Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ИКОНОГРАФИЯ И ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ (ИКОНОЛОГИЧЕСКИЙ) МЕТОД В ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

ПРАВОВАЯ ИКОНОГРАФИЯ И ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ (ИКОНОЛОГИЧЕСКИЙ) МЕТОД В ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ИКОНОГРАФИЯ / ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / ИКОНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / ИСТОРИЯ ПРАВА / МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лонская Светлана Владимировна, Пономарева Валерия Владимировна

Поставлена проблема недостаточного осмысления на методологическом уровне в отечественной юридической науке вопросов развития такого междисциплинарного научного направления, как правовая иконография, и применения иконографического (иконологического) методов научного исследования. Особое внимание уделено историко-правовой науке. Интерес к правовой иконографии обосновывается источникоцентричным подходом к предмету исследования в социогуманитарных науках, в том числе истории права, требующих расширения не только предмета исследования, но и методологии. Рассматривается история возникновения иконографии (правовой иконографии) как самостоятельного научного направления. Формулируются основные задачи иконографии - систематизация и описание. Предложено авторское определение понятия правовая иконография - междисциплинарное направление научных исследований, предметом которого является описание и интерпретация изобразительных источников, связанных с юридическим содержанием. Раскрыта сущность иконографического (описание общей темы изображения, поиск и определение деталей, их атрибуции, истолкование образов, аллегорий, в целом интерпретация сюжета) и иконологического методов научного исследования, и продемонстрированы примеры их применения в историко-правовой науке. Определены возможные области иконографических исследований в праве. Сделан вывод о необходимости продолжения дискуссии в отношении проблем использования иконографического (иконологического) метода научного исследования в праве, о перспективах развития правовой иконографии в отечественной юриспруденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ICONOGRAPHY AND ICONOGRAPHIC (ICONOLOGICAL) METHOD IN LEGAL STUDIES

The methodology of Russian legal science has a poor understanding of such an interdisciplinary science as legal iconography and the iconographic (iconological) methods. This article focuses on the legal history studies and legal iconography. The current source-centric approach in the socio-humanitarian sciences requires a broader understanding of research subject and methodology. The history of legal iconography is an independent scientific direction, its main tasks being systematization and description. The author defines legal iconography as an interdisciplinary direction of scientific research that describes and interprets visual sources of legal content. The essence of iconographic method is the description of the general theme, the definition and attribution of details, and the interpretation of images, allegories, and plots. This definition is illustrated by numerous examples. The author also defined prospective areas of iconographic research in law. Iconological research includes three stages. The pre-iconographic stage is purely empirical and descriptive. The iconographic stage is theoretical and analytical; it reveals the direct content and meaning of the image. The author believes that the iconographic (iconological) method of scientific research in law and the prospects of legal iconography in Russian legal studies require further research and scientific discussion.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ИКОНОГРАФИЯ И ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ (ИКОНОЛОГИЧЕСКИЙ) МЕТОД В ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

ВЕСТНИК

КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Правовая иконография

оригинальная статья

Правовая иконография и иконографический (иконологический) метод в правовых исследованиях

Лонская Светлана Владимировна

Балтийский федеральный университет им. И. Канта Россия, Калининград https://orcid.org/0000-0002-0500-6132 SLonskaya@kantiana.ru

Поступила в редакцию 13.12.2022. Принята после рецензирования 09.01.2023. Принята в печать 09.01.2023.

Аннотация: Поставлена проблема недостаточного осмысления на методологическом уровне в отечественной юридической науке вопросов развития такого междисциплинарного научного направления, как правовая иконография, и применения иконографического (иконологического) методов научного исследования. Особое внимание уделено историко-правовой науке. Интерес к правовой иконографии обосновывается источникоцентричным подходом к предмету исследования в социогуманитарных науках, в том числе истории права, требующих расширения не только предмета исследования, но и методологии. Рассматривается история возникновения иконографии (правовой иконографии) как самостоятельного научного направления. Формулируются основные задачи иконографии - систематизация и описание. Предложено авторское определение понятия правовая иконография - междисциплинарное направление научных исследований, предметом которого является описание и интерпретация изобразительных источников, связанных с юридическим содержанием. Раскрыта сущность иконографического (описание общей темы изображения, поиск и определение деталей, их атрибуции, истолкование образов, аллегорий, в целом интерпретация сюжета) и иконологического методов научного исследования, и продемонстрированы примеры их применения в историко-правовой науке. Определены возможные области иконографических исследований в праве. Сделан вывод о необходимости продолжения дискуссии в отношении проблем использования иконографического (иконологического) метода научного исследования в праве, о перспективах развития правовой иконографии в отечественной юриспруденции.

