Научная статья на тему 'Правосознательность сотрудников уголовно-исполнительной системы как условие выявления и раскрытия дачи взятки за совершение заведомо незаконных действий по доставке запрещенных предметов в пенитенциарные учреждения'

Правосознательность сотрудников уголовно-исполнительной системы как условие выявления и раскрытия дачи взятки за совершение заведомо незаконных действий по доставке запрещенных предметов в пенитенциарные учреждения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
249
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ / PROHIBITED ITEMS / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ДАЧА ВЗЯТКИ / BRIBERY / ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ / BRIBE-TAKING / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ANTI-CORRUPTION / AWARENESS / OPERATIONAL-SEARCH ISSUES INCORPORATED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татаринов Р. А.

Статья посвящена вопросам правосознательного поведения сотрудников (работников) уголовно-исполнительной системы, нацеленного на предотвращение их склонения к доставке запрещенных предметов в пенитенциарные учреждения ФСИН России, и противодействию коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Татаринов Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consciousness of employees of penal correction system as a condition of identification and disclosure of bribery for commission of illegal actions of the forbidden item delivery in penitentiary institutions

The given article is devoted to the issues of the awareness and behavior of the staff (employees) of the penal system towards delivery of prohibited items to prisons of FPS Russian and anti-corruption actions.

Текст научной работы на тему «Правосознательность сотрудников уголовно-исполнительной системы как условие выявления и раскрытия дачи взятки за совершение заведомо незаконных действий по доставке запрещенных предметов в пенитенциарные учреждения»

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Р. А. ТАТАРИНОВ R. A. TATARINOV

начальник отдела собственной безопасности УФСИН России по Республике Бурятия, адъюнкт Академии ФСИН России, подполковник внутренней службы

Правосознательность сотрудников уголовно-исполнительной системы как условие выявления и раскрытия дачи взятки за совершение заведомо незаконных действий по доставке запрещенных предметов в пенитенциарные учреждения

^nsciousness of employees of penal correction system as a condition of identification and disclosure of bribery for commission of illegal actions of the forbidden item delivery in penitentiary institutions

#

Аннотация. Статья посвящена вопросам право-сознательного поведения сотрудников (работников) уголовно-исполнительной системы, нацеленного на предотвращение их склонения к доставке запрещенных предметов в пенитенциарные учреждения ФСИН России, и противодействию коррупции.

Ключевые слова: правосознательность, запрещенные предметы, оперативно-розыскные мероприятия, дача взятки, получение взятки, коррупция, противодействие коррупции.

Abstract. The given article is devoted to the issues of the awareness and behavior of the staff (employees) of the penal system towards delivery of prohibited items to prisons of FPS Russian and anti-corruption actions.

Key words: awareness, prohibited items, operational-search issues incorporated, bribery, bribe-taking, corruption, anti-corruption.

#

В учебной и научной литературе встречается множество определений понятия «правосознание». Суть его сводится к тому, что это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми [1].

В отличие от правосознания под правосоз-нательностью следует понимать сознательную способность и желание субъекта действовать в

рамках действующего законодательства. В рассматриваемом нами случае - для сотрудника (работника) уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) - сообщать о фактах его склонения к совершению коррупционных действий по доставке запрещенных предметов в пенитенциарные учреждения (исправительные колонии, следственные изоляторы) со стороны осужденных, подозреваемых, обвиняемых или их близких.

Обязанность сотрудников УИС сообщать о таких фактах прямо закреплена в ст. 9 (обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений) федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии

29

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2016

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

коррупции» [2]. Данное концептуальное положение находит свое развитие в Порядке уведомления федеральными государственными служащими Федеральной службы исполнения наказаний о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, утвержденном приказом ФСИН России от 29.05.2010 № 256 [3]. А также в Порядке уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения лиц, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях (учреждениях, предприятиях) уголовно-исполнительной системы, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, к совершению коррупционных правонарушений, утвержденном приказом ФСИН России от 29.07.2015 за № 666 [4].

Кроме того, ФСИН России направлено в территориальные органы указание от 13.12.2013 № 02-45951 о выдаче всему личному составу памятки по противодействию коррупции, в которой указан алгоритм действий сотрудника при предложении ему или вымогательстве взятки.

Указанные нормативно-правовые акты и методические материалы размещены на официальном сайте ФСИН России в разделе «Противодействие коррупции» и находятся в свободном доступе.

Вместе с тем зачастую обязанность сотрудников по уведомлению о фактах их склонения к коррупции не исполняется ими в силу различных причин, в том числе таких, как низкий уровень правосознания, слабая воспитательная и профилактическая работа в трудовых коллективах, недочеты в служебной подготовке, недостаточный контроль руководства за подчиненными, семейные и бытовые проблемы, высокий уровень закредитованности сотрудников, несоответствие их расходов доходам и пр.

