Научная статья на тему 'Православно-христианские методы духовного самосовершенствования личности и их экстраполяция в современном общественном сознании'

Православно-христианские методы духовного самосовершенствования личности и их экстраполяция в современном общественном сознании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
632
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ЛИЧНОСТЬ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / АСКЕТИЗМ / ПОСТ / МОЛИТВА / ТАИНСТВА / ORTHODOXY / PERSON / SELF-IMPROVEMENT / ASCETICISM / POST / PRAYER / SACRAMENTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Носов Сергей Константинович

В статье дан анализ православных методов духовного самосовершенствования личности. Раскрыта их экстраполяция в современном общественном сознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX METHODS OF SPIRITUAL SELF-IMPROVEMENT OF THE PERSON AND THEIR EXTRAPOLATION IN A MODERN SOCIETY

In article the analysis of orthodox methods of spiritual self-improvement of the person is given. Their extrapolation in a modern society is opened.

Текст научной работы на тему «Православно-христианские методы духовного самосовершенствования личности и их экстраполяция в современном общественном сознании»

УДК 21.009:316.37 © С.К. Носов

ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЕ МЕТОДЫ ДУХОВНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ИХ ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ

В статье дан анализ православных методов духовного самосовершенствования личности. Раскрыта их экстраполяция в современном общественном сознании.

Ключевые слова: православие, личность, самосовершенствование, аскетизм, пост, молитва, таинства.

S.K. Nosov

ORTHODOX METHODS OF SPIRITUAL SELF-IMPROVEMENT OF THE PERSON AND THEIR

EXTRAPOLATION IN A MODERN SOCIETY

In article the analysis of orthodox methods of spiritual self-improvement of the person is given. Their extrapolation in a modern society is opened.

Key words: orthodoxy, the person, self-improvement, asceticism, a post, a prayer, sacraments.

Исходя из основанного на библейской онтологии христианского понимания Бога и человека, православное богословие разработало методы духовного самосовершенствования личности. Базисную основу этих методов составляет религиозная вера в Бога и признанный приоритет «нравственного закона».

С некоторой долей условности православно-христианские методы духовного

самосовершенствования личности можно дифференцировать как общие и частные.

Общие методы предписаны для всех категорий верующих, но имеют свое специфическое звучание в зависимости от среды их применения. Это - элементы аскетизма, пост, молитва, соблюдение таинств, участие в церковных праздниках. Наиболее ярко все эти требования представлены в монашестве, ибо здесь в наибольшей степени выражен аскетический характер традиционной православно-христианской концепции

духовного самосовершенствования личности.

Практика аскетизма (от греч. а5ке51з -упражнение, подготовка к борьбе) берет свое начало в глубокой древности и, в той или иной форме, присутствует во многих культурах мира. Однако как религиозно-этическая философская система аскетизм складывается в недрах античной культуры и находит свое наиболее яркое выражение в философии стоицизма.

Возникшее в недрах античной культуры христианство придает языческому аскетизму новую мировоззренческую основу и возводит практику «аскетического делания» в ранг религиозного подвига. Аскетизм становится главным методом духовного

самосовершенствования личности.

Вопрос об аскетизме во многом связан с вопросом о самой сущности христианства, об основном характере его понимания жизни. Этот вопрос соприкасается со всеми основными догматическими и нравственными идеями христианства.

Сотериологическое значение аскетической практики обозначено в догматических основах христианской антропологии, согласно которым поврежденная «первородным грехом» человеческая природа детерминирует духовное и телесное самоиспытание индивидуальной личности, постоянно пребывающей в условиях непрерывной борьбы с внешними искушениями и внутренними страстями.

По утверждению богословов, общие требования аскетизма обязательны для всех христиан, потому что для всех христиан необходимо изменение своей «греховной» природы. Для этого все должны пережить процесс подавления своей «испорченной» воли и предания себя воле «всевышнего», чтобы воплотить в себе идеал человеческого совершенства, представленного в образе Иисуса Христа.

В основе христианского аскетизма лежит проблема страдания. Толкование проблемы страдания тесно связано с принципом провиденциализма, согласно которому ничто в мире не происходит без помощи Бога. Отсюда наличие страданий и бед обусловлено тем, что, во-первых, человек страдает за свои грехи, чтобы избавиться от страданий в будущем; во-вторых, страдания «допускаются» Богом для того, чтобы укрепить духовные силы человека и стимулировать его к духовному самосовершенствованию; в-третьих, они нужны,

чтобы напомнить человеку о необходимости богопочитания.

