Научная статья на тему 'Православие и феномен ядерной энергии'

Православие и феномен ядерной энергии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
249
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГИЯ / ТОЛКОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПОДЗЕМНОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ЯДЕРНОЕ ХРАНИЛИЩЕ / ORTHODOXY / NUCLEAR ENERGY / INTERPRETATION / METHODOLOGY / INTERNATIONAL UNDERGROUND NUCLEAR WASTE STORAGE FACILITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Комлева Елена Владимировна

В социокультурном пространстве выполнен поиск методологического аналога для рефлексии феномена ядерной энергии с позиций представлений о человеке и обществе. Полезным признано обращение к антропосоциальной компоненте православия. Оконтурено представление о вселенском и цивилизационном родстве феноменов. Сформулированы основные вопросы применительно к их сопряжению, намечены варианты ответов. Приведены конкретные примеры, при анализе которых предлагаемый методологический перенос мог бы быть реализован.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOXY AND THE PHENOMENON OF NUCLEAR ENERGY

In socio-cultural context has been searched for an analogous methodology to reflect on the phenomenon of nuclear energy from the perspective of concepts of man and society. It has been proven as beneficial to refer to the anthropo-social component of Orthodoxy. There has been outlined the idea on the universal and civilizational relationship of these phenomena. The main questions concerning their connection have been formulated as well as some ways to answer them. There are given some examples of the suggested methodological transfer.

Текст научной работы на тему «Православие и феномен ядерной энергии»

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Философия. Социология. Культурология

УДК 230.1+621.039.009 Е. В. Комлева

ПРАВОСЛАВИЕ И ФЕНОМЕН ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ

Аннотация: В социокультурном пространстве выполнен поиск методологического аналога для рефлексии феномена ядерной энергии с позиций представлений о человеке и обществе. Полезным признано обращение к антропосоциальной компоненте православия. Оконтурено представление о вселенском и цивилизационном родстве феноменов. Сформулированы основные вопросы применительно к их сопряжению, намечены варианты ответов. Приведены конкретные примеры, при анализе которых предлагаемый методологический перенос мог бы быть реализован.

Ключевые слова: православие, ядерная энергия, толкование, методология, подземное международное ядерное хранилище.

E. V. Komleva

ORTHODOXY AND PHENOMENON OF NUCLEAR ENERGY

Abstract. In socio-cultural context has been searched for an analogous methodology to reflect on the phenomenon of nuclear energy from the perspective of concepts of man and society. It has been proven as beneficial to refer to the anthropo-social component of Orthodoxy. There has been outlined the idea on the universal and civilizational relationship of these phenomena. The main questions concerning their connection have been formulated as well as some ways to answer them. There are given some examples of the suggested methodological transfer.

Key words: Orthodoxy, nuclear energy, interpretation, methodology, international underground nuclear waste storage facility.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Нельзя сказать, что гуманитарные науки: философия, теология, литература и искусство XX-XXI вв. - оставили амбивалентный феномен ядерной энергии (основные понятия см. http://narfu.ru/aan/archive/AaN_2012_5.pdf) как важную часть бытия без внимания (см., например, три мои статьи по адресу

Комлева Е. В., 2013

1

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Философия. Социология. Культурология

http://e-conf.nkras.ru/konferencii/econf/filos.html), тем более в условиях глобализации и информатизации. Но этого внимания явно мало. И, пожалуй, недостает примеров, индивидуальных и коллективных, «высшей пробы», по таланту «исполнителей». Нет достойной методологической базы для полноты смотрения, толкования и формирования антропосоциоядерных смыслов.

Такая база может быть создана через фундаментальные аналоги, которые необходимо выбрать. При этом, например, в высокого уровня системе «человек и его научно-технические творения» необходим уже более внимательный взгляд на самого человека. Полезно социокультурное соосмысление феноменов ядерной энергии и религии, прежде всего подход от постулатов и богословских достижений христианства и православия. Обозначим лишь предпосылки и контуры такого подхода. Мы не будем затрагивать вопросы веры в Бога аналогично в какой-то мере учебному курсу «Основы православной культуры». Это личное дело каждого. Кстати, и ученые не лишены своей веры: не все научные знания им известны из собственного опыта, многое в науке принимается на веру. Многое долго является спорным. Например, журнал «Атомная стратегия» (октябрь 2012 г.) тему долгожданной реализации ядерного синтеза в промышленных масштабах образно вводит с помощью религиозного термина («Вопрос веры») и традиции священных книг.

Мы не будем представляться сторонниками исключительно обрядово-потребительской, начетнической, ханжеской, напыщенно-демонстрационной, поверхностной религиозности как признака деградации, захлестнувшей Россию. Мы не будем призывать к молитвам «за» или «против» в контексте проблемного поля ядерной энергии (общаться с Богом - это еще надо уметь, что далеко не каждому дано). Справедливо сказано (Лук., 18, 8): «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Будем все же направляемы этим аналогом, но лишь глубинной спецификой методологии православия и в контексте сопряжения феноменов, основными вопросами «Зачем?», «Почему?» и «Как?». Плодотворно побуждающая к добру методология православия -факт.

