$
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
УДК 341.44 ГРНТИ 10.87.27
ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЫДАЧИ ЛИЦА ДЛЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА
Давыдова М. В.
Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Иркутск, Россия
Аннотация. В основе международного сотрудничества лежат общепризнанные принципы международного права. Из них особое значение для сотрудничества государств в сфере противодействия преступности имеет принцип уважения прав и свобод человека. Будучи закрепленным в международных договорах, таких как Устав ООН, международные пакты о правах человека, а также в документах международных организаций, данный принцип нашел отражение и в нормах внутригосударственного права. При осуществлении сотрудничества по вопросам уголовного процесса государства берут на себя обязательства обеспечить реализацию и защиту прав лиц, попавших в сферу уголовного судопроизводства, в том числе лиц, в отношении которых осуществляются экстрадиционные процедуры. Одним из таких прав является право на свободу и личную неприкосновенность, обеспечение которого требуется при задержании лица, подлежащего выдаче, избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу. Актуальность темы исследования определяется наличием проблем, возникающих в практике применения международных договоров Российской Федерации и российского уголовно-процессуального законодательства, регулирующих указанные процессуальные действия.
Целью исследования является изучение механизмов, направленных на обеспечение права на свободу и личную неприкосновенность, которые закреплены в международных и внутригосударственных правовых нормах и от эффективного применения которых зависит уровень защищенности прав человека при осуществлении его выдачи в иностранное государство для уголовного преследования или исполнения приговора. Для достижения указанной цели были поставлены такие задачи, как раскрытие содержания рассматриваемого права, выделение особенностей правового регулирования его реализации, изучение вопроса о взаимодействии международных и внутригосударственных норм в данной сфере.
В процессе исследования применялись такие методы, как метод формально-юридического анализа, позволивший раскрыть содержание права на свободу и личную неприкосновенность с учетом особенностей процессуального статуса лица, подлежащего выдаче; сравнительно-правовой метод, примененный при изучении взаимодействия международных и внутригосударственных норм в процессе регулирования исследуемых отношений.
Выводы исследования: особый статус лица, подлежащего выдаче, предопределяет особенности обеспечения права этого на лица на свободу и личную неприкосновенность при осуществлении экстрадиционных процедур, что, в свою очередь, ставит вопрос о необходимости принятия специальных уголовно-процессуальных норм для регулирования задержания и заключения под стражу таких лиц.
Ключевые слова: права человека, выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора, заключение под стражу, экстрадиционная процедура.
THE RIGHT TO FREEDOM AND PERSONAL INTEGRITY IN THE COURSE OF EXTRADITION FOR CRIMINAL PROSECUTION
OR EXECUTION OF A SENTENCE
Davydova M. V.
East Siberian branch of the Russian State University of Justice, Irkutsk, Russia
Abstract. International cooperation is based on universally recognised principles of international law. Among them, the principle of respect for human rights and freedoms is of particular importance for the cooperation of states in the sphere of combating crime. Being established in international treaties, such as the UN Charter, the Internation-
глаголъ правосудия
al Covenants on Human Rights, as well as in the documents of international organisations, this principle is also reflected in the national law. When co-operating in criminal proceedings, states undertake to ensure the realisation and protection of the rights of persons involved in criminal proceedings, including persons subject to extradition proceedings. One of such rights is the right to freedom and personal integrity, the provision of which is required when a person to be extradited is detained and a preventive measure in the form of detention is imposed on him or her. The relevance of the topic of the survey is determined by the existence of issues arising in the practice of application of international treaties of the Russian Federation and Russian criminal procedural legislation regulating these procedural actions.
The purpose of the study is to examine the mechanisms aimed at ensuring the right to freedom and personal integrity, which are enshrined in international and national legal norms, and on the effective application of which depends on the level of protection of human rights when a person is extradited to a foreign state for criminal prosecution or execution of a sentence. In order to achieve this goal the following issues were assigned: disclosure of the content of the considered right, highlighting the peculiarities of legal regulation of its implementation, examination of the issue of interaction of international and national legal norms in this area.