Ключевые слова: правовая иконография, иконографический метод, иконологический метод, история права, методология юридической науки, юридическое источниковедение

Пономарева Валерия Владимировна

Кемеровский государственный университет, Россия, Кемерово

Цитирование: Лонская С. В., Пономарева В. В. Правовая иконография и иконографический (иконологический) метод в правовых исследованиях. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2023. Т. 7. № 1. С. 87-93. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2023-7-1-87-93

full article

Legal Iconography and Iconographic (Iconological) Method in Legal Studies

Svetlana V. Lonskaya

Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia, Kaliningrad

https://orcid.org/0000-0002-0500-6132

SLonskaya@kantiana.ru

Valeriya V. Ponomareva

Kemerovo State University, Russia, Kemerovo

Received 13 Dec 2022. Accepted after peer review 9 Jan 2023. Accepted for publication 9 Jan 2023.

Abstract: The methodology of Russian legal science has a poor understanding of such an interdisciplinary science as legal iconography and the iconographic (iconological) methods. This article focuses on the legal history studies and legal iconography. The current source-centric approach in the socio-humanitarian sciences requires a broader understanding of research subject and methodology. The history of legal iconography is an independent scientific direction, its main tasks being systematization and description. The author defines legal iconography as an interdisciplinary direction of scientific research that describes and interprets visual sources of legal content. The essence of iconographic method is the description of the general theme, the definition and attribution of details, and the interpretation of images, allegories, and plots. This definition is illustrated by numerous examples. The author also defined prospective areas of iconographic research in law. Iconological research includes three stages. The pre-iconographic stage is purely empirical and descriptive. The iconographic stage is theoretical and analytical; it reveals the direct content and meaning of the image. The author believes that the iconographic (iconological) method of scientific research in law and the prospects of legal iconography in Russian legal studies require further research and scientific discussion.

H

tm о

13

tm и

S я о

и

п н о

13

S

л м п я S tm

Я тэ

а

Cd

о

Cd CT

ffi

а у

я s

© 2023. Автор(ы). Статья распространяется на условиях CC BY 4.0 International License 87

Legal Iconography

BULLETIN

KEMEROVO STATE UNIVERSITY

HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES

Keywords: legal iconography, iconographic methods, iconological methods, legal history, methodology of legal science, legal source study

Citation: Lonskaya S. V., Ponomareva V. V. Legal Iconography and Iconographic (Iconological) Method in Legal Studies. VestnikKemerovskogogosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2023, 7(1): 87-93. (In Russ.) https://doi.org/10.216Q3/2542-184Q-2Q23-7-1-87-93

w

и

w

и СЛ

J

<

a w

J

j

< и

5

о

Ен

Q

<

J

<

и

Ен W oi О W ffi Eh

Введение

Развитие науки, в том числе юридической, может быть оценено по тому, как развиваются ее предмет и методология. Замкнутость ведет к деградации, и интерес к междисциплинарным исследованиям, выход за пределы «своего» предмета и традиционных методов действительно предоставляют возможность по-новому подойти к изучаемым правовым явлениям, раскрыть их с новой стороны и понять глубже. Несмотря на то что в последние десятилетия появилось немало интересных работ, связанных с правовой иконографией, представляется, что на методологическом уровне вопрос, связанный с этим направлением научных исследований, в отечественной юридической науке осмыслен недостаточно. Попытаемся обозначить и пояснить ряд важных, на наш взгляд, моментов в рамках обозначенной проблемы, остановившись главным образом на историко-правовых исследованиях, хотя только ими правовая историография и иконологический метод не ограничиваются.

Методы

Основным теоретическим основанием работы является методология социокультурных исследований, позволившая сформулировать оценку методологических оснований современной историко-правовой науки. Использовались как общенаучные методы исследования (анализ, синтез, метод восхождений от абстрактного к конкретному), так и методы юридической науки (формально-догматический и сравнительно-правовой). Основные методологические принципы авторского анализа - принципы историзма, научной объективности и достоверности. Так, следование принципу историзма позволило осуществить научную характеристику предмета исследования - правовую иконографию в динамике, подразумевая при этом тесную взаимосвязь современного состояния иконографических исследований в области юриспруденции с предшествующими периодами развития иконографии и иконологии. В статье научно обосновывается необходимость использования в историко-правовых исследованиях иконологического и иконографического методов научного познания.

