Научная статья на тему 'Правовая информация в процессе управления физкультурными организациями'

Правовая информация в процессе управления физкультурными организациями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
192
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРАВОВОЙ АСПЕКТ / ФіЗКУЛЬТУРНі ОРГАНіЗАЦії / КЕРУВАННЯ / ПРАВОВИЙ АСПЕКТ / ATHLETIC ORGANIZATIONS / MANAGEMENT / LEGAL ASPECT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баженков Е. В.

В работе представлены данные качественного анализа значимости тех или иных правовых документов представителя различных уровней управления в области физической культуры и спорта Украины. Необходимо систематически на всех уровнях управления раскрывать основные конституционные принципы организации органов государственной власти. В самоуправляемых системах это выражается в сочетании процесса централизации деятельности структурных подсистем с помощью центральной управляющей инстанции с децентрализацией деятельности уровней и подсистем, обладающих относительной автономностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal information in the process of management athletic organizations

Information of high-quality analysis of meaningfulness of one or another legal documents of representative of different levels of management is in-process presented in area of physical culture and sport of Ukraine. It is necessary to open systematically on all level of the hierarchy the basic constitutional principles of architecture of members of the government. In homing systems it expresss in a combination of process of interlocking of activity of structural subsystems to decentralization of activity of levels and subsystems.

Текст научной работы на тему «Правовая информация в процессе управления физкультурными организациями»

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫМИ

ОРГ АНИЗАЦИЯМИ

Баженков Е.В.

Общественная организация «Физкультурноспортивное общество «Спартак»

Аннотация. В работе представлены данные качественного анализа значимости тех или иных правовых документов представителя различных уровней управления в области физической культуры и спорта Украины Необходимосистематически на всех уровнях управления раскрывать основные конституционные принципы организации органов государственной власти. В самоуправляемых системах это выражается в сочетании процесса централизации деятельности структурных подсистем с помощью центральной управляющей инстанции с децентрализацией деятельности уровней и подсистем, обладающих относительной автономностью.

Ключевые слова: физкультурныеорганизации, управление, правовой аспект.

Анотація. Баженков Е.В. Правова інформація в процесі керування фізкультурними організаціями. У

роботі приведені дані якісного аналізу значущості тих чи інших правових документів представниками різних рівней управління в області фізичної культурита спорту України Необхідно систематично на всіх рівнях керування розкривати основні конституційні принципи організації органів державної влади. У самокерованих системах це виражається в сполученні процесу централізації діяльності структурних підсистем за допомогою центральної керуючої інстанції з децентралізацією діяльності рівнів і підсистем, що володіють відносною автономністю

Ключові слова: фізкультурніорганізації, керування, правовий аспект.

Annotation. Bazhenkov E.V. Legal information in the process of management athletic organizations.

Information of high-quality analysis of meaningfulness of one or another legal documents of representative of different levels of management is in-process presented in area of physical culture and sport of Ukraine. It is necessary to open systematically on all level of the hierarchy the basic constitutional principles of architecture of members of the government. In homing systems it expresss in a combination of process of interlocking of activity of structural subsystems to decentralization of activity of levels and subsystems.

Keywords: athletic organizations, management, legal aspect.

Введение.

Сегодня законодательная нормативная, финансово-экономическая и материально-техническая базы, лежащие в основе реализации государственнойполитики в области физической культурыи спорта в стране, не в полной мере соответствуют проводимым социально-экономическим реформам. Вследствие этого не все граждане и не всегда имеют возможность реализовать гарантируемые конституционныеправа для занятия физической культуройи спортом Кроме этого перечисленные базовые условия не обеспечены достаточным финансированием и надежными правовыми, управленческими и кадровыми механизмами реализации. Перечисленное обуславливает большую потребность в изучении, того позитивного (в области правового обеспечения физической культурыи спорта), что было достигнуто за многие десятилетия в мире, бывшем СССР, и, в частности, в У краине

По мнению С.Н. Братановского [1991], в настоящее время для устранения существующихв данной области негативных явлений необходимо проводить следующие комплексные мероприятия:

- совершенствование системы организации физического воспитания и управления им;

- разработку правовой регламентации этих процессов;

- дальнейшее углублениеи развитие демократических начал и

- повышение качества и эффективности работы органов и учреждений сферы физической культурыи

спорта.

