Научные конференции
УДК 27-75
С.А. Колесников, доктор филологических наук, проректор по научной работе БПДС (с м/н), профессор Белгородского юридического института МВД России
г. Белгород, Россия
Православная педагогика в условиях глобальной цифровой трансформации (по материалам педагогического наследия протоиерея Василия Зеньковского)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы актуальности православной педагогики в условиях современной цифрового общества. Основные принципы, заявленные в педагогическом наследии протоиерея Василия Зеньковского, были сформулированы в тесной связи со всей системой ценностей христианства. Именно православные ценности, активированные в православной педагогике, необходимо рассматривать в качестве результативного и продуктивного ресурса для преодоления негативных последствий глобального воздействия цифрового мировосприятия в современном обществе.
Ключевые слова: цифровое общество, православная педагогика, протоиерей Василий Зеньковский, духовно-нравственное воспитание.
S. A. Kolesnikov, Doctor of Philology, Vice-Rector for Scientific Work of the BPDS (with m/n), Professor of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Belgorod, Russia
Orthodox Pedagogy in the Context of Global Digital Transformation (based on the materials of the pedagogical heritage of Archpriest Vasily Zenkovsky)
Abstract. The article deals with the issues of the relevance of Orthodox pedagogy in the conditions of modern digital society. The basic principles stated in the pedagogical
православная педагогика в условиях глобальной
- цифровой трансформации (по материалам
педагогического наследия протоиерея василия зеньковского)
271
Научные конференции
legacy of Archpriest Vasily Zenkovsky were formulated in close connection with the entire system of values of Christianity. It is the Orthodox values activated in Orthodox pedagogy that should be considered as a productive and productive resource for overcoming the negative consequences of the global impact of the digital worldview in modern society.
Keywords: digital society, Orthodox pedagogy, Archpriest Vasily Zenkovsky, spiritual and moral education.
В условиях глобальной цифровизации современности актуальным является обращение к опыту православной педагогики. Так, в сознании каждого ребенка, в интерпретации о. В. Зеньковского, таится духовно-религиозная история всего человечества, потаенно присутствуют практически все важнейшие вехи становления человека как религиозного явления. А потому каждый "элемент" детского сознания, будь то мышление, память или нечто иное, обретает метафизический масштаб, а вся личность даже маленького ребенка становится отражением величественного образа Божия. Так, в детском мышлении о. В. Зеньковский обнаруживает вселенскую гармонию, выстроенную по закону аналогии, т. е. подобия: "Мышление по аналогии является могучим возбудителем умственной пытливости у ребенка, который ищет гармонии и соответствий во всем мире, подходит к составлению картины мира с убеждением, что единство в мире есть и должно быть лишь понято и открыто" [2, с. 169]. Через детское, кажущееся примитивным, мышление для религиозного педагога открывается принципиальное единство мира; в единстве мышления ребенка просвечивает целостность всего христианского мировосприятия.