Особое значение предлагаемый подход имеет для российского Севера и Сибири. Всему миру известно, что именно в Сибири расположены уникальные российские (и крупнейшие мировые) ядерные предприятия военно-промышленного комплекса: Сибирский химический комбинат (рядом с Томском) и Красноярский горно-химический комбинат. Именно этим комбинатам мир обязан тем, что не было третьей мировой войны - ядер-

Комлева Е. В., 2013

2

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Философия. Социология. Культурология

ной. Эти комбинаты (да еще ПО «Маяк» на Урале) материально обеспечили ядерное сдерживание (свод международных норм и правил реальной непростой жизни), сдерживание, пользу которого в тех конкретных исторических условиях теперь оспаривают лишь политиканствующие краснобаи, но не серьезные историки. В одном из первых документов, подписанных И. Сталиным в рамках развертывания Атомного проекта СССР, именно в Томске, на базе Томского политехнического института, было предписано готовить кадры для ядерной отрасли всей страны. Учитывая позитивный экономический потенциал ядерных невоенных технологий, можно сказать, что ныне ядерное сдерживание /спасение применительно к широкому спектру вызовов приобретает расширенное толкование.

Но Север и Сибирь и пострадали немало в «первый ядерный век». Тобол, Иртыш, Обь, Енисей - все эти реки получили отпечаток ядерной индустрии. Не для изучения ли и этих последствий создано структурное подразделение РАН в Тобольске? Норильск и нефтегаз шельфа Карского моря (и восточнее) не могут работать без атомных ледоколов. Безопасность страны не мыслится без ядерной инфраструктуры Севера. Подземные ядерные взрывы производили в некоторых северных районах. Есть еще много подобных фактов. Но это все история. А как дальше быть с наличием и дальнейшим развитием ядерной индустрии и военных объектов Сибири и Севера? Раньше никто никого об этом не спрашивал. Строили - и все. Так надо было. Теперь, в новых условиях и с учетом прожитого, возможно и нужно принимать решения иначе (и при необходимости оформлять их юридически). И еще: давным-давно судьба показала Сибирь Ф. Достоевскому, без обращения к которому антропосоциальную ядерную тематику «не разрулить». Об этом речь пойдет ниже.

ВСЕЛЕНСКОЕ И ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ РОДСТВО

У ядерного и религиозного феноменов много общего в базисе и пограничных темах. Ядерной энергии (равно как космологическим и геологическим процессам) присущи элементы вечности по сравнению с жизнью человечества, а также прямой «вклад» в реальность его существования. Что в сфере социальных явлений имеет хоть как-то схожие параметры времени и значимость для осмысления генезиса человека и проявления людей как цивилизации? Конечно же, прежде всего религия, а также ее мировоззренческая составляющая. Христианство и православие ориентируют человека и общество на вечность,

Комлева Е. В., 2013

3

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Философия. Социология. Культурология

рассматривают ключевые, земные, проблемы в таком ракурсе. С позиций динамичной вечности, немаловажным элементом которой представляется процесс спасения / исцеления / очищения / совершенствования человека «как бы из огня». Они дают идеалы и нормы, иногда парадоксальные, земной (внешней и внутренней) жизни людей - добра и зла, чтобы иметь достойную перспективу будущего для популяции. Вне концепции вечного человека и вечного человечества социально-экономические проблемы современности и будущего неразрешимы. Большинство же людей стремится лишь обеспечить «здесь и сейчас» достаток себе и близким.

Человек принадлежит двум мирам - материальному и духовному. С одной стороны, мы дети энергии и вещества звезд. Мы состоим из молекул, атомов и атомных ядер, т.е. ядерная энергия не только вне, но и внутри нас в прямом и переносном смыслах. С другой стороны, «Бог - Отче наш». Уже начало материального мира и биологической жизни, как известно, трактуют именно эти две концепции. Недавно найденный (величайшее научное открытие последних пятидесяти лет) бозон Хиггса самими физиками назван «частицей Бога». От них же и «Троица» -название первого в мире испытания технологии ядерного оружия.

Страны христианской культуры первыми освоили ядерную энергию. Западные христианские философы и теологи первыми в ядерном мире обозначили проблемы нового уровня касательно сути и будущего как христианства, так и человечества в целом (включая исторические и правовые, особенно К. Ясперс) [1, 2]. Причем при поиске источников информации по антропосоциоядерной тематике обращает на себя внимание одна особенность. В этических, политологических, исторических, теологических, экологических и публикациях других жанров выделить доминирующую национальность авторов сложно. При многоплановом же философском осмыслении ядерного феномена, на наш взгляд, более представлены исследователи немецкоязычного генезиса, напрямую или косвенно связанные с немецкой культурой. Это собственно философы К. Ясперс, М. Хайдеггер, Г. Пихт, Э. Фромм, В. Хесле, K.-O. Apel, G. Ropohl, D. Henrich, а также физики-философы А. Эйнштейн, М. Борн, В. Гейзенберг, К. Ф. Вайцзеккер, Р. Оппенгеймер и другие. Некоторые из них, в силу известных событий 1930-1945 гг., инициировали и исследовали тематику за пределами Германии. Дополнительно к общеизвестным достоинствам немецкой философии ситуацию сформировали, видимо, также традиции ядерной физики