Перечень этих позиций еще раз подчеркивает необходимость изучения комплекса проблем, касающихся совершенствования правовых отношений в украинском физкультурноспортивном движении с целью создания оптимальных условий для занятий физической культуройи спортом гражданам страны.

Затрагивая сравнительно мало обсуждаемые в области физической культуры правовые вопросы, хотелось бы вкратце остановиться на понятийном аппарате.

Право - это один из регуляторов общественных отношений, санкционированных государством [Википедия, 2006]. Существует множество видов прав - конституционное административное, гражданское, трудовое финансовое, уголовное, экологическое; земельное, семейное, социального обеспечения и др.

Из многочисленных областей права в работе акцентируется внимание на административном праве, в той его части, которую можно отнести к управлению физической культуройи спортом

Теория управления, основанная на системном подходе, рассматривает предприятие (организацию) как множество связанных и определенным образом упорядоченных частей, которые обладают целостностью и образуют единство при взаимодействии с внешней средой.

У правление всегда предполагает наличие двух основных частей:

- Субъекта (органа) управления, который вырабатывает управляющее воздействие и контролируетего исполнение

- Объекта (предмета) управления, на который направлено управляющее воздействие для его выполнения

© Баженков Е.В., 2009

Если совокупность этих двух частей образует в процессе своего взаимодействия устойчивую целостность, то она называется системой управления Иногда субъект управления называют управляющей подсистемой, а объект - управляемой подсистемой Для изучения или разработки этих подсистем их можно рассматривать как самостоятельные системы.

Управлением считается процесс воздействия субъекта управления на объект управления в целях обеспечения объекту эффективного функционирования и развития. У правление персоналом определяет и устанавливает характер взаимоотношений и способы их реализации между субъектомруководителем и объектом Связь основных частей системы управления, их отношения характеризуются через информацию, которая отражает материальные потоки и процессы производства

С точки зрения кибернетики всякое управление представляет собой информационный процесс, состоящий из ряда процедур, связанных с восприятием, преобразованием и передачей информации Представленная схема отражает особенности, присущие кибернетической системе, то есть системе управления любой природы (технической, биологической организационной).

Общетеоретические вопросы, касающиеся данной проблемы, рассматривались в многочисленных работах [Г.В. Атаманчука, 1997, 2000; И.Л. Бачило, 1998; Г.В. Мальцева, 1965; и мн. др.].

Теоретические и прикладные аспекты организационных проблемы физической культуры спорта, проблем управления в этих сферах представлены в работах В.У. Агеевца [1977], Н.В. Жмарева. [1984], В.И. Жолдака, Н.В. Коротаева [1994], М.М. Баки [2004], и мн. др.

Правовым же проблемам физической культурыи спорта посвящены работы Д.Н. Бахраха [1993], С.И. Гуськова [1996] В.И. Жолдака, В.Н. Зуева [2000]; и мн. др.

В современных условиях жизни система управления физкультурными организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности приобретает большую значимость [В.В. Кузин, 2000]. Дальнейшее развитие этой деятельности прямо связано с использованием социальной информации, в частности - правовой. В последнее время в нашей стране разработаны различные нормативные документы регулирующие вопросы взаимодействия субъектов социально-правовых отношений в отрасли "физическая культураи спорт"[Н.В. Жмарёв, 1984]. Целая серия законодательных актов приняты в разных странах и наиболее близкие к нашим реалиям приняты в Российской Федерации (РФ). Учеными этой страны систематически анализируется правовая база этой области культуры [С.Э. Воронин, 1999; С.Э. Воронин, С.С. Филиппов, 1999, 2000; А.П. Душанин, П.А. Виноградов, 2000].

