Научная статья на тему 'Правовая идеология и право периода перестройки в СССР'

Правовая идеология и право периода перестройки в СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2412
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕСТРОЙКА / КОНТРПРОПАГАНДА / ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ГЛАСНОСТЬ / СССР / ПРЕЗИДЕНТ СССР / М.С. ГОРБАЧЕВ / PERESTROIKA / COUNTERPROPAGANDA / LEGAL IDEOLOGY / PUBLICITY / USSR / PRESIDENT OF THE USSR / MIKHAIL GORBACHEV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванников Иван Андреевич

В статье дан краткий обзор основных изменений в законодательстве СССР, которые способствовали процессу развала советского общества и государства. Отмечается негативная роль правовой идеологии и гласности в годы перестройки, действующих по принципу «разрешается всё, что не запрещено законом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL IDEOLOGY AND LAW IN PERESTROIKA PERIOD IN THE USSR

The article gives a brief overview of the major changes in the legislation of the USSR, which determinate a process of disintegration of Soviet society and the state. Author notes the negative role of legal ideology and publicity in the years of perestroika, which sanctioned the principle of “allowed everything that is not prohibited by law”.

Текст научной работы на тему «Правовая идеология и право периода перестройки в СССР»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Иванников Иван Андреевич

доктор юридических наук, доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Южного федерального университета

ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПРАВО ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ В СССР

УДК 340

АННОТАЦИЯ. В статье дан краткий обзор основных изменений в законодательстве СССР, которые способствовали процессу развала советского общества и государства. Отмечается негативная роль правовой идеологии и гласности в годы перестройки, действующих по принципу «разрешается всё, что не запрещено законом».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: перестройка, контрпропаганда, правовая идеология, гласность, СССР, Президент СССР, М.С. Горбачев.

© Иванников И.А., 2015

Как можно оценить правовую систему СССР до периода перестройки? Проявлялись ли в ней признаки будущего развала «сверхдержавы»? Что более всего повлияло на крах СССР? На все эти вопросы дать ответы в рамках небольшой статьи невозможно, но некоторые аспекты все же можно попытаться отметить.

В годы перестройки сильным изменениям подверглись все отрасли права. Этого бы не случилось, если бы не молчаливый отказ от контрпропаганды, а также происходившие кардинальные изменения в самой идеологии. Идеологический плюрализм получил вначале правовое закрепление, а потом стал проводиться в жизнь. Так, Указ Президиума Верховного Суда РСФСР от 30 октября 1985 г. «О внесении дополнений в УК РСФСР», который дополнил УК РСФСР ст. 139.1 «Преследование граждан за критику», создал правовые условия для гласности и критики. Субъектом данного преступления являлось должностное лицо, которое в силу служебного положения могло пресекать критически настроенных граждан за их заявления, предложения и жалобы. Санкции за

58

И.А. ИВАННИКОВ

данное преступление — штраф или увольнение от должности, а в случае причинения существенного вреда — исправительные работы или лишение свободы. В материалах XXVII съезда КПСС впервые за последние десятилетия исчезло слово «контрпропаганда». Этот важный факт почти никто не заметил. Отказ от идеологической борьбы повлек системные изменения в переоценке истории советского государства и переоценке социалистических ценностей.Можно стало критиковать своих начальников, потом Сталина, а вскоре и Ленина, а фактически социалистическое государство и право, весь общественный и государственный строй СССР. Гласность привела со временем к политическому и идеологическому плюрализму. В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР № 9 от 18 апреля 1986 г. «О применении судами законодательства об ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и преследование за критику» было отмечено: «Ввиду того, что дела данной категории имеют большое общественное значение, необходимо шире использовать печать, радио и другие средства массовой информации для освещения судебных процессов по этим делам» [1]. На январском 1987 года Пленуме ЦК КПСС М.С. Горбачев заявил: «Настало время приступить к разработке правовых актов, гарантирующих гласность» [4, с. 33]. Но самым главным событием, которое способствовало развитию политического и идеологического плюрализма в СССР, была XIX Всесоюзная партийная конференция 1988 г., которая приняла резолюцию «О гласности». Указом президиума Верховного Совета РСФСР от 5 июля 1989 г. была отменена ст. 190.1 УК РСФСР, запрещающая распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй. 12 июня 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», который отменил цензуру, и была расширена свобода печати. После августовского переворота 1991 г. в СССР государственных секретов новая власть не хотела иметь, а поэтому 25 декабря 1991 г. было «самоликвидировано» Агентство по защите государственных секретов в СМИ при Министерстве информации и печати СССР. В СССР не стало цензуры.