Не менее сложной и не менее величественной предстает с религиозно-педагогической точки зрения функция детской памяти. Можно привести развернутую выдержку рассуждений о. В. Зеньковского по поводу механизмов детской памяти в отношении тех трагических событий, которые были связаны у детей-эмигрантов с оставлением Родины и выявлялись в ходе упоминавшегося масштабного анкетирования, зафиксированного в книге "Дети в эмиграции": ".. .различия в работе памяти и в общей установке в отношении к прошлому свидетельствуют не только о дифференциальных особенностях тех или иных детей: вчитываясь в сочинения, я очень живо ощущал своеобразную борьбу между прошлым и настоящим в детской душе. Иногда настоящее далеко оттесняет прошлое, которое как бы отделяется непроходимой преградой забвения, — и в этом самоохранении
православная педагогика в условиях глобальной
- цифровой трансформации (по материалам
педагогического наследия протоиерея василия зеньковского)
272
Научные конференции
от прошлого иногда так ярко ощущаешь тревожное подполье души, от которого единственное спасение кажется в забвении. Я могу отметить четыре ступени в этой борьбе прошлого с настоящим: на первой ступени стоит почти полное забвение прошлого, которое стихло, куда-то провалилось, оставив лишь следы пережитого, какое-то общее тяжелое чувство в душе. ... На следующей ступени мы имеем дело уже с отсутствием воли к забвению: к прошлому, наоборот, тянется душа, ищет возможности погрузиться в него, находя в этом какое-то облегчение. ... На последней ступени надо поставить тот случай, где прошлое не отпускает от себя души, где оно навязчиво преследует и не дает тишины и покоя. Эти неотвязные воспоминания все время не позволяют жить настоящим, - и это уже почти стоит на грани психического заболевания. Во всей этой борьбе прошлого с настоящим обнаруживается, однако, лишь внешне и формально то, что происходит в глубине души наших детей" [3, с. 52]. Сложнейшие отношения памяти ребенка и прошлого, соотнесенность Ребенка и Истории, многогранная палитра, переплетенность пластов прошлого, настоящего и грядущего со становящимся сознанием ребенка - все это базируется на христианском понимании души, и только такой подход позволяет тео-педагогике в лице о. В. Зеньковского соответствовать сложности рассматриваемых проблем.
Религиозный подход позволяет увидеть и во внешнем возрастании ребенка подобную сложность и величие, которое обнаруживается во внутренних процессах созревания сознания. Каждый этап, проходимый ребенком к взрослости - раннее детство, подростковость, юность - обретает в свете религиозно осмысляемой о. В. Зеньковским педагогики метафизическое звучание. Детство становится этапом высвечивания глубинных смыслов бытия: "Как есть грудной период в телесном развитии, так собственно и духовная жизнь ребенка в этом одушевленном припадании к "смыслам". есть какой-то духовный "грудной период", когда дитя питается у материнской груди, - света божественного в мире" [2, с. 174]. При этом именно "раннее детство дает парадоксальную картину сочетания духовного богатства и медленно возрастающей силы эмпирической психики" [2, с. 177], становясь величественной метафорой противостояния и взаимодействия центральных онтологических сил, формирующих все бытие.
Сложность подросткового сознания, нарастание "затемненности" его мирским и греховным интерпретируется о. В. Зеньковским также в грандиозном формате религиозного мировосприятия: "Стремление войти в мир для подростка . знаменует отказ от "духовного первородства", отход от той непосредственной, но
православная педагогика в условиях глобальной
- цифровой трансформации (по материалам
педагогического наследия протоиерея василия зеньковского)
273
Научные конференции
глубокой жизни в благодатной Бесконечности, которая была присуща ребенку в раннем детстве" [2, с. 179].Физический и психологический рост предстает как рост религиозного сознания, проходящего путь грехопадения, обнажения "первородного грехопадения" - и подростковость с ее жестокостью, с ее беспощадностью, со всем набором негативных качеств уже предстает в ином свете, в свете утраты Божественной благодати.
Рассмотрение этапов детского развития в религиозно-христианском ключе дает продуктивный результат и при обращении к юности. Юность предстает как кульминация того экзистенциально-духовного выбора, который раскрывается именно в этот период перед личностью. И здесь возможен и "плохой" выбор, ведь "в юности личность, как мы видим ее в мире, несет в себе начало разрушительное в своей социально-духовной слепоте, в нечувствии своего действительного, но закрытого для сознания единодушия с другими людьми" [2, с. 198]. Но не менее актуальна при подобном тео-педагогическом подходе и надежда на просветление во взрослеющей юности образа Божия, того образа, который неизменно присутствует в человеке с самого раннего детства.
