DOI: 10.24412/2076-1503-2024-3-225-231 МЕТЕЛЬКОВ Александр Николаевич,
NIION: 2018-0076-3/24-233 кандидат юридических наук,
MOSURED: 77/27-023-2024-3-233 доцент кафедры прикладной математики
и информационных технологий, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, e-mail:[email protected]
ПРАВО - СРЕДСТВО ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В МОДЕЛИ
ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ?
Аннотация. Проблема средств правового регулирования давно волнует исследователей права, которые все еще не выработали единого правопонимания этой сложной правовой категории. В современный исторический период право и правовая система общества подвергается вызовам и угрозам, которые наряду с очевидным прогрессом несет цифровая трансформация всех сфер жизнедеятельности человека, включая само право. Исследователями в рамках целого ряда различных концепций и подходов на протяжении многих веков право осмысливается как сложное динамичное явление, а представления о праве постоянно углубляются.
Право является связанным с государством средством (юридическим инструментом) регулирования общественных отношений. В целом такие представления не вызывают каких-либо существенных возражений среди ученых. В статье автором через призму сформировавшихся идей о структуре правовой системы критически рассматривает проблему возможного отнесения права к средствам правого регулирования. Методом «от противного» исследуется взаимосвязь права и механизма правого регулирования. Которые в теории права являются структурными элементами правовой системы. В результате формально-логического анализа автором установлено, что отнесение права к средствам правового регулирования приводит поглощению права механизмом такого регулирования, под которым понимается совокупность (систему, комплекс) юридических средств. В результате анализа различных взглядов ученых на состав и содержание структурных элементов модели правовой системы сделан вывод о нецелесообразности причислять право к средствам правового регулирования, несмотря на определенную связь и общность понятий через правовые нормы. Принятие парадигмы «право - средство правого регулирования» разрушает доминирующие идеальные представления о правовой системе, приводит к смешению понятий и разрушению модели такой системы.
Ключевые слова: правовая система, право, механизм правового регулирования, средство правового регулирования.
METELKOV Alexander Nikolaevich,
candidate of law, Associate Professor of the Department of Applied Mathematics and Information Technology, St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia
LAW IS A MEANS OF LEGAL REGULATION IN THE MODEL OF THE LEGAL SYSTEM?
Annotation. The problem of legal regulation has long been of concern to law researchers who have not yet developed a unified legal understanding of this complex legal category. In the modern historical period, the law and the legal system of society are exposed to challenges and threats, which, along with obvious progress, are brought by the digital transformation of all spheres of human activity, including law itself. Researchers, within the framework of a number of different concepts and approaches, have been comprehending law as a complex dynamic phenomenon for many centuries, and ideas about law are constantly deepening.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024
Law is a state-related means (legal instrument) of regulating public relations. In general, such ideas do not cause any significant objections among scientists. In the article, the author critically examines the problem of the possible attribution of law to the means of legal regulation through the prism of formed ideas about the structure of the legal system. The method of "from the opposite" examines the relationship between law and the mechanism of legal regulation. Which in the theory of law are the structural elements of the legal system. As a result of a formal logical analysis, the author has established that the attribution of law to the means of legal regulation leads to the absorption of law by the mechanism of such regulation, which is understood as a set (system, complex) of legal means. As a result of the analysis of various views of scientists on the composition and content of the structural elements of the model of the legal system, it is concluded that it is inappropriate to classify law as a means of legal regulation, despite a certain connection and commonality of concepts through legal norms. The adoption of the "law as a means of legal regulation" paradigm destroys the dominant ideal ideas about the legal system, leads to a confusion of concepts and the destruction of the model of such a system.
Key words: the legal system, law, the mechanism of legal regulation, the means of legal regulation.
