Научная статья на тему 'ПРАВО ОСУЖДЕННЫХ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ'

ПРАВО ОСУЖДЕННЫХ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
484
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уголькова Елена Ивановна

В статье на основании анализа международных актов, норм конституционного, уголовно-исполнительного законодательства, а так же законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения раскрывается социальное назначение, сущность и содержание права осужденных на охрану здоровья и медицинскую помощь. Выявлены недостатки его правового регулирования, даны предложения по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства, предложена классификация прав осужденных. С учетом специфики двух самостоятельных понятий «охрана здоровья» и «медицинская помощь» предложена новая редакция статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и сформулирована дефиниция, раскрывающая понятие права осужденных на охрану здоровья и медицинскую помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Уголькова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT OF CONVICTS TO HEALTH PROTECTION AND MEDICAL CARE: CONCEPT AND CONTENT

The article reveals the social purpose, essence and content of the convicts’ right to health protection and medical care based on the analysis of international acts, norms of the constitutional and penal law, as well as the legislation of the Russian Federation in the field of healthcare. The shortcomings of its legal regulation are revealed, proposals for improving the penal legislation are given, a classification of the rights of convicts is proposed. According to the author, the wording given by the legislator in Part 6 of Article 12 of the Criminal Code of the Russian Federation has shortcomings and significantly narrows the content of the right in question. Taking into account the specifics of the two independent concepts of “health protection” and “medical care”, a new version is proposed and a definition is formulated that reveals the concept of the right of convicts to health protection and medical care.

Текст научной работы на тему «ПРАВО ОСУЖДЕННЫХ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ»

УДК 343.828

DOI 10.33463/2687-122X.2022.17(1-4).1.049-057

ЕЛЕНА ИВАНОВНА УГОЛЬКОВА,

соискатель кафедры уголовного права и криминологии, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), г. Москва, Российская Федерация, e-mail: 7801956@mail.ru

ПРАВО ОСУЖДЕННЫХ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Для цитирования

Уголькова, Е. И. Право осужденных на охрану здоровья и медицинскую помощь: понятие и содержание / Е. И. Уголькова // Уголовно-исполнительное право. - 2022. -Т. 17(1-4), № 1 - С. 49-57. - DOI : 10.33463/2687-122X.2022.17(1-4).1.049-057.

Аннотация. В статье на основании анализа международных актов, норм конституционного, уголовно-исполнительного законодательства, а также законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения раскрывается социальное назначение, сущность и содержание права осужденных на охрану здоровья и медицинскую помощь. Выявлены недостатки его правового регулирования, даны предложения по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства, предложена классификация прав осужденных. С учетом специфики двух самостоятельных понятий «охрана здоровья» и «медицинская помощь» предложена новая редакция статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и сформулирована дефиниция, раскрывающая понятие права осужденных на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Ключевые слова: права человека, общепризнанные принципы и нормы международного права, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, правовое положение осужденных, исправительные учреждения.

События Второй мировой войны побудили государства и народы проявить большую заботу о правовой и социальной защите прав и основных свобод человека. Профессор Х. Лаутерпахт, один из наиболее видных юристов того времени, подчеркивал необходимость принятия международного билля о правах человека [1, с. 33]. Именно в этот период человечество окончательно признало права человека одной из глобальных проблем современности, что оказало большое влияние на содержание Устава ООН, а также на принятие большого количества международных актов, регулирующих различные гуманитарные стороны этого вопроса.

© Уголькова Е. И., 2022

(cc)(D®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Международный и национальный механизмы защиты прав человека - важнейшее демократическое достижение человечества. В современном правовом государстве в качестве высшей ценности выступает человек. Даже задачи защиты общества от преступных посягательств должны строиться с учетом принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Как отмечает профессор В. В. Лунеев, если цель системы уголовной юстиции состоит в контроле над преступностью, то соблюдение прав личности является одним из важнейших средств его достижения [2, с. 34]. Нельзя пренебрегать правами личности и в уголовно-исполнительной сфере.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Однако Конституция РФ и иные нормативные правовые акты (например, ст. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции») в качестве принципа закрепляют не только уважение, но и соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Поскольку сам термин «уважение» означает признание достоинств личности, а «соблюдение» - реализацию прав и свобод человека и гражданина, то именно такая формулировка представляется более точной. Полагаем, что принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина должен быть закреплен в ст. 1 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также в ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), что соответствует конституционным предписаниям.