In the process of the study the following methods were applied: the method of formal legal analysis, which allowed to reveal the content of the right to freedom and personal integrity, taking into account the peculiarities of the procedural status of the person to be extradited; comparative legal method, applied in the study of the interaction of international and national norms in the process of regulation of the relations under study.
Conclusion of the study: the special status of a person that is to be extradited determines the peculiarities of ensuring the right of this person to freedom and personal integrity in the implementation of extradition procedures, which, in turn, raises the question of the necessity of adopting special criminal procedural norms to regulate the detention and imprisonment of such persons.
Keywords: human rights, extradition of a person for criminal prosecution or execution of a sentence, detention, extradition procedure.
Одной из важнейших сфер международного сотрудничества является взаимодействие государств в борьбе с преступностью. Эта борьба направлена против международных преступлений, преступлений международного характера, которые представляют угрозу для группы государств, а иногда и для всего международного сообщества. Но вопросы международного сотрудничества являются актуальными и в деятельности по расследованию и рассмотрению уголовных дел о преступлениях, совершенных на территории одного отдельно взятого государства. Речь идет о таких направлениях сотрудничества, как взаимная правовая помощь по уголовным делам, выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, передача судопроизводства по уголовному делу в иностранное государство.
В Российской Федерации вопросы выдачи лиц относятся к компетенции прокуратуры.
Генеральный прокурор РФ И. В. Краснов в интервью газете «Известия» в январе 2023 г. подчеркнул, что Генеральная прокуратура «принимает меры для укрепления сотрудничества с компетентными органами других государств в этой сфере», а также отметил: «В 2022-м количество направленных нами запросов о выдаче увеличилось до 418 (в 2021-м их было
379). Удовлетворенных запросов о выдаче — 178 (годом ранее — 148)» [3].
Основная доля взаимодействий между российскими и иностранными правоохранительными органами по вопросам выдачи лиц приходится на страны СНГ. Согласно ст. 2 Устава Содружества Независимых Государств к целям Содружества относится «обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ»1. Таким образом, принцип уважения прав и свобод личности носит универсальный характер и распространяется на любые сферы отношений между государствами СНГ, в том числе на отношения по вопросам выдачи.
Сотрудничество по противодействию преступности в рамках СНГ осуществляется в разных форматах. «Международное сотрудничество стран Содружества по реализации основных направлений их деятельности в сфере совместной борьбы с преступностью осуществляется на базе многосторонних и двусторонних договоров, соглашений, меморандумов, протоколов, инструкций, рекомендаций
1 Устав Содружества Независимых Государств. URL: https: / / cis.minsk.by/page/ 180/ustav-sodruzestva-nezavisimyh-gosudarstv-g-minsk-22-anvara-1993-goda (дата обращения: 04.01.2024).
Глаголъ
правосудия
в форме консультаций, рабочих встреч, рабочих групп, конференций, семинаров, круглых столов... поручений (запросов) проведения совместных исследований» [4, с. 136]. В рамках СНГ действуют специальные договоры, регулирующие сотрудничество по рассматриваемому вопросу: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (далее — Минская конвенция)1, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. (далее — Кишиневская конвенция)2.
Для Российской Федерации долгое время — с декабря 1994 г. по июнь 2023 г. действующей была Минская конвенция как в первоначальной редакции (для ряда государств, например Туркменистана, Киргизии), так и в редакции Протокола 1997 г.3 (в отношениях с большинством государств — членов Содружества). 30 декабря 2021 г. Россией ратифицирована4 Кишиневская конвенция, которая вступила в силу 28 июня 2023 г. С этого момента данная конвенция регулирует вопросы сотрудничества по уголовным делам, и в том числе по вопросам экстрадиции, между нашей страной и Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном. В отношениях с другими государствами СНГ действует Минская конвенция.
