ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
Шаганян Аннета Михайловна
преподаватель кафедры теории и истории права и государства Барнаульского юридического института МВД России (e-mail: [email protected])
К вопросу о принципах ограничения прав и свобод человека и гражданина
Аннотация
Статья посвящена научному осмыслению принципов ограничений прав через призму общепризнанных принципов права и проблеме отсутствия единого законодательного закрепления понятия принципов ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Annotation
Article is devoted scientific judgement of principles of restrictions of the rights through a prism of the conventional principles of the right and a problem of absence of uniform legislative fastening of concept of principles of restrictions of the rights and freedom of the person and the citizen.
Ключевые слова: право, принцип, принцип права, принципы ограничения прав.
Keywords: the right, a principle, a right principle, principles of restriction of the rights.
конституционном праве и
В судейской практике различных государств под
"общепризнанными принципами и нормами международного права" понимаются такие положения международного права, которые признанны универсальными всеми или большинством государств, для решения постоянно растущего числа проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и требующих для своего решения участия м акси ма л ьн о ш и р окого кру га госу дарств , принадлежащих к различным социально-экономическим системам. Общепризнанные принципы международного права закреплены в различных источниках, хотя при этом обладают признаком взаимосвязанности. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что "при толковании и применении... принципы являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов" [1].
Существующие позиции ученых на определение термина "принципы права" [2] дают основания сделать следующий вывод: принципы права должны соответствовать сложившимся в обществе отношениям между личностью и государством и быть закреплены в нормативно-правовых актах, поскольку именнно законодательное закрепление принципов права
призвано обеспечить их неукоснительное соблюдение, нормальное и единообразное формирование всей правовой системы в целом и в области ограничений прав и свобод человека и гражданина, в частности.
Кроме того, многими учеными традиционно применяются два оценочных понятия - "правовой принцип" и "принцип права", которые чаще всего употребляются как синонимы [3]. Так, С.С. Алексеев пишет, что "... те начала, которые еще не закреплены в правовых нормах, не могут быть отнесены к числу правовых принципов. Они являются лишь идеями (началами) правосудия, научными выводами, но не принципами права" [4].
Однако многие исследователи, специализирующиеся в области общей теории права разделяют оценочные понятия "правовой принцип" и "принцип права" как раз в зависимости от законодательного закрепления. Поддерживаем по этому поводу позицию, Е.В. Скурко, который высказывает следующую точку зрения: ". по критерию нормативности или формальных принципов в нормативно-правовом акте может появиться разграничение категорий "правовой принцип" и "принцип права" (имея в виду нормативность последнего)" [5]. Весьма показательной с этой точки зрения является мнение Л.А. Тихомирова: "... должен же. чем-нибудь руководствоваться сам законодатель, давая или не давая личности права или
_ZS
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 3 (35)
определяя какие-либо действия, как ее обязанность?" [6].
Таким образом, по нашему мнению, понятия "правовой принцип" и "принцип права" должны быть разграничены по признаку законодательного закрепления в нормативных правовых актах. Только в таком случае принципы права имеют адекватную и эффективную работоспособность в конкретной сфере правовых отношений. Тем более что, применение незакрепленных в законодательстве принципов права для принятия определенных юридических решений, является как минимум противозаконно.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации принципы ограничений прав и свобод человека и гражданина должны быть: а) необходимыми и соразмерными конституционно признаваемыми целями таких ограничений; б) при допустимости ограничений того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; в) публичные интересы, перечисленные в статье 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права с тем, чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации [7].
В научной литературе представлены следующие принципы ограничений прав и свобод личности. Так, Л.Я. Морозова анализируя социальную и правовую природу ограничений политических прав и свобод, выделяет: принцип целесообразности; принцип; принцип законности; принцип минимальной достаточности; принцип единства; принцип дифференцированности [8]. Рассматривая конституционные основы ограничения прав и свобод, А.А. Подмарев относит к числу принципов ограничений прав и свобод личности положения Конституции Российской Федерации: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и уважение достоинства личности; соответствие ограничений конституционным целям; соразмерность
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА ограничений конституционным целям; равенство ограничений прав и свобод; запрет на ограничение прав и свобод по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; требование определенной правовой формы закрепления ограничений; соответствие ограничений прав и свобод международным стандартам [9].
