Научная статья на тему 'ПРАВОСЛАВНОЕ И УНИАТСКОЕ ДУХОВЕНСТВО И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ЕВРЕЯМ В СЕРЕДИНЕ XVII ВЕКА В РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ'

ПРАВОСЛАВНОЕ И УНИАТСКОЕ ДУХОВЕНСТВО И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ЕВРЕЯМ В СЕРЕДИНЕ XVII ВЕКА В РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шпирт Андрей

The article deals with the problem of transformation of Byzantine canon law towards Jews in the Kiev Orthodox metropolis in the middle of the 17th Century. It is also brings the attention to completely unexplored issue of Uniate attitudes towards Jews in the Polish-Lithuanian Commonwealth in the same period. Based on historical records the author shows, how Uniate clergy regulated Jewish-Christian relationships in Grodno. Samples for the new rules were Catholic Church principles and secular laws, but their development, incarnation and observance in the Slavia Ortho-doxa and Slavia Unita had their own specifics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX AND UNIATE CLERGY AND THEIR ATTITUDES TOWARDS JEWS IN THE MIDDLE OF THE 17TH CENTURY IN THE POLISH-LITHUANIAN COMMONWEALTH

The article deals with the problem of transformation of Byzantine canon law towards Jews in the Kiev Orthodox metropolis in the middle of the 17th Century. It is also brings the attention to completely unexplored issue of Uniate attitudes towards Jews in the Polish-Lithuanian Commonwealth in the same period. Based on historical records the author shows, how Uniate clergy regulated Jewish-Christian relationships in Grodno. Samples for the new rules were Catholic Church principles and secular laws, but their development, incarnation and observance in the Slavia Ortho-doxa and Slavia Unita had their own specifics.

Текст научной работы на тему «ПРАВОСЛАВНОЕ И УНИАТСКОЕ ДУХОВЕНСТВО И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ЕВРЕЯМ В СЕРЕДИНЕ XVII ВЕКА В РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ»

Андрей Шпирт (Москва)

Православное и униатское духовенство и их отношение к евреям в середине XVII века в Речи Посполитой

Принимая во внимание влияние церкви и религии на дискурсивные представления и социальные практики, исследование еврейско-христианских контактов невозможно без рассмотрения отношений духовенства и евреев. В настоящей статье мы постараемся показать, каким образом складывались и какие сферы социальной жизни охватывали отношения между православным и униатским духовенством и евреями на востоке Речи Посполитой в середине XVII в. Нашими источниками являются правовые документы — соборные решения и судебные материалы, что касается нарративных источников — появления и распространения новых антиеврейских мотивов в православной и униатской полемической литературе или гомилетике, — то они остаются за рамками настоящей статьи.

В научной литературе церковное право в отношении иноверцев достаточно подробно изучено в первую очередь на западноевропейском (в том числе польском) материале. Это папские буллы, соборные и провинциальные решения, епископские послания [Ка11к 2004; Кагшюгсгук 2014; ^^гсупек 2004]. При этом в недостаточной мере исследован вопрос о том, как правовая и религиозная теория претворялась в социальную практику [Те1ег 2009]. Как показывает А. Казь-мерчик, исследовавший архивы краковского диоцеза, епископский суд назначал весьма мягкое наказание тем, кто нарушал церковные каноны, касавшиеся еврейско-христи-анских отношений, и количество таких дел было невелико [Кагшшгсгук 2002, 175]. При этом хорошо известно, как на тех же территориях (Малая Польша) внимательно церковь

следила за религиозностью простого населения, в частности за соблюдением норм сексуальной морали [Корзо 2003; Wislicz 2012; Wislicz 2017].

В последнее время появились исследования о евреях в § византийском праве [Linder 2012]1 и в ряде православных § канонических сборников Южной Европы [Найденова 2013; | Schwarzfeld 1895-1896]. Вместе с тем практически отсутству-^ ют работы об отношении к евреям в канонической или пра-| вовой литературе православной церкви Восточной Европы в а Средние века и Новое время2. Нет также обстоятельных или «и специальных исследований об отношении униатского духо-| венства к евреям и иудаизму.

