Раздел III
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
УДК 271.2
DOI: 10.14258/nreur(2021)1-08 А. В. Монгуш
Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, Кызыл (Россия); Алтайский государственный университет, Барнаул (Россия)
ПРАВОСЛАВИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ1
Статья посвящена деятельности новообразованной Кызыльской епархии Русской православной церкви Московского патриархата в Республике Тыва, где автохтонное и преобладающее население — тувинцы в большинстве своем исповедуют буддизм и шаманизм.
В Туве с образованием в 2011 г. Кызыльской епархии увеличилось количество православных приходов. Об этом свидетельствуют вводимые автором в научный оборот статистические данные о численности религиозных организаций в настоящее время. Информация о зарегистрированных православных приходах дана по административно-территориальному делению республики на кожууны (районы). На основе собранных материалов анализируется деятельность новообразованной епархии, в частности, приводятся некоторые результаты ее миссионерской работы среди тувинцев, прежде не имевшей успехов. Интересны сведения о переведенной на тувинский язык православной религиозной литературе и активном использовании епархией медийного пространства. На основе анализа имеющихся источников и литературы автор попытался описать деятельность новообразованной епархии и современное состояние православия в Туве в целом.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и МОКНСМ № 20-59-44004 «Влияние этнокультурных и политических процессов на религиозную ситуацию в Сибири и сопредельных регионах Монголии в XIX — начале XXI вв.».
Ключевые слова: Республика Тыва (Тува), тувинцы, буддизм, шаманизм, православие, религиозные организации, Кызыльская епархия, православная миссия, миссионерская деятельность, православный приход, тувинская православная община.
A.V. Mongush
Tuvan Institute of Humanities and Applied Socio-Economic Studies under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl (Russia); Altai State University, Barnaul (Russia)
ORTHODOXY IN THE REPUBLIC OF TUVA AT THE PRESENT STAGE
The article discusses the activities of the newly formed Kyzyl Eparchy of the Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate in the Republic of Tyva. The peculiarity of this region is that its autochthonous and predominant population-the Tuvans mostly profess Buddhism and shamanism.
In Tuva, after the creation of the Kyzyl Eparchy in 2011 the number of Orthodox parishes in has increased. This is evidenced by the statistical data on the number of religious organizations at the present entered by the author into scientific circulation. The information on registered Orthodox parishes is given according to the administrative-territorial division of the Republic, i. e. by kozhuuns (districts). On the basis of the collected materials, the activity of the newly formed Eparchy is analyzed; in particular, some results of its missionary work among Tuvans, which previously had no success, are given. The article provides interesting information on the Orthodox religious literature translated into the Tuvan language and the active use of the media by the Eparchy. On the basis of the analysis of available sources and literature, the author describes the activities of the newly formed Eparchy and also the current state of Orthodoxy in Tuva in general.
Keywords: Tuva (Tuva), tuvans, buddhism, shamanism, orthodoxy, religious organization, Kyzyl Eparchy, orthodox mission, missionary activity, orthodox parish, tuvan Orthodox community.
Монгуш Айлаана Витальевна, научный сотрудник отдела культурологии и религиоведения Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, Кызыл (Россия); магистрант Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: [email protected]
Mongush Aylaana V., research fellow of the Department of Cultural and Religious Studies, Tuvan Institute of Humanities and Applied Socio-Economic Studies under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl (Russia); Candidate for a master's degree, Altai State University, Barnaul (Russia). Contact address: [email protected]
Введение
Республика Тыва (далее — РТ) является одним из регионов России, имеющих особенности в этническом и конфессиональном составе населения.
По Всероссийской переписи населения 2010 г. Туву населяло 307930 человек. Из них автохтонных жителей — тувинцев 82%, русских — 16,3%, представителей иных национальностей — 1,7% [Всероссийская перепись..., 2010]. Численность населения республики на 1 января 2019 г. увеличилась до 324423 человек [Численность., 2019]. Поли-этничность региона и численное доминирование его коренного населения по-прежнему сохраняются. Если говорить о конфессиональной структуре населения, то тувинцы в большинстве своем исповедуют буддизм и шаманизм.
По состоянию на 1 апреля 2012 г. в Туве функционировало 43 религиозные организации: буддийские — 20, шаманские — 8, православные — 4, протестантские — 10, старообрядческие — 1 [Религиозные организации., 2012]. На 30 декабря 2019 г. государственную регистрацию прошли 62 религиозные объединения: буддийские — 24, шаманские — 10, православные — 18, протестантские — 9, старообрядческие — 1 [Информация о зарегистрированных., 2019]. Как мы видим из статистических данных Министерства юстиции Российской Федерации, в период с 2012 по 2019 г. в республике увеличилось количество православных приходов. Скорее всего, этот процесс связан с учреждением и активной деятельностью на ее территории с 2011 г. новообразованной Кызыльской епархии Русской православной церкви Московского патриархата.
Целью данной статьи является изучение деятельности Кызыльской епархии Русской православной церкви Московского патриархата в РТ за 8 лет ее функционирования.
Исследователи истории, культуры и этнографии русского населения в Туве отмечают, что до середины XIX в. из России в Туву проникали ученые, путешественники, военные разведчики, золотоискатели, золотопромышленники, торговцы, а также старообрядцы [Татаринцева, Моллеров, 2016: 20]. Со второй половины XIX в. началось хозяйственное освоение данной территории русскими. Активная русская крестьянская колонизация Тувы происходила на рубеже XIX-XX вв. [Татаринцева, 2006: 15]. Христианские деноминации в этот край проникли вместе с ними [Монгуш, 2015: 159-160]. С тех пор здесь начали мирно сосуществовать и взаимодействовать тувинцы, исповедующие буддизм и шаманизм, и русские переселенцы, являющиеся последователями христианства (православия, старообрядчества и одного из направлений протестантизма — баптизма) [Стороженко, 2004; Татаринцева, 2006; Бадмаев и др., 2006; Дементьев, 2011; Монгуш, 2015; Моллеров, 2019].
