Научная статья на тему 'ПРАВО, СВОБОДА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ПРАВО, СВОБОДА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
432
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА / ПРАВО / СВОБОДА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горелик Анастасия Сергеевна

В данной статье проанализированы теоретические аспекты понимания и взаимодействия таких понятий как право, свобода и справедливость, раскрыта сущностная составляющая вышеприведенных феноменов и их отражение в основных правовых принципах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW, FREEDOM, JUSTICE: THEORETICAL ASPECTS OF UNDERSTANDING AND INTERACTION

This article analyzes the theoretical aspects of understanding and interaction of such concepts as law, freedom and justice, reveals the essential component of the above mentioned phenomena and their reflection in the basic legal principles.

Текст научной работы на тему «ПРАВО, СВОБОДА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Право, свобода, справедливость: теоретические аспекты понимания и взаимодействия

Law, freedom, justice: theoretical aspects of understanding and interaction

Горелик Анастасия Сергеевна

Бакалавр 4 курса Юридический факультет Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, Санкт-Петербург anastasiagorelik@mail.ru

Gorelik Anastasiia Sergeevna

Bachelor 4th year student Faculty of Law St. Petersburg State University, Russian Federation, St. Petersburg anastasiagorelik@mail. ru

Аннотация.

В данной статье проанализированы теоретические аспекты понимания и взаимодействия таких понятий как право, свобода и справедливость, раскрыта сущностная составляющая вышеприведенных феноменов и их отражение в основных правовых принципах.

Annotation.

This article analyzes the theoretical aspects of understanding and interaction of such concepts as law, freedom and justice, reveals the essential component of the above mentioned phenomena and their reflection in the basic legal principles.

Ключевые слова: Юриспруденция, Теория права и государства, Право, Свобода, Справедливость.

Key words: Jurisprudence, Theory of Law and State, Law, Freedom, Justice.

Введение

Целью данной работы является поиск ответа на фундаментальный вопрос о том, почему же в рамках современных реалий является столь важным чёткое осознание, к сожалению, не всегда лежащей на поверхности связи между такими социально значимыми терминами, как свобода, справедливость и, разумеется, право. Необходимым представляется анализ того, в чём же именно же именно таится их неотъемлемая нужда в общем взаимодействии, и каким образом это отражается на актуальном устройстве общества и государства. Определение взаимосвязи права, свободы и справедливости выступает в роли несомненно важного аспекта, в рамках формирования представления о современной действительности человеческого бытия. Это видится возможным, путём представления общепризнанных определений понятия свободы; представления общепризнанных определений понятия справедливости; проведения анализа свободы в качестве одного из правовых принципов; проведения анализа справедливости в качестве одного из правовых принципов и, наконец, указания четких положений их взаимодействия.

Именно поэтому не представляется возможным опровергнуть, что актуальность темы исследования заключается в необходимости осознания значимости взаимодействия прав, свобод и справедливости на современном этапе, ввиду того, что путем переосмысления значения вышеуказанных определений, в рамках любого человеческого существования возможно обретения целостного понимания кроющихся в них функций, направленных на поддержания должного состояния общественно важных процессов.

В действительности принято рассматривать как данность, что права и свободы несут в себе первостепенную роль в жизни каждого индивида. Анализ того, в чем представляется возможным проследить взаимодействие права, свободы и справедливости, остается открытым и в настоящее время. Необходимо

производить при участии как теоретических аспектов понимания указанных понятий, так и их непосредственной взаимосвязи на правовой основе.

Феномен свободы

Что принято понимать под определением свободы

Общеизвестным фактом является то, что человеческое существование просто немыслимо без присутствия в нём такой философской категории как свобода. Одним из возможных ответов на поставленный вопрос является утверждение о том, что свобода - это непосредственно возможность поступать согласно своим представлениями и желаниями, которой должен обладать каждый человек.