С нашей точки зрения, из всего многообразия принципов ограничений прав и свобод особо выделяется ряд основных, тесно взаимосвязанных, взаимопроникающих и взаимно обусловливающих, соблюдение которых призвано обеспечить оптимальный баланс интересов субъектов правового ограничения. К числу вышеуказанных принципов отнесем следующие принципы: всеобщего уважения прав и свобод человека и гражданина, законности и допустимости ограничений прав и свобод исключительно федеральным законом, формального равенства, справедливости, соразмерности, целесообразности. Кроме того, считаем необходимым к принципам ограничений прав и свобод личности отнести принципы: запрета злоупотребления правом и запрета произвола ограничений в однотипных ситуациях.
Из перечисленных нами основных принципов, исходным принципом ограничений прав и свобод человека и гражданина, с нашей точки зрения, является приоритет интересов личности, неотъемлемость, целостность, полнота и гарантированность его прав и свобод. Данный принцип нашел свое конституционное закрепление в статье 2 Конституции Российской Федерации, где сказано, что "человек, его права и свободы являются ценностью". Суть данного положения заключается в том, что правовое государство должно последовательно исполнять своё главное предназначение -гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идёт о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти является вторичной, производной. Устав ООН явился первым в истории международных отношениях договором, который закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека [10]. Следовательно, неуклонное соблюдение данного принципа при ограничении прав личности служит истинным признаком демократического режима, потому как, государства, где права человека грубо попираются, не может быть демократическим, а
79
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА значит, уже само по себе представляет угрозу всему мировому сообществу.
Принцип законности и допустимости ограничений прав и свобод исключительно федеральным законом закреплен в части 3 статьи 55 Конституции РФ. Так, все без исключения международно-правовые акты единственным основанием ограничений прав называют закон [11]. Принцип законности ограничений прав и свобод предполагает, во-первых, строгое соблюдение всех необходимых правовых процедур при введении ограничений. Во-вторых, содержанием данного принципа, являются требования, содержащиеся в международных и внутригосударственных российских нормативно-правовых актах и документах о том, что ограничения должны быть "предусмотрены законом".
Однако требование Основного закона Российской Федерации - права и свободы могут быть ограничены исключительно федеральным законом, далеко не всегда выполняется. Так, например, чрезвычайное положение на всей территории страны или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ [12]. Разумеется, можно утверждать, что понятие "введение ограничений только на основе федерального закона" в Конституции Российской Федерации употреблено в широком смысле и включает в себя, в том числе, любые нормативные акты государственных органов власти. Однако регулирование такой тонкой материи, как права человека и гражданина, предполагает абсолютно точные формулировки.
Изложенное позволяет сделать вывод, что поскольку основные права получают закрепление в Конституции государства, то и ограничения этих прав должны быть заданы самой Конституцией. Текущее законодательство может лишь конкретизировать эти конституционные ограничения, не выходя за их рамки. Только в этом смысле допустимо говорить о том, что конституционные права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом.
Фундаментальным, всеобщим, применимым, в том числе, к ограничениям прав и свобод личности является принцип формального равенства, выражающий сущность права как особого социального явления [13]. Равенство субъектов прав и свобод человека и гражданина прямо или косвенно закреплено в целом ряде статей Конституции Российской Федерации. Так, в статье 19 Конституции Российской Федерации сказано, что все равны перед законом и судом. При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от
пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Закрепление в универсальных международно-правовых актах целей, ради которых ограничиваются права и свободы личности, заключается, на наш взгляд, принцип целесообразности, суть которого означает внутреннюю оправданность, соответствие поставленной цели, разумность применяемых ограничительных мер. Как указано во многих документах международного и
внутригосударственного характера, ограничения прав вводятся с определенными целями, которые должны иметь законный характер. Так, согласно Всеобщей декларации прав человека: "при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе" [14].
