УДК: 930.85
ББК: 63
Гогин А.А.
ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОВЕТСКОЙ ДЕНЕЖНОЙ РЕФОРМЫ 1922-1924 ГГ.
Gogin A.A.
LEGAL AND SOCIO-ECONOMIC BASIS OF THE SOVIET MONETARY REFORM
OF 1922-1924
Ключевые слова: революция, гражданская война, экономика, денежная реформа, инфляция, народное хозяйство, банковская система, золотовалютный запас, государство.
Keywords: revolution, civil war, the economy, monetary reform, inflation, the economy, the banking system, gold reserves, the state.
Аннотация: в предлагаемой публикации анализируются отдельные правовые и социальные аспекты, явившиеся объективным основанием для проведения в СССР в послереволюционный период коренной денежной реформы, способствовавшей началу экономического возрождения и разрушенного войной народного хозяйства.
Рассматриваются политические и экономические условия, характеризующие крайне тяжелый уровень жизни населения страны, полный упадок производства различных видов продукции, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, вызванные не только войной, но и политикой «военного коммунизма», крайне отрицательно воспринимаемой представителями всех слоев российского общества. Комментируются положения некоторых принятых в те годы законодательных актов, направленных на реализацию определенных направлений новой экономической политики (НЭП), провозглашенных советским государством.
В статье подчеркивается роль специалистов - экономистов, финансистов, юристов, политиков, в особенности старой дореволюционной школы, внесших несомненный и крайне необходимый вклад в решение поставленных перед ними задач по осуществлению денежной реформы. Отмечается, что в целом она явилась результатом коллективного труда, позволившим существенно оздоровить не только состояние отечественной денежной системы и экономики, но и практически всех сторон социальной жизни.
В публикации также обосновывается вывод, что укреплению экономики советского государства активно способствовали иностранные корпорации (прежде всего американские), осуществлявшие свою деятельность в различных отраслях промышленности на принципах концессий.
Abstract: the proposed publication examines some legal and social aspects, which were the basis for the objective of the Soviet Union in the post-revolutionary period of radical monetary reform, promote the start of economic recovery and war-shattered economy.
Discusses the political and economic environment characterized by extremely нeavying the standard of living of the population, breakdown of production of various types of products, both in industry and in agriculture, caused not only by war, but also the policy of «war communism», it is perceived negatively by representatives all strata of Russian society. Commented on some provisions adopted in those years of legislative acts aimed at the implementation of certain areas of the New Economic Policy (NEP), proclaimed by the Soviet state.
The article highlights the role of experts - economists, financiers, lawyers, politicians, especially the
old pre-revolutionary schools that have made undeniable and vital contribution to the solution of their tasks for the implementation of monetary reform. It is noted that in general it was the result of collective work will greatly improve not only the state of the domestic financial system and the economy, but almost all aspects of social life.
The publication also substantiates the conclusion that strengthen the economy of the Soviet state actively promoted foreign corporations (primarily American), operates in a variety of industries on the principles of concessions.
В ходе первой мировой и гражданской войн (1914-1921 гг.) российское народное хозяйство, денежная и банковская системы, рынок и почти вся структура нормальных экономических отношений были разрушены до основания.
Так, если в 1913 г. в ведущих отраслях российской промышленности насчитывалось 12,9 млн. человек рабочих и служащих, то в 1922 г. их количество составило 6,2 млн. человек - половина довоенной численности. Это привело к резкому снижению промышленного производства, как в абсолютном, так и относительном выражении. Например, в 1913 г. выплавка чугуна составила 4216 тыс. тонн; стали - 4231 тыс. тонн, а в 1922 г. чугуна - 180 тыс. тонн; стали - 318 тыс. тонн соответственно1.
Проводимая в это же время советской властью политика «военного коммунизма» воплощалась в жизнь крайне жесткими методами: национализация всего
промышленного производства, полная централизация управления экономикой, запрет частной торговли, милитаризация труда, продовольственная разверстка, монополизация внешней торговли, уравнительность в распределении материальных благ,
свертывание товарно-денежных отношений.
Эти и другие подобные волевые решения и действия большевиков рассматривались как способы укрепления экономической базы диктатуры пролетариата и подготовка условий для перехода к созданию фундамента социалистического хозяйства. Они не могут быть полностью оправданными даже чрезвычайными обстоятельствами гражданской
1 Народное хозяйство СССР 1922-1972 гг. Юбилейный статистический сборник. М.: Статистика, 1972. С. 165, 345.