Признано, что свобода человека непосредственно находит свои истоки в его природе, но должна быть рассмотрена в совокупности с таким понятием как необходимость. Поистине важным является понимание того, что свобода немыслима без присутствия в ее сущности понятий равенства и справедливости, которые в свою очередь и осуществляют разграничение возможностей до той степени, пока их реализация не начнет нарушать свободу окружающих. Именно поэтому и применяется понятие необходимости - направленности на поддержание общедоступной совокупность возможностей для удовлетворения потребностей, необходимых в рамках реализации собственной свободы, действий.

Иным определением свободы является её рассмотрение в качестве социальной ценности. Свобода возникла из стремления людей к созданию безопасной сферы личной, закрытой от внешнего вмешательства жизни. Тем не менее, актуальное устройство социальных процессов взаимодействия людей подразумевает и некие ограничения в рамках реализации принципа свободы, ввиду того, что ничем не ограниченная свобода одного может непосредственно нарушать такую же неограниченную свободу другого.

Таким образом, грань свободы одного человека проводится свободой другого: процесс социального взаимодействия представляет собой регулирование человеческой деятельности, согласно существующим в социуме нормам, направленных на поддержание справедливого общественного баланса.

Какое отражение определение свободы находит в основных правовых принципах

Рассуждение о феномене свободы и его проявлении в правовых установках необходимо начать с анализа того факта, что свобода, рассматриваемая в совокупности со своей правовой основой, призвана отображать, в первую очередь, именно формально признаваемый характер заложенного в неё равенства и ее всеобщность. Данное правовое равенство способствует становлению индивидов на уровень должного обладания свободой, утверждаемой в нормативно-правовой форме.

В рамках поиска должного определения статуса свободного человека, согласно нормативно-правовой специфике данного понятия, можно заметить, что свободным признается тот, кто действует в рамках предписываемых законом норм, не нарушая при этом свободу окружающих.

Данный принцип способствует обеспечению возможности должного устройства социальной реальности, при условии, что правовая культура людей рассматриваемого общества находится на достаточном уровне для осознания всей глубины данного понятия и всех сопутствующих факторов, прилагаемых к возможным препятствиям на пути реализации права человека на собственную свободу, для данного анализа важно уделить внимание и еще ряду прилагаемых аспектов. В первую очередь, представляется необходимым рассмотреть, что же собой представляют общепризнанные принципы права, и какое место в них занимает феномен свободы.

Итак, «под правом нужно понимать систему общих, обязательных нормативно-правовых предписаний, обеспеченную мерами государственного и иного воздействия, внешне выраженную в нормативных правовых актах, договорах и других формально-юридических источниках, отражающую идеи и состояния свободы и ответственности, справедливости и равенства, гуманизма и общественного порядка (безопасности), служащую

особым регулятором поведения людей, их коллективов и организаций». Помимо того, что данное определение подчеркивает как основные признаки, так и базовую ценность права, оно также даёт четкое осознание того, что именно права несет в себе функцию наиглавнейшего источника регулирования общественных процессов.

Ввиду того, что право, как уже указывалось ранее, выступает в качестве особой формы регулирования поведения людей, - все его нормы должны быть правовыми, а именно отражать идеи ключевых ценностей современных реалий, а именно: свободы, гуманизма, справедливости и юридического равенства, личной и общественной безопасности.

При рассмотрении вышеуказанного тезиса, обратимся к возможному рассмотрению права в качестве общей формы правовых ценностей, а именно равенства, свободы и справедливости.

На современном этапе, данное видение не может утратить своей актуальности, ведь такие ценности как свобода и правовое равенство являются ориентирами общественного развития, а их отсутствие знаменует собой невозможность дальнейшего существования права как системы.

Для государства, чья власть основывается на правовых началах, характерно непременное наделение личности правами и свободами, а также их юридическая защищенность. Именно поэтому правовая норма служит для согласования интересов участников общественных отношений. Таким образом, можно подвести итог о том, что свобода выступает не только в роли необходимости для каждого отдельно взятого субъекта социума, но и в качестве базового условия функционирования правовой системы государства. Быть может, включение понятия свободы в нормативно-правовые акты и закрепление ее принципов в правовых нормах представляет собой наиболее важный аспект при рассмотрении ценностей права и способов их реализации.