а Особое место в истории христианско-еврейских отно-

§ шений занимает раннее Новое время. XVI-XVII вв. стали § временем глубоких общественных и политических перемен, ейр отразившихся во многих аспектах духовной, социальной и 8 даже политической жизни. Суть этих процессов, получив-| ших название «конфессионализация» (Konfessionalisierung), заключалась как в борьбе с религиозными оппонентами, так 1 и в выработке стратегии, благодаря которой человек стано-| вился убежденным католиком, лютеранином или кальвини-| стом. Процесс конфессионализации также сопровождался | созданием и распространением социальной дисциплины, § трансформацией поведения и мышления людей в соответ-04 ствии с «правильными» общественными и религиозными шаблонами (Sozialdisziplinierung). Возросшие полномочия власти позволили усилить надзор за поведением верующих и пресечением отклонений, в чем были заинтересованы как светские, так и церковные структуры [Уайт 2016, 179-182; Po-Chsia 1989, 122]3.

Эти явления также, видимо, можно найти в истории православной церкви XVI-XVII вв. Указанный период называют временем «предписанного православия» — в документах светской и церковной власти закрепляются нормы благочестия, определяющие порядок взаимоотношений рядового человека с церковью и верой [Сукина 2014; Дмитриев 2012].

Первым церковным собором православной церкви, который занялся проблемой иудейско-христианских отношений,

стал Киевский собор 1640 г. На нем, кроме обсуждения и критики «Православного исповедания веры» и «Катехизиса» Петра Могилы, был принят целый ряд решений, касавшихся вероучения, богослужения, обрядов и таинств. В этом контексте — в контексте осознания конфессиональных особенностей — любопытно обратить внимание на принятие о православным духовенством решений, запрещавших хри- о

fco

о

стианам покупать у евреев мясо и наниматься на службу в качестве акушерок и кухарок: «[чтобы] жидовка у христианина и христианка у еврейки детей при рождении не брала»4 й и «чтобы русские кухарки не служили евреям и чтобы русь у ° евреев мяса не покупала, ибо обрезав и осквернив его хри- ев стианам продают» [РИБ 1S7S, 37]. В научной литературе не- е однократно отмечались западные или польские влияния на ст решения киевского собора. Так, например, идея о том, что § евреи продают христианам «отравленное и грязное мясо», ис является почти прямой цитатой решения Венского и Вроц- то лавского собора 1267 г. («nec christiani carnes venales seu alia 1 cibaria a iudeis emant, ne forte per hoc iudei christianos, quos и hostes reputant fraudulenta machina»). Это решение было вы- сов звано как религиозными, так и экономическими мотивами. ре Власти разрешали евреям проводить ритуальный убой ско- ен та, в то же время запрещали продавать христианам излишки но мяса (как правило, некошерные части), которые продавались т по низкой цене. Продажа евреями мяса встречала протест не только со стороны духовенства, но и со стороны христианских цехов мясников [Wiedl 2009, 297].

Вместе с тем следует отметить, что запрет на покупку мяса у евреев в Западной Европе потерял свою актуальность еще в XV в., в то время как в XVII в. похожие пищевые запреты принимаются в близкой для Киевской митрополии Валахии. В частности запрет покупать еду и напитки у евреев содержится в каноническом сборнике валашского Говорского монастыря («Правила Говоры», 1640). В нем евреи объявлялись еретиками; с ними, как и с армянами и павликанами, нельзя было поддерживать никаких отношений. Христианину (клирику), чтобы прикоснуться к купленным у евреев товарам, требовалось получить благословение у игумена. Монастыр-

ская типография, выпустившая этот сборник, была основана в 1637 г. и имела весьма тесные связи с Киевом5.

