ЦЕРКОВЬ И НАУКА
Священник Андрей Андрианов кандидат богословия
ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПОЗИЦИЮ БУДДИЗМА О ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять веков, а ислам - на двенадцать столетий. Основное число буддистов проживает в азиатских странах: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии и др. Общую численность буддистов в мире определить трудно, поскольку такого рода переписи не проводились. По некоторым данным на 2010 год буддизм исповедуют от 488 до 535 миллионов человек, что составляет 7-8% населения планеты25. В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы. Буддийские общины действуют в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах России. Последователи буддизма находятся в странах Европы и в США.
Отношение буддизма к психическим заболеваниям и расстройствам основано на богатой духовной практике и достижениях восточной медицины. Православная Церковь не разделяет большую часть мнений духовных лидеров буддизма по вопросам отношения к психическим расстройствам и причинам их возникновения, а также и способам лечения. Тем не менее, изучение данной проблемы помогает не только глубже понять православную аскетическую традицию, но также увидеть систему духовных ценностей, которые разделяют почти пол миллиарда человек.
Общие положения
25 См.: Harvey P. An Introduction to Buddhism: Teachings, History and Practices. - UK: Cambridge University Press, 2013. - P5.
Дхармачакра («колесо
закона») — символ учения Будды о пути к просветлению через перерождения
Более 2500 лет назад основатель этой мировой религии — Гаутама Будда — провозгласил основные принципы нового учения. Одним из принципов буддизма является его отношение к страданию. Именно этот аспект новой религии лег в основу древних медицинских практик, в частности, тибетской медицины. В буддизме говорится о трех видах страдания, которые описываются последователями Гаутамы следующим образом: 1) «страдание страдания» (боль, негативные эмоции, психические расстройства и пр.), 2) страдание перемен (смена страдания от одного фактора на страдание от противоположного фактора), 3) всепроникающее страдание (перерождение под контролем омрачений) 26.
Одним из видов проявления «страдание страдания» является болезнь, которая может быть представлена как физическим недугом, из-за которого слабеет тело, так и умственными болезнями, или омрачениями, из-за которых страдает дух. Между этими двумя модусами болезни имеется определённая связь. Умение правильно её выявить способствует улучшению состояния больного или, напротив, если пациент пренебрегает традиционными методами лечения, возможно ухудшение состояния. При этом, как правило, телесные заболевания рассматриваются буддистами как следствие омраченности ума. Как замечает шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, «болезни тела являются следствием умственных болезней, таких как гнев, привязанность и неведение» 27.
Буддийская медицинская традиция особое внимание уделяет именно умственному заболеванию. Однако, следует заметить, что само понимание умственного расстройства в буддийском представлении имеет существенные отличия от христианского. Прежде всего, используемый современной медициной и традиционными религиозными направлениями термин «психические заболевания» в древней буддийской традиции понимался как нездоровое желание или воззрение. В настоящее же время указанный термин обозначает психические заболевания с привычным для западного специалиста содержанием.
Исследователь большинства азиатских духовных практик, основатель тайского монастыря Суан Моккабаларама (Роща Силы Освобождения), буддистский монах Аджан Буддадаса (1903-1993) предложил обозначать термином «болезнь духа» нездоровое желание, а термин «психическое заболевание» относить к физическим и
26 См.: Тинлей Г.Д. Ум и пустота / Пер. с англ. - М.: Издательство «Цон-капа», 2002. -С.125.
27 См.: Тэло Тулку Ринпоче даровал буддистам Посвящение долгой жизни Белой Тары. -Ы1р://кЬига1.ги/?р=12048. - 05.12.2014.
психическим расстройствам28. Аргументация для предлагаемого разграничения исходит из того, что смысловая нагрузка между словами «духовное» и «психическое» весьма разная. «Психическое» необходимо отнести к аспектам психики, которые находятся в тесной связи с телом.
«Если мы страдаем психическим заболеванием, — говорит Аджан Буддадаса, — мы отправляемся в психиатрическую больницу или в приют — это не духовный вопрос. Слово «дух» здесь не означает, что речь идёт о привидениях или существах, овладевающих людьми, или о чём-нибудь подобном, оно означает тонкие аспекты ума, которые больны в силу могущества загрязнений, в частности, из-за помыслов, внушенных неведением, или из-за неверных воззрений. Ум, одержимый неведением или неверными воззрениями, страдает от «болезни духа»; его видение ложно. Ложно видя причины, он ложно мыслит, ложно говорит и ложно действует, болезнь прямо в этом и проявляется — в неправильных
« 29
мыслях, неправильной речи и неправильных поступках» .
