Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПЕРСОНАЖА КАК ОБЪЕКТА АВТОРСКОГО ПРАВА'

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПЕРСОНАЖА КАК ОБЪЕКТА АВТОРСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
768
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / АВТОРСКИЕ ПРАВА / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ПЕРСОНАЖ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лазарева Юлия Андреевна

В данной статье изучаются особенности персонажа как объекта интеллектуальной собственности. Рассматриваются исключительные права автора или иного правообладателя в отношении персонажа. Выявляются и анализируются тенденции судебной практики в сфере нарушения авторских прав на персонажа произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROTECTION OF CHARACTER AS AN OBJECT OF COPYRIGHT

This article is devoted to examine the features of the character as an object of intellectual property. The exclusive rights of the author or other copyright holder in relation to the character are considered in the article. The article provides revealing and analysis of the tendencies of judicial practice in the field of copyright infringement on the character.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПЕРСОНАЖА КАК ОБЪЕКТА АВТОРСКОГО ПРАВА»

УДК 347.78

Лазарева Юлия Андреевна Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина

Международно-правовой институт

Россия, Москва yulialazareva24@mail.ru, Lazareva Julia

Oleg Kutafin Moscow State Law University International legal Institute Russia, Moscow

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПЕРСОНАЖА КАК ОБЪЕКТА АВТОРСКОГО

ПРАВА

Аннотация: в данной статье изучаются особенности персонажа как объекта интеллектуальной собственности. Рассматриваются исключительные права автора или иного правообладателя в отношении персонажа. Выявляются и анализируются тенденции судебной практики в сфере нарушения авторских прав на персонажа произведения.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, авторские права, произведение, персонаж, судебная практика.

LEGAL PROTECTION OF CHARACTER AS AN OBJECT OF COPYRIGHT Annotation: This article is devoted to examine the features of the character as an object of intellectual property. The exclusive rights of the author or other copyright holder in relation to the character are considered in the article. The article provides revealing and analysis of the tendencies of judicial practice in the field of copyright infringement on the character.

Key words: intellectual property, copyright, creation, character, judicial practice.

ВРЮ №

В современном мире с повышением ценности интеллектуальной собственности особо обострилась проблема защиты авторских прав. Это касается не только произведений литературы, искусства в целом, но и их составных частей, в частности персонажей [1]. Потому, на мой взгляд, необходимо выявить тенденции судебной практики в отношении данных объектов авторского права.

Итак, для начала следует дать определение понятию «персонаж». Согласно пункту 3 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации, под персонажем следует понимать совокупность описаний и (или) изображений того или иного действующего лица в произведении в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме [7]. Персонажи бывают: вымышленные, в том числе создаваемые артистами (так называемые одушевленные персонажи); анимационные персонажи, в том числе из комиксов или кинофильмов (так называемые неодушевленные персонажи); реальные лица — знаменитости [8, с. 17].

В целом, в России понятие «персонаж» значительно уже, нежели, например, в США. Показательным здесь может являться дело DC Comics против Марка Тауэла, предпринимателя, изготавливавшего для продажи копии Бэтмобилей. В 2011 году DC Comics предъявила иск к Марку Тауэлу за нарушение авторских прав на персонажа. В отзыве на иск ответчик заявил, что Бэтмобиль не является объектом авторских прав. Однако, по мнению судьи, у персонажа должны быть как чисто физические (внешний вид), так и концептуальные (сущностные) черты, персонаж должен быть достаточно детально разработан, должен быть выделяющимся, уникальным. А поскольку Бэтмобиль соответствовал вышеперечисленным признакам (имел 2D- и 3D-воплощение в комиксах и кино, специфические внешние черты и, наконец, собственное узнаваемое «имя») суд признал его самостоятельным персонажем, находящимся под охраной авторского права [6].

ВРЮ №

Необходимо сказать и о том, что персонаж может быть признан охраноспособным объектом авторского права только при условии его признания самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности. Что же при этом учитывается? В первую очередь то, обладает ли данное действующее лицо произведения необходимыми индивидуализирующими характеристиками, например, специфическими чертами внешнего вида, характером, иными словами, является ли данное действующее лицо узнаваемым при использовании его отдельно от произведения в целом [4, с. 86].

Охрана авторским правом персонажа произведения предполагает, в частности, что только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом, в том числе путем его воспроизведения или переработки [7]. Важно, что персонаж считает воспроизведенным при изменении его несущественных характеристик и деталей. При этом персонаж должен сохранить свою узнаваемость как конкретного героя конкретного произведения.