С обращением не покупать продуктов питания у евреев выступил также львовский епископ Арсений Желиборский. § Пищевые запреты Киевского собора и послания Желибор-§ ского, видимо, противоречили византийским каноническим | правилам. Так, например, в одном из сборников XII в. запрещалось покупать у евреев хлеб, мед и пиво, но разрешалось | приобретать сыр, рыбу и мясо6. С последним источником в а некоторой степени коррелирует окружная грамота, которую И. Галант приписал Петру Могиле. В этой грамоте киевский | митрополит разрешил христианам покупать у евреев мясо и а запретил последним заставлять работать по воскресеньям и § праздникам подчиненных им крестьян (то есть Могила за-| прещает раб оту в христианские праздники, но не препятствует найму евреями христианской прислуги). Разрешение на покупку мяса объясняется при помощи противопоставления христианской свободы и «ветхозаветной неволи». В отличие ■Ц от евреев, которые «под проклятством до всего обязаны, што 1 в законе Моисеевом написано <...> обрезкою и бракование | покармов <...> не всех даров Божиих уживают»; христиане | свободны от предписаний Ветхого завета, и, таким образом, | ничто им не мешает получать божественные дары, так как они «с браку или бракованя старозаконного вызволены [и] благословенно и позволено, иж они пожитки, купли и гандли христиане с старозаконными людьми ведут и политицъ от-правуют [?], теды и речей ядомых, мясяловичих и баранних, резаня жидовского, з благославением Божиим куповати и з подякованем Господу Богу за его дар уживати» могут [Галант 1905, 151-152].

Жалоба рафаиловского священника Леонтия в 1647 г. на Веспасиана Беневского, наложившего штраф на священника, осмелившегося запретить крестьянам покупать у евреев мясо, видимо, свидетельствует о том, что православное духовенство стремилось воплотить соборные постановления в жизнь [Архив ЮЗР 1883, 811-813]7.

После Киевского собора запретить христианам идти в услужение к евреям под угрозой штрафа в 100 гривен потре-

р

сц

бовал также митрополит Петр Могила [Иогпоша 1961, 25]. Размер штрафа в 100 гривен предусматривался Петрковским сеймом 1565 г.

В 1649 г. против службы христиан у евреев выступили члены львовского православного братства. В инструкции, которую они подали депутатам, посланным на коронационный сейм, их требования были разделены на духовные и н светские; вопрос о службе у евреев был отнесен к делу, имеющему отношение к спасению человека: «И это до спасения § относится, стараться просим, поскольку каждый не только й о себе, но и о других, согласно христианской науке о любви ко к ближнему думать должен, чтобы русские христианки (осо- в бенно те, которые в наибольшей степени к этому язычеству е прижимаются и отсюда возмущение и упреки бывают), к ев- ст реям на услужение не бросались». Против службы у евреев во выступил также Арсений Желиборский, видя в этом угро- с зу иудаизации. Львовский епископ угрожает христианской 3 прислуге церковным отлучением — санкцией, которая была ри принята на Третьем Латеранском соборе 1179 г. Церковному ^ отлучению также подлежало православное духовенство, если сов оно не отлучит от церкви христиан, продолживших работать ре у евреев. Запрет найма христианской прислуги многократно | повторялся в постановлениях Краковского (1601), Луцкого о (1621) и Познанского (1642) диоцезиальных соборов. Отме- § чая очевидное западное влияние на принимаемые решения, до настоящего времени, кажется, никто не говорил о специфике решений православного духовенства. В этой связи любопытно отметить очевидный акцент на пищевых запретах, которые в польских церковных источниках в это время становятся маргинальными, но присутствуют в антиеврейской литературе, например, у С. Слешковского [КаШ< 2004].

Что нам известно об отношениях униатского духовенства и евреев в XVII в.? Об этом мы практически ничего не знаем. Только из источников более позднего времени мы узнаем о жалобах духовенства на найм христианской прислуги. Так, униатский синод в Пшемысле в 1740 г. запретил христианам служить у евреев, проживать с ними в одном доме (чтобы христиане не перенимали вредных обычаев), а также резко

осудил работу по воскресеньям и праздникам. По мнению униатского духовенства, работа и совместное проживание с евреями вели к тому, что христиане начинали реже посещать церкви, пренебрегать христианскими таинствами и даже за-8 бывать тексты молитв [КгоеЬша1 1996, 143-144; G^siorowski § 2002, 199-200]. В актах униатской консистории Пшемысль-| ской епархии (1732) униатских священников обвиняли в ре совместном с евреями пьянстве в корчмах и на еврейских § свадьбах. Съезд униатских деканов в Валове в 1780 г. отме-и тил, что многие священники имеют долги у еврейских кор-| чмарей [КгоеЬша1 1996, 157-158]8.