Положения ст. 2 Конституции РФ, провозглашающие человека, его права и свободы высшей ценностью, устанавливают обязанность государства признавать, соблюдать и защищать их. В юридической литературе соотношение понятий «право» и «свобода» чаще всего рассматривается в качестве синонимов. По мнению ряда ученых, например В. Н. Кудрявцева, И. Л. Петрухина, В. В. Лазарева, право является мерой (границами, рамками, масштабом) свободы [3, с. 18]. Нередко термином «свобода» обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретный результат [4, с. 121].

В Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17). На основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Многие международные рекомендации нашли отражение и в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации. Так, в ст. 3 УИК РФ подчеркивается, что уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основываются на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы государства, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Как следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в ряде его решений (постановления от 3 мая 1995 г. № 4-П, от 15 января 1999 г. № 1-П, от 25 апреля 2001 г. № 6-П, от 20 апреля 2006 г. № 4-П; определения от 15 февраля 2005 г. № 17-О, от 1 марта 2010 г. № 323-О-О и др.), утверждая приоритет личности и ее прав во всех сферах, Конституция РФ обязывает государство охранять достоинство личности (ч. 1 ст. 21) как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждае-

мых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; поскольку ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, постольку никто не может быть ограничен в защите перед судом своего достоинства, а также всех связанных с ним прав и свобод.

В теории права достоинство рассматривается как неотъемлемое качество любого человека, независимое от воли других людей; субъективная самооценка индивидом собственных биологических, нравственных, этических, социальных, профессиональных, иных качеств в сравнении с аналогичными качествами других людей; общественная оценка личностных качеств индивида на фоне устоявшихся стандартов человеческого общежития в конкретном обществе и государстве [5, с. 44].

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то согласно ч. 2 ст. 3 УИК РФ применяются правила международного договора. Следует отметить, что по своей юридической силе международные акты носят различный характер. Конвенции, подлежащие подписанию и ратификации государствами-членами, обязательны для выполнения. Рекомендации об обращении с осужденными имеют обязательный характер только в части сформулированных в них основных принципов, но служат ориентиром для совершенствования национального законодательства и правоприменительной практики. Поскольку реализация норм-принципов по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными не может зависеть от наличия социально-экономических возможностей, нельзя, на наш взгляд, согласиться с законодательным определением ч. 4 ст. 3 УИК РФ.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Развивая данную конституционную норму, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации в качестве задач определяет охрану прав, свобод и законных интересов осужденных, оказание им помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст. 1 УИК РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения. Именно основные права и свободы составляют общий правовой статус человека и гражданина.

Правовое положение осужденных базируется на международных актах: Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (1955 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.) и др.

По аналогии с гл. 2 Конституции РФ, закрепляющей права и свободы человека и гражданина, гл. 2 УИК РФ регулирует правовое положение осужденных. Согласно ст. 10 УИК РФ, устанавливающей основы правового положения осужденных, Российская Федерация не только уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, но и обеспечивает в процессе исполнения уголовных наказаний законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность этих лиц. Осужденным также гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации,

но с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, что следует из самой сути уголовного наказания. При исполнении наказаний осужденные не освобождаются от своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

В теории конституционного права принято выделять три вида правового статуса личности: общий правовой статус граждан, специальный правовой статус определенной категории граждан и индивидуальное правовое положение гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновидность специального статуса. Отличительной чертой правового статуса осужденных является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан Российской Федерации и характеризуется наличием определенного перечня прав, законных интересов и обязанностей. В рамках специального правового статуса осужденных происходит не только ограничение общих прав и свобод граждан, но и их конкретизация и дополнение. Правовое положение (статус) осужденных следует рассматривать в качестве межотраслевого правового института. При доминирующей роли норм уголовно-исполнительного права все больше отношений, порождающих права, законные интересы и обязанности осужденных, регулируются нормами различных отраслей права: конституционного, гражданского, семейного, административного и иных. Таким образом, правовой статус осужденных выступает комплексным, межотраслевым правовым институтом и представляет собой урегулированное нормами различных отраслей права положение осужденных во время отбывания уголовного наказания [6, с. 21]. Кроме специального статуса, принято выделять индивидуальный статус осужденных, который представляет собой совокупность персонифицированных прав, законных интересов и обязанностей осужденных во время отбывания уголовного наказания. При отбывании одного и того же вида наказания осужденные могут иметь различный индивидуальный правовой статус в зависимости, например, от пола, возраста, состояния здоровья и других критериев.

