Научная статья на тему 'Правовая коммуникация с позиций дискурсивной психологии'

Правовая коммуникация с позиций дискурсивной психологии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPEECH ACTIVITY / ПРАВОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / LEGAL COMMUNICATION / ДИСКУРС / DISCOURSE / ПРАВОВАЯ ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА / LEGAL DISCURSIVE PRACTICE / ДИСКУРСИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / DISCURSIVE PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрианов Михаил Семенович

В статье анализируется актуальный запрос практики к изучению повседневного общения людей в сфере права и правовых отношений для решения острых проблем современной российской социально-правовой действительности; дается определение правовой коммуникации, включая его расширенное толкование, и обосновывается новый подход к исследованию проблемы с позиций дискурсивной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the current request practices to the study of everyday people in the sphere of law and legal relations for solving urgent problems of the modern Russian socio-legal reality; gives a definition of the legal communication, including its broader interpretation, and the new approach to the study of problems from the viewpoint of discursive psychology.

Текст научной работы на тему «Правовая коммуникация с позиций дискурсивной психологии»

ПРАВОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ С ПОЗИЦИЙ ДИСКУРСИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

М. С. Андрианов

Аннотация: в статье анализируется актуальный запрос практики к изучению повседневного общения людей в сфере права и правовых отношений для решения острых проблем современной российской социально-правовой действительности; дается определение правовой коммуникации, включая его расширенное толкование, и обосновывается новый подход к исследованию проблемы с позиций дискурсивной психологии.

Ключевые слова: правосознание, речевая деятельность, правовая коммуникация, дискурс, правовая дискурсивная практика, дискурсивная психология.

Summary: the article analyzes the current request practices to the study of everyday people in the sphere of law and legal relations for solving urgent problems of the modern Russian socio-legal reality; gives a definition of the legal communication, including its broader interpretation, and the new approach to the study of problems from the viewpoint of discursive psychology.

Keywords: consciousness, speech activity, legal communication, discourse, legal discursive practice, discursive psychology.

Среди большого числа насущных и разнообразных задач, стоящих сегодня перед Российским государством и обществом, есть одна, без решения которой эффективное и успешное осуществление всех социально-политических и социально-экономических планов как в краткосрочной, так и в стратегической

перспективе невозможно. Это создание и развитие такой правовой среды в обществе, в которой высокий уровень правосознания и правовой культуры был бы главенствующим началом, получал максимальную целостность и глубину выражения.

Современное состояние массового сознания российских граждан характеризуется сложным переплетением тенденций позитивного и негативного отношения к праву. С одной стороны, многими признаются важность и необходимость правового регулирования, высокое назначение закона в обеспечении порядка, охраны прав, интересов и безопасности граждан, а с другой — распространены представления о девальвации закона, умаление его роли, неверие в правовую систему и юридические гарантии. Именно внутренняя противоречивость, существование противоположных тенденций в сознании людей и дезинтеграция ценностной структуры в обществе стали главными причинами правового нигилизма [7]. При этом значительная часть населения имеет довольно смутные правовые представления, размытые правовые знания и ценностные установки, а личная ответственность за должное исполнение правовых норм, соблюдение действующих законов и восстановление нарушенных прав переносится на государство, правоохранительные органы или правозащитников.

В этом контексте очевидно, что укрепление страны и становление правового государства настоятельно требуют се-

рьезных перемен, в первую очередь в правовой системе и деятельности правовых институтов, в современном правовом образовании, улучшения нравственной среды, укрепления законности и правопорядка [6, 10]. Кроме того, в обществе должна разворачиваться широкая дискуссия по актуальным правовым темам: каким должно быть право и правовые отношения сегодня, как преодолеть сложившийся кризис в правосознании, как повышать правовую осведомленность населения и искоренять правовой нигилизм в стране. Таким образом, именно проблема правовой коммуникации, в самом широком аспекте этого понятия, выходит на первый план не только для специалистов-практиков, но и для научно-теоретических исследований.

