Научная статья на тему 'ПРАВОТВОРЧЕСТВО И КОРПОРАТИВНОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО В СРАВНИТЕЛЬНО–ПРАВОВОЙ ПЛОСКОСТИ'

ПРАВОТВОРЧЕСТВО И КОРПОРАТИВНОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО В СРАВНИТЕЛЬНО–ПРАВОВОЙ ПЛОСКОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Правотворчество / нормотворчество / корпоративное нормотворчество / нормы / корпоративные акты / корпоративная норма / частное право / сравнение. / Law-making / rule-making / corporate rule-making / norms / corporate acts / corporate norm / private law / comparison.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирилов Дмитрий Александрович

Корпоративное нормотворчество урегулировывает отношения в корпоративной организации и в итоге получаются нормы, корпоративные акты, в отдельной корпоративной организации, которые в последующем не должны противоречить законодательству, а также стоит добавить этическим, техническим и моральным нормам. Для полноценного создания норм в корпоративной организации правовых норм не достаточно, и для расщепления законодательства а также корпоративных и управленческих интересов при создании полноценного корпоративного акта стоит прибегнуть также и к другим наукам. Корпоративное нормотворчество уже имеет своё понятие, субъектов, виды, функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW-MAKING AND CORPORATE RULE-MAKING IN COMPARATIVE LEGAL PLANE

Corporate rule-making uregulirovyvat the relations in the corporate organization and as a result norms, corporate acts, in the separate corporate organization which in the subsequent shouldn’t contradict the legislation turn out and also once ethical, technical and moral standards add. For full creation of norms in the corporate organization of precepts of law it isn’t enough, and for splitting of the legislation and also corporate and administrative interests during creation of the full corporate act it is worth resorting as well to other sciences. Corporate rule-making already has the concept, subjects, types, functions.

Текст научной работы на тему «ПРАВОТВОРЧЕСТВО И КОРПОРАТИВНОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО В СРАВНИТЕЛЬНО–ПРАВОВОЙ ПЛОСКОСТИ»

о^ ПРАВООБРАЗОВАНИЕ И ПРАВОТВОРЧЕСТВО ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-209-220 КИРИЛОВ Дмитрий Александрович,

NIION: 2018-0076-10/23-789 Аспирант, Казанский инновационный

MOSURED: 77/27-023-2023-10-789 университет им. В.Г. Тимирясова,

Российская Федерация, Казань, e-mail: kirilov.mitya@inbox.ru

ПРАВОТВОРЧЕСТВО И КОРПОРАТИВНОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО В СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПЛОСКОСТИ

Аннотация. Корпоративное нормотворчество урегулировывает отношения в корпоративной организации и в итоге получаются нормы, корпоративные акты, в отдельной корпоративной организации, которые в последующем не должны противоречить законодательству, а также стоит добавить этическим, техническим и моральным нормам. Для полноценного создания норм в корпоративной организации правовых норм не достаточно, и для расщепления законодательства а также корпоративных и управленческих интересов при создании полноценного корпоративного акта стоит прибегнуть также и к другим наукам. Корпоративное нормотворчество уже имеет своё понятие, субъектов, виды, функции.

Ключевые слова: Правотворчество, нормотворчество, корпоративное нормотворчество, нормы, корпоративные акты, корпоративная норма, частное право, сравнение.

KIRILOV Dmitry Alexandrovich,

PhD student, Kazan Innovation Timiryasov University, Russian Federation, Kazan,

LAW-MAKING AND CORPORATE RULE-MAKING IN COMPARATIVE

LEGAL PLANE

Annotation. Corporate rule-making uregulirovyvat the relations in the corporate organization and as a result norms, corporate acts, in the separate corporate organization which in the subsequent shouldn't contradict the legislation turn out and also once ethical, technical and moral standards add. For full creation of norms in the corporate organization of precepts of law it isn't enough, and for splitting of the legislation and also corporate and administrative interests during creation of the full corporate act it is worth resorting as well to other sciences. Corporate rule-making already has the concept, subjects, types, functions.

Key words: Law-making, rule-making, corporate rule-making, norms, corporate acts, corporate norm, private law, comparison.

Рассматривая два понятия корпоративное нормотворчество и правотворчество сразу ставится, вопрос об их соотношении они имеют один оттенок значения либо это два определения, которые не соотносятся друг с другом. Например, право с точки зрения позитивистской позиции, право это есть порядок, который охраняется и защищается государством. [1] И.А. Ильин считал, что с точки зрения естественного подхода «в естественном праве обе стороны соединяются и согласуются: право остаётся правом, но получает значение моральной верности и становится естественным правом; мораль не вытесняется и не нарушается правом, но руководит его предписаниями и предаёт ему

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

характер естественности». [2] Два понимания позитивное право и естественное право должны заполняться в корпоративном нормотворчестве в равных пропорциях, и даже в каких-то случаях в корпоративных нормах должно больше соблюдаться естественное правовое начало. Понятие правотворчество часто ассоциируется с государством его суверенитетом, где только ему государству дозволено заниматься правотворческой деятельностью.

А.П. Альбов охарактеризовывает правотворчество как «правотворчество - это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые носят официальный

характер, подготовлены и оформлены в строго процессуальной процедуре и регулируют наиболее важные общественные отношения». [3] В данном случае правотворчество здесь описывается как действия государственных органов, которые уполномочены на осуществление правотворческой деятельности. В настоящее время правотворчеством могут заниматься разные субъекты права можно сказать, что такая деятельность стала намного шире, чем в эпоху социализма.

В связи с реформой гражданского законодательства внесёнными изменениями в главу 4 части первой ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ (вступили в силу с 01 сентября 2014 года) появляются корпоративные юридические лица и унитарные. По мнению А.Б. Козыревой понятие корпоративное правотворчество, это деятельность компетентных лиц и органов управления корпоративной организации по созданию прекращению и изменению правовых норм, которые преследуют цель по регулированию корпоративных правоотношений [4]. Из этого следует что в государственном правотворчестве, что и в частном правотворчестве фигурируют уполномоченные лица, которые компетентны по изданию в дальнейшем корпоративных нормативных актов либо в случае с государством, нормативно-правовых актов. Тогда возникает вопрос, что значит частное правотворчество? Можно сформулировать ответ так, частное правотворчество - это действия, деятельность субъектов, не обладающих государственной властью по принятию, а также прекращению и изменению норм.