Комлева Е. В., 2013

4

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Философия. Социология. Культурология

(немецкие исследования в этой области в первой половине XX в. являлись ориентиром для мировой науки) и трагический опыт нацизма в этой стране. Общеизвестно, что и другая близкая философская проблематика - философия техники - обязана своим появлением и развитием немецкой культуре. В некоторой степени получается, что теперь слово за светскими и религиозными интеллектуалами стран восточно-христианской культуры, а также - культуры Востока в целом.

ЗАЧЕМ НУЖНО?

Согласно христианству и православию, мир устроен так, что есть рай и ад. Человечество должно выбирать между ними с полным осознанием и того, и другого. Ядерная энергия деяниями людей может на Земле обеспечить либо одно, либо другое. Познание ядерной энергии (в антропосоциальном контексте) и ее использование имеют обнадеживающий смысл только в единстве с глубоким пониманием (как основы действий в ядерной сфере и их правовой регламентации) сути человека и общества.

Православие приводит к мысли, что наше нынешнее (и атеистов, и верующих) так называемое нормальное состояние глубоко ненормально по существу. Потенциал человека велик, но нельзя, чтобы человек «неочищенный» проявлял себя в полной силе. Богоподобная природа человека с огромным потенциалом глубоко повреждена. Как следствие, социальное, политическое и научно-техническое развитие человечества вопреки первоначальным благим, казалось бы, намерениям привело к возможности краха земной цивилизации. В глобальном плане необходимо очеловечить человечество, победить внутреннее зло в человеке, чтобы не случались все новые и «совершенные» «Содомы» и «Гоморры». Причем апологеты православия (например, профессор-богослов А. Осипов) доказывают это вполне светски, научно, логично, исторично, на фактах [3].

Добавим, что далеко не все ладно с чистотой души и действиями и у российских профессионалов и менеджеров ядерного дела. А также укажем на немалое количество прямых и тяжких нарушений ими морально-нравственных норм и государственного законодательства (см., например, дискуссии и опросы на сайте агентства «ПРоАтом»). Впрочем, о неадекватности людей и общества ядерной энергии говорили еще А. Эйнштейн, Р. Оппенгеймер, Ю. Харитон, А. Сахаров, С. Фейнберг и другие известные физики. Социологи, изучите, пожалуйста, материалы этого и других атомных/ядерных сайтов, официальных и не очень, в сравнении!

Комлева Е. В., 2013

5

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Философия. Социология. Культурология

Хотя у православия (тем более у исторически конкретных православных церквей) пока нет однозначного, на все случаи «ядерной» жизни мировоззренческого «рецепта», они располагают общечеловеческим опытом, который формировался тысячи лет. Опыт этот и истина Откровения (если принять таковое за факт) позволяют черпать из них многое вновь и вновь. И это хороший базис при грядущем соосмыслении совместно атеистами и верующими ядерного феномена и человечества. Непродуктивно упорствовать и блокировать продвижение, сосредоточившись исключительно на анализе истинности и правомочности религии. Целесообразно методологически учиться у мировоззрения, которое «во веки веков». Поэтому в предстоящем соработниче-стве предпочтительны каноны и апологеты религии, хотя без внимания не должны быть оставлены и доводы критиков религии, особенно когда они мотивируют всестороннее обсуждение вопросов методологии.

Мы не призываем критиковать религию или примитивно подстраиваться под ее каноны. Мы ищем для духовногуманитарной рефлексии ядерного феномена достойные интеллектуальные ракурсы и ресурсы, основания, позиции, концепции, принципы, подходы, нормы. И тут богатейший опыт религии как особого рода мировоззрения и устойчивого социального явления никак нельзя не использовать. При тщательности и корректности обращение к этому феномену возможно без ущерба для религиозных канонов и без нареканий со стороны светских философов, гуманитариев в целом по роду занятий и гуманистов по духу, потому что христианство в изначальном смысле, если не считать его Откровением, - это тогда все равно некая чья-то гениальная «задумка», пример пути, который может обеспечить позитивное изменение гибнущего мира через изменение человека. Иной возможный путь для ядерного человечества -емкий, лаконичный и убийственный образ предначертанной гибели цивилизации - связан с доминирующей ныне ментальностью людей (миниатюра А. Азимова «Они не прилетят»).

Богословам в духовно-гуманитарном осмыслении феномена ядерной энергии и формировании приемлемого социоядерного будущего, думается, должна быть отведена важная роль особенно православным. База - оставшаяся на фоне радикальных изменений (искажений первоначальной сути) других ветвей христианства, ориентация православия на внутренний мир человека, на его духовное самосовершенствование. Лишь православие еще имеет шанс не увлечься исключительно омирщением и социализацией, не отойти от первоначальной и главной задачи

Комлева Е. В., 2013

6

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Философия. Социология. Культурология

христианства - видеть глубинный корень всех бед и радостей, потерь и благ, земного и вечного, индивидуального и общечеловеческого бытия, в итоге сохранить стремление к полноте очищения души, внутреннего мира человека, к пониманию и искоренению причины, а не только проявлений зла, создать базу для норм земного бытия.