| Весьма интересный источник хранится в архиве запад-

не норусских епископов, который теперь стал частью фондов § РГИА. Речь идет о жалобе гродненских евреев на игуменью § женского монастыря Митродору Козловицкую от 1 июля 1650 г. Эта жалоба была направлена в Супрасль и адресована 8 митрополиту Антонию Селяве. Гродненские евреи обвиняли | игуменью василианского монастыря в насильственном кре->| щении дочери гродненского еврея Марка Рои. Митрополит 1 поручил расследовать дело виленскому архимандриту из мо-| настыря святой Троицы Алексею Дубовичу, который напра-| вил в Гродно двух монахов — василианина Лаврентия Вол-| ковича и виленского протопопа Евстафия Каменского. Они § потребовали, чтобы игуменья приехала в Вильно и передала 04 девочку жене гродненского судьи (видимо, ее крестной матери). Комиссия также допросила монашек монастыря (8-9 человек), которые отрицали, что крещение было насильственным. Следователи не смогли найти ребенка: по предположениям ее прятали в монастыре бригиток, однако настоятельница католического монастыря эти слухи категорически отвергала. Впоследствии выяснилось, что ребенка держали в песке под помостом (то есть под довольно высоким подъемом к дверям избы — прим. ред.) одной гродненской избы [Описание 1897, 291-293].

Реакция митрополита, возможно, объясняется тем, что не была соблюдена процедура крещения, в соответствии с которой просьба о крещении должна быть одобрена епископом. Кроме того, еврейская община, вероятно, знала о конфликте,

существовавшем между игуменьеи и ее вышестоящим начальством. 14 августа игуменья была лишена благословения и подвергнута отлучению, но монашки не захотели отпускать игуменью в Вильно, просидели с неИ в повозке целую ночь9. 17 августа в монастыре произошло еще одно происшествие: новую настоятельницу, старушку Феодосию, поколотили, отравили пса Британа, стало известно об угрозах в адрес при- § сланных из Вильно следователеи.

В ходе следствия выяснилось, что на церковных владениях без разрешения митрополита шло интенсивное строительство (один дом был даже построен на погосте). Владельцами § домов были обычные горожане, крестьяне и даже гроднен- с ский бургомистр Ярош Высоцкий, который был готов заплатить монастырю долг, но только с условием, что монастырь |' оставит ему возведенные постройки в вечное пользование. §

На Церковной улице без какого-либо разрешения свои S дома построили 17 крестьян и 6 евреев. Иными словами, ев- § реи и христиане жили в общем квартале вблизи церкви, что противоречило церковным правилам. Вместе с тем следова- ^ тели отметили, что некоторые евреи стали строить каменную § стену на границе с монастырскими владениями, и разрешили им продолжить постройку. Это указание свидетельствует о | реактивном характере вмешательства униатского духовен- § ства, которое регулирует отношения между христианами и | евреями ex post, причем само это вмешательство вызвано w случайными обстоятельствами. Хотя отношения между евреями и христианами развивались без указки сверху, это не означает, что они серьезно противоречили церковным канонам или тем идеалам, которые пытались воплотить в жизнь церковные элиты.

Приблизительно в те же годы католический гродненский епископ запрещал евреям жить на расстоянии менее 300 метров от христианских храмов; от евреев требовали с почтением относиться к католической церкви и соблюдать установленный порядок во время церковных праздников. Следует отметить, что в Гродно также существовал обычай оскорблять евреев, выходивших на улицу во время католических процессий [Kamuntaviciene 2013, 81].

р

и

ы.

и р

р

cq

По предписанию папского нунция Джованни де Торреса и виленского епископа Ежи Тышкевича Митродору восстановили в должности и назначили в монастырь святой Бриггиты (25 сентября 1650 г.). Девочка перешла в католицизм в том же монастыре и получила имя Анны-Бригитты. Это очевидное свидетельство экклезиологической размытости униатской церкви10, хотя еще в 1624 г. униатский митрополит Иосиф Рутский получил от Рима буллу, запрещавшую переход униатов в католицизм11.