Необходимо сразу отметить тот результат, который способен принести тео-педагогический подход, реализуемый в трудах о. В. Зеньковским: это то, что в христианстве носит название подлинной мудрости. Именно мудрость позволяет религиозному педагогу увидеть в ребенке носителя единственного, с точки зрения христианства, залога сохранности души - образа Бога. В рассуждениях о. В. Зеньковского есть такой фрагмент: "Образ Отца Небесного, который все направляет и все сохраняет, наполняет душу детскую такой тишиной и сладостью — и здесь источник детской радости и беззаботности, здесь питание творческого одушевления, наполняющего дитя. Очень интересно наблюдать за детскими молитвами — в них есть удивительная красота и умилительность для нас: пусть молитва в своих словах, в своем "содержании" подсказана взрослыми, но дитя вносит в эти чужие слова свою душу. И сколько нежности, чистой любви, трогательной простоты вкладывают дети в свои молитвы! Конечно, дитя обычно знает, под влиянием окружающей среды, не только это доверчивое и сердечное обращение к Богу, но и страх перед Богом, но почти всегда это имеет свой корень в нас" [1, с. 203]. И этот отрывок и есть, как представляется, свидетельство той глубочайшей мудрости, которой способен достигнуть тео-педагог, идя по пути христианской педагогики, исследующей не только взаимоотношения ребенка и мира, но и взаимоотношения ребенка и Бога.
православная педагогика в условиях глобальной
- цифровой трансформации (по материалам
педагогического наследия протоиерея василия зеньковского)
274
Научные конференции
В результате христианского понимания специфики детской души теологическая педагогика, как ее понимал о. В. Зеньковский, способна выйти на такие пути решения педагогических проблем, которых лишены вне-религиозные педагогические концепции, и, прежде всего, это обретение целостности на всех уровнях решения образовательно-воспитательных задач. Целостность мировосприятия, важнейшая основа религиозного миропризнания, есть действенный рецепт против мозаичности, разорванности, клиповости и т. п. разновидностей болезненного сознания современности, и на этом настаивал о. В. Зеньковский. Он писал о христианской целостности в статье "Факты и наблюдения (психология современной молодежи)": ".. .цельность уже есть в душе, она есть дар эпохи, ее творческая тема, но пока она проявляется больше в критике, чем в положительном раскрытии своем. Как самый характерный и ценный росток этой новой цельности должны мы отметить п р а в д и в о с т ь в современной молодежи.. Здесь вы имеете дело с самыми глубокими устремлениями нашего времени, с его мечтой о целостной, религиозной культуре, с его острой и радикальной критикой современности" [4, с. 33]. Детство, ребенок предстают в педагогических построениях о. В. Зеньковского как состояние пред-святости в своей цельности, искренности, открытости свету Божьему, хотя, конечно, это только потенциально возможная, еще не воплощенная святость: "Дитя уже свободно, но еще не ответственно - это как бы прообраз святости, которая всегда свободна, но к которой некуда приложить момента авторства (а потому и ответственности) ввиду (окончательной уже) победы над темным началом и подлинной связи с Богом" [2, с. 177].Детство показывает принципиальную возможность для человека достижения святости, представляет святость как выполнимую, пусть и весьма сложную задачу, к которой необходимо стремиться, помня о детском духовном опыте "прообраза святости".
Важнейший постулат христианства "будьте как дети" реализуется в тео-педагогике о. В. Зеньковского углубленным рассмотрением структуры религиозного сознания ребенка. Само состояние целостности детского мировосприятия, ситуации, когда "в детской душе изначальное раздвоение в духовной сфере еще не достигает плана сознания, что со стороны сознания еще не исходит ничего, что усиливало бы или перечеркивало возможность роста личности в противопоставлении себе, своей самости Богу" [2, с. 171], позволяет теологической педагогике реконструировать полиаспектную модель религиозного развития ребенка. Сам смысл религиозного развития в детстве, по мнению о. В. Зеньковского, состоит в том, что дети "ищут религиозных образов, которые могли бы раскрыть
1 православная педагогика в условиях глобальной
- цифровой трансформации (по материалам
педагогического наследия протоиерея василия зеньковского)
275
Научные конференции
смысл их переживаний, что они через общее духовное созревание идут к более адекватному пониманию горней сферы, к более одушевленному выражению своей устремленности к Небу". Представление о детстве как важнейшем этапе целостной духовной жизни выводит богослова-педагога к выделению трех граней религиозной сферы: "Религиозная сфера постепенно выделяется из общей духовной жизни; и это отделение имеет три разных грани, три стороны, которые первоначально координированы, можно сказать, слиты в нерасчлененной целостности, а затем начинают созревать и расти в известной, хотя и ограниченной, независимости одна от другой" [5, с. 45].
