Научная статья на тему 'Правопорядок в контексте современной постклассической методологии'

Правопорядок в контексте современной постклассической методологии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1401
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОПОРЯДОК / ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА / КОНСТРУКТИВИЗМ / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / СУБЪЕКТ ПРАВА / RULE OF LAW / POST-CLASSICAL SCIENCE / CONSTRUCTIVISM AND ANTHROPOCENTRISM / SUBJECT OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пашенцев Дмитрий Алексеевич, Черногор Николай Николаевич

В статье понятие и сущность правопорядка проанализированы на основе методологических подходов, предлагаемых постклассической юриспруденцией. Авторы рассматривают правопорядок с позиций конструктивизма и антропоцентризма. Сделан вывод, что сущность правопорядка составляет повседневная деятельность субъектов права по реализации правовых норм.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article is analyzed concept and essence of law on the basis of the methodological approaches proposed post-classical jurisprudence. The authors examine the law from the standpoint of constructivism and anthropocentrism. It is concluded that the essence of law are the daily activities of subjects of law on the implementation of legal norms.

Текст научной работы на тему «Правопорядок в контексте современной постклассической методологии»

ПРАВОПОРЯДОК В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ

ПАШЕНЦЕВ Дмитрий Алексеевич, ЧЕРНОГОР Николай Николаевич

Аннотация. В статье понятие и сущность правопорядка проанализированы на основе методологических подходов, предлагаемых постклассической юриспруденцией. Авторы рассматривают правопорядок с позиций конструктивизма и антропоцентризма. Сделан вывод, что сущность правопорядка составляет повседневная деятельность субъектов права по реализации правовых норм.

Annotation. In this article is analyzed concept and essence of law on the basis of the methodological approaches proposed post-classical jurisprudence. The authors examine the law from the standpoint of constructivism and anthropocentrism. It is concluded that the essence of law are the daily activities of subjects of law on the implementation of legal norms.

Ключевые слова: правопорядок, постклассическая наука, конструктивизм, антропоцентризм, субъект права.

Keywords: rule of law, post-classical science, constructivism and anthropocentrism, the subject of law.

Одной из центральных категорий юриспруденции, сохраняющей как теоретическое, так и практическое значение, является правопорядок.

Понятие «правопорядок» употребляется в действующих нормативных правовых актах, например, в ГК РФ и Указе Президента РФ от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка»1. Сущности и содержанию данного понятия посвящены работы целого ряда ученых, в том числе современных. Тем не менее важные вопросы, связанные с содержанием, структурой, гарантиями правопорядка, а также эффективными мерами по его целенаправленному формированию, остаются нерешенными. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть вопрос о возможности применения новых, ранее не использовавшихся для исследования этой проблематики научных методов.

В современных условиях, когда научная картина мира стремительно меняется, мы можем наблюдать переход от классической к постклассической науке. На смену привычным принципам и критериям научного знания, таким как детерминизм, объективность, универсальность, истинность, приходят плюрализм точек зрения, признание ненаучного компонента (ми-

1 Указ Президента РФ от 11 декабря 2010 г. N° 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» // СПС «КонсультантПлюс».

фы и стереотипы), антропоцентризм и контек-стуальность2. Смена методологической парадигмы позволяет по-новому взглянуть на многие ключевые проблемы, стоящие перед правоведением, с новых позиций проанализировать базовые юридические категории. В связи с этим представляется перспективным применение постклассической научной методологии к анализу ключевых проблем теории правопорядка.

Как отмечает И.Л. Честнов, в качестве принципов постклассической юридической картины мира выступают многомерность права, сконструированность правовой реальности, релятивизм и неопределенность3. Опираясь на эти принципы, постклассическая наука предлагает современной юриспруденции целый ряд методов, одним из которых является конструктивизм. Как полагает И.Л. Честнов, конструктивизм «выступает как эпистемологической парадигмой, общеметодологическим ориентиром, так и конкретной научно-исследовательской программой, "работающей" на уровне конкретного исследования»4. Сторонники конструкти-

2 Дорская А.А., Честнов И.Л. Эволюция системы права России: теоретический и историко-правовой подходы. СПб., 2010. С. 8-9.