Так же, как и католическое духовенство, православные и униатские епископы отдавали евреям в аренду свои земельные владения12. Проживавшие на этих землях евреи имели те же условия, что и их соплеменники, обладатели королевских или магнатских привилегий. Они выводились из-под юрисдикции местных священников, а также освобождались от повинностей, которые обычно выполняло христианское население поместья. Так, в грамоте от 20 декабря 1640 г. униатский пинский епископ Пахомий Оранский разрешил евреям,

ей жителям его церковных владений, строить на своих землях 1 «дома, корчмы, каморы, бровары, солодовни и лазни». Уни-| атская церковь также предоставляла евреям кредиты13. Все | эти практики, особенно аренда евреями церковного имуще-§ ства, сурово осуждались католической церковью, особенно в XVIII в. Вместе с тем, начиная с середины XVII в., православное и униатское духовенство начинают весьма активно обращаться к практике дисциплинирования еврейско-христиан-ских отношений. Образцами для них являлись католические церковные каноны и светские законы, хотя их освоение, воплощение и соблюдение имели свою специфику.

1 О бычно византийские правовые и канонические сборники не выделяются из общего контекста развития средневекового права в Западной Европе, см.: [Коэн 2013]. Отчасти это характерно и для [Jews in Early Christian Law 2014].

2 Ср. нашу прежнюю статью: [Шпирт 2012]; см. также [Pereswetoff-Morath 2002]; [Ангелов 2006].

3 О понятии «конфессионализация» в современной историографии см.: [Brady 2004]; [Ивонин 2004]; [Прокопьев 2008, 6-37].

Ьз

й<

4 Из цитаты неясно, идет ли речь о повивальных бабках, или о кормилицах. В католических постановлениях эти запреты, идущие в одной группе, тем не менее, значительно отличались: последний запрет в католическом средневековом синодальном законодательстве упоминается намного чаще, чем первый. Католическое духовенство запрещало христианкам становиться кормилицами в еврейских домах, поскольку боялось, что во время кормления через молоко еврейскому ребенку попадет «тело и § кровь» Христа или остаток причастного хлеба, который вкусила христи- 4 анка перед тем, как идти на работу в еврейский дом. Этот запрет был об- о условлен интериоризацией католической доктрины о пресуществлении. вр В то же время запрет на использование услуг повивальных бабок был вы- о зван борьбой с «иноязычной» магией — талисманами и заклинаниями, к которым прибегали еврейские акушерки во время родов [ВаишщаЛеп к 2004, 43-50]. §

5 Существует также славянский перевод валашского сборника. См.: и [0181еапи 2009, 342-343; Б^а^еЫ 1895-1896]. й

6 «Аще жидовин хлеб принесет, а сам пек или мед сам варил [или] пиво[,] с не приими того, аще ли [сыр?] аще ли рыбу или животину продает[,] воз- § ми от него» [Турилов 2004, 250]. В фуэро Сепульведы евреям запрещает- ° ся покупать у христиан в праздничные дни всякое мясо, кроме козьего: с «Также ни какой-либо еврей, ни еврейка не покупают какое-либо мясо ни ° на Пасху, ни на Рождество, ни на Пятидесятницу, ни за третий день до, ни § на третий день после, за исключением мяса козла или козы; и если купят и его, теряют его и берет его тот, кто найдет» [Памятники права 2004, 440]. ^

7 Леонтий запретил жителям местечка покупать мясо у евреев, однако соб- р ственник местечка Веспасиан Беневский понес убытки и потребовал от м священника заплатить штраф в 30 злотых. Когда священник отказался

Ж

платить штраф, помещик запечатал церковь на две недели и препятство- но вал проведению церковных служб. Кроме того Беневский напал на дом ст священника, оскорблял его жену, иконы называл «болванами и псами». » При этом следует отметить, что Леонтий подал жалобу на Беневского спустя год (!) после описываемых событий и «еврейский» вопрос, видимо, играл в этом конфликте далеко не первую роль. Торговля мясом являлась одним из важных занятий волынских евреев. Так, р. Иуда Лейба Бен Энох писал, что большинство евреев во Владимире в 1620-1630-е гг. занимались мясной торговлей с христианами [Бгаш 1997, 27]. Отношения между униатским духовенством и евреями, видимо, отразились также в монографии В. Бобрыка [ВоЬгук 2005]. 5 августа 1650 г. в гродские книги Пинска записывается выданный еще 2 мая универсал Яна Казимира, позволивший насильственно крещенным в годы Хмельнитчины евреям вернуться в иудаизм [АВАК 1902, 8]. Впрочем, погромы 1648-1649 гг., по всей видимости, не были связаны с событиями в Гродно, хотя обстоятельства крещения девочки остаются неизвестными.

