УДК 340.11:316 ББК 60.561.4 Ш 53
А.З. Шефруков
Правовая культура в системе социальных институтов
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье показано, что правовая культура общества зависит от состояния всей деятельности государства, жизни общества и специально направленной деятельности на укрепление законности и правопорядка. Закономерностью развития правовой культуры является то, что она всегда является «слепком» определенной исторической эпохи. В классовоантагонистическом обществе правовая культура имеет сложную структуру, наряду с правовой культурой господствующих классов существуют правовые взгляды, оценки противостоящих ему классов и социальных групп.
Ключевые слова:
Правовая культура, социальный институт, гражданское общество, нормативные регуляторы, правовые ценности.
Смысл существования социального института определяется стремлением любого общества обеспечить своим членам защиту и удовлетворяющий их образ жизни. Социальный институт предназначен для решения задач, возникающих в силу коллективного сосуществования в обществе множества индивидов. Он представляет собой формализованную систему связей, норм и правил, организующую регулярные и долговременные социальные практики и направляющую их на удовлетворение общественных потребностей и индивидуальных статусноролевых ожиданий на основе разделяемых обществом ценностей.
Таким образом, системообразующим элементом любого социального института являются ценности, которые разделяются всеми участниками институционального взаимодействия. Именно на основе разделяемых членами общества ценностей и для поддержания этих ценностей создается нормативная система. Институциональные нормы являются нормами формализованными, то есть записанными, принятыми, утвержденными. Их исполнение является обязательным, и достигается эта обязательность мерами принуждения. Следование институциональным нормам основывается на признании легитимности и полезности именно этих норм, а принуждение к их исполнению рассматривается как оправданное. Этим обеспечивается необходимость, устойчивость и долговременность социального функционирования института. Любой социальный институт представляет собой сложное переплетение норм и предписаний, обычаев и традиций,
которое транслируется из поколения в поколение и несет в себе конкретное социально-историческое содержание.
В институциональном контексте роль правовой культуры состоит в том, чтобы соотнести и посредством общепризнанных норм связать политико-правовую организацию общества и правовое поведение его членов. Правовая культура как социально-исторически обусловленные, превратившиеся в нормативные структуры и закрепившиеся в этом качестве отчасти отрефлексированные, отчасти дорефлексивные представления о «данном, законном и справедливом», отражает строго определенное, конкретное понимание права, правомерности и социального порядка. В правовой культуре сочетаются идеи, представления, взгляды и эмоции, отражающие отношение к действующему праву, представления о юридических обязанностях и правомочиях, о правомерности того или иного поведения, о нормативном общественном порядке в целом. Таким образом, правовая культура выступает в качестве необходимой предпосылки функционирования в обществе института права и реализации правовых норм.
Правовая культура, кроме того, рассматривается как качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в правовом или, наоборот, преимущественно неправовом уровне социальных практик, совершенстве и отлаженности, или, наоборот, несовершенстве правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правовой активности личности, а также в степени актуализации возможностей самореализации последней и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.
Под правовой культурой, как нам представляется, необходимо также понимать определенное нормативное отношение к процедурам принятия решений и правилам поведения, закрепленным в законодательстве. Такое отношение присуще группе людей, которые разделяют друг с другом в рамках единого социокультурного символизма общее видение смысла «правовой игры», в которую они так или иначе вовлечены. У каждого культурно-интегрированного сообщества, обладающего правовыми притязаниями - своя правовая культура. Она имеет интерсубъективную природу, возникает и существует только в контексте социального взаимодействия.
С развитием правового начала в обществе удельный вес правовой культуры как нормативной фигуры в общей конфигурации институтов возрастает. Когда же речь идет о развитом гражданском обществе, коррелирующем с правовым типом государства, то, как нам представляется, здесь правовая культура обретает наиболее значимое место в системе социальных институтов. Для правового общества правомерное поведение индивидов, основанное на уважении права как основного социального регулятора является типологической характеристикой, а проявления низкой правовой культуры - атипичными случайностями социальной практики.
Необходимо помнить, что право не является консервативной частью институциональной структуры общества, это активное, действенное начало, порождающее процесс резонирующих институциональных изменений. Конструирование правового пространства представляет собой технологию социального конструирования, оно приводит не только к изменению социальных отношений и общественной реальности, но и к новым стандартам нормативного поведения и взаимодействия, порождая стереотипы вновь формирующейся правовой культуры.