То, что в рамках первой грани о. Зеньковский называет "сознанием Бога", есть "совокупность интуиции, чувств, образов, мыслей, итогов религиозного опыта. Это не знания, привносимые извне, а именно сознание Бога - интеллектуально-эмоциональное". Интуитивное познание мира ярче всего проявленное именно в детстве, предстает в тео-педагогике как одна из основ всего воспитательного процесса. Интуиция как способ миропознания, определения своего места в мире не может быть заглушена рационалистическими построениями, которые, как мы увидим дальше, представлялись о. В. Зеньковским, несущими значительные опасности для духовного воспитания ребенка.
Вторая грань религиозного сознания "включает в себя всю полноту выражений религиозных чувств, движений, мыслей - сюда относится молитва, участие в богослужении, разнообразная религиозная активность. Все это образует сферу «благочестия», формирует внутренние и внешние навыки в религиозной жизни, облекается в «обряды», реализует духовные порывы. Над этой стороной религиозной жизни владычествует закон привычки, благой для других сфер, но роковой для духовной жизни вообще...." [5, с. 30]. Обрядовость религиозного сознания необходима как форма, которая не должна заглушать содержание духовности, но и отказ от формальности способен стать причиной отрыва религиозного сознания от накопленного религиозного опыта, от конфессиональной традиции, без которой религиозному сознанию грозит опасность неукорененности в вере, утраты ориентиров, проверенных веками того же святоотеческого опыта.
И, наконец, "третья сторона в религиозной жизни - это развитие и формирование духовной жизни в нас. Человек духовен по своей природе, и начало духовности пронизывает собой всю нашу личность, всю нашу жизнь. В процессе общего созревания духовные силы, духовные запросы поднимаются над общим ходом жизни, в глубине нашей формируется "внутренний человек". Рождение внутрен-
православная педагогика в условиях глобальной
- цифровой трансформации (по материалам
педагогического наследия протоиерея василия зеньковского)
276
Научные конференции
него человека таинственно, неисследимо, но оно должно когда-нибудь прийти, если мы не утопим себя во внешней жизни. Духовная жизнь в нас ищет во всем "смысла" - вечного, глубокого, достойного; она не отвергает внешней жизни, ее законов, она хочет только во всем видеть смысл, хочет связать внешнюю жизнь с Вечным и Бесконечным" [5, с. 32]. За интуицией и оформленностью религиозного сознания следует стремление постигнуть смысл своего существования, обрести духовные координаты своего пребывания в мире, и помочь ребенку, который стремится найти себя в духовном пространстве. Это и есть важнейшая задача тео-педагогики.
Но успешно выполнить эту задачу возможно только при детальном рассмотрении особенностей психологического состояния ребенка, и вопросу детального изучения детской психики о. В. Зеньковский уделял особое внимание. Он стоял у истоков христианской психологии, развивая идеи таких первооснователей этой научной дисциплины, как, например, свт. Феофан Затворник. Так, в 1889 г. свт. Феофан писал, формулируя "пролегомены" христианской психологии: "Вот, по-моему, какова должна быть программа этой (христианской) психологии. Изобразить состав естества человеческого: дух, душа и тело - и представить систематический перечень всех способностей и отправлений каждой части, - и затем описать состояние частей и естества и способностей: 1) в естественном состоянии, 2) в состоянии под грехом и 3) в состоянии под благодатию" [6, с. 48]. Но, если проследить глубже истоки христианской психологии, то мы увидим, что интерес к проблемам человеческой "псюхэ" и личности появляется практически одновременно с рождением христианства.
