Научная статья на тему 'Правоотношения по освоению образовательных программ открытых онлайн-курсов: стороны, содержание, особенности'

Правоотношения по освоению образовательных программ открытых онлайн-курсов: стороны, содержание, особенности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
образование / образовательное право / образовательное отношение / отношения в сфере образования / открытые онлайн-курсы / правовой статус обучающегося / обязанности в образовательном правоотношении / education / educational law / educational attitude / relations in the field of education / open online courses / legal status of the student / responsibility in the educational legal relationship

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марианна Юрьевна Филиппова

В статье рассматривается новый вид образовательных правоотношений, возникающих в процессе освоения онлайн-курсов, размещенных на открытых образовательных платформах в сети Интернет. Рассматриваются особенности правового статуса лица, вступающего в такие правоотношения. Исследуется особый характер образовательного правоотношения в данном случае, в контексте обязанностей обучающегося и встречного предоставления в обмен на получаемое благо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Relations for the Study of Educational Programs of Open Online Courses: Parties, Content, Features

The article considers a new type of educational legal relations that arise in the process of mastering online courses posted on open educational platforms on the Internet. The article deals with the peculiarities of the legal status of a person entering into such legal relations. The special nature of the educational legal relationship in this case is studied from the point of view of the obligations of the student and the counter-provision of the received benefits.

Текст научной работы на тему «Правоотношения по освоению образовательных программ открытых онлайн-курсов: стороны, содержание, особенности»

УДК 340 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10144

Правоотношения по освоению образовательных программ открытых онлайн-курсов: стороны, содержание, особенности

Legal Relations for the Study of Educational Programs of Open Online Courses: Parties, Content, Features

Марианна Юрьевна ФИЛИППОВА,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель

директора по учебно-методической работе Юридического института

Российского университета транспорта (МИИТ)

E-mail: fm404@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается новый вид образовательных правоотношений, возникающих в процессе освоения онлайн-курсов, размещенных на открытых образовательных платформах в сети Интернет. Рассматриваются особенности правового статуса лица, вступающего в такие правоотношения. Исследуется особый характер образовательного правоотношения в данном случае, в контексте обязанностей обучающегося и встречного предоставления в обмен на получаемое благо.

Ключевые слова: образование; образовательное право; образовательное отношение; отношения в сфере образования; открытые онлайн-курсы; правовой статус обучающегося; обязанности в образовательном правоотношении.

Abstract. The article considers a new type of educational legal relations that arise in the process of mastering online courses posted on open educational platforms on the Internet. The article deals with the peculiarities of the legal status of a person entering into such legal relations. The special nature of the educational legal relationship in this case is studied from the point of view of the obligations of the student and the counter-provision of the received benefits.

Keywords: education; educational law; educational attitude; relations in the field of education; open online courses; legal status of the student; responsibility in the educational legal relationship.

В современном образовательном пространстве активно развиваются отношения, обладающие интересным своеобразием: каждому желающему предоставляется право освоить онлайн-курсы, размещенные в свободном доступе на открытой образовательной платформе, без удовлетворения каким-либо требованиям к уровню подготовки, базового образования и т.п. Он-лайн-курс изучается на основе программ дополнительного образования в электронной образовательной среде. Несмотря на наличие проверочных заданий на каждом этапе освоения курса (модуля, раздела), обучающемуся предоставляется доступ к следующим темам, разделам и модулям курса. За выполнение заданий начисляются баллы, достаточное количество которых является подтверждением выполнения учебной

программы и основанием предоставления слушателю возможности пройти процедуру итогового испытания и получить сертификат. Наличие сертификата предоставляет его обладателю право на перезачет результатов изучения онлайн-курса при освоении образовательной программы в вузе, студентом которого он является или будет являться. Порядок осуществления перезачета устанавливается локальными актами образовательной организации, где обучается выпускник открытых курсов.

Такой инструментарий мотивирует обучающегося закончить онлайн-курс и получить сертификат. Но есть и другая модель. Обучающийся изучает курс, добросовестно просматривает видеоматериалы, возможно, даже ведет конспекты. Но по тем или иным причинам не проходит

процедуры контроля знаний и не планирует подтверждать изучение курса получением сертификата. При этом у такого обучающегося формируются знания, умения и навыки, предусмотренные программой курса, которые их носитель впоследствии сможет применять в своей профессиональной деятельности.