Для христианина страдание это еще и путь сопереживания с образом идеала - Иисусом Христом, который, согласно вероучению, пострадал за «падшее» человечество, искупив своими страданиями и смертью его грехи. Отсюда каждый христианин должен смиренно «нести свой крест», переживать скорби и страдания. К этому его призывает Евангелие: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за вас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам его» (1 Петр 2, 21).

Таким образом, православное вероучение придает жизненным страданиям человека религиозный смысл. Тем самым оно помогает верующему человеку, во-первых, воспринимать объективные жизненные невзгоды и трудности как должное; во-вторых, смирится с любыми сложными обстоятельствами его жизни; в-третьих, избежать крайней степени негативных переживаний связанных с дисгармонией личной или социальной жизни.

Следует отметить, что на протяжении христианской истории аскетические требования в полном объеме соблюдалось далеко не всеми людьми. Еще Отцы Церкви неоднократно упоминали о забвении аскетических норм и правил. Так^ Климент Александрийский констатировал, что «большинству искусство самодисциплины неведомо. Они живут жизнью плоти, а не духа, но тело без духа лишь прах и тлен» [1]. Сетовали на забвение аскетической традиции и церковные деятели XIX - начала XX веков: епископ Игнатий Брянчанинов, епископ Феофан Затворник (Говоров Г.В.), митрополит Макарий (Невский М.А.) и многие другие.

Между тем, несмотря на различные послабления и даже нарушения предписываемых верующим требований, благодаря трудам многочисленной плеяды христианских аскетов, православный аскетизм являлся сущностным элементом культуры, оказывающим большое влияние на все слои общества. Несмотря на то, что многие люди лишь эпизодически использовали некоторые элементы аскетической практики, этого было достаточно, чтобы воспитывать в них положительные духовно-нравственные качества: терпение, трудолюбие, готовность стойко переносить любые жизненные трудности.

Непопулярен аскетизм и сегодня. По признаниям современных священнослужителей, «нынешние христиане прибегают к различным хитростям и уловкам - и богословским, и

гастрономическим, - чтобы ослабить аскезу или даже «освободиться» от ее обязательности» [2].

Современная непопулярность аскетизма вызвана рядом причин. Главные из них следующие: а) слабая религиозность большинства населения страны и забвение аскетической традиции в культуре; б) небольшое представительство православного монашества, способного практиковать «аскетическое делание» и культивировать его идеи среди широких слоев населения; в) изменение ценностной парадигмы экономической деятельности и социальных отношений.

Говоря о важности аскетической практики в процессе духовного самосовершенствования личности, нужно отметить, что в своих крайних формах аскетизм может иметь негативные проявления или стимулировать девиантное поведение человека в обществе (например, конфликт с миром, самоизоляцию человека от общества и т.д.).

Другим, близким к аскетизму по значению и содержанию методом духовного

самосовершенствования в православно-христианском богословии, является пост.

Пост это особая религиозная практика, представляющая собою комплекс воздержаний, призванных укрепить духовное и физическое состояние человека. Пост включает в себя: а) воздержание от обильной, сытной и вкусной пищи; б) воздержание от вина и спиртных напитков;

в) воздержание от светских развлечений; г) анализ и контроль собственного духовного состояния; д) воздержание от негативных эмоций и злых помыслов; е) волевое усилие и настрой на добрые дела, молитву, чтение и размышление о духовных вещах; ж) молитву и посещение церковных богослужений; з) чтение религиозной литературы.

Цель поста - создать особый эмоциональный настрой у верующих, вызывающий стремление к покаянию.

Православно-христианское богословие

различает два вида поста: телесный и духовный. Телесный пост - это самоограничение в потреблении продуктов питания (как правило, обильной и мясной пищи), сне, отдыхе и т.д. Духовный пост - это усиленный процесс духовного самосовершенствования личности верующего. Телесный пост обязательно должен соединяться с духовным постом - воздержанием от страстей и пороков, с удалением от худых помыслов и злых дел.

Пост, по мнению богословов, является лекарством от всех «душевных болезней» и «греховных» помыслов. Благодаря посту человек «очищается» от «греховных страстей» и таким образом удаляет препятствие для своего духовного самосовершенствования.

Помимо особого эмоционального состояния, пост формирует некоторые волевые качества верующего человека — терпение, целеустремленность и т.д.

Телесный пост помогает человеку избавится от пресыщения имеющимися материальными благами, ограничить свое потребление рамками необходимой для полноценной жизни меры. Эта индивидуальная для каждого конкретного человека мера заключена в христианском правиле: «человек ест для того, чтобы жить, а не живет для того, чтобы есть».