В восприятии права как социального института важно его правопонимание как сложного социального явления. Несмотря на множество определений права, ни одна из его дефиниций не способна учесть всю глубину, сложность, многогранность рассматриваемого явления. Поэтому оправданно рассмотрения различных сторон, граней права. Право изучается на философском, инструментальном и практическом уровнях. Среди концепций права к основным правоведы относят естественно-правовую, историческую, нормативистскую, материалистическую, психологическую и социологическую. Сложилось три основных подхода к правопонима-нию - «позитивисткий, синтезированный и инте-гральный»[1, с.25]. В.В. Лапаева[2] раскрывает различные взгляды на позитивистское (легистст-кое, социологическое и психологическое) и метафизическое (естественно-правовое и либертар-но-юридическое) правопонимание. С.С. Алексеев предложил инструментальную концепцию права. Развиваются различные подходы к пониманию права. А.В. Поляков развивает коммуникативный подход, К.В. Шундиков - синергетический, С.И. Захарцев и В.П. Сальников - компрехендный. Г.В. Мальцев главным в праве увидел его принадлежность к «организованным системам, которые упорядочивают и регулируют нашу жизнь»[3, с.5]. Право есть «прежде всего система норм»[3, с.736], «система общеобязательных, формально-определенных норм, которые...; являются властно-официальным регулятором общественных отношений»[4, с.81-82]. Право Е.А. Лукашева относит к важнейшим инструментам «воздействия на устойчивость общественных отношений»[5, с.338]. Положительным правом И.А. Ильин назвал «правовые нормы, установленные властью и подлежащие применению»[6, с.114]. В рамках инструментальной теории право представлено в виде системы юридических средств, объединяемых в
подсистемы правового регулирования (режимы, институты, механизмы, обеспечивающие решение социально-полезных задач).
Право влечет изменения в реальной жизни через поведение его субъектов. Социальная легитимация правовых предписаний и их присвоение субъектами являются обязательными условиями действия права в соответствии с инструментализмом и коммуникативной теорией. С.Ю. Филиппова считает, что в коммуникативном представлении право происходит в процессе коммуникаций, а в инструментальном - в процессе внедрения в собственную деятельность^, с.78]. Интересно суждение о праве как о «средстве регулирования взаимоотношений индивидов, социальных групп, всего общества в целом» [8, с.435]. Право - это система общеобязательных норм или правил поведения, «подавляющее большинство которых установлено или санкционировано государством»[9, с.87], выражает государственную волю, «охраняется и обеспечивается прежде всего государством» [9, с.91]. А.Ф. Черданцев, критически оценивая инте-гративное понимание В. Н. Карташовым права как объединяющего его «нормативное, либертарное, естественно-правовое и философское понимание»^, с.10], все же отмечает в нем влияние традиционного подхода к определению права.
Правопонимание права как средства представляет теоретический интерес. К.В. Шундиков, наполняя инструментальный подход к праву идеями самоорганизации правой жизни общества, полагает, что «процесс правого регулирования осуществляется как отдельной правовой нормой, так и ..., позитивным правовом в целом»[11, с.87]. Однако в дальнейших рассуждениях правовед не включает в конкретизированный перечень правовых средств «право в целом», ограничиваясь конкретными правовыми средствами и их отдельными системами в виде правых «институтов, процедур и режимов»[11, с.115]. В юридической лите-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024
ратуре право называют также «средством правого регулирования»[12, с.21], а понимание права как средства, по мнению Ю.Б. Масягиной, «логично и естественно связано с проблемой правовых средств»[13, с.67]. Это интересное предположение послужило поводом написания статьи, так как оно имеет теоретическое значение для правопо-нимания самого права, модели правовой системы, механизма правого регулирования (МПР) и других категорий теории права и их взаимосвязей.