Специалисты-правоведы представляют сферу физической культурыи спорта как одну из социальных подсистем, связанную с другими подсистемами общества и государства

Участники физкультурноспортивной деятельности в процессе достижения своих целей вступают в отношения между собой и другими субъектами общественных отношений, используя при этом определенные средства, в том числе и правовые. Урегулированные нормами права общественные отношения становятся правоотношениями По определению теории права [В.С. Нерсесянц 1999], под правоотношением понимается разновидность социального отношения, урегулированного юридической нормой, участники которого обладают взаимными корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворениясвоих потребностей и интересов в особом порядке, гарантированном и охраняемом государством в лице его органов. Участниками (субъектами) правоотношений могут выступать физические, юридические лица и государство Мерой такой возможности является правосубъектность - способность быть субъектом права. Правосубъектность организаций определяется статусом юридического лица - юридически закрепленном положении в системе общественных отношений При этом, в юридической науке принято различать три основных вида правового статуса:

- Общий - единый, одинаковый для всех субъектов

- Специальный - отражает особенности положения определенных категорий субъектов

- Индивидуальный - фиксирует конкретику отдельного субъекта [М.И Золотов и соавт., 1997].

Касаясь уровня развития физкультурноспортивного движения в Украине, в новых социальноэкономических условиях, следует заметить, что он все в большей степени зависит от эффективности управления физической культуройи спортом во всех ее 27 субъектах (областях).

Управления развитием физической культуры и спорта в областях Украины осуществляется в настоящее время сопряжено с большими трудностями

1) Реорганизуется система управления отраслью (начиная от первичных структур до государственных и общественных организаций области). И как отмечают В.Г. Камалетдинов [2004], В.М. Краснов [2000] в Российской Федерации этот процесс сопровождается значительными организационными сложностями

2) Систематически предпринимаются попытки совершенствования процесса функционирования системы управления за счет разработки нормативно-правовой базы [А.Ф. Антипов, Н.В. Уловистова 2001; С.С. Филиппов, С.Э.Воронин, 2001 и мн. др.], которая (в субъектах Российской Федерации) в значительной степени несовершенна на федеральном уровне.

3) Осуществляется все более полный переход на программно-целевое управление, поиск новых источников финансирования, информационного обеспечения развития отрасли. Это порождает новую массу проблем в связи с переходом на новый уровень деятельности всех заинтересованных организаций и специалистов [И.И. Переверзин, 1998; В.В. Кузин и соавт., 1999; В.В.Кузин, 2001].

Организационная структура современной системы управления развитием физической культуры и спорта в У краине не претерпела коренных изменений по сравнению с ранее существовавшей структурой Но, принципы управления и функциональные взаимодействия стали значительно отличаться

Управление развитием физической культурыи спорта в Украине осуществляется в настоящее время по принципу децентрализации.

Разработка комплекса законодательных документов составляющих нормативно-правовую базу развития физической культуры и спорта, за последние 5-6 лет стала приоритетным направлением деятельности областных советов. При этом нормативно-правовое обеспечение развития отрасли складывается из трех взаимосвязанных блоков документов областных; субъекта (организации) и муниципальных документов

Успешное развитие физической культурыи спорта в субъектах Украины во многом зависит от их финансирования, в настоящее время, осуществляемое из бюджетных и внебюджетных источников Кроме того, как отмечается в файле Верховного Совета Украины «... здоровая жизнь - это основа стабильности каждого человека». Стабильная жизнь каждого человека - это основа позитивной жизнедеятельности государства К сожалению, теперь в Украине здоровая спортивная жизнь ПОЛНОСТЬЮ ОТСУТСТВУЕТ» [25]. Кроме того, там же отмечается, что в Украине отсутствует единая стратегия и база развития спорта. Состояние спорта в У краине просто жалкое.

Формулирование целей работы

Учитывая сказанное, при проведении настоящей работы мы избрали:

Объект исследования - правовая база развития физической культурыи спорта в Украине в период новых социально-экономических преобразований.

