Научная статья на тему 'К вопросу о принципах ограничения прав и свобод человека и гражданина'

К вопросу о принципах ограничения прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2237
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ПРИНЦИП / ПРИНЦИП ПРАВА / ПРИНЦИПЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ / THE RIGHT / A PRINCIPLE / A RIGHT PRINCIPLE / PRINCIPLES OF RESTRICTION OF THE RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаганян Аннета Михайловна

Статья посвящена научному осмыслению принципов ограничений прав через призму общепризнанных принципов права и проблеме отсутствия единого законодательного закрепления понятия принципов ограничений прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted scientific judgement of principles of restrictions of the rights through a prism of the conventional principles of the right and a problem of absence of uniform legislative fastening of concept of principles of restrictions of the rights and freedom of the person and the citizen.

Текст научной работы на тему «К вопросу о принципах ограничения прав и свобод человека и гражданина»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Шаганян Аннета Михайловна

преподаватель кафедры теории и истории права и государства Барнаульского юридического института МВД России (e-mail: [email protected])

К вопросу о принципах ограничения прав и свобод человека и гражданина

Аннотация

Статья посвящена научному осмыслению принципов ограничений прав через призму общепризнанных принципов права и проблеме отсутствия единого законодательного закрепления понятия принципов ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Annotation

Article is devoted scientific judgement of principles of restrictions of the rights through a prism of the conventional principles of the right and a problem of absence of uniform legislative fastening of concept of principles of restrictions of the rights and freedom of the person and the citizen.

Ключевые слова: право, принцип, принцип права, принципы ограничения прав.

Keywords: the right, a principle, a right principle, principles of restriction of the rights.

конституционном праве и

В судейской практике различных государств под

"общепризнанными принципами и нормами международного права" понимаются такие положения международного права, которые признанны универсальными всеми или большинством государств, для решения постоянно растущего числа проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и требующих для своего решения участия м акси ма л ьн о ш и р окого кру га госу дарств , принадлежащих к различным социально-экономическим системам. Общепризнанные принципы международного права закреплены в различных источниках, хотя при этом обладают признаком взаимосвязанности. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что "при толковании и применении... принципы являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов" [1].

Существующие позиции ученых на определение термина "принципы права" [2] дают основания сделать следующий вывод: принципы права должны соответствовать сложившимся в обществе отношениям между личностью и государством и быть закреплены в нормативно-правовых актах, поскольку именнно законодательное закрепление принципов права

призвано обеспечить их неукоснительное соблюдение, нормальное и единообразное формирование всей правовой системы в целом и в области ограничений прав и свобод человека и гражданина, в частности.

Кроме того, многими учеными традиционно применяются два оценочных понятия - "правовой принцип" и "принцип права", которые чаще всего употребляются как синонимы [3]. Так, С.С. Алексеев пишет, что "... те начала, которые еще не закреплены в правовых нормах, не могут быть отнесены к числу правовых принципов. Они являются лишь идеями (началами) правосудия, научными выводами, но не принципами права" [4].

Однако многие исследователи, специализирующиеся в области общей теории права разделяют оценочные понятия "правовой принцип" и "принцип права" как раз в зависимости от законодательного закрепления. Поддерживаем по этому поводу позицию, Е.В. Скурко, который высказывает следующую точку зрения: ". по критерию нормативности или формальных принципов в нормативно-правовом акте может появиться разграничение категорий "правовой принцип" и "принцип права" (имея в виду нормативность последнего)" [5]. Весьма показательной с этой точки зрения является мнение Л.А. Тихомирова: "... должен же. чем-нибудь руководствоваться сам законодатель, давая или не давая личности права или

_ZS

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 3 (35)

определяя какие-либо действия, как ее обязанность?" [6].

Таким образом, по нашему мнению, понятия "правовой принцип" и "принцип права" должны быть разграничены по признаку законодательного закрепления в нормативных правовых актах. Только в таком случае принципы права имеют адекватную и эффективную работоспособность в конкретной сфере правовых отношений. Тем более что, применение незакрепленных в законодательстве принципов права для принятия определенных юридических решений, является как минимум противозаконно.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации принципы ограничений прав и свобод человека и гражданина должны быть: а) необходимыми и соразмерными конституционно признаваемыми целями таких ограничений; б) при допустимости ограничений того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; в) публичные интересы, перечисленные в статье 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права с тем, чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации [7].

