Научная статья на тему 'Православие - неотъемлемая часть культуры народа саха'

Православие - неотъемлемая часть культуры народа саха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТИЯ / Д.К. СИВЦЕВ (С. ОМОЛЛООН) / ПРАВОСЛАВИЕ В ЯКУТИИ / СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ (ВЕНИАМИНОВ) / ЯКУТСКАЯ И ВИЛЮЙСКАЯ ЕПАРХИЯ / YAKUTIA / D. K. SIVTSEV (S. OMOLLON) / ORTHODOXY IN YAKUTIA / SAINT INNOKENTY (VENIAMINOV) / YAKUT AND VILYUISK DIOCESE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мусалимас Сотирос Эндрю

Автор статьи рассматривает роль Православия как составной части культуры якутского народа, обращаясь к воззрениям исторических персоналий народа саха и проводя параллель с аспектами культуры Древней Греции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Православие - неотъемлемая часть культуры народа саха»

С.Э. Мусалимас

Православие - неотъемлемая часть культуры народа саха

Автор статьи рассматривает роль Православия как составной части культуры якутского народа, обращаясь к воззрениям исторических персоналий народа саха и проводя параллель с аспектами культурыДревней Греции.

Ключевые слова: Якутия, Д.К. Сивцев (С. Омоллоон), Православие в Якутии, святитель Иннокентий (Вениаминов), Якутская и Вилюйская епархия

Дата проведения данного мероприятия имеет особое значение, так как почти совпадает с Днем Победы. Это напоминает нам о необходимости воспитывать в нашей молодежи и в себе самих, независимо от поколения, силу и отвагу, которые мы встречаем в выдающихся примерах подвига - жертвования собой ради ближних, ради своей страны и, в конечном итоге, ради любви к нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу.

Здесь, в нашей дорогой Якутии, мы должны найти способ напомнить молодежи о славной истории дружественных отношений между народами России и Якутии, укрепляемых в течение длительного срока (уже 385 лет) взаимным исповеданием Православия.

Неудивительно, что сегодня, после периода насильственного насаждения атеизма и преследования практически всех религиозных проявлений ХХ в., некоторая часть народа саха экспериментирует с язычеством. Это не должно чрезмерно беспокоить нас, поскольку, несмотря ни на что, остается еще множество людей, верных живому наследию Православия!

Поэтому нам нужно сделать так, чтобы новое поколение услышало голоса великих представителей якутского народа. Например, голос писателя Дмитрия Кононовича Сивцева (Суоруна Омоллоона). Я рад отметить, что молодежь знает о том, что может доверять этому человеку, а вместе с ним и другим выдающимся представителям якутской интеллигенции, например Алексею Елисеевичу Кулаковскому. Молодежь может черпать мудрость и из других источников, например у Платона Алексеевича Слепцова (Ойунского), чьи взгляды уравновешиваются взглядами прочих упомянутых деятелей. Доверие к этим личностям в конечном итоге приведет молодежь к пониманию богатства якутской эпической традиции Олонхо. Суорун Омоллоон провел четкую и наглядную границу между Олонхо, величественным духовным творением,-с одной стороны, и шаманизмом-с другой. Более того, он утверждал, что якутский эпос и Евангелие стоят бок о бок, как столпы культуры якутов. И это убеждение он четко и горячо отстаивал.

МАТЕРИАЛЫ III ИАКОВСКИХ ЧТЕНИЙ

С.Э. Мусалимас. Православие - неотъемлемая часть культуры народа саха

Нам необходимо показать молодежи, что это не двоеверие, но что Православие по-настоящему может быть, и фактически было, неотъемлемой частью культуры саха. Некоторые люди могут быть уличены в двоеверии, однако оно не является распространенным в этом умном и богобоязненном народе. В этом отношении мы можем провести параллели с православной культурой Греции. В основе системы образования в Византии находились «Илиада» и «Одиссея», а также иные поэмы и драматургические тексты Древней Греции. Византийцы не были релятивистами. Да, они бережно хранили эти аспекты культуры Эллады и считали их совместимыми со своей христианской жизнью, яркая палитра которой благодаря им обогащалась еще больше.

Одним из наиболее ярких свидетельств этой непрерывности наследия можно назвать жизнь и деятельность св. Евстафия Фессалоникий-ского (Солунского), жившего в XII в. Будучи эрудитом, он написал значительные труды на тему эпосов Гомера и греческой литературы в целом. Наиболее значимо то, что он также писал об осаде Фессалоник нормандцами с запада в 1186 г., когда своими глазами видел страдания своей паствы. Все эти элементы складываются в единую картину. Между ними существует подлинное соответствие, и они по-настоящему значимы и для нас с вами.

Суорун Омоллоон проницательно говорит о роли святителя Иннокентия (Вениаминова) в становлении национального единства якутов. Одним из первых деяний святителя на посту архиепископа в Якутске была организация комитета по переводу книг на якутский язык, что способствовало развитию грамотности и появлению литературы. Более того, владыка руководил созданием Якутской епархии в 1870 г. (эта деятельность стала одним из первых результатов его назначения на пост митрополита Московского). Дмитрий Кононович понимал значимость создания епархии и неоднократно писал об этом. Если мы обратим внимание на его статьи, написанные в последние десятилетия жизни, то прочтем следующее: «Якутия впервые обрела свой суверенитет, когда образовалась самостоятельная Якутская епархия... и это был духовный суверенитет. <...> В ту пору мы стали в один ряд со всеми политически значимыми народами мира. Терять это завоевание сегодня, по меньшей мере, легкомысленно».

Далее в данном контексте перед нами предстает пример епископа Иакова (Домского). Среди результатов, достигнутых им в 1880-е гг., организация школы для девочек в Якутске, создание публичной библиотеки, руководство сбором пожертвований в виде книг и денежных средств.

У нас есть также пример епископа Мелетия (Якимова) из следующего десятилетия. В 1890-е гг. (как и святитель Иннокентий в 1850-е гг.) он говорил о том, что якутский язык является преобладающим в Республике, и поэтому предлагал использовать его наравне с русским в качестве языка науки.

Великолепные примеры. Замечательная история. История, заслуживающая того, чтобы ее помнили и передавали последующим поколениям. В рамках Иаковских чтений можно создать много ценного. Их близость ко Дню Победы напоминает нам о великолепных примерах подвига и дарит часть силы, отваги и мудрости героев.

S.A. Mousalimas Orthodoxy is an integral part ofthe culture ofthe Sakha people

Referring to the views of historical personalities ofthe Sakha people the article substantiates the role of Orthodoxy as an integral part of the culture of the Yakut people, and draws a parallel with the aspects of the culture of ancient Greece.

Key words: Yakutia, D. K. Sivtsev (S. Omollon), Orthodoxy In Yakutia, Saint Innokenty (Veniaminov), Yakut and Vilyuisk diocese

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.