Научная концептуализация правового регулирования, как полагает И.П. Кожокарь, «не произведена, обычно оно рассматривается через конструкт механизма правового регулирования»[14, с.112]. Категории МПР и правовая система в теории соотносятся как часть и целое, взаимосвязанные через ряд понятий. Одним из таких понятий являются юридические (правовые) средства. Право и МПР - это отдельные элементы правовой системы. С.С. Алексеев в качестве первого элемента правовой системы называет «собственно право»[15, с.86-91]. Раскрывая сложное содержание правой системы, Н.И. Матузов предлагает наряду с другими элементами включить «1) право как совокупность создаваемых и охраняемых государством норм; ...5) механизм правого регулирования»^, с25]. А.В. Малько полагает, что правовая система кроме МПР включает «право, юридическую практику, господствующую правовую идеологию»[17, с.427]. В юридическом энциклопедическом словаре [18, с.104] под редакцией А.В. Малько среди составляющих элементов правовой системы общества МПР уже не упоминается. Ю.А. Тихомиров в число элементов правовой системы включает коррелирующие категории «законодательство, правоприменение, правосоз-нание»[19, с.33]. В.Е. Чиркин под правовой системой понимает интегрированную сущность «1) нормотворчества; 2) нормативного компонента (...); 3) правоприменения; 4) правовой идеологии; 5) правовой культуры»[20, с.22]. Исходя из структуры модели правовой системы право и МПР самостоятельные понятия. В теоретическом смысле интерпретация права как средства правого регулирования заводит наши рассуждения в тупик. Право по законам формальной логики в случае таких суждений будет полностью охватываться понятием МПР, что приведет право, как сложную самостоятельную правовую категорию, к растворению в МПР и исчезновению в рассматриваемой модели правовой системы, утрате правом своей идентичности. В результате таких предположений МПР как часть рассматриваемой модели правой системы поглощает его более широкую по объему и глубокую по содержанию категорию - право. Такой вывод представляется некорректным, так оба понятия в теории права закрепились и суще-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024
ствуют как состоявшиеся категории. Следовательно, право в рассматриваемой модели структурно не может входить в МПР. Понятие МПР включает «систему правовых средств»[17, с.427]. К его основным элементам правоведы относят «правовые нормы (нормы действующего законодательства), наряду с правоотношениями, правовой культурой и актами применения права» [21, с.178]. Именно поэтому в целях конструирования теоретической модели правой системы, по нашему мнению, теоретически нежелательно право причислять к категории средств правового регулирования. Право по масштабу и уровню воздействия на социальные отношения нельзя сравнивать с воздействием единичного средства правового регулирования или даже системы таких средств, образующих отдельный институт права или правовой режим. Право регулятор общественных отношений на абстрактном теоретическом уровне, непосредственное регулирование конкретных отношений все же происходит путем воздействия совокупности специализированных средств правового регулирования.
Анализируемые понятия «право» и «МПР» не тождественны, однако содержат общие элементы. Правовые средства регулирования лежат в фундаменте понятия МПР, в теории являются объединяющим фактором в его определении. Общее понимание исследуемого понятия введено и глубоко разработано С.С. Алексеевым. Содержание юридического понятия «МПР» в основном исследователями раскрывается через обоснованные ученым подходы, в которых рассматривают в качестве системы или комплекса специальных средств. При помощи системы правовых средств «достигается конкретно определенный результат в воздействии на общественные отношения»[4, С. 15]. А.С. Пиголкин определяет рассматриваемую категорию как «организационное воздействие правовых средств»[22, с.457], направленное на достижение поставленных целей. С.А. Кузнецова аргументированно приходит к определению понятия МПР как совокупности «правовых норм, правоотношений и юридических актов, участвующих в правовом воздействии, и существующих в виде динамической, внутренне единой системы...»[23, с.9]. Однако, на наш взгляд далее в этом определении ошибочно утверждается, что в результате взаимодействия не сама система, а элементы системы приобретают новые свойства. Нам представляется, что целостность системы проявляется в том, что характерным в ней является принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов. МПР - это не застывшая система правовых средств, а система действующая, «живая», приводимая и находящаяся в действии, движении, постоянно
изменяющаяся и совершенствуемая. В последнее время в работах предлагается рассматривать этот механизм как специфический комплексный процесс или систему процессов, стадий правовой регламентации и др. Приведенные составляющие МПР свидетельствуют о различных взглядах в его правопонимании. Указанные мнения развивают теоретические взгляды С.С. Алексеева на правовое регулирование и МПР, являющиеся опорой для новых подходов. В этих подходах внимание концентрируется на «процессе», «алгоритме», «определенном порядке действий» и аналогичных явлениях, что конкретизирует содержание механизма правового регулирования. Одной из таких попыток является формулирование МПР в качестве системы «специальных средств и процессов (стадий), предполагающих последовательное специфическое комплексное воздействие на общественные отношения путем обеспечения нормативной правовой регламентации»[24].