Современное состояние историко-правовой науки

До сих пор отечественная историко-правовая наука не может найти определенного и достойного места в системе научного знания: она разделена в рамках как научной специальности (на историю государства и права и историю учений о государстве и праве), так и общего научного направления: в отраслевых паспортах научных специальностей

«последних изводов» появились разделы по собственной истории правового регулирования, а затем и институтов в целом. Такая дезинтеграция историко-правового знания обусловлена, на наш взгляд, непониманием самого предмета исследования, присущего истории права как таковой.

Еще во второй половине XIX в., когда история права выделилась в России как самостоятельная наука, ее предмет фиксировался на изучении позитивного права. В этом сказалось влияние немецкой академической традиции. Ученик Ф. К. фон Савиньи, один из основоположников российской юридической науки К. А. Неволин определил предмет истории права следующим образом: «История всякого положительного законодательства должна представить нам как историю его источников, так и историю его содержания. Посему она делится всегда на внешнюю и внутреннюю историю» [1, с. 9]. Расширение предмета истории государства и права С. В. Юшковым в середине ХХ в. основывалось также на позитивистской парадигме, только уже в марксистском толковании: право рассматривалось как явление, вторичное по отношению к государству, поэтому С. В. Юшков включил в предмет, прежде всего, историю политического строя, присоединив к ней историю права (разумеется, позитивного) [2, с. 7]. С тех пор ничего не изменилось. История государства и права продолжает изучать государственные и правовые институты, а история политических учений остается оторванной от истории государства и права, занимаясь, по определению В. С. Нерсесянца, формами теоретического познания политико-правовых учреждений и институтов [3, с. 6] -тех же самых институтов, которые изучает история государства и права.

Ключом к интеграции историко-правовой науки, как представляется, выступает источникоцентричный подход к предмету исследования в социогуманитарных науках, подход к источнику как к единому макрообъекту науки, что было в свое время показано в работах О. М. Медушевской о когнитивной истории [4, с. 7-8]. Источники выступают эмпирической данностью исторического мира, в том числе и мира правовых явлений, существовавших в прошлом. В этом отношении предмет истории права реэволюцио-нирует, т. е. возвращается к источнику, но не огранивается при этом позитивным правом, а ведет нас к разнообразной эмпирической данности историко-правового мира, источниками познания которой, ее интеллектуальными продуктами, через которые происходит информационный обмен, выступают и идеи, и тексты законов, и содержащиеся в них правовые нормы, и в том числе различные материальные объекты.

ВЕСТНИК

КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Правовая иконография

С учетом сказанного большим достижением (при всех недостатках) нового паспорта научной специальности 5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки стало включение источниковедческой проблематики в направления теоретико-исторических исследований. Это, безусловно, поможет, в частности, развитию направления юридического источниковедения в юриспруденции.

Иконография и иконология

Разнообразие источников влечет за собой и поиск новых методов их исследования, расширение методологической основы работы историка права и, следовательно, неизбежный выход на междисциплинарность. Здесь как раз и кроется тот интерес к правовой иконографии и иконографическому (иконологическому) методу, который проявляют в последние десятилетия историки, историки искусства и историки права.

Термин иконография используется в разных областях. Он складывается из двух частей: греческих слов икон (эйкон) -образ, изображение и графо - пишу. Соответственно, к каким бы сферам человеческой деятельности данный термин ни применялся, это означает совокупность изображений и их описание. Поначалу иконография занималась описанием христианского искусства, затем, по мере роста светского искусства, художественными образами в целом. Энциклопедия Britannica дает следующее определение: «Иконография - это наука об идентификации, описании, классификации и интерпретации символов, тем и предметов в изобразительном искусстве»1. Иконографией называют и совокупность сюжетов, характерных для определенной эпохи, и совокупность изображений какого-то объекта (человека, биологического объекта и т. д.)2. Особое определение дают иконографии профессиональные историки, подчеркивая, что в истории и искусствоведении это понятия, которые используются в разных значениях: «В исторической науке иконография - это система приемов и методика определения достоверности изображения какого-либо исторического лица или события, их опознания и датировки. <...> В исторически ориентированных гуманитарных науках иконография - это вспомогательная дисциплина, предметом которой является изучение и типологическая классификация изобразительных материалов, относящихся к определенной эпохе»3.