Необходимо также отметить, что в отношении персонажа не используется понятие сходства до степени смешения. То есть само наличие внешнего сходства между персонажем истца и образом, используемым ответчиком, уже является обстоятельством для установления факта воспроизведения персонажа [2, с. 18].

Исключительные права на персонаж могут перейти от правообладателя к иному лицу только на основании договора или лицензионного соглашения. Однако как в отечественной, так и зарубежной практике, продолжают возникать вопросы по поводу незаконного использования персонажей как объекта авторских прав.

Так, в 2019 году владелец прав на свинку Пеппу — британская компания Entertainment One UK выиграла суд о взыскании 33 млн руб. за изображение похожей свинки на детских конструкторах одного из крупнейших российских производителей игрушек, компании «Симбат». Истец настаивал, что ответчик не покупал лицензию на свинку Пеппу, но использовал этого персонажа в производимых товарах. «Симбат» же утверждал в суде, что это была другая

ВРЮ №

свинка. Однако в качестве доказательств Entertainment One UK представила в суде сам конструктор, заключение эксперта и результаты опроса, в следствие чего суд удовлетворил иск. Как отмечено экспертами, до сих пор за контрафактное использование интеллектуальной собственности несли ответственность только розничные торговцы, нынешнее решение в отношении крупного поставщика и производителя - прецедентное [3].

Также в судебной практике высок процент дел, касающихся незаконного использования нескольких частей (нескольких персонажей) одного произведения. Например, в 2015 году некоммерческое партнерство «Эдельвейс» обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Волегову Николаю Александровичу о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав на персонажей мультипликационного сериала "Маша и Медведь": "Маша", "Медведь", "Медведица", "Заяц", "Белка", "Ежик", "Волк", по 10 000 рублей за каждого персонажа. Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции, исковые требования были удовлетворены, с ответчика в пользу истца было взыскано 70 000 руб. Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции судебные акты были изменены: с предпринимателя в пользу партнерства взыскали 10 000 руб. - компенсация за нарушение исключительных прав. При этом суд не согласился с правовой позицией судов первой и апелляционной инстанций относительно определения охраняемого объекта авторского права и пришел к выводу, что незаконное использование нескольких частей (персонажей) одного произведения, даже являющихся самостоятельными объектами авторских прав, составляет одно нарушение исключительного права на произведение. Таким образом, была отменена практика взыскания компенсации за использование каждого персонажа произведения в отдельности [5].

Так какие же тенденции в судебной практике, связанной с охраной авторских прав в отношении персонажей произведений, можно отметить? В первую очередь, это расширение самого понятия «персонажа». Да, пока это

ВРЮ №

касается лишь зарубежных стран, однако, можно предположить, что в скором времени и в Российской Федерации понятие «персонаж» будет включать в себя и неодушевленных «героев» произведений, подобных Бэтмобилю. Также, прослеживается тенденция обращения исков теперь уже не только к розничным производителям, но и к оптовым торговым сетям. И, как уже было отмечено, за последние годы суды отошли от практики взыскания компенсации за незаконное использование каждого персонажа конкретного произведения в отдельности. Теперь это признается одним нарушением интеллектуальных прав.

Таким образом, за последнее десятилетие значительно возросла ценность такого объекта авторских прав, как персонаж. Это уже не просто составная часть какого-либо произведения, а самостоятельный результат интеллектуальной деятельности, требующий особой правовой охраны. На мой взгляд, законодательство в данной сфере находится только на начальном этапе своего развития. Можно предположить, что в перспективе оно продолжит совершенствоваться, способствуя повышению эффективности защиты прав автора персонажа.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2006. N 52 (Часть 1). Ст. 5496.

2. Дорофеева А.М. Интеллектуальная собственность в шоу-бизнесе, моде и спорте: учебное пособие / под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Проспект, 2021.

3. Лебедева В. Свинка Пеппа разобрала двойника [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4207361.

4. Новоселова Л.А. Право интеллектуальной собственности. Авторское право: учебник. М.: Статут, 2017. Т 2. - 365 с.

142 с.

BPfO

5. Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015) // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 11. 2015.

6. Пахримович А. «Holy copyright law, Batman!», или Машина тоже персонаж! [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://jurist.by/statia/holy-copyright-law-batman-ili-mashina-tozhe-personazh.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Российская газета. N 96. 2019.

8. Фридман В. Э. Охрана частей и структурных элементов произведения как объектов авторского права в России и США: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://static.freereferats.ru/ avtoreferats/01002744374.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.