войны. Однако «всеобщая разруха, а также многочисленные выступления крестьянских масс в Тамбовской губернии, Поволжье, Западной Сибири и на Дону, наконец, вооруженное выступление матросов и солдат Кронштадтского гарнизона заставили партию большевиков и советское правительство перейти к новой экономической политике (НЭП)»2.
В своем исследовании С.Н. Семанов, рассматривая причины забастовок в Петрограде зимой-весной 1921 года, где трудящиеся выдвигали требования политического и экономического характера, также отмечает, что основные стропила «военного коммунизма» были порушены. «Это прежде всего - меры сурового принуждения: заградотряды, ненавистные трудмобилизации, запрещение личной собственности и предприимчивости. Заслуга петроградских забастовщиков в этом спасительном для России переходе исключительно велика»3.
Анализ ряда исторических документов позволяет обоснованно считать, что перспектива краха советской власти в 1921 году была более реальной, чем в разгар гражданской войны, ибо в отличие от прошлых лет она практически лишилась моральной поддержки представителей всех слоев общества, в том числе рабочих и крестьян.
Так, принудительное изъятие в счет разверстки посевных семян составляло по отдельным регионам от 40% до 60% от общего объема зерновых, что вело не только к снижению товарного производства, но и к
2 Гогин, А.А. Из истории российской банковской системы // Банковское право, 2008. № 3. С. 41-45.
3 Семанов, С.Н. Кронштадтский мятеж. М.: Изд-во Эксмо, 2003. С. 66.
резкому сокращению посевных площадей. В марте 1921 г. рыночные цены на продукты питания превысили довоенный уровень более чем в 30 тыс. раз.
Это, наконец, ясно осознали В.И. Ленин и его соратники. Прежде всего, требовалось резко менять вектор внутренней политики. В отчетном докладе на Х партийном съезде, формулируя общие направления НЭПа, лидер большевиков говорил: «Мы должны экономически удовлетворить среднее крестьянство и пойти на свободу оборота, иначе сохранить власть пролетариата в России, при замедлении мировой революции, нельзя, экономически нельзя»1.
В основе НЭПа лежала объективная потребность замены прямого распределения торговлей и восстановление в советской России нормальных товарно-денежных отношений. Одновременно, налаживание государственной оптовой торговли предполагало необходимость организации производства не только предметов потребления, но и средств производства по принципу самоокупаемости: сопоставления затрат на производство продукции с выручкой от ее реализации. «Эта смелость вождя спасла РКП (б) от потери власти ранней весной того трагического для всей России года», -констатирует С.Н. Семанов2.
Поэтому 21 марта 1921 г. ВЦИК РСФСР на основе решений Х съезда РКП(б) принимает декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом»3. Следует признать, что данный акт сыграл достаточно значимую роль в изменении ситуации в стране к лучшему и способствовал снятию достигшей высшей критической отметки социальной напряженности.
При фактической утрате в стране всех товарно-денежных отношений такой вид «платежа» представлял собой твердо фиксированный натуральный налог с каждого крестьянского хозяйства. Через два года, когда
1 Ленин, В.И. Полн. собр. соч., Т. 43. С. 70.
2 Семанов, С.Н. Указ соч., С. 215.
3 Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Сборник документов. Т. 1. - М.,
1957. С. 225-227.
производство продукции сельского хозяйства возросло, он был заменен единым прямым сельскохозяйственным налогом.
Для российского крестьянства наиболее существенным был тот момент, что в п. 8 декрета подчеркивалось: все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной
промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.
Переход к мирной жизни поставил перед советской властью задачу быстрого решения не только сугубо экономических проблем, но и создания новой, устойчивой денежной системы, что требовалось осуществить в сжатые сроки, вернув доверие населения к рублю и выйти из кризиса. Партийное и государственное руководство страны пришло к выводу, что коренное оздоровление финансов следует считать одной из фундаментальных задач НЭПа. Поэтому 10 октября 1921 г. ВЦИК РСФСР обнародовал декрет «О мерах по упорядочению финансового хозяйства», на основании положений которого ведущая роль в стабилизации российских финансов отводилась вновь образованному в стране Государственному банку4.
«Восстановление денежно-кредитной системы советской страны после военных и революционных потрясений представляло задачу исключительной сложности и осуществлялось с большим трудом. Количество бумажных купюр, находящихся в обороте, во много раз превышало емкость товарного рынка. Почти весь огромный выпуск денежной массы шел на покрытие бюджетного дефицита,
4 Собрание узаконений РСФСР. 1921. № 69. Ст. 550.
который постоянно возрастал»1.