Василианский Богородице-Рождественский женский монастырь и монастырь бригиток в Гродно были построены почти одновременно во вто-

р

и

а;

и р

р

й е п

о р

е

о

н

у

о

сц

рой четверти XVII в. Униатский монастырь был заложен в 1633 г., католический — в 1634-1642 гг.

О судьбе буллы Урбана VIII и отношениях католиков и униатов в более позднее время см. [Шеретюк 2010, 55-57; Ма^ 2015]. Например, грубешовские евреи Гошка Сабсаевич и Авраам Меерович владели Белопольем и Буской, имениями, принадлежавшими холмскому владыке Леонтию (1584 г.) [АВАК 1892, 297]. С целью разрешить конфликт с ятловским монастырем арендаторы Лулина приезжали к киевским православным митрополитам И. Коновичу-Горбацкому и П. Могиле, обещая им выплатить 100 коп. за ущерб, причиненный монастырю (вероятно, Лулин принадлежал Киевской митрополии) [АВАК 1901, 323]. Луцкий епископ Кирилл Терлецкий отдал евреям в аренду Полонное — собственность епископии [Старченко 2003, 101].

О кредитных операциях между евреями и униатским или православным духовенством см. [АВАК 1902, 35, 54, 110-111]. Кредиты могли выплачиваться евреям как непосредственно — в 1671 г. пинским варваринским василианским монастырем кобринским евреям [АВАК 1902, 35] или в 1678 г. гродненским женским василианским монастырем [АВАК 1902, 54] то же, так и опосредованно. В 1681 г. минские евреи обязались давать местному Петропавловскому братству воск и выплачивать определенную сумму в счет погашения кредита, предоставленного им минским купцом Андреем Масланкой [АВАК 1902, 110-111]. Католическая церковь являлась главнейшим кредитором еврейских общин. В XVIII в. задолженность евреев католической церкви составляла приблизительно 90% от всех предоставленных им займов. Проценты, предоставляемые католическим духовенством евреям, были весьма низкими и, следовательно, благоприятными для последних. В этих контактах усматривается очевидный парадокс — отношения между евреями и католической и униатской (?) церквями полностью противоречили церковной идеологии. При этом частные лица брали кредиты от шляхты и крайне редко — от церковных институтов [КаНк 1998].

11

12

13

Литература

АВАК 1892 — Акты Виленской археографической комиссии.

Вильно, 1892. Т. 19. АВАК 1901 — Акты Виленской археографической комиссии.

Вильно, 1901. Т. 28. АВАК 1902 — Акты Виленской археографической комисии.

Вильно, 1902. Т. 29. Ангелов 2006 — Ангелов П. Представата за евреите в Сред-новековна България // Исторически Преглед. 2006. № 5-6. С. 3-42.

Ьз

о

Архив АЮЗР 1883 — Архив Юго-Западной России. Киев, 1883. Т. 6. Ч. 1.

Галант 1905 — Галант И. Киевский митрополит Петр Могила и его отношение к евреям // Киевская старина. 1905. Т. 89. С. 149-152.