ПОЧЕМУ ВОЗМОЖНО?

Исторически православие является культурным фундаментом России. Оно естественным образом сопряжено со всеми гранями бытия страны.

Многие известные ученые (в том числе и физики) сочетали науку с верой в Бога. Есть примеры и того, что, даже дистанцируясь от религиозной веры, физики признают полезность (в естественно-научном контексте) обращения к религиозным догматам (например, http: //www.proatom.ru/modules.php?name=News&file= article&sid=4294).

Апологеты православия «идут в народ» научно-технической сферы. Ныне Русская Православная Церковь активна не только в сфере традиционных печатных и электронных каналов информации, но и в Интернете.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал: «Без упования на Господа... невозможен подлинный успех в области ядерной энергии» [4]. Наука и религия методологически во многом не являются абсолютными антагонистами. В глобальной проблеме возможности познания мироздания (в познании микромира и мегамира особенно) их взгляды сходятся - адекватно познать нельзя. Наука и религия не только не антагонистичны, но и морально-нравственно начинают сближаться.

Протоиерей Д. Кирьянов отмечает: «С момента возникновения во второй половине XX века междисциплинарной области исследований «наука и религия» сформировалось множество концептуальных подходов. соотнесения науки и религии». Рассматривалась даже «программа «критического реализма» как моста между наукой и религией», а также методологические параллели [5]. Достаточно известно, к тому же на большем уровне обобщения, что христианство, например, методологически взаимодействовало и взаимодействует с различными нехристианскими культурами.

Различные религии уже высказывались по поводу ядерного оружия [6]. Адекватная религиозная оценка «мирного атома», видимо, впереди. Обращение к достижениям мыслителей религиозной философии, практическому опыту церквей и религиоз-

Комлева Е. В., 2013

7

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Философия. Социология. Культурология

ных средств массовой информации может дать многое. Русская Православная Церковь, например, считает, что «внедрение» незыблемых духовных ценностей в научно-техническое творчество далеко выходит за национально-государственные рамки, непосредственно относясь к поискам оснований для строительства общечеловеческой цивилизации в новом тысячелетии [7].

Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) провел в Са-рове слушания «Ядерные вооружения и национальная безопасность России» и «Проблемы взаимодействия Русской Православной Церкви и ведущих научных центров России». Митрополит (в то время) Кирилл на упомянутых слушаниях с предупреждением процитировал Библию: «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1Фес, 5, 3). Эта мысль в первоисточнике дается в контексте темы Мессии, спасения человека, Суда Божьего, эсхатологических представлений, постоянного духовно-нравственного бодрствования и работы для людей.

Знаковым событием в процессе сближения подходов естественных наук и религии к познанию мира явилось присвоение в 2010 г. Патриарху Кириллу степени почетного доктора НИЯУ МИФИ, а в 2012 г. - МГУ. Во время работы XVI ВРНС (2012 г.) вновь неоднократно вспоминали мысль: «Православию есть что сказать миру». В 2012 г. в МИФИ (как и в Уральском горном университете) открыта кафедра теологии. Ее заведующим стал глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Илларион (почетный профессор УрГГУ). А кафедру в Уральском горном университете возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (см., например, поиск на сайте «Православие и мир» по признаку «МИФИ»). В давние времена заложен православный фундамент в традиции технического образования России и Санкт-Петербургского горного университета (http://www.voskres.ru/ oikumena/kozlov.htm;http: //www.imcmontan.ru/team/publicatio n/history.pdf). Шахтеры Украины при формулировании принципов дальнейшего развития отрасли и в реальной практике (наука и бизнес) обращаются к религиозным ценностям в сочетании с учетом современных социально-экономических и технологических тенденций ([8]; http://forbes.ua/magazine/forbes/ 1332961 -molitva-shahtera).

На примере Сарова, его многогранного служения Отечеству многими раскрывается суть органичного сближения Русской Православной Церкви и Минатома, предопределенного уникальным значением Церкви и ядерной сферы в контексте защиты,

Комлева Е. В., 2013

8

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Философия. Социология. Культурология

спасения России в прошлом, настоящем и будущем. С другой стороны, «физики без священников - современные папуасы», -так резковато оценивает ситуацию относительно ядерного центра в Сарове православный журнал «Фома» [9].

Профессор-богослов А. Осипов в 1991-1999 гг. был сопредседателем резонансной ежегодной Международной Конференции «Наука. Философия. Религия» в Объединённом институте ядерных исследований. Он более двадцати лет успешно читал лекции и дискутировал в аудитории физиков-ядерщиков, напоминая об ответственности ученых, в 2011 г. получил в Дубне почетную награду ОИЯИ за выдающиеся достижения в богословии и многолетнее сотрудничество с этим институтом. Он же при толковании догмата Святой Троицы как удачные аналогии неоднократно использует концепты «человек» и «атом» [3].