МПР по определению Н.И. Матузова и А.В. Малько - «это система правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями...»^, с.76]. В.Л. Кулапов и А.В. Малько в определении МПР корректируют парадигму «борьбы» на «преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права»[25, с.333]. При таком подходе преодоление препятствий служит достижению целей. Мальцев В.М. определяет МПР как систему «юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование в целях упорядочения общественных отношений...»[3].
Правовые средства - это «правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей»[25, с.335]. В.А. Сапун предложил схожую характеристику правовых средств, однако в ней под правовыми средствами понимается не собственно юридическая деятельность, а ее результат в виде правовых актов[26, с.29]. В.М. Сырых выделяет юридический МПР в виде «совокупности правовых средств, применяемых в рамках отдельных стадий процесса правового регулирования - правотворчества, правореализации и государственного принуждения» [27, с.84-85], и социальный МПР в форме «правовых норм, иных правовых явлений, а также социальных факторов, оказывающих на них позитивное либо негативное воздействие, связанных причинно-следственной связью»[27, с. 84-85]. В.М. Сырых представляет МПР в виде системы, состоящей из: «1) правовых средств; 2) субъектов, осуществляющих правовое
регулирование или правовую деятельность; 3) юридически значимых результатов их деятельно-сти»[28, с.167]. МПР — это система «юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права»[17, с.426], «различных по своей природе и функциям ., позволяющих достигать его целей»[17, с.427]. Система правовых средств воплощает в себе процесс правового регулирования, аутентифицируемый в нормотворчестве и правореализации, включая и правоприменение.
В основе современного понимания МПР лежит понятие системы правовых средств. Категория «правовые средства» несмотря на дискуссионный характер ее содержания получила широкое использование в юридической литературе. Представления ученых о правовых средствах и МПР, отличающиеся широким разнообразием. Распространенной интерпретацией является определение рассматриваемого механизма через «систему юридических средств»[18, c.81], «средств-документов и средств-деяний»[18, с.113], а также в качестве «совокупности «взаимосвязанных ... средств»[29, с. 100]. Н.А. Чертова и И.В. Ершова юридические средства определяют как «юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение целей права»[30, c.70]. К средствам правового регулирования относят также «правовые способы и приемы, обеспечивающие юридическую регламентацию общественных отношений»[31, с.54]. К средствам-инструментам относят не только нормы права, но и источники права, а также закрепленные ими правовые институты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, поощрения, льготы, наказания, принципы и презумпции права, правовые режимы и механизмы и др.
В дефинициях правовых средств как системы (комплекса, совокупности) таких средств, выделяют различные подходы: инструментальный, деятельностный и смешанный. Б. И. Пугин-ский полагает, что становлению инструментальной теории правовых средств стало рассмотрение права «как деятельности по регулированию жизни общества при посредстве инструментария, применение которого основывается на поддержке государства»[32, с.21-31]. МПР охватывает комплекс «правовых средств, находящихся в последовательной цепи, обеспечивающей на основе права решение жизненных ситуаций»[33, с.318.]. С.С. Алексеев под юридическими средствами понимает «институциональные установления и формы, использование которых приводит в дей-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024
ствие силу (энергию) права и благодаря этому может способствовать наступлению реального, фактического результата...» [34, с.17]. Поэтому нами не разделяется интерпретация подхода С.С. Алексеева якобы не допускающая «возможности представить механизм как функционирующую систему»[35, с.16] и не позволяет рассматривать МПР как процедурный процесс.
Основными признаками МПР определяют систему юридических средств, цель правового воздействия и последовательность стадий его осуществления. Содержанием МПР является поведение системы явлений (состояний, процессов), разработанное по какому-либо алгоритму. Эффективный порядок деятельности определяется алгоритмом.
В.В.Лазарев понимает МПР как «нормативно закрепленный, системно организованный комплекс правовых средств, направленный на достижение в соответствии с определенной юридической процедурой целей правового регулирования» [36, с.78].
Право является одним из регуляторов социальных отношений, как средство для решения общественно значимых задач. Однако отнесение права непосредственно к средствам правового регулирования, на наш взгляд, недостаточно продуктивно. Такие представления расшатывают теоретические взгляды на правовую систему, право и МПР, в целом вполне объективно отражающие многоаспектную правовую действительность.