Наличие правосознательности у сотрудников УИС само по себе не является действенным фактором в борьбе с коррупцией. Оно дает положительный результат лишь тогда, когда сотрудник (работник) своевременно доложил своему руководителю и подразделению собственной безопасности о попытке склонения его к коррупционным действиям, в том числе к проносу за вознаграждение на территорию учреждения запрещенных к использованию

осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми предметов.

Высокий уровень правосознательности у конкретного сотрудника УИС является важным и необходимым условием выявления и пресечения преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ (дача взятки). Особенно рассматриваемого в нашем случае злободневного состава преступления, квалифицируемого по ч. 3 данной статьи (дача взятки за совершение заведомо незаконных действий по доставке запрещенных предметов в пенитенциарные учреждения). Ведь личная правосознатель-ность сотрудников (работников) УИС по уведомлению о фактах склонения к коррупционным действиям в конечном счете уберегает их самих от уголовного преследования по ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение взятки за незаконные действия). Иными словами, если сотрудник не уведомил о совершении в отношении него преступления по ч. 3 ст. 291 УК РФ, то уже в отношении него может быть возбуждено уголовное преследование по ч. 3 ст. 290 УК РФ (в случае получения им взятки). Это важно осознавать и помнить всем сотрудникам в повседневной деятельности.

Число зарегистрированных преступлений коррупционной направленности, совершенных сотрудниками (работниками) УИС, имеет тенденцию роста. Так, согласно сведениям управления собственной безопасности ФСИН России, в 2013 году оперативными аппаратами ФСИН России во взаимодействии с иными правоохранительными органами выявлено 371 коррупционное преступление, в 2014-м -375, в 2015 году - 390.

В то же время рост числа зарегистрированных коррупционных преступлений в учреждениях и органах УИС свидетельствует не только о том, что их с каждым годом совершается все больше. Повышение значений данного показателя говорит и о совершенствовании профессионального мастерства оперуполномоченных и следователей, а также о выявлении и раскрытии преступлений прошлых лет.

В отношении осужденных (их близких) число зарегистрированных преступлений по ч. 3 ст. 291 УК РФ, выявленных оперативными подразделениями УИС при содействии сотрудников УИС (уведомление о фактах склонения к коррупционным действиям), также увеличивается. И по данным управления собственной безопасности

[email protected] www.orfsin.ru

потег_10_2016.1п<И 30

30

ф

28.09.2016 13:21:00

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

ФСИН России, составило: в 2013 году - 31 преступление, в 2014-м - 44, в 2015 году - 80.

Очевидно, что уровень законопослушного правосознания сотрудников УИС постепенно повышается, их деятельность реже выходит за рамки закона, но все же недостаточно. Необходимо развивать правосознательность. Самим сотрудникам не следует замалчивать фактов склонения их к коррупции и проходить мимо, нельзя закрывать глаза на такие случаи в действиях других лиц.

Немаловажными условиями при выявлении, пресечении и раскрытии коррупционных преступлений по ч. 3 ст. 291 УК РФ являются грамотные действия сотрудников УИС по недопущению провокации взятки их поведением и актерское мастерство при участии их в проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), направленных на закрепление доказательств вины взяткодателя. Инициатива дачи взятки должна исходить только от взяткодателя. А для оперативных сотрудников главное - недопустимость искусственного создания и разыгрывания ситуации взяточничества, то есть фальсификации результатов оперативно-розыскной деятельности, что является уголовно наказуемым деянием по ч. 4 ст. 303 УК РФ.

Сам факт участия сотрудника (работника) УИС в фиксации дачи взятки при производстве ОРМ не должен быть для них зазорным, не должен вызывать опасений преследования со стороны криминальных лиц. Так как, во-первых, отношение нетерпимости к коррупционным проявлениям, в том числе взяточничеству, должно культивироваться в каждом подразделении учреждений и органов ФСИН России. А во-вторых, для защиты добросовестных сотрудников от притеснений криминала в соответствии с федеральным законом от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» в обязанности подразделений собственной безопасности и специального назначения ФСИН России включены функции специальной государственной защиты, которые в полной мере могут пресечь чьи-либо неправомерные действия в отношении сотрудников УИС [5].

Приведем несколько примеров из положительной практики выявления и раскрытия отделом собственной безопасности и опера-

тивными отделами учреждений УФСИН России по Республике Бурятия преступлений по ч. 3 ст. 291 УК РФ. В них сотрудники добровольно сообщили о фактах их склонения спецконтингентом к совершению коррупционных действий,

В отношении осужденного Ц. 29.07.2015 возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 291 УК РФ. В ходе проведения 20.07.2015 ОРМ «Оперативный эксперимент» был выявлен факт дачи взятки в размере 3000 рублей осужденным Ц. через посредника Ж. сотруднику отдела режима ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия, прапорщику внутренней службы Т. за заведомо незаконные действия - доставку сотового телефона и зарядного устройства на территорию СИЗО-1 для передачи осужденному Ц.