Довольно неплохой подход к понятию правотворчество излагает В.В. Мамчун: «правотворчество представляет собой разновидность правового нормотворчества. Понятие правотворчества может быть соотнесено с понятием нормотворчества, но не непосредственно, а в составе правового нормотворчества как род (нормотворчество), вид (правовое нормотворчество) и подвид (правотворчество). Рассматриваемые понятия являются совместимыми. В частности, понятие правотворчество является соподчиненным по отношению к понятию правового нормотворчества. При этом они входят в общий круг, образованный понятием «нормотворчество»» [5]. В данной позиции выделяется правотворчество как разновидность правового нормотворчества, то есть не просто нормотворчество, которое звучит более шире, а только правового нормотворчества, но всё же их в окружность берёт широкое понятие такое как нормотворчество. С.С. Алексеев приводит такое понятие к правотворчеству, что это завершающийся процесс государственной деятельности, где какие-либо положения получают статус юридические нормы, и образуются в нормы писаного

права. [6] На наш взгляд правотворчество здесь выступает как завершающий процесс, либо начало государственной деятельности по формированию правовых норм в совокупности. Почти в каждом понятии правотворчества есть субъект государство и не удивительно, ведь в советском союзе правотворчество воспринималось только как творчество правовых норм от государства так как частное отвергалось, не говоря уже о корпоративном нормотворчестве, локальное правотворчество было, но корпоративное под вопросом.

Т.В. Кашанина под понятием правотворчества понимает «правотворчество - это деятельность по созданию (изменению или отмене) правовых норм» [7]. Из этого может следовать что правотворчество надо понимать как создание правовых норм, тогда получается нормотворчество это создание социальных и не социальных норм (так правовых либо не правовых?) правотворческая деятельность может исходить как от государства, так и в настоящее время от частных лиц. Понятие корпоративное нормотворчество будет более уже у него также есть свои виды и стадии, но оно будет охватывать все важные существенные нормы в организации, можно сказать это как процесс внутри организации по созданию корпоративных норм. С.В. Синюков даёт такое понятие правотворчеству, «правотворчество - одна из важнейших сторон деятельности государства, форма его регулятивной активности, имеющая своей непосредственной целью формирование корпуса правовых норм, их принятие, изменение, отмену». [8] Правотворчество важнейшая деятельность государства, правотворчество всё же звучит фундаментальнее нежели нормотворчество, но не шире, корпоративное нормотворчество (локальное) среди всех этих понятий будет самое узкое. Корпоративное нормотворчество не будет выходить за рамки «за пределы закона» проделанной работы правотворчеством. Правотворчеством могут заниматься не только государство, но и другие компетентные лица, тогда как право образованием только государство. Т.Я. Хабриева полагает что «в последние десятилетия в сферу правотворчества все чаще внедряются технологии, разработанные в недрах других направлений юридической науки — социологической и реалистической, коммуникативной и психологической, экономической и исторической» [9]. Юридическая наука - это гуманитарная и социальная наука то она должна интегрировать с другими науками, корпоративные организации в частности хозяйственные общества в том числе как самые крупные налогоплательщики они трансформируют социум, и должны создавать гуманные корпоративные нормы. Можно сказать, что корпоративное нормотворчество - это более уже понятие

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

оно охватывает внутренние нормы в корпоративной организации по сравнению с нормотворчеством которое звучит более шире, но также можно полагать что и в корпоративное нормотворчество может внедряться знания разных наук концепции, доктрины, нормы как социальные так и не социальные. Т.Я. Хабриева описывает правотворчество как «правотворчество — это, безусловно, удел правоведов, но оно будет успешным лишь при условии использования новейших знаний, в том числе экономики, социологии, истории, политологии». [9] С такой точкой зрения можно согласиться, и если брать допустим понятие нормотворчество, оно также будет охватывать не только нормы права, но и все остальные существующие нормы и поэтому в нормотворчество внедрение других наук также не помешает.

В монографии М.Б. Румянцев описывает правотворчество так, «правотворчество как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере создания новых, а также изменения и отмены устаревших правовых норм». [10] С такой позицией стоит согласиться, что правотворчество отменяет, изменяет и создаёт правовые нормы, распространяя своё действие тем самым на большой круг общественности. Тогда корпоративное нормотворчество создаёт, изменяет и отменяет нормы права и другие не социальные нормы, но если рассуждать в плане права, то если бы не было таких видов правотворчества как законотворчество, и ведомственное нормотворчество, то корпоративному нормотворчеству не от чего было отталкиваться негде было бы брать основу для создания корпоративных норм оно было бы пустым. Другие нормы корпоративное нормотворчество может брать с других наук, тем самым в дальнейшем внутри организации облекать их в правовую форму.

Интересные версии выдвигают авторы Е.В. Киричек и Е.А. Цишковский понятие норморайтер, ««норморайтер» - автор-исполнитель заказа по подготовке текста нормативного правового акта. Термин новый, англоязычный, но явление обозначает вполне известное, возвращая читателя к классическим проблемам правотворческой техники». [11] К классическим проблемам возвращаться, конечно, хорошо, но также и не зацикливаться на старом. На наш взгляд роль, функция норморайтера в будущем должна охватить не только правовые вопросы, но и все нормы, существующие в мире и в последующем облекать их в нормативный или в какой-либо другой акт. Так для составления определённых норм, норморайтер должен обладать определёнными знаниями в той отрасли, в которой будет осуществлять интеллектуальный труд по составлению норм. Для такой

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

деятельности должны подготавливаться юристы прежде всего для понимания права, и плюс прохождения специальных курсов в той отрасли, где будут создаваться нормы.

Если рассматривать нормотворчество более шире, то Ю.Г. Арзамасов даёт понятие нормотворчеству такое, «нормотворчество - это определенная форма государственной деятельности, направленная на создание, дополнение и отмену норм права. Тем не менее, главной функцией нормотворчества является создание нормативных актов. Другие функции - отмена, изменение действующих актов носят, как правило, вспомогательный характер». [12] С.Н. Болдырев разделяет правотворчество и нормотворчество по субъектному составу нормотворчество и правотворчество делится по субъектному составу в правотворчестве субъектами будут законодательные органы, а в нормотворчестве в качестве субъектов участвуют какие-либо федеральные органы исполнительной власти. [13] На наш взгляд, понятие нормотворчество больше относится к ведомственной части (приказы, инструкции, уставы) и корпоративное нормотворчество, которое ещё ниже по иерархии, но также разрабатывает корпоративные акты, инструкции, программы. Тут, на наш взгляд, разница не в субъектном составе законодательные органы также могут создавать постановления, инструкции тут скорей всего разница в конечном результате, правотворчество в большей степени увязывается в создании законов, а нормотворчество их как бы обеспечивает детализирует с помощью постановлений, регламентов, инструкций. Нормотворчество в широком смысле охватывает как социальные, так и не социальные виды норм, это деятельность по творению норм, нормативных актов и прочих ценностных документов. Если брать такую позицию, что нормотворчество это деятельность федеральных органов исполнительной власти, и других не государственных компетентных лиц по создание нормативных актов, то корпоративное нормотворчество это деятельность по созданию норм в корпоративной организации компетентными органами. В корпоративном нормотворчестве деятельностью по созданию норм будут заниматься конечно ни государственные органы, а органы какой-либо корпоративной организации коммерческой либо не коммерческой. М.А. Матвеева охарактеризовывает нормотворчество как «нормотворчество - это процесс создания и закрепления социальных и правовых основ регулирования, правил поведения в обществе и государстве». [14] Нормотворчество должно отрегулировать поведение как физических, так и юридических лиц, как в широком охвате, так и в узком, но нормотворчеством не стоит увлекаться так как не все отношения должны быть