Дмитриев 2012 — Дмитриев М. Православная конфессио-нализация» в Восточной Европе во второй половине XVI н века? // Дрогобицький краеезнавчий зб1рник. 2012. Вип. XVI. С. 133-152. 1

Ивонин 2004 — Ивонин Ю. Концепция конфессионализации й и Старая Империя в новом историческом прочтении // ° Ивонин Ю. Е. Универсализм и территориализм. Старая в Империя и территориальные государства Германии в ран- е нее Новое время. 1495-1806. М., 2004. Т. 1. С. 20-43. |

Корзо 2003 — Корзо М. Контроль за соблюдением норм сек- § суальной морали в польской деревне XVII-XVIII вв. // с Соц1ум. Альманах сощально! 1стори. 2003. Вип. 2. С. 165- 3 184. рия

Коэн 2013 — Коэн М. Под сенью креста и полумесяца: евреи в ^ Средние века. М., 2013. 8

Найденова 2013 — Найденова Д. Евреите в каноничноправ- е ните текстове (ръкопис 34-63 и 34-68 от сбирката на Гру-ич в Музея на Сръбската православна църква в Белград) // о Средновековният българин и «другите». Сборник в чест т на 60-годишнината на проф. Петър Ангелов. София, 2013. С. 319-329.

Описание 1897 — Описание архива западнорусских униатских митрополитов. СПб., 1897. Т. 1.

Памятники права 2004 — Памятники права средневековой Испании. Фуэро Куэнки, Валенсийский кодекс. Фуэро Се-пульведы. М., 2004.

Прокопьев 2008 — Прокопьев А. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555-1648. СПб., 2008.

РИБ 1878 — Российская историческая библиотека. СПб., 1878. Т. IV. Кн. 1.

Старченко 2003 — Старченко Н. Евреи на Волыни в конце XVI — первой трети XVII в.: некоторые наблюдения над непростым соседством // Свой или чужой? Евреи и славя-

ж

не глазами друг друга. М., 2003. С. 92-104. Сукина 2014 — Сукина Л. Концепция конфессионализа-ции — одна из возможных парадигм изучения русской истории XVI-XVII веков? // Вестник СПбГУ. СПб., 2014. | Вып. 2. Сер. 14. С. 115-119.

§ Турилов — Турилов А. Ответы Георгия, митрополита Киев-| ского, на вопросы игумена Германа // Славяне и их соседи.

^ Вып. 11. Славянский мир между Римом и Константинопо-

§ лем. М., 2004. С. 211-262.

а Уайт 2016 — Уайт Д. Единоверие и концепция конфессиона-а лизации: дискурсивные замечания // Questio rossica. 2016.

| № 4. С. 177-188.

а Шеретюк 2010 — Шеретюк Р. Ушатська церква в контекста § етноконфес1йно1 пол1тики Рос1йсько1 шпери першо1 чверт1

§ XIX ст. // Укра1нський 1сторичний журнал. 2010. № 2.

С. 48-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шпирт 2012 — Шпирт А. Православная церковь и дисци-плинаризация иудейско-христианских отношений в Речи ■а Посполитой в первой половине XVII в. // Тирош. 2012.

| Вып. 12. С. 129-143.

| Baumgarten 2004 — Baumgarten E. Mothers and Children. Jew-| ish Family Life in Medieval Europe. Princeton, 2004.

| Brady 2004 — Brady T. "Confessionalization": The Career of a Concept // Confessionalization in Europe, 1555-1700. Essays in Honour and Memory of Bodo Nischan / Ed. by J. M. Head-ley, H. J. Hillerbrand, A. K. Papalas. Aldershot, 2004. P. 1-20. Bobryk 2005 — Bobryk W. Duchowienstwo unickiej diecezji

chelmskiej w XVIII wieku. Lublin, 2005. Fram 1997 — Fram E. Ideas Face Reality: The Jewish Law and Life

in Poland (1550-1655). Cincinnati, 1997. G^siorowski 2002 — Gqsiorowski S. Chrzescijanie i Zydzi w Zol-

kwi w XVII-XVIII w. Krakow, 2002. Hornowa 1961 — Hornowa E. Polozenie prawno-ekonomicz-ne Zydow w miastach ziemi halickiej na przelomie XVI — XVII w. // Biuletyn ZIH. 1961. T. 40. S. 3-36. Jews in Early Christian Law 2014 — Jews in Early Christian Law. Byzantium and The Latin West, 6th-11th Centuries / Ed. by J.V. Tolan, N. de Lange, L. Foschia etc. Leiden, 2014.