Сознательно отказываясь от обильной и сытной пищи во время поста, верующий человек воспитывает в себе особые волевые качества, способствующие как разумному потреблению пищи, так и умению довольствоваться минимумом материальных благ. Эти качества позволяют верующему человеку приспособиться к суровым жизненным ситуациям и более оптимистично воспринимать любые социально-экономические условия жизни.

В русском православии посты занимают около 200 дней в году: среди них четыре многодневных, в среднем от 8-ми до 49 дней. Это так называемые Великий пост (за 7 недель до Пасхи), Петров пост (через неделю после Троицы, до 28 июня), Успенский пост (с 1 августа до 14 августа), Рождественский пост (с 14 по 24 декабря) по старому стилю. Помимо этого существуют однодневные и другие посты в канун и дни некоторых религиозных праздников. Еженедельно «постными» считаются среда и пятница.

Большое количество «постных» дней позволяет Православной Церкви поддерживать в верующих устойчивое религиозно чувство и побуждает их систематически рефлексировать проблему духовного самосовершенствования личности.

Для верующего человека время поста - это время интенсивной работы в сфере своего духовно-нравственного состояния. Дисциплина поста побуждает верующего человека, более чем в обычные дни, обращать внимание на характер своего отношения к себе, людям и религии, настраивать себя на позитивное отношение к окружающему миру.

Сегодня пост является одним из наиболее привлекательных христианских методов

духовного самосовершенствования личности. Его пытаются практиковать как глубоко верующие христиане, так и люди, поверхностно знакомые с православной культурой.

Поэтому неслучайно, пост путают с диетой, лечебным голоданием или даже вегетарианством.

Современные православные публицисты и богословы вынуждены периодически пояснять, что христианский пост и диета, лечебное голодание или вегетарианство - это совершенно разные явления. Их роднит лишь внешняя сторона: воздержание или отказ от некоторых продуктов питания.

Христианский пост не связан с проблемами рационального питания, гигиеной тела, убийством животных, экономией продуктов и т.д. Его основная цель стимулировать духовное самосовершенствование личности, воспитывать волю и христианское мироощущение у постящегося человека.

Немало в современном обществе и противников поста. Их доводы сводятся к следующему:

1. Нередко свое нежелание поститься они оправдывают словами из Евангелия: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7, 15).

2. Длительный телесный пост способен ослабить организм и создает угрозу для здоровья человека.

3. Продолжительный духовный пост приводит к самоизоляции человека от внешнего мира и полученной из него информации, что, в свою очередь, обостряет чувство одиночества и бессилия перед жизненными трудностями.

Полемизируя с противниками поста, священнослужители постоянно напоминают верующим о важности его соблюдения. Обращаясь к современным верующим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит: «Пост есть непременное условие внутренней концентрации, собирания сил, без чего человек не способен осуществить духовный прорыв, не готов к сильному и значительному духовному деланию, столь необходимому и важному для созидания и обновления глубинных основ человеческого бытия» [3, с. 7].

Особое место в процессе духовного самосовершенствования личности богословы отводят молитве, которую рассматривают как самое существенное и необходимое проявление религиозно-нравственной жизни человека. По их утверждениям, «молитва составляет

основание и завершение всех добродетелей, сокращенное выражение всей нравственной жизни человека» [4].

В церковном понимании молитва представляет собою обусловленный естеством человека творческий акт. По словам архимандрита Софрония «молитва есть бесконечное творчество, высшее всякого иного искусства или науки. Через молитву входим мы в общение с Безначальным Бытием иначе: жизнь Самосущего Бога входит в нас по этому каналу. Молитва есть акт наивысшей мудрости, всепревосходящей красоты и достоинства» [5].

Церковь рекомендует верующим как можно чаще молиться и ни в коем случае не забывать об этой непременной обязанности каждого христианина.

Совершая ежедневно, а то и ежечасно, молитвенные правила, верующие проникаются постоянной мыслью о Боге, и тем самым формируют в себе особое эмоционально-психическое состояние, основанное на религиозной вере в реальное общение с Богом. Это помогает верующему человеку снять отрицательные эмоции, успокоить тяжелые духовные переживания и настроиться на позитивное восприятие жизни.

Другим методом духовного

самосовершенствования личности считается участие верующего человека в церковных таинствах (от греч. гг^епоп - тайна, тайное действие).

Согласно учению Православной Церкви, «таинства - богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующему невидимая благодать Божия» [6, с. 2140].

Понятие «таинство» имеет в православном богословии широкий и узкий смысл. В широком смысле «таинством» называют повествование Евангелия, догматы вероучения, культовые действа, церковные праздники и т.д. В узком смысле «таинством» называют обряды, которым придается особенное значение, так как, по мнению церкви, во время их свершения происходит духовное преображение человека. Это - Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Соборование, Священство.

