вознаграждения, то «умная сила» определяется Дж. Наем как способность координировать и комбинировать возможности и ресурсы «мягкой» и «жесткой» сил («мускульная дипломатия») [14, с. 112].
Однако сюжет, связанный с установлением баланса «жестких» и «мягких» сил государств во внешней политике, требует дополнительного исследования и специального обсуждения.
Литература
1. Абрамов В.А. Императивный потенциал «мягкой силы» в стратегиях внутреннего и внешнего развития КНР // Вестник Читинского гос. ун-та. - 2010. - №3(60). -С. 8-15.
2. Борох О., Ломанов А. От «мягкой силы» к «культурному могуществу». Россия в глобальной политике [Электронный ресурс]. - URL: http://globalaffairs.ru/ number/Ot-myagkoi-sily-k-kulturnomu-moguschestvu-15643. (дата обращения 04.09.2012).
3. Давыдов Ю.П. «Жесткая» и «мягкая» сила в международных отношениях // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2007. - №1. - С. 3-24.
4. Каримова Г. Возможности применения стратегии «мягкой силы» в рамках Азиатских цивилизационных пространств // Современные междунар. отношения. - 2009. -№6. - С. 35-42.
5. Мосяков Д.В. «Мягкая сила» в политике Китая в Юго-Восточной Азии // Новое вост. обозрение: интернет-журнал [Электронный ресурс]. - URL: http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/45. (дата обращения 25.10.2012).
6. Образование в России для иностранных граждан [Электронный ресурс]. - URL: http://www.russia. edu.ru/information/analit/960. (дата обращения 16.10.2012).
7. Объятия дракона. «Мягкая сила» Китая угрожает Западу [Электронный ресурс]. - URL: http://www.centrasia. ru/newsA.php?st=1280483760. (дата обращения 02.12. 2012).
8. Стегареску М.Н., Колпакова Т.В. «Мягкая сила» как механизм реализации интересов КНР на международной арене // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сб. ст. - Чита: Изд-во Забайкальского гос. унта, 2011. - №9. - С. 79-83.
9. Официальный сайт стипендиального фонда Эйзенхауэра [Электронный ресурс]. - URL: http:// eisenhowerfel-lowships. org/fellows/ fellows. Html. (дата обращения 09.11.2012).
10. Фоминых А. «Мягкая мощь» обменных программ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.intertrends.ru/ sixteenth/008.htm. (дата обращения 15.11.2012).
11. Цветкова Н.А. Оценка эффективности международной образовательной политики СССР и США в годы «холодной войны» // 200 лет российско-американских отношений: наука и образование: сб. ст.; под ред. А.О. Чубарьяна и Б.А. Рубла. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. -С. 378-393.
12. Цземянь Ян. Китай о «мягкой силе: взгляд на международную систему как общее достояние // Гоцзивэньти-луньтань. - 2007. - №48. - С. 9-10.
13. Global education digest 2011: comparing education statistics across the world. - UNESCO-UIS, 2011. - 310 p.
14. Nye Jr., Joseph S. Soft Power. The means to success in world politics. - N.Y.: Public Affairs, 2004. - 193 р.
15. Nye J. The paradox of American power: why the world's only superpower can't go it alone. - N.Y.; Oxford: Oxford Univ. Press, 2002. - 240 p.
Бобыло Андрей Михайлович, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, e-mail: sibiryak_84@mail.ru.
Bobylo Andrey Mikhailovich, candidate of political sciences, associate professor, department of political science, Far Eastern Federal University, Vladivostok, e-mail: sibiryak_84@mail.ru.
УДК 347.91/95 © А.В. Саргаев
ПРАВОВАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И МЕРЫ ПО ИХ РАЗРЕШЕНИЮ
Рассмотрены особенности правовой адаптации иностранных граждан, выявлены основные проблемы, препятствующие эффективному освоению иностранцами, прибывающими в Россию, социальных, культурных и правовых норм, необходимых для их нормальной жизнедеятельности в местах вселения. Предложены меры по оптимизации адаптационных процессов.
Ключевые слова: иностранные граждане, правовая адаптация, нормы права, условия жизнедеятельности.
A.V. Sargaev
LEGAL ADAPTATION OF FOREIGN CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND MEASURES ON THEIR SOLUTION
The peculiarities of legal adaptation of foreign citizens have been considered, the main problems for foreigners, coming in Russia, have been identified. They impede the foreigners' efficient acquisition of social, cultural and legal norms, necessary for their normal life in places of settlement. The measures for optimization the processes of adaptation have been proposed.