Традиционно правовой коммуникацией обозначается такая коммуникативная форма деятельности, которая всегда связана с общением в сфере права (рассмотрением, разбирательством, обсуждением правовых вопросов: правонарушения, спора о праве, жалобы и т. д.). В первую очередь здесь имеется в виду коммуникация (как в целом, так в и частности) в процессах правотворческой деятельности и толковании норм права, правоотношений, реализации и применения права. Юридическая значимость такой коммуникации состоит в том, что она предусмотрена законом и непременно побуждает к действию все виды и типы речевой деятельности. Например, изучая принятый государством нормативный акт, люди получают информацию о том, какие общественные отношения и как регулируются этим актом, при этом обязательно привлекаются правовые знания, даже если в тек-

сте они не зафиксированы. В итоге человек судит о правовом регулировании соответствующих отношений и, при необходимости, выбирает приемлемую модель поведения. Иногда в правовых текстах (вопреки формальной логике) даже нет объективной констатации фактов. Связь субъекта права с явлениями правовой действительности, а именно его участие, только обозначается или подразумевается: «в текстах законов говорится, что «преступление наказывается», хотя на самом деле наказывается не преступление, а преступник» [2, с. 268]. Часто толкование нормы права, например статьи Уголовного кодекса Российской Федерации не ограничивается исключительно формальным текстом этой статьи. При трактовке нормы права учитываются и существующие комментарии к ее пониманию, которые являются важной частью такой правовой коммуникации.

Однако понятие правовой коммуникации надо определять гораздо шире, включая в него не только язык законов и речевую деятельность специалистов, но и распространение, передачу информации, значимой с правовой точки зрения (с учетом особенностей и закономерностей ее восприятия и обработки), а также общение рядовых людей, вступающих в правовые отношения и обсуждающие их, в том числе на бытовом уровне. На важности такой грани правовой коммуникации, как правовое информирование, делается особый упор в Основах государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом РФ в 2011 г. (в частности, пп. У.16.4; У1.17.6 указанного документа) [16].

Известно, что введение человека в правовую культуру и ориентирование его в значимой правовой информации достигается в процессе институализиро-ванной правовой социализации посредством правового просвещения и формирования определенных правовых знаний, установок, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для развития его правосознания, подготовки к жизни и принятым в данном обществе правоотношениям. Но проблема заключается в том, что, как правило, простого информирования о праве недостаточно: важен перевод соответствующих правовых и, в частности, уголовно-правовых терминов на уровень бытовых понятий в единстве их юридического и психологического содержания, а также с учетом взаимосвязи когнитивного и ценностно-смыслового механизмов актуализации понятий о праве [9]. Отсутствие адекватной интерпретации ключевых понятий (вина, мотив, ответственность, умысел, неосторожность, необходимая оборона и др.) может приводить к непониманию людьми, например молодежью [3], различий между преступным и непреступным поведением, особенно в случаях определенной распространенности в бытовой среде некоторых событий и мелких правонарушений, которые обычно не воспринимаются многими как противозаконные. Именно разрыв между усвоением общих правовых определений и переводом их на язык повседневности представляется одним из серьезных дефектов существующего правового воспитания.

Таким образом, в современных условиях довольно отчетливо оформляется запрос практики к развитию и применению научно-теоретических представле-

ний о правовой коммуникации, в то время как использование этого понятия довольно слабо подкрепляется исследованиями и в отечественной юриспруденции, и в современной юридической психологии в отличие от других отраслей гуманитарного знания. Очевидно, требуется специальная, обобщающая существующие знания, проработка самой предметной области, методологии и критериев изучения правовой коммуникации, которую уместно осуществить с позиций передовых достижений психологической науки, в частности ее относительно новой отрасли—дискурсивной психологии. При этом основные положения современной теории дискурса могли бы многое дать для изучения и понимания различных социально-правовых явлений и феноменов, а трактовка самой правовой коммуникации в качестве определенных правовых дискурсивных практик позволяет по-новому не только освещать, но и решать различные проблемы и задачи социально-правовой действительности.

Понятия «дискурс» и «дискурс-анализ» были введены в оборот в конце ХХ века в рамках интенсивно развивающегося междисциплинарного подхода к исследованию вербальной коммуникации. Здесь важно понимать, что «дискурс» — это не просто новое, «модное» слово, еще один квазитермин, называющий известные явления и феномены по-новому. Это действительно стройная теория (или даже ряд теорий) на стыке нескольких наук. Основой этого направления является целостный взгляд на текст и его структуру с учетом субъективной ситуации общения. Такой включенный в систему коммуникативных отношений текст был назван дискурсом (от фр. discourse — речь, выступление).

В самом широком смысле — это рассуждения людей по поводу какой-либо проблемы либо социального события, обсуждения их или все формы «разговора» и «письма», то есть использование любого текста, устного или письменного.