В данном контексте особенно интересна глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации, ее статьи 17 и 18. Так, согласно статье 17 «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (часть 1); основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2); осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». В силу же статьи 18 «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Данные конституционные положения подчёркивают невозможность и неприемлемость пренебрежения гарантиями прав и свобод личности.

Таким образом, ключевым является то, что права и свободы, согласно вышеуказанным положениям, выступают общественными ориентирами, они, как указывается в статье, определяют само предназначение законов, без наличия которых просто невозможно рассматривать какое-либо пригодное для воплощения в жизнь устройство государства. Государство, не защищающая как минимум на законодательном уровне неотъемлемые права и свободы собственных граждан не может быть названо государством, ведь вся его организация сводится к перманентному бесправию его подданных, неспособных к осознанию ценности собственного существования. После прочтения вышеуказанных положений, важно прийти к выводу о ценности, заложенной в жизнь каждого отдельно рассматриваемого индивида, в предоставляемые и гарантируемые ему права и свободы.

Справедливость

Что принято понимать под определением справедливости

Неоспоримо, что понятие справедливости в действительности не имеет четко зафиксированного, единообразно понимаемого определения. Напротив, справедливость столетиями трактуется совершенно по-разному, к примеру, по мнению сторонников позитивизма, справедливым признается решение, которое

соответствует букве закона, данный момент можно пояснить тем, что справедливость, как понятие в легистском подходе к правопониманию, заменяется понятием правового, а правовым в свою очередь признается всё, исходящие от силы государства.

Таким образом, позитивистская концепция не требует анализа воплощения справедливости, так как подменяет её иным усмотрением. В то же время сторонники непозитивистской правовой традиции убеждены, что лишь только признанный справедливым закон может быть применен при вынесении решения.

На протяжении множества веков люди не могли прийти к однозначному решению о том, что же именно подразумевает под собой справедливое решение, ведь помимо вышеуказанных правовых традиций существовало и продолжает существовать великое множество идеологий, диктующих собственные, зачастую весьма различные между собой взгляды на данное определение.

Даже в каждодневной жизни, поступок, рассматриваемый одним, как справедливый, не всегда представляется другому таким. Невзирая на тот факт, что как различные правовые концепции, так и отличные между собой мировоззрения людей заключают в себе огромный спектр взглядов на понятие справедливости, существует необходимость в наличии уникальной формулы данного понятия, приемлемого для каждого и функционирующего исключительно во благо устройства жизнедеятельности людей.

Следует начать с того, что под справедливостью всё же принято подразумевать понятие о должном. Иными словами, справедливость требует, чтобы всё было так, как оно должно быть. Тем не менее, наличие такого обще признаваемого определения не исключает тот факт, что справедливость как понятие остается весьма относительным.

Мне представляется наиболее подходящим, в рамках рассмотрения всего многообразия подходов к определению справедливости, сослаться на принцип эгалитаризма, «Эгалитаризм — концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями всех членов этого общества», т.е. равенства, который является прямым путём к реализации справедливости. Теория эгалитаризма исключает различия между людьми и любые проявления неравного к ним отношения. Этот принцип и должен послужить основой любого законодательства, направленного на содержание справедливых норм.

Также, существует устоявшаяся формулировка того, что основополагающим понятием, характеризующим справедливость, является «соразмерность». Следует рассмотреть, каким же образом данная формула отражается в реальной жизни. Для этого можно обратиться к тексту статьи, повествующей о соразмерности как условии справедливости, Вестника РУДН, серии, посвященной юридическим наукам: «Принцип соразмерности как бы пронизывает все «этажи» правовой системы от отдельных ее норм до правопорядка в целом; принцип соразмерности требует, чтобы при назначении наказания был найден баланс конкурирующих интересов; принцип соразмерности предполагает обязанность законодателя предусматривать в нормативных правовых актах такие санкции, которые обеспечивают соразмерность деяния и наказания, и обязанность судов осуществлять их надлежащее применение».