Еще в первые века христианства святые отцы, в частности, великие каппадо-кийцы, стремясь раскрыть религиозное понимание структуры личности, определяли личность как "ипостась бытия, которая свободно ипостазирует свою природу [6, с. 237]. Но центральным моментом в определении, что есть человеческая личность, для христианской психологии являлось христианское вероучение и особенно догмат о грехопадении личности, с одной стороны, а с другой - уподо-бленность ее образу Божию. Так, митрополит Иерофей (Влахос) писал по этому поводу: "Согласно учению отцов, мы верим, что образ есть потенциальное подобие, а подобие есть образ в действии. Точно так же человек, создаваемый Богом и воссоздаваемый Святым Духом, есть потенциальная личность. Поэтому мы утверждаем, что с онтологической точки зрения личностями являются все люди и даже сам диавол. Однако с сотериологической точки зрения не все мы лично-
православная педагогика в условиях глобальной
- цифровой трансформации (по материалам
педагогического наследия протоиерея василия зеньковского)
277
Научные конференции
сти, поскольку не все достигли подобия Божия" [6, с. 235]. И в этом определении мы выходим на весьма важное понимание личности в христианской психологии: личность не есть нечто завершенное, личность - потенциально открытое душевное состояние, причем эта открытость не заканчивается даже за пределами земной жизни.
Но эсхатологическое понимание личности в христианстве не исчерпывает всю сложность православных психолого-личностных построений, в определение личности включается понятие "пред-существования личности", которое раскрывается, в частности, митрополитом Антонием: "Мы не знаем, что такое "личность" в первозданном состоянии именно в силу катастрофы, которая называется грехопадением и вследствие которой, вместо того чтобы быть гармонией, состоящей из неповторимых, но не самоутверждающихся и не противополагающихся друг другу существ, созвучием, ключом которого является Бог, мы познаем личность только сквозь разделяющую и трагическую призму индивидуумов" [6, с. 239]. Тем самым, структура личности получает особую усложненность. С точки зрения догмата первородного греха, личность несет на себе отпечаток катастрофы предсуществования, катастрофы падения и изгнания, потенциально трагична и неизбывно разорвана, а с эсхатологической точки зрения личность продлевает свое существование за рамками земного пути, способна выходить на решение "потусторонних" задач, и несет эсхатологическую ответственность.
Всю эту сложность понимания личности в христианской психологии, несомненно, обязан был учитывать в своих педагогических построениях о. В. Зень-ковский. Исходя из общих христианских представлений о личности, он писал: "Личность в человеке настолько несоизмерима с ее эмпирическими проявлениями, что здесь, очевидно, мы имеем дело с какой-то исходной двойственностью в человеке. Личность в человеке есть лишь образ личности в Боге, есть лишь проводник "света истинного", исходящего от Бога" [6, с. 254]. Поэтому для него очевидна и вся сложность личности ребенка, которую он рассматривал как потенциально готовую к выполнению той высокой духовной задачи, которая стоит пред человеком - спасение своей души.