Итак, является ли данное отношение образовательным? Безусловно, поскольку его цель — освоение обучающимся содержания образовательной программы дополнительного образования, в рамках которого и реализуются открытые он-лайн-курсы. Является ли такое отношение правоотношением? Разумеется, поскольку оно регулируется нормами законодательства об образовании. В этом правоотношении особый интерес вызывает правовое положение участников.

По сути, субъектами такого нетрадиционного с привычной точки зрения образовательного правоотношения, с одной стороны, выступают образовательные организации, преподаватели которых под брендом такой организации размещают онлайн-курсы на открытых образовательных платформах, и физические лица, эти онлайн-курсы изучающие.

В числе платформ, на базе которых размещаются доступные для всех образовательные продукты, такие известные интернет-ресурсы, как отечественные «Открытое образование», «Универсариум», «Лекториум», просветительский проект Arzamas.academy, Stepik и зарубежная Coursera.

Эти площадки могут функционировать в различных формах, представляя собой продукт каких-либо образовательных объединений (платформа «Открытое образование», созданная Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования»), так и не являясь таковыми (открытая образовательная платформа «Универсариум», образовательный проект «Лекториум», онлайн-университет Arzamas, образовательная платформа Stepik). Различными являются и требования к авторам курсов — в их числе могут быть как исключительно преподаватели образовательных организаций («Открытое образование», «Универсариум», «Лекториум»), так и иные лица, образовательный контент которых соответствует всем критериям, установленным администраторами образовательных платформ (Stepik). Интересно, что в содержании авторского соглашения просветительского проекта Arzamas, на основании которого авторы образовательных контентов или статей передают порталу права на свои произведения, о возможном статусе авторов как преподавателей образователь-

ных организаций упоминается лишь косвенно: в соответствии с п. 24 указанного соглашения автор должен гарантировать, что представленный материал не является служебным произведением, созданным в рамах трудовых отношений с научном учреждением, вузом, школой или иной организацией, выступающей правообладателем на основании ст. 1295 Гражданского кодекса РФ.

Итак, в большинстве случаев открытые образовательные платформы представляют собой своего рода образовательное пространство, предоставляющее техническую возможность реализации курса в дистанционной среде. По сути, отношениям, складывающимся в процессе размещения курса, присуща роль отношений, непосредственно связанных с образовательным отношением и имеющим обеспечивающий характер. Обратившись к ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации», можно отнести указанные отношения к категории отношений по созданию условий для реализации права граждан на образование.

ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», устанавливая категории обучающихся, относит к ним и лиц, осваивающих программы дополнительного образования: граждане, изучающие дополнительные общеобразовательные программы, именуются в Законе учащимися, а тех, кто обучается по программам дополнительного профессионального образования, Закон наделяет статусом слушателей. Между тем, онлайн-курсы не всегда относятся к дополнительным общеобразовательным программам или программам дополнительного профессионального образования. Например, особенность платформы «Открытое образование» — позиционирование своих онлайн-курсов как нового элемента российского образования. На сайте проекта указывается, что все программы разработаны в строгом соблюдении требований Федеральных государственных стандартов высшего образования, отражают содержание учебных дисциплин вузов, подготовивших курсы и впоследствии результаты их освоения могут быть перезачтены любой образовательной организацией, где продолжит свое обучение лицо, их изучившее и получившее подтверждающий сертификат. Уровень сложности большинства курсов «Открытого образования» рассчитан на программу бакалавриата. Таким образом, указанные курсы нельзя отнести ни к дополнительным общеобразовательным программам, ни к программам дополнительного профессионального образования, а лица, осваивающие курс, не могут, по формальным

признакам, являться, соответственно, ни учащимися, ни слушателями. Аналогичная ситуация свойственна и другим открытым площадкам он-лайн-образования.

Обучающийся по программам онлайн-кур-сов наделяется комплексом прав, свойственных студентам и слушателям, осваивающим образовательные программы всех уровней образования и предусмотренных ст. 34 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с учетом особенностей применения дистанционных образовательных технологий.