Список литературы:
[1] Современное правопонимание: курс лек-ций/отв. Ред. М.Н.Марченко. -М.:Норма:ИН-ФРА-М,2016. -368 с.
[2] Лапаева В. В. Типы правопонимания: правовая теория и практика: монография / В. В. Лапа-ева. - М.: Российская академия правосудия, 2012. - 578 с.
[3] Мальцев Г.В. Социальные основания права/Г.В.Мальцев. -М.:Норма:ИНФРА-М,2011. - 800 с.
[4] Байтин М.И. Сущность права: (Соврем. норматив. правопонимание на грани двух веков) / М. И. Байтин. - Саратов: СГАП, 2001. - 416 с.
[5] Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение: монография/ Е.А. Лукашева. - М.: Норма, ИНФРА-М.,2013. -384 с.
[6] Ильин И.А. Теория права и государства/ под ред. и с предисловием В.А.Томсинова. - М.: Изд-во «3ерцало»,2003. - 400 с.
[7] Филиппова С.Ю. Коммуникативная теория права и инструментальный подход: является ли право магией? // Правоведение. 2015. №6 (323). С.78-90.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024
[8] Общая теория государства и права. Академический курс. В 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Т. 2. - М.: Изд-во «Зерцало»,1998. -640 с.
[9] Марченко М.Н. Теория государства и пра-ва:учебник.-2-е изд. перераб. и доп. -Москва: Проспект, 2012. - 656 с.
[10] Черданцев А.Ф. Интегративное недопонимание права // Журнал российского права. -2016. - №10. - С.5-15.
[11] Шундиков К.В. Управление и самоорганизация в правовом регулировании:монография.
- М.:Юрлитинформ,2019. - 408 с.
[12] Лопатина Т.М. Аксиологический аспект права в условиях цифровой реальности// История государства и права. - 2024. - №1. - С.17-22.
[13] Масягина Ю.Б. Право как средство социального контроля//Вестник Международного юридического института. Научно-информационный журнал. - 2016. - №1. - С.58-67.
[14] Кожокарь И. П. Правовое регулирование: понятие и формы // Государство и право. -2020. - №.12. - С. 112-127.
[15] Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т.Т.1. - М.,1981. - С.86-91.
[16] Матузов Н.И. Правовая система и личность / Н. И. Матузов. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1987. - 293 с.
[17] Теория государства и права: курс лекций/под ред. В.В. Гриба, В.Ю. Панченко. - Москва: Проспект,2023. - 656 с.
[18] Юридический энциклопедический словарь/под ред.А.В.Малько.2-е изд. -М.:Про-спект,2023. -1186 с.
[19] Тихомиров Ю.А. Правовая система развитого социалистического общества // Советское государство и право. - 1979. - № 7. - С. 33.
[20] Чиркин В.Е. Глобальные правовые системы, правовые семьи и их классификация // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2017.
- №4. - С.18-30.
[21] Гревцов Ю.И. Закон. Ответственность. Порядок: Курс лекций, прочитанных на юридическом факультете СПбГУ/Спб.:Наука,2017. - 487 с.
[22] Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под. ред. А.С. Пиголкина, Дмитриев Ю.А. 2-е изд. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 613 с.
[23] Кузнецова С.А. К вопросу об определении понятия «правовой механизм» // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.
- 2013. - № 1. -С. 9-12.
[24] Потехина Я.В., Ромашов Р.А. Понимание механизма правового регулирования в юридической науке//Наука через призму времени. - 2022. -№ 10. - С. 28-30.
[25] Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция» /В.Л. Кулапов, А.В. Малько. - Москва: Норма : Инфра-М, 2011. - 384 с.
[26] Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права. -СПб.: СПбГУП, 2002. -156 с.
[27] Сырых В.М. Социология права: учебник / В. М. Сырых. - 4-е изд., доп. и перераб. - Москва: Юстицинформ, 2012. - 470 с.
[28] Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник для вузов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.:Юстицинформ, 2012. - 704 с.
[29] Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории / В.Н. Протасов - М.: Юрид. лит., 1991. - 143 с.