Отпечаток предсуществующего греха, выраженного в том числе в наследственности, рассматривался о. В. Зеньковским как важный фактор формирования детской личности: ".моральная жизнь в ребенке начинается до формирования морального сознания. Благодаря наследственности дитя приходит в мир с целым рядом предрасположений, которые определяют строение личности, ее активность,
православная педагогика в условиях глобальной
- цифровой трансформации (по материалам
педагогического наследия протоиерея василия зеньковского)
278
Научные конференции
— и социальное взаимодействие впервые обнаруживает перед ребенком объективные отзвуки его активности" [1, с. 92].По сути, в этом определении представлено научно-педагогическое понимание первородного греха, накладывающего свой след на эмпирическую, внешную проявленность и потаенный, внутренний рост личности ребенка. Для религиозного педагога несомненной является гармоничный союз эмпирического и внеэмпирического, глубинного: "Личность есть комплекс эмпирического и внеэмпирического, данного и скрытого, выраженного и еще дремлющего. Это-то и заставляет строить метафизическое понятие личности, заставляет признать, что в глубине нашей души лежит метафизическая сторона, которая определяет и направляет эмпирическое развитие души. Человек никогда не бывает только дан, он никогда не закончен, он всегда и "задан", перед ним всегда раскрыта бесконечная перспектива духовного развития. Человек и глубже и богаче своей эмпирической личности; из глубины души его подымаются все новые и новые движения, новые силы, новые установки, — и все это заключено в границе данной индивидуальности, носит на себе ее печать" [1, с. 284]. Сводить педагогику только к развитию эмпирического слоя личности означало для о. В. Зеньковского лишить ребенка права на реализацию самых главных духовных потенциалов, которые скрыты за внешними проявлениями: "Личность ребенка есть живое и органическое единство, основа которого лежит в внеэмпи-рической сфере; от первых дней жизни личность уже окрашена чем-то индивидуальным, что сначала выступает слабо и неясно, но ищет своего более полного и адекватного выражения и что с годами находит его в большей или меньшей степени. Эмпирическая личность ребенка еще полна внутренних противоречий, полна дисгармонии — она не развивается во всей полноте своих сил равномерно: одни развиваются быстро, другие медленно. Но позади этого эмпирического "хаоса" стоит живой и творческий центр индивидуальности, ее творческая основа, ее метафизическое ядро, которое постепенно вносит гармонию и порядок в личность, формирует и объективирует индивидуальность и ведет процесс психического созревания к той идеальной форме, в которой данная индивидуальность сможет раскрыть всю себя" [1, с. 285]. Личность человека, даже совсем юного человека, метафизична, и в ее метафизичности сливаются эмпирика и глубинность.
Поэтому о. В. Зеньковский столь настойчиво проводит свою мысль необходимости комплексного подхода при педагогическом воздействии на личность, сочетающего и внешне-эмпирический, и глубинно-духовный акценты педагогического инструментария. Он неизменно постулировал само право тео-педагогики
православная педагогика в условиях глобальной
- цифровой трансформации (по материалам
педагогического наследия протоиерея василия зеньковского)
279
Научные конференции
на принятии в расчет духовной составляющей личности ребенка, на постоянное обращение внимание на религиозный сегмент личности. Именно духовность, по его мнению, определяет эмпирику, а не наоборот, как это было принято считать в рационалистически ориентированных педагогических технологиях: "Центр тяжести лежит не просто в развитии эмпирии ребенка, но в соотносительном и целостном сочетании зреющего духа и его эмпирии. В различном соотношении этих двух сфер и лежит источник различия фаз развития ребенка - а самая последовательность этих фаз определяется энтелехийно устремлением духовного начала к выражению в эмпирию, в этом смысле имеющей инструментальное значение в смысле подчиненности путям духа" [2, с. 163]. Духовность - первоим-пульс детской души, и именно воспитание духовности определяет все будущее конкретной личности.
