Научная статья на тему 'Право на выход из состава политической партии и пассивное избирательное право'

Право на выход из состава политической партии и пассивное избирательное право Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
358
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право на выход из состава политической партии и пассивное избирательное право»

не мы, к сожалению, не сможем получить последовательной реализации данных положений на практике, а следовательно, изменить ту ситуацию, которая сейчас сложилась в правоприменении, когда в ряде случаев можно ограничиться формальной отсылкой к положениям Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, которые буквально не связывают исполнение той или иной обязанности с наличием или отсутствием вины соответствующего лица, или констатировать наличие вины уже непосредственно фактом нарушения соответствующей нормы права.

1. См.: Кондрашев A.A. Теория конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации : автореф. дис. ... д-раюрид. наук. М., 2011. С. 34-35.

2. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka-New%2970penAgent&RN=393082-5&02 (дата обращения: 19.11.2015).

3. Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; 2015. № 14. Ст. 2015.

4. См.: определения Верховного Суда РФ от 9 марта 2004 г. № 18-Г04-11; от 7 декабря 2007 г. № 36-Г07-11. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 19.11.2015); решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от

18 августа 2014 г. по делу № 2-2907/2014. URL: http://www. irkutsk.izbirkom.ru/etc/r_sud_180814_14_2.pdf (дата обращения: 20.11.2015).

5. Собрание законодательства РФ. 2001. № 7. Ст. 700.

6. См.: определения Верховного Суда РФ от 9 октября 2009 г. № 5-Г09-109, от 11 апреля 2002 г. № 45-Г02-11, от 13 апреля 2002 г. № 45-Г02-14, от 19 августа 2014 г. № 5-АПГ14-27. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 19.11.2015).

7. См.: ШтурневА.Е. Конституционно-правовая ответственность за избирательные правонарушения в Российской Федерации. Иркутск, 2004. С. 125-127, 133-134.

8. Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2409.

9. См.: Иоффе О.С. Вина и ответственность по советскому праву // Сов. государство и право. 1972. № 9. С. 43.

10. Собрание законодательства РФ. 1997. № 38. Ст. 4339; 2001. № 29. Ст. 2944.

11. См.: Фоноберов Л.В. Вина как условие деликтной ответственности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 16.

12. См.: решение Кировского районного суда г. Иркутска от 13 ноября 2000 г. по жалобе В.В. Дворниченко об отмене постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 4 июля 2000 г. № 20/181-2 // Судебная практика рассмотрения избирательных споров : сборник судебных постановлений :в2т.Т.1.С. 139-147.

13. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 19.11.2015).

14. Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171;

2014. № 49 (ч. VI). Ст. 6928.

15. Собрание законодательства РФ. 2014. № 8. Ст. 740;

2015. № 41 (ч. II). Ст. 5641.

ПРАВО НА ВЫХОД ИЗ СОСТАВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ И ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Р.Ю. Хертуее, кандидат юридических наук

Современная правовая доктрина традиционно относит избирательное право к числу основных политических прав граждан. Статьей 25 Международного пакта «О гражданских и политических правах» предусмотрено, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность:

1) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

2) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на

основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; 3) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе [1]. Свободный, всеобщий и равный характер избирательного права лежит в основе конституционного принципа народовластия. По своей сути избирательные права являются разновидностью политических конституционных прав граждан, посредством которых происходит реализация народовластия в Российской Федерации, где каждый гражданин выступает в

А Ü Б А ^ Л J г J] h JJ И г JJ ^ Л ü II

качестве активного участника формирования органов государственной власти [2].

Таким образом, избирательное право занимает центральное место в системе политических прав граждан и отражает уровень развития политической системы. В этой связи право граждан избирать и быть избранными тесным образом синхронизируется с иными политическими правами граждан, в частности с правом на объединение в политические партии. Так, согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон «О политических партиях»), политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Именно в силу участия в избирательном процессе политическая партия приобретает специальный конституционный статус - статус избирательного объединения [3].

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав) [4] выдвижение и регистрация кандидатов избирательными объединениями осуществляются без процедуры сбора подписей избирателей. Таким образом, на выборах именно партийный способ выдвижения является наиболее предпочтительным и востребованным для потенциальных кандидатов. Данный тезис также красноречиво подтверждается сложившейся практикой выдвижения кандидатов. Кроме этого, проведение выборов с использованием пропорциональной или смешанной избирательной системы вообще невозможно без участия политических партий. В этой связи можно сделать вывод, что право на объединение, в самом его широком смысле, не просто способствует реализации пассивного избирательного права, а, в ряде случаев, даже является обязательным условием участия в выборах (как в случае с регистрацией списков кандидатов).