завуалированы. Нормотворчеством можно назвать как первой инстанцией по созданию социальных и не социальных норм. В настоящее время в такой деятельности должны принимать участие представители разных наук смешивая мораль, честность, совесть, а также юридические, естественные и технические инструменты. В плане корпоративного нормотворчества должно происходить урегулирование внутри корпоративной организации важных норм, но конечно не доходя до абсурда. Атмосфера в корпоративной организации управленческий и корпоративный интерес не должны идти на самотёк, с помощью нормотворчества можно отрегулировать важные моменты корпорации. Е.А. Коваль делает следующий подход к нормотворчеству, «нормотворчество - один из способов появления, изменения или отмены социальных норм, в частности, норм права и морали. Императивность нормам права придает государство, а нормам морали - сами субъекты нормотворчества». [15] Логично можно рассуждать норма и творчество, то есть творчество по созданию норм как правовых, так и не правовых. Правовая норма регулирует общественные отношения затрагивает более широкий круг вопросов, другие как социальные, так и не социальные нормы в основном задевают небольшой круг лиц, но также стоит сказать, что у каждого субъекта есть своя идеальная норма.

А.Ф. Черданцев под нормой права понимает «норма права - высказывание законодателя о должном, возможном (разрешённом) или запрещённом действии (поведении)». [16] Г.Ф. Шерше-невич «норма указывает целесообразный порядок действий, то она всегда обращена к воле разумного существа, способного ставить себе цели и стремится к достижению их. Правила существуют только для существ, обладающих волею и только ими применяются. Отсюда следует, что соблюдение правил обеспечивается желанием достичь цели, к которой оно ведёт». [17] Корпоративные нормы они могут быть как социальными, так и не социальными, но внутри определённой корпоративной организации они будут для коллектива правовыми, то есть в данном случае цель такая это исполнить корпоративную норму и закрепить её в сознании. Здесь императивность корпоративным нормам будут придавать органы организации при принятии таких норм в пределах своей компетенции полномочиях.

Например, ст.70 (Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 25.02.2022) «Об акционерных обществах») закрепляет, что коллегиальный исполнительный орган осуществляет свою деятельность по мимо устава также согласно регламенту, внутренним документам, положениям, которые утверждаются общим собранием

акционеров и из этого следует то что, коллегиальные исполнительные органы должны строго следовать корпоративным актам и соответственно его нормам. [18] Принимая корпоративные акты в адрес коллегиальных исполнительных органов высший орган корпорации должен следовать принципам разумности, добросовестности, где-то придерживаться этическим и моральным нормам.

Задевая локальное нормотворчество так как корпоративное нормотворчество не так сильно исследовано, то можно сказать следующее С.В. Ухина определяет локальное нормотворчество как «локальное нормотворчество — это деятельность управомоченных субъектов, являющаяся частью механизма правового регулирования, осуществляемая на делегированной или компетенци-онной основе и направленная на разработку, принятие и установление норм (правил) общего характера, регламентирующих разнообразные сферы деятельности организации, а также взаимоотношения, складывающиеся между ее членами». [19] Такое понятие локального нормотворчества на наш взгляд будет относится не только к корпоративным организациям, но и всем остальным субъектам права кто управомочен заниматься нормотворчеством, а также и к унитарным организациям. Как видим локальное нормотворчество будет шире корпоративного нормотворчества, но уже по сравнению с правотворчеством, правотворчество - это как общее, а локальное -один из видов правотворчества. Локальное нормотворчество скорей всего будет как прошлое потому, что с реформой гражданского законодательства юридические лица разделились на корпоративные и унитарные, и поэтому в корпоративных организациях и будет корпоративное нормотворчество. А.М. Алиев полагал что локальное регулирование выявляет слабые места в законодательном регулировании [20]. То есть можно сказать, что после общего правотворчества корпоративное нормотворчество может взять для себя источники, для дальнейшего создания корпоративных актов, тем самым заполняя слабые места правовым справедливым волеизвлеянием. Т.В. Кашанина полагает что корпоративные решения должны обладать принципам утилитаризма. [21] По сравнению с другими видами правотворчества корпоративное нормотворчество больше обладает субъективностью и поэтому в корпоративном нормотворчестве моральные ценности также не должны оставаться незамеченными, и не должны вытесняться такими ответами такими как «мне так надо» то есть личными прерогативами, коллективное волеизвлеяние будет подавлять данные случаи.

По мнению Л.И Антоновой, локальные правовые акты не подаются широкому кругу обще-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

ства с ними не так просто ознакомится. [22] Можно сказать, что в них нет такой публичности как в нормативно правовых актах. В настоящее время например что бы ознакомится с какими либо внутренними документами общества с ограниченной ответственностью (да на официальных сайтах организаций можно увидеть ссылки на внутренние документы, но опять же не на все документы) участник должен запросить такую информацию у самого общества п.2 ст.50 (Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. 25.02.2022) «Об обществах с ограниченной ответственностью»), ни говоря уже о простых обитателях которые вообще не имеют никого отношения к обществу. Из этого складывается вывод, что правотворчество это - общее публичное правовое творчество по отношению к корпоративному нормотворчеству, где корпоративное нормотворчество выполняет частные функции (продолжение частного права) по урегулированию отношений правовыми, диспозитивными методами, но состав таких методов интегрируется с другими науками внутри определённой корпоративной организации.

Профессор И.С. Шиткина в диссертационном исследовании полагает, что «локальное правовое регулирование - реальный инструмент правового обеспечения деятельности коммерческих организаций, представляющий широкие возможности для его научного исследования». [23] Локальное правовое регулирование в нашем случае будет как охват регулирования, то есть регулирование отношений в корпоративных организациях корпоративными актами, нормами, то есть для расщепления законодательства нужен какой-либо творческий философский посыл, например корпоративное нормотворчество. В.К. Самигул-лин даёт такое понятие локальному нормативно правовому регулированию «локальное нормативное правовое регулирование — это форма (способ, средство, метод) децентрализованного правового регулирования общественных отношений». [24] Тут также локальное регулирование более шире нежели корпоративное нормотворчество, локальное цементирует, децентрализует, кодирует нормами отношения, которые складываются в каком-либо небольшом обществе. В.А. Потапов полагает что корпоративное правотворчество позволяет отрегулировать квалифицированное молчание законодателя. [25]