В научной литературе представлены следующие принципы ограничений прав и свобод личности. Так, Л.Я. Морозова анализируя социальную и правовую природу ограничений политических прав и свобод, выделяет: принцип целесообразности; принцип; принцип законности; принцип минимальной достаточности; принцип единства; принцип дифференцированности [8]. Рассматривая конституционные основы ограничения прав и свобод, А.А. Подмарев относит к числу принципов ограничений прав и свобод личности положения Конституции Российской Федерации: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и уважение достоинства личности; соответствие ограничений конституционным целям; соразмерность

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА ограничений конституционным целям; равенство ограничений прав и свобод; запрет на ограничение прав и свобод по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; требование определенной правовой формы закрепления ограничений; соответствие ограничений прав и свобод международным стандартам [9].

С нашей точки зрения, из всего многообразия принципов ограничений прав и свобод особо выделяется ряд основных, тесно взаимосвязанных, взаимопроникающих и взаимно обусловливающих, соблюдение которых призвано обеспечить оптимальный баланс интересов субъектов правового ограничения. К числу вышеуказанных принципов отнесем следующие принципы: всеобщего уважения прав и свобод человека и гражданина, законности и допустимости ограничений прав и свобод исключительно федеральным законом, формального равенства, справедливости, соразмерности, целесообразности. Кроме того, считаем необходимым к принципам ограничений прав и свобод личности отнести принципы: запрета злоупотребления правом и запрета произвола ограничений в однотипных ситуациях.

Из перечисленных нами основных принципов, исходным принципом ограничений прав и свобод человека и гражданина, с нашей точки зрения, является приоритет интересов личности, неотъемлемость, целостность, полнота и гарантированность его прав и свобод. Данный принцип нашел свое конституционное закрепление в статье 2 Конституции Российской Федерации, где сказано, что "человек, его права и свободы являются ценностью". Суть данного положения заключается в том, что правовое государство должно последовательно исполнять своё главное предназначение -гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идёт о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти является вторичной, производной. Устав ООН явился первым в истории международных отношениях договором, который закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека [10]. Следовательно, неуклонное соблюдение данного принципа при ограничении прав личности служит истинным признаком демократического режима, потому как, государства, где права человека грубо попираются, не может быть демократическим, а

79

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА значит, уже само по себе представляет угрозу всему мировому сообществу.

Принцип законности и допустимости ограничений прав и свобод исключительно федеральным законом закреплен в части 3 статьи 55 Конституции РФ. Так, все без исключения международно-правовые акты единственным основанием ограничений прав называют закон [11]. Принцип законности ограничений прав и свобод предполагает, во-первых, строгое соблюдение всех необходимых правовых процедур при введении ограничений. Во-вторых, содержанием данного принципа, являются требования, содержащиеся в международных и внутригосударственных российских нормативно-правовых актах и документах о том, что ограничения должны быть "предусмотрены законом".

Однако требование Основного закона Российской Федерации - права и свободы могут быть ограничены исключительно федеральным законом, далеко не всегда выполняется. Так, например, чрезвычайное положение на всей территории страны или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ [12]. Разумеется, можно утверждать, что понятие "введение ограничений только на основе федерального закона" в Конституции Российской Федерации употреблено в широком смысле и включает в себя, в том числе, любые нормативные акты государственных органов власти. Однако регулирование такой тонкой материи, как права человека и гражданина, предполагает абсолютно точные формулировки.

Изложенное позволяет сделать вывод, что поскольку основные права получают закрепление в Конституции государства, то и ограничения этих прав должны быть заданы самой Конституцией. Текущее законодательство может лишь конкретизировать эти конституционные ограничения, не выходя за их рамки. Только в этом смысле допустимо говорить о том, что конституционные права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом.

Фундаментальным, всеобщим, применимым, в том числе, к ограничениям прав и свобод личности является принцип формального равенства, выражающий сущность права как особого социального явления [13]. Равенство субъектов прав и свобод человека и гражданина прямо или косвенно закреплено в целом ряде статей Конституции Российской Федерации. Так, в статье 19 Конституции Российской Федерации сказано, что все равны перед законом и судом. При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от

пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Закрепление в универсальных международно-правовых актах целей, ради которых ограничиваются права и свободы личности, заключается, на наш взгляд, принцип целесообразности, суть которого означает внутреннюю оправданность, соответствие поставленной цели, разумность применяемых ограничительных мер. Как указано во многих документах международного и

внутригосударственного характера, ограничения прав вводятся с определенными целями, которые должны иметь законный характер. Так, согласно Всеобщей декларации прав человека: "при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе" [14].

