцию по данной тематике, которая проводилась Институтом законодательства Республики Казахстан. Так, в результате проведенной конференции были выработаны предложения по решению проблемных вопросов осуществления правового мониторинга международно-правовых актов межгосударственных объединений в контексте совершенствования национального законодательства.
Таким образом, непрерывное развитие общественных отношений, требующих правового регулирования, убеждает в необходимости продолжения работы по совершенствованию действующего законодательства, в частности, полнота проведения правового мониторинга нормативных правовых актов, куда входит выявление и устранение коррупциогенности норм, позволяет совершенствовать и повышать эффективность правоприменения, как одной из приоритетных задач проводимой государственной политики. Также реализуемые в стране мероприятия по устранению коррупционных проявлений во всех сферах правоотношений позволяют воспитать нетерпимость к коррупции, тем самым направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина, повышение имиджа государственных органов и создание прозрачных механизмов деятельности.
№ 1 (25) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Бул мацалада Казацстанныц цазгргг цогамыныц нацты талаптарына жауап беретт цолданыстагы нормативтж-цуцыцтыц акттерге ЖYргiзiлетiн цуцыцтыц мониторингi шецбертдег1 коррупцияга царсы талдаудыц негiздерi царастырылган. Автор цолданыстагы зацнаманы коррупцияга царсы талдау бoлiгiндегi цуцыцтыц мониторинг алдында турган теоретикалыц мэселелердi зерделейдi (Казацстан Республикасыныц Зац шыгару институтыны мысалында).
В данной статье рассмотрены основы антикоррупционного анализа в рамках проводимого правового мониторинга действующих нормативных-правовых актов, который отвечал бы реальным запросам современного общества Казахстана. Автор рассматривает теоретические вопросы, стоящие перед правовым мониторингом, в части антикоррупционого анализа действующего законодательства (на примере Института законодательства Республики Казахстан).
This article describes the basics of anti-corruption analysis in the ongoing monitoring of existing legal regulations, which would meet the real needs of modern society in Kazakhstan. The author examines the theoretical issues facing the legal monitoring, analysis in terms of anti-corruption legislation (for example, the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan).
Ty^h сездер: ^^ьщтьщ мониторинг, коррупцияга ^арсы талдау, зацшыгармашылыщ, нормативтш-^кы^тыщ актшер, мемлекетпк органдар.
Ключевые слова: правовой мониторинг, антикоррупционный анализ, законотворчество, нормативно-правовые акты, государственные органы.
Keywords: legal monitoring, analysis of anti-corruption, lawmaking, regulations, government agencies.