Все организации что коммерческие что некоммерческие разные, у каждой свой субъектный состав, и каждый субъектный состав обладает каждый своей волей и интересами. С.С. Новиков, Д.С. Новиков ставят такую тему для размышления, что российский опыт корпоративного нормотворчества отличается от корпоративного

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

нормотворчества международного уровня тем, что корпоративная практика охватывает и внешние отношения, то есть с контрагентами, по сравнению с российским корпоративным нормотворчеством, где в основном регулируются внутренние отношения. [26] В научных юридических исследованиях есть мнения что корпоративные нормативные акты не могут создавать обязательства для третьих лиц, если например заключается какой либо договор между организациями, то это уже наверно будут больше предпринимательские отношения, но в корпоративный акт организации который будет касаться как эту организацию так и третьих лиц контрагентов, всё таки наверно можно включить такие положения которые не будут противоречить в первую очередь законодательству, во вторых интересам договаривающихся сторон, то есть тем самым третья сторона будет подчиняться корпоративной норме на добровольной основе и только на добровольной.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) разделяет корпоративные организации на коммерческие и не коммерческие, и в каждой такой организации строиться своё нормотворчество исходя из потребностей организации и не выходя за рамки централизованного регулирования. Корпоративное нормотворчество занимает локальное место, то есть охватывает масштаб своего действия затрагивая значимые вопросы внутри определённой корпоративной организации, тогда как правотворчество и его виды затрагивают более значимые проблемы внутри определённого государства. Но также корпоративное нормотворчество по отношению к правотворчеству может быть и шире, так как внутри организации могут легализоваться любые нормы освещён-ные органами организации, но было бы идеально для Российского бизнеса, не выходя за пределы норм морали, этики, но конечно обязательно не выходя за пределы законодательства. Если разобрать такое понятие как мягкое право то при исследовании авторы А. В. Демин и С. Е. Гройс-ман дают понятие мягкому праву такое ««мягкое право» можно определить как совокупность формализованных общих положений (норм, принципов, критериев, стандартов), которые не имеют юридически обязательной природы, не обеспечены официальными санкциями и соблюдаются добровольно в силу авторитетности их создателей, заинтересованности адресатов и целенаправленного социального давления, которое оказывает на потенциальных (и фактических) нарушителей соответствующее сообщество». [27] Можно сказать, что в данном случае здесь будет психологическое давление нежели правовое на провинившегося соответствующим обществом. Может быть, даже в корпоративном нормотворче-

стве корпоративные нормы будут условно мягкими, но такие нормы будут обязательно писаными и их будет укреплять государственный контроль.

В правотворческой деятельности представители органов государственной власти при принятии или изменении нормативно-правовых актов должны где то руководствоваться моралью, совестью, и внутренний душевный процесс должен выявить беспристрастность, в корпоративном нормотворчестве будет больше свободы и правил на усмотрение органов корпоративной организации ну и конечно не нарушая централизацию, а в правотворчестве должны регулироваться важные нормативно-правовые акты которые затрагивают большое количество обществ и людей. С.Г Дро-бязко считал, что ««превращение» конкретно-экономических и технических норм в юридические не ограничивается приданием им обязательного характера, ибо человек не робот, и недостаточно лишь «приблизить» его деятельность к требованиям объективных законов». [28] Но экономические, и технические нормы в корпоративной организации - это не последние нормы, они также как и юридические (правовые) задают движение отношениям. Можно даже выразиться так, экономические и технические нормы в процессе корпоративного нормотворчества могут облекаться в правовую форму внутри данной организации, можно такие нормы выделить в отдельный блок и назвать их как корпоративные нормы, для дальнейшего регулирования производственных потребностей. Внутри корпоративной организации нормы, которые созданы компетентными лицами (органами) будут иметь большую ценность, такие нормы не должны противоречить действующему законодательству, а если они и послушны нормам морали и этики и учитывают все интересы коллектива организации, то это уже мастерство по нормотворчеству.

Автор М.А Маргулис полагает, что «корпоративное нормативное регулирование помогает разгрузить акты высших органов государственной власти и подзаконные акты от деталей «технологического порядка»». [29] Корпоративное нормотворчество берёт на себя ту нагрузку, где государство уже не в силах отрегулировать, то есть стоит сказать, что для корпоративных организаций государственное регулирование в больших количествах тоже не к чему. Так как в каждой корпоративной организации свой круг не решённых проблем, вопросов, и подстраиваться под каждую корпоративную организацию государство просто не может. Разгружая правотворческую централизацию органы корпоративной организации берут на себя ответственность по созданию и изданию корпоративных актов, где и будут созданы нормы

как социального, так и не социального характера. Стоит полагать, что корпоративное нормотворчество должно равняться на правотворчество его богатейший опыт по защите прав и свобод человека, в корпоративном нормотворчестве всё-таки субъекты как бы в коммерческой игре (имеют корпоративный и управленческий интерес), но материальные и не материальные блага должны лежать на равных весах.

Например, ст. 50 (Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») [30] нам говорит что общество с ограниченной ответственностью обязано хранить документы согласно нормативно правовым актам, законам, которые действуют на территории Российской Федерации, а также внутренним документам которые создаются компетентными лицами в организации. Тое есть, как видим, идёт выход на корпоративное нормотворчество, лица, которые обладают определёнными полномочиями внутри организации, могут создать корпоративные нормы и в дальнейшем перевести их в корпоративный акт, который будет отвечать правилам хранения документов общества. Из данного примера можно сказать, что в таком виде правотворчества как законотворчество правовые нормы могут создаваться с чистого листа, не задевая какие-либо нормы права, статьи, закон будет создаваться на основе социальных и экономических потребностей. Корпоративное нормотворчество - это создание норм исходя из потребностей корпоративной организации её участников, органов. Корпоративное нормотворчество тесно связано с правовыми нормами оно создаёт нормы, не выходя за пределы правового поля, а если допустим взять остальные существующие в природе нормы, то не должно выходить за пределы технических, экономических, философских, культурных, этических и т.д. норм. Статьи закона как бы будут каркасом отправной точкой для корпоративного нормотворчества, а социальные и экономические обстоятельства для дальнейшего создания корпоративных норм. То есть на наш взгляд корпоративное нормотворчество будет брать своё начало не только из правовых норм, а также из разных отраслей науки. Ю.А. Тихомиров считает, чтобы на практике понять действие права, нужна такая тема, которая в настоящее время, к сожалению, пропадает, это такая тема как социология права. [31] Юриспруденция как социально-гуманитарная наука в отличие от естественных наук исследует общество, общественные отношения, а в корпоративной организации должны быть исследованы отношения, управление, производство, и в последствии результаты возведены в корпоративные нормы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Правотворчество в любом своём проявлении больше ассоциируется с государством и государственными органами. Наиболее значимые принципы государственного правотворчества - это законность интересов личности [32]. Авторы Г. Костаки, Е. Бутучя определяют правотворчество с учётом общественных потребностей в установленных процедурах как воспроизводство позитивного права. [33] Внутренние корпоративные нормы в корпоративной организации в каких-либо случаях должны склонятся и к естественному началу, но должны быть точными не расплывчатыми, позитивно железными. Если допустим сужать круг отношений до локального, то внутри организации в соответствии со ст.3 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) [34] (далее - ТК РФ) запрещается дискриминация в сфере труда, как видим проявляются законные интересы личности и далее органы корпоративной организации могут дополнить пробелы в законодательстве какими либо благами, но опять же не выходя за пределы законодательства. Как видим, по сравнению с локальным нормотворчеством, правотворчество не сможет охватить все отношения которые должны быть урегулированы в какой-либо отдельной организации, но в любом случае нормативно-правовые акты правотворчества будет фундаментом как для локального так и для корпоративного нормотворчества.