3 Честнов И.Л. Постклассическая теория права : моногр. СПб., 2012. С. 105.

4 Честнов И.Л. Конструктивистская парадигма в историко-правовой науке // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика : материалы ежегод. науч. конф. памяти проф. Ф.М. Рудинского. М. : АПКиППРО, 2013. С. 209.

визма полагают, что наука, вопреки общепринятому мнению, не открывает явления, которые существовали и до акта их научного описания и измерения, а именно создает, конструирует их с помощью описания и измерения. Без термина не существует и соответствующего ему явления социальной, а в нашем случае правовой, реальности. Отсюда следует, что понятие правопорядка не есть отражение некой объективной реальности. Оно отражает наши представления о том, какой эта реальность должна быть применительно к состоянию урегулированных правом общественных отношений.

Сконструированный характер правопорядка позволяет говорить о том, что наше представление о нем зависит от задаваемой нами же системы координат, в рамках которых и существует модель правопорядка. При желании можно создать и иной конструкт, опирающийся на иную систему координат, другую научную терминологию.

В пользу правильности выводов конструктивизма относительно правопорядка свидетельствует многообразие имеющихся его определений. Ученые рассматривают правопорядок как «определенную систему общественных отношений, складывающуюся на основе права и законности»5; как «основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений»6; как «состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности»7.

Конструктивизм утверждает, что конструирование правовой реальности проходит три стадии, которые условно можно обозначить так: знаковая форма, ментальный образ, повседневное поведение. В этом контексте правопорядок формируется следующим образом: сначала принимаются нормы права, направленные на укрепление и поддержание правопорядка, потом у правоприменителей и остальных субъектов складывается определенное ментальное представление о правопорядке, преломляющееся через собственный опыт и отражающее-

5 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2001.

С. 197.

6 Шабуров А.С. Теория государства и права. М., 1997. С. 457.

7 Алексеев С.С. Государство и право: начальный курс. М.,

1994.

ся в правосознании, а затем проводится работа по трансформации правовых предписаний в повседневное массовое поведение населения страны. Именно массовое поведение и формирует ту или иную модель правопорядка, которая может существенно отличаться от задуманной законодателем концепции.

Об эффективности существующей модели правопорядка можно судить по целому ряду признаков, например, по данным статистики относительно уровня преступности.

Проанализируем официальную статистику МВД России за январь - ноябрь 2016 г. Несмотря на то, что отмечается снижение зарегистрированных преступлений на 8,6 %, некоторые показатели не могут не вызывать озабоченности. В результате преступных посягательств в этот период погибло 26,6 тыс. чел., здоровью 40,9 тыс. чел. причинен тяжкий вред. Ущерб от преступлений вырос на 36,4 % по сравнению с показателями прошлого года. Количество преступлений террористического характера увеличилось на 34,2 %. Остались нераскрытыми 694 убийства и покушения на убийство8.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что столь высокий уровень преступности негативно характеризует состояние правопорядка. Следовательно, принимаемые многочисленные правовые нормы не стали в полной мере практикой массового поведения.

В этом контексте можно согласиться с позицией тех ученых, которые подвергают сомнению традиционный для юриспруденции взгляд на правопорядок как на результат четкой и неукоснительной реализации юридических норм. Подобное понимание правопорядка типично лишь для его идеальной модели, которая сильно отличается от реального состояния право-

9

порядка в конкретном социуме .

Конструирование государством определенной модели правопорядка происходит постоянно и определяется борьбой между существующими социальными группами. Доминирующая группа получает возможность объявлять те или иные действия и интересы юридически значимыми, и это определяет контуры правопорядка, которые являются подвижными и изменчивыми.

8 Официальный сайт МВД России. URL : https://мвд.рф/ mvd (дата обращения: 23.01.2017).

