Научная статья на тему 'Становление православия в Туве'

Становление православия в Туве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
246
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / SIBERIA / УРЯНХАЙСКИЙ КРАЙ / ТУВА / TUVA / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / МИССИОНЕРСТВО / MISSIONARY WORK / РУССКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ / RUSSIAN PEASANT COLONIZATION / ЕНИСЕЙСКАЯ МИССИЯ / THE YENISEI MISSION / URIANKHAYSKII KRAI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чульдум Айлаана Орлановна

В настоящей статье приведён исторический обзор распространения православия в Туве с 1880-х годов, когда начинается русская крестьянская колонизация Тувы. На основании архивных материалов рассматривается миссионерская и просветительская деятельность Русской православной церкви в Усинском пограничном округе, который был основным районом, первоначальной базой крестьянской колонизации Тувы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodoxy Formation in Tuva

An important part of the Russian Orthodox Church activities was and remains missionary to promote its ideas among people of other beliefs. Russian peasant colonization of Tuva began from the 1880s. The main area of the initial peasant colonization of Tuva was Usinskii frontier district. This article presents a historical overview of the Orthodoxy expansion in Tuva as well as educational activities of the Orthodox Church and analyzes the historiography on this subject. The article uses archival materials, most of which are published for the first time.

Текст научной работы на тему «Становление православия в Туве»

УДК 94:21(571.52)

СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ В ТУВЕ

А. О. Чульдум

Научный руководитель — В. Н. Асочакова, доктор исторических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В настоящей статье приведён исторический обзор распространения православия в Туве с 1880-х годов, когда начинается русская крестьянская колонизация Тувы. На основании архивных материалов рассматривается миссионерская и просветительская деятельность Русской православной церкви в Усинском пограничном округе, который был основным районом, первоначальной базой крестьянской колонизации Тувы.

Ключевые слова: Сибирь, Урянхайский край, Тува, православие, Русская православная церковь, миссионерство, русская крестьянская колонизация, Енисейская миссия.

Урянхайский край - историческое название в XIX - начале XX вв. современной территории Тувы. Своё название край получил по устаревшему в наше время одному из именований тувинцев - урянхайцы. Первыми засельщиками Усинского края были жители Минусинского уезда, которые знакомились с богатой пушным зверем и рыбой Усинской долиной во время своих промысловых поездок, сопровождавшихся одновременно и торговыми операциями с тувинцами. Вслед за ними в Урянхайский край потянулись и первые миссионеры, распространявшие среди урянхайцев идеи православия.

Нужно заметить, что на рубеже XIX-XX вв. на территории Сибири действовало восемь миссий. Работа одной из них - Енисейской, была малорезультативной. Основными причинами такой неблагополучной ситуации можно назвать такие, как тяжёлые природные условия, сложная горная местность, недостаточная подготовленность самих миссионеров к своей деятельности, незнание миссионерами урянхайского языка. Потому в целях развития миссионерской деятельности в регионе служители церковного причта прежде всего изучали тувинский язык. Кроме того, они проводили работу по ознакомлению тувинцев с православной культурой, планировали открыть учебные заведения для местного населения и переводить богослужебную литературу на тувинский язык.

Примечательным событием миссионерской жизни Сибири начала XX века стал съезд миссионеров, проходивший в Иркутске с 24 июля по 5 августа 1910 года. В работе съезда приняли участие крупные знатоки сектантства и старообрядчества: В. М. Скворцов, Н. М. Гринякин и отец Д. Александров. На съезде выступил с отчётом протоиерей И. Восторгов, который инспектировал сибирские миссии. В решении съезда, в частности, записано: «Проповедь, обучение, богослужение - одним словом, все виды миссионерского делания должны совершаться на языке, понятном для инородцев, причём миссия как таковая не должна задаваться посторонними целями, но должна стремиться к достижению своей собственной единой и высокой цели - приобрести язычников для Церкви Христовой» [1].