Рассматривая правотворчество как деятельность, такая деятельность бывает как государственная, так и не государственная. Также выделяют виды правотворчества: правотворчество государственных органов, непосредственное правотворчество народа (референдум), правотворчество отдельных должностных лиц, правотворчество общественных организаций, правотворчество органов местного самоуправления, локальное правотворчество. [35] В корпоративном нормотворчестве субъектами будут в любом случае не государственные органы, а частные то есть органы корпоративной организации. По видам корпоративного нормотворчества Т.В. Кашанина выделяет: прямое (непосредственное), представительное, опосредованное. [36] Как видим, в корпоративном нормотворчестве уже «проскальзывает» частно-правовое регулирование. По мнению Т.В. Кашаниной частное право содержит совокупность норм, которые формируются гражданами организациями для регулирования их деятельности и для реализации различных интересов. [37] В данном случае можно отметить, что в каждом органе происходит своё формирование норм.

Один из видов правотворчества такой как законотворчество, из самого названия наблюдется что такое понятие преследует цель принятие законов,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Д.А Керимов представляет его как регламентируемая процедура «рождения закона». [38] В корпоративных организациях не рождается закон корпоративные организации не обладают государственным суверенитетом, но корпоративные нормы для всего общества корпоративной организации могут стать законом, как законным выходом по решению внутренних проблем. А.М. Дроздова считает, что законотворческим правом наделены законодательные органы государственной власти которые могут принимать нормативно правовые акты в виде федеральных законов. [39] Законодательный орган как высший орган законодательной власти в иерархической ступени находится выше нежели исполнительные органы государственной власти, и поэтому уполномочен принимать самый высший вид правовых норм - это федеральные законы, федерально конституционные законы. Так, согласно ст. 105 Конституции Российской Федерации принятие федеральных законов осуществляется государственной думой. [40] В ст. 65.3 ГК РФ [41] указывается на то, что высшим органом корпоративной организации является её общее собрание участников (учредители), такой орган решает важные вопросы, а также вопросы, которые относятся к его исключительной компетенции. Из этого следует, что в правотворчестве государственная дума принимает законы, которые обладают высшей юридической силой, они априори будут выше в иерархии по сравнению с корпоративными нормами. Правотворчество - это деятельность, в первую очередь, по создание принятию и изменению правовых норм, а корпоративное нормотворчество это деятельность по создание корпоративных норм которые в последствии станут правовыми внутри какой либо корпоративной организации. Например, такой вид как ведомственное правотворчество ассоциируется с такими фигурами как федеральные органы исполнительной власти, нормативно-правовые акты таких органов принимаются как бы во исполнения законодательства. Такой вид правотворчества схож с корпоративным нормотворчеством, федеральные органы исполнительной власти также воспроизводят нормы, но для урегулирования общего положения государства, но этим нормам также не должно противоречить и корпоративное нормотворчество.

При подготовке нормативно-правовых актов федеральные органы исполнительной власти руководствуются таким постановлением это постановление правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» [42] где указано в п.2 то что нормативно правовые акты издаются в виде приказов,

постановлений, инструкций или положений. Так, в Федеральном законе от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 25.02.2022) «Об акционерных обществах» или Федеральном законе от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. 25.02.2022) «Об обществах с ограниченной ответственностью») соответствующие органы корпоративных организаций издают но уже не нормативно-правовые акты, а корпоративные нормативные акты в виде приказов, регламентов, положений, инструкций, программ.

Иными словами, практически во всех видах правотворчества ценен будет нормативно-правовой акт, который усовершенствуется юридической техникой, а в корпоративном нормотворчестве должен быть качественный корпоративный акт, прошедший все стадии и усовершенствованный юридической техникой, логический, со смыслом, со стилем изложения. Профессор О.М. Олейник полагает что корпоративный акт в некоторых случаях является одним из факторов для создания каких-либо финансовых выгод для хозяйствующего субъекта [43]. Правотворчество - это исторический процесс по созданию норм права, а если отделять и дальше корпоративное нормотворчество то корпоративное нормотворчество - это достаточно новый вид творчества которое распространяет своё действие не только на локальные масштабы, но также оставляет свои следы и на правовой реальности.

Рассмотрим главную цель корпоративного нормотворчества и правотворчества, то есть это корпоративный нормативный акт и нормативно-правовой акт. Автор В.В. Ковалёва представляет нормативный правовой акт с двух сторон с одной стороны это как форма права, а с другой как правовой акт, то есть, юридический документ, в итоге он образуется из особого вида юридической деятельности (правотворчества). [44] Нормативно-правовой акт - это не процесс а результат правотворчества, [45] то есть его продукт. Выясняется общая закономерность - нормативно-правовой акт - это документ правовой ценности, и тем самым ему также будет подчинён и корпоративный нормативный акт. Ю.Г. Лескова, А.А. Диденко полагают что это разные правовые явления корпоративный акт по отношению к нормативно-правовому акту можно рассмотреть как нормативный акт, в иерархии источников права корпоративный акт будет занимать последние место. [46] Корпоративный нормативный акт не сможет урегулировать общественные отношения, складывающиеся в государстве, его задача спроектировать внутренние отношения в корпоративной организации. Понятие корпоративный нормативный акт законодательством пока нигде не закреплён, но согласно

п.5 ст.52 ГК РФ учредители (участники) либо органы юридического лица вправе утвердить не являющимися учредительными документами такие документы как внутренний регламент и другие внутренние документы. То есть, по сути, в п.5 ст.52 ГК РФ говорится про юридические лица любых организационно правовых форм, сюда можно отнести как корпоративные юридические лица, так и унитарные, но корпоративные нормативные акты регулирующие корпоративные отношения будут только в корпоративных юридических лицах. Поэтому, по нашему мнению, на федеральном законодательстве стоит закрепить понятие корпоративный акт. Но опять же корпоративные организации бывают как коммерческого, так и не коммерческого вида, и из этого следует что корпоративные акты будут разрабатываться как коммерческого, так и не коммерческого вида. Например для нормативно правовых актов согласно Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [47] действует методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в п. 3 а) запрещается использование широты дискреционных полномочий это расплывчатость не определённость сроков и т.д.; в п. 4 а) это завышенные требования которые трудновыполнимые, в) лингвистическая неопределённость двусмысленная терминология, допущение категорий оценочного характера. Корпоративные нормативные акты создаются органами корпоративной организации и это частное, а не публичное явление по сравнению с нормативно-правовыми актами, но тем не менее корпоративные акты должны придерживаться законодательства, принципам гуманизма, содержанием не обладать расплывчатостью, чтобы в случае разногласий внутри организации можно было поставить точку в каком-либо деле.