По результатам предварительного расследования собран достаточный доказательственный материал, на основании которого 19.11.2015 Ц. признан виновным и приговорен Советским районным судом г. Улан-Удэ к 4 годам лишения свободы и 90 000 рублей штрафа.

По результатам проведения 06.12.2015 ОРМ «Оперативный эксперимент» и «Наблюдение» возбуждено уголовное дело в отношении осужденного ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Бурятия М. по ч. 3 ст. 291 УК РФ. По факту дачи им взятки в сумме 20 000 рублей и обещания передать еще 130 000 рублей сотруднику отдела безопасности ИК-1 капитану внутренней службы Б. за способствование в условно-досрочном освобождении, общее покровительство при отбывании уголовного наказания в колонии и доставку сотового телефона.

Осужденный М. 11.03.2016 признан Гусино-озерским городским судом Республики Бурятия виновным и приговорен к 2 годам лишения свободы.

По итогам проведения 28.01.2016 ОРМ «Оперативный эксперимент» возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 291 УК РФ в отношении ранее судимого гражданина К. по факту дачи им взятки в размере 7000 рублей сотруднику отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия, майору внутренней службы Б. за пронос на территорию учреждения наркотического средства гашиш общим весом 407 граммов для последующей передачи осужденному Н. По результатам предварительного расследования материалы уголовного дела направлены в

31

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2016

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Мухоршибирский районный суд Республики Бурятия для рассмотрения по существу.

Перечисленные сотрудники УИС поощрены правами начальника УФСИН России по Республике Бурятия за уведомление о фактах их склонения к совершению коррупционных преступлений, а именно доставки на территорию учреждений запрещенных к использованию спецконтингентом предметов. Подобная практика представляется положительной, так как направлена на стимулирование законопослушного поведения сотрудников и принятие мер правосознательного характера по борьбе с коррупцией в системе исполнения наказаний.

Приведем пример и негативного случая, когда сотрудник УИС скрыл факт его склонения к совершению коррупционных действий и собственно их совершение.

В отношении сотрудника группы надзора отдела безопасности ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия младшего сержанта внутренней службы К. 11.09.2015 возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 228 УК РФ. В ходе личного досмотра К., проведенного 10.09.2015, было изъято наркотическое средство - гашиш -массой 20,70 грамма, гашишное масло массой 3,1099 грамма, а также сотовый телефон. Данные запрещенные предметы сотрудник К. должен был передать осужденному О. из ЛИУ-5 за взятки в суммах 2 000 рублей (за наркотики) и 1 000 рублей (за сотовый телефон).

Дополнительно в отношении сотрудника К. возбуждено два уголовных дела: 23.09.2015 - по ч. 3 ст. 290 УК РФ и 14.10.2015 - по ч. 1 ст. 286 УК РФ.

Кроме того, 14.10.2015 в отношении осужденного О., которому сотрудник К. пытался передать запрещенные предметы, также возбуждено два уголовных дела по ч. 3 ст. 291 УК РФ.

В итоге 30.03.2016 бывший сотрудник УИС К. признан виновным и осужден Мухоршибир-ским районным судом Республики Бурятия к 4 годам лишения свободы и уплате штрафа в сумме 100 000 рублей.

Коррупционная преступность в УИС является латентной и труднодоказуемой. Успешная работа по борьбе с коррупцией невозможна без участия всех сотрудников УИС. Только в

тесном взаимодействии подразделений собственной безопасности, оперативных подразделений, а также сотрудников иных служб УИС возможно добиться серьезных достижений в этом деле. Необходимо создавать атмосферу нетерпимости к коррупционным проявлениям в УИС и делать это в каждом рабочем коллективе. О фактах коррупции нужно в обязательном порядке уведомлять руководство и подразделения собственной безопасности. Предупреждать сотрудников (работников) об ответственности за совершение коррупционных правонарушений и укрывательство фактов коррупции, а также о том, что сотрудники, совершившие коррупционные преступления, а равно лица, их укрывающие, будут увольняться из органов УИС только по отрицательным мотивам, без права восстановления в правоохранительных органах. Сотрудники (работники) УИС, добровольно сообщившие о ставших им известными коррупционных проявлениях, заслуживают поощрения. ^

1. [Электронный ресурс: ru.wikipedia.org/wiki/ правосознание] (дата обращения: 14.09.2016).

2. О противодействии коррупции : федер. закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // СЗ РФ, 2008. № 52 (ч. I), ст. 6228.

3. Об утверждении Порядка уведомления федеральными государственными служащими Федеральной службы исполнения наказаний о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений : приказ ФСИН России от 29.05.2010 № 256 : зарегистрирован в Минюсте России 06.07.2010 за № 17715.

4. Об утверждении Порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения лиц, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях (учреждениях, предприятиях) уголовно-исполнительной системы, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, к совершению коррупционных правонарушений : приказ ФСИН России от 29.07.2015 № 666 : зарегистрирован в Минюсте России 19.08.2015 за № 38598.

5. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов : федер. закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ // СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1455.

[email protected] www.orfsin.ru

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.