S
О OD О
5 §
ГС OD
ГС
6
О
с о
о Ï Ï о
о §
о
Ï §
2 ^
S Ï ГС
t О
УДК 343.8 ББК 67.409.13 C32
Аннотация: в статье рассматривается возможность реализации права на получение медицинской помощи и охрану здоровья лицами, содержащимися в пенитенциарных учреждениях.
Ключевые слова: пенитенциарные учреждения, медицинская помощь, охрана здоровья, подозреваемые, обвиняемые, осужденные, исправительные учреждения, следственные изоляторы.
ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА СЕРЕДА*
ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМИ, СОДЕРЖАЩИМИСЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
* Доктор юридических наук, профессор, начальник организационного управления Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации E-mail: [email protected].
E.V. SEREDA*
PRISONERS' RIGHT TO MEDICAL CARE
Annotation: this article is devoted to realization of prisoners' right to medical care and health protection.
Key words: penal establishments, medical care, health protection, suspected persons, accused persons, convicted persons, correctional establishments, pretrial detention centers.
Право лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, на охрану здоровья, как и всех граждан Российской Федерации, закреплено в ст. 41 Конституции РФ. В ст. 29 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» также говорится о том, что лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, имеют право на получение медицинской помощи.
Аналогичная норма содержится и в ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), где указывается, что «осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения», а в ст. 101 УИК РФ отмечается, что «администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных». Это касается и граждан, находящихся в статусе подозреваемых и обвиняемых. Права последних закреплены в п. 9 ст. 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Кроме того, в соответствии со ст. 99 Уголовно-процессуального кодекса РФ при избрании меры пресечения необходимо наряду с учетом тяжести содеянного, личности подозреваемого или обвиняемого принимать во внимание состояние его здоровья.
Таким образом, можно констатировать, что существует достаточно детальная законода-
Î62
тельная и нормативно-правовая регламентация охраны жизни и здоровья лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях.
Как свидетельствует правоприменительная практика, фактическое состояние дел в этой области оставляет желать лучшего. Однако нет сомнения в том, что доступная и качественная медицинская помощь, предоставляемая всем лицам, содержащимся в пенитенциарных учреждениях, в условиях ограничения и лишения свободы должна устранять негативные последствия для личности и являться частью комплекса мероприятий по ресоциализации освобожденных из мест лишения свободы. В связи с этим на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы задача сохранения здоровья лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, становится едва ли не самой важной.
Произошедшие в последние годы негативные события, касающиеся неоказания надлежащей медицинской помощи лицам, содержащимся в пенитенциарных учреждениях, и приведшие в итоге к летальному исходу некоторых из них, привлекли к проблеме медицинского обеспечения в пенитенциарных учреждениях повышенное внимание юристов и общественности.
Анализ проблемы позволяет говорить о ее двух составляющих, связанных между собой. Первая заключается в низком качестве оказания медицинской помощи лицам, содержащимся в пенитенциарных учреждениях, а вторая -в недостаточном качестве и количестве санитарно-гигиенических мероприятий, которые необходимо проводить в этих учреждениях.
На наш взгляд, к основным направлениям реализации прав лиц, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных колониях, на охрану здоровья относятся в первую очередь необходимость обеспечения условий гигиены и санитарии, предоставление медицинской помощи заболевшим в этих учреждениях. Причем последняя составляющая упирается еще в одну важную проблему - переполнение следственных изоляторов и исправительных колоний. Несмотря на то что в связи с прошедшими амнистиями количество лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, несколько снизилось, проблема скученности содержащихся в них остается довольно актуальной.
Об этом говорили ученые на всех этапах существования нашего государства. Еще И. Я. Фой-ницкий отмечал, что «о заботах санитарных не было и речи, тюрьмы были переполнены, тюремные сидельцы содержатся в помещениях, наименее удобных для жизни... Для больных
не было особых помещений, они тут же умирали. Теснота была настолько страшной, что узники "лежали"»1. Часто и сегодня при посещении следственных изоляторов возникает впечатление, что мы находимся в том же XIX веке.
Полагаем, что одним из средств реализации целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, направленных на то, чтобы в первую очередь разгрузить пенитенциарные учреждения и создать нормальные условия для лиц, отбывающих наказание, и лиц, находящихся в следственных изоляторах на стадии предварительного следствия, является повышение уровня санитарного и медицинского обеспечения всех лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях.
Однако, несомненно, необходимо искать и более действенные пути решения этой проблемы. В последнее время государство обратило внимание еще на одну возможность изменить ситуацию в лучшую сторону, а именно: уменьшить число осужденных к лишению свободы можно за счет расширения и более эффективного использования альтернативных видов наказания и мер уголовно-правового характера.