В настоящее время в УИК РФ должным образом не урегулировано правовое положение осужденных, имеющих заболевания [7, с. 95-101]. Вид заболевания и другие индивидуальные характеристики осужденных не всегда учитываются законодателем при определении режимных требований (исключение составляют ч. 4 ст. 130 и ч. 7 ст. 117 УИК РФ), а также при применении иных средств исправления осужденных (исключение составляют ч. 1 ст. 103 и ч. 2 ст. 106 УИК РФ).

Права осужденных являются самостоятельным элементом правового статуса осужденных, характеристику которого определяют социальное назначение, сущность и содержание. Социальное значение прав осужденных связано с развитием их личности и направлено на их исправление, поскольку процесс ресоциализации осужденных включает в себя не только повышение культурного и образовательного уровня, нейтрализацию негативных социально-психологических явлений, связанных с условиями изоляции, но и реализацию прав и законных интересов осужденных, в первую очередь права на охрану здоровья. Реализация данного права осужденными (особенно это важно в исправительных центрах и исправительных учреждениях) обеспечивает эпидемиологическую безопасность государства, снижает риски заболеваемости среди персонала и членов их семей, а также общества в целом инфекционными заболеваниями, самым распространенным среди которых является туберкулез.

Суть прав (их принято считать субъективными правами) заключается в том, что осужденному предоставляется возможность определенного поведения или пользования социальными благами, которые закреплены в законе и гарантированы государством; их

реализация не связана с выполнением каких-либо условий; они порождают корреспондирующие обязанности у других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений (прежде всего у администрации учреждений и органов, исполняющих наказания); в случае нарушения должны быть восстановлены в соответствии с законом. Обеспечение прав осужденных представляет собой важный показатель законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Пределы реализации прав осужденных заключаются в том, что они не должны нарушать порядок и условия исполнения (отбывания) наказаний, а также ущемлять права и законные интересы других лиц.

Конституционно-правовая наука не выработала единого подхода к классификации прав и свобод, закрепленных в Основном Законе государства. Традиционно выделяют две основные группы: естественные права человека и позитивные права граждан. Естественные права человека в юридической литературе часто называют неотчуждаемыми. В силу неотчуждаемости естественные права не могут быть отделены от их носителя -человека, они принадлежат ему от рождения и не могут быть дарованы или отчуждены государственной властью. К естественным правам человека обычно относят право на жизнь, выделяя его в качестве основополагающего, право на свободу и достоинство личности, на личную неприкосновенность. Некоторые ученые, например Н. С. Малеин, к этой категории относят и право на охрану здоровья, что нам представляется спорным [3, с. 8]. Естественные права человека возникают с момента рождения; они неотчуждаемы и неотъемлемы; выражают наиболее существенные возможности развития человека; имеют непосредственный и объективный характер реализации. Эти основные признаки позволяют отделять естественные права от других субъективных прав.

Права гражданина - это права человека как члена политического сообщества, они предоставляются государством и могут быть им ограничены. Однако такое различие имеет больше исторический и философский характер, поскольку естественные права также закреплены в Конституции РФ, гарантируются государством и могут быть ограничены. В то же время следует отметить, что условия изоляции, в которых находятся осужденные, не влияют на полноту и содержание этих конституционных прав, они обусловливают лишь особенности их реализации, предусмотренные уголовно-исполнительным и иным законодательством. Другое деление конституционных прав на группы основано на различиях сфер жизни общества, характере отношений. По такому критерию принято выделять личные, социально-экономические, политические и культурные права. Иногда социальные и экономические права относят к разным группам [8, с. 90-92]. Любая классификация в определенной мере условна и имеет исключительно доктринальный характер.