Предмет исследования - правовые отношения, возникающие в процессе реализации законодательства в организации управления физической культуройи спортом в Украина

Рабочая гипотеза:

- в реформировании правовой системы физической культурыи спорта недостаточно используется опыт СССР и ведущих зарубежных стран;

- создание оптимальной правовой базы развития физической культурыи спорта позволит не только сохранить уровень страны в спорте высших достижений, но и решить основную государственнуюзадачу

- создать базу для активных массовых занятий физической культуройи спортом

В исследовании мы поставили перед собой цель решить следующую задачу:

- изучить постановку правового обеспечения физической культуры и спорта в Украине и ведущих зарубежных странах.

Важное нормативное значение имеют акты, которые принимаются физкультурноспортивными организациями. Необходимость использования в практике повседневной работы различной правовой информации вынуждает руководителей искать пути по ее сбору, анализу, хранению и использованию В этой связи возникает ряд вопросов, которые не нашли решения в спортивной науке К ним относятся:

Какие категории специалистов должны получать информацию? Какая это должна быть информация?

С какой периодичностью они должны ее получать?

Организация и методика исследования. Учитывая, что в различных физкультурноспортивных подразделениях, существуют разнообразные организационно-правовые формы и формы собственности, которые были описаны С.Э. Ворониным [2001] нами были использованы следующие методы исследования:

- изучение и анализ материалов международных и отечественных научно-практических конференций по исследуемой теме;

- социологические методы (опрос, анкетирование, личные беседы);

- изучение статистических данных;

- статистические методы.

Результаты исследо ваний.

В работе принимали участие специалисты разного уровня управления различных физкультурно спортивных.

Большое внимание было уделено анализу законодательных актов в сфере физической культурыи спорта, нормативных документов принятых в СССР, России и У краине, а также материалов общественных и ведомственных спортивных организаций и ФСО «Спартак».

В нем приняли участие представители физкультурноспортивных обществ, работники районных отделов по физической культуреи спорта города, председатели городских федераций по различным видам спорта, педагогический персонал детско-юношеских спортивных школ ( ДЮСШ), сотрудникикоммерческих физкультурноспортивных организаций. Всего было опрошено 150 человек.

Среди них - 70% мужчин и 30% женщин. Из них: 60% работников государственныхуправленческих структур физической культуры 25% представителей общественных физкультурноспортивных объединений и 15% - коммерческих организаций.

Физкультурноспортивные организации, принявшие участие в обследовании, были разделены на три группы государственные общественные и коммерческие организации (рис. 1).

Помимо такой классификации респондентов были выделены разные категории специалистов, участвующих в процессе управления Классификатором был избран уровень управления В пирамиде

управления было выделено три уровня (схема 1).

Специалистам предлагалось оценить виды правовой информации (документы) по их значимости для процесса управления организацией по трехбалльной шкале.

Оценочная шкала включала:

- информация неиспользуемая - 1 балл;

- информация редко используемая - 2 балла;

- информация часто используемая - 3 балла.

Г осударств енные Обществ енные Коммерческие

организации, чел. организации, чел. организации, чел.

Рис. 1. Количественный состав респондентов

А. Высший уровень руководства

У директора ДЮСШ,

у председатели федераций по видам спорта,

у начальники районных отделов по физической

культуреи спорта,

у руководителичастных физку льтурныхорганизаций

Б. Средний уровень руководства

у заместители директоров ДЮСШ,

у заместители председателей федераций по видам

спорта,

у заместители руководителейчастных физкультурных

организаций

В. Низший уровень руководства

У тренеры по видам спорта,

у преподаватели,

У оргработники

Схема 1. Классификация респондентов по уровням руководства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ полученных результатов показал следующее; Для государственных физкультурнэ спортивных организаций большое значение имеет блок нормативных документов регламентирующий спортивную деятельность.

Результаты отражающие оценки значимости для профессиональной деятельности респондентов конкретных видов правовой информации, представлены в табл. 3 и 4. Данные отражают отношение специалистов к конкретным законодательным и нормативным актам государственного, регионального и отраслевого характера.