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СОПРЯЖЕНИЯ

Назовем лишь некоторые ракурсы возможного, по нашему мнению, методологического сопряжения феноменов:

- космизм/вселенность;

- «Бог есть любовь»;

- «страх любви»: страх от любви к другому и за него;

- Троица;

- единение с человеком;

- всечеловечность («и иудей, и эллин...»);

- видение человеком и обществом собственных пороков и недостатков;

- спасение человечества от человечества;

- «дух творит себе форму»;

- «по делам и мыслям нашим.»;

- проблема войны и мира;

- вера в свое дело, идейная твердость, святоотеческие традиции;

- научно-техническое творчество без самовознесения, са-мообожения;

- правильная вера - правильная жизнь.

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ:

ПРАГМАТИКА «ТОЧЕК РОСТА»

Современные особенности ситуации подсказывают и первоочередные практические задачи, при решении которых предлагаемый подход мог бы быть реализован. В России есть два ядерно-религиозных центра - Саров и Сергиев Посад. Вы-

Комлева Е. В., 2013

9

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Философия. Социология. Культурология

сказано предположение о третьем [10]. А четвертому (Санкт-Петербургу) в этом качестве лучше бы и не бывать. Рассматривая в связи с ядерной энергией, различные социальные институты, за рубежом предложили для гарантии надлежащего общественного внимания к долгой (миллионы лет) судьбе радиоактивных отходов создать «ядерное высшее пасторство» [11, 12]. Такие меры необходимы, поскольку уже в начале пути, например, в США сроки решения проблемы отходов после уже понесенных серьезных затрат вновь в 2013 г. значительно отодвинуты (http: / / energy.gov/sites/ prod /files /Strategy%20for%20the%20Ma nagement%2 0and%20Disposal%2 0of%20Used%20Nuclear%2 0Fuel %20and%20High%20Level%20Radioactive%20Waste.pdf). И это в то время, когда прежде всего из-за проблемы отходов, неумолимо возрастает внутренний деструктивный потенциал и приближается обрушение мировой «ядерной пирамиды» (http://stringer-news.com/publication.mhtml?Part=50&PubID=16239). Скоро сроч но понадобятся не долговременные, оставшиеся не при делах узковедомственные фантазии прежних времен, а едва ли не «объединенных наций» относительно простые, надежные, экономичные и эффективно контролируемые обществом программы скоротечной и практически одновременной утилизации многих компонент ядерного наследия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Думается, что в инициативно российском варианте в рамках многогранной концепции SAMPO [13, 14] нечто подобное «ядерному пасторству» возможно. Оно могло бы быть связано, прежде всего с системой приграничных сочетаний, с не исключительно общественной, но государственно-религиозной и горного дела скрепой лежащей между ними территории, в конечном итоге - страны в целом, а именно:

1) подземное международное ядерное хранилище в пределах Печенгской геологической структуры плюс Трифонов Пе-ченгский мужской монастырь Мурманской и Мончегорской епархии;

2) аналогичный объект в Краснокаменске плюс молодое Краснокаменское благочиние Читинской и Краснокаменской епархии.

Причем многое применительно к этому варианту (при суммарной стоимости только строительства не менее 200 миллиардов долларов) будет зависеть от профессионализма и духовнонравственных качеств российских геологов, геофизиков, горняков и ядерщиков, от успешности комплексного светского сопровождения и окормления проекта со стороны РПЦ в партнерстве с другими религиозными институтами, в том числе представля-

Комлева Е. В., 2013

10

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Философия. Социология. Культурология

ющими западное христианство, конфуцианство и буддизм. Символично, что Рождество Христово - это симбиоз звезды и пещеры, пещеры и звезды. Такие же уровни затрат в сотни миллиардов долларов в каждом отдельном случае уже реально осуществлены или запланированы на ликвидацию экологоэкономических последствий катастроф на Чернобыльской и Фу-кусимской АЭС, рекультивацию территорий военных радиохимических производств периода противостояния СССР и США, утилизацию АЭС, АПЛ и ядерных боеприпасов.

Ни при каких обстоятельствах, например, не должны возникать идеи ядерной трансформации будущих никелевых рудников в зоне воронежского чернозема, уже ныне функционально встраиваемых в межрегиональную (Урало-таймыро-кольскую) и международную (по сбыту продукции) систему, хотя геологические предпосылки, а также схемы ведения и качество подземных горных работ применительно к сульфидным медноникелевым месторождениям, как правило, способствуют вторичной эксплуатации рудников с целью использования выработанного при добыче руды пространства для захоронения токсичных отходов разного происхождения. С другой стороны, и «ружье на стене» - уже реально обсуждаемое хранилище вблизи Красноярска (http://nuclearno.ru/text.asp916757) или Челябинска - при его долгой жизни обязательно «выстрелит» как повод для внешнего, разрушающего «принуждения к миру» не на границе, а в центре России.