Во второй половине XVIII — начале XX в. Тува находилась под властью маньчжурской династии Цин. Российская империя, заинтересованная в расширении и укреплении своих позиций на территории Тувы, не допускала никаких столкновений с Китаем. Русская православная церковь вела себя осторожно в этом крае и не развивала православие среди тувинцев — подданых Поднебесной. Так, А. А. Стороженко, исследователь старообрядчества в Туве, по этому поводу пишет: «В отношении тувинцев миссионеры, в отличие от других национальных регионов (Алтай, Хакасия) не ставили перед собой далеко идущих целей. Миссионерская пропаганда должна была заключаться в распространении в их среде христианских понятий» [Стороженко, 2004: 20]. Первая мис-
сия в Туве, которая велась с 1870-х гг. православным миссионером Николаем Путиловым, была направлена на старообрядцев [Паркачев, Письменная, 2017: 105]. К причинам, препятствовавшим христианизации местного населения, относят, во-первых, удаленность и труднодоступность региона, во-вторых, недостаточную подготовленность миссионеров. Из-за незнания языка и особенностей менталитета тувинцев православная миссия не имела результатов [Дементьев, 2011: 1].
В XX в. в период существования независимой Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.) и после вхождения ее в состав СССР (1944 г.), в связи с политикой коммунистической партии религия подвергалась гонениям. Религиовед О. М. Хомушку, изучавшая особенности государственно-конфессиональных отношений в Туве в 19441990 гг., отмечает, что формально возможность создания религиозной общины любого конфессионального направления в государстве существовала, но жесткая политика в области религии затрудняла верующим пройти процедуру регистрации [Хомушку, 1988а: 28]. В связи с этим можно сказать, что в то время ведение религиозными объединениями миссионерской деятельности не представлялось возможным.
С 1995 по 2011 г. православные приходы РТ были в ведении Абаканской и Кызыл-ской епархии Республики Хакасия (ныне — Абаканская епархия). Настоятели Свято-Троицкого храма Кызыла назначались благочинными Тувы. Отмечено, что в Туве на 1 января 1995 г. функционировало три православных прихода [Государственно-церковные отношения..., 1996: 246], а по данным 1999 г., действовали два православных объединения [Хомушку, 2000: 27]. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. православные приходы не вели миссионерскую деятельность среди тувинцев, в отличие от протестантских общин. Об Иисусе Христе активно свидетельствовали протестантские объединения (пятидесятники, баптисты, Свидетели Иеговы, Южнокорейская церковь Сун Бок Ым и др.) [Атлас современной., 2005: 310; Монгуш, 2012: 58-70]. В связи с этим в тувинской науке есть немало научных работ, посвященных изучению протестантизма в Туве [Хомушку, 1998б; Мышлявцев, Юша, 2002; Монгуш, 2012; 2015].
Результаты исследования
В наши дни православная миссионерская деятельность в республике ведется и имеет некоторые результаты в связи с учреждением отдельной епархии, история образования которой рассматривается в данной статье.
С 29 по 31 августа 2011 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Абаканскую и Кызылскую епархию Республики Хакасия, к которой относились и православные приходы РТ [Юбилейная отчетная., 2019]. Архиепископ Абаканский и Кызыл-ский Ионафан (Игорь Васильевич Цветков) на официальной встрече обратился к владыке с просьбой о создании в РТ самостоятельной епархии.
Патриарх Кирилл посетил Туву 31 августа 2011 г. Его интересовало положение православия и устроенность церковной жизни в республике, являющейся с 1944 г. (с момента вхождения ТНР в состав СССР) канонической территорией Русской православной церкви. Правительство РТ готовилось к этому событию, отправив предстоятелю Русской православной церкви приглашение с просьбой совершить архипастырский визит в Туву в честь 100-летия освящения первого на ее территории православного хра-
ма, построенного в 1911 г. в поселке (ныне — городе) Туране. К его приезду в столице республики Кызыле был построен новый (ныне — кафедральный) собор, названный в честь Воскресения Христова (рис. 1-2).
Рис. 1. Воскресенский кафедральный собор Кызыла. Фото 2019 г.
Рис. 2. Интерьер Воскресенского кафедрального собора Кызыла. Фото 2019 г.
Его святейшество провел церемонию освящения Воскресенского собора и одобрил предложение архиепископа Ионафана учредить в республике отдельную епархию [ГА РТ. Ф. П-392. Оп. 1. Ед. хр. 30, 31] (рис. 3). Глава Тувы Ш. В. Кара-оол в честь знаменательного события, по благословению его святейшества, подарил архиепископу Ионафану православный крест [ГА РТ. Ф. П-392. Оп. 1. Ед. хр. 33] (см. рис. 4). Сегодня крест расположен в алтаре главного храма Кызыльской епархии (см. рис. 5-6). На официальной встрече Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и V Камбы-ламы РТ Тензина Цультима (Николая Бугажиковича Куулара) была высказана идея создания Буддийско-православного межрелигиозного совета, который незамедлительно был создан с целью обеспечения и поддержания межрелигиозного и межконфессионального согласия в РТ [ГА РТ. Ф. П-392. Оп. 1. Ед. хр. 32] (см. рис. 7).
Рис. 3. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и глава Республики Тыва Ш. В. Кара-оол.
Кызыл, 2011 г-. [ГА РТ. Ф. П-392. Оп. 1. Ед. хр. 31]
По итогам заседаний Священного синода Русской православной церкви Московского патриархата, состоявшихся 5-6 октября 2011 г., было принято решение об образовании Кызыльской епархии в Республике Тыва путем выделения ее из состава Абаканской епархии. Епархиальным архиереям Кызыльской и Абаканской епархий присвоили титулы «Кызыльский и Тывинский» и «Абаканский и Хакасский» [Об устроении Церковной жизни., 2011].
Управление новообразованной Кызыльской епархии было передано Феофану (Алексею Илларионовичу Киму), бывшему игумену, клирику Абаканской епархии [О замещении вакантной кафедры., 2011]. В августе 2011 г. он приезжал в Туву в качестве со-
провождающего патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 13 ноября 2011 г. архиепископ Кызыльский и Тывинский Феофан совместно с архиепископом Абаканским и Хакасским Ионафаном совершил первую литургию в Воскресенском кафедральном соборе в Кызыле (см. рис. 8).
Рис. 4. Глава Республики Тыва Ш. В. Кара-оол преподносит патриарху Московскому и всея Руси Кириллу православный крест Кызыл, 2011 г. [ГА РТ. Ф. П-392. Оп. 1. Ед. хр. 33]
Рис. 5. Лицевая сторона православного креста, преподнесенного патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
Рис. 6. Оборотная сторона православного креста, преподнесенного патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
На наш взгляд, выбор патриарха Кирилла неслучайно пал на игумена Феофана. Возможно, по его мнению, он, являясь по национальности корейцем, мог бы быть близок к местному населению и вызывать у них доверие, а также понять их восточную культуру и менталитет. Епископ Феофан, став руководителем Кызыльской епархии, начал интегрироваться в тувинскую среду, интересоваться родным языком и традиционной культурой тувинцев.