Таинства играют важное интегрирующее и воспитательное значение в жизни Церкви. Участие верующего человека в церковных таинствах укрепляет его религиозную веру и помогает ощутить себя частью единого церковного организма. Ощущая себя частью целого, верующий человек проникается мыслью об онтологическом единстве этого целого с

трансцендентной сущностью Бога, что, в свою очередь, побуждает к соблюдению религиозных канонов и предписаний в отношении к себе и окружающим.

Большое место в жизни православных христиан занимают религиозные праздники.

Православные праздники - это дни торжества церкви, связанные с прославлением наиболее значимых религиозных событий или чествованием наиболее почитаемых церковью персон. По утверждению богословов, праздники служат для верующих «училищем добродетели и благочестия», так как они напоминают верующим об истинах веры и показывают образ правильной религиозной жизни.

Православные праздники имеют строгую иерархию. Главным православным праздником является Пасха. За ней следуют двенадцать наиболее значимых праздников православной церкви. Это так называемые двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы -8 (21) сентября (в скобках по новому стилю), Воздвижение Креста Господня - 14 (27) сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря), Рождество Христово - 25 декабря (7 января), Крещение Господне -6(19) января. Сретение Господне -2 (15) февраля. Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля), Преображение Господне - 6 (19) августа. Успение Пресвятой Богородицы - 15 (28) августа.

Существует еще множество праздников, посвященных памяти христианских святых или воспоминанию об особо чтимых событиях.

Праздники помогают верующему человеку разгрузиться от тягот повседневного бытия и ощутить радость жизни. Наиболее значимые православные праздники знаменуют окончание всех длительных постов, что создает в сознании верующего человека еще большую радость или позитивное настроение от осознания выполненного религиозного предписания и соучастия в событии церковной жизни.

Помимо общих методов, предписанных церковью верующим, богословие выделяет частные (специфические) методы духовного самосовершенствования.

Для духовенства это, прежде всего, ревностное соблюдение своих обязанностей, сознательное следование требованиям церковной иерархии и канонам Церкви. Обязанности, предъявляемые богословием к духовенству, можно свести к следующим требованиям:

1. Наставлять верующих в «истинах спасения».

2. Предохранять их от «лжеучителей», искоренять заблуждения и суеверия.

3. Следить за поведением верующих и «исправлять» их погрешности и посту пки.

4. Обличать «грешников» и отступников от веры.

5. Утверждать в «сердцах» верующих «упование» на Бога.

6. Внушать верующим уважение к правилам и постановлениям православной церкви и следить за строгим соблюдением их.

7. Добросовестно совершать таинства и все богослужебные обряды.

Специфика требований, предъявляемых к духовенству, определяется тем, что на него возложена задача «словом и делом» способствовать религиозному «просвещению» и духовному самосовершенствованию верующих.

Обязанности, возложенные на верующих-мирян, вытекают из их подчиненного духовенству места в церковной иерархии. Основные обязанности, предъявляемые Церковью к мирянам, можно свести к следующим требованиям:

1. Руководствуясь «любовью к Богу, как высшему благу», совершать добрые дела и приумножать гармонию мира.

2. Соблюдать предписания изложенного в Священном Писании «нравственного закона».

3. Почитать Бога в частном (домашнем) или общественном (храмовом) богослужении.

4. Заботится об улучшении собственных духовных способностей.

5. Бороться со всеми явлениями, отвлекающими от христианского образа жизни.

6. Уважать священнослужителей, обращаться к ним за советом и принимать их наставления.

Различные православно-христианские

методы духовного самосовершенствования личности по-разному используются и исполняются различными категориями верующих и отдельными людьми. Такие факторы, как положение в церковной иерархии, личная религиозность, настоящее духовное состояние, социальная среда и т.д., оказывают прямое или косвенное влияние на использование указанных методов в религиозной практике и личной жизни верующего человека.

Так, монашествующие в своей религиозной практике руководствуются монастырским Уставом, полностью регламентирующим различные стороны жизни монаха. Устав четко указывает монаху, сколько времени он должен

проводить в молитве, какие богослужения обязан посещать, какие аскетические правила применять в повседневной жизни.

Монашеский подход к применению православно-христианских методов духовного самосовершенствования личности для большинства мирян не представляется возможным. Он может служить лишь показательным примером, одобряющим и стимулирующим поведение верующего человека.

