DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11106 БАБОШИНА Елена Владимировна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Юридического института Пятигорского государственного университета, e-mail: [email protected]
ГУСЕЙНОВА Ираде Сафаратдиновна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Московского государственного педагогического университета,
e-mail: [email protected]
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Аннотация. В статье раскрывается понятие и сущность, функции правовой культуры общества. Дается характеристика факторам, способствующим формированию правовой культуры личности и общества. Авторами определены пути формирования и условия для развития правовой культуры личности. Говорится о важности постоянного повышения уровня правовой социализации членов общества, степени усвоения и использования ими правовой базы Российской Федерации. Возможности выработки индивидами верных правовых суждений о Законе как о социальной ценности. Делается вывод о том, правовая культура тесно связана как со всем обществом в целом, так и с каждым человеком в отдельности.
Ключевые слова: правовая культура, личность, общество, правовая информация, правовая система общества.
BABOSHINA Elena Vladimirovna,
Candidate in Law, Associate Professor of Theory of State and Law
Law Institute Pyatigorsk State University
GUSEINOVA Irade Safaratdinovna,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration Moscow State Pedagogical University
LEGAL CULTURE OF SOCIETY AND THE INDIVIDUAL: THEORETICAL AND LEGAL CHARACTERISTICS
Annotation. The article reveals the concept and essence, functions of the legal culture of society. The characteristics of the factors that contribute to the formation of the legal culture of the individual and society are given The authors determined the ways of formation and conditions for the development of the legal culture of the individual. The importance of constantly increasing the level of legal socialization of members of society, the degree of assimilation and use of the legal framework of the Russian Federation is discussed. Opportunities for individuals to develop correct legal judgments about the Law as a social value. The conclusion is made that the legal culture is closely connected both with the whole society as a whole, and with each person individually.
Key words: legal culture, personality, society, legal information, the legal system of the society.
Эффективность преобразований в правовой сфере, модернизационные процессы в стране напрямую зависят от уровня правовой культуры современного российского общества.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020
Правовая культура является важным элементом правовой системы общества, необходимым и обязательным условием нормального существования и работы государства. Она выражает этику взаимоотношений субъектов обще-
ственной жизни с правом, законами, другими юридическим феноменами.
По мнению А.Б. Венгерова, «правовая культура - многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества, наиболее высокая и ёмкая форма правосознания. Под правовой культурой предлагается понимать систему овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей» [1, с. 45].
Согласно точки зрения В.В. Головченко, «именно в правовой культуре представлен единый комплекс основополагающих правовых ценностей и норм, охватывающих все сферы общества и определяющих их общую гражданскую направленность. Следовательно, правовая культура представляет собой нормативную систему, регулирующую и контролирующую деятельность личности, стимулирующую общественную жизнь» [2, с. 102].
Проявлением нормативности правовой культуры можно, в частности, считать активное правовое сознание и поведение. Правовая культура адекватна обществу в целом, она, так или иначе, связана со всеми сферами общественной жизни, выражает их синтетические характеристики. В тоже время определяющую роль в ней играют правовые ценности и нормы поведения. В них реализуются все социальные взгляды и установки людей. Ценностная составляющая правовой культуры может развиваться в унисон с общечеловеческими ценностями и личной системой ценностей индивида (в этом случае можно говорить об успешном функционировании правовой культуры), а может вступать в противоречие с ними, что негативно сказывается на развитии правовой культуры.
В своих трудах Г.В. Назаренко рассматривает правовую культуру как интегративный компонент культуры человека, который представляет собой целостное личностное образование, характеризующееся:
«- постоянным стремлением личности к расширению правовых знаний, представляющих для неё социально значимую ценность;
- убеждённостью в необходимости осуществления профессиональной деятельности в строгом соответствии с законом;
- проявлением устойчивых чувств ответственности и сопричастности к субъектам права, уверенности и самодостаточности при отстаивании и использовании субъективных прав;
- потребностью в правовом самосовершенствовании, стремлением к восприятию правовых установок и их практическому воплощению в конкретных поступках» [8, с. 54].
Т.В. Муслумова считает, что правовая культура состоит из следующих компонентов:
- когнитивного (интеллектуального) - обеспечивает формирование интеллектуальной сферы, представлений об образах личностного, нравственно-правового и профессионального «Я»;
- мотивационно-ценностного - предполагает сформированность гуманистических жизненных установок, потребность в правовом самосовершенствовании и нравственно-ценностную мотивацию в процессе усвоения правовых знаний; формирует отношение к закону как к ценности, находящейся в демократическом обществе вне конкуренции;
- регулятивного (поведенческого) - является «движущей силой», направляет деятельность индивида на творческое развитие личности путём стимулирования её профессиональной активности [7, с. 86].