В 2012 г. архиепископ Феофан в интервью православному журналу «Нескучный сад» говорил: «.300 лет назад великие святители — просветители Сибири проповедовали соседним народам хакасам и алтайцам. А методы проповеди — они всегда одинаковые (при осуществлении миссионерской деятельности. — А. М.) прежде всего (важна. — А. М.) любовь к этому народу, желание им послужить, поделиться истиной Воскресенья, поделиться любовью. (В этом случае. — А. М.) думаю, что они должны откликнуться. И я бы не стал говорить о какой-то особенной невосприимчивости тувинцев к христианству. Просто здесь почти никогда не велась миссионерская деятельность» [Степанова, 2012: 29]. В связи с этим в декабре 2013 г. он принял решение о том, что священники и миссионеры Кызыльской епархии обязаны учить тувинский язык. Феофан высказывал на благо и на перспективу деятельности епархии интересные идеи по привлечению коренного и преобладающего населения республики — тувинцев в православие: использование передвижного храма-юрты, «воцерковление» горлового пения и строительство храма в восточном стиле [Степанова, 2012: 29]. Так, 26 мая 2020 г. в селе Тер-лиг-Хая Кызылского кожууна РТ установили Храм-юрту в честь Богоявления. Такая политика Русской православной церкви связана с тем, что активная миграция с пределов республики и без того немногочисленного русского населения не будет в будущем способствовать развитию православных общин, приходов и функционированию Кызыльской епархии в целом.
Рис. 7. Святейший патриарх Кирилл и Камбы-лама Республики Тыва Тензин Цультим. Кызыл, 2011 г. [ГА РТ. Ф. П-392. Оп. 1. Ед. хр. 32]
4 апреля 2019 г. Феофана назначили архиепископом новообразованной Корейской епархии, оставив временное управление Кызыльской епархией до назначения ее нового руководителя. В постановлении Священного синода говорилось: «Преосвященным Корейским быть архиепископу Кызыльскому и Тывинскому Феофану, поручив ему временное управление Кызыльской епархией» [О замещении вакантной кафедры., 2019].
В 2011 г., когда только учреждали Кызыльскую епархию, в православных приходах Тувы службу несли четыре священника [Степанова, 2012: 28]. В 2019 г. кадровый состав епархии состоял из девяти священников, четырех диаконов, одного монаха и одной монахини [ПМА № 1]. За 8 лет количество штатных единиц епархии возросло в 3,7 раза. Несмотря на это, в епархии приходов больше, чем епархиального духовенства. В регионе по сей день сохраняется проблема нехватки священнослужителей и миссионеров, которые справлялись бы с богослужениями и требами на уже существующих приходах.
На 30 декабря 2019 г. Кызыльская епархия имела 18 зарегистрированных и три незарегистрированных прихода. Если до учреждения епархии действовало 4 православные религиозные организации, которые относились Абаканской и Кызылской епархии Республики Хакасия, то после ее образования с 2011 по 2019 г. в Министерстве юстиции РФ зарегистрировалось 14 православных объединений [Религиозные организации., 2012; Информация о зарегистрированных., 2019]. Численность приходов за 8 лет увеличилась в 4,5 раза. Они расположены в двух городах республиканского значения (городских округах), а также в городах, поселках и селах муниципальных кожуунов (районов) Республики Тыва (см. рис. 8).
Расположение зарегистрированных православных приходов по административно-территориальному делению Республики Тыва
Города и кожууны республики Названия приходов
Четыре прихода в Кызыле (город республиканского значения) Приход Воскресенского кафедрального собора г. Кызыла РТ Кызыльской епархии (КЕ) Русской православной церкви Московского париархата (РПЦ МП); Приход Свято-Троицкого храма г. Кызыла РТ КЕ РПЦ МП; Приход храма блаженной Ксении Петербургской г. Кызыла РТ КЕ РПЦ МП; Приход храма (храма-часовни) во имя святого великомученика Георгия Победоносца г. Кызыла РТ КЕ РПЦ МП
Один приход в Ак-Довураке (город республиканского значения) Приход храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Ак-Довурака РТ КЕ РПЦ МП
Два прихода в Пий-Хемском кожууне Приход храма святителя Иннокентия Иркутского г. Турана РТ КЕ РПЦ МП; Приход храма Иоанна Предтечи с. Суш Пий-Хемского кожууна РТ КЕ РПЦ МП
Один приход в Улуг-Хемском кожууне Приход храма в честь преподобного Сергия Радонежского г. Шагонара РТ КЕ РПЦ МП
Один приход в Дзун-Хемчик-ском кожууне Приход храма Воздвижения Креста Господня г. Чадана РТ КЕ РПЦ МП
Три прихода в Кызылском кожууне Приход храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла пос. Чер-би Кызылского кожууна РТ КЕ РПЦ МП; Приход храма во имя святого преподобного Макария Алтайского с. Усть-Элегест Кызылского кожууна РТ КЕ РПЦ МП; Приход храма Смоленской иконы Божьей Матери пос. Сукпак Кызылского кожууна РТ КЕ РПЦ МП
Один приход в Чеди-Хольском кожууне Приход храма святых царственных страстотерпцев пос. Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна РТ КЕ РПЦ МП
o
fNI
0
<~n
TO
1
S s
I
g
o o o c
E a
TO CQ
£
-a §
§ &
CD 2 I
CQ TO
5
o
CQ
TO £
OD
U S Q_
Окончание таблицы
Города и кожууны республики Названия приходов
Два прихода в Тандынском кожууне Приход храма святителя Никиты Новгородского с. Бай-Хаак Тандынского кожууна РТ КЕ РПЦ МП; Приход храма равноапостольного князя Владимира с. Балгазын Тандынского кожууна РТ КЕ РПЦ МП
Два прихода в Каа-Хемском кожууне Приход храма Казанской иконы Божьей Матери с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна РТ КЕ РПЦ МП; Приход храма святителя Николая Чудотворца с. Бурен-Бай-Хаак Каа-Хем-ского кожууна РТ КЕ РПЦ МП
Один приход в Тоджинском кожууне Приход храма преподобных Сергия и Германа Валаамских с. Тоора-Хем То-джинского кожууна РТ КЕ РПЦ МП
Следует отметить, что некоторые православные общины в реестре Министерства юстиции РФ зарегистрированы как приходы, действующие при храмах, хотя их строительство еще не велось. Православные приходы в основном сконцентрированы в местах проживания русскоязычного населения — центральных и восточных районах Республики Тыва. Тувинцы, проживающие в этих районах и тесно общающиеся с русскими, наиболее подвержены миссионерскому влиянию. В южных и западных районах республики русское население отсутствует, поэтому православные объединения здесь не зарегистрированы, за исключением двух городов в Западной Туве — Чадана и Ак-Дову-рака. Также в ведении Тувинской епархии находятся три храма при исправительных учреждениях: храм святителя Николая Чудотворца при исправительной колонии № 1 УФСИН по РТ в Кызыле; храм в честь Собора Двенадцати апостолов при лечебном исправительном учреждении № 2 УФСИН по РТ в Шагонаре Улуг-Хемского кожууна; храм преподобного Серафима Саровского при исправительной колонии № 4 УФСИН по РТ в Шагонаре Улуг-Хемского кожууна.