Согласно данным анкетирования группы специалистов, работающих в государственных организациях, первое место занимает, "Постановления и Распоряжения Кабинета Министров Украины»" -2,64 балла; второе место - у "Указов и Распоряжения Президента Украины» - 2,51 балла, а третье - у

«Правил соревнований по видам спорта» - 2,3 балла.

Заключительные три позиции занятии такие документы «У краинская спортивная классификация» -7 место с 1,76 балла; «Нормативно-правовые акты Министерства образования и науки» - 8 место с 1,68 балла; «Законы и Постановления Верховного Совета Украины» - 9 место с 0,73 балла.

Несколько иные, но близкие по оценке и типу документов даны ответы респондентами, представляющими общественные организации.

При сравнении мнений респондентов государственными общественных организаций различия в один пункт рейтинга проявились в оценке «Постановлений Кабинета министров», в 8 пунктов по «Законам Украины и Постановлениям Верховного Совета Украины» и 5 пунктов по «Правилам соревнований по видам спорта» (табл. 3 и 4). Респонденты, представляющие эти виды организаций в своих оценках отдают предпочтение правовым документам, исходящимиз высших уровней управления государством

Что же касается оценок респондентов, работающих в коммерческих организациях, то, по их мнению, наиболее важными для работы являются следующие правовые документы - на первом месте «Положения о соревнованиях», на втором - «Нормативные акты Министерства по делам молодежи, семьи и спорта» и на третьем - «Украинская спортивная классификация» (табл. 3 - 4).

Как вытекает из полученной информации - оценка значимости правовой информации для специалиста зависит от уровня его управленческой деятельности - чем выше уровень управленческой деятельности, тем более высоким уровнем правовой информации они пользуется в своей практической деятельности.

С одной стороны это вполне объяснимо, логично и позитивно, но, с другой стороны, негативным является то, что в реальной практической деятельности знания соответствующих специалистов должны охватывать все отрасли права.

Для проверки этой гипотезы был проведен корреляционный анализ, полученных результатов (табл. 5).

Таблица5

Результаты корреляционного анализа рейтинга значимости правовых документов для специалистов

различного уровня управления

Организа- ции Г осударст венные Общественные Комерчес кие Средний рейтинг

Г осударст венные 1 0,248±0,16 0,568±0,11 0,423±0,13

Общественн ые - 1 -0,524±0,12 0,568±0,11

Комерчес кие - - 1 0,027±0,16

Средний рейтинг - - - 1

Применение метода линейной корреляции (Пирсона) показало, что наличие совпадений (несовпадений) мнений специалистов разных уровней управления по значимости различных правовых документов не имеет высокой корреляции Наивысший показатель (табл. 5) обнаружен при совпадении мнений специалистов государственныхучреждений с мнением респондентов, работающих в коммерческих организация (0,568 ± 0,11).

Несколько меньшее значение коэффициента корреляции между величинами рейтинга специалистов, работающих в общественных и коммерческих организациях (-0,524±0,12). И знак «-« свидетельствует о противоположностимнений специалистов этих организаций.

Интересной особенностью, вытекающей из результата корреляционного анализа, является то, что наименьшая степень связь между разными уровнями управления выявлена у специалистов коммерческих организаций с представителями других управленческих уровней (0,027 ± 0,16). Такой результат может свидетельствовать о том, что специалисты этого уровня менее всего интересуются правовой документацией связанной с вышележащими уровнями управления Следует также обратить внимание такой показатель общей статистики как коэффициент вариации мнений респондентов - у специалистов - коммерческих организаций он наименьший (табл. 3) и составляет 24,1 %, в то время как у работников государственныхи общественных организаций - 29,9 и 30,8 % соответственно

Заключение.

Успешное решение поставленной в данной работе задачи зависит от адекватного понимания предмета правового регулирования: разнообразных общественных отношений, в которые вступают в процессе осуществления своей деятельности субъекты системы физической культурыи спорта. В связи с этим существенное значение имеет четкое представление о системе физической культуры и спорта и характеристиках видов деятельности ее субъектов.