Рассмотрев правотворчество и корпоративное нормотворчество можно определить их нее соотношение в правовой плоскости и два пути их развития.

Первый путь правотворчество - это более широкое понятие, поскольку в правотворчество входит очень важный вид государственной деятельности такой как законотворчество. Тогда стоит задаться вопросом про нормотворчество, нормотворчество это деятельность по изданию, отмене, совершенствованию, актов, постановлений, инструкций, для урегулирования общественных правоотношений а также отношений в области стандартизации и государственных стандартов, но оно берёт основу из продукта правотворчества для дальнейшего создания норматив-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10• 2023

но-правовых актов, постановлений, инструкций, то есть для урегулирования общественных правоотношений а также отношений в области стандартизации и государственных стандартов. Если корпоративное нормотворчество это элемент часть системы общей теории права, то оно соотносится с правотворчеством как часть и общее (как подзаконное правотворчество). Где правотворчество охватывает все виды начиная от законотворчества и до самого низшего звена корпоративного нормотворчества. Например, правотворчество -это как большой дом и соответственно корпоративное нормотворчество в этом доме будет занимать самый низший этаж, по сравнению, например, с ведомственным нормотворчеством и законотворчеством, где законотворчество в этой иерархии имеет высшее положение.

Второй путь - это выделение корпоративного нормотворчества в отдельное нормотворчество как элемент частного права. Корпоративное нормотворчество регулирует отношения в корпоративной организации и в итоге получаются нормы, корпоративные акты, в отдельной корпоративной организации, которые в последующем не должны противоречить законодательству, а также стоит добавить этическим, техническим и моральным нормам. Для полноценного создания норм в корпоративной организации правовых норм недостаточно, и для расщепления законодательства, а также корпоративных и управленческих интересов при создании полноценного корпоративного акта стоит прибегнуть также и к другим наукам. Корпоративное нормотворчество уже имеет своё понятие, субъектов, виды, функции. Профессор Т.В. Кашанина подразделяет корпоративное нормотворчество на три вида: прямое, представительное, опосредованное. [48] Можно ли и зачем его относить к элементу частного права, это всё же философский вопрос.

Список литературы:

[1] Теория государства и права: учебник (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004). -С.78

[2] Ильин, И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) / И.А. Ильин // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 1992. -№ 3. - С. 95

[3] Правотворчество: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. П. Альбов [и др.]; под редакцией А. П. Альбова, С. В. Николю-кина. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — С.16

[4] Козырева А. Б. Корпоративное правотворчество: теория и практика: дис. - М. : дис.... канд. юрид. наук, 2016.- С.77

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

[5] Мамчун, В. В. Проблема соотношения понятий правотворчества и нормотворчества / В. В. Мамчун // Вестник Владимирского юридического института. - 2019. - № 1(50). - С.181

[6] Алексеев С. С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 1995. - С.109

[7] Кашанина, Т. В. Юридическая техника в сфере частного права (Корпоративное и договорное нормотворчество): Учебное пособие / Кашанина Т. В. - М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016.

- С.88

[8] Синюков С. В. О понятии правотворчества //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. - 2011. - Т. 11. - №. 2. - С. 114

[9] Хабриева, Т. Я. Современное правотворчество и задачи юридической науки / Т. Я. Хабриева // Журнал российского права. - 2015. - № 8(224). - С.9

[10] Правотворчество в Российской Федерации: монография /М.Б. Румянцев. - Чебоксары: ИД «Среда», 2019 - С.54

[11] Киричек, Е. В. Норморайтер: профессиональная идентичность, правотворческая субъект-ность, особенности подготовки / Е. В. Киричек, Е. А. Цишковский // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. -2018. - № 2(42). - С. 481

[12] Арзамасов, Ю.Г. Введение в нормогра-фию: теорию и методологию нормотворчества: учебное пособие. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики; Российский университет кооперации,2009 - С.29

[13] Болдырев С.Н. «Нормотворчество и правотворчество: проблемы соотношения (технико-юридический аспект)» Вестник Волгоградской академии МВД России, по. 2 (17), 2011, С.21

[14] Матвеева, М. А. Нормотворчество и правотворчество: теоретические проблемы соотношения понятий / М. А. Матвеева // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. -2014. - № 3(34). - С. 46

[15] Коваль, Е. А. Нормотворчество в праве и морали / Е. А. Коваль // Мир человека: нормативное измерение - 6. Нормы мышления, восприятия, поведения: сходство, различие, взаимосвязь: сборник трудов международной научной конференции, Саратов, 27-29 июня 2019 года. - Саратов: Саратовская государственная юридическая академия,2019.- С. 253

[16] Черданцев, А. Ф. Логическая характеристика права как системы / А. Ф. Черданцев // Известия высших учебных заведений. Правоведение.

- 1983. - № 3. - С. 13

[17] Издательство типо-лит. Имп. Казан. ун-та [Соч.] Проф. Казан. ун-та Г.Ф. Шершеневича 1896 г С.282

[18] Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 25.02.2022) «Об акционерных обществах»

[19] Ухина С.В. Локальное нормотворчество: Вопросы теории и практики: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Волгогр. акад. МВД России. - Волгоград, 2005. - С.9

[20] Алиев, Абдулмалик Магомедович. Теоретические проблемы локального правового регулирования в современном российском праве: диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01. - Ростов-на-Дону, 2001. - С. 132

[21] Кашанина, Т. В. Юридическая техника: Учебник / Кашанина Т.В., - 2-е изд., пересмотр. -Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - С.273

[22] Антонова Людмила Ивановна. Вопросы теории локального правового регулирования : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.01 / ЛГУ. - Ленинград, 1988. - С.8

[23] Шиткина, Ирина Сергеевна. Правовое регулирование деятельности акционерных обществ внутренними (локальными) документами: диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03. - Москва, 1997. - С.10

[24] Самигуллин Венир Калимуллович. «Локальное нормативное правовое регулирование: состояние и перспективы» Журнал российского права, по. 4 (232), 2016, С.22

[25] Корпоративные нормативные акты как вид локальных актов : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Потапов Владимир Александрович; [Место защиты: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ]. - Москва, 2008. - С.17

[26] Новиков, С. С. Проблемы корпоративного нормотворчества (международный и российский опыт) / С. С. Новиков, Д. С. Новиков // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. - 2021. - № 2(51). - С. 25

