УДК 340.12
Балаклеец Ирина Ивановна
кандидат юридических наук, заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Калининградского филиала «Мевдународный университет в Москве» [email protected]
Правовая культура России
В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Irina I. Balakleets
candidate of jurisprudence,
Head of the Department of civil disciplines, Kaliningrad branch of International University in Moscow [email protected]
Legal culture of Russia in
THE CONTEXT OF GLOBALIZATION
Аннотация. В данной статье исследуются положительные и отрицательные стороны глобализации в государственно-правовой сфере общества, определяются параметры правовой аккультурации, анализируется цивилизационный статус России в международном правовом взаимодействии. По итогам исследования автор отмечает, что в условиях динамичного и крайне нестабильного современного мира Россия, вступившая в качественно иной виток культурного сотрудничества с прежними союзниками и противниками в Европе и Азии, с большим вниманием относится к закономерностям право-культурного диалога. У российской правовой культуры особая цивилизующая и организующая роль в международном социокультурном пространстве, которая не позволяет исключить её из активных созидателей мирового порядка, основанного на гражданском мире и согласии.
Ключевые слова: глобализация, правовая система, правовая культура, юридическая аккультурация, цивилизация, традиции, самобытность.
Annotation. This article examines the positive and negative aspects of globalization in the public-political sphere of society, determines the parameters of legal acculturation, and analyzes the civili-zational status of Russia in international legal cooperation. According to the results of the study, the author notes that in the conditions of dynamic and highly unstable modem world Russia, which entered into a qualitatively different stage of cultural cooperation with former allies and enemies in Europe and Asia, pays attention to patterns of right-cultural dialogue. Russian legal culture special civilizing and organizing role in the international socio-cultural space, which does not allow to be removed from active creators of world order based on civil peace and harmony.
Keywords: globalization, legal system, legal culture, legal acculturation, civilization, traditions and identity.
Глобализация - объективный процесс современности, которому даются как положительные, так и отрицательные характеристики. В научной литературе глобализация трактуется как широкомасштабный, многоплановый и внутренне противоречивый процесс нарастания общего в экономической, социальной и правовой системах мира [5, с. 103].
С одной стороны, глобализация ускоряет интеграцию наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных, информационно-коммуникативных средств и экономических связей. Она способствует расширению культурных контактов между народами и миграции населения. С другой стороны, глобализация имеет и негативные стороны, которые кроются в возможности утраты своей культурной самобытности и суверенитета.
«Глобализация может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер лишь
через посредство широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии» - говорится в Декларации тысячелетия Организации Объединенных наций [1, с. 24].
Процессы глобализации мира оказывают непосредственное влияние на государственноправовую сферу жизни общества, где особая роль отводится праву. Следует отметить появление юридической глобалистики как отрасли общетеоретических знаний, в рамках которой специально изучается влияние глобализма на право и национальную государственность [4]. Универсальной формой, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов (государственности, правовой системы, правопорядка и др.) является правовая культура.
93
В научных исследованиях конца XX в. весьма активно исследуется понятие аккультурации как процесса взаимодействия культур, в ходе которого они эволюционируют, усваивают новые элементы, образуют в результате смешения разных культурных традиций новый культурный синтез. Интегрируя, правовые системы находятся в процессе систематического культурного обогащения. В правовую действительность отдельных стран попадают компоненты иных правовых культур (юридические нормы, правовые процедуры, конструкции, структуры и др.), что дает возможность совершенствовать отдельные элементы национальной правовой системы, наполняя её новыми смыслами.
Анализ научных изысканий позволяет выделить несколько видов правовой аккультурации: заимствование, рецепция права, юридическая экспансия, ассимиляция, наследие и преемственность. В юридической науке сложилось мнение, что объем правой аккультурации зависит от способов взаимодействия (добровольный, вынужденный, принудительный) и результата правового воздействия (эффективная и неэффективная аккультурация). Например, добровольная юридическая аккультурация основана на повседневных контактах представителей различных правовых систем. В разумных пределах она способствует модернизации права, обогащает его новыми принципами и юридическими конструкциями.
Актуальной проблемой современной правовой науки, на наш взгляд, является разработка практических рекомендаций о степени заимствования положительного опыта. Механическое копирование чужеродных образцов в развитии государства чревато невосполнимыми утратами в государственно-политическом самосознании
нации, способно породить хаос и произвол в социальных отношениях.
Общественность целого ряда стран сегодня оценивает глобализацию как экспансию западной цивилизации. Широкое распространение получило мнение о том, что глобальные процессы ведут к поглощению западной культурой всех остальных. Страны третьего мира, прежде всего Азии, нередко силой включаются в культурное поле западного мира. Происходит прямое навязывание ряду азиатских государств культурных доминант западной цивилизации, что приводит к ассимиляции западной культурой, декларируемой в качестве «общечеловеческой», восточных национальных систем, включая страны бывшего СССР. Следствием этого процесса является рост отрицательного, а часто и резко негативного, отношения к культуре Запада в различных ее проявлениях.