Наряду с положительным, в работе миссий отмечались и недостатки, снижавшие её результативность. Главным из них являлось российское законодательство, которое само поощряло принадлежность людей к другим вероисповеданиям. Вторым препятствием в деятельности миссий была обширность, неустроенность сибирских епархий, малочисленность миссионерских станов, монастырей, неподготовленность самих миссионеров. Третья причина неэффективной деятельности связана с низким уровнем издательского дела и системы образования, в частности, учебных заведений по подготовке миссионеров. Обозначив проблемы, Иркутский съезд наметил и пути их решения: в первую очередь необходимо было укрепить материальную базу миссии, умножить количество церквей, школ и т. д. «Образцом и руководителем» для других духовных миссий Русской православной церкви (РПЦ) была признана Алтайская духовная миссия. Рассматривался вопрос и о заграничных внешних миссиях, в частности, для улучшения работы корейской миссии было решено назначить её начальником самостоятельного епископа.

При обсуждении вопроса о распространении миссии среди монголов и урянхайцев отмечалось, что, н е-смотря на сложившуюся буддийскую традицию этих народов, нужно активи зировать попытки приобщить их к православию. Как свидетельствуют отчёты и дневники миссионеров, результативность их работы была невысокой, так как укоренившейся и «основной» религией этих народов оставался ламаизм с элементами шаманизма.

Самый первый православный храм в Урянхайском крае был построен в посёлке Туран. При постройке храма сразу же возникли трудности, связанные с катастрофической нехваткой денег. В декабре 1909 года из села Верхне-Усинск в Минусинский уезд выехали крестьяне Дмитрий Петеримов и Галактионов для сбора пожертвований на постройку храма Господня в посёлке Туран [2, с. 69].

Храмовая грамота за № 1886 на строительство была выдана Енисейской консисторией 20 мая 1910 года, а уже 16 июня при съезде обывателей из селений Усинского Уюка - как православных, так и старообрядцев -совершено торжественное освящение места закладки храма Господня во имя Святителя Иннокентия, епископа Иркутского. Подрядчиком строительства избрали курского мещанина Семёна Ширяева.

Уже осенью 1911 года храм был освящён, но окончательно не достроен. В декабре в п. Туран были командированы разъездной священник Енисейской епархии Саимуилов и псаломщик Катышев «для временного отправления божественных служб и требований и для ведения бесед с местными раскольниками» [3, л. 72].

Летом 1915 года Урянхай посетил аскизский священник протоиерей Владимир Кузьмин, который совершил поездку по районам края, осмотрел места для церквей и провёл совещания 26 июля и 2 августа. По вопросу об устройстве церковной жизни в Усинско-Урянхайском крае было принято следующее решение: «Для более полного удовлетворения религиозных потребностей населения и возвышения миссионерского значения православных церквей в крае число приходов увеличить до восьми, то есть кроме существующих трёх приходов: Верхне-Усинского, Туранского и Белоцарского (разъездной причт) - открыть ещё пять приходов, а именно: в Бояровке, Шагонаре, Чадане, Никольском и Тодже» [4, с. 16].

В протоколе совещания имеется справка канцелярии заведующего устройством русского населения в Урянхайском крае, из которой явствует, что общее количество населения, без Усинского округа, составляет 4 277 душ обоего пола, домохозяев - 1 435. Из них православных домохозяев - 946 душ обоего пола. Остальные - старообрядцы, сектанты, магометане и представители других вероисповеданий [5, л. 36].

По устройству всех названных приходов границы их были определены следующим образом:

1. В Усинский приход были включены с. Верхне-Усинское, деревни Нижне-Усинская, Чакуль, Усть-Усинская, прииск Окулова и засеки и станции по дороге до Васильева Ключа, при общей численности православного населения в 1 252 душ.

2. В Туранский приход вошли с. Туран, деревня Уюк, посёлки и фактории по р. Уюк и его пришеек Сафьянова, при общей численности православного населения 1 331 душ и прочих 190 душ.

3. Белоцарский приход включил Белоцарск, все посёлки и фактории по обеим сторонам Енисея - от Белоцар-ска до Баянкола включительно, и посёлки по обеим сторонам Малого Енисея - от Белоцарска до Фёдоровки, при общей численности православного населения 161душа и прочих вероисповеданий 2 души.

4. Бояровский приход составили с. Бояровка и все посёлки по малому Енисею - от Фёдоровки включительно до верховья, с общей численностью православного населения 488 душ и прочих вероисповеданий 726 душ.