В отличие от монашеского, мирской подход к православно-христианским методам духовного самосовершенствования личности отличается большими послаблениями в требуемой дисциплине, соответствующими реальным возможностям верующего человека. К тому же, в отличие от монахов и духовенства, миряне имеют большую свободу и самостоятельно определяют меру своей церковной жизни.

Особенностью современного периода существования Церкви является наличие большого количества слабовоцерквленных или невоцерквленных верующих. В этой группе верующих православно-христианские методы духовного самосовершенствования личности подвергаются опасности потерять свой религиозный смысл или стать бесполезными. Одни из таких верующих по незнанию или по небрежности недооценивают какие-либо из указанных методов (чаще всего не участвуют в литургической жизни Церкви). Другие до какой-то степени признают их позитивное влияние, но соблюдают лишь формально. В этой ситуации соблюдение аскетизма, поста, таинств и т.п. превращается в формальное действо, не имеющее того глубокого смысла, который вкладывает в него православное богословие.

Анализируя православно-христианские

методы духовного самосовершенствования личности, можно отметить, что их социальная востребованность очевидна для любой культурно-исторической ситуации. Однако в современном общественном сознании их духовное содержание и практическая востребованность деформируются под влиянием доминанты светской культуры, во многом чуждой религиозному мировоззрению и нравственным идеалам христианства. В этой ситуации современные верующие вынуждены корректировать традиционные православно-христианские подходы к духовному самосовершенствованию личности с условиями окружающей культурной реальности.

Литература

1. Климент Александрийский. Строматы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mystudies.narod.m/library/c/clem_alex/3strom/3st0 6.htm.

2. Константин Петраке. Аскеза в современной семье [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravoslavie.ru/jumal/50610.htm.

3. Кирилл, патриарх. Божественное установление // Православная беседа. 2010. - № 6. - С. 2-7.

4. Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования [Электронный ресурс]. - URL: http://azbyka.ru/tscrkov/duhovnaya_zhizn/molitva/uchenie_o_ molitve-01-all. shtml.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Софроний, архимандрит. - О молитве [Электронный ресурс]. - URL: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/safroniy_o_ molitve l-all.shtml.

6. Полный православный богословский энциклопедический словарь [Репринтное издание]. - М., 1992.-Т. 1.

Носов Сергей Константинович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск, e-mail: sknalt@rambler.ru. Nosov Sergey Konstantinovich, candidate of philosophical science, associate professor, department of philosophy, Gorniy Altay State University, Gorno-Altaysk, e-mail: sknalt@rambler.ru.

УДК 177 © Д.Ш. Цырендоржиева, T.M. Ринчинова

РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО

КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье отмечается, что в условиях глобализации и модернизации, происходящих сегодня в Китае, традиционные духовно-нравственные ценности продолжают играть важную роль в жизнедеятельности современного китайского общества.

Юхючевые слова: нравственность, духовность, ценности, духовно-нравственные ценности, китайское общество, современность.

D.Sh. Thyrendorzhieva, T.M. Rinchinova ROLE OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES IN ACTIVITY OF MODERN CHINESE SOCIETY

In article it is noted that in the conditions of globalization and the modernization, occurring today in China, traditional spiritual and moral values continue to play important role in activity of modern Chinese society.

Key words: moral, spirituality, values, spiritual and moral values, Chinese society, present.

В происходящих сегодня глобальных переменах, касающихся превращения КНР в могучую мировую державу, определенную роль играют и духовно-нравственные ценности китайского общества. Изучение роли духовно-нравственных ценностей в становлении сильного и процветающего государства стало назревшей необходимостью для современной научной мысли.

На наш взгляд, большое значение для определения сущности и роли ценностей (в частности духовно-нравственных) в развитии общества Китая имеют исследования, представленные в работах Л.В. Васильева, А.Е. Лукьянова,

В.В. Малявина, Л.Е. Янгутова и других [1; 3; 11]. Данные авторы отмечают, что система духовно-этических представлений играет главную роль в улучшении эмоционально-психического здоровья нации. Следовательно, определяет силу духа и стимулы людей,

направляющие их на достижение поставленных задач и целей по созданию условий для развития общества и государства.

Соглашаясь с мнением вышеназванных ученых, считаем, что развитие духовной культ\ ры современного китайского общества продолжает основываться на важнейшей сфере жизнедеятельности человека и общества -духовно-нравственной культуре. И далее, выдвигаем тезис о значимости именно ценностных составляющих данной культуры. На наш взгляд, особая роль духовно-нравственных ценностей в социокультурных процессах обусловлена ее сущностной природой и функциональной направленностью как идеальной формы сохранения, воспроизводства и развития социального и духовно-нравственного опыта, способностью быть универсальным способом обеспечения исторической преемственности, как на уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.