Относительно обязанностей обучающихся по программам онлайн-курсов следует отметить, что, как уже было сказано выше, обязанность добросовестно осваивать содержание образовательной программы, выполнять проверочные мероприятия и иным образом выполнять требования по формированию предусмотренных программой компетенций, является весьма относительной. Отношения с обучающимися на программах открытых онлайн-курсов регулируются не договором с образовательной организацией, предоставляющей такие курсы для изучения, а пользовательским договором, моментом заключения которого является акцепт физическим лицом, желающим обучиться по программам открытых онлайн-курсов, представленных на сайте образовательной платформы, публичной оферты. По отношению к общедоступной образовательной площадке обучающийся выступает пользователем размещенных в ее среде учебных материалов. Регламентация подобных отношений осуществляется нормами гражданского права, в частности, положениями четвертой части Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, обязанности обучающихся на онлайн-курсах также носят гражданско-правовой характер и детализируются пользовательским соглашением.

Исключение составляют случаи обучения студентов в рамках сетевой реализации образовательной программы, когда образовательная организация высшего образования использует механизм реализации отдельных дисциплин с использованием открытых онлайн-курсов другой образовательной организации, на портале образовательной платформы. Такая модель предусмотрена, например, национальным проектом «Открытое образование». В этом случае обучающиеся обладают обязанностями в рамках образовательного отношения и относительно части учебного плана, осваиваемого онлайн. Вступая в образовательное правоотношение, обучающийся становится носителем определенных обязанностей. Как

правило, они не предполагают какого-либо встречного материального предоставления (за исключением случаев обучения на платной основе по договору об оказании платных образовательных услуг). В число обязанностей обучающихся, содержащихся в п. 1 ст. 43 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», включены обязанности по освоению образовательной программы; соблюдению устава образовательной организации; бережному отношению к собственному здоровью, уважению чести и достоинства других участников образовательного процесса и др. Данный перечень находит свое развитие в правилах внутреннего распорядка образовательной организации и иных локальных актах учебного заведения. Анализ содержания положений этих актов подтверждает преимущественно нематериальный характер таких обязанностей. Обеспечивается их соблюдение возможным отчислением из образовательной организации. Кроме этого, выполнение обязанности по освоению образовательной программы является допуском к государственной итоговой аттестации и, соответственно, в случае успешного прохождения соответствующих процедур — условием получения документа об образовании. Так, согласно п. 3 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 29 сентября 2015 г. № 636, «к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по соответствующей образовательной программе высшего образования» [2].

Подобная конструкция является привычной для традиционного образовательного отношения.

Итак, какие же признаки характеризуют обучающегося, являющегося участником отношения по освоению общедоступных образовательных программ, реализуемых онлайн? Напомним, что законодательно определен статус лиц, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы (учащиеся) и дополнительные профессиональные программы (слушатели). Кто он, этот удивительный воин образовательного правового поля, ищущий знания и находящий их, но не всегда обладающий документом, подтверждающим освоение образовательной программы?

Наш герой может являться гражданином как Российской Федерации, так и иностранного го-

сударства, главное условие — владение русским языком на уровне, позволяющем осваивать содержание курсов [7]. Следует отметить, что иногда образовательные платформы принимают на себя социальную ответственность за онлайн-обу-чение именно наших соотечественников. Так, просветительский проект «Универсариум» в разделе «Социальные функции» указывает одним из направлений миссии проекта «обеспечение возможности дополнительного и профессионального образования для граждан Российской Федерации, проживающих на удаленных и труднодоступных территориях» [8].

Возрастной ценз обучающегося также остается крайне неопределенным: минимальный возраст либо вообще не установлен, либо косвенно определен школьным возрастом. Например, просветительский проект Arzamas обращает внимание на отсутствие возрастных ограничений, но принимает на себя обязательство об уведомлении пользователей образовательных контентов о наличии в учебных материалах слов и выражений, способных вызвать ассоциации с ненормативной лексикой. Администрация проекта при этом заверяет своих обучающихся о незамедлительном использовании всех возможных средств защиты детей от подобной информации в соответствии с правилами, установленными Приказом Минкомсвязи от 16 июня 2014 г. № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» [9].

Национальная платформа «Открытое образование» уведомляет своих потенциальных обучающихся о возможности освоения курсов школьниками, обращая при этом внимание на то, что уровень сложности большинства курсов соответствует уровню программ бакалавриата. Платформы «Универсариум» и «Лекториум» оставляют возрастной ценз за рамками пользовательских соглашений и публичной оферты. А вот образовательная платформа Stepik одним из условий регистрации на портале устанавливает необходимость достижения возраста 13 лет [11].