Покупательная способность так называемых «совзнаков» была ничтожной. По оценкам специалистов, в 1921 году реальная стоимость 100 тыс. «совзнаков» приравнивалась к стоимости одной копейки дореволюционного периода. Так, С.А. Фалькнер в своей работе отмечал, что, начиная с 1917 г. вплоть до середины 1921 г., происходило неуклонное падение реального значения эмитируемой каждый следующий месяц денежной массы, сводящее, в конце концов, реальную стоимость денежной массы почти на нет2.
Кроме того, собственно золотой запас советского государства составлял на означенный момент всего около 9% по сравнению с золотым запасом царской России накануне мировой войны.
Одним из показателей состояния дел в социальной сфере был также тот факт, что во многих отдаленных российских регионах, наравне с «совзнаками», все еще продолжали хождение кредитные билеты царского времени, «керенки» Временного правительства, разнообразные суррогаты различных белогвардейских властей Сибири и Дальнего Востока, «крылатки» армии генерала Юденича, донские «колокольчики» и пр.
Вместе с тем, характерно, что весь процесс подготовки к реформе уже не носил вид лихой кавалерийской атаки времен революции. В руководящих кругах наступило понимание, что без участия в этом деле высоко квалифицированных специалистов, обладавших многолетним опытом работы в финансовой сфере, имеющиеся проблемы решить невозможно.
Поэтому к осуществлению денежной реформы, фактически проводившейся в три этапа, привлекались сторонники различных научных школ и направлений, а также профессионалы. Например, 20 ноября 1921 г. в совещании, посвященном проблемам
1 Гогин, А.А. Банковские правонарушения: проблемы квалификации: монография. М.:. NOTA BENE, 2008. С. 14.
2 Фалькнер, С.А. Проблемы теории и практики эмиссионного хозяйства. М., Экономическая жизнь. 1924. С. 178.
урегулирования денежного обращения, участвовало свыше 50 человек: советские руководители наркомата финансов и бывшие промышленники, финансисты,
предприниматели, ученые.
Как здесь, так и в ходе других многочисленных дискуссий предлагались разнообразные проекты по выходу из кризиса. Однако плачевные результаты «военного коммунизма» и других революционных экспериментов по внедрению безденежных расчетов заставили почти всех
заинтересованных лиц признать правильность лишь тех денежных систем, что основываются на полноценном, золотом обеспечении денежной единицы, принятой в стране.
Положительно, что должное внимание уделялось осмыслению опыта Российской империи (реформа министра финансов графа С. Витте в 1897 г.). Подробному анализу подверглась и успешная зарубежная практика (австрийская реформа 1892 г.). Из представителей дореволюционной школы, внесших несомненный вклад в осуществление реформы, необходимо назвать Н. Кутлера, В. Железнова, А Мануйлова и др. Советское научное направление представляли Б. Лившиц, С. Губерман, Д. Боголепов, Л. Юровский, И. Трахтенберг и пр. Существенная роль в стабилизации денежного обращения принадлежала и наркому финансов РСФСР Г. Сокольникову.
В ряде случаев некоторые проекты подготовки денежной реформы выносились для обсуждения на заседаниях Политбюро ЦК ВКП (б). Так, только в 1923 г. высший партийный орган утвердил образец золотой монеты, циркуляр Наркомата финансов СССР о реализации золотого выигрышного займа, постановление о выпуске новых денежных знаков СССР и пр.
От хождения «совзнаков» отказались не сразу. Первоначально были проведены две деноминации данного денежного средства, что на практике оказалось половинчатым решением проблемы, ибо ожидаемых положительных результатов так и не принесло. Деноминации унифицировали денежное
обращение, но не укрепили «совзнак» и не вернули к нему доверие, как внутри страны, так и на международном уровне, ибо уже осуществлялись дипломатические и первые торгово-экономические связи с
прибалтийскими государствами, с Германией, Польшей, Турцией.
Следующим руководящим актом, положившим правовую основу проведения денежной реформы, явился декрет Совнаркома от 25 июля 1922 г. «О предоставлении Государственному банку права выпуска в обращение банковых билетов».
В нем подчеркивалось следующее: в целях увеличения оборотных средств Государственного банка для его коммерческих операций без дальнейшего расширения эмиссии денежных знаков и в интересах урегулирования денежного обращения, и, исходя из наличия реальных ценностей, накопленных Государственным банком в значительных суммах в виде золота и других драгоценных металлов, твердой иностранной валюты и товарного фонда, Совет Народных Комиссаров постановляет:
1. Предоставить Государственному банку для усиления его оборотных средств право выпуска в обращение банковых билетов.
2. Банковые билеты выпускаются достоинством в 10, 25, 50 и 100 червонцев (червонец = 1 зол. 78, 24 долей чистого золота).