В Кызыле при Кызыльском епархиальном управлении есть Домовый храм в честь преподобного Феофана Исповедника, епископа Никейского, а при Свято-Троицком храме — Свято-Духов храм. В Туране в составе храмового комплекса располагается Князь-Владимирский храм с нижним храмом в честь святой мученицы Галины. В с. Ильинка Каа-Хемского кожууна есть храм-вагон в честь святителя Митрофана Воронежского. Все эти храмы не указаны в ведомственном реестре некоммерческих организаций Министерства юстиции РФ.
На попечении Кызыльской епархии в Кызыле находятся:
— часовня в честь Иверской иконы Божией Матери рядом с Воскресенским кафедральным собором;
— домовая часовня в Республиканском онкологическом диспансере в честь святителя Луки (архиепископа Симферопольского и Крымского (в миру Валентина Войно-Ясенецкого), российского и советского хирурга, профессора, доктора медицинских наук);
— часовня в честь всех святых, расположенная на территории городского кладбища, где есть храм блаженной Ксении Петербургской;
— молитвенные комнаты в домах-интернатах для престарелых.
Структурными единицами Кызыльской епархии являются отделы, обеспечивающие епархиальное управление. За 2012-2015 гг. созданы 8 отделов, отвечающих за религиозное образование и катехизацию, миссионерскую деятельность, духовно-нравственное развитие молодежи, социальную работу, взаимодействие с вооруженными силами и правоохранительными органами, тюремное служение, дела, связанные со старообрядчеством, взаимодействие с государственными и общественными организациями и информационно-просветительское обеспечение.
Миссионерский отдел Кызыльской епархии создан в 2012 г. Его первым руководителем до 2013 г. был иеромонах Ефрем (Андрей Михайлович Калинин), выпускник школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе МП РПЦ, уроженец Новгорода. С 2014 г. епархиальные миссионерский и молодежный отделы возглавляет Антоний Игоревич Дулевич, представитель православного миссионерского движения пророка Даниила, уроженец Воронежа. В Туву он приехал в 2013 г., узнав от Георгия Валерьевича Максимова, священника Русской православной церкви, клирика московского храма преподобного Сергия Радонежского, что в РТ образована новая епархия и нужны сотрудники для развития миссионерской деятельности [ПМА № 2]. На сегодняшний день на состояние православия в Туве, наряду с другими факторами, влияет его активность, энергичность, харизматичность, преданность делу, которым он ведает.
В результате изучения и анализа деятельности местной епархии выявлено, что увеличению количества православных общин в Туве, кроме богослужений, способствует системное осуществление православной миссии. Местные и приезжие миссионеры проводят уличную и квартирную миссии, совершают выезды во все районы республики с проповедью или миссионерским благотворительным концертом. Епархиальное духовенство регулярно участвует в различных встречах и собраниях, проводит беседы о православии для различных групп и слоев населения региона. Кроме миссионерской работы, большое внимание уделяется развитию православных общин и устроенности церковной жизни в приходах. В течение 8 лет на территории республики активно строятся храмы и часовни. Епархия постоянно проводит встречи и библейские занятия для православных тувинцев, а также обучает миссионерской деятельности желающих прихожан. Самым активным тувинским миссионерам-помощникам выплачиваются денежные поощрения — стипендии. Из числа новообращенных христиан многодетным матерям-одиночкам оказывается денежная материальная помощь. В некоторых храмах работает воскресная школа, где детей обучают основам православной веры, церковному пению и рукоделию. В том числе служители епархии регулярно приглашают миссионеров из разных российских городов и курируют их миссионерскую деятельность на территории Тувы.
В Сибири при поддержке синодальных молодежного и миссионерского отделов Московского патриархата проводятся миссионерские конференции, форумы, съезды, слеты и круглые столы. Одним из таких мероприятий является Миссионерский съезд православной молодежи Сибири, который ежегодно проводится Кызыльской епархией в Республике Тыва.
В 2015 г. руководитель миссионерского и молодежного отделов Кызыльской епархии Антоний Дулевич стал обладателем двух грантов Международного конкурса «Православная инициатива 2014-2015», одержав победу по направлению «образова-
ние и воспитание». В данном конкурсе его первый грант «Молодежное миссионерское путешествие в Туву» относился к числу приоритетных, поскольку цель проекта обозначена как «формирование правильного отношения к миссионерской деятельности у активной молодёжи сибирских епархий», и подходил основной цели конкурса — «поддержка гражданской инициативы в обществе, поощрение творческих и активных людей к практической созидательной деятельности, направленной на благо ближнего, на сохранение и укрепление культурно-нравственных традиций» [Архив документов., 2014-2015]. Вторым грантом «Переносной храм-шатёр» предусматривалось «окормление православного населения в общинах, не имеющих храмов, и знакомство с православием местного населения» [Архив документов., 2014-2015]. Данный проект связан и с первым грантом, поскольку храм-шатер используется при осуществлении миссионерского съезда православной молодежи во время миссионерской экспедиции в районы Тувы.