Для внесения относительной ясности в вопрос возрастных ограничений обратимся к положениям Гражданского кодекса РФ. Согласно положениям подп. 2 п. 2 ст. 28 ГК РФ, малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации [1]. В данном случае безусловно наличие безвозмез-

дного получения выгоды — образования как нематериального блага.

Таким образом, обучаться по программам открытых онлайн-курсов, в зависимости от их сложности и специальных оговорок администрации образовательных платформ, могут все поколения — от внучат, младших школьников, до бабушек и дедушек преклонных лет.

Каждый, выбравший для себя онлайн-обу-чение, становится субъектом образовательного отношения и одновременно отношения по использованию обучающего контента, регулируемого нормами гражданского права. В обоих случаях субъект наделяется комплексом соответствующих прав. Отметим еще раз, что права слушателя открытых курсов соответствуют правам, предусмотренным ст. 34 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с учетом специфики дистанционного обучения. Права обучающегося как пользователя электронного образовательного ресурса закреплены в пользовательских соглашениях интернет-платформ, на которых размещены курсы. Анализ текстов таких соглашений позволяет сделать вывод о схожести указанных прав для всех обучающих ресурсов: осваивать онлайн-курс, используя образовательный контент посредством просмотра или прослушивания, в отдельных случаях — скачивать материалы либо их часть на свое электронное устройство.

Перечень обязанностей пользователя также достаточно стандартен: не вводить администраторов онлайн-обучения в заблуждение относительно своей личности; не использовать образовательный контент в коммерческих целях, а равно с противоправными намерениями; не осуществлять действий, направленных на получение доступа к чужим учетным записям путем подбора логина и пароля или иных незаконных действий. Просветительский проект Arzamas в пользовательском соглашении предусматривает также немалый перечень обязанностей пользователя, носящих технический характер. Так, пользователь обязан: не осуществлять инженерный анализ в целях копирования или переработки учебных материалов; не осуществлять декодирование или иные действия, направленные на восстановление исходного кода или протокола программ для ЭВМ, в том числе — используемых библиотек; не нарушать целостность защитной системы и не осуществлять каких-либо действий, направленных на обход, снятие или деактивацию технических средств защиты размещенных на онлайн-платформе обучающих материалов. Представляется, что подобная детализа-

ция оправдана, в случае если в целевой аудитории слушателей открытых курсов преобладают лица с соответствующим уровнем подготовки в области компьютерных информационных технологий.

Теперь вернемся к рассмотрению обязанностей слушателя онлайн-курсов с точки зрения образовательного правоотношения.

Получив доступ к учебным материалам, обучающийся может, но не обязан осваивать учебную программу и проходить проверочные материалы — за исключением случаев, когда целью изучения курса является получение соответствующего сертификата или прохождение процедур зачета учебной дисциплины в образовательной организации, студентом которой является слушатель или в которую планирует поступить в будущем. Механизм такого зачета разработан, например, Национальной платформой «Открытое образование». Нередко на возможность обучения без участия в мероприятиях по проверке знаний указывают документы, регламентирующие отношения обучающегося на курсах с образовательными платформами. Так, пользовательское соглашение Национальной платформы «Открытое образование» в разделе «Условия использования онлайн-курсов» уведомляет, что курсы доступны в целях их освоения без дальнейшего оценивания результатов обучения и без получения документов, свидетельствующих об освоении курсов [10]. Следует отметить, что в случае намерения слушателя получить сертификат по итогу освоения курса ему необходимо принять условия договора-оферты на оказание образовательных услуг вузом — разработчиком онлайн-курса. В этом случае прохождение всех контрольных мероприятий, получение необходимого минимального количества баллов и готовность участвовать в платной процедуре проведения итоговой аттестации с применением технологий идентификации личности являются условиями получения сертификата об освоении онлайн-курса.

Таким образом, может сложиться ситуация, когда, изучив содержание онлайн-курса в полном объеме, обучающийся не выразит волеизъявления на подтверждение освоения курса соответствующим документом. Между тем, полученные знания впоследствии могут трансформироваться в весьма ощутимые материальные блага — при их способности обогатить человеческий капитал обладателя настолько, что их применение позволит коммерциализировать этот капитал на рынке труда.