Основы иконографии как исторической науки заложил, как считается, монах Бернар де Монфокон (1655-1741), французский историк и филолог. Свой пятнадцатитомный труд он озаглавил «Древность изъясненная и представленная

в рисунках» (1719-1724)4. Постепенно формировался и иконографический метод, особый импульс развитию которого придал интерес к Средневековью, пробужденный романтизмом конца XVIII - начала XIX в. Зарождение научного иконографического метода связывают с именем другого французского историка (кстати, и юриста тоже) Адольфа Наполеона Дидрона (1806-1867). А. Дидрон, отвечавший за инвентаризацию и публикацию документов по истории Франции в специально созданном Франсуа Гизо комитете, опубликовал в 1843 г. работу «Христианская иконография: история Бога» [5]. Крупнейшими российскими дореволюционными историками, развивавшими иконографический метод, являются академик Никодим Павлович Кондаков (1844-1925) и профессор Николай Васильевич Покровский (1848-1917).

Наряду с иконографией, появляется и иконология -направление исследований, чьим предметом является раскрытие смысла, символики, значения изображения. И хотя впервые термин иконология встречается уже в начале XVIII в. в одноименном трактате итальянского ученого-гуманитария Чезаре Рипы (1555-1622), сочинение итальянца представляет собой, скорее, упорядоченное и комментированное собрание иллюстраций, без попытки глубокой интерпретации. Научное направление и научный метод иконологии появляются только в начале ХХ в. в трудах немецких ученых Аби Варбурга [6] (1866-1929) и в особенности Эрвина Панофски [7] (1892-1968). Э. Панофски на пике своей научной деятельности вынужден был эмигрировать в США, спасаясь от нацистского режима, и большую часть своих работ опубликовал уже там.

Иконография и иконология в юриспруденции

Если сместить в определении иконографии акценты на юридическую проблематику, то определение может быть такое: правовая иконография - междисциплинарное направление научных исследований, предметом которого является описание и интерпретация изобразительных источников, связанных с юридическим содержанием. Речь идет о символических объектах, иллюстрациях в юридических книгах, аллегориях или картинах с юридическими сценами, памятниках монументального искусства и т. д., с помощью которых создаются образы различных правовых явлений и правовой реальности. Предложенное нами определение источникоцентрично. Произведения изобразительного искусства становятся полноправными историко-правовыми источниками - той самой эмпирической данностью историко-правового (шире - юридического) мира.

1 Iconography. Encyclopedia Britannica. 4 Feb 2014. URL: https://www.britannica.com/art/iconography (accessed 4 Feb 2023). Здесь и далее по тексту перевод выполнен авторами статьи.

2 Иконографический метод анализа художественного произведения. Искусствоед.ру. 2016. URL: https://iskusstvoed.ru/2016/10/07/ikonograficheskij-metod-analiza-hudo/ (дата обращения: 01.01.2023).

3 Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь, отв. ред. А. О. Чубарьян. М.: Аквилон, 2014. С. 121.

4 LAntiquiteexpliquee et representeeen figures [Texteimprime] par Dom Bernard de Montfaucon. Paris: F. Delaulne, 1719. URL: http://ark.bnf.fr/arb/12148/ cb30971022x (accessed 1 Jan 2023).

n

tm о

13

tm и

S я о

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п н о тэ S л tm п я S tm

Я 13

а ш о ш сг

я

а у

я s

Legal Iconography

BULLETIN

KEMEROVO STATE UNIVERSITY HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES

w

и

w

и СЛ

J

<

a w

J

j

< и

5

о

Ен

Q

<

J

<

и

Eh W 0Í О W

ас Ен

Примечательно, что в зарубежной науке наряду с термином правовая иконография (legal iconography) используется и более специализированный термин историческая правовая иконология (historical legal iconology) [8].

Принято считать, что основоположником правовой иконографии является немецкий правовед Карл фон Амира (1848-1930). В конце XIX в. он был профессором немецкого и церковного права во Фрайбургском университете, а с 1892 г. - профессором конституционного права Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана. Основным предметом научного интереса К. фон Амиры было раннее германское и средневековое римское право, и наиболее фундаментальным его трудом стал подробный комментарий к дрезденской иллюминированной (иллюстрированной) рукописи Саксонского зерцала (1902-1926) [9]. Отдельно вышли трактаты о жестах рук в иллюминированной рукописи Саксонского зерцала (1905) [10] и жезле в германской правовой символике (1909) [11].