Закрепление в Конституции Российской Федерации первостепенной цели ограничений прав и свобод - защиты основ конституционного строя, как минимум противоречит положению, закрепляющему в ст. 2 Конституции Российской Федерации, что высшей ценностью являются: человек, его права и свободы. Как максимум, противоречит аналогичной норме Всеобщей декларации прав человека и создает реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина. Устранить данную коллизию возможно путем внесения соответствующей поправки в часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Перечень целей ограничения прав носит закрытый характер, а сами цели не могут толковаться расширительно и не должны приводить к умалению других гражданских, политических и иных прав, гарантированных гражданам Конституцией и законами Российской Федерации [15]. Кроме того, поскольку содержанием принципа целесообразности ограничений прав и свобод личности является применение ограничений только для тех целей, ради которых они вводятся, то выход за пределы указанных целей ограничение неправомерен.
Также, одним из важнейших принципов ограничений прав является - принцип
_80
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 3 (35)
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
справедливости, который заключается в соблюдении устанавливающим ограничения субъектом представлений о справедливости, сложившихся в данное историческое время в данном обществе. Таким образом, справедливость выступает принципом порядка, создающим условия для равенства людей и позволяющим им реализовать свой нравственный потенциал, как бы ни определяли для себя люди свои конкретные моральные обязанности.
Содержанием принципа справедливости ограничения прав является соблюдение устанавливающим ограничения субъектом представлений о справедливости, сложившихся в данное историческое время в данном обществе. Однако именно принципом справедливости при использовании ограничений прав и свобод очень часто манкируют. В основном это происходит при столкновении интересов личности и государства.
Следует отметить, что законодателем принцип справедливости специально не выделен ни в международно-правовых актах, ни и в Конституции Российской Федерации. Однако данный принцип находит свое выражение в иных нормах, например, статья 29 Декларации прав и свобод человека 1948 года, содержит его в виде требования соблюдения прав граждан на справедливое судебное разбирательство их уголовных, гражданских дел.
Общепризнанным является положение о том, что ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут являться чрезмерными и должны быть адекватны обстоятельствам, обеспечившим их возникновение. Речь идет о не менее важном, по отношению к уже рассмотренным - принципе соразмерности (пропорциональности) ограничений прав и свобод человека и гражданина. Поддерживаем мнение М.В. Баглая, который обращает внимание на то, что примененная в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации формулировка о возможности ограничения прав и свобод человека "в той мере, в которой это необходимо... порождает беспокойство в связи с возможностью слишком широкого толкования этого условия" [16]. Данной точке зрения корреспондирует позиция В.С. Шевцова о том, что "соразмерность.. вместе с четко установленными целями ограничения представляет собой критерий правомерности подобного ограничения и должна быть обеспечена федеральным законодательством" [17].
В этой связи считаем возможным опереться на мнение В.Б. Рушайло, который, исследуя специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации, считает, что под
принципом соразмерности следует понимать: адекватность степени и объема ограничений прав и свобод граждан в чрезвычайной ситуации; применение ограничений прав и свобод как чрезвычайной меры только в случаях, когда арсенал мер государственного принуждения, применяемых в обычных условиях, исчерпан; определение в качестве цели чрезвычайных мер по ограничению прав и свобод граждан стабилизации или ликвидации конкретной экстремальной ситуации [18]. Любое ограничение прав и свобод личности уже экстремальная ситуация. Следовательно, возникает необходимость выработки критериев соразмерности на высшем законодательном уровне. Так, Конституционным Судом Российской Федерации высказана позиция, согласно которой принцип соразмерного ограничения прав и свобод, закрепленный в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, означает, что публичные интересы, перечисленные в данной конституционной норме, могут оправдать ограничения прав и свобод, при условии их адекватности социально оправданным целям. При этом государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные целям меры [19].
Рассмотрев ведущие принципы ограничения прав и свобод личности, заметим, что правомерное ограничение прав и свобод включает в себя все рассмотренные принципы, которые органично дополняют друг друга, образуя непротиворечивое единство. Так, без нарушения принципа законности федеральный закон не может игнорировать принцип справедливости ограничения прав и свобод и т.п.
Кроме того, по нашему мнению, к принципами ограничений прав и свобод человека и гражданина следует отнести запрет злоупотребления правом и запрет произвола ограничений в однотипных ситуациях. Суть принципа запрета злоупотребления правом в том, что, ограничивая права и свободы личности, следует действовать в строгом соответствии со смыслом и целями ограничений, не допускать пробелов и неясностей в этой сфере. Принцип запрета произвола ограничений в однотипных ситуациях призван исключить проявление неравного подхода к ограничениям прав и свобод смежных категорий граждан. Например, п. "О" ч.1 ст. 63 УК РФ, который к обстоятельствам, отягчающим наказание, относит совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел.