Итак, в отношениях, складывающихся между обучающимися — слушателями открытых онлайн-курсов, организаторами обучения и преподавателями (тьютерами) нередко отсутствует предоставление каких-либо встречных обязательств обучающегося в обмен на получаемое благо.

В литературе такое явление — предоставление блага не в обмен на встречное предоставление — носит название социальной алиментации. Наиболее полно алиментарная природа отношений разработана в теории права социального обеспечения, где особенно ярко проявляется отсутствие обязанности совершения встречных действий со стороны получателя какого-либо вида социальной помощи. Конечно, в данном случае предоставляемые виды социального обеспечения носят преимущественно материальную форму: денежную (пенсии, пособия, компенсационные выплаты) либо натуральную (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и т.д.). Вместе с тем в систему социального обеспечения входит и оказание бесплатной медицинской помощи — традиционно соответствующие отношения рассматриваются в рамках одноименной отрасли права [3, с. 270—301; 4, с. 91—97; 5, с. 217—224; 6, с. 136—149].

Получение социальной пенсии, назначение пособия по беременности и родам студенткам очной формы обучения, получение пособия по безработице гражданами, впервые ищущими работу, получение бесплатной медицинской помощи — вот только несколько примеров проявления социальной алиментарности.

Итак, у субъектов соответствующих отношений отсутствуют юридические обязанности выполнения встречных действий по отношению к органам, назначающим или осуществляющим оказание социальной помощи, — за исключением действий, обеспечивающих процедуру назначения или оказания такой помощи (предоставление необходимых документов, подготовку заявлений и т.п.).

В настоящей статье перечислены специфические свойства отношений по изучению онлайн-курсов без намерения получения сертификата о его окончании или по их освоению вне сетевой формы обучения с участием образовательной организации. В их числе: отсутствие требований к наличию базовых («входных») знаний для изучения курса, в отдельных случаях — размытый возрастной ценз, отсутствие требований обязательного выполнения каких-либо учебных действий с одновременным безусловным и безэквивалентным последовательным предоставлением

доступа к образовательному контенту. Представляется, что указанные свойства позволяют сделать вывод о проявлении в отношениях по изучению онлайн-курсов признаков социальной али-ментарности, которую в данном случае можно определить как социально-образовательную али-ментарность.

Нематериальное благо, полученное в данном случае не в обмен на встречное предоставление, впоследствии способно стать для его носителя источником обретения выгоды материальной.

Следует отметить, что подобная социально-образовательная алиментарность в полной мере может проявляться именно в отношениях по освоению открытых онлайн-курсов. Традиционное образовательное правоотношение, возникающее в образовательной организации, как правило, не допускает предоставления доступа к содержанию образовательной программы (перевод с курса на курс) без прохождения процедур промежуточной аттестации. Исключение составляют случаи реализации обучающимися права на ликвидацию академической задолженности в сроки, установленные законодательством об образовании и локальными актами образовательной организации. В данном случае перевод на следующий учебный курс может быть осуществлен условно, и, таким образом, студент может быть допущен к освоению учебного материала как бы «авансом».

Итак, представляется, что современные условия реализации образовательных программ способны повлечь за собой переосмысление института образовательных правоотношений и правового положения его участников.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки России от 29 июня 2015 г. № 636) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник. М., 2019.

4. Пашкова Г.Г. Право социального обеспечения: учеб. пособие. Томск, 2018.

5. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. М., 2001.

6. Социальное обеспечение: настоящее и будущее: монография / под ред. М.Л. Захарова, Ю.В. Воронина. М., 2017.

7. Официальный сайт Национальной платформы «Открытое образование» // URL: https:// openedu.ru/faq/

8. Официальный сайт образовательного проекта «Универсариум» (разд. «О проекте») // URL: https://universarium.org/project

9. Пользовательское соглашение и правила использования веб-сайта Arzamas.academy в сети интернет и мобильного приложения «Радио Arzamas» // URL: https://arzamas.academy/license

10. Пользовательское соглашение Ассоциации «Национальная платформа открытого образования» (п. 5.1 разд. 5) // URL: https://ope-nedu.ru/terms/

11. Условия использования образовательной платформы Stepik // URL: https://welcome. stepik.org/ru/terms

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.