По проекту «Молодёжное миссионерское путешествие в Туву» предполагается проведение в Туве ежегодного недельного съезда миссионеров — руководителей миссионерских и молодежных отделов и православной молодежи — из сибирских епархий. В первой, теоретической, части миссионерского съезда, обычно один-два дня, в воскресной школе Воскресенского кафедрального собора проводится церемония открытия съезда с участием архиепископа Феофана, а также лекции и занятия на темы, касающиеся миссионерской деятельности, миссионерского служения молодежи и об опыте проповеди миссионеров-святителей среди сибирских иноверных народов — алтайцев, хакасов, шорцев, чулымцев и т. д. Во второй, практической, части съезда (4-7 дней) проводится миссионерская экспедиция в одном из районов Тувы, где участники практикуют знания, полученные на теоретических занятиях и мастер-классах. По программе, кроме богослужений и молитв, а также теоретических и практических занятий, предусматривается культурная программа для гостей с целью ознакомления их с историей и культурой тувинского народа: посещение Национального музея Республики Тыва, Центра развития традиционной тувинской культуры и развития традиционных ремесел, этнокультурного юрточного комплекса «Алдын-Булак» [ПМА № 2].
За 2015-2019 гг. в Туве Кызыльской епархией проведено пять миссионерских съездов православной молодежи Сибири. Количество участников съезда в год — 20-30 человек. Особенностью данных съездов является то, что, даже если мероприятие ориентировано на православную молодежь, его участниками в основном являются люди, переступившие данную возрастную категорию. Миссионеры приезжают из таких сибирских городов, как Абакан, Кемерово, Иркутск, Томск, Красноярск, Новосибирск, Чита, Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск и др. Активное участие в съезде принимают специальные гости из миссионерских движений и центров Москвы. За пять лет были совершены миссионерские экспедиции в Тандынский, Эрзинский, Каа-Хемский и Улуг-Хем-ский кожууны Республики Тыва [ПМА № 2]. Для организаторов съезда — миссионерского отдела Кызыльской епархии — мероприятие является одной из форм осуществления в Туве миссионерской деятельности, а для гостей-участников — одной из площадок для обмена опытом миссионерского служения и, особенно, приобретения ими навыков ведения проповеди в иноязычной и иноверческой среде.
Информация о деятельности Кызыльской епархии широко представлена в медийном пространстве. Все события епархии регулярно размещаются на ее официальных сайтах (pravtuva.ru, missotdeltuva.cerkov.ru) и на страницах таких социальных сетей, как «Вконтакте» и «Instagram». Видеоматериалы на русском и тувинском языках доступны в международном видеохостинге «YouTube» на каналах «Mission Life», «Мээн чудулгем» («Моя вера») и «Православие в Центре Азии». Например, загружены интервью представителей епархии с православными тувинцами, которые были показаны в телепередаче «Путь к Богу» одного из местных телеканалов.
В 2011 г. в свет вышел «Ыдыктыг Библия» — полный перевод Библии на тувинский язык, который имеет важное значение для тувинцев-христиан. Его изданием в течение 20 лет занималась тувинская переводческая группа во главе со специалистами Института перевода Библии — ведущей российской научной организации по переводу Библии. Л. С. Мижит, филологический редактор перевода, по этому поводу пишет: «Из всего огромного количества народов мира тувинцы входят в число тех народов, которые имеют Библию на своем родном языке. На сегодняшний день только 6 автохтонных народов Российской Федерации, не считая русского, имеют полный текст Библии на родном языке: крымско-татарский, татарский, тувинский, удмуртский, чеченский и чувашский» [Мижит, 2016: 142].
С 2013 г. Кызыльская епархия каждый месяц выпускает газету «Вестник Кызыльской епархии», которая освещает события и актуальные вопросы, касающиеся жизни православных приходов, на русском и тувинском языках и знакомит прихожан с выдержками из святоотеческого учения и работами современных авторов. В 2018 г. издан миссионерский журнал «Православные жители Тувы о вере», в котором прихожане рассказывают о том, как они обрели православную веру. Анализ содержания журнала подтверждает, что на сегодняшний день в православие переходят в основном тувинцы-протестанты. Из 14 участников интервью 11 человек — тувинцы, двое — метисы, один представитель другой национальности. 7 из 11 респондентов тувинской национальности рассказали интервьюерам, что ранее ходили в протестантские религиозные объединения.
В 2014 г. был переиздан перевод Библии для детей «Библиядан чуруктарлыг чугаа-лар», первый выпуск которого состоялось в 2001 г. Также миссионеры епархии переводят на тувинский язык тексты для богослужения. Например, в 2019 г. издана брошюра с огласительными беседами «Ыдыктыг Крещение хулээр бертинде беседалар» («Беседы перед принятием Святого Крещения»).
По словам Антония Дулевича, руководителя миссионерского и молодежного отделов Кызыльской епархии, в год таинство крещения проходят от 30 до 60 тувинцев [ПМА № 2]. В лекции «Миссия в Туве», прочитанной им в 2019 г. в православном молодежном миссионерском центре «Атриум» (Москва) и размещенной на официальном сайте центра и канале в «YouTube», говорится, что переломным моментом в успешности проповеди и преодолении таких устойчивых стереотипов среди тувинцев, как «православие для русских» и «Иисус Христос — русский Бог», стала организация тувинской православной общины по инициативе архиепископа Феофана. В своем выступлении, перед озвучиванием количества воцерковленных тувинцев, он говорит: «Когда они приходили в храм и видели своих соотечественников — тувинцев, им проще было тя-
нуться к Богу. И эта семья тувинских христиан по-тихонечку растет» [Миссия в Туве., 2019]. В итоговом отчете, опубликованном на сайте missotdeltuva.cerkov.ru под названием «Итоги миссии в Туве в 2019 году», в пункте ««Оглашение и крещение тувинцев» пишется, что в 2019 г. крещение приняли 38 человек (32 взрослых, 6 детей). При этом отмечается, что на тот момент к таинству крещения готовились 17 человек [О миссии в Туве., 2019]. Принцип оглашения построен таким образом, что перед принятием крещения проведение с тувинцами формальных двух-пяти бесед недостаточно. С будущим членом паствы проводят беседы, он постепенно вливается в общину, и главным критерием того, что он может креститься, является его участие в богослужениях [Миссия в Туве., 2019]. Средняя продолжительность проведения огласительных бесед — 1,5 месяца. Занятия с желающими креститься проводятся на русском и тувинском языках [О миссии в Туве., 2019].