Keywords: foreign citizens, legal adaptation, rule of law, conditions of life.
Актуальность исследования правовой адаптации иностранных граждан обусловлена современными тенденциями развития межгосударственных гуманитарных отношений, в которых активно участвует Российская Федерация. Наша страна пережила пик вынужденной миграционной активности населения в 1990-х и в 2000-х гг. вошла в стабильное экономическое и политическое русло. В соответствии со средним вариантом прогноза Федеральной службы государственной статистики в ближайшие два десятилетия в Российской Федерации численность населения в трудоспособном возрасте будет неуклонно снижаться. К 2031 г. данный показатель составит 76 504,2 тыс. чел., что на 11 019,9 тыс. чел. меньше современных показателей. Подобная ситуация может вызвать дефицит рабочей силы, а следовательно - возрастет потребность в иностранных работниках. Прирост трудоспособного населения за счет увеличения числа иностранных граждан мог бы создать благоприятные возможности для улучшения демографической ситуации и ликвидации возможного дефицита рабочей силы. Это возможно только при условии реализации эффективной государственной политики, направленной на повышение социального уровня жизни иностранных граждан, а также - на гарантию беспрепятственной реализации их социально-культурных, экономических и иных прав и свобод.
Иностранные граждане, пребывая на территорию Российской Федерации, испытывают определенные трудности, связанные с социализацией и адаптацией, в том числе правовой. Правовая адаптация проходит не всегда успешно, что в некоторых случаях обусловливает их противоправное поведение и, как следствие, ведет к возникновению конфликтных ситуаций в области межнациональных отношений.
Под правовой адаптацией подразумевается процесс приспособления человека или групп людей к новой правовой системе, получение новых правовых знаний, правовой информации, которые впоследствии должны быть превращены в правовые убеждения, привычки правомерного поведения, а также готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и убеждениями, то есть поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения [1].
Конституция Российской Федерации определяет правовой статус всех лиц, находящихся на ее территории, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства. Проблемы правовой
адаптации, регулирования и реализации социально-культурных прав и свобод иностранных граждан имеют общественную значимость в современной России в силу ряда причин.
Во-первых, влияет ситуация, сложившаяся на российском рынке труда в связи с происходящими демографическими и миграционными процессами. В соответствии с прогнозом Федеральной службы государственной статистики, как было отмечено выше, в ближайшие два десятилетия в России численность населения в трудоспособном возрасте будет неуклонно снижаться, а это потребует компенсации за счет притока извне.
Во-вторых, значительное число иностранных граждан незаконно осуществляют трудовую деятельность на территории России. Согласно различным оценкам, объем нелегальной иностранной рабочей силы в нашей стране составляет от 5 до 15 млн человек. Нелегальная миграция, в том числе и трудовая, способна оказывать существенное негативное влияние на национальную безопасность России, порождая угрозы ее экономическим основам, а также общественному порядку и социальной стабильности.
В-третьих, на почве недостаточного уровня правовых знаний иностранные граждане могут совершать акты противоправного поведения. Актуальность данной проблемы вызвана еще и тем, что преступления, совершаемые мигрантами, вызывают огромный общественный резонанс, провоцируют разжигание ксенофобии, ненависти по признакам расы, национальности и вероисповедания. Особую остроту этот вопрос приобрел в последнее время в связи с известными событиями в Москве и в ряде других городов.
Вышеперечисленные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что правовая адаптация, а следовательно, и работа по правовой адаптации иностранных граждан находятся на низком уровне. Иностранных граждан, прибывших на территорию РФ, волнуют прежде всего бытовые проблемы, связанные с поиском жилья и работы. Чаще всего иностранные граждане примыкают к диаспоре, созданной по национально-территориальному признаку, однако в данных диаспорах поведение людей регулируется в первую очередь не законами РФ, а своими национальными нормами и ценностями.
Это не позволяет достичь необходимого уровня саморегуляции поведения мигрантов, что в свою очередь ведет к проявлению таких негативных «побочных эффектов», как нелегальная миграция, этническая сегментация рынка труда, криминализация социально-экономической сфе-
ры общества, анклавность размещения мигрантов, обострение конкуренции на рынке жилья и труда, обострение межнациональных отношений и т.д.