[27] Демин А. В., Гройсман С. Е. Фактор принуждения в контексте» мягкого права» /^ех Russica. - 2019. - №. 4 (149). - С. 57

[28] Дробязко С. Г. Эффективность законодательства в создании материально-технической базы коммунизма: дис. - ]: спец. 12.00. 01 «Теория и история государства и права, 1969 .-С..31

[29] Маргулис М.А. Нормотворчество корпоративных объединений в области спорта : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Моск. гос. юрид. акад. - Москва, 2005. -С.12

[30] Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. 25.02.2022) «Об обществах с ограниченной ответственностью»// Собрание законодательства Российской Федерации. -1998. - №7. - Ст.785; 2022. - № 9. - Ст.1257

[31] Тихомиров, Ю. А. Право: момент покоя или опережающее воздействие на социальные процессы / Ю. А. Тихомиров // Журнал российского права. - 2020. - № 4. - С.14

[32] См.: Румянцев М.Б. Указ.соч. С.205.

[33] Костаки Г., Бутучя Е. Правотворчество и нормотворчество: сущность и соотношение понятий //Закон и жизнь. - 2013. - Т. 259. - №. 7. - С.9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[34] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002.

- №1 (ч.1). - Ст.3; 2022.- №9 (ч.1). - Ст.1259

[35] См.: Альбова А.П., Николюкина С.В. Указ.соч. С.19.

[36] Кашанина Т. В. Юридические документы. Чему не учат студентов. Как правильно понять и подготовить : учебник. — Москва : Проспект, 2018

— С.268-271.

[37] См.: Кашанина Т.В. Указ.соч. С.81

[38] Керимов, Д. А. Законотворчество / Д. А. Керимов // Право и образование. - 2001. - № 3. -С. 70

[39] Дроздова, А.М. Процесс правообразова-ния: правотворчество, законотворчество, нормотворчество / А. М. Дроздова // Юридическая мысль. - 2015. - № 4(90). - С. 27

[40] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) - Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 N 445).

[41] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст.3301; 2022. - № 9 (часть I) - Ст.1252

[42] Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 11.03.2022) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1997. - №33.- Ст.3895; 2021.- №31. - Ст.5904

[43] Олейник О.М. Сфера корпоративного нормотворчества: формирование судебной практики //закон. - 2017. - №. 12. - С.140

[44] Ковалева, Виктория Викторовна. Нормативные правовые акты в механизме правового регулирования: диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Ковалева Виктория Викторовна; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад.]. -Москва, 2009. - С.12

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10• 2023

[45] Джоусе-Иванина, Мария. Нормативно-правовой акт в системе источников российского права: диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Джоусе-Иванина Мария; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2010. - С.59

[46] Лескова Юлия Геннадьевна, and Диденко Ася Алексеевна. «Система и структура источников корпоративного права» Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки, no. 2, 2016, С. 46

[47] Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» -«Собрание законодательства РФ», 17.07.2017, N 29, ст. 4374

[48] См.: Кашанина Т.В. Указ.соч. С.189

Spisok literatury:

[1] Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik (N.I. Matuzov, A.V. Mal'ko) (YUrist», 2004). - S.78

[2] Il'in, I. A. Obshchee uchenie o prave i gosu-darstve (fragmenty) / I. A. Il'in // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Pravovedenie. - 1992. - № 3. - S. 95

[3] Pravotvorchestvo : uchebnoe posobie dlya bakalavriata i magistratury / A. P. Al'bov [i dr.] ; pod redakciej A. P. Al'bova, S. V. Nikolyukina. — Moskva : Izdatel'stvo YUrajt, 2019. — S.16

[4] Kozyreva A. B. Korporativnoe pravotvorchestvo: teoriya i praktika : dis. - M. : dis.... kand. yurid. nauk, 2016.- C.77

[5] Mamchun, V. V. Problema sootnosheniya ponyatij pravotvorchestva i normotvorchestva / V. V. Mamchun // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. - 2019. - № 1(50). - S.181

[6] Alekseev S. S. Teoriya prava. - M.: Izdatel'stvo BEK, 1995.- S.109

[7] Kashanina, T. V. YUridicheskaya tekhnika v sfere chastnogo prava (Korporativnoe i dogovornoe normotvorchestvo): Uchebnoe posobie / Kashanina T. V. - M.: YUr.Norma, NIC INFRA-M, 2016. - S.88

[8] Sinyukov S. V. O ponyatii pravotvorchestva //Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Ekonomika. Upravlenie. Pravo. - 2011. - T. 11. - №. 2. - S. 114

[9] Habrieva, T. YA. Sovremennoe pravotvorchestvo i zadachi yuridicheskoj nauki / T. YA. Habrieva // ZHurnal rossijskogo prava. - 2015. - № 8(224). - S.9

[10] Pravotvorchestvo v Rossijskoj Federacii: monografiya /M.B. Rumyancev. - CHeboksary: ID «Sreda», 2019 - S.54

[11] Kirichek, E. V. Normorajter: profession-al'naya identichnost', pravotvorcheskaya sub"ekt-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

nost', osobennosti podgotovki / E. V. Kirichek, E. A. Cishkovskij // YUridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. - 2018. -№ 2(42). - S. 481

[12] Arzamasov, YU.G. Vvedenie v normo-grafiyu: teoriyu i metodologiyu normotvorchestva: uchebnoe posobie. - M.: Gosudarstvennyj universitet

- Vysshaya shkola ekonomiki; Rossijskij universitet kooperacii, 2009 - S.29

[13] Boldyrev S. N.. "Normotvorchestvo i pravotvorchestvo: problemy sootnosheniya (tekhniko-yu-ridicheskij aspekt)" Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii, no. 2 (17), 2011, S.21

[14] Matveeva, M. A. Normotvorchestvo i pravotvorchestvo: teoreticheskie problemy sootnosheniya ponyatij / M. A. Matveeva // Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. - 2014. -№ 3(34). - S. 46

[15] Koval', E. A. Normotvorchestvo v prave i morali / E. A. Koval' // Mir cheloveka: normativnoe izmerenie - 6. Normy myshleniya, vospriyatiya, pove-deniya: skhodstvo, razlichie, vzaimosvyaz': sbornik trudov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Saratov, 27-29 iyunya 2019 goda. - Saratov: Sara-tovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akadem-iya, 2019. - S. 253

[16] CHerdancev, A. F. Logicheskaya harakter-istika prava kak sistemy / A. F. CHerdancev // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Pravovedenie. -1983. - № 3. - S. 13

[17] Izdatel'stvo tipo-lit. Imp. Kazan. un-ta [Soch.] Prof. Kazan. un-ta G.F. SHershenevicha 1896 g S. 282

[18] Federal'nyj zakon ot 26.12.1995 N 208-FZ (red. ot 25.02.2022) "Ob akcionernyh obshchestvah"

[19] Uhina S.V. Lokal'noe normotvorchestvo : Voprosy teorii i praktiki : avtoreferat dis. ... kandidata yuridicheskih nauk : 12.00.01 / Volgogr. akad. MVD Rossii. - Volgograd, 2005. - C.9

[20] Aliev, Abdulmalik Magomedovich.Teoret-icheskie problemy lokal'nogo pravovogo reg-ulirovaniya v sovremennom rossijskom prave : dis-sertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk : 12.00.01.