Примечательно, что с января 2019 г. по субботам в Воскресенском кафедральном соборе богослужение проводится и на тувинском языке. В июне-августе 2019 г. (по личным наблюдениям автора) на воскресные богослужения собора приходили от 70 до 100 человек. В процентном соотношении русских прихожан было 77-80%, тувинцев — 2023%. Было замечено, что на богослужениях в основном присутствуют одни и те же тувинцы. Это постоянные представители (основной костяк) тувинской православной общины. По исследовательским работам Алексея Паркачева, кандидата богословия, священника Воскресенского кафедрального собора, руководителя информационного отдела Кызыльской епархии, можно узнать, что «многие тувинцы, принявшие православие, ранее были протестантами» и «протестанты сыграли важную роль в процессе христианизации Тувы» [Паркачев, 2017: 107].
Заключение
Таким образом, с образованием в 2011 г. Кызыльской епархии начался новый этап развития православия и православной миссии в РТ. За 8 лет существования и активной деятельности епархии увеличилось количество православных священнослужителей и приходов. На сегодняшний день на территории Тувы развернута работа по строительству храмов и налаживанию приходской церковной жизни. В результате миссионерской деятельности наблюдается незначительный, но все же рост крещеных тувинцев. Тувинская православная община, получившая за последние годы определенное развитие, пополняется за счет тувинцев-протестантов, которые ранее были знакомы с основами христианства и получили вероисповедный опыт. Возможно, им легче переходить в православие, чем тувинцам, являющимися буддистами и шаманистами. Тем не менее, православие, являясь одной из официальных религий республики, не занимает прочного положения среди коренного населения республики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Архив документов конкурса «Православная инициатива 2014-2015». URL: http:// www.pravkonkurs.ru/documents/archive2014-2015.php (дата обращения: 10.08. 2019).
Атлас современной религиозной жизни России. Т. 1 / отв. ред. М. Бурдо, С. Филатов. М. ; СПб. : Летний сад, 2005. 621 с.
Бадмаев А. А., Адыгбай Ч. О., Бурнаков В. А., Маншеев Д. М. Протестантизм и народы Южной Сибири: история и современность. Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2006. 168 с.
Внутренняя жизнь и внешняя деятельность РПЦ с 2009 года и по 2019 год // Юбилейная отчетная статья, посвященная десятилетию Поместного собора 2009 г. и избрания на нем патриарха Московского и всея Руси Кирилла. URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/5359105.html (дата обращения: 10.07.2019).
Всероссийская перепись населения (2010). URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 03.04.2020).
Государственно-церковные отношения в России: опыт прошлого и современное состояние / Л. А. Баширов, Ю. Е. Григорьева. Ю. М. Дегтярев ; отв. ред. Ф. Г. Овсиенко. М. : Люберецкая типография, 1996. 252 с.
Государственный архив Республики Тыва. Ф 392. Оп. 1. Д. 30-33.
Дементьев В. Становление православия в Туве. Кызыл, 2011. 12 с.
Об устроении Церковной жизни в Республике Тыва // Журнал Московской патриархии (официальная хроника). № 102. URL: http://www-old.srcc.msu.ru/bib_roc_2012/ jmp/11/11-11/02.html (дата обращения: 15.07.2019).
О замещении вакантной кафедры новообразованной епархии в Республике Тыва // Журнал Московской патриархии (официальная хроника) № 112. URL: http://www-old. srcc.msu.ru/bib_roc_2012/jmp/11/11-11/02.html (дата обращения: 15.07.2019).
О замещении вакантной кафедры Корейской епархии (Патриарший экзархат Юго-Восточной Азии) // Журнал Московской патриархии (официальная хроника). № 27. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5404829.html (дата обращения: 10.01.2020).
Информация о зарегистрированных религиозных организациях в Республике Тыва по состоянию на 30.12.2019 // Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 30.12.2019).
Мижит Л. С. Перевод Библии на тувинский язык: обогащение лексического состава тувинского литературного языка // Родной язык: лингвистический журнал. 2016. № 1 (4). С. 141-155.
Миссия в Туве // Православный молодежный Центр «Атриум» представляет ТВ для миссии и о миссии. URL: https://www.youtube.com/watch?v=BzjXJ9VR5SI https://www. youtube.com/user/Atrium8701/videos (дата обращения: 10.01.2020).
Моллеров Н. М. Общины евангельских христиан-баптистов в Тувинской Народной Республике (1926-1932 гг.) // Новые исследования Тувы. 2019. № 1. С. 16-28.
Монгуш М. В. Деятельность нетрадиционных конфессий в Туве: 1990-2010 // Новые исследования Тувы. 2012. № 1. С. 58-70.
Монгуш М. В. Христианские общины Тувы: краткий очерк // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. 2015. № 8. С. 159-175.
Мышлявцев Б. А., Юша Ж. М. Протестантизм и его влияние на этнические процессы в современной Туве // Проблемы межэтнического взаимодействия народов Сибири. Новосибирск, 2002. С. 96-104.
О международном открытом грантовом конкурсе «Православная инициатива». URL: http://www.pravkonkurs.ru/about-the-competition/ (дата обращения: 10.01.2020).
О миссии в Туве в 2019 году // Итоговый отчет миссионерского отдела Кызыльской епархии за 2019 г. URL: http://misotdeltuva.cerkov.ru/2019/12/31/itogi-missii-v-tuve-v-2019-godu/ (дата обращения: 10.01.2020).
Паркачев А. Л., Письменная Т. Г. Современное положение христианства в Республике Тува // Северный Кавказ: проблемы и перспективы развития этноконфессональных отношений : материалы III Всероссийской научной конференции / под ред. Т. Г. Письменной, А. Н. Рябикова. Славянск-на-Кубани, 2017. С. 103-107.
Полевой материал автора (ПМА). Интервью с Алексеем Леонидовичем Паркачевым, 1989 г. р. Запись № 1 2019 г.
ПМА. Интервью с Антонием Игоревичем Дулевичем, 1988 г. р. Запись № 2 2019 г.
Религиозные организации, зарегистрированные в ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления по состоянию на 01.04.2012 // Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации. URL: https://to17.minjust.ru/ ru/materialy-territorialnyh-organov/spisok-religioznyh-organizaciy-na-01042012 (дата обращения: 01.08.2019).
Степанова Е. Православная Тува: храм-юрта и горловое пение // Нескучный сад: журнал о православной жизни. 2012. № 10. С. 24-31.
Стороженко А. А. Старообрядчество Тувы во второй половине XIX — первой четверти XX вв. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кызыл, 2004. 23 с.
Татаринцева М. П., Моллеров Н. М. Русские в Туве (конец XIX — первая половина XX в.): История. Этнография. Культура. Новосибирск : Наука, 201б. 29б с.