Взаимодействие религиозной и светской культур в антропосоциоядерном измерении, например, Китая и России, особенно в их приграничных районах, важно по нескольким причинам. Не только потому, что обе наши страны обладают ядерным оружием, входя в тройку ведущих ядерных держав, не только потому, что Россия и Китай в партнерстве развивают гражданскую ядерную энергетику, не только потому, что обе страны планируют на своей территории долговременные приграничные крупные хранилища подземного типа для неиспользуемых ядерных материалов (Краснокаменск и Бейшан), не только потому, что в традициях великого символа Китая ныне создана Китайская подземная ядерная стена (http://army-news.ru/2013/01/ ssha-bespokoyat-razmery-kitaj skoj-podzemnoj -yadernoj-steny /). Такое взаимодействие необходимо еще и для того, чтобы в сознании наших народов по этим вопросам место серьезного и плодотворного осмысления не занимали международные суррогатные образы, по-своему отражающие настоящее и формирующие будущее. Амбивалентная шкатулка с демоном (как аналог

Комлева Е. В., 2013

11

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Философия. Социология. Культурология

ядерной энергии), генерирующая добро или зло в зависимости от помыслов владеющего ею человека, отправленная подальше от греха - на Север, в сочетании с виртуальной китайскофинской границей и заговором финно-китайцев против владельца углеводородного сырья. Так, в контексте реинкарнации мифов карелов, финнов и китайцев трактуют Сампо создатели финско-японско-эстонско-нидерландского фильма «Воин Севера». Это один из вариантов таких суррогатов, неузнаваемо искажающий границы, основанный, впрочем, во многом на упрощенных кальках с реальности.

Экономическое положение, например, Мурманской области хронически сложное. Надежды на Штокман не сбылись. Общие объемы промышленного производства области в традиционных отраслях «застыли» на уровне 2001 г. Налицо свертывание позитивных ожиданий относительно проекта «Мурманский транспортный узел», неясные перспективы развития на уровне очередных ожиданий в части добычи и переработки новых видов твердых полезных ископаемых («Российская газета» от 4 и 11 декабря 2012 г., кризис СевТЭК-2012 и темы «Инвестиционная область»). Инновации области «на нуле» («Мурманский вестник» от 18 декабря 2012 г.). Основные показатели качества экономики Мурмана, вопреки многотрудной работе по созданию разных Стратегий развития области и Печенгского района, в сравнении с другими северными регионами за несколько лет, по официальным федеральным данным, устойчиво «ниже среднего» [15]. О том же «глас народа», простого и ученого (http://bloger51.com/ 2012/11/38132; «Мурманский вестник» от 7 февраля 2013 г.). Настораживают итоги последней переписи. Такой ядернорелигиозный объект поэтому надолго был бы «палочкой-выручалочкой» для региона. Скоро, кстати, и горняков Норильска будут трудоустраивать в других регионах (http://cccp-revivel.blogspot.ru /2012/06/rossijskaja-geologia-umerla.html).

Заметим, что в России есть, пожалуй, лишь два научных учреждения (ИГЕМ РАН и Горный институт Кольского НЦ РАН), которые имеют опыт исследований горно-геологических проблем применительно к Печенге и Краснокаменску, а также ядерных -к некоторым объектам бывшего СССР.

Все чаще в России, в том числе в ядерном контексте, всплывает тема «грязных» денег и безопасности. Церковь уже говорила о подобном. Протоиерей В. Воробьев напоминал, что при смене идеологии некоторые сотрудники ядерных центров «превратились из тех, кто делал ядерный щит Родины, в тех, кто его предал». По его мнению, это результат разложения духовно-

Комлева Е. В., 2013

12

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Философия. Социология. Культурология

сти народа. Протоиерей призывает к подвигу в воспитательной работе, ибо «плодотворным бывает только чрезмерное, а все вялое остается без плода». Эти мысли важны и применительно к ядерным хранилищам. Чтобы общество не сомневалось в безопасности построенного США наземного хранилища оружейных материалов около Челябинска, обреченного на вечную реконструкцию хранилища-саркофага в Чернобыле, аварийных «хранилищ» затопленных АПЛ и грядущих подземных хранилищ, в том числе Печенгского и Краснокаменского.

«Главный вопрос атомной энергетики сегодня не технологический, а психологический, - сказал, подводя итоги состоявшегося в рамках Петербургского экономического форума - 2012 «круглого стола» «Атомная энергетика: год после Фукусимы», генеральный директор Росатома С. Кириенко (http://www.proatom.ru/ modules.php?name=News&file=article&sid=3854). «Атомная энергетика в России умрет без поддержки общественности», - заявил журналистам первый заместитель гендиректора Росатома А. Локшин в кулуарах Седьмого международного общественного форума-диалога «Атомная энергия, общество, безопасность - 2012» (http://www.ria.ru/atomtec_news/20120905/743554229.html). Говоря, скорее всего, о сиюминутных частностях, чиновники, не ведая того, что называется, «попали в яблочко».