Указанными международными договорами Российской Федерации предусматривается обязанность государств обеспечить участникам отношений в сфере уголовного судопроизводства высокий уровень защиты их прав и свобод. Так, ст. 1 Кишиневской конвенции содержит положение, согласно которому «граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а
1 Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам : заключена в г. Минске 22.01.1993 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.
2 Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам : заключена в Кишиневе 07.10.2002. URL: https://cis.minsk.by/page/614 (дата обращения: 04.01.2024).
3 Протокол к Конвенции. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993. URL: https://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_15443/ (дата обращения: 04.01.2024).
4 О ратификации Конвенция о правовой помощи и право-
вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным
делам : федер. закон от 30.12.2021 № 452-ФЗ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112 300143 (дата обращения: 04.01.2024).
также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон. такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся Стороны»5 (аналогичные положения закреплены и в ст. 1 Минской конвенции). В том числе они имеют право обращаться в суды, органы прокуратуры, иные правоохранительные органы, подавать ходатайства, осуществлять иные процессуальные действия. Эти права, безусловно, распространяются и на ситуации, связанные с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора. Подчеркивая значение международных норм, регулирующих вопросы защиты прав и свобод человека, необходимо отметить, что «нормы международных конвенций содержат общие ориентиры и принципы. конкретное же воплощение происходит на основе национального законодательства каждого договаривающегося государства» [1, с. 15].
Обращаясь к вопросам реализации права на свободу и личную неприкосновенность лицами, в отношении которых может быть осуществлена выдача, необходимо раскрыть содержание указанного права в соответствии с международными стандартами прав человека. В соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.6 содержанием указанного права являются: запрет произвольного «ареста или содержания под стражей», запрет лишения свободы иначе, как только «на тех основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом», право знать причины ареста и существо предъявленного обвинения, право быть доставленным к «судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть», для решения вопроса о нахождении под стражей или освобождения и др. Обращает на себя внимание положение, согласно которому содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом. В России право на
5 Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам : заключена в Кишиневе 07.10.2002. URL: https://cis.minsk.by/page/614 (дата обращения: 04.01.2024).
6 Международный пакт о гражданских и политических правах : принят Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 16.12.1966. URL: https://www.un.org/ru/ docu-ments/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 04.01.2024).
глаголъ правосудия
свободу и личную неприкосновенность относится к основным, конституционным правам, оно закреплено в ст. 22 Конституции РФ, в соответствии с которой «арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению»1.
Нормы, регулирующие задержание и заключение под стражу лица, выдача которого запрашивается, содержатся в международных договорах СНГ — в Минской и Кишиневской конвенциях.
Так, в Кишиневской конвенции закреплены положения о взятии под стражу лица, в отношении которого запрос о выдаче уже поступил (ст. 68), а также о задержании или взятии под стражу лица до получения запроса о выдаче (ст. 70). Аналогичные положения содержатся и в Минской конвенции (ст. 60, 61 соответственно).
Ст. 68 Кишиневской конвенции закрепляет обязанность компетентных органов запрашиваемого государства после получения запроса о выдаче лица устанавливать его местонахождение и принимать меры к заключению под стражу. Незаключение под стражу возможно только в одном случае — при наличии оснований отказа в выдаче. В соответствии со ст. 67 Кишиневской конвенции к запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления о заключении под стражу, а к запросу о выдаче для исполнения приговора — заверенная копия приговора, вступившего в законную силу. Из этого следует, что с учетом соблюдения указанных требований запрашиваемое государство должно в обязательном порядке обеспечить заключение под стражу выдаваемого лица. Вместе с тем при ратификации Кишиневской конвенции Российской Федерацией сделан ряд оговорок и заявлений. В частности, в отношении ст. 68 Россия заявила, что «оставляет за собой право для обеспечения выдачи лица избрать в отношении его в случае необходимости меру пресечения в виде заключения под стражу или иную меру пресечения в соответствии с законодательством Российской Федерации»2.