Не секрет, что в нашем уголовном законодательстве предусмотрены достаточно большие сроки лишения свободы и нередко в места лишения свободы попадают осужденные, совершившие преступления небольшой или средней тяжести. В результате за время отбывания наказания у многих осужденных теряются семейные и социальные связи, утрачиваются навыки работы, ухудшается здоровье. Кроме того, лишение свободы как вид наказания является самым затратным для бюджета государства. Именно поэтому установка на более широкое применение альтернативных мер наказания, не связанных с изоляцией человека от общества, будет способствовать снижению численности находящихся в исправительных колониях, а значит, приведет к повышению уровня их санитарного и медицинского обеспечения.
Согласно статистическим данным, 90 % всех лиц, находящихся в местах лишения свободы и заключенных под стражу, страдают различными заболеваниями и состоят на диспансерном учете. В полтора раза чаще у них наблюдаются заболевания органов дыхания, выявляются психические расстройства, увеличивается количество ВИЧ-инфицированных. Показатели состояния здоровья лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях, значительно отличаются в худшую сторону от общенациональных показателей. Прежде всего это связано с
1
ш
С
-С §
§
О §
о -с
CD
О
(V)
о
0
1
ш
CD Ш
-С
S
0
CD CD
1
S
О 00 о
5 §
ГС со
ГС
6
о с
о
<0
0
1
1 о
У
о §
0 §
2
1
ГС &
О
высокой плотностью размещения осужденных, а также неудовлетворительными санитарно-гигиеническими условиями. Серьезную озабоченность вызывает также слабая диагностическая база исправительных учреждений, качество предоставляемой осужденным медицинской помощи, профессиональная подготовка специалистов.
Изменение ситуации в лучшую сторону возможно путем передачи функций по обеспечению медицинского обследования и соблюдения санитарно-гигиенических условий в пенитенциарных учреждениях от Федеральной службы исполнения наказаний к гражданской структуре. Однако это произошло лишь формально.
Так, после выхода приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» могло сложиться впечатление, что Минздравсоцразвития России взяло на себя ответственность за состояние дел с медицинским обеспечением в уголовно-исполнительной системе. Но вопрос остался нерешенным.
На наш взгляд, создание в рамках Минздрав-соцразвития России специальной структуры и увеличение ассигнований на охрану здоровья и лечение осужденных решило бы многие проблемы, связанные с медицинским обеспечением лиц, находящихся в местах лишения свободы и под стражей.
Полагаем, что наряду с более частым назначением альтернативных видов наказания и увеличением ассигнований на охрану здоровья и лечение осужденных немаловажное значение имеет освоение новой медицинской техники в пенитенциарных учреждениях. Мероприятия по ее внедрению и обеспечению лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, адекватным уровнем санитарно-гигиенических условий пребывания в них дадут дополнительную возможность привести в соответствие с международными стандартами условия содержания в пенитенциарных учреждения России.
Существует еще один способ изменить ситуацию в лучшую сторону. Так, Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 434-Ф3 «О внесении изменений в ст. 110 УПК РФ и ст. 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совер-
шении преступлений » закреплена возможность изменения меры пресечения в виде заключения под стражу при выявлении у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей. В рамках исполнения этого Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 3 утверждены Перечень заболеваний и Правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений. Принят также Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 5-Ф3 «О внесении изменений в статью 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», которым вводится обязательность проведения медицинского осмотра осужденных и выдачи медицинского заключения при водворении в штрафные изоляторы (дисциплинарные помещения). Детали проведения такого медосмотра прописаны в приложении к приказу Минюста России от 9 августа 2011 г. № 282, закрепившему порядок проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, судебные помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья.
Кроме того, законодательно предусмотрена возможность применять к подозреваемому или обвиняемому, страдающему заболеванием, меры пресечения, не связанные с изоляцией от общества.
Назовем некоторые позитивные тенденции в области обеспечения права осужденных, подозреваемых и обвиняемых на охрану здоровья и получение медицинской помощи: введение обязательного медицинского осмотра при помещении в штрафной изолятор исправительного учреждения; невозможность применения такой меры пресечения, как заключение под стражу, для лиц, страдающих тяжкими заболеваниями; возможность замены более суровой меры пресечения на менее строгую при выявлении определенной болезни.
Таким образом, можно утверждать, что законодательное регулирование вопросов обеспечения прав лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, на медицинскую помощь и охрану их здоровья соответстЕует нормам международного права и создает основу для их применения.
Список использованной литературы
1 Фойницкий И. Я. Учение и наказание в связи с тюрьмоведением. СПб., 1889. С. 308. Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 25 апреля 2014 г. № 4.