При этом в тео-педагогике о. В. Зеньковского наблюдается очень четко обозначенная грань между внешними, алло-уровнями личности, и внутренними, ауто-уровнями, а, следовательно, и теми проявлениями личности, которые относятся к этим разным уровням. Истоки этой "схемы" лежат опять-таки в святоотеческом наследии, в частности, можно вспомнить греческого богослова Николая Каваси-ла, который, конечно, не употребляет современных терминов, но в понимание душевной и духовной жизни вкладывал близкое значение. Николай Кавасила утверждал, что к высшим, т. е. духовным, способностям нельзя отнести "интеллект, воображение, творческое начало, умозрения художника, душевные чувства, даже самые благородные. Духовным является тот человек, который имеет в себе действие Святого Духа, тогда как душевным человеком является тот, кто ещё не стяжал Духа Святого" [6, с. 326]. Подобный структурно-иерархический подход к личностным проявлениям в патристической педагогике дал обоснование для построения иерархической модели личности в тео-педагогике о. В. Зеньковского.
Иерархичность личности предполагает иные принципы к реализации педагогических средств воспитания, нежели концепция гармоничной личности. Сам о. В. Зеньковский отчетливо обозначал демаркационную линию между гармоничным и иерархическим пониманием личности. В труде "На пороге зрелости" он писал: "Это убеждение («гармонического» воспитания всех сил в человеке...) должно быть признано ошибочным - прежде всего потому, что человек построен вообще не гармонически, а иерархически... Развитие человека не даёт картины одновременного, ритмического развития всех сторон его существа, наоборот, в развитии человека постоянно имеет место аритмия, дисгармоническое несоот-
православная педагогика в условиях глобальной
- цифровой трансформации (по материалам
педагогического наследия протоиерея василия зеньковского)
280
Научные конференции
ветствие одних сторон другим" [2, с. 56]. Принятие данной концепции аритмического развития человеческой личности требует особого внимания к тем векторам личностного развития, которые в целом являются генеральными, основополагающими для сохранения целостности личности - прежде всего, к духовной сфере. Именно через духовно-религиозную сферу иерархическая личность приобретает способность к достижению высших иррациональных задач, стоящих как перед отдельным человеком, так и перед вселенским человечеством. Иерархическое понимание личности позволяет придать личности подлинно метафизический масштаб, или в интерпретации о. В. Зеньковского, "вступая в жизнь, мы должны стать самостоятельными не только биологически, но и социально-психически, — мы должны взойти на верхний этаж того здания, которое строит в своем развитии отдельный народ, все человечество" [1, с. 44]. И первый шаг на этот "верхний этаж" духовно-иерархических целей человек делает в детстве.
При этом о. В. Зеньковский не впадает в односторонность при реализации концепции иерархичности личности в ущерб развитию всей личности в целом. Он писал по этому поводу в "Русской педагогике в ХХ в.": "Личность построена иерархически, и ее правильное устроение предполагает не равномерное развитие всех сторон ее, а соблюдение иерархии в развитии сил. Как социальная жизнь гармонична не "сама по себе", а лишь при ее регуляции, так же развивается и личность. Неверно думать, что нужно только развивать все стороны личности, а ее иерархическая стройность наступит сама собой и притом благополучно. Справедливо в этом учении то, что необходимо развивать личность во всех ее сторонах, но этим не уничтожается тема о регуляции всего процесса, о неодинаковой ценности различных сторон личности, что и требует того, чтобы более существенные стороны не были принесены в жертву менее существенным и менее ценным" [7, с. 22].В его тео-педагогических построениях речь идет о том, что объективная оценка реальных человеческих возможностей позволяет правильно расставить акценты на тех областях личности, которые должны быть в первую очередь развиваемы, и область эта, прежде всего, духовная. Через религиозность развитие личности, по мнению о. В. Зеньковского, получает важнейший импульс, ведь "всякая религиозность является влиятельнейшей психической силой, окрашивающей всю нашу личность, что религиозный опыт, религиозная жизнь имеют не побочное, а основное место в системе души" [1, с. 201]. Тем самым, тео-педагогика выстраивает следующий алгоритм личностного развития - от иерархичности, через расстановку доминирующих акцентов на духовной сфере, к гармонизации личности.