Изменения в идеологии позволили легко изменить правовое регулирование в сфере экономических отношений. Но улучшить положение в экономике должна была борьба с алкоголизмом, начавшаяся в мае 1985 г. Цена на водку повысилась, а время её продажи сократилось. Сократили на 55 % и количество магазинов, торгующих спиртными напитками. Был принят Закон СССР «О трезвости», инициированный секретарём ЦК КПСС Е.К. Лигачёвым — и производительность труда увеличилась на 13 %.

В 1987 г. был принят, а с 1988 г. вступил в действие Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», который перевёл на хозяйственный расчет госпредприятия, что привело к падению производства. Плановая система хозяйства была разрушена. Закон дал возможность обогатиться самым предприимчивым директорам заводов и фабрик. В марте 1990 г. был принят закон СССР «О собственности в СССР», который закрепил собственность граждан, коллективов, государства, иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. 28 февраля 1990 г. Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства Союза ССР и Союзных республик о земле» — документ, который предоставлял гражданам право приобретать землю в вечное владение или в аренду. Настало время менять гражданское законодательство. В мае 1991 г. были приняты «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик». В 1990 г. законодательно были расширены субъекты, которые могли осуществлять внешнеэкономическую деятельность. В мае 1991 г. был разработан проект Закона «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий», который тайно готовился и был обсужден в Комитете по экономической реформе Верховного Совета СССР. Принятие этого Закона привело к демонтажу советского ведения хозяйства.

Защита новых собственников повлекла изменения в уголовном и уголовно-процессуальном праве. 2 июля 1991 г. были приняты «Основы уголовного законодательства Союза ССР и Союзных республик». Положительно оценивая законотворческую деятельность Верховного Совета СССР, восхваляя новые изменения в законодательстве, М.С. Горбачев отмечал: «Строго будем соблюдать принцип: разрешается всё,

ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПРАВО ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ В СССР

59

что не запрещено законом» [2, с. 108]. Именно под этим лозунгом начался процесс формирования новой правовой идеологии, морального разложения общества, готовилась почва для развала советского общества и государства. М.С. Горбачев считал, что законы — это «надежные рабочие инструменты перестройки и прочная гарантия её необратимости» [2, с. 110]. В то же время сам Горбачев уже вызывал недоверие не только у населения СССР, но и у многих руководителей КПСС. Поэтому не случайно в марте 1990 г. был принят Закон СССР о внесении изменений в Конституцию СССР об учреждении поста Президента СССР, который вывел Президента СССР из-под контроля КПСС и Политбюро ЦК КПСС. Через два месяца 14 мая 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон СССР № 1478-1 «О защите чести и достоинства Президента СССР» [5]. Этот закон по сути защищал Президента СССР от критики, но и обеспечил его правом закрыть любое СМИ в стране. Попытка предоставить возможность обществу оценить деятельность государства имела ограничения: верховная государственная власть себя законодательно защитила, но позволила критиковать нижестоящие звенья государственного механизма. Вскоре произошел развал государственного управления, у КПСС была отнята власть и СССР приблизили к развалу Провозглашение 12 июня 1990 г. государственного суверенитета России и независимости от центра явилось правовым и политическим началом развала СССР

После выборов народных депутатов РСФСР в 1990 г. начался процесс конфедерализации СССР 12 июня 1990 г. на первом съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о суверенитете, которая, нарушая принцип конституционной законности, провозгласила верховенство республиканских законов над законами СССР В октябре 1990 г. был принят закон, устанавливающий для граждан РСФСР наказание за исполнение законов СССР, которые не ратифицированы Верховным Советом СССР. В декабре 1990 г. был принят Закон «О всенародном голосовании (референдуме СССР)», по которому на референдуме могли применяться или изменяться законы, выявляться общественное мнение по важным вопросам.