Осмысление ядерного феномена и укоренение в социуме ядерного техно в значимых для цивилизации, легитимных и безопасных масштабах, как и религии (по крайней мере - христианства) , глобально должно иметь цель не погубить человека, а спасти его. Ядерный пример, экзаменованный в координатах канонов Православия и в контексте социоядерного антропного принципа и социокультурной парадигмы (http: / / narfu. ru / aan / archive /

AaN_2012_5.pdf; http://www.dialog21.ru/biblio/komleva.htm), послужит формированию гуманистической, особенно касательно будущих поколений, социоядерной ментальности, индивидуальной и государственной, созданию цивилизованных мировоззренческих и социально-гуманитарных оснований, правовых норм мудрого развития других амбивалентных относительно всего человечества наук и технологий, число которых впредь будет лишь множиться. Предлагаемый подход необходим для решения стратегических вопросов развития человечества, действий по поиску элементов духовно-гуманитарных начал комплексной безопасности, в том числе в сфере энергетики, впрочем, как и в других, в совокупности это может способствовать консолидации народов и стран перед лицом глобальных вызовов, грозящих им уничтожением. Выработке механизма осозна-

Комлева Е. В., 2013

13

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Философия. Социология. Культурология

ния всеобщей сопричастности и ответственности человечества за свою судьбу, а также эволюции, а не инволюции духовнокультурной природы морально-этических и правовых систем [8, 16].

ПОСЛЕСЛОВИЕ

И, наконец, последнее. Более ранняя попытка постановки темы обозначена в предыдущих моих публикациях

(http: //noc.chgaki.ru/?page=conf; http: //www.proatom.ru/

modules.php?name=News&file=prmt&sid=118; Религия и феномен ядерной энергии: контуры социокультурного сопряжения специальный диплом за статью на конкурс научных работ «Ответственность религии и науки в современном мире», ноябрь 2005 г., Библейско-Богословский Институт святого апостола Андрея,

г. Москва); http://helion-ltd.ru/komleva-sp-11-2008/; http://helion-ltd.ru/philosophical-base/; http://www.voskres.ru/economics/ komleva.htm; http: //e-conf.nkras.ru/konferencii/econf/filos.html; http://www.lawinrussia.ru/node/164207;

http://www.sciteclibrary.ru/ rus/catalog/pages/10627.html и др.). Она соответствует тенденции общего усиления гуманизации и гуманитаризации естественно-научной и технической сфер.

Позволю себе привести мнение одного из профессоров Томского педагогического университета (официальное электронное письмо от 16.01.13 в мой адрес), которому я благодарна за глубину и четкость суждений о смысле данной статьи, за новый уровень обобщения, которого мне не хватало:

«Статья посвящена изучению проблемных аспектов методологии научных исследований социокультурных объектов, что составляет один из разворотов социально-гуманитарной проблематики...

Актуальность проблемы обосновывается необходимостью при формировании современной парадигмы исследований в области философии религии и социальной философии учесть результаты, достигнутые в рамках прояснения базовых характеристик развития религиозной догматики...

Новизна статьи состоит в раскрытии узловых моментов логики формирования исследовательских позиций по вопросам диалога между наукой и религией в поле экологической проблематики.

Материалы статьи могут быть использованы в учебных курсах, касающихся вопросов социальной философии, философии религии, философской и религиозной антропологии».

Комлева Е. В., 2013

14

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Философия. Социология. Культурология

Благодарю за поддержку исследований и ценные комментарии также профессора Brigitte Falkenburg.

Библиографический список

1. Jaspers K. Die Atombombe und die Zukunft des Menschen: poli-tisches Bewusstsein in unserer Zeit. - Munchen, 1958. - 506 s.

2. Garrison J. The Darkness of God: Theology after Hiroshima. -London : SCM Press, 1982. - 238 p.

3. Осипов А. И. Аудио-лекции. - URL: http://www.aosipov.ru/ audio/ audio_obshchii_spisok_lektsij.html.

4. Приветствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

участникам слушаний «Ядерные вооружения и национальная безопасность России». - URL: http://pravsarov.nne.ru/content/

publication/461/552/486/518.html.

5. Кирьянов Д. В. Наука и религия: многообразие методологических подходов // Труды Тобольской Духовной семинарии. - Вып. 2. -Тобольск : Тобольская Духовная семинария, 2011. - С. 117-134.

6. Ethics and weapons of mass destruction: religious and secular perspectives / ed. by S. H. Hashmi and S. P. Lee. - Cambridge, 2004. -533 p.

7. Доклад Патриарха Алексия II на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ, 2000 г.

8. Литвинский Г. Г. Священные заповеди горняка // Форум пр-нишв - 2012 : матерiали мгжнар. конф. - Донецк, 2012. - Т. 1. -С. 7-16.

9. Физики без священников - современные папуасы. Беседа с сотрудниками Российского федерального ядерного центра, г. Саров / / Фома : Православный журнал для сомневающихся. - 2003. - № 2 (16); Новый Мир. - 2004. - № 2.

10. Комлева Е. В. Антропосоциоядерный феномен // Век глобализации. - 2011. - № 2. - С. 140-149.