Среди ученых нет единого мнения и относительно классификации прав осужденных. Например, В. Н. Белик выделяет конституционные права и свободы, не подверженные каким-либо изменениям и равные правам обычных граждан (право на жизнь, достоинство); группу специальных прав и свобод осужденных (конституционных и отраслевых), реализация которых имеет определенные особенности (право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления) и специальные права и свободы, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством (право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказание и др.) [9, с. 86-87]. Т. Ф. Минязева, придерживаясь конституционной классификации, выделяет личные права и свободы, политические права и свободы, социально-экономические права и свободы и иные конституционные права осужденных [10]. Т. А. Хме-левская, анализируя правовое положение осужденных в России, рассматривает их

конституционные, гражданские, основные и специальные права [11, с. 16]. С. А. Борсу-ченко выделяет общие и специальные права осужденных. К общим правам осужденных, по его мнению, относятся конституционные и те отраслевые права, обладание которыми не связано со специальным правовым статусом (например, право частной собственности, наследования и т. п.). Специальные права возникают у осужденных во время отбывания наказания и регламентируются уголовно-исполнительным законодательством [12, с. 61].

На наш взгляд, с учетом Конституции РФ, а также отраслевого законодательства необходимо выделять следующие права осужденных: конституционные, общегражданские - закреплены в гражданском, семейном, трудовом и ином российском законодательстве; основные - предусмотрены в ст. 12 УИК РФ и распространяются на все категории осужденных независимо от вида наказания; специальные - закреплены в Особенной части УИК РФ, ими наделяются осужденные при отбывании конкретного вида наказания. У такой классификации тоже есть недостатки, поскольку некоторые права, в частности право на охрану здоровья, относится как к конституционным правам осужденных, так и к основным.

Здоровье является высшим благом человека, без которого многие другие блага обесцениваются. Право на охрану здоровья неразрывно связано с естественным (личным) правом каждого человека на жизнь. Однако данное право имеет не только личный (индивидуальный), но и социальный характер, что обязывает государство принимать все необходимые меры по его обеспечению, учитывая публичные интересы. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь рассматривается как базовая основа в системе социально-экономических прав. Эти понятия хоть и разделены, но неразрывно связаны между собой и дополняют друг друга, представляя сложную правовую категорию [13, с. 51-54].

Осужденные лица наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, предусмотренное ст. 41 Конституции РФ. Право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения, закреплено в ч. 6 ст. 12 УИК РФ. На наш взгляд, такая формулировка имеет недостатки и существенно сужает содержание этого права с учетом специфики двух самостоятельных понятий «охрана здоровья» и «медицинская помощь».

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который является базовым в сфере здравоохранения, определяет охрану здоровья граждан как систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпи-демического (профилактического), характера. Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья, включая предоставление медицинских услуг. К видам медицинской помощи Федеральный закон относит: первичную медико-санитарную помощь; специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь; скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь; паллиативную медицинскую помощь. Формами оказания медицинской помощи являются:

- экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

- неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

- плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Статья 26 названного Федерального закона закрепляет права лиц, находящихся в местах принудительной изоляции и отбывающих наказание в виде ограничения свободы, на получение медицинской помощи.

Международные стандарты под охраной здоровья осужденных понимают надлежащие условия содержания в условиях изоляции, включая сбалансированное питание, доступ к чистой питьевой воде и свежему воздуху, достаточное пространство для проживания, соблюдение санитарно-гигиенических условий, в том числе чистоту, уборку, отопление и вентиляцию помещений, их естественное и искусственное освещение, одежду, постельные принадлежности, предметы первой необходимости и гигиены, возможность прогулок и доступа к условиям, необходимым для формирования здорового образа жизни, своевременное обеспечение профилактических, лечебных и реабилитационных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Для оказания осужденным медицинской помощи в исправительных учреждениях созданы лечебно-профилактические учреждения (больницы общего профиля, специализированные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения (ч. 2 ст. 101 УИК РФ). При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденные к лишению свободы имеют право на ее получение в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций за счет бюджетных средств (ч. 3 ст. 26 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Таким образом, понятие «охрана здоровья» по объему является более широким, чем «медицинская помощь», но эти категории взаимообусловливают друг друга и в качестве двух самостоятельных частей должны составлять право осужденных. В связи с этим предлагаем ч. 6 ст. 12 УИК РФ изложить в следующей редакции: «Осужденные имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, включая надлежащие условия содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также получение всех видов медицинской помощи, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии с медицинским заключением».