[30] Чертова Н.А. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.А. Чертова, И.В. Ершова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т. - Электронные текстовые данные. - Архангельск: САФУ, 2021 - 151 с.
[31] Бошно С.В. Способы и методы правового регулирования // Право и современные государства. - 2014. - №3. - С.52-60.
[32] Пугинский Б. И. Инструментальная теория правового регулирования // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. -2001. - № 3. - С. 21-31.
[33] Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. - М.: Изд-во Н0РМА,2006. -752 с.
[34] Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Советское государство и право. - 1987. - № 6. - С. 12-19.
[35] Абрамова, А.А. Эффективность механизма правового регулирования / А.А. Абрамова: Дис. ... канд. юрид. наук. - Красноярск, 2006. - 188 с.
[36] Лазарев, В. В. Теория государства и права: учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. - 5-е изд. испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2022. - 521 с.
Spisok literatury:
[1] Sovremennoe pravoponimanie: kurs lektsii/ otv. Red. M.N.Marchenko. -M.: Norma: INFRA-M,2016. -368 s.
[2] Lapaeva V. V. Tipy pravoponimaniia: pravo-vaia teoriia i praktika: monografiia / V. V. Lapaeva. -M.: Rossiiskaia akademiia pravosudiia, 2012. - 578 s.
[3] Mal'tsev G.V. Sotsial'nye osnovaniia prava/G.V.Mal'tsev. -M.:Norma: INFRA-M,2011. -800 s.
[4] Baitin M.I. Sushchnost' prava: (Sovrem. normativ. pravoponimanie na grani dvukh vekov) / M. I. Baitin. - Saratov: SGAP, 2001. - 416 s.
[5] Lukasheva E.A. Chelovek, pravo, tsivilizat-sii: normativno-tsennostnoe izmerenie: monografiia/ E.A. Lukasheva. - M.: Norma, INFRA-M.,2013. -384 s.
[6] Il'in I.A. Teoriia prava i gosudarstva/pod red. i s predisloviem V.A.Tomsinova. - M.: Izd-vo «Zertsalo»,2003. - 400 s.
[7] Filippova S.Iu. Kommunikativnaia teoriia prava i instrumental'nyi podkhod: iavliaetsia li pravo magiei? // Pravovedenie. 2015. №6 (323). C.78-90.
[8] Obshchaia teoriia gosudarstva i prava. Akademicheskii kurs. V 2-kh tomakh. Pod red. prof. M.N. Marchenko. T. 2. - M.: Izd-vo «Zertsalo»,1998. - 640 s.
[9] Marchenko M.N. Teoriia gosudarstva i prava: uchebnik.-2-e izd. pererab. i dop. -Moskva: Prospekt, 2012. - 656 s.
[10] Cherdantsev A.F. Integrativnoe nedoponi-manie prava // Zhurnal rossiiskogo prava. - 2016. -№10. - S.5-15.
[11] Shundikov K.V. Upravlenie i samoorgani-zatsiia v pravovom regulirovanii:monografiia. - M.: Iurlitinform,2019. - 408 s.
[12] Lopatina T.M. Aksiologicheskii aspekt prava v usloviiakh tsifrovoi real'nosti// Istoriia gosudarstva i prava. - 2024. - №1. - S.17-22.
[13] Masiagina Iu.B. Pravo kak sredstvo sotsi-al'nogo kontrolia//Vestnik Mezhdunarodnogo iuridich-eskogo instituta. Nauchno-informatsionnyi zhurnal. -2016. - №1. - S.58-67.
[14] Kozhokar' I. P. Pravovoe regulirovanie: poniatie i formy // Gosudarstvo i pravo. - 2020. -№.12. - C. 112-127.
[15] Alekseev S.S. Obshchaia teoriia prava. V 2-kh t.T.1. - M.,1981. - S.86-91.
[16] Matuzov N.I. Pravovaia sistema i lichnost' / N. I. Matuzov. - Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 1987. -293 s.
[17] Teoriia gosudarstva i prava: kurs lektsii/pod red. V.V. Griba, V.Iu. Panchenko. - Moskva: Pros-pekt,2023. - 656 s.