5. В Шагонарский приход вошли Шагонар и все посёлки и фактории по Енисею - от п. Черкашенского включительно и до устья Хемчика, а также посёлки, фактории по рекам Чакуль, Шагонар и их притокам, с общей численностью православного населения 315 душ и прочих вероисповеданий 7 душ.

6. Никольский приход образовали с. Никольское и все посёлки, фактории и прииски по рекам Элегест, Мичегей, Тургень, с общей численностью православного населения 736 душ и прочих вероисповеданий 113 душ.

7. Тоджинский приход был организован из всех посёлков, факторий и приисков по реке Верхний Енисей и его притокам выше устья Уюка, с общей численностью православного населения 165 душ и прочих вероисповеданий 21 душа.

8. Чаданский приход составили все посёлки, фактории, прииски по реке Хемчик и его притокам, с общей численностью православного населения 210 душ и прочих вероисповеданий 179 душ [6, с. 36]. Настоятелем храма Кызыла и благочинным Урянхайского края в 1916 году был назначен протоиерей Александр Турский. Он родился в 1886 году в деревне Седельниково Сухобузимской волости Красноярского округа, после окончания семинарии в 1915 году прибыл в Урянхайский край.

В 1916 году по инициативе нойона Хертек Ананды был построен Сукпак хурээ в Бай-Тайгинском кожууне. На должность настоятеля монастыря был приглашён лама Дуктен из Верхнечаданского хурээ. Особо следует отметить, что в начале XX века буддизм в Усинско-Урянхайском крае стал традиционной религией тувинцев, но не оказал какого-либо влияния на выходцев из России, православных и представителей других конфессий [8, с. 48].

До 1951 года официально зарегистрированного православного храма в городе Кызыле не было.

H. И. Атрошенко, С. Ф. Гладышев, П. В. Соколов и монахиня Прасковья (Мокшина) неоднократно подавали ходатайство о строительстве православного храма в исполнительный комитет Кызылского городского Совета депутатов трудящихся, писали руководству Республики Тува, ездили в Москву и в Новосибирск.

Благодаря их стараниям было принято решение № 280 от 16 сентября 1946 года «О выделении земельного участка под строительство церкви в г. Кызыле» [7], подписанное лично Иосифом Сталиным. Освящал место под строительство храма архимандрит Игнатий из Новосибирска. После войны строить храм помогали солдаты. Для совершения богослужений и треб приезжал священник из Турана. 25 ноября 1951 года состоялось освящение Свято-Троицкого храма города Кызыла.

Таким образом, в начале XX века в Урянхайском крае одновременно шло развитие буддизма и православия. Государство поддерживало церковь как важный компонент общественно-политической жизни, однако власти не приветствовали развитие миссионерской деятельности. Избегала русская власть и вмешательства в дела буддийского духовенства в Урянхайском крае.

Библиографический список

I. Открытая православная энциклопедия «Древо». - URL: http://drevo-info.ru/articles/20708.html (дата обращения: 05.05.2016 г.).

2. Центральный государственный архив Республики Тыва. Ф. 123. Оп. 5. Д. 4. Л. 69-104.

3. Государственный архив Красноярского края. Ф. 674. Оп. 1. Д. 7949. Л. 72.

4. Юневич, В. Церковная жизнь в Урянхайском крае / В. Юневич // Енисейские епархиальные ведомости. - 1915. - N° 17. - С. 16-19.

5. Юневич, В. Церковная жизнь в Урянхайском крае / В. Юневич // Енисейские епархиальные ведомости. - 1915. - № 17. - Л. 36.

6. Центральный государственный архив Республики Тыва. Ф 123. Оп. 59. Д. 2. С. 36-37.

7. Качан, И. Православие в Туве: тувинское время / И. Качан // Плюс Информ: электронная версия. 15.05.2011. - URL: http://plusinform.ru/culture/18-pravoslavie-v-tuve-tuvinskoe-vremya.html (дата обращения: 19.05.2016).

8. Дацышен, В. Г. Саянский узел: Усинско-Урянхайский край и российско-тувинские отношения в 1911-1921 гг. / В. Г. Дацышен, Г. А. Ондар. - Кызыл: Республиканская типография, 2003. - 284 с.

© Чульдум А. О., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.