В последующем реальное обеспечение банковских билетов полноценной монетой подтвердил Декрет Совнаркома РСФСР от 26 октября 1922 г. «О чеканке золотых червонцев»1. Отметим, что указанная монета, по общему весу, пробе и диаметру была полностью идентичной десятирублевке дореволюционной чеканки. Считается, что в оборот таких денежных единиц было выпущено незначительное количество. Вместе с тем, факт их наличия, во-первых, формировал у граждан доверие к новым деньгам; во-вторых, говорил о серьезности намерений советской власти довести реформу до логического завершения.
На третьем, завершающем этапе денежной реформы был осуществлен выпуск в обращение государственных казначейских билетов достоинством в 1, 3 и 5 руб.; 10 казначейских рублей приравнивались к 1 червонцу. Началась чеканка мелкой (серебряной и медной) разменной монеты, взамен изымаемых из обращения «совзнаков».
Объективная потребность в казначейских билетах, во-первых, объясняется тем, что фактически червонцы были городской валютой, не доходившей до крестьян, не желавших продавать свою продукцию за какие-то суррогаты реальных денег. Во-вторых, этому способствовал и общий подъем народного хозяйства.
Считается, что промышленное
производство в 1923 г. возросло на 35-40%; легкая промышленность стала полностью рентабельной и перешла на хозрасчет; хороший урожай предшествующего 1922 г. привел к падению розничных цен на продукты питания; существенно расширился рынок сбыта промышленных изделий, что качественно характеризовало повышение общего уровня жизни и рост заработной платы населения. В свою очередь, в 1925 г. в розничной торговле удельный вес частного сектора составлял 43%.
Одновременно, пролетарское государство стремилось самым суровым образом защитить свою денежную систему от каких-либо противоправных посягательств.
Так, согласно ст. 59.8 УК РСФСР 1926 г., подделка в виде промысла поддельной металлической монеты, государственных казначейских билетов, билетов
Государственного банка Союза ССР, государственных ценных бумаг, а равно подделка или сбыт в виде промысла поддельной иностранной валюты влекли за собой высшую меру социальной защиты -расстрел с конфискацией имущества, с допущением при смягчающих обстоятельствах понижения до лишения свободы на срок не ниже двух лет, с конфискацией всего или части
1 Известия ВЦИК. № 250. 1922. 4 ноября.
имущества1.
Особенности социально-экономических отношений того времени, легализация частной собственности и иные элементы рыночных отношений нашли свое закрепление в ряде иных нормативно-правовых актов, кардинально отличных от многочисленных запретительных декретов эпохи «военного коммунизма»: в частности, в гражданском и трудовом законодательстве.
Например, в ст. 5 ГК РСФСР, введенного в действие с 1 января 1923 г., подчеркивалось, что каждый гражданин имеет право избирать невоспрещенные законом занятия и профессии, совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия с соблюдением всех постановлений, регулирующих промышленную и торговую деятельность и охраняющих применение труда. Согласно ст. 52 ГК РСФСР, в стране различались такие виды собственности, как: а) государственная (национализированная и муниципализированная); б) кооперативная; в) частная2.
В свою очередь, в п. 1 Общей части КЗоТ РСФСР, утвержденном декретом ВЦИК от 9 ноября 1922 г., констатировалось, что его постановления распространяются на всех лиц, работающих по найму, в том числе и на дому (квартирников), и обязательны для всех предприятий, учреждений и хозяйств (государственных, не исключая и военных, общественных и частных, в том числе и раздающих работу на дом, а также для всех лиц, применяющих чужой наемный труд за вознаграждение)3.
В указанный период мелкие и средние государственные предприятия самостоятельно разрабатывали планы производства, осуществляли реализацию готовой продукции, вели поиск партнеров, источников сырья и материалов. Государством финансировалась работа только части крупных заводов и фабрик.
1 Собрание узаконений РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600.
2 Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903.
3 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1922. № 70.
Несмотря на медленное восстановление дипломатических отношений с другими субъектами мирового сообщества, советская власть активно стремилась к установлению широких экономических соглашений с представителями иностранного капитала, в том числе и на уровне концессий. Соответствующую правовую базу составили: декрет Совнаркома РСФСР от 23 ноября 1920 г. «Об общих экономических и юридических условиях концессий»4; декрет Совнаркома от 23 ноября 1923 г. «Об учреждении Главного концессионного комитета при СНК СССР»5; декрет Совнаркома от 12 апреля 1923 г. «О сдаче губернскими (областными)
исполнительными комитетами концессий на
6
коммунальные предприятия» ; декрет Совнаркома от 23 мая 1923 г. «О порядке передачи концессий»7.