р

cq

Kalik 1998 — Kalik J. Patterns of Contacts Between The Catholic Church and The Jews in The Polish-Lithuanian Commonwealth: The Jewish Depts // Studies in The History of the Jews in Old Poland in Honor of Jacob Goldberg / Ed. by A. Teller (=Scripta

Hierosolymitana. Vol. 38). Jerusalem, 1998. P. 102-122. g

Kalik 2004 — Kalik J. Jews in Catholic Ecclesiastic Legislation in |

The Polish-Lithuanian Commonwealth // Kwartalnik Historii §

Zydów. 2004. T. 209. № 1. P. 26-39. 1

Kamuntaviciene 2013 — Kamuntaviciene V. Catholics and Jews §

in the Diocese of Vilnius in The 17th Century According to g.

The Catholic Church Visitations // Baznicius istorijos studijos. §

2013. T. VI. P. 77-85. B

CB

Kazmierczyk 2014 — Kazmierczyk A. Jews, Nobles and Canon b Law in The 18th Century // Biuletyn Polskiej misji historyc-znej. 2014. № 9. P. 215-245. ¡

Kazmierczyk 2002 — Kazmierczyk A. Zydzi w dobrach prywat- g nych w swietle s^downiczej i administracyjnej praktyki dóbr § magnackich w wiekach XVI-XVIII. Kraków, 2002. |

Krochmal 1996 — Krochmal J. Krzyz i menora. Zydzi i chrzescija- ^ nie w Przemyslu w latach 1559-1772. Przemysl, 1996. §

Linder 2012 — Linder A. The Legal Status of Jews in the Byzan- b tine Empire // Jews in Byzantium. Dialectics of Minority and | Majority Cultures / Ed. by R. Bonfil, O. Irshai, G.G. Stroumsa. § Leiden, 2012. P. 149-218. §

Matus 2015 — Matus I. Relacje pomi^dzy klerem unickim i lacin- w skim w schylkowym okresie unii w Obwodzie bialostockim // Acta neophilologica. T. XVII. 2015. № 1. S. 121-144. Pereswetoff-Morath 2002 — Pereswetoff-Morath A. A Grin Without a Cat. «Adversus Iudaeos» Texts in The Literature of Medieval Russia (988-1504). Lund, 2002. Vol. 1. Po-Chsia 1989 — Po-Chsia R. Social Discipline in The Reformation: Central Europe 1550-1750. London; New York, 1989. Oisteanu 2009 — Oisteanu A. Inventing The Jew. Antisemitic Stereotypes in Roman and Other Central East European Cultures. Lincoln; London, 2009. Schwarzfeld 1895-1896 — Schwarzfeld E. Evreii in legislatia lui Matei Basarab al Munteniei // Annarul pentru israeliti. 18951896. Vol. 17. P. 77-104.

Teter 2009 — Teter M. «There Should Be No Love Between Us and Them»: Social Life and The Bounds of Jewish and Canon Law in Early Modern Poland // Polin: Social and Cultural Boundaries in Early Modern Poland / Ed. by A. Teller and M. | Teter. Oxford, 2009. Vol. 22. P. 249-270.

§ W^grzynek 2004 — W$grzynek H. Legislation of The Catho-| lic Church in Poland Relating to Jews // Kwartalnik historii

I Zydow. 2004. T. 214. № 4. P. 502-510.

§ Wiedl 2009 — Wiedl B. Jews and The City. Parameters of Jews ish Urban Life in Late Medieval Austria // Urban Space in The a Middle Ages / Ed. by A. Classen, M. Sandidge. New-York; Ber-| lin, 2009. P. 273-308.

a Wislicz 2012 — Wislicz T. Upodobanie. Malzenstwo i zwi^zki § nieformalne na wsi polskiej XVII-XVIII wieku. Wyobrazenia

§ spoleczne i jednostkowe doswiadczenia. Wroclaw, 2012.

Wislicz 2017 — Wislicz T. Dialectics of Virginity. Controlling The Morals of Youth in The Early Modern Polish Cuntryside // | Framing Premodern Desires. Sexual Ideas, Attitudes and Prac-

>a tices in Europe / Ed. by S. Lidman, M. Heinonen, T. Linkinen

I etc. Amsterdam, 2017. P. 83-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.