Татаринцева М. П. Старообрядцы в Туве: историко-этнографический очерк. Новосибирск : Наука, 200б. 21б с.
Хомушку О. М. К характеристике религиозной ситуации в Республике Тыва // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2000. № 24. 1бб с.
Хомушку О. М. Особенности государственно-церковных отношений в Туве (19441990 гг.) // Круг знания: Научно-информационный сборник. 1998а. № 1. С. 24-28.
Хомушку О. М. Протестантские организации в Туве: современное состояние // Протестантизм в Сибири : материалы Международной научной конференции (Омск, 2б-28 мая 1998 г.). Омск, 1998б. 19б с.
Численность населения на 1 января 2019 года / Красноярскстат. URL: https://krasstat. gks.ru/news/document/48935? print=1 (дата обращения: 01.08.2019).
REFERENCES
Arkhiv dokumentov konkursa "Pravoslavnaia initsiativa 2014-2015" [Document archive of the contest "Orthodox initiative 2014-2015"]. URL: http://www.pravkonkurs.ru/documents/ archive2014-2015.php (accessed August 10, 2019) (in Russian).
Atlas sovremennoi religioznoi zhizni Rossii. T. 1. [Atlas of modern religious life in Russia]. Ex. ed. M. Burdo. S. Filatov. Moscow; Saint-Petersburg: Letnii sad, 2005, б21 s. (in Russian).
Badmaev A. A, Adygbai Ch.O, Burnakov V. A, Mansheev D. M. Protestantizm i narody Iuzhnoi Sibiri: istoriia i sovremennost' [Protestantism and the peoples of Southern Siberia:
history and modernity]. Novosibirsk: Izd-vo In-ta arkheologii i etnografii SO RAN, 2006, 168 s. (in Russian).
Vnutrenniaia zhizn' i vneshniaia deiatel'nost'RPTs s 2009goda ipo 2019god [The internal life and external activity of the Russian Orthodox Church between 2009 and 2019]. Iubile-inaia otchetnaia stat'ia, posviashchennaia desiatiletiiu Pomestnogo sobora 2009 g. i izbrani-ia na nem patriarkha Moskovskogo i vseia Rusi Kirilla [Anniversary report article dedicated to the tenth anniversary of the Local Council in 2009 and the election of Patriarch Kirill of Moscow and all Russia]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5359105.html (accessed July 10, 2019) (in Russian).
Vserossijskaya perepis' naseleniya (2010) [All-Russian population census] URL: https://www. gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (access date: 03.04.2020) (in Russian).
Gosudarstvenno-Tserkovnye otnosheniia v Rossii: opyt proshlogo i sovremennoe sostoianie [State-Church relations in Russia: past experience and modern state]. L. A. Bashirov., Iu. E. Grigor'eva. Iu. M. Degtiarev; ex. ed. F. G. Ovsienko. Moscow: Liuberetskaia tipografiia, 1996, 252 s. (in Russian).
Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Tyva [State archive of the Republic of Tuva]. Fund 392. Inventory 1. Fol. 30, 32, 33 (in Russian).
Dement'ev V. Stanovleniepravoslaviia v Tuve [Formation of Orthodoxy in Tuva]. Kyzyl, 2011, 12 s. (in Russian).
Zhurnal no. 102. Ob ustroenii Tserkovnoi zhizni v Respublike Tyva [Journal no. 102. On the organization of Church life in the Republic of Tuva]. ZhurnalMoskovskoipatriarkhii (ofitsial'naia khronika) [Journal of the Moscow Patriarchate (official chronicle)]. URL: http://www-old.srcc. msu.ru/bib_roc_2012/jmp/11/11-11/02.html (accessed July 15, 2019) (in Russian).
Zhurnal no.112. O zameshchenii vakantnoi kafedry novoobrazovannoi eparkhii v Respublike Tyva [Journal no. 112. On the replacement the vacant chair of the newly formed diocese in the Republic of Tuva]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii (ofitsial'naia khronika) [Journal of the Moscow Patriarchate (official chronicle)]. URL: http://www-old.srcc.msu.ru/ bib_roc_2012/jmp/11/11-11/02.html (accessed July 15, 2019) (in Russian).
Zhurnal no.27. O zameshchenii vakantnoi kafedry Koreiskoi eparkhii (Patriarshii ekzarkhat Iugo-Vostochnoi Azii) [Journal no. 27. On the replacement the vacant chair of the Korean diocese (Patriarchal Exarchate of South-East Asia)]. Zhurnal Moskovskoi patriarkhii (ofitsial'naia khronika) [Journal of the Moscow Patriarchate (official chronicle)]. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/5404829.html (accessed January 10, 2020) (in Russian).
Informatsiia o zaregistrirovannykh religioznykh organizatsiiakh v Respublike Tyva po sostoianiiu na 30.12.2019 g. [Information on registered religious organizations in the Republic of Tuva as at 30.12.2019]. Informatsionnyi portal Ministerstva iustitsii Rossiiskoi Federatsii [Information portal of the Ministry of justice of the Russian Federation]. URL: http://unro. minjust.ru/NKOs.aspx (accessed December 30, 2020) (in Russian).
Mizhit L. S. Perevod Biblii na tuvinskii iazyk: obogashchenie leksicheskogo sostava tuvinskogo literaturnogo iazyka [The Tuvan Bible translation and the lexical enrichment of the Tuvan literary language]. Rodnoi iazyk: lingvisticheskii zhurnal [Rodnoy Yazyk (Mother Tongue). Linguistic Journal]. 2016, no. 1 (4). S. 141-155 (in Russian).
Missiia v Tuve [Mission in Tuva]. Pravoslavnyi molodezhnyi Tsentr "Atrium" predstavliaet TV dlia missii i o missii [Orthodox youth Center "Atrium" presents TV for the mission and about the mission]. URL: https://www.youtube.com/user/Atrium8701/videos (Accessed January 10, 2020) (in Russian).
Mollerov N. M. Obshchiny evangel'skikh khristian-baptistov v Tuvinskoi Narodnoi Respublike (1926-1932 gg.) [Communities of Evangelical Christian Baptists in the Tuva People's Republic (1926-1932)]. Novye issledovaniia Tuvy [The new research of Tuva]. 2019, no. 1. S. 16-28 (in Russian).
Mongush M. V. Deiatel'nost' netraditsionnykh konfessii v Tuve: 1990-2010 [Activities of nontraditional confessions in Tuva: 1990-2010]. Novye issledovaniia Tuvy [The new research of Tuva]. 2012, no. 1. S. 58-70 (in Russian).