- Rostov-na-Donu, 2001. - S. 132

[21] Kashanina, T. V. YUridicheskaya tekhnika: Uchebnik / Kashanina T.V., - 2-e izd., peresmotr. -Moskva : Yur.Norma, NIC INFRA-M, 2015. - S.273

[22] Antonova Lyudmila Ivanovna. Voprosy teorii lokal'nogo pravovogo regulirovaniya : avtoreferat dis. ... doktora yuridicheskih nauk : 12.00.01 / LGU. - Leningrad, 1988. - S.8

[23] SHitkina, Irina Sergeevna. Pravovoe reg-ulirovanie deyatel'nosti akcionernyh obshchestv vnu-trennimi (lokal'nymi) dokumentami: dissertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk : 12.00.03. - Moskva, 1997. - S.10

[24] Samigullin Venir Kalimullovich. "Lokal'noe normativnoe pravovoe regulirovanie: sostoyanie i perspektivy" ZHurnal rossijskogo prava, no. 4 (232), 2016, C.22

[25] Korporativnye normativnye akty kak vid lokal'nyh aktov : avtoreferat dis. ... kandidata yuridi-cheskih nauk : 12.00.01 / Potapov Vladimir Aleksan-drovich; [Mesto zashchity: In-t zakonodatel'stva i sravnit. pravovedeniya pri Pravitel'stve RF]. - Moskva, 2008. - S.17

[26] Novikov, S. S. Problemy korporativnogo normotvorchestva (mezhdunarodnyj i rossijskij opyt) / S. S. Novikov, D. S. Novikov // Vestnik Sankt-Peter-burgskoj yuridicheskoj akademii. - 2021. - № 2(51).

- S. 25

[27] Demin A. V., Grojsman S. E. Faktor prinu-zhdeniya v kontekste" myagkogo prava" //Lex Rus-sica. - 2019. - №. 4 (149). - S. 57

[28] Drobyazko S. G. Effektivnost' zakonod-atel'stva v sozdanii material'no-tekhnicheskoj bazy kommunizma : dis. - ]: spec. 12.00. 01 «Teoriya i istoriya gosudarstva i prava, 1969. -S..31

[29] Margulis M.A. Normotvorchestvo korpora-tivnyh ob"edinenij v oblasti sporta: avtoreferat dis. ... kandidata yuridicheskih nauk : 12.00.01 / Mosk. gos. yurid. akad. - Moskva, 2005. - C.12

[30] Federal'nyj zakon ot 08.02.1998 N 14-FZ (red. ot 02.07.2021, s izm. 25.02.2022) "Ob obsh-chestvah s ogranichennoj otvetstvennost'yu"// Sobra-nie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii .-1998. -№7. - St.785; 2022. - № 9. - St.1257

[31] Tihomirov, YU. A. Pravo: moment pokoya ili operezhayushchee vozdejstvie na social'nye pro-cessy / YU. A. Tihomirov // ZHurnal rossijskogo prava.

- 2020. - № 4. - S.14

[32] Sm.: Rumyancev M.B. Ukaz.soch. S.205.

[33] Kostaki G., Butuchya E. Pravotvorchestvo i normotvorchestvo: sushchnost' i sootnoshenie pon-yatij //Zakon i zhizn'. - 2013. - T. 259. - №. 7. - S.9

[34] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 N 197-FZ (red. ot 25.02.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.03.2022) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2002. - №1 (ch.1).

- St.3; 2022.- №9 (ch.1). - St.1259

[35] Sm.: Al'bova A.P., Nikolyukina S.V. Ukaz. soch. S.19.

[36] Kashanina T. V. YUridicheskie dokumenty. CHemu ne uchat studentov. Kak pravil'no ponyat' i podgoto- vit' : uchebnik. — Moskva : Prospekt, 2018

- S.268-271.

[37] Sm.: Kashanina T.V. Ukaz.soch. S.81

[38] Kerimov, D. A. Zakonotvorchestvo / D. A. Kerimov // Pravo i obrazovanie. - 2001. - № 3. - S. 70

[39] Drozdova, A. M. Process pravoobra-zovaniya: pravotvorchestvo, zakonotvorchestvo, normotvorchestvo / A. M. Drozdova // YUridicheskaya mysl'. - 2015. - № 4(90). - S. 27

[40] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) - Popravki, vnesennye Zakonom RF o popravke k Konstitucii RF ot 14.03.2020 N 1-FKZ, vstupili v silu 4 iyulya 2020 goda (Ukaz Prezidenta RF ot 03.07.2020 N 445).

[41] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 25.02.2022) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii .-1994. - №32. - St.3301; 2022. - № 9 (chast' I) - St.1252

[42] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13.08.1997 N 1009 (red. ot 11.03.2022) "Ob utverzh-denii Pravil podgotovki normativnyh pravovyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti i ih gosudarst-vennoj registracii" // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 1997. - №33.- St.3895; 2021.- №31. - St.5904

[43] Olejnik O. M. Sfera korporativnogo normotvorchestva: formirovanie sudebnoj praktiki //zakon. -2017. - №. 12. - S.140

[44] Kovaleva, Viktoriya Viktorovna. Normativnye pravovye akty v mekhanizme pravovogo reg-ulirovaniya : dissertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk : 12.00.01 / Kovaleva Viktoriya Viktorovna; [Mesto zashchity: Mosk. gos. yurid. akad.]. - Moskva,

2009. - S.12

[45] Dzhouse-Ivanina, Mariya. Normativno-pra-vovoj akt v sisteme istochnikov rossijskogo prava : dissertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk : 12.00.01 / Dzhouse-Ivanina Mariya; [Mesto zashchity: Mosk. gos. un-t im. M.V. Lomonosova]. - Moskva,

2010. - S.59

[46] Leskova Yuliya Gennad'evna, and Didenko Asya Alekseevna. "Sistema i struktura istochnikov korporativnogo prava" Vestnik Baltijskogo feder-al'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Gumani-tarnye i obshchestvennye nauki, no. 2, 2016, S. 46

[47] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.02.2010 N 96 (red. ot 10.07.2017) "Ob antikor-rupcionnoj ekspertize normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov" - "Sobranie zakonodatel'stva RF", 17.07.2017, N 29, st. 4374

[48] Sm.: Kashanina T.V. Ukaz.soch. S.189

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10• 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.