Человек подвержен как психическим, так и духовным заболеваниям, которые следует преодолевать посредством буддийских методик профилактики и лечения данных явлений. Если учитывать вероятность психических отклонений не только у человека, но и у других существ, актуальность данного вопроса не вызывает вопроса у последователей буддизма. Согласно учению индийского буддистского философа Васубандху (ум. до 500 г. н.э.), психическим расстройством могут страдать не только люди, но также животные, преты (духи умерших) и даже боги30.
Частой причиной психических нарушений, по мнению буддистов, является страх (см. таблицу № 1 «Виды страха в буддийской традиции»), а также нарушенная карма, порча или горе. Между тем страх в любом варианте (ajivikabhaya, aslokabhaya, parisacchdradya, maranabhaya или durgatibhaya31), — чужд для, так называемой, благородной личности. «Что отличает такую личность от обычного человека? Благородными личностями называются Будды, пратьека-будды и шраваки (слушающие слово Будды), - пишет религиовед С.В. Щербак 32.
28 См.: Аджан Буддадаса. Основные положения наставлений Будды / Сайт: «Жемчужины буддийской мудрости» (Архив духовного наследия Аджана Буддадаса на русском языке). - http://buddhadasa.ru/wordpress/?page_id=56. - 05.12.2014.
29 Там же.
30 См.: Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). - М.: Ладомир, 2001. - С.565.
31 См.: Там же. - С.439-440.
32 См.: Щербак С.В. Взгляд на человека в буддизме. - Сайт интеллектуального клуба «Событие». - http://eventexists.ru/detail/event/vzgljad-na-cheloveka-v-buddizme. - 05.12.2014.
Таблица № 1. Виды страха в буддийской традиции
Вид страха Характеристика
ajivikabhaya страх, связанный с добыванием средств к жизни, с определенным небезопасным ремеслом
aslokabhaya страх утраты доброго имени, репутации и общественного положения
parisacchdradya страх, возникающий из робости и застенчивости при большом собрании людей
maranabhaya страх смерти
durgatibhaya религиозный страх перед дурной формой рождения
По поводу горя верующим буддистам предлагается следующее соображение: «Благородным известно, что всё, связанное с притоком аффектов, есть страдание, все причинно обусловленные дхармы не вечны, все дхармы лишены «Я», а поэтому и горе как взрывное проявление аффектов, ведущее к расстройству сознания, чуждо Благородным личностям»33. Остаётся лишь физическое заболевание. Наличие этой беды может привести в колебание равновесие трёх великих элементов, а значит способно нарушить сознание.
По мнению буддистов, все заболевания, какой бы тяжести они не были, имеют психическую или физическую причину. Лидер буддистского миссионерского общества, доктор Шри Дхаммананда (1919-2006), для лучшего уяснения проблемы, приводит понятный образ из классической литературы, в котором указывает на связь между физическим и психическим недугом. Шекспировский Макбет спросил врача о лекарстве, которое может излечить его жену. Врач ответил, что в данный момент ей больше нужен священник, чем доктор. Это означает, что некоторые заболевания можно излечить только в том случае, когда человеческий ум достаточно силён, чтобы воспринимать правду жизни такой, какая она есть34.
33 Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). - М.: Ладомир, 2001. - С.440.
34 Дхаммананда Ш. Во что верят буддисты. - Сайт: Буддизм Тхеравады в Москве. -http://www.theravada.su/node/348. - 25.11.2014.
Причины психических расстройств
Поскольку тибетская медицина считает симптомы психических заболеваний результатом бесчисленных тонко переплетенных кармических факторов, она не ищет средств быстрого излечения. Напротив, она принимает во внимание наличие коренного яда на духовном уровне, а также и то, что его влияние даже может усилиться при попытке насильно устранить симптом. Основная причина умственного расстройства, таким образом, лежит в modus vivendi, который противоречит глубинным духовным склонностям и сути больного.