Поэтому в работе использованы аналитические возможности теории физической культурыи теории

права.

В правовом регулировании государственного управления фундаментальное значение принадлежит конституции государства как нормативного правового акта высшей юридической силы в стране [Г.В. Атаманчук, 1997, 2000]. Поэтому при планировании и проведении данного исследования мы

руководствовались положением обоснованным автором - «каждый изучающий проблемы правового регулирования государственного управления призван знать все положения Конституции относящиеся к организации и функционированию государства подсистем и отдельных государственных органов и руководствоватьсяими при освещении соответствующих вопросов» [Г.В. Атаманчук, 1997].

Приступая к рассмотрению информационного обеспечения административно - правового регулирования важно отметить, что административное право, связано с социальным явление получившим название «управление».

В самом общем содержании управление означает руководство чем-то - либо кем-то, а поскольку нашим предметом является административное управление, то и будем касаться именно государственного управления.

В настоящее время происходят процессы, свидетельствующие об уменьшении роли государственного управления в ряде областей жизни страны, примером могут служить процессы, происходящие в экономической сфере. Так, исполнительная власть в ряде направлений отказывается от непосредственного управления и, как следствие, появляется иная функция - функция государственногорегулирования

Такие же процессы протекают и в сфере физической культурыи спорта. Для управления этими процессами в России разработаны основные направления развития административно-правового регулирования [Ю.М. Козлов, 1997]. Среди направлений развития, в нашем случае, можно отметить такие как:

- установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни

- осуществление государственногоконтроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер [Пикулькин А.В., 1997].

На современном этапе развития Украины интенсивно протекает процесс формирования демократического государства, в котором признается право всех граждан страны на занятия физической культурой и спортом и устанавливается обязанность государства в лице его органов способствовать развитию соответствующих общественных отношений.

Преобразования в экономике освоение системы государственныхорганов, признание прав населения на самостоятельное решение вопросов через органы местного самоуправления в У краине поставили вопрос о необходимостичёткого определения:

- путей совершенствования организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в области развития физической культурыи спорта,

- установления форм взаимодействия соответствующих структур между собой, а также с иными органами, организациями и непосредственно с населением области, города, населенного пункта.

Необходимостьуправления физической культуройи спортом очевидна, поскольку развитие данной отрасли социальной сферы «...способствует общему прогрессу страны, так как направлено на совершенствование личности человека, укрепление здоровья людей, обеспечивающего высокоэффективное функционирование трудовых ресурсов») [Лукин М.В., 2004]. В свою очередь, грамотная организация управления в настоящей области общественных отношений невозможна без комплексного изучения действующей нормативной базы в стране, зарубежных странах, а также основных проблем использования зарубежного опыта организации физической культуры и спорта в условиях Российской Федерации Очевидно, что спорт «...не может существовать вне тесной связи с политической экономической и социальной системами общества. В настоящее время он не может существовать и вне общей правовой системы» [Лукин М.В., 2005].

Проанализировав личностные оценки наших респондентов по отношению к важности правовой информации для их непосредственной деятельности можно отметить, что этот важный раздел управленческой работы специалистов по физической культуре и спорту, не протекает в соответствии с принципами системности. Оценки информационных потоков специалистами разных уровней управления слабо коррелируют между собой и часто противоречивы.

Для того, что совершенствовать эти процессы с системных позиций было бы желательно систематически на всех уровнях управления раскрывать основные конституционныепринципы организации органов государственнойвласти, характер вертикальных и горизонтальных взаимосвязей и взаимодействий между ними; определить приоритетные направления правового регулирования на каждом ступени управленческой иерархии в текущих социально-экономических условий; выделить специфические черты компетентности каждого из уровней управления и определить основные направления внутри-межуровневого регулирования информационными процессами.

В самоуправляемых системах это выражается в сочетании процесса централизации деятельности структурных подсистем с помощью центральной управляющей инстанции с децентрализацией деятельности уровней и подсистем, обладающих относительной автономностью!