Н.И. Матузов уделял особое внимание функциям, которые выполняет правовая культура, выделил следующие:
«1) познавательно-преобразовательная функция связана с созданием гарантий (как правовых, так и нравственных) человеческого достоинства, свободы выбора, морального самоконтроля, порядочности, честности и др. общечеловеческих ценностей; призвана помочь согласованию личных, групповых и общественных интересов; призвана поставить человека в центр общественного развития. Эта функции связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию гражданского общества и правового государства;
2) праворегулятивная функция направлена на то, чтобы все элементы правовой системы функционировали максимально эффективно, динамично и слаженно. Этой функцией правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения. Реализация этой функции осуществляется через социальные нормы (в том числе конечно и через правовые);
3) ценностно-нормативная функция проявляется в различных фактах, приобретающих ценностное значение, отражаясь в сознании, поступках, социальных институтах;
4) правосоциализаторская функция заключается во влиянии на формирование правовых качеств личности;
5) прогностическая функция заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020
6) коммуникативная функция, т.е. правовая культура, обеспечивает общение граждан в юридической сфере; передаёт сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации новым поколениям, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого;
7) интегративная функция правовой культуры заключается в объединении всех слоёв, классов и наций общества на основе общегражданских норм, принципов, идей и традиций» [6, с. 186].
Рассмотрев сущность правовой культуры общества следует определить факторы формирования правовой культуры личности. Существует множество факторов в данной сфере и различные подходы учёных к их пониманию, такие как:
«- общефилософский, раскрывающий общие закономерности формирования культуры личности, её сущности и проявления;
- частнонаучный, описывающий на основе частных научных теорий (педагогики, дидактики, психологии, теории государства и права, этики и т.д.) особенности становления культуры личности;
- социально-психологический и конкретно-социологический, вскрывающие социальные функции, условия и механизмы действия культуры личности в общественной жизни» [10, с. 39].
Среди множества факторов формирования правовой культуры личности можно выделить социализацию.
Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нём как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. В целом правовая культура личности - это её позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.
Е.А. Зорченко считает, что правовая культура личности предполагает:
1. Наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);
2. Превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);
3. Готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убежде-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020
ниями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез)» [4, с. 163].
По мнению Л.Г. Зеленкова, в ходе данного процесса «личность составляет комплекс своих нравственных правовых ценностей, что положительно влияет на её развитие. По мере того, как человек продвигается к более высоким ступенькам зрелости правосознания, значение данных ориентиров усиливается. Личность формирует свои качества, усваивает определённые ценности, которые общеприняты в коллективе, даёт им свою оценку» [3, с. 26].
Важными факторами, способствующим формированию правовой культуры личности являются социальные, психологические и педагогические механизмы. Эти механизмы применяются при развитии личности в различных формах, например, при преподавании в вузах, в школах. Таким методом организовывается процесс воспитания личности и всего общества в целом.
Важную роль при формировании правовой культуры личности играет правовая информированность, которая обусловлена, прежде всего, уровнем образования, правового опыта, социального статуса, интересов и психологической установки индивида. Здесь формируется уважение к нормам права и законодательства в целом, развивается правовое мышление, которое оказывает влияние на правосознание личности. При этом у человека формируется внутренняя направленность на точное соблюдение норм права, широкое использование их в качестве средства развития социальной активности.
Огромное значение также имеет правовая информация, которую лица могут получать от различных субъектов, например, от других граждан, от органов власти, от сотрудников правоохранительных органов, путём правового воспитания и правового образования [5, с. 89].
Качество получаемой правовой информации во многом зависит от того, из какого источника индивид её получает. Если это средство массовой информации, то правовая информация в данной сфере зачастую может быть несколько искажённой, носящей личный или политический оттенок. Если это официальные источники опубликования, например, Российская газета, то соответственно гражданин может получить более полно правовую информацию, выраженную в юридических терминах. Однако далеко не все граждане способны её истолковать.
Правовая культура строится на стереотипах сознания и правового поведения, присущих дан-
ной конкретной социальной общности. Правовые стереотипы формируются в массовом сознании в процессе исторического развития общества. Неустойчивое политическое равновесие, в частности большое количество субъектов, носителей совершенно различных идеологических установок, не позволяет в целом выработать единую концепцию формирования устойчивой правовой культуры в обществе, оптимально высокого уровня правовых знаний граждан, стабильного правового поведения.