Абхидхарма (буддистская метафизика) предлагает детальную классификацию причин, способствующих возникновению слабоумия: карма, горе-беспокойство, неуравновешенность трех жизненных сил, яды (органические) и «злые духи». Указанные источники заболеваний могут воздействовать либо отдельно, либо в совокупности. Общее представление о данной проблеме излагается в таблице № 2 «Источники психических заболеваний и их лечение».
Таблица № 2. Источники психических заболеваний и их лечение
№ Источник Этиология Пример Лечение
1 Карма Заболевание Депрессия, Дхарма
рассматривает наступающая
ся как внезапно и без
следствие всякой видимой
негативных причины является
действий, следствием того,
выраженных в что больной
нанесении потревожил чью-
страданий либо медитацию
другим людям
в прошлой
жизни
2 Горе, беспо Осознание Фактически, три Сочетание соматических
койство неизбежных основных класса лекарств, травяных
фактов душевных смесей, прижигания и
старения и болезней, т.п., а также
смерти, определяемых дхармическая практика
непостоян-ства тибетцами, используются для
во всех сферах выражаются в победы над душевными
жизни - терминах их заболеваниями,
отношениях, психологических вызванными
интересах, характеристик: психологическими
общественном 1) страх и факторами. Невротик
положении, одержимость, может практиковать
собственно- 2) враждебность, дхарму самостоятельно,
сти - может 3) подавленность и заниматься медитацией,
оказаться замкнутость углублять понимание,
пагубным. закалять характер и
Особенно уравновешивать ум
когда этому
сопротивля-
ются, отри-
цают и
подавляют, что
вызывает
психологическ
ое напряже-
ние и шизо-
френические
тенденции
Ветер. В состоянии, когда Восстановление
Чрезмерная человек расстроен должного питания,
эмоциональная по семейным поведения и обстановки
Физии- и умственная вопросам, озабочен (уютное светлое жильё,
ческий нагрузка потерей цветы), сексуальные
дисбаланс способствует материальных благ, отношения, заботливое
(трех увеличению он отстраняет себя отношение к больному.
жизнен- ветров, или от двух Глубокое дыхание под
ных сил — пран составляющих руководством
ветра, здоровья — специалиста (при
желчи и питания (пропадает неправильной практике
слизи) аппетит) и поведения (бессоница) дыхания имеется вероятность впасть в безумие, даже йогу). Прижигание и
иглоукалывание.
Тибетский медицинский
массаж, называемый
«ку-нье», (буквально:
притирание мазями).
Лекарственные растения
(перорально и эфирные
масла)
3 Желчь. Гнев и Безумие буйного и Правильная обстановка,
ненависть грубого типа. Пациент разговаривает с другими грубо и оскорбительно, разбрасывает и ломает вещи и может поранить или даже убить кого-нибудь. имеющая «прохладный» характер. Ванны для прочищения канала ветра умственной деятельности, закупоренного вследствие избытка желчи.
Слизь. Пациент становится Пациент должен много
Омрачен- предельно двигаться
ность, флегматичен
неведение и (замкнут, молчалив,
леность. пассивен и угрюм, подвержен припадкам головокружения). На языке современной медицины «шизофрения, тип кататонический, замкнутый»
4 Яды Ядом может Слабость тела. Составы с
быть особый Умственное растительными и
токсин или помрачение, животными
ядовитое вызванное ядом, компонентами.
сочетание называется
нетоксичных «глубокая
пищи и иллюзия».
напитков, а Отравленный не
также знает вовсе, о чем
постепенное думает, или может
накопление переключаться от
токсических обычной ясности к
веществ в теле абсолютно
иллюзорному
мышлению и
неосознанности."
5 Демоны, Демон берет Резкая смена в Сложное лечение.
или злые верх над поведении Тантрические
духи человеком и пациента. «антидуховые»
определяет Последнее зависит процедуры,
действия его от того, каким использование вещей,
тела, речи и духом он поражен. затронутых злом
ума. (например - кровь
убитых людей), амулеты.
Мантры и
лекарственные средства
растительного и
животного
происхождения.
Только установив причину проблемы, буддийский (тибетский) врач сможет провести лечение в соответствии с древними традициями правильно. Для этого следует учесть соотношение трёх жизненных сил пациента (слизи, желчи и ветра).