Социально-правовой статус иностранных граждан определен в федеральном законе №115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». С 1 января 2013 г. к данному закону вступила в силу поправка, согласно которой без прохождения процедуры дактилоскопии ни один иностранный гражданин не будет иметь права работать на территории страны. Общая база дактилоскопических данных необходима для обеспечения безопасности российских граждан в случае совершения иностранцами правонарушений.
Согласно федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы.
Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции РФ и других актов российского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.
Вышеперечисленные гарантии, а также возможность их беспрепятственной реализации дают иностранным гражданам возможность влиться в состав социальной структуры российского общества, без ущерба для своих культурных, религиозных, моральных и иных ценностей.
Находящиеся в РФ иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы.
Согласно закону иностранные граждане подразделяются по срокам пребывания на территории Российской Федерации:
1) временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, при-
бывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
2) временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
3) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
По данным Федеральной миграционной службы в Республике Бурятия оформлено и выдано 2446 разрешений на работу, из них 1080 иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим разрешение на временное проживание в Российской Федерации.
Успешная адаптация иностранных граждан должна формировать их правовую культуру личности, которая характеризует уровень правовой социализации нового члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. При этом правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное -активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта [2].
Однако правовая культура может формироваться только на основе легальности пребывания в нашей стране, что в свою очередь предопределяет спектр правовых действий как иностранного гражданина, так и государства. На сегодняшний день правовая адаптация иностранных граждан находится на очень низком уровне, доказательством чего являются тысячи нелегальных мигрантов, которых ФМС высылает из страны [3].
Созданию столь неблагоприятной миграционной ситуации, на наш взгляд, способствует ряд неблагоприятных обстоятельств.
Прежде всего, российская правоохранительная и судебная системы в силу ряда объективных причин не воспринимаются мигрантами как институты, стоящие на службе защиты их законных интересов. Играет свою роль и известный правовой нигилизм, неверие в законы и официальные институты и привычка искать неформальные пути решения своих проблем.
С другой стороны, действующее миграционное законодательство содержит значительные пробелы в части регламентации многих аспектов пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. Это относится к формулировке «законно находящийся в России иностранный гражданин». Недостаточная правовая подготовленность иностранных граждан приводит к тому, что подобные формулировки ими не воспринимаются, «опускаются», соответственно, мигранты повсеместно нарушают жесткие условия «законности нахождения» (постановка на миграционный учет в семидневный срок, своевременная подача необходимых уведомлений и прочее), а это, в свою очередь, приводит к новому витку произвола чиновников и представителей правоохранительных органов.
В российском миграционном законодательстве зачастую содержится лишь посыл о равных правах россиян и иностранных граждан (легально пребывающих в стране). Неурегулированность российским законодательством многих вопросов правовой защиты иностранных граждан обусловливает их социальное неравенство с российскими гражданами в трудовых отношениях, в обеспечении доступа к услугам образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения [4].
Зачастую иностранные граждане хотят получить гражданство РФ, не зная, что до подачи указанного заявления необходимо пройти ряд процедур и получить необходимые документы. Зная, что срок действия регистрации истек, продолжают находиться на территории РФ, рискуя в дальнейшем не получить разрешение на временное проживание. Порой то, что человек не отправил уведомление о подтверждении проживания, оборачивается конфликтом с УФМС, отказом в получении вида на жительство.
Многие иностранные граждане порой не могут определить, что их права были нарушены, они не рискуют оспаривать действия работодателей либо представителей официальных властей: не знают, в какие официальные структуры следует обращаться в случае нарушения их прав. Это свидетельствует о наличии еще одного аспекта данной проблемы - недостаточной информированности иностранных граждан, причем во всех жизненных сферах: у них отсутствует информация правового характера, о вакансиях на рынке труда, о доступности необходимых услуг и пр.
Явно недостаточна и роль неправительственных организаций в деле защиты прав иностранных граждан. Немногочисленные действующие организации не получают поддержки государст-
ва и работают, как правило, на деньги международных спонсоров.
Российская правоохранительная и судебная системы на практике оказываются неспособными осуществлять свои функции по защите прав иностранных граждан, т.к. в основном решают вопросы законности их пребывания и, если оно не законно, то в первую очередь принимаются все меры по обеспечению их отъезда. В результате - отсутствует потерпевшее лицо, что не позволяет проводить каких-либо оперативно-розыскных или следственных действий по факту нарушения его прав. Показательно то, что в странах СНГ фиксируются десятки тысяч нарушений прав иностранных граждан, а у нас -единицы [5].