Какое отражение определение понятия справедливости находит в основных правовых принципах

Правом признано называть один из способов регулирования общественных отношений; а также систему обязательных для всех санкционированных и гарантируемых государством моделей и правил поведения. Невозможно не согласиться с формулировкой о том, что справедливость и права тесно взаимосвязаны между собой. Право нуждается в справедливой основе, ради возможности должного регулирования социальных процессов. В рамках рассмотрения того, каким образом справедливость находит отражение в основных правовых нормах и принципах, необходимо сперва детально проанализировать последние. Итак, к общеправовым

принципам, а именно к общим правилам поведения, закрепленным или же подразумевающимся по смыслу в законодательстве относятся, в первую очередь, - справедливость; - формально-юридическое равенство граждан; - гуманизм; - демократизм; и другие.

Особый интерес в рамках этой главы представляет принцип социальной справедливости, таящийся в самом содержании права и реализующийся во множестве столь важных социальных процессов. Более того, по отношению к формированию представлений о справедливости, нормы права выполняют ряд функций -объединяя представления о справедливости воедино, закрепляя в существующей правовой системе, и преподнося их социуму, наделяя при этом их общеобязательным характером. Таким образом, законодательство не только регулирует общественные отношения должным образом, но и просвещает социум об истинном значении справедливости. Итак, в каких же именно положениях правовых норм можно наблюдать принципы справедливости? Несомненно, право закрепляет в себе идею справедливости, выступая при этом и средством её непосредственной защиты во всех регулируемых аспектах социального взаимодействия государства и общества. Данный феномен можно наблюдать, к примеру, в преамбуле Конституции Российской Федерации, где представлена вера в добро и справедливость.

Справедливость, рассматриваемая в качестве принципа права, призвана быть основой справедливого правового регулирования отношений, в чём и проявлен феномен её фундаментального присутствия в праве. При утверждении тезиса о том, что действительно необходимо наличие принципа справедливости в рамках применения норм права и осуществления правового регулирования, важно осознавать, что справедливость играет поистине особенную роль в согласовании интересов индивидов, общества и государства. Так, формальная справедливость устанавливает требование применения положений законодательства равным образом ко всем членам общества, исключая возможность проявления таких явлений, как несоразмерность ответственности субъектов различных правоотношений, мер поощрения и наказания, применяемых к ним.

Конституция Российской Федерации устанавливает положение о том, что граждане обладают равными правами и свободами и равными возможностями для их реализации, следовательно, основным условием справедливого протекания обще социальных процессов людей по воплощению в жизнь собственных прав и свобод и по исполнению соответствующих обязанностей является формально закрепленное равенство, отвергающее какие-либо проявления недолжного предоставления обладания таковыми.

Повторно обращаясь к тексту Конституции Российской Федерации, необходимо упомянуть и иные положения, закрепленные в главе под названием «Права и свободы человека и гражданина», а именно принципы, представленные в статьях под номерами семнадцать, которые уже были рассмотрены ранее, и девятнадцать, необходимых к рассмотрению для полноценного осознания путей воплощения принципа справедливости в отечественном законодательстве: Согласно закрепленным в статье под номером девятнадцать положениям: «1. Все равны перед законом и судом (часть 1); 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (часть 2); 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

Таким образом, путём анализа всех вышеизложенных правовых положений и сопутствующих теоретических аспектов, можно сделать вывод о том, что само нарушение заложенных в основе конституции принципов реализации людьми собственных прав и свобод, или же недолжное предоставление возможности

осуществления последних и представляет собой проявление нарушения общепризнанного принципа справедливости.