9 Сауляк О.П. Законность и правопорядок: на пути к новым парадигмам. М. : Юрлитинформ, 2009. С. 40-47.

Важным элементом современной научной картины мира и частью постклассической научной методологии является антропоцентризм, который может быть использован и при анализе явлений правовой сферы. Как справедливо отмечает И.Л. Честнов, в современных условиях «субъект права должен трактоваться не просто как субъект правоотношений, а гораздо шире - как центр правовой системы, ее творец и постоянный деятель. Именно субъект права формирует и воспроизводит своими действиями правовую реальность»10.

С позиций антропоцентризма нельзя рассматривать любые аспекты бытия права, исключая из этого процесса его субъекта как центральное звено правовой системы, как основную движущую силу права, включая процессы правотворчества и правоприменения. В то же время отечественная теория правопорядка нередко оставляет в стороне субъект права, не учитывает его в своих конструкциях, делая главный упор на нормы и эффективность механизмов их реализации.

Реализация правовых предписаний происходит не сама по себе, они воплощаются в жизнь только в конкретных действиях конкретного субъекта. Все формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование, применение - это действия субъектов права, в последнем случае наделенных особыми полномочиями, поэтому именно субъект права должен занимать главное место в любой модели правопорядка. Правосознание как неотъемлемое качество субъектов права детерминирует особенности реализации ими правовых норм, в конечном итоге проявляясь как в психическом образе права, так и в массовом поведении по исполнению правовых предписаний.

Рассматривая субъект права как центральное звено механизма формирования и укрепления правопорядка, необходимо учитывать, что деятельность субъекта права в этом контексте зависит от совокупности факторов, в том числе и психологического характера. Как отмечал Г.В. Мальцев, «социальная эволюция, развитие индивидов и сообществ людей определяются в значительной мере биологическими и психическими детерминантами, которые проявляют себя как под контролем человеческого созна-

10 Честнов И.Л. Человеческое измерение правовой реальности: на пути к формированию персоноцентристской теории права // Актуальные проблемы права в современной России : сб. науч. ст. / под ред. Д.А. Пашенцева. М., 2009. Вып. 10. С. 55.

ния, так и в обход его, образуют параллельные либо пересекающиеся линии регуляции индивидуального и коллективного поведения»11. Отсюда следует, что состояние правопорядка зависит от множества факторов, которые лежат вне сферы права. Массовое поведение людей, которое в конечном итоге и составляет правопорядок, получает ментальное, психическое, биологическое измерения.

Если мы предполагаем непосредственную зависимость правопорядка от субъекта права, то приходится согласиться, что субъект права формируется существующей правовой традицией.

Правовая традиция может рассматриваться как исторически сложившаяся и развивающаяся совокупность принципов построения правовой системы, которая выражается в нормах, правовых обычаях, понятиях, ценностях и представлениях; как право в развитии, в объективной и субъективной обусловленности, в особенностях его применения и интерпретации. Традиции обеспечивают сохранение целостности общества и его национальной идентичности, а правовые традиции - сохранение правовой идентичности.

С позиций современной постклассической юриспруденции решающее значение для правопорядка приобретают действия субъекта права, наделенного правоприменительными полномочиями, а также и того субъекта, которому адресованы правовые нормы. В свою очередь действия данных субъектов детерминированы имеющейся правовой традицией. Из этого следует, что в разных государствах могут существовать различные модели правопорядка. Его единой, универсальной модели не существует. Правопорядок контекстуален, его содержательное наполнение определяется, в числе прочих факторов, господствующими в обществе правовыми представлениями.

Можно констатировать наличие обратной зависимости: с одной стороны, правопорядок формируется повседневными действиями субъекта права, с другой стороны, субъект права сам создается правопорядком. В сходном ключе писал еще Г.Ф. Шершеневич: «Человек есть субъект права - это значит, он находится в определенных, нормированных или признанных правом отношениях к правопорядку. Субъект

11 Мальцев Г.В. Социальные основания права. М. : Норма, 2011.С. 12.