В настоящее время «расширение Запада» вызывает особое сопротивление в еще сохранившихся анклавах традиционной культуры - обществах, социальная структура которых базируется на самобытных духовных ценностях, имеющих достаточно долгую историю формирования национального менталитета и образа жизни. Государства подобного типа можно разделить на несколько групп.
Во-первых, страны, достигшие на национальной основе определенных успехов в экономической модернизации - Япония, Китай, Южная Корея, Саудовская Аравия, Кувейт, Индия, Бразилия и др.
Во-вторых, государства, не так давно вступившие на путь экономической модернизации, среди которых постсоветские страны Центральной Азии, Иран, Пакистан, народы африканского континента.
Третью группу составляют «государства-изгои», такие как Северная Корея, Ирак, Куба.
В отличие от континентальной Европы, где истоками законодательства являются римское и византийское право, восточные правовые системы имеют иные исторические корни, и без учета этого фактора неизбежны социальные катаклизмы и конфликты, вплоть до отката к архаичным формам правового регулирования (Афганистан, Иран, Камбоджа и др.). Ради сохранения своей «цивилизованной оболочки», отдельные страны иногда выбирают путь назад, в форме «возвращения традиций», что приводит к застою и их изоляции от современного мира.
Следовательно, учет традиционных особенностей правовых форм не означает их фетишизации и преувеличения. Как справедливо отмечает А.Х. Саидов, ссылки на «етмобытность», «традиции», «огабый путь» не могут оправдать такого состояния права страны, когда оно оказывается ниже основных мировых юридических стандартов, достигнутых человечеством к XXI в. [3, с. 422].
Международное правовое взаимодействие представляет собой характерную черту современного мира, вступившего в стадию межкультурной коммуникации, когда всё большую роль обретает право на культурное многообразие и его обеспечение. В условиях глобализации видится уникальность цивилизационного статуса России, который обусловлен историческим балансом западных и восточных правовых форм. Национальный и интернациональный характер российской правовой культуры позволяют сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные элементы в праве.
Подчеркивая необходимость опоры заимствованных элементов на традиции российского общества, ЮЛ. Тихомиров высказывает вполне обоснованное мнение: «Как известно, в настоящее время идет процесс интенсивного насаждения и внедрения в жизнь России институтов, категорий, ценностей, законов, западного образца жизни, которые, может быть, хороши с точки зрения западной цивилизации, но совершенно не соответствуют менталитету россиян. Для того, чтобы эти институты и ценности прижились в нашей жизни, нужны активные усилия для их внедрения либо длительные сроки для их принятия российской действительностью. Иначе говоря, любые реформы обречены на провал, если они не опираются на традиции российского общества» [2, с. 235].
94
Россия исторически настроена на диалог с другими сообществами и цивилизациями. В этой готовности и многовековом опыте объединения народов заключается цивилизационный ресурс и предназначение России. Своеобразие российского менталитета состоит в его открытости и восприимчивости к мировым веяниям и достижениям, в свободе от чувства национального эгоизма и сознания исключительности, в стремлении к единению, коллективизму, справедливости и миру, в высокой стойкости и терпении в периоды испытаний. Россия, как страна великой литературы и искусства, смелой науки и признанной системы образования, опираясь на общечеловеческие ценности, издавна играла важ-
Литература:
1. Декларация тысячелетия ООН. Экология -XXI Век. 2002. № 1-2.
2. Петручак Л.А. Правовая культура современного общества: теоретико-правовое исследование : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012.
3. Саидов АХ. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) : учебник / Под ред. В.А. Туманова. М. : Юристъ, 2003.
4. Сорокин В.В. Юридическая глобалистика : учебник. Барнаул, 2009.
5. Щербакова Н.В. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции (Обзор материалов «круглого стола») / Н.В. Щербакова, Е.Г. Лукьянова, Е.В. Скурко // Государство и право. 2004. № 11.
ную роль в мировом процессе культурного взаимодействия.
В условиях динамичного и крайне нестабильного современного мира Россия, вступившая в качественно иной виток культурного сотрудничества с прежними союзниками и противниками в Европе и Азии, с большим вниманием относится к закономерностям право-культурного диалога. У российской правовой культуры особая цивилизующая и организующая роль в международном социокультурном пространстве, которая не позволяет исключить её из активных созидателей мирового порядка, основанного на гражданском мире и согласии.
Literature:
1. The United Nations Millennium Declaration. Ecology - XXI Century. 2002. № 1-2.
2. Petruchak L.A. Legal culture of modern society: theoretical and legal research : dis. ... dr. of law. M., 2012.
3. Saidov A.Kh. Comparative Law (the principal legal systems of nowadays) : textbook / Ed. V.A. Tumanov. M. : Jurist, 2003.
4. Sorokin V.V. Legal global studies : tutorial. Barnaul, 2009.
5. Shcherbakova N.V. The legal system of Russia in the context of globalization and regional integration (review of the materials of the «round table») / N.V. Shcherbakova, E.G. Luk'yanov, E.V. Skurko // State and right. 2004. № 11.
95