Главная же суть нового, дискурсивного подхода к изучению общения и коммуникативных процессов заключается в том, что в центре анализа становится не какая-то одна единица речи (слово, предложение и др.) или содержание законченного, вполне определенного высказывания — текста (необязательно только письменного), во главу угла ставится единица более крупная — дискурс, то есть текст в совокупности с многочисленными психологическими, прагматическими, социокультурными факторами, включенными в его создание и понимание [4, с. 57]. Новая коммуникативная парадигма обращается к изучению целостного феномена, в котором связи и отношения между языком, действительностью, говорящим и адресатом сложным образом переплетены. Психолог Н.Д. Павлова, современный исследователь дискурса, отмечает: «Человеческая речь социальна, причем не только в том отношении, что используется язык. Речь включена в социальную практику. Она ориентирована на адресата, предполагает взаимодействие, воздействие, влияние. При изучении в отрыве от общения речь предстает как изолированный процесс, и какова ее действительная роль, фактическое значение для говорящего человека, в таком случае не выясняется» [5, с. 11, 12].

Необходимо отметить, что сегодня понятие «дискурс» исследуется в трех значениях (аспектах): как способ использования языка, то есть как соци-

альная практика; как способ говорения; как разновидность языка в пределах определенной области. Именно последний аспект является ключевым, когда, помимо традиционных для психологии общения вопросов организации речи, структуры диалога, видов производства и анализа текстов и пр., рассматриваются особенности коммуникации в различных сферах действительности и выделяются отдельные, специальные дискурсы: научный, художественный, публицистический, масс-медийный, педагогический, деловой, политический, правовой и другие.

Образовалась даже специальная научная дисциплина — дискурсивная психология [13, 14], обозначающая новый подход к социальной психологии, суть которого — в использовании специального типа дискурсивного анализа для исследования способов формирования и изменения личности человека, его мыслей и эмоций в процессе социального взаимодействия [13, 14, 15]. Такой анализ концентрируется на риторической, а не на лингвистической организации текста и общения. Поднимаются и решаются, главным образом, следующие вопросы: как происходит процесс общения; каковы механизмы возникновения того, что отдельные мнения становятся устойчивыми и распространенными; каковы представления людей о мире и как они разрушаются альтернативными версиями. В итоге представители дискурсивной психологии утверждают, что «наши способы понимания и категоризации мира не универсальны, а условны, то есть зависят от истории и социальных факторов» [11, с. 152].

Именно в коммуникации образы социального мира, основные понятия — ка-

тегории могут наполняться одинаково воспринимаемым содержанием, то есть вырабатываются разделяемые многими системы значений. Но повседневное общение — это не только обмен и обработка информации с привлечением механизмов социального познания и обнаружение значений тех или иных категорий. Каждая коммуникативная ситуация имеет важный психологическое аспект — с их помощью люди вступают в социальные отношения (например, стремятся к установлению определенного социального контроля или добиваются социального согласия), а язык и неречевые средства, воплощенные в дискурсе, являются способом влияния на окружающих и социальный мир в целом. И самое главное — посредством общения люди обретают (формируют и отстаивают) определенную собственную идентичность [8].

Все изложенное применимо и к социально-правовой сфере. Социально-правовые представления формируются в повседневной практике и коммуникации и представляют собой популярную версию правовых знаний. Они выполняют функцию идентификатора той или иной социальной общности, то есть участвуют в создании и сохранении определенной социально-правовой идентичности. Известно, что сам по себе юридический язык, да и многие правовые нормы часто довольно сложны для восприятия и понимания рядовому человеку. Не случайно для их адаптации существуют юридические консультации, а в случае судебных разбирательств люди обращаются за помощью к специалистам, например к адвокатам. Однако это не мешает многим иметь обыденные представления о праве и на их основе не только регулировать свое право-

вое поведение, но и выносить суждения по различным социально-правовым явлениям и событиям, то есть разбираться в праве на бытовом уровне. И хотя часто такие представления далеки от точного знания, упрощены, схематичны, обрывочны и поверхностны, возможно, даже искажены, превратно истолкованы, но тем не менее они опираются на здравый смысл, имеют хождение в социуме и позволяют человеку строить непротиворечивый, понятный образ социального мира и приемлемых правоотношений. Таким образом, бытование социально-правовых представлений, мотивирующих то или иное правовое поведение, не только через язык их носителей, а точнее дискурс, выявляется, но в значительной мере благодаря правовым дискурсивным практикам эти представления и формируются.