в юридическом смысле не есть поэтому существо или субстанция, а данная извне, созданная волею правопорядка способность»12.

Одним из принципов постклассической науки является диалогичность. Именно диалог лежит в основе любого правоотношения. Применительно к правопорядку целесообразно назвать два уровня диалога. Первый уровень можно обозначить как диалог между субъектами правоотношений, в основе которого будет лежать нарушение либо соблюдение прав и законных интересов их участников. Разновидностью такого диалога является внутренний диалог субъекта с воображаемым «другим» как потенциальным нарушителем его прав и законных интересов. В любом случае в этом диалоге учитывается «третья сила» в виде определенных социальных и правовых представлений, существующих в обществе, принимаемая в расчет участниками правоотношения.

Второй уровень диалога можно обозначить как диалог субъекта и структуры. Под структурой в данном случае мы понимаем правопорядок, который содержит в себе определенный набор требований социума, предъявляемых к каждому субъекту, и субъект при выборе модели своего поведения соотносит ее с этими требованиями как объективно имеющими более высокую социальную значимость.

Таким образом, именно диалог лежит в основе массового поведения по реализации правовых норм, выступая источником такого поведения и в конечном итоге механизмом воспроизводства правовой реальности.

В итоге следует отказаться от механического и идеального понимания правопорядка как определенного уровня упорядоченности

общественных отношений, достигнутого за счет неукоснительной реализации норм права.

Правопорядок в контексте постклассической научной методологии может быть охарактеризован как постоянная деятельность субъектов права по реализации правовых норм, построенная на внешнем и внутреннем диалоге и ориентированная на существующее в данный момент представление социума о должной модели правового поведения.

Правопорядок обладает изменчивостью и детерминирован социальными интересами и представлениями о праве, господствующими правовыми практиками, правовой традицией и правовым менталитетом.

Понимание правопорядка как деятельности предполагает повседневное соотнесение своего поведения с имеющимися в социуме образцами, а также наличие обратной связи, которая проявляется в социальном контроле. Общество через имеющиеся у него институты формирует систему правовых ценностей, обеспечивает их доведение до всех своих членов, определяет меры поощрения и наказания за соблюдение и нарушение установленных моделей поведения. Социальный контроль представляется важнейшим элементом механизма формирования и поддержания правопорядка. В то же время одного этого механизма недостаточно. Важными условиями правопорядка остаются соотнесение правовых инноваций с имеющейся правовой традицией, а также учет правосознания населения. Без этого ни одно самое совершенное законодательство не может быть трансформировано в повседневное массовое поведение людей как основу правопорядка.

Библиографический список

1 . Указ Президента РФ от 11 декабря 2010 г. № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Алексеев, С.С. Государство и право: начальный курс. - М., 1994.

3. Дорская, А.А. Эволюция системы права России: теоретический и историко-правовой подходы / А.А. Дорская, И.Л. Честнов. - СПб., 2010.

4 . Мальцев, Г.В. Социальные основания права. - М. : Норма, 2011.

5 . Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https:// мвд.р ф/mvd (дата обращения: 23.01.2017).

6 . Сауляк, О.П. Законность и правопорядок: на пути к новым парадигмам. - М. : Юрлитин-форм, 2009.

12 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 204.

7. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права. - М., 2001.

8. Честнов, И.Л. Конструктивистская парадигма в историко-правовой науке // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика : материалы ежегод. науч. конф. памяти проф. Ф.М. Рудинского. - М. : АПКиППРО, 2013.

9. Честнов, И.Л. Постклассическая теория права : моногр. - СПб., 2012.

10. Честнов, И.Л. Человеческое измерение правовой реальности: на пути к формированию персоноцентристской теории права // Актуальные проблемы права в современной России : сб. науч. ст. / под ред. Д.А. Пашенцева. - М., 2009. - Вып. 10.

11. Шабуров, А.С. Теория государства и права. - М., 1997.

12. Шершеневич, Г.Ф. Общая теория права. - М., 1911.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.