Играет свою роль недостаточный уровень правовой компетенции работников территориальных органов ФМС и сотрудников полиции в вопросах миграционного законодательства.
Одной из причин неверия иностранных граждан в российские законы и официальные институты является крайне низкий уровень правовой компетенции многих сотрудников государственных структур, в силу своих обязанностей наиболее часто взаимодействующих с иностранными гражданами.
Например, нередки случаи, когда работники полиции незаконно задерживают иностранных граждан, требуют предоставления избыточного числа удостоверяющих те или иные права справок и документов. Более того, в силу незнания каких-то миграционных новаций (например, системы продления патентов путем простого перечисления на счет ФМС России ежемесячного налогового сбора) даже уничтожают представляемые им иностранными гражданами квитанции, выписки, справки, подтверждающие соблюдение иностранными гражданами требований российского законодательства, объясняя свои действия тем, что такие «бумажки» для «представителя власти» ничего не значат [6].
Сотрудники ФМС России нередко снабжают обращающихся к ним иностранных граждан и российских работодателей недостоверной информацией, что приводит к значительным потерям времени и сил у потребителей таких «государственных услуг» и в значительной мере провоцирует рост коррупции в ведомстве.
Это является следствием отсутствия единой государственной системы адаптации и интеграции иностранных граждан. Несмотря на наличие огромного числа трудовых мигрантов, в России практически не проводится соответствующая работа на новом месте их пребывания и работы.
Актуальность и необходимость такой работы стала столь очевидна, что в структуре Федеральной миграционной службы со второй половины 2010 г. создано специальное подразделение - Управление содействия интеграции. К сожалению, ощутимых результатов работы этой структуры пока не наблюдается. Это, по-видимому, объясняется выбором не совсем правильного направления работы - в основном с диаспорами.
В то же время во многих принимающих странах большую роль в решении таких вопросов, как обустройство и правовая адаптация иностранных граждан, обеспечение их жильем играют местные общины - соседские и иные сообщества на самом низовом уровне, так называемые комьюнити. Однако в России такие связи пока развиты очень плохо.
Проведенный анализ свидетельствует, что большинство проблем в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы обусловлено отсутствием стратегического компонента в управлении миграцией, что в скором будущем может обернуться еще более серьезными последствиями. Такой стратегический компонент, предполагающий разработку (и систематическую корректировку) долго- и среднесрочной стратегии управления миграцией, должен быть внедрен в практику управления, получить свое методическое и институциональное обеспечение [7].
Миграционная политика и механизмы стратегического планирования управления миграцией должны осуществляться с учетом долгосрочной стратегии развития миграции. Такой стратегией на ближайшие несколько десятилетий должно стать содействие расширению официальных и законных каналов трудовой миграции, обеспечивающих легализацию растущего числа прибывающих в Россию мигрантов (как на постоянное жительство, так и на время). Эта стратегия обусловлена как потребностью принимающей страны в пополнении населения и трудовых ресурсов, так и наличием масштабного предложения труда и миграционного давления со стороны стран выхода мигрантов.
Риски, связанные с чрезмерным ограничением миграции, как правило, игнорируются. Однако необходимо иметь в виду, что в долгосрочном измерении они могут оказаться более опасными, чем проблемы, связанные с избыточной миграцией.
При этом необходимо не только ориентироваться на доступное для России миграционное предложение со стороны стран-доноров, но разрабатывать собственные приоритеты и селек-
тивные программы высококвалифицированной и учебной миграции. Пока же Россия ориентируется на имеющийся миграционный потенциал в первую очередь стран СНГ, но этого далеко не достаточно. Необходимо расширять возможности переобучения и повышения квалификации для иностранных граждан.
Проанализировав основные критерии компонентов правовой адаптации, необходимо улучшить:
1) процедуру постановки на миграционный учет;
2) процедуру получения разрешения на работу;
3) эффективность действующего порядка медицинского освидетельствования и оказания медицинских услуг иностранным трудовым мигрантам на территории Российской Федерации;
4) внедрить действенный регулятор привлечения иностранной рабочей силы;
5) доработать законодательство в части регулирования действий и ответственности работодателя, привлекающего иностранную рабочую силу;
6) снизить уровень правовой незащищенности иностранных граждан;
7) повысить уровень правовой компетенции работников территориальных органов ФМС и сотрудников полиции по вопросам миграционного законодательства;
8) разработать систему адаптации и интеграции иностранных граждан;
9) внедрить стратегический компонент в сегодняшней схеме управления миграцией.