православная педагогика в условиях глобальной
- цифровой трансформации (по материалам
педагогического наследия протоиерея василия зеньковского)
281
Научные конференции
Здесь не случайно возникает тема объективно-рациональной оценки возможностей человеческой личности. В тех педагогических системах, где шкала оценок находится в исключительно рационалистическом формате, иррациональная сторона личности остается неактивированной, забытой, и основные педагогические "надежды" возлагаются на рационалистически выявляемые ресурсы личности. Но именно их тео-педагогика считает ограниченными, упор на развитии только этих граней личности приведет к истощению возможностей личности для своего роста. Для тео-педагога, такого как о. В. Зеньковский, иррациональное занимает приоритетное положение в детской душе: "Детская иррациональность есть обратная сторона того, что в детской душе доминирует эмоциональная сфера: интеллект и воля занимают второе, чисто служебное место, настоящий же центр личности лежит глубже их" [1, с. 290]. Как раз выявлению и развитию этого иррационального центра личности, по своей сути над-личностного центра, и стремится служить тео-педагогика.
При признании важности для педагогического воспитания такого центра становится возможным совершенно по-иному увидеть роль педагогики: "Педагогика, ощутившая в развитии личности ту таинственную глубину, силы которой не находятся в распоряжении личности, вплотную подходит к религиозной постановке педагогических проблем" [2, с. 11]. С момента признания за иррациональностью личности права на существование появляется возможность ввести в педагогическую технологию понятие Абсолюта, определяющего личность за ее пределами. В святоотеческом Предании подобный процесс сверх-абсолютизации личности выражен в различии "образа" и "подобия" Божия в человеке. Образ - это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие - то, чего предстояло достичь в результате стремления к иррациональному идеалу, к тому, что находится "за" субъективностью и "сверх" пределов личности. Подобный педагогический подход призывает "опираться на объективную сферу, на те ценности, которые возвышаются над личностью и придают ей значительность. Личность не может быть абсолютизирована, она не развивается сама из себя, но приобретает свое содержание в общении с миром ценностей, в живом социальном опыте, в обращении к Богу [2, с. 13]. Именно в этом ключе формируется особая объективность тео-педагогики, позволяющая увидеть тот абсолютный свет, которым пронизана, высвечивается личность, причем этот свет возникает в самом начале, в детстве объективность, на чем настаивал о. В. Зеньковский: "В начале личности, не абсолютном самом в себе, есть все же сияние Абсолюта" [2, с. 36].
православная педагогика в условиях глобальной
- цифровой трансформации (по материалам
педагогического наследия протоиерея василия зеньковского)
282
Научные конференции
Иррациональная объективность тео-педагогики позволяет выйти этой концепции на новый, а главное - на результативно-практический уровень. Через религиозное понимание педагогики изменяется вся система смысловых ориентиров воспитания, о-смысление всего процесса душевного роста. Наиболее отчетливо практическая специфика сверх-личностной педагогики проявляет себя в решении проблемы периодизации детства. Само детство трактуется о. В. Зеньковским как "определенная фаза в духовном созревании ребенка, которое идет уже в течение детства" [1, с. 157], при этом необходимо обратить внимание на принципиальное признание изначальности, укорененности духовности в сознании ребенка.
Библиография
1. Зеньковский В. В., проф. Психология детства. - Лейпциг: Изд-во "Сотрудник", 1924.
2. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Клин: Христианская жизнь, 2002.
3. Детиэмиграции. Воспоминания. - М.: Аграф, 2001.
4. Памяти отца Василия Зеньковского. Издание РСХД. - Париж, 1984 г.
5. В доме Отца моего. - М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, Благотворительный фонд «Северная обитель», 2001.
6. Введение в христианскую психологию. URL: http://do.gendocs.ru/navigate/ index-271168.html. Дата обращения: 20.05.2021.
7. Зеньковский В. В. Педагогика. - Клин: Христианская жизнь, 2002.
православная педагогика в условиях глобальной цифровой трансформации (по материалам педагогического наследия протоиерея василия зеньковского)