Рост интереса к иконографии в исторических науках можно отнести к последней трети ХХ в., а что касается правовой иконографии, то ее активное развитие продолжается последние тридцать лет. В числе разнообразных «поворотов» в науке (лингвистического, цифрового и др.) с полным правом говорится и о «визуальном повороте» [12; 13].

Иконографический и иконологический методы исследования

В самом грубом виде иконографический и иконологический методы можно и не различать, как и сами иконографию и иконологию. Однако это было бы слишком большим и действительно грубым обобщением. Современный исследователь истории архитектуры О. В. Морозова отмечает, что «с методологической точки зрения иконографический и иконологический анализ - отчасти тождественные процедуры, но последний имеет гораздо более широкие понятия о смысле изображения (или формы) и, хотя и базируется в искусствознании, практически не имеет дисциплинарных границ, используя любые источники, имеющие связь с объектом исследования» [14, с. 41].

Главные задачи иконографии - систематизация и описание. Иконографический метод заключается в описании общей темы изображения, поиске и определении деталей, их атрибуции, истолковании образов, аллегорий и т. п. и в целом интерпретации сюжета. Для иконографического анализа важное значение имеет типология композиций и сюжетов (выделение т.н. иконографических типов и схем -устоявшихся композиций изображения). В качестве примера здесь можно назвать «Зерцало правосудия» Петра I, иконографическая схема которого в виде трехгранной призмы с текстами указов сложилась в XVIII в. и сохранялась до начала ХХ в. По качеству и эстетике исполнения

«зерцала» были разными, но общий тип и схема этого символического объекта оставались неизменными.

Некоторые исследователи отмечают, что иконографический метод имеет ряд исторических разновидностей, например в зависимости от того, к источникам какой эпохи он применяется. Так, в отношении античного искусства -это систематизация образов по отношению к сюжетам, в отношении искусства модерна - метод создания и толкования аллегорий и т. д. [15]. Представляется, что такая позиция не учитывает возможности метода и неоправданно сужает его рамки.

Э. Панофски разработал модель иконологического метода. Иконографический метод, как более ранний по возникновению, служит в этой модели первоосновой. Э. Панофски выделяет предиконографический (чисто эмпирический, описательный) и иконографический (более теоретико-аналитический, выявляющий прямое содержание и значение изображения) анализ как первые два шага иконологического метода. На третьем шаге - собственно иконологической интерпретации - исследователь вскрывает смыслы, скрытые от первоначального взгляда, может быть, даже такие, которые подсознательно (или неосознанно) вложил в изображение сам автор или сама эпоха. Изображение, таким образом, вписывается в более широкий культурный, социальный (социально-правовой, политико-правовой) контекст, внимание сосредоточивается не столько на прямых, сколько на опосредованных связях. Следует отметить, что отношение к иконологическому методу в науке неоднозначно. Например, О. В. Морозова указывает: «иконология же во многом остается авторским методом Эрвина Панофского, несмотря на большое количество последователей» [14, с. 42].

Перспективы использования иконографического и иконологического методов в юридической науке

«Визуальный поворот» весьма тесно связывается в последнее время с «цифровым поворотом» в социогуманитарных науках. Созданием цифровых коллекций изображений правовой тематики занимаются исследователи во многих странах. Это делает изобразительные источники доступнее и обеспечивает их изучение с помощью цифровых инструментов. Среди таких коллекций можно отметить базу данных по правовой иконографии Института права Университета Граца (Австрия)5, коллекцию оцифрованных иллюстрированных средневековых рукописей DMMapp6, фотоархив The Nomos of Images (Институт искусств во Флоренции (Италия), совместно с Институтом истории европейского права им. Макса Планка (Германия) и Институтом истории права им. Леопольда-Венгера Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана (Германия))7. Создание подобных баз данных и коллекций на отечественном материале -

5 Rechtsikonographische Datenbank. URL: https://gams.uni-graz.at/context:rehi (accessed 1 Jan 2023).

6 DMMapp. URL: https://digitizedmedievalmanuscripts.oig/ (accessed 1 Jan 2023).

7 The Nomos of Images. URL: http://photothek.khi.fi.it/documents/oau/00000250?Language=en (accessed 1 Jan 2023).

ВЕСТНИК

КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Правовая иконография

большая и крайне важная работа, требующая сотрудничества как юристов, историков, искусствоведов, так и специалистов в информационных технологиях.