В институциональной системе общества на правовую культуру оказывают существенное влияние различные нормативные регуляторы и социальные институты, прежде всего мораль, традиции и общественное мнение. Одним из важнейших факторов воздействия на правовую культуру является сложившаяся в обществе правовая система и практика правоприменения, но и они, в свою очередь, зависят от уровня и характера правовой культуры. Можно сказать, что правовая культура на социетальном и индивидуальном уровне неотделима от институционализации системы правоотношений и всего института права, связана с правотворчеством и правоприменением.
Однако у правовой культуры, помимо ее тесной взаимосвязанности с институциональной конфигурацией правовой системы, есть и другая сторона: правовая культура являет собой подсистему культуры в целом как социального института. Нетрудно увидеть наличие соответствия между структурными элементами правовой культуры как специфического культурного образования и структурными элементами культуры как целого. Так, Н. Смелзер в качестве важнейших элементов культуры выделяет понятия, обозначающие способ организации человеческого опыта, представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей связаны между собой, ценности или общепринятые верования относительно целей, к которым люди должны стремиться, правила или нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями их культуры. Очевидно, что правовая культура общества включает все названные элементы [1].
Правовая культура общества как единое культурное целое являет собой комплекс, объединяющий юридическую науку, правовую идеологию, утверждающую и обосновывающую правовые ценности; правовую психологию, т.е. обыденные правовые представления и социальные эмоции по отношению к правовым явлениям; объективное право и законотворчество, правоотношения, правопорядок и способы его охраны. Рассмотрение институциональных характеристик правовой культуры общества позволяет глубже понять ее конкретно-исторический характер, тесную связь с наличной социальной структурой общества. Естественно, однако, что правовая культура общества в своей институциональной ипостаси неразрывно связана с правовой культурой личности.
На единство и взаимообусловленность индивидуальной и социетальной правовой культуры справедливо указывает В.П. Сальников: «Правовая
культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям... По существу это -совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики» [6]. Необходимо подчеркнуть, что единство индивидуального и социетального уровней правовой культуры является важнейшим методологическим принципом исследования ее как феномена. Индивидуальная правовая культура может складываться во многом стихийно под непосредственным влиянием на личность непосредственной правовой действительности. На нее оказывает значительное влияние личностный опыт участия в правоотношениях. Качественный характер индивидуальной правовой культуры в значительной мере зависит от общего характера микросреды повседневного бытия личности, ее жизненного пространства. Наконец, существенным фактором социального влияния на правовую культуру является правовое образование, способствующее развитию у личности адекватного правопонимания и сознательной склонности к правомерному поведению.
Если говорить об индивидуальной правовой культуре в социальнопсихологическом разрезе, то необходимо исходить из положения, согласно которому становление индивидуальной культуры есть личностная интериоризация коллективного опыта существования в социокультурном пространстве, накопленного из поколения в поколение. Применительно к правовой культуре здесь имеется в виду интериоризация ценностей права, передача следующим поколениям опыта позитивного, социально конформного отношения к праву и правового поведения. Таким образом, в правовой культуре находятся в единстве ценностные ориентации и непосредственные мотивации правового поведения. Напомним, что согласно определению, данному П. Сорокиным, право есть 1) «совокупность правил поведения, указывающих дозволительно-должное поведение путем распределения полномочий и обязанностей; 2) такие правила или нормы даны в психике людей в виде правовых убеждений, указывающих должное поведение путем признания и разграничения определенных прав и обязанностей за теми или иными лицами в различных случаях жизни; 3) эти правовые убеждения реализуются или объективируются: а) в правовых устных суждениях; б) в символически-правовых обрядах; в) в писаных законах; г) в поведении и поступках людей, вызванных к жизни этими убеждениями и представляющих осуществление их; д) во всей социальнополитической организации общества и в укладе его отдельных институтов и учреждений» [5]. Исходя из этого, индивидуальная правовая культура представляет собой интеллектуально-эмоциональное образование, включающее в себя адекватную сознательную позицию по отношению к праву, правовую осведомленность, и дорефлексивную, габитусную, эмоциональную готовность к правомерному поведению.