Поэтому в середине двадцатых годов на территории нашей страны уже активно функционировали 92 иностранные концессии, в том числе 43 в промышленности, где трудились 54 тыс. человек.
А. Виноградов пишет, что при поддержке американского капитала, технологии и специалистов были возведены Красноярский («Макки-компани», Кливленд), Магнитогорский заводы, Днепрогэс («Купер энд компании») и другие промышленные гиганты. После завоевания Кавказа большевиками почти все нефтяные скважины долгое время бездействовали. Советы сами остались почти без топлива, не говоря уже о возможности экспорта. Однако из-за океана поспешила помощь в лице фирмы «Интернэшнл Барнсдалл корпорейшн».
Огромное количество техники, поставленной американцами, и их непосредственное руководство
восстановлением промыслов привели к резкому росту нефтедобычи. Точно также марганцевые месторождения в Грузии (которые
4 Собрание узаконений РСФСР. 1921. № 91. Ст. 481.
5 Собрание узаконений РСФСР. 1923. № 96. Ст. 952.
6 Собрание узаконений РСФСР. 1923. № 31. Ст. 344.
7 Собрание узаконений РСФСР. 1923. № 50. Ст. 499.
до войны давали треть мирового экспорта этого полезного ископаемого) были возрождены и технически переоснащены, благодаря американской «У.А. Гарриман и компании»1.
В последующем американские технологии также активно использовались при строительстве Горьковского автомобильного завода, Челябинского тракторного завода, отдельных предприятий станкостроения и других промышленных объектов.
По ряду причин некоторые идеи, предложенные в начальный период проведения денежной реформы, не были доведены до конца. В частности, по мысли ее авторов, она должна была завершиться установлением твердого соответствия между советским червонцем и иностранной валютой в пределах прогнозируемых, нормальных колебаний, свойственных денежному рынку.
Обусловленные свертыванием
хозяйственного механизма НЭПа и индустриализацией страны глобальные перемены в экономике привели к формированию в советской стране в 1930-1932 гг. иной кредитно-денежной системы, соответствующей новым требованиям социалистического государства, на основе партийных установок ВКП (б).
Выводы:
- очевидным результатом денежной реформы явилось резкое снижение инфляционных процессов, что способствовало увеличению доходов населения, стабилизации цен, расширению товарно-денежных отношений не только между городом и деревней, но и во всех иных сферах социальной жизни;
- денежная реформа 1922-1924 гг. представляла собой поэтапный результат коллективного труда многих отечественных специалистов разных направлений профессиональной деятельности: финансистов, экономистов, юристов, политиков;
- хотя реформа проводилась без поддержки иностранных государств, при
1 Виноградов А. Тайные битвы ХХ столетия. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. С. 151.
крайне ограниченном золотом запасе и бюджетном дефиците, результаты ее были позитивными, как для народного хозяйства, так и всех граждан советской России;
- эта реформа стала предвестником последующей индустриализации страны, которая вне зависимости от очевидных издержек и потерь явилась экономическим фундаментом будущей победы в Великой Отечественной войне.
Иванов А.Л.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Народное хозяйство СССР 1922-1972 гг. Юбилейный статистический сборник. -М.; 1972. -С. 165, 345.
2. Гогин, А.А. Из истории российской банковской системы // Банковское право. -2008. - № 3. -С. 41-45.
3. Семанов, С.Н. Кронштадтский мятеж. - М.: Эксмо, 2003. - С. 66.
4. Ленин, В.И. Полн. собр. соч. Т. 43. - С. 70.
5. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Сборник документов. Т. 1. - М., 1957. - С. 225-227.
6. Собрание узаконений РСФСР. 1921. № 69. Ст. 550.
7. Гогин, А.А. Банковские правонарушения: проблемы квалификации: монография. -М.: NOTA BENE, 2008. - С. 14.
8. Фалькнер, С.А. Проблемы теории и практики эмиссионного хозяйства. - М.: Экономическая жизнь, 1924. - С. 178.
9. Известия ВЦИК. 1922. № 250. 4 ноября.
10. Собрание узаконений РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600.
11. Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903.
12. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1922. № 70.
13. Собрание узаконений РСФСР. 1921. № 91. Ст. 481.
14. Собрание узаконений РСФСР. 1923. № 96. Ст. 952.
15. Собрание узаконений РСФСР. 1923. № 31. Ст. 344.
16. Собрание узаконений РСФСР. 1923. № 50. Ст. 499.
17. Виноградов, А. Тайные битвы ХХ столетия. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. - С. 151.