В последние несколько лет мы могли видеть ряд интересных исследований. Так, монография А. И. Алексеева «Юридическая действительность в изобразительном искусстве» [16] (и предшествующие его работы), учебное пособие «Право и история художественной культуры» [17] под редакцией М. М. Рассолова, выдержавшее несколько изданий, стали серьезным вкладом в становление отечественных иконографических исследований в праве, хотя авторы и не соотносили свои сочинения с правовой иконографией. Например, в учебном пособии «Право и история художественной культуры» курс рассматривается как специальная учебная дисциплина, предметом которой является отражение различными видами искусств общественных отношений, регулируемых конкретными отраслями права [17, с. 6]. Методологическая составляющая указанных работ с точки зрения правовой иконографии совершенно не разработана, однако новаторская в то время попытка описания и интерпретации изобразительных источников по истории права была удачной.

Представляется также, что иконографический (иконоло-гический) метод был бы полезен, прежде всего, в познании невербальных правовых знаков. Влияние знака, символа на правовое пространство, правосознание, правовую культуру, правовую коммуникацию - один из существенных факторов развития и самого существования правовой реальности. Выход иконографии на семиотику давно отмечен исследователями [18]. О невербальных правовых знаках, правовых знаковых системах и правовой семиотике в целом, о необходимости развития анализа визуальных знаков подробно пишет Н. Ф. Ковкель [19-21]; довольно много работ и других авторов, посвященных правовой символике и правовым ритуалам. Правовая иконография, таким образом, смогла бы найти себя и в семиотической парадигме, и в нарративной юриспруденции.

В результате анализа научной литературы последних лет создается впечатление, что представители отечественной юридической науки все еще не ассоциируют свои исследования с правовой иконографией, хотя часто фактически работают в этом поле. Делается ли это сознательно, чтобы не получить упреков в выходе за рамки собственно традиционных юридических методов, либо исследователи слабо осведомлены об этом научном направлении - приходится только догадываться. В то же время профессиональные историки и искусствоведы смело заходят в область правовых явлений и активно занимаются там иконографическими изысканиями. Так, полагаем, была бы интересной для правоведов проблема легитимации власти, рассмотренная через призму иконографии [22] или проблема иконографии «примеров правосудия» (ехешрЫ шз^иге) [23]. Также заслуживает внимания для правильного определения предмета правовой иконографии замечание О. И. Тогоевой, что изображения в средневековой правовой иконографии

бывают двух видов: одни просто происходят из юридических текстов, другие - сами имеют правовое содержание [24, с. 117]. Это лишь немногие примеры исследований, остающихся пока вне фокуса внимания юристов.

Заключение

Правовая иконография - междисциплинарное направление научных исследований, предметом которого является описание и интерпретация изобразительных источников, связанных с юридическим содержанием. Интерес к правовой иконографии и иконографическому (иконологическому) методу в юридической науке обусловлен как источнико-центричным подходом к предмету исследования в социо-гуманитарных науках, так и «визуальным поворотом» в методологии: произведения изобразительного искусства становятся полноправными источниками познания - эмпирической данностью юридического мира. Иконографический метод заключается в описании общей темы изображения, поиске и определении деталей, их атрибуции, истолковании образов, аллегорий и т. п. и в целом интерпретации сюжета. Он является первоосновой для иконологического метода, модель которого была разработана Э. Панофски. В результате иконологической интепретации изображение вписывается в более широкий культурный, социальный (социально-правовой, политико-правовой) контекст, внимание сосредоточивается не столько на прямых, сколько на опосредованных связях. Перспективы использования иконографического (иконологического) метода в юриспруденции видятся в создании цифровых коллекций изображений правовой тематики, познании невербальных правовых знаков, в правовой семиотике, нарративной юриспруденции. Дискуссия в отношении проблем использования иконографического (иконологического) метода научного исследования в праве, перспективах развития правовой иконографии в отечественной юриспруденции, которая, смеем предположить, начата этой статьей, должна быть продолжена

Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Conflict of interests: The authors declared no potential conflicts of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.

Критерии авторства: С. В. Лонская - проведение исследования (80 %), сбор и обработка данных из источников, анализ материалов, подготовка первого варианта статьи. В. В. Пономарева - проведение исследования (20 %), анализ материалов, редактирование и подготовка окончательного варианта статьи.

Contribution: S. V. Lonskaya conducted the research (80%), collected and processed the data from sources, analyzed the materials, and drafted the manuscript. V. V. Ponomareva conducted the research (20%), analyzed the materials, and edited the final version of the article.