Вместе с тем жесткая взаимосвязь и взаимообусловленность, возникающая между пас-

сивным избирательным правом и правом на объединение, в условиях существующего законодательного регулирования имеет и обратную негативную сторону, при которой несовершенный механизм реализации права на выход из состава политической партии препятствует реализации пассивного избирательного права.

В соответствии с пунктом 31 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий. Нарушение данного правила в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав является основанием для отказа в регистрации или отмены регистрации кандидата.

На практике достаточно часто возникают ситуации, когда потенциальный кандидат, являясь членом одной политической партии, выдвигается на выборную должность от другой политической партии, что напрямую противоречит требованиям закона. Поэтому такие кандидаты в спешном порядке пытаются выйти из состава данной политической партии, чтобы реализовать свое пассивное избирательное право совместно с другой политической партий. Однако в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях» условия и порядок утраты членства в политической партии определяются уставом этой партии, и названный закон данные правоотношения не регулирует. Таким образом, получается, что условия и порядок выхода из состава политической партии являются ее внутренним вопросом, который в силу диспозитивности правового регулирования может быть регламентирован политическими партиями по-разному.

Анализ уставов политических партий показывает, что выход из партии происходит: 1) со дня подачи в уполномоченный орган партии заявления о выходе из партии (политические партии «Патриоты России» и «За женщин России»); 2) со дня поступления в уполномоченный орган заявления о выходе из партии (по-

№4/2015

литические партии «Родина» и «Правое дело»); 3) со дня регистрации уполномоченным органом партии заявления о выходе из партии (политическая партия «Единая Россия»); 4) с момента публичного устного заявления о выходе из партии (политические партии «Женский Диалог» и Партия ветеранов России). Кроме этого, в некоторых уставах политических партий устанавливается, что решение о снятии с партийного учета принимается уполномоченным органом политической партии (Либерально-демократическая партия России).

Помимо этого, на практике возникают ситуации, когда лицо направляет заявление о выходе из партии в неуполномоченный орган политической партии либо с нарушением территориальной принадлежности (подача заявления о выходе не по месту постоянного проживания [5]). Кроме того, такое заявление может быть принято лицом, которое не обладает правом на принятие и регистрацию заявлений о выходе, либо указанное лицо может и вовсе уклоняться от приема заявлений о выходе. В совокупности указанные обстоятельства способствуют тому, что лицо не может оперативно и своевременно выйти из состава одной политической партии и реализовать свое пассивное избирательное право, выдвигаясь от другой политической партии. Так, в одном судебном решении отмечается, что суд, проанализировав приведенные положения Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия», обоснованно сделал вывод о том, что прекращение членства в данной партии, независимо от оснований такого прекращения, оформляется решением руководящего органа партии с последующим снятием с партийного учета [6]. Полагаем, что такой подход не просто противоречит правовой природе права на объединение, но входит в противоречие с положениями законодательства.

Так, статьей 2 Федерального закона «О политических партиях» установлено, что право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя также и право на беспрепятственный выход из политических партий. В соответствии с пунктом 1 ^^ статьи 8 Федерального закона «О политических партиях» деятельность политических партий

основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Наконец, согласно пункту 1 статьи 23 указанного Федерального закона, членство в политической партии является добровольным и индивидуальным. В связи с этим можно сделать вывод, что процедура выхода из политической партии должна быть свободной, зависеть только от воли самого члена политической партии и не должна ставиться в зависимость от действий органов и уполномоченных лиц политической партии (по регистрации заявлений, по санкционированию выхода из состава партии и т. д.). К примеру, в уставе Коммунистической партии Российской Федерации закреплено, что членство в партии прекращается в случае выхода из нее на основании личного письменного заявления. При этом для прекращения (утраты) членства в политической партии, кроме случая исключения из партии, не требуется решения какого-либо органа этой партии.

Таким образом, представляется целесообразным и необходимым закрепить в Федеральном законе «О политических партиях» единый порядок выхода из партии, обеспечивающий возможность оперативного и беспрепятственного выхода из состава политической партии, что позволит в большей степени гарантировать пассивное избирательное право граждан.

1. Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г. И Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2011 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.М. Савостьянова» П Собрание законодательства РФ. 2011. № 22. Ст. 3239.

3. Хертуев Р.Ю. Конституционно-правовая ответственность политических партий в Российской Федерации : монография. Иркутск, 2013. С. 68-69.

4. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» П Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

5. См., например: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2014 г. № 127-АПГ14-1. СПС «КонсультантПлюс».

6. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. № 33-Г11-31. СПС «КонсультантПлюс».

^ ^ X ^ ^ Л Г Л 1 Л и Г и ^ Л Д и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.