Mongush M. V. Khristianskie obshchiny Tuvy: kratkii ocherk [Christian communities of Tuva: a brief essay]. Mirovozzrenie naseleniia Iuzhnoi Sibiri i Tsentral'noi Azii v istoricheskoi retrospective [Worldview of the population of Southern Siberia and Central Asia from historical retrospect], 2015, no.8. S. 159-175 (in Russian).
Myshliavtsev B. A., Iusha Zh. M. Protestantizm i ego vliianie na etnicheskie protsessy v sovremennoi Tuve [Protestantism and its influence on ethnic processes in modern Tuva]. Problemy mezhetnicheskogo vzaimodeistviia narodov Sibiri [Problems of interethnic interaction of the peoples of Siberia]. Novosibirsk, 2002. S. 96-104 (in Russian).
O mezhdunarodnom otkrytom grantovom konkurse "Pravoslavnaia initsiativa" [About the international open grant competition "Orthodox initiative"]. URL: http://pravkonkurs.ru/ about-the-competition/ (accessed January 10, 2020) (in Russian).
O missii v Tuve v 2019 godu [About the mission in Tuva in 2019]. Itogovyi otchet missionesrkogo otdela Kyzylskoi eparkhii za 2019 g. [Final report of the mission Department of the Kyzyl eparchy for 2019]. URL: http://misotdeltuva.cerkov.ru/2019/12/31/itogi-missii-v-tuve-v-2019-godu/ (accessed January 10, 2020) (in Russian).
Parkachev A. L., Pis'mennaia T. G. Sovremennoe polozhenie khristianstva v Respublike Tyva [The current development of Christianity in the Tuva Republic]. Severnyi Kavkaz: problemy i perspektivy razvitiia etnokonfessonal'nykh otnoshenii: materialy III Vserossiiskoi nauchnoi konferentsiipod. red.: T. G. Pis'mennoi, A. N. Riabikova [North Caucasus: problems and prospects of development of ethno-confessional relations: proceedings of the III all-Russian scientific conference under ed. T. G. Pismennaya, A. N. Ryabikov]. Filial Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta v g. Slavianske-na-Kubani [Branch of the Kuban state University in Slavyansk-on-Kuban]. Slaviansk-na-Kubani, 2017. S. 103-107 (in Russian).
Polevoi material avtora (PMA) [Author's field material]. Interv'iu s Alekseem Leonidovichem Parkachevym, 1989 g. r. [Interview with Alexey Leonidovich Parkachev, born 1989] Zapis' 2019 g. [Audio file no.1, 2019] (in Russian).
Polevoi material avtora (PMA) [Author's field material]. Interv'iu s Antoniem Igorevichem Dulevichem, 1988 g. r. [Interview with Antony Igorevich Dulevich, born 1988] Zapis' 2019 g. [Audio file no.2, 2019] (in Russian).
Religioznye organizatsii, zaregistrirovannye v vedomstvennom reestre nekommercheskikh organizatsii Upravleniia po sostoianiiu na 01.04.2012 g. [Religious organizations registered in the departmental register of non-profit organizations of the Department as of 01.04.2012].
Informatsionnyi portal Ministerstva iustitsii Rossiiskoi Federatsii [Information portal of the Ministry of justice of the Russian Federation]. URL: https://to17.minjust.ru/ru/materialy-territorialnyh-organov/spisok-religioznyh-organizaciy-na-01042012 (accessed August 01, 2019) (in Russian).
Stepanova E. Pravoslavnaia Tuva: khram-iurta i gorlovoe penie [Orthodox Tuva: Yurt-temple and throat singing]. Neskuchnyi sad: zhurnal opravoslavnoi zhizni [Neskuchny sad: a journal about Orthodox life]. 2012, no. 10. S. 24-31.
Storozhenko A. A. Staroobriadchestvo Tuvy vo vtoroi polovine XIX — pervoi chetverti XX vv.: Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Old Believers of Tuva in the second half of the XIX — first quarter of the XX centuries: Abstract of PhD. Thesis in Historical science]. Kyzyl, 2004, 23 s. (in Russian).
Tatarintseva M. P., Mollerov N. M. Russkie v Tuve (konets XIX — pervaia polovina XX v.): Istoriia. Etnografiia. Kul'tura [Russians in Tuva (late XIX — first half of XX century): History. Ethnography. Culture]. Novosibirsk: Nauka, 2016, 296 s. (in Russian).
Tatarintseva M. P. Staroobriadtsy v Tuve: Istoriko-etnograficheskii ocherk [Old Believers in Tuva: historical and ethnographic essay]. Novosibirsk: Nauka, 2006, 216 s. (in Russian).
Khomushku O. M. K kharakteristike religioznoi situatsii v Respublike Tyva [On the characteristics of the religious situation in the Republic of Tuva]. Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom [State, religion, and Church in Russia and abroad], 2000, no. 24, 166 s. (in Russian).
Khomushku O. M. Osobennosti gosudarstvenno-tserkovnykh otnoshenii v Tuve (19441990 gg.) [Features of state-Church relations in Tuva (1944-1990)]. Krug znaniia: Nauchno-informatsionnyi sbornik [Circle of knowledge: Scientific information collection], 1998a, no. 1. S. 24-28 (in Russian).
Khomushku O. M. Protestantskie organizatsii v Tuve: sovremennoe sostoianie [Protestant organizations in Tuva: current state]. Protestantizm v Sibiri: Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Omsk, 26-28 maia 1998 g.) [Protestantism in Siberia: Proceedings of the international scientific conference (Omsk, 26-28 May 1998)]. Omsk, 1998b. 196 p. (in Russian).
Chislennost'naseleniia na 1 ianvaria 2019goda [Population 1 January 2019]. Krasnoiarskstat [Elektronnyi resurs]. URL: https://krasstat.gks.ru/news/document/48935? print=1 (accessed August 1, 2019) (in Russian).
Статья поступила в редакцию 06.09.2020 Принята к публикации 24.01.2021
Цитирование статьи:
Монгуш А. В. Православие в Республике Тыва на современном этапе // Народы и религии Евразии. 2021. Т. 26, № 1. С. 140-159. Citation:
Mongush A. V. Orthodoxy in the republic of Tuva at the present stage. Nations and religions of Eurasia. 2021. Vol. 26, № 1. P. 140-159.