Сегодня правовые знания, представления о праве и практике его применения стали важнейшими для россиян. В новейшей российской истории жизнь заставила многих людей приобретать правовой опыт и обучаться вопросам правового регулирования. Например, это касается заключения разного рода договоров и контрактов: на работу, на платное лечение и обучение, приобретение недвижимости и т. д. Немало проблем юридического характера возникает и в финансовой сфере: вложение денег, уплата налогов, получение кредитов и др. Расширилась также практика отстаивания своих нарушенных прав в судебном порядке. При этом правовые знания приобретаются людьми не только непосредственно, благодаря полученному опыту, но и при обсуждении вопросов правового регулирования с другими лицами.

Кроме того, посредством именно повседневной правовой коммуникации, и это особенно важно, происходит выработка методов, способов и средств влияния на окружающую социально-правовую реальность, существующие формы и нормы регулирования правоотношений. В частности, это проявляется в формировании общественного мнения по тем или иным правовым вопросам, включая реакцию людей, не удовлетворенных некоторыми аспектами социально-правовой жизни, деятельностью правоохранителей и правовой системы в целом, или в гражданской активности и демонстрируемом многими желании участвовать в разработке законопроектов через их публичное обсуждение, как это было, к примеру, при принятии законов «О полиции», «О здравоохранении», «О рыболовстве». Очевидно, что возрастающий в обществе потенциал гражданской активности должен быть учтен и конструктивно использован всеми правовыми институтами и учреждениями [1, 12], а роль и значение в этих процессах именно опыта повседневной правовой коммуникации могут быть объяснены только в парадигме дискурсивной психологии.

Итак, изучение правовой коммуникации, особенно в русле дискурсивного подхода (он способен по-новому раскрыть, вдохнуть жизнь в такие классические понятия, как «правовая социализация», «правосознание», «правовое поведение», «правовая культура» и др.), имеет существенные перспективы не только для дальнейшего исследования этого явления, но и для получения ответов на запросы правоприменительной практики, решения многих актуальных проблем современной

российской социально-правовой действительности.

Литература

1. Бачмага О.П. Инициативное поведение как способ обеспечения ответственности государства перед личностью // Прикладная юридическая психология. — 2012. — № 4. — С. 8-15.

2. Лейст О.Э. Сущность права. — М., 2002.

3. Наркотики в молодежной дискурсе: подход теории социальных представлений / И.Б. Бовина, М.Г. Дебольский [и др.] // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 1. — С. 49-58.

4. Павлова Н.Д. Дискурс // Психология общения. Энциклопедический словарь. — М., 2011. — С. 57.

5. Павлова Н.Д. Коммуникативная парадигма в психологии речи и психолингвистике // Психологические исследования дискурса. — М., 2002.—С. 7-17.

6. Пастушеня А.Н. Готовность личности к правомерному поведению: структурно-содержательная характеристика // Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 3. — С. 17-25.

7. Пригожин А.И. Законность как социальная ценность // Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 1. — С. 51-55.

8. Соснин В.А. Социокультурная идентичность и глобализация современного мира // Прикладная юридическая психология. — 2011. — № 1. — С. 125143.

9. Столярова В.А. Взаимосвязь когнитивного и ценностно-смыслового механизмов актуализации понятий права у студентов // Прикладная юридическая психология. — 2011. — № 1. — С. 159-164.

10. Стрижов ЕЮ. Нравственно-правовая надежность личности: психологическая модель и механизмы развития // Прикладная юридическая психология. — 2009. — № 4. — С. 40-55.

11. Филлипс Л, Йоргенсен М. Дискурс-анализ: Теория и метод. — Харьков, 2004.

12. Холопов В.А. Психологические аспекты повышения активности населения в условиях реализации реформы местного самоуправления // Прикладная юридическая психология. — 2008. — № 1. — С. 71-77.

13. Harre R., van Langenhove L. Positioning Theory. — Oxford, 1999.

14. Potter J., Wetherell M. Discourse and Social Psychology. — L., 1987.

15. Potter J. Representing Reality. Discourse, Rhetoric and Social Construction. — L., 1996.

16. Основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [Электронный ресурс]. URL: http://www. news.kremlin.ru/news/11139 (дата обращения: 04.05.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.