Закрепление в Конституции Российской Федерации первостепенной цели ограничений прав и свобод - защиты основ конституционного строя, как минимум противоречит положению, закрепляющему в ст. 2 Конституции Российской Федерации, что высшей ценностью являются: человек, его права и свободы. Как максимум, противоречит аналогичной норме Всеобщей декларации прав человека и создает реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина. Устранить данную коллизию возможно путем внесения соответствующей поправки в часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Перечень целей ограничения прав носит закрытый характер, а сами цели не могут толковаться расширительно и не должны приводить к умалению других гражданских, политических и иных прав, гарантированных гражданам Конституцией и законами Российской Федерации [15]. Кроме того, поскольку содержанием принципа целесообразности ограничений прав и свобод личности является применение ограничений только для тех целей, ради которых они вводятся, то выход за пределы указанных целей ограничение неправомерен.

Также, одним из важнейших принципов ограничений прав является - принцип

_80

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 3 (35)

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

справедливости, который заключается в соблюдении устанавливающим ограничения субъектом представлений о справедливости, сложившихся в данное историческое время в данном обществе. Таким образом, справедливость выступает принципом порядка, создающим условия для равенства людей и позволяющим им реализовать свой нравственный потенциал, как бы ни определяли для себя люди свои конкретные моральные обязанности.

Содержанием принципа справедливости ограничения прав является соблюдение устанавливающим ограничения субъектом представлений о справедливости, сложившихся в данное историческое время в данном обществе. Однако именно принципом справедливости при использовании ограничений прав и свобод очень часто манкируют. В основном это происходит при столкновении интересов личности и государства.

Следует отметить, что законодателем принцип справедливости специально не выделен ни в международно-правовых актах, ни и в Конституции Российской Федерации. Однако данный принцип находит свое выражение в иных нормах, например, статья 29 Декларации прав и свобод человека 1948 года, содержит его в виде требования соблюдения прав граждан на справедливое судебное разбирательство их уголовных, гражданских дел.

Общепризнанным является положение о том, что ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут являться чрезмерными и должны быть адекватны обстоятельствам, обеспечившим их возникновение. Речь идет о не менее важном, по отношению к уже рассмотренным - принципе соразмерности (пропорциональности) ограничений прав и свобод человека и гражданина. Поддерживаем мнение М.В. Баглая, который обращает внимание на то, что примененная в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации формулировка о возможности ограничения прав и свобод человека "в той мере, в которой это необходимо... порождает беспокойство в связи с возможностью слишком широкого толкования этого условия" [16]. Данной точке зрения корреспондирует позиция В.С. Шевцова о том, что "соразмерность.. вместе с четко установленными целями ограничения представляет собой критерий правомерности подобного ограничения и должна быть обеспечена федеральным законодательством" [17].

В этой связи считаем возможным опереться на мнение В.Б. Рушайло, который, исследуя специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации, считает, что под

принципом соразмерности следует понимать: адекватность степени и объема ограничений прав и свобод граждан в чрезвычайной ситуации; применение ограничений прав и свобод как чрезвычайной меры только в случаях, когда арсенал мер государственного принуждения, применяемых в обычных условиях, исчерпан; определение в качестве цели чрезвычайных мер по ограничению прав и свобод граждан стабилизации или ликвидации конкретной экстремальной ситуации [18]. Любое ограничение прав и свобод личности уже экстремальная ситуация. Следовательно, возникает необходимость выработки критериев соразмерности на высшем законодательном уровне. Так, Конституционным Судом Российской Федерации высказана позиция, согласно которой принцип соразмерного ограничения прав и свобод, закрепленный в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, означает, что публичные интересы, перечисленные в данной конституционной норме, могут оправдать ограничения прав и свобод, при условии их адекватности социально оправданным целям. При этом государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные целям меры [19].

Рассмотрев ведущие принципы ограничения прав и свобод личности, заметим, что правомерное ограничение прав и свобод включает в себя все рассмотренные принципы, которые органично дополняют друг друга, образуя непротиворечивое единство. Так, без нарушения принципа законности федеральный закон не может игнорировать принцип справедливости ограничения прав и свобод и т.п.