Право осужденных на охрану здоровья и медицинскую помощь относится к основным правам осужденных, то есть им наделяются все категории осужденных независимо от особенностей правового статуса. Основные права осужденных базируются на их специальных правах и обеспечиваются повышенной правовой защитой. Охрана и правовая защита данного конституционного права - одна из важнейших функций государства. Каждый человек имеет неотъемлемое право на охрану здоровья, и это право является одним из приоритетных в системе конституционных прав граждан.

Однако наиболее остро вопрос реализации данного права возникает в условиях изоляции при отбывании наказания в виде принудительных работ и лишения свободы. Как известно, условия изоляции сами по себе негативно влияют на психическое и физическое здоровье человека, а при организации лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи в исправительных центрах и исправительных учреждениях необходимо соблюдать требования режима в соответствии с правилами внутреннего распорядка этих учреждений. В период содержания осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы договор о добровольном медицинском страховании с ними расторгается (ч. 6 ст. 26 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Закон обязывает администрацию исправительных учреждений выполнять установленные санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования, обеспечивающие охрану здоровья осужденных. Администрация несет ответственность за их выполнение (ч. 3 ст. 101 УИК РФ). Ведомственный контроль за качеством и безопасностью медицинской деятельности в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы осуществляет ФСИН России. В то же время следует отметить, что для больных осужденных, которым по медицинским показаниям назначен обязательный курс лечения, его прохождение является не правом, а обязанностью, что следует из ст. 18 УИК РФ и должно быть закреплено в ст. 11 УИК РФ.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь тесно связано с такими правами осужденных, как право на получение психологической помощи, на личную безопасность, в местах лишения свободы это право на прогулку, материально-бытовое обеспечение. Таким образом, под правом осужденных на охрану здоровья и медицинскую помощь следует понимать систему мер и законодательно установленных гарантий (правомочий), направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья лиц в период отбывания наказания путем проведения профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, а также предоставления медицинских услуг.

Библиографический список

1. Lauterpacht, H. 1950, International law and Human Rights, Stevens & Sons Limited, London.

2. Лунеев В. В. Эпоха глобализации и преступность : монография. М. : Норма, 2019. 272 с.

3. Меретуков Г М. Конституционные права осужденных к лишению свободы: теоретические и историко-правовые аспекты. Краснодар : КубГАУ, 2011. 183 с.

4. Шахрай С. М., Клишас А. А. Конституционное право Российской Федерации. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2011. 734 с.

5. Боков Ю. А., Мезина О. Н. Право на человеческое достоинство // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 1. С. 43-45.

6. Минязева Т. Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации. М. : Норма, 2001. 306 с.

7. Скиба А. П., Родионов А. В., Малолеткина Н. С. Средства исправления осужденных и их индивидуальные особенности: некоторые теоретические и правовые проблемы взаимосвязи // Союз криминалистов и криминологов. 2020. № 2. С. 95-101.

8. Крикунова А. А. Социальные права человека: понятие, система и юридическая природа // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 4. С. 90-92.

9. Белик В. Н. О правовом статусе лиц, осужденных к наказанию виде лишения свободы // Законы России. 2010. № 1. С. 86-87.

10. Минязева Т. Ф Проблемы правового статуса личности осужденных в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. 389 с.

11. Хмелевская Т. А. Правовое положение осужденных в России : учеб. пособие. Оренбург : Оренбургский институт (филиал) Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2018. 71 с.

12. Борсученко С. А. Контроль российского омбудсмена в пенитенциарной сфере: правовые и организационные аспекты : учеб. пособие. М. : ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2007. 139 с.

13. Банникова И. Г. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: содержание и историческая ретроспектива // Вестник Пензенского государственного университета. 2014. № 2(6). С. 51-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.