В настоящее время, назрела необходимость ввести в законодательный оборот само понятие
81
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА "принципы ограничений прав и свобод человека и гражданина", четко обозначить их сущностные, иерархические, функциональные характеристики,
их идеологическую роль в системе правового регулирования института ограничений прав и свобод человека и гражданина. Тем более, поскольку принципы ограничений прав и свобод человека и гражданина не сформулированы в виде конкретных категорий, а предполагаются из смысла п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, это обстоятельство существенно затрудняет их применение, так как при доктринальном толковании весьма сложно достичь единогласия по формулированию соответствующих принципов.
Представляется необходимым выделение социальной приоритетности принципов ограничений прав и свобод человека и гражданина, соответствующих действительности, с последующим внутригосударственным или международным правовым закреплением, поскольку пока они законодательно не закреплены, они не могут быть использованы для принятия конкретных юридических решений. Именно единые, закрепленные в нормативно-правовых актах международные правовые принципы выступают главными условиями международного, а также внутринационального правопорядка, обеспечивая нормальное и единообразное формирование всей правовой системы в целом, а также в области ограничений прав и свобод человека и гражданина, в частности.
1.Декларации о принципах международного права 1970 г. http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/ deklmegd.htm. (02.03.2009).
2.По мнению С.Г. Каргополова и И.Ю. Юшкевича "принципы права выражают его идеальное состояние, то есть то, какими должны быть действия и отношения людей... не требуют какого-либо обязательного закрепления в нормах права, но если это имеет место, мы видим удачное сочетание идеи и практики"; Л.С. Явич считает, что некоторые принципы могут формироваться, совершенствоваться и действовать, не будучи до определенного времени четко выраженными в законодательстве..., хотя, конечно, оптимальный вариант заключается в наиболее полном закреплении основных начал в конституционном законодательстве.
3.Ершов В.В. Классификация принципов российского гражданского права / В. В. Ершов. // Российская юстиция. 2009. № 4. С. 2.
4.Алексеев С.С. Проблемы теории права:
Основные вопросы общей теории социалистического права: курс лекций: в 2 т. Т. 1. Свердловск: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1972. С. 103.
5.Скурко Е.В. Правовые принципы в правовой системе, системе права и системе законодательства \\ Правоведение. 2006. № 2. С. 56.
6.Тихомиров Л.А. Монархическая государственности. М.: ГУП "Облиздат", ТОО "Алир", 1998 С.569.
7.См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. N 15-П // СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4358.
8. Морозова Л.Я. Указ. соч. С. 57.
9.Подмарев А.А. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 74.
10.Устав ООН. Интернет ресурс: http:// www. un. org/ru/documents/charter/. (12.04.2010).
11.Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Интернет ресурс: http://www.echr.ru/documents/doc/2440800/ 2440800-001.htm. (12.04.2010). Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Интернет ресурс: http://www.echr.ru/ documents/doc/2440800/2440800-001 .htm. (12.04.2010).
12.Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении"//РГот 02.07.2001 № 2717.
13.Нерсесянц В.С. Философия права. М., -1999.С. 17.
14.Всеобщая Декларация прав человек 1948 года. Интернет ресурс: http://www.un.org/russian/ documen/declarat/declhr.htm. (12.0.2010).
15.Постановление Конституционного Суда от 20 декабря 1995 года N17-П по делу о проверке конституционности ряда положений пункта "а" статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова; абзац пятый пункта 3 мотивировочной части
16.Баглай М.В. Указ. Сочи. С. 167.
17.Шевцов В.С. Прав человека и государство в Российской Федерации. М. 2002. С. 270-271.
18.Рушайло В.Б. Специальные админист рат ивно-правовые режимы в Российской Федерации. М. 2004. С. 114.
19.Постановления Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности части пятой статьи 97 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Щелухина" от 13 июня1996 г. № 14-п // Сборник Законодательства РЯ. 1996. № 26. Ст. 3185.
_82
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 3 (35)