Постановка диагноза и выявление причины, вызвавшей болезнь, может проводиться посредством опроса пациента и ощупывания. Так, первичное психиатрическое обследование-собеседование предоставляет доктору важнейшие диагностические сведения. В первую очередь специалист определяет, является ли психическое заболевание болезнью жара или холода, и какая из трех жизненных сил преобладает, вызвано ли оно токсинами, или причиной является демон. Даже если состояние ума пациента значительно изменено, доктор тем не менее задает вопросы об эмоциональных факторах и окружении больного, и многое может выяснить о болезни даже по тому, как себя ведет пациент.
Ощупывание включает в себя ряд действий специалиста (например, определение пульса). Таким способом устанавливается причина. Если имеется случай кармического безумия, то оно не будет проявляться физиологическими нарушениями, а потому лечение данного вида расстройства не целесообразно проводить медикаментами. Врач обращает внимание также на то, являются ли нарушения функций жизненных сил первичной или вторичной причиной. Бывает, что первичным нарушением
вкупе с наличием «духа» часто и вызвано заболевание. Существуют специальные методы диагностики для определения присутствия «духа».
Лечение
Невозможно говорить о единстве в лечении психических расстройств в буддизме ввиду различных духовных практик этого древнейшего учения. Представляется возможным попытаться сделать некое обобщение на основе наиболее знаменитого направления восточного целительства — тибетской медицины. Специалист в области буддийской психиатрии, доктор Терри Клиффорд, предлагает рассмотреть вопросы, связанные с причинами, диагностикой и лечением психических заболеваний в буддийской традиции с трех позиций: дхармической, тантрической и соматической 35.
Подход магически-религиозный. Главной причиной страдания душевнобольных является одержимость злыми духами. В данном подходе лечение психических расстройств предусматривает применение как тантрических и логических практик (магии), так и применение дхармы (религии). «При изучении даже самых изощренных обрядов заклинания злых сил обнаруживается, что основанием этих магических практик служит Дхарма, - в форме сострадания и желания счастья всем существам»,36 — полагает исследователь.
Религиозный подход. К лечению рассматриваемого рода заболеваний присоединяется использование дхармических практик. По сути, они являются средством излечения душевных и эмоциональных помрачений, препятствующих просветлению.
Органический подход. Органический подход базируется на предположении о трех жизненных силах — слизи, желчи и ветра. Эти силы, располагаясь в человеческом теле, организуют психологические типы. По разным причинам может иметь место нарушение равновесия между силами, что приводит к психическим расстройствам, а затем и к физическому урону.
Логика предлагаемых подходов к преодолению заболевания сводится к тому, чтобы посредством влияния на сознание человека воздействовать на тело, и таким образом привести к избавлению от страдания. Когда человечество не озабочено болезнью духа, психическое отклонение становится тяжелее, как для каждого человека, так и для мира в целом.
35 См.: Клиффорд Т., Медицина и Психиатрия Тибетского Буддизма. - СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация развития тибетской медицины, 2003. - С.246.
36 Там же. - С.248.
Ведь когда каждый поражен болезнью духа, то и весь мир поражен ею. Этот мир болен и психически, и духовно, и вместо прочного благополучия человечество переживает непрекращающийся кризис. Лекарством здесь служит Дхамма, «всего лишь горстка» Наставлений Будды, которые следует осознать, использовать и усвоить, чтобы преодолеть болезнь — полагает Шри Дхаммананда37.
Вопрос о принудительном лечении лиц с психическими расстройствами в литературе, посвященной буддийской медицине, попросту обходится стороной. Вероятно, это объясняется тем, что важнейшим элементом лечения является самостоятельная духовная практика, которую методами принуждения проводить не целесообразно ввиду отсутствия в данном случае должного исцеляющего эффекта. Доктор Терри Клиффорд пишет: «В более тяжелых случаях, каковой представляют психотики, они не могут заниматься этими практиками самостоятельно, поэтому лама или иной духовный наставник должен выполнять религиозные практики за них»38.
Заключение
Медицинская традиция буддизма имеет наиболее древний опыт клинической работы с психическими заболеваниями. Специалистами в данной области выделяются различные причины возникновения таких заболеваний и соответствующее лечение, которое ориентируется именно на этиологию39. Внимание также уделяется и профилактическим мерам, имеющим непосредственную связь с учением буддийских течений в области психологии. Соотношение жизни с установками той или иной традиции в буддизме представляет собой предупреждение многих причин развития психического расстройства.