[18] Iuridicheskii entsiklopedicheskii slovar'/pod red.A.V. Mal'ko.2-e izd. -M.: Prospekt,2023. -1186 s.
[19] Tikhomirov Iu.A. Pravovaia sistema razvi-togo sotsialisticheskogo obshchestva // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. - 1979. - № 7. - S. 33.
[20] Chirkin V.E. Global'nye pravovye sistemy, pravovye sem'i i ikh klassifikatsiia // Pravo. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. - 2017. - №4. - S.18-30.
[21] Grevtsov Iu.I. Zakon. Otvetstvennost'. Pori-adok: Kurs lektsii, prochitannykh na iuridicheskom fakul'tete SPbGU/Spb.: Nauka,2017. - 487 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024
[22] Teoriia gosudarstva i prava: Uchebnik / Pigolkin A.S., Golovistikova A.N., Dmitriev Iu.A., Saidov A.Kh.; Pod. red. A.S. Pigolkina, Dmitriev Iu.A. 2-e izd. - M.: lurait-Izdat, 2005. - 613 s.
[23] Kuznetsova S.A. K voprosu ob opredelenii poniatiia «pravovoi mekhanizm» // Vestnik Sankt-Pe-terburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2013. - № 1. -S. 9-12.
[24] Potekhina Ia.V., Romashov R.A. Ponimanie mekhanizma pravovogo regulirovaniia v iuridicheskoi nauke//Nauka cherez prizmu vremeni. - 2022. -№ 10. - S. 28-30.
[25] Kulapov V.L. Teoriia gosudarstva i prava: uchebnik dlia studentov vysshikh uchebnykh zavede-nii, obuchaiushchikhsia po napravleniiu «lurispru-dentsiia» i spetsial'nosti «lurisprudentsiia» /V.L. Kulapov, A.V. Mal'ko. - Moskva: Norma: Infra-M, 2011. - 384 s.
[26] Sapun V.A. Teoriia pravovykh sredstv i mekhanizm realizatsii prava. -SPb.: SPbGUP, 2002. -156 s.
[27] Syrykh V.M. Sotsiologiia prava: uchebnik / V. M. Syrykh. - 4-e izd., dop. i pererab. - Moskva: Iustitsinform, 2012. - 470 s.
[28] Syrykh V. M. Teoriia gosudarstva i prava: Uchebnik dlia vuzov. — 6-e izd., pererab. i dop. — M.: lustitsinform, 2012. - 704 s.
[29] Protasov V.N. Osnovy obshchepravovoi protsessual'noi teorii / V.N. Protasov - M.: lurid. lit., 1991. - 143 c.
[30] Chertova N.A. Teoriia gosudarstva i prava [Elektronnyi resurs]: uchebnoe posobie / N.A. Chertova, I.V. Ershova; Sev. (Arktich.) feder. un-t. - Elek-tronnye tekstovye dannye. - Arkhangel'sk: SAFU, 2021 - 151 s.
[31] Boshno S.V. Sposoby i metody pravovogo regulirovaniia // Pravo i sovremennye gosudarstva. -2014. - №3. - S.52-60.
[32] Puginskii B. I. Instrumental'naia teoriia pravovogo regulirovaniia // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 11. Pravo. -2001. -№ 3. - S. 21-31.
[33] Alekseev S.S. Voskhozhdenie k pravu. Poiski i resheniia. - M.: Izd-vo N0RMA,2006. -752 s.
[34] Alekseev S.S. Pravovye sredstva: postano-vka problemy, poniatie, klassifikatsiia // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. - 1987. - № 6. - S. 12-19.
[35] Abramova, A.A. Effektivnost' mekhanizma pravovogo regulirovaniia / A.A. Abramova: Dis. ... kand. iurid. nauk. - Krasnoiarsk, 2006. - 188 s.
[36] Lazarev, V. V. Teoriia gosudarstva i prava: uchebnik dlia vuzov / V. V. Lazarev, S. V. Lipen'. — 5-e izd. ispr. i dop. - Moskva: lurait, 2022. - 521 c.1. Sovremennoe pravoponimanie: kurs lektsii/otv. Red. M.N. Marchenko. - M.:Norma:INFRA-M,2016. -368 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2024