11. Weinberg A. Social Institutions and Nuclear Energy // Science. - 1972. - № 177. - S. 27-34.

12. Hocke P., Grunwald A. Wohin mit dem radioaktiven Abfall? Perspektiven fur eine sozialwissenschaftliche Endlagerforschung. - Berlin : Sigma, 2006. - 157 s.

13. Комлева Е. В. Рефлексия ядерно-нефтегазовой ситуации Севера Европы: интересы и потенциал Германии как партнера России // Геофизический журнал. - 2008. - Т. 30, № 2. - С. 3-31.

14. Комлева Е. В. Некоторые аспекты хранения и захоронения ядерных материалов // Энергетическая политика. - 2012. - Вып. 4. -С. 45-57.

15. Победоносцева Г. М. Развитие российской территории Арктики и особенности социально-экономического положения Мурманской области / / Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспекти-

Комлева Е. В., 2013

15

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Философия. Социология. Культурология

вы : материалы межрег. науч.-практ. конф. (Апатиты, 14-16 ноября 2012 г.). - Апатиты, 2012. - С. 41-43.

16. Пугина О. А., Агапов Д. С. Материальная и духовная природа правовых систем // Юридическая наука. - 2012. - № 1. -С. 18-23.

Referenses

1. Jaspers K. Die Atombombe und die Zukunft des Menschen: poli-tisches Bewusstsein in unserer Zeit. - Munchen, 1958. - 506 s.

2. Garrison J. The Darkness of God: Theology after Hiroshima. -London : SCM Press, 1982. - 238 p.

3. Osipov A. I. Audio-lekcii. - URL:

http: // www.aosipov.ru /audio /audio_obshchii_spisok_lektsij.html.

4. Privetstvie Patriarha Moskovskogo i vseja Rusi Aleksija II uchastnikam slushanij «JAdernye vooruzhenija i nacional'naja bez-opasnost' Rossii». - URL: http://pravsarov.nne.ru/content/ publica-tion/461/552/486/518.html.

5. Kir’janov D. V. Nauka i religija: mnogoobrazie metodologiche-skih podhodov // Trudy Tobol’skoj Duhovnoj seminarii. - Vyp. 2. - To-bol’sk : Tobol’skaja Duhovnaja seminarija, 2011. - S. 117-134.

6. Ethics and weapons of mass destruction: religious and secular perspectives / ed. by S. H. Hashmi and S. P. Lee. - Cambridge, 2004. -533 p.

7. Doklad Patriarha Aleksija II na JUbilejnom Arhierejskom Sobore RPC, 2000 g.

8. Litvinskij G. G. Svjashhennye zapovedi gornjaka // Forum gir-nikiv - 2012 : materiali mizhnar. konf. - Doneck, 2012. - T. 1. - S. 7-16.

9. Fiziki bez svjashhennikov - sovremennye papuasy. Beseda s sotrudnikami Rossijskogo federal’nogo jadernogo centra, g. Sarov // Foma : Pravoslavnyj zhurnal dlja somnevajushhihsja. - 2003. - № 2 (16) ; Novyj Mir. - 2004. - № 2.

10. Komleva E. V. Antroposociojadernyj fenomen // Vek globa-lizacii. - 2011. - № 2. - S. 140-149.

11. Weinberg A. Social Institutions and Nuclear Energy // Science. - 1972. - № 177. - S. 27-34.

12. Hocke P., Grunwald A. Wohin mit dem radioaktiven Abfall? Perspektiven fur eine sozialwissenschaftliche Endlagerforschung. - Berlin : Sigma, 2006. - 157 s.

13. Komleva E. V. Refleksija jaderno-neftegazovoj situacii Se-vera Evropy: interesy i potencial Germanii kak partnera Rossii // Geo-fizicheskij zhurnal. - 2008. - T. 30, № 2. - S. 3-31.

14. Komleva E. V. Nekotorye aspekty hranenija i zahoronenija ja-dernyh materialov // JEnergeticheskaja politika. - 2012. - Vyp. 4. - S. 45-57.

15. Pobedonosceva G. M. Razvitie rossijskoj territorii Ark-tiki i os-obennosti social’no-jekonomicheskogo polozhenija Murman-skoj oblasti

Комлева Е. В., 2013

16

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Философия. Социология. Культурология

// Razvitie Severn i Arktiki: problemy i perspektivy : materialy mezhreg. nauch.-prakt. konf. (Apatity, 14-16 nojabrja 2012 g.). - Apatity, 2012. -S. 41-43.

16. Pugina O. A., Agapov D. S. Material'naja i duhovnaja priroda pravovyh sistem / / JUridicheskaja nauka. - 2012. - № 1. - S. 18-23.

Информация об авторе

Комлева Елена Владимировна - научный сотрудник, Институт философии и политологии, Дортмундский технический университет, г. Дортмунд (Германия), e-mail: [email protected]

Author

Komleva Elena Vladimirovna - researcher, Institute of Philosophy and Political Science, Dortmund Technical University, Dortmund (Germany), e-mail: [email protected]

Комлева Е. В., 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.