Литература

1. Агеевец В.У., Дугин В.В. Инварианты системно-структурного подхода в методологии науки управления развитием физической культурыобщества //ТиПФК. 1977, № 8 , с. 7-11.

2. Антипов А.Ф., УловистоваН.В. Профессиональный спорт и закон // ТиПФК. 2001, № 11, с. 19-21.

3. Атаманчук Г.В. «Теория государственногоуправления», М., Юридическая литература, 1997.

4. Атаманчук Г.В. Государственноеуправление (организационно-функциональные вопросы): - М.: ОАО

"НПО "Экономика1, 2000. - 302 с.

5. Бака М. М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи: Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. - М.: Юристъ 1998. - 432 с.

7. Братановский С.Н. Государственноеуправление физической культуройи спортом Саратов, 1991. - 234 с.

8. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993.

9. Верховная Рада У краины http://www.democracv .com.ua/ru/wg/86/

10. Гуськов С.И. Государствои спорт. М., 1996, - 48 с.

11. Жмарёв Н.В. Системный подход и целевое управление в спорте. - К.:Здоровья, 1984. - 144с.

12. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Управление в сфере физической культурыи спорта. М., 2000. - 329 с.

13. Закон України «Про фізичну культуруі спорт» від 24 грудня1993 року N 3808-XII

14. Золотов М.И. Менеджмент в сфере физической культуры спорта и рекреации (итоги 13-го Конгресса Европейской ассоциации спортивного менеджмента - EASM) / М.И. Золотов, Е.В. Кузьмичева // ТиПФК. - 2005. - N 12. - С. 57-59.

15. Козлов Ю.М. "Административное право Р.Ф.", М., Зерцало, 1997.

16. Кузин В.В. Оптимизация системы управления отраслью "физическая культура и спорт" в России в

рыночных условиях // ТиПФК, 2000, № 6, с. 56-58.

17. Кузин В.В. Менеджмент и экономика физической культурыи спорта, Academia, 2001. - С. 432.

18. Камалетдинов В.Г. Педагогические аспекты развития культурыуправления физкультурноспортивной деятельностью / Камалетдинов В.Г. // Современные проблемы физической культуры и спорта: за качество подготовки и профессиональной деятельности специалистов физической культурыи спорта : Материалы очно-заоч. науч конф. 25 лет ФПК МГ АФК - М., 2004. - С. 88-90.

19. Краснов В.М. Новое в организации и управлении развитием физической культуры и спорта в

Чувашской Республике/ Краснов В.М. // ТиПФК. - 2000. - N 10. - С. 57-59.

20. Лукин М.В. Компетенция органов государственной власти и местного самоуправления в области развития физической культуры и спорта в Российской Федерации Саратов: Приволжское книжное издательство, 2005.

21. Мальцев Г.В. Соотношение субъективных прав, обязанностей и интересов советских граждан // Советское государство и право. 1965. № 10. С. 20.

22. Мудрик В.І., Олійник М.О, Приходько І.І. Науково-методичні основи управління фізичною культуроюі спортом в Україні. - Харків, 2001.

23. В. С. Нерсесянц Общая теория права и государства Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, Москва, 1999.

24. Пикулькин А.В. «Система государственногоуправления», М., Закон и право, 1997.

25. Проект Закону У країни «Про фізичну культуруі спорт» (нова редакція). 16 квітня 2008.

26. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: -М.: Физкультура образование и наука, 1998. -162 с.

27. Филиппов С.С., Воронин С.Э. Анализ использования правовой информации в процессе управления физкультурноспортивными организациями. - ТиПФК, 2001, № 4, с. 44.

28. http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/maiacgi7nreF3808-12

29. Leukine Mikhail. Legal Regulation of Sports Agents Activity in the Russian Federation (Лукин М.В. Правовое регулирование деятельности спортивных агентов в Российской Федерации) // Marquette Sports Law Review. Milwaukee, 2004. № 1 (15).

Поступила в редакцию 25.12.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.