В итоге страна была развалена, а русские превратились в разделённый народ. Что касается

Советской России (СССР), то с конца 1980-х гг. верховная власть постепенно утратила способность осуществлять контроль и руководить населением на части территории государства.

Внешние причины развала СССР носили дипломатический, военный и иной характер. Подписание 12 сентября 1990 г. министрами иностранных дел США, Франции, Великобритании, ФРГ, ГДР, СССР «Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии» привел к поглощению ГДР ФРГ, а СССР согласно ст. 4 Договора должен был в ускоренном порядке вывести свои войска из Восточной Германии к декабрю 1994 г. В Российской Федерации большая часть выведенных из Германии офицеров ЗГВ была уволена в запас. «На 1 января 1991 года в составе Западной группы войск находилось 546 тысяч 200 человек, в том числе 337 тысяч 800 человек, членов семей и служащих Вооруженных Сил — 208 тысяч 400 человек. Среди последних насчитывалось 90 тысяч детей, из них школьников — 51 тысяча 288 человек» [6, с. 285].

Юридически развал СССР связывают с заключением 8 декабря 1991 г. Беловежского соглашения между Россией, Украиной и Белоруссией. С точки зрения права этот документ незаконен, так как Договор об образовании СССР подписывали все союзные республики, а о его прекращении вопрос подписали лишь три республики. Первый съезд Советов СССР, состоявшийся 30 декабря 1922 г., утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР как союзного государства. Самые существенные изменения были в конституционном праве. Изменения и дополнения, которые внесли в Конституцию СССР 1997 г., вскоре повлекли соответствующие изменения в Конституциях союзных республик.

Незаконными указами в сентябре - октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин прекратил действие Конституции СССР на территории РСФСР М.С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК КПСС, а ЦК КПСС посоветовал самораспуститься. Подписанное 8 декабря 1991 г. в Вискулях, в Беловежской пуще, соглашение противоречило не только законам СССР, но и предавало национальные интересы русского народа. После развала СССР Россия вернулась к границам XVI в.

С.Г. Кара-Мурза отмечал, что к концу перестройки «были официально или идеологиче-

60

И.А. ИВАННИКОВ

ски лишены силы нормы советского права и утверждён принцип "всё, что не запрещено законом, разрешено". Это противоречило и типу правовой культуры общества, и состоянию законодательной базы» [3, с. 520]. Анализ ситуации с развалом СССР заставил автора прийти к выводу, что с помощью законов можно разрушить любое цивилизованное общество и государство, и наоборот сделать их более устойчивыми и развивающимися. Поэтому проблема правотворчества постоянно должна быть в центре внимания ученых, политиков, государственных деятелей, гражданского общества.

Литература

1. Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. № 3 [Электронный ресурс] // Библиотека. — URL: http:// period.vlib.by.

2. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. — М.: Политиздат, 1988.

3. Кара-Мурза С.Г. Советское государство в период перестройки (1985-1991 гг.). История государства и права: учебник для вузов / под ред. С.А. Чибиряева. — М.: Городец, 2001, —С. 520.

4. Материалы Пленума ЦК КПСС, 27-28 января 1987 г. — Мл Политиздат, 1987. — С. 33.

5. О защите чести и достоинства Президента СССР. Закон СССР // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. — 1990. — № 22. — Ст. 391.

6. Советские войска в Германии 1945-1994. — М.: Молодая гвардия, 1994. — С. 285.

LEGAL IDEOLOGY AND LAW IN PERESTROIKA PERIOD

IN THE USSR

Ivannikov I. A., Doctor of Legal Sciences, Doctor of Political Sciences, Professor of the Department of Theory and

History of State and Law Southern Federal University

ANNOTATION. The article gives a brief overview of the major changes in the legislation of the USSR, which determinate a process of disintegration of Soviet society and the state. Author notes the negative role of legal ideology and publicity in the years of perestroika, which sanctioned the principle of "allowed everything that is not prohibited by law".

KEYWORDS: perestroika, counterpropaganda, legal ideology publicity, USSR, President of the USSR, Mikhail Gorbachev.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.