H

tm о

13

tm н 5 я о

и

n н о тэ 5 л tm n я 5 tm

Я 13

а и о ш сг

я

а у

я s

Legal Iconography

BULLETIN

KEMEROVO STATE UNIVERSITY

HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES

Литература / References

1. Неволин К. А. Полное собрание сочинений. Т. 3: История российских гражданских законов. Ч. 1: Введение. Кн. 1: О союзах семейственных. СПб.: Тип. Э. Праца, 1857. XVI+444 с. [Nevolin K. A. Complete works. Vol. 3: History of Russian civil laws. Pt. 1: Introduction. Book 1: About family unions. St. Petersburg: Tip. E. Pratsa, 1857, XVI+444. (In Russ.)]

2. Юшков С. В. Курс истории государства и права СССР. Т. 1: Общественно-политический строй и право Киевского государства. М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1949. 544 с. [Yushkov S. V. The course of the history of the state and law of the USSR. Vol. 1: Socio-political system and law of the Kyiv state. M.: Gos. izd-vo yurid. lit., 1949, 544. (In Russ.)]

3. История политических и правовых учений, под общ. ред. В. С. Нерсесянца. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004. 944 с. [History of political and legal doctrines, ed. Nersesyants V. S. 4th ed. Moscow: Norma, 2004, 944. (In Russ.)]

4. Медушевская О. М. Теория и методология когнитивной истории. М.: РГГУ 2008. 360 с. [Medushevskaya O. M. Theory and methodology of cognitive history. Moscow: RSUH, 2008, 360. (In Russ.)] EDN: RWKKJL

5. Didron A. N. Iconographiechretienne. Histoire de dieu. Paris: Impr. royale, 1843, 624.

6. Варбург А. Великое переселение образов: исследование по истории и психологии возрождения античности. СПб.: Азбука-классика, 2008. 382 с. [Warburg A. The great migration of images. A study in the history and psychology of the renaissance of antiquity. St. Petersburg: Azbuka-klassika, 2008, 382. (In Russ.)] EDN: QrMURH

7. Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения. СПб.: Азбука-классика, 2009. 432 с. [Panofsky E. Etudes in iconology. Humanistic themes in Renaissance art. St. Petersburg: Azbuka-klassika, 2009, 432. (In Russ.)] EDN: QRNGAR

8. The art of law: artistic representations and iconography of law and justice in context, from the Middle Ages to the First World War, eds. Huygebaert S., Martyn G., Paumen V., Bousmar E., Rousseaux X. Springer, 2018, vol. 66. https://doi. org/10.1007/978-3-319-90787-1

9. Amira K. von. Die Dresdner Bilderhandschrift des Sachsenspiegels. Erster Band: Facsimile der Handschrift. Leipzig 1902. Zweiter Band: Erläuterungen. Teil I, Leipzig 1925 und Teil II, Leipzig 1926.

10. Amira K. von. Die Handgebärden in den Bilderhandschriften des Sachsenspiegels. München, 1905, 165.

11. Amira K. von. Der Stab in der Germanischenrechtssymbolik. München: Verlag der Königlichbayerischenakademie der Wissenschaften, 1909, 180.

12. Мазур Л. Н. «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX-XXI вв.: в поисках новых методов исследования. Диалог со временем. 2014. № 46. С. 95-108. [Mazur L. N. "The visual turn" in historical science at the late 20th early 21st CC.: the search of new research methods. Dialog so Vremenem, 2014, (46): 95-108. (In Russ.)] EDN: SCYWJT

13. Маслов В. М. Философия визуального поворота: от теории к практике. Философская мысль. 2019. № 12. С. 39-56. [Maslov V. M. The philosophy of visual turn: from theory to practice. Philosophical Thought, 2019, (12): 39-56. (In Russ.)] https://doi.org/10.25136/2409-8728.2019.12.31335

14. Морозова О. В. Методологический анализ структуры иконографического и иконологического методов в историко-архитектурном исследовании. Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2011. № 4. С. 37-53. [Morozova O. V. Methodological analysis of structure of iconographic and iconological methods

^ in historical and architectural research. Bulletin of the Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering, 2011,

£ (4): 37-53. (In Russ.)] EDN: OKLRAH

с/3 15. Щипина Р. В. Методы искусствознания: исторический обзор. Манускрипт. 2021. № 10. С. 2013-2023. j [Shchipina R. V. Methods of art criticism: a historical review. Manuscript, 2021, (10): 2013-2023. (In Russ.)] https://doi.org/