Главной проблемой повышения правовой культуры общества является отсутствие мер по созданию необходимых условий для естественного её развития. В связи, с чем предлагаются следующие меры:
- в сфере общегосударственной стратегии - нацеленность государственной политики на защиту интересов личности, выработка единой правовой политики, всемерное обеспечение благосостояния граждан, строжайшее соблюдение Конституции и законов всеми государственными органами;
- в сфере правотворчества - профессионализация законодательной деятельности, предоставление населению права законодательной инициативы, распространение знаний в области юридической техники, широкое публичное освещение законопроектной деятельности, усиление юридической ответственности за нарушение прав и свобод граждан;
- в сфере правоприменения - лицензирование юридических профессий, развитие судебной системы, обеспечение прямого действия Конституции РФ, проведение практических семинаров для работников государственных органов, создание консультативных советов юридических ведомствах;
- в сфере юридического воспитания - повышение нравственности граждан, популяризация правовых знаний (в том числе через средства массовой информации), использование ролевых игр и практических ситуаций, пробуждение интереса к правовым знаниям и повышение их доступности, применение методов рекламы, развитие семейного правового воспитания;
- в сфере юридической науки и юридического образования - дальнейшее развитие научных исследований в области правовой культуры, преодоление разрыва между наукой и практикой, повышение эффективности высшего юридического образования, введение юридических дисциплин в неюридических вузах и общеобразовательных организациях;
- в сфере гражданского общества и личной инициативы - развитие системы общественных
организаций, активное отстаивание личностью своих прав, борьба с любыми проявлениями беззакония и произвола [9, с. 106].
Таким образом, формирование правовой культуры - это сложный и длительный процесс: это и увеличение уровня правосознания, правовой активности, юридических знаний граждан, и повышение эффективности правоохранительной деятельности, и повышение культуры правоприменения и правотворчества. Правовая культура формируется систематической целеустремлённой образовательно-просветительской деятельностью государства и зависит, прежде всего, от уровня развития сознания граждан, от того, насколько глубоко осознаны ими основные правовые ценности.
Список литературы:
[1] Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Норма, 2000. - 331 с.
[2] Головченко В.В. Стратегия формирования правовой культуры личности в современной России: понятие, цели, основные направления. -М.: Наука, 2013. - 301 с.
[3] Зеленкова Л.Г. Воспитание правовой культуры молодежи. - Минск: Вече, 2016. - 120 с.
[4] Зорченко Е.А. Теория государства и права. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Белорусь, 2012. - 308 с.
[5] Кунев А.Н. Законность и правовая культура в условиях становления правового государства: теоретико-правовое исследование: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - 183 с.
[6] Матузов Н.И. Теория государства и права.
- М.: Юристь, 2014. - 512 с.
[7] Муслумова Т.В. Правовая культура подрастающего поколения: социально-философский анализ: дис. ... докт. филос. наук. - М., 2004. -391с.
[8] Назаренко Г.В. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2013. - 196 с.
[9] Раковская Е.Л. Формирование правовой культуры студентов молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры: дисс. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2013. - 296 с.
[10] Хурлет М.А. Правовая культура студентов вузов: понятие, структура и особенность // Управление ФСД: проблемы и пути их решения: сб. кафедры Управления. 2014. № 4. - С. 39-41.
Spisok literatury:
[1] Vengerov A.B. Teoriya gosudarstva i prava.
- M.: Norma. 2000. - 331 s.
[2] Golovchenko V.V. Strategiya formirovaniya pravovoy kultury lichnosti v sovremennoy Rossii:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020
ponyatiye. tseli. osnovnyye napravleniya. - M.: Nauka. 2013. - 301 s.
[3] Zelenkova L.G. Vospitaniye pravovoy kul-tury molodezhi. - Minsk: Veche. 2016. - 120 s.
[4] Zorchenko E.A. Teoriya gosudarstva i prava. - Minsk: Akad. upr. pri Prezidente Resp. Belorus. 2012. - 308 s.
[5] Kunev A.N. Zakonnost i pravovaya kultura v usloviyakh stanovleniya pravovogo gosudarstva: teo-retiko-pravovoye issledovaniye: diss. ... kand. yurid. nauk. - M., 2011. - 183 s.
[6] Matuzov N.I. Teoriya gosudarstva i prava. -M.: Yurist. 2014. - 512 s.
[7] Muslumova T.V. Pravovaya kultura podrastayushchego pokoleniya: sotsialno-filosofskiy analiz: dis. ... dokt. filos. nauk. - M., 2004. - 391s.
[8] Nazarenko G.V. Teoriya gosudarstva i prava. -M.: Prospekt. 2013. - 196 s.
[9] Rakovskaya E.L. Formirovaniye pravovoy kultury studentov molodezhi v protsesse vzaimodey-stviya vuzov i uchrezhdeniy kultury: diss. ... kand. ped. nauk. - Tambov, 2013. - 296 s.
[10] Khurlet M.A. Pravovaya kultura studentov vuzov: ponyatiye. struktura i osobennost // Uprav-leniye FSD: problemy i puti ikh resheniya: sb. kafedry Upravleniya. 2014. № 4. - S. 39-41.
4
ЮРКОМПАНИ
www. law- books, ru
Л_
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020