Кроме того, по нашему мнению, к принципами ограничений прав и свобод человека и гражданина следует отнести запрет злоупотребления правом и запрет произвола ограничений в однотипных ситуациях. Суть принципа запрета злоупотребления правом в том, что, ограничивая права и свободы личности, следует действовать в строгом соответствии со смыслом и целями ограничений, не допускать пробелов и неясностей в этой сфере. Принцип запрета произвола ограничений в однотипных ситуациях призван исключить проявление неравного подхода к ограничениям прав и свобод смежных категорий граждан. Например, п. "О" ч.1 ст. 63 УК РФ, который к обстоятельствам, отягчающим наказание, относит совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел.

В настоящее время, назрела необходимость ввести в законодательный оборот само понятие

81

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА "принципы ограничений прав и свобод человека и гражданина", четко обозначить их сущностные, иерархические, функциональные характеристики,

их идеологическую роль в системе правового регулирования института ограничений прав и свобод человека и гражданина. Тем более, поскольку принципы ограничений прав и свобод человека и гражданина не сформулированы в виде конкретных категорий, а предполагаются из смысла п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, это обстоятельство существенно затрудняет их применение, так как при доктринальном толковании весьма сложно достичь единогласия по формулированию соответствующих принципов.

Представляется необходимым выделение социальной приоритетности принципов ограничений прав и свобод человека и гражданина, соответствующих действительности, с последующим внутригосударственным или международным правовым закреплением, поскольку пока они законодательно не закреплены, они не могут быть использованы для принятия конкретных юридических решений. Именно единые, закрепленные в нормативно-правовых актах международные правовые принципы выступают главными условиями международного, а также внутринационального правопорядка, обеспечивая нормальное и единообразное формирование всей правовой системы в целом, а также в области ограничений прав и свобод человека и гражданина, в частности.

1.Декларации о принципах международного права 1970 г. http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/ deklmegd.htm. (02.03.2009).

2.По мнению С.Г. Каргополова и И.Ю. Юшкевича "принципы права выражают его идеальное состояние, то есть то, какими должны быть действия и отношения людей... не требуют какого-либо обязательного закрепления в нормах права, но если это имеет место, мы видим удачное сочетание идеи и практики"; Л.С. Явич считает, что некоторые принципы могут формироваться, совершенствоваться и действовать, не будучи до определенного времени четко выраженными в законодательстве..., хотя, конечно, оптимальный вариант заключается в наиболее полном закреплении основных начал в конституционном законодательстве.

3.Ершов В.В. Классификация принципов российского гражданского права / В. В. Ершов. // Российская юстиция. 2009. № 4. С. 2.

4.Алексеев С.С. Проблемы теории права:

Основные вопросы общей теории социалистического права: курс лекций: в 2 т. Т. 1. Свердловск: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1972. С. 103.

5.Скурко Е.В. Правовые принципы в правовой системе, системе права и системе законодательства \\ Правоведение. 2006. № 2. С. 56.

6.Тихомиров Л.А. Монархическая государственности. М.: ГУП "Облиздат", ТОО "Алир", 1998 С.569.

7.См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. N 15-П // СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4358.

8. Морозова Л.Я. Указ. соч. С. 57.

9.Подмарев А.А. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 74.

10.Устав ООН. Интернет ресурс: http:// www. un. org/ru/documents/charter/. (12.04.2010).

11.Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Интернет ресурс: http://www.echr.ru/documents/doc/2440800/ 2440800-001.htm. (12.04.2010). Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Интернет ресурс: http://www.echr.ru/ documents/doc/2440800/2440800-001 .htm. (12.04.2010).

12.Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении"//РГот 02.07.2001 № 2717.

13.Нерсесянц В.С. Философия права. М., -1999.С. 17.

14.Всеобщая Декларация прав человек 1948 года. Интернет ресурс: http://www.un.org/russian/ documen/declarat/declhr.htm. (12.0.2010).

15.Постановление Конституционного Суда от 20 декабря 1995 года N17-П по делу о проверке конституционности ряда положений пункта "а" статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова; абзац пятый пункта 3 мотивировочной части

16.Баглай М.В. Указ. Сочи. С. 167.

17.Шевцов В.С. Прав человека и государство в Российской Федерации. М. 2002. С. 270-271.

18.Рушайло В.Б. Специальные админист рат ивно-правовые режимы в Российской Федерации. М. 2004. С. 114.

19.Постановления Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности части пятой статьи 97 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Щелухина" от 13 июня1996 г. № 14-п // Сборник Законодательства РЯ. 1996. № 26. Ст. 3185.

_82

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 3 (35)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.