О 10.30853/mns210390

j 16. Алексеев А. И. Юридическая действительность в изобразительном искусстве. М.: Юрлитинформ, 2007. 124 с. j [Alekseev A. I. Legal reality in fine arts. Moscow: Iurlitinform, 2007, 124. (In Russ.)] EDN: QQPVBP

и 17. Вишневский В. Г., Рассолов М. М., Алексеев А. И., Аверин М. Б., Ерохина Ю. В., Шершнева-Цитульская И. А., й Малов Ю. К., Шматков И. И., Федорченко А. А. Право и история художественной культуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА,

Еч 2012. 431 с. [Vishnevsky V. G., Rassolov M. M., Alekseev A. I., Averin M. B., Erokhina Y. V., Shershnyova-Tsitulskaya I.

>- A., Malov Yu. K., Shmatkov I. I., Fedorchenko A. A. Law and the history of artistic culture. Moscow: IuNITY-DANA, 2012,

E 431. (In Russ.)] EDN: VRRSHJ

§ 18. Иванова В. Я. Методологическая траектория изучения древнерусской иконы: от иконографии к семиотике. Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2011. № 2. С. 235-242. [Ivanova < V. Ya. Methodological trajectory of the old Russian icon research: from iconography up to semiotics. The Bulletin of Irkutsk

State University. Series Political Science and Religion Studies, 2011, (2): 235-242. (In Russ.)] EDN: LQERVJ ы 19. Ковкель Н. Ф. Методологический потенциал семиотики в исследовании новых реалий правовой коммуникации. О Правовая коммуникация государства и общества: отечественный и зарубежный опыт: Междунар. науч. конф.

(Воронеж, 11-12 сентября 2020 г.) Воронеж: Наука-Юнипресс, 2020. С. 110-117. [Kovkel N. F. Methodological Ен potential of semiotics in the study of new realities of legal communication. Legal communication of the state and society:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЕСТНИК

КЕМЕРОВСКОГО ГОСУдАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБщЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Правовая иконография

domestic and foreign experience: Proc. Intern. Sci. Conf., Voronezh, 11-12 Sep 2020. Voronezh: Nauka-Iunipress, 2020, 110-117. (In Russ.)] EDN: TLNDKE

20. Ковкель Н. Ф. Перспективы семиотической парадигмы современной юриспруденции. Научный Арцах. 2019. № 1. С. 213-231. [Kovkel N. F. Prospects of the semiotic paradigm of modern jurisprudence. Scientific Artsakh, 2019, (1): 213-231. (In Russ.)] EDN: RUPWBC

21. Ковкель Н. Ф. Семиотика права: проблемы определения основных концептов и выбора парадигмы. Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2017. № 4. С. 38-59. [Kovkel N. F. Semiotics of law: the problems of defining basic concepts and selecting paradigm. Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Pravovedeniye, 2017, (4): 38-59. (In Russ.)] EDN: ZWJDWX

22. Чореф М. М. Иконография императоров-иконоборцев как средство легитимации власти. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2015. № 13. С. 56-62. [Choref M. M. Iconography iconoclastic emperors as a means of legitimizing power. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia. Politologiia, 2015, (13): 56-62. (In Russ.)] EDN: VAWGAP

23. Егоров А. С. «Правосудие Камбиза» Герарда Давида и проблемы иконографии «примеров правосудия» в европейском искусстве позднего Средневековья. Дом Бурганова. Пространство культуры. 2009. № 1. С. 120-133. [Egorov A. S. Justice of Cambyses by Gerard David and the problems of iconography of "examples of justice" in European art of the late Middle Ages. Space of culture. Burganov House, 2009, (1): 120-133. (In Russ.)] EDN: JXRGWR

24. Тогоева О. И. Миниатюры правового содержания во французских хрониках XIV-XV вв.: между иллюстрацией и текстом. Люди и тексты. Исторический альманах. 2021. № 14. С. 112-137. [Togoeva O. I. Thumbnails of legal content in the French chronicles of the 14th-15th centuries: between illustration and text. Liudi i teksty. Istoricheskii almanakh, 2021, (14): 112-137. (In Russ.)] EDN: JPELPV

H

tm о

13

tm и

S я о

и

п н о тэ S л tm п я S tm

Я

13 а

ш о ш S и

н а

у

я s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.