В то же время индивидуальная правовая культура не представляет собой простого слепка с правовой культуры общества, окружающего данного индивида. Между правовой культурой отдельной личности и состоянием правовой культуры общества в целом и института права возможны противоречия. Правовая культура в современной России, например, характеризуется разнородностью и противоречивостью. Наряду с юридическими доктринами и правовыми нормами, закрепленными в законодательстве, существует «живая» правовая культура правящих слоев и различных социальных групп. На повседневные установки и ориентации широких слоев населения все еще определяющее воздействие оказывают традиционные факторы (обычаи, религия и мораль), осложняемые воздействием межэтнических, хозяйственных, лингвистических, конфессиональных и иных отличий. Значительное влияние традиционных факторов на правовые представления и правопонимание не означает, однако, что массовую правовую культуру россиян можно свести к традиционному правосознанию. В сознании одних и тех же слоев населения сочетаются подчас традиционные, переходные и новые элементы, соотношение которых во многом зависит от конкретной ситуации. Это требует как выработки общих принципов изучения правовой культуры в России, так и содержательного изучения различных ее сторон и проявлений в общественной жизни.
Несовпадение отдельных правовых институтов и норм и реальной правовой культуры граждан чревато распространением среди населения недоверия к правоохранительным структурам и правового нигилизма как негативного, отрицающего отношения к праву как таковому. И в то же время снятие неоправданных формальных запретов и замена их новыми нерепрессивными правовыми нормами влияет на социальное поведение индивидов, расширяя область правомерных, допущенных обществом действий. Все эти явления в совокупности являются социальными факторами эволюционных изменений индивидуальной правовой культуры.
Правовая культура личности, так же как и правовая культура общества,
- явление конкретно-историческое, поскольку не может не коррелировать с трансформациями права как социального института. В связи с кардинальными изменениями, происходящими в России в настоящее время качественно меняется правовая основа общества, приобретая ориентацию на приоритет интересов человека и гражданина, воплощенных в правах личности, на гуманные принципы, провозглашенные в документах международного права. Соответственно трансформируется и содержание правовой культуры общества. В отличие от типа правовой культуры, культивировавшегося в тоталитарном обществе и характеризовавшегося идеологизированным подходом к проблеме прав человека, новые для России культурно-правовые установки содержат в качестве базовых ценности демократии и гуманизма.
В демократическом обществе, в отличие от тоталитарного, существуют эффективные механизмы непосредственного вовлечения граждан в процесс
законотворчества, что влечет за собой рост ответственности рядовых микроакторов за качество принимаемых законов. Поэтому способность критически оценивать принимаемые законы, готовность участвовать в выработке законодательства, протестовать против законов, противоречащих духу права и принципам демократического государственного строительства, является неотъемлемой составляющей индивидуальной правовой культуры, адекватной демократическому обществу. Следовательно, правовая система демократического общества основана на непременном признании и защите государством прав человека и гражданина, на предоставлении самому гражданину формальной и реальной возможности использовать все законные средства и способы для защиты своих прав. Поэтому важным требованием к индивидуальной правовой культуре, выдвигаемым демократическим обществом, является не только знание своих прав и свобод, но и умение и готовность защищать свои права в случае их нарушения, а также солидаризироваться с другими гражданами, чьи права нарушены.
В демократическом обществе основным правовым принципом является принцип «разрешено все, что не запрещено». Это подразумевает, что все индивиды имеют самые широкие возможности самостоятельно выбирать направления и способы деятельности в разных сферах социальной жизни. В то же время, пользуясь предоставленной им свободой, они не должны выходить за рамки правового пространства.
Попытаемся вычленить основные содержательные компоненты правовой культуры, типологически адекватной социальному пространству демократического общества. Нам представляется, что к таким компонентам следует отнести:
- систематизированные теоретические и обыденно-практические знания о праве и заложенных в нем гуманистических принципах, о системе действующих в разных сферах жизни общества правовых норм и порядке их применения, совокупности прав, свобод и обязанностей граждан, способах реализации и защиты прав и свобод, существующем в обществе правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны;
- ориентированное на социальную ценность права и правопорядка эмоциональное отношение к правовым явлениям - уважение к праву и активное неприятие нарушений правопорядка, установка на законопослушание, на практическое применение правовых знаний в решении личных жизненных проблем, на восприятие правовых предписаний как лично значимых и готовность проявить волю для их выполнения, на совершенствование действующего законодательства;
- осознанное правомерное поведение, мотивируемое сознательным стремлением индивида к реализации своих прав и свобод, к защите своих прав в случае их нарушения, к участию в правозащитной деятельности, к добросовестному выполнению обязанностей гражданина России.