Реализация вышеперечисленных и других мер позволит создать необходимые условия для более успешной правовой и социальной адаптации иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию.
Литература
1. Гуляихин В.Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // Вопросы права и политики. - 2013. -№4. - С. 135-158.
2. Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. - 2003. - №10.
3. Смоленский М.Б. Правовой менталитет - фактор формирования правовой культуры как основы гражданского общества // Известия высших учебных заведений Северокавказского региона. - Ростов н/Д, 2002.
4. Смоленский М.Б. Право и правовая культура в системе социальной регуляции // Юридический вестник РГЭУ. - 2003. - №1.
5. Смоленский М.Б. Конституционно-правовые основы формирования правовой культуры и развития гражданского общества в Российской Федерации. // Государствен-
ное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС). - 2003. - №4. - С. 50-59.
6. Певцова Е.А. Правовое образование в России // Основы государства и права. - 2002. - №6.
7. Смоленский М.Б. Гражданское общество в условиях Российского конституционализма: аспекты правовой культуры. - М.: МарТ, 2003.
Саргаев Алексей Вячеславович, аспирант кафедры связей с общественностью, социологии и политологии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии, г. Улан-Удэ, e-mail: epaylo@mail.ru. Sargaev Alexey Vyacheslavovich, postgraduate student, department of public relations, sociology and political science, Buryat State Agricultural Academy, Ulan-Ude, e-mail: epaylo@mail.ru.
УДК 378 © Д.Е. Куцых
МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПОЛИТИКА РОССИИ
Рассматриваются тенденции развития мирового рынка образовательных услуг и место в нем Российской Федерации. Анализируется государственная политика по расширению экспорта российских образовательных услуг.
Ключевые слова: мировой рынок образовательных услуг, государственная политика, Россия, федеральный университет.
D.E. Kutsykh
INTERNATIONAL EDUCATION MARKET: MODERN TRENDS AND RUSSIAN POLICY
The modern trends of international education market and the place of the Russian Federation at this market are considered. The state policy in expansion of Russian educational services is analyzed.
Keywords: international education market, state policy, Russia, federal university.
Период конца XX - начала XXI в. ознаменовал собой эпоху важных перемен во многих сферах: экономике, политике, культуре. К их числу относится существенное увеличение значимости знаний, информации, а вместе с ними и человеческого капитала, которые превращаются сегодня в один из главных факторов дальнейшего развития общества.
В таких условиях современное образование приобретает особую значимость и характеризуется новыми тенденциями. К числу последних, по мнению большинства отечественных и зарубежных специалистов, относятся гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, коммерциализация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундамента-лизация, информатизация, индивидуализация и непрерывность. Данная статья посвящена рассмотрению одной из них, а именно коммерциализации высшего образования, а точнее, международной торговле образовательными услугами и участию в ней российских вузов.
В 1995 г. Всемирной торговой организацией (ВТО) было принято Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Оно содержит принципы, составляющие основу многосторонней правовой системы торговли услугами, а также Классификационный перечень секторов
услуг. С этого момента можно говорить о формировании в основных своих чертах мирового рынка образовательных услуг и упорядочении принципов его регулирования. Мировой рынок образовательных услуг, по И.А. Айдрусу и В.М Филиппову, представляет собой «совокупность образовательных услуг, потребляемых за рубежом гражданами разных стран, а также образовательных услуг, оказываемых иностранными учреждениями на внутренних рынках»
[1, с. 5].
Образование в XXI в. стремительно превращается в один из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами. По данным Института статистики ЮНЕСКО в 2009 г., количество студентов, выезжающих за рубеж с целью получить высшее образование по сравнению с 2006 г. выросло на 22% и достигло 3 369 242 человек [14, с. 198]. К 2025 г., согласно прогнозу ЮНЕСКО, численность иностра-ных студентов достигнет 7,2 млн человек [14, с. 10].
Лидерами мировой торговли образовательными услугами являются страны Северной Америки, Западной Европы и некоторые другие государства АТР. Почти 60% от общего количества иностранных граждан, получающих образование за рубежом, приходится на США (19,6%),