Будда сформулировал четыре благородные истины, которые кратко можно изложить так: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — Восьмеричный Путь. Сообразуясь с ключевым аспектом в учении буддизма о четырёх благородных истинах, следует обозначить способ освобождения от психических расстройств, как, впрочем, страданий в более широком смысле, заключающийся в укрощении своего ума. Для буддизма
37 См.: Дхаммананда Ш. Во что верят буддисты. - Сайт: Буддизм Тхеравады в Москве. -http://www.theravada.su/node/348. - 25.11.2014.
38 Клиффорд Т. Указ.соч. - С.153-154.
39Этиология (греч. агаа — причина и Хоуо^ — наука) — раздел медицины, изучающий причины и условия возникновения болезней.
необходимо преобразование психической сферы индивида, которое направленно на устранение эгоцентрации40. В свою очередь происходит актуализация психологического аспекта удовлетворённости41.
Известный буддистский наставник, представитель Далай-ламы в России Джампа Тинлей Вангчен говорит: «Наши страдания — это творения нашего собственного ума, и возникают они из-за его неукрощенности. Именно по этой причине мы вращаемся в сансаре. Когда мы полностью укрощаем свой ум, - мы достигаем состояния освобождения. Но укротить свой ум нелегко. Вам не удастся сделать это методом силы. На это вам потребуется длительное время и много искусных методов. Для того, чтобы достичь мастерства в укрощении ума, вы должны: как можно чаще слушать подлинное учение и читать
42
подлинные тексты, анализировать услышанное и прочитанное» .
Предложенное рассмотрение вопроса буддийской духовной традиции по вопросу отношения к психическим нарушениям не может претендовать на завершенность даже не столько из-за незначительного объёма исследования, сколько по причине отсутствия единой четко выраженной позиции в буддизме. Ни один их приведенных аспектов буддийских течений по-настоящему не может быть поставлен в один ряд с христианской антропологией ввиду наличия радикальных отличий: принципиальное непринятие Бога как Лица, иное понимание смысла человеческой жизни и практических подходов к его осуществлению. Имеющиеся сходства носят лишь поверхностный характер (см. таблицу №3 «Основополагающие положения христианства и буддизма в области психиатрии»).
40 Мариничева Е.В. Этика и личность особенности буддийской этики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2007. -№53. - С.160.
41 Дхаммананда М.Т. Указ.соч.
42 Тинлей Д. Четыре Благородные Истины. - Сайт центра тибетской медицины. http://kunpendelek.ru/library/buddhism/lections. - 26.12.2014.
Таблица № 3. Основополагающие положения христианства и буддизма в области психиатрии
Принудител ьное лечение Причина заболевания Связь телесного и духовного начала Отношен ие к медикаме нтозному лечению Отношение к психически нездоровому человеку
Воздействие нечистой силы Психиатрия
Христиан ство (Русская Правосла вная Церковь) В тяжелых случаях Одна из причин + Присутствует Приемлемо Не умаляется человеческое достоинство
Буддизм Не рассматривается Одна из причин Не акцентируется Присутствует Не акцентируется
При схожести мнений по ряду вопросов, не следует проводить прямого отождествления. Например, проблема этиологии психических заболеваний как воздействия стороннего духа (нечистой силы) у каждого направления имеет самостоятельную учительную базу, которая не может быть подвергнута изменению. Единство позиций по проблеме целостного исцеления человека, а не какой-либо его отдельной части заслуживает общего одобрения. Однако, основы для данного заключения и сам антропологический контекст вероучений не даёт права отождествления подходов к лечению психических заболеваний. Эти подходы могут иметь различные цели и методики.
Возможная попытка указать на существенное единство позиций христианства и буддизма имеет право на своё существование только при условии пренебрежения либо христианским, либо буддийским контекстом. Такой подход в свою очередь подразумевает отсутствие непредвзятости и достоверности в отношении учений, и потому по праву может считаться исключительно квазинаучым. Единственным по-настоящему общим элементом данного исследования служит уважительное отношение к больным, страдающим психическими заболеваниями. Это положение заслуживает всяческой поддержки и защиты, в том числе и со стороны законодательства.