Правовая культура связана с системой социальных институтов общества также в силу своей важной функции в процессе социализации. Через правовую культуру происходит усвоение индивидом ценностных
ориентации в сфере права. Институционализированные образцы поведения, мышления, ценностного выбора становятся в процессе социализации основой устойчивой позиции человека в жизни, специфическим «встроенным» стимулом к правомерному поведению. В этом смысле правовая культура как внутренний механизм социальной регуляции выступает мощным средством осуществления социального контроля.
С другой стороны, важнейшая функция правовой культуры в структуре института права заключается прежде всего в социокультурной обусловленности правопонимания и правовой идеологии, которые, в свою очередь, влияют на процессы современного правообразования. Правотворческий процесс всегда требует предварительного ознакомления законодателя с мнением простых граждан и правоприменителей о необходимости того или иного характера регулирования процессов, протекающих в конкретной сфере общественных отношений, концептуальной разработки будущего нормативного акта и механизмов его реализации. В этом процессе главную роль играет правовая культура - через психологические ожидания и установки индивидов в сфере права, через философские, социально-экономические и политические принципы, которых придерживается законодатель, через его представления о характере желаемого социального и правового порядка. Именно поэтому «живая» правовая культура определяет характер законотворчества, обладает сильным прямым воздействием на институты общества, их конфигурации, реальное соотношение формальных и неформальных регулятивов поведения.
Преобразования, осуществленные в современном российском обществе в ходе реформ, внесли существенные изменения в его институциональную структуру. Как отмечает Т.И. Заславская, несмотря на незавершенность осуществляемых институциональных преобразований, нестабильность официальных правил игры и их нелегитимность для большой части акторов, институциональное пространство современного российского общества существенно отличается от дореформенного благодаря тем шагам, которые были сделаны по формированию новых экономических и политических институтов [4]. Однако институциональное пространство, сформировавшееся в современном пореформенном российском обществе, хотя по своим формальным признакам и напоминает институциональные пространства развитых обществ, в действительности значительно отличается от них. Институциональное пространство современного российского общества, как показывает, в частности, Ю.А. Агафонов, далеко не однородно. В нем хаотично переплетены элементы старых и новых институтов [2]. И в этом мозаичном пространстве право как социальный институт в наибольшей степени не соответствует заявленным целям реформ и задачам времени, что усугубляется общим неправовым состоянием социального пространства, слабостью и деформированностью правовой культуры.
Действительно, нетрудно увидеть, что ключевые институты российского общества - экономика, политика и право, - в ходе реформ оказались преобразованы в разной степени, причем эти преобразования не
были синхронными, и в настоящее время, по мнению той же Т.И. Заславской, «в самом удручающем положении находится именно право» [4]. Несоответствие современного российского права состоянию других институтов способствует развитию и широкому распространению в обществе социальных практик неправового характера, которые в настоящее время доминируют. Институциональные изменения, осуществляемые в сфере права, не поспевая за скоростью процессов в области «живой» правовой культуры, не могут воспрепятствовать распространению неправовых социальных практик, и в силу этого затрудняется социальная адаптация населения к реалиям рыночного общества. Объем и уровень неправовых социальных практик таковы, что их можно рассматривать в качестве единого общего контекста жизни современного российского общества и осуществляемых в нем преобразований институциональной системы.
Таким образом, состояние правовой культуры общества теснейшим образом связано с его институциональной структурой, определяя правовой или неправовой в целом характер социального пространства. Институциональные трансформации, происходящие в современном российском обществе, их неравномерность, структурная незавершенность и сохраняющиеся значительные элементы старых институциональных структур воздействуют на правовую культуру общества, генерируя неправовые социальные практики на массовом уровне.
Исследование правовой культуры в институциональном контексте позволяет более рельефно увидеть механизмы ее функционирования в обществе как конститутива фонового пространства социальных практик.
Примечания:
1. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М., 1998. С. 66.
2. Агафонов Ю.А. Социальный порядок в России: институциональный и
нормативно-правовой аспекты. Краснодар, 2000. С. 52.
3. Заславская Т.И., Шабанова М.А. Неправовые трудовые практики и социальные трансформации в России // Социол. исслед. 2002. № 6; Заславская Т.Н. О субъектнодеятельностном аспекте трансформационного процесса // Кто и куда стремится вести Россию? Факторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / под общ. ред. Т.И. Заславской. М., 2001. С. 3-15
4. Заславская Т.И., Шабанова М.А. Социальные механизмы трансформации неправовых практик // Общественные науки и современность. 2001. № 5.
5. Сорокин П.А. Элементарный учебник общей теории права в связи с теорией государства. Ярославль, 1919. С. 31.
6. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. С. 575.