Имеет смысл рассмотреть возможное решение проблемы реализации принципа справедливости в правоприменительной деятельности, заключающейся, к примеру, в необходимости утверждения соразмерности между серьезностью санкции и тяжестью совершенного деяния. В действительности, решение указанной проблемы может быть сведено к базовому осознанию того факта, что справедливость в праве играет роль некого фундамента, построение которого требует самого пристального внимания и последующего трепетного отношения, так как абсолютно любая правовая система, лишенная данной основы, или же имеющая её в недоведенном до необходимого результата состоянии предопределена к испытанию множества дальнейших трудностей, в рамках устройства и регулирования взаимоотношений между обществом и государством.

Заключение

В рамках рассмотрения конкретной взаимосвязи права, свободы и справедливости можно отметить, что два последних понятия связаны с определением права тем, что они непременно имеют все основания выступать в качестве заложенных в него фундаментальных ценностей.

На современном этапе смело можно также утверждать, что мера свободы, как таковая, исполняет также и роль критерия истинности права и закона, что в действительности означает тот факт, что любой правовой закон должен обеспечивать возможность реализации человеком собственной свободы на должном уровне.

В связи с данной точкой зрения, не стоит упускать из вида то, что термин истинности употреблен небеспричинно, ведь истинность закона и есть в реальности то, какие именно условия существования он обеспечивает объекту своего регулирования.

Более того, право служит официальным способом закрепления и защиты основных свобод человека и гражданина, что непосредственно и знаменует собой наиважнейшую связь данных понятий. Справедливость в свою очередь отображает процесс функционирования предыдущих категорий.

Иными словами, не имеет никакого смыла декларировать наличие правового государства с формально закрепленным перечнем распространяющихся на всех прав и свобод, если при этом не реализуется принцип справедливости, который подлежит применению в каждой сфере жизнедеятельности людей, а в правовой сфере обязателен к исполнению функции некой непоколебимой основы, ведь такие явления как несправедливое законотворчество или же правосудие не редко продолжают составлять часть человеческого бытия, нарушая тем самым не только права отдельно рассматриваемых индивидов, но и благополучие всего социума в целом. Важно прийти к осознанию того, что право, свобода и справедливость не только находятся в тесной взаимосвязи, но осуществляют непрерывное взаимодействие между собой, с целью поддержания баланса в множестве различных социальных процессов.

Подводя итог вышеизложенному анализу, можно отметить, что невозможно представить существование государства, правовая система которого не основывалась бы на фундаментальных началах свободы и справедливости, которые признаются основополагающим элементом должного обеспечения общественной жизни.

Более того, при завершении анализа всех выше изложенных аспектов взаимодействия трёх представленных категорий определений, можно сделать вывод о том, что остаётся необходимость не только в регулировании реализации основных правовых принципов на законодательном уровне, но и в обеспечении должного уровня правовой культуры - осведомленности о ценности данных положений для всех сторон общественной жизни.

В подтверждение данного тезиса, можно выделить основные установки, следующие из проведенного исследования терминологии и практического значения понятий права свободы и справедливости, а именно: во -первых, право следует рассматривать в качестве основного источника легитимации принципов реализации справедливого начала в социальных процессах, во-вторых, именно признак справедливости описывает достижение определенного идеала состояния правовой сферы общественной жизнедеятельности; феномен свободы в свою очередь выступает в роли отображения характера существующих в действительности общественных форм взаимодействия, в которых личность, как субъект данного социума призвана реализовывать собственные права и свободы.

Таким образом, на мой взгляд, в рамках проведенного анализа многогранности аспектов понимания и применения понятий права, свободы и справедливости удалось отобразить их ключевую роль в непременном взаимодействии и воплощении во множестве социальных процессов.

Список используемой литературы:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.

2. Д. Длугач. Эгалитаризм / Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000—2001.- 694 с.

3. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие. Ярославль :ЯрГУ, 2005. - 547

с.

4. Бажанов А.А. Соразмерность как условие справедливости санкции // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки . - 2017. - №4. - 507 с.

5. Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права: учебник. СПб.: Изд-во Юридического факультета СПбГУ, 2005. - 472 с.

6. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления: Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981. - 311с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.