1 Конституция Российской Федерации : принята всенарод. голосованием 12.12.1993 с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 01.07.2020. URL: https://www.consultant.ru/ cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 04.01.2024).
2 О ратификации Конвенции о правовой помощи и право-
вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам : федер. закон от 30.12.2021 № 452. URL:
Таким образом, в нашей стране обеспечивается более высокий уровень защиты права выдаваемого лица на свободу и личную неприкосновенность. Это нашло отражение и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 г. № 11, в соответствии с п. 16 которого «при разрешении вопроса об избрании (продлении) меры пресечения в виде заключения под стражу суду необходимо рассмотреть возможность избрания иной меры пресечения, которая должна быть достаточной для обеспечения возможной выдачи лица»3. В частности, такие обстоятельства, как добровольная явка лица в правоохранительные органы, наличие на иждивении несовершеннолетних детей, наличие тяжелого заболевания и некоторые другие обстоятельства, могут позволить суду не избирать заключение под стражу (п. 18 указанного постановления).
Как уже указывалось выше, задержание и заключение под стражу возможно и в отношении лица, запрос о выдаче которого еще не поступил, в случаях, предусмотренных ст. 70 Кишиневской конвенции. Прежде всего, в ней закреплено, что такая ситуация возможна в случае направления компетентным органом запрашивающего государства соответствующего ходатайства, в котором отражается информация о заключении под стражу или о приговоре, а также содержится информация о представлении запроса о выдаче дополнительно. Кроме того, заключено под стражу до поступления запроса о выдаче может быть и лицо, объявленное в международный (межгосударственный) розыск, при наличии решения компетентного органа запрашивающей стороны о взятии под стражу или вступившего в силу приговора. И наконец, еще одна ситуация: задержание лица до поступления запроса о выдаче возможно даже при отсутствии ходатайства об этом, если имеются основания подозревать, что данное лицо совершило преступление на территории другого государства. Причем это должно быть преступление, которое влечет выдачу.
http: / / publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112 300143 (дата обращения: 04.01.2024).
3 О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 № 11 (в ред. от 19.12.2013 № 41, от 03.03.2015 № 9). URL: https://www.consultant.ru/cons_doc_LAW_131317 (дата обращения: 05.01.2024).
Глагол Ъ правосудия
Если отдельные основания задержания и заключения под стражу лиц, выдача которых запрашивается, нашли закрепление в международных договорах, то порядок осуществления данных процессуальных действий регулируется внутригосударственным законодательством. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ не предусмотрено специальных норм, предназначенных исключительно для регулирования задержания лиц, подлежащих выдаче. Поэтому их задержание осуществляется в соответствии с общими нормами — ст. 92 УПК РФ1. Представляется, что в этой части уголовно-процессуальное законодательство нуждается в совершенствовании — дополнении УПК РФ нормами, регулирующими задержание выдаваемых лиц с учетом особенностей их статуса (например, наличия у таких лиц права заявлять об имеющихся основаниях отказа в выдаче).
В отличие от задержания, заключение указанных лиц под стражу регулируется и общими, и специальными нормами, закрепленными в ст. 466 УПК РФ. Указанная специальная норма применяется при заключении под стражу только лиц, в отношении которых уже поступил запрос о выдаче от компетентных органов иностранных государств. Особенностью правового регулирования данной ситуации является то, что заключение под стражу может быть осуществлено прокурором на основании решения судебного органа иностранного государства о заключении под стражу без подтверждения этого решения судом Российской Федерации. Во всех остальных случаях заключение под стражу выдаваемых лиц осуществляется только по решению российского суда, вне зависимости от того, каким органом (судом или иным органом) принималось такое решение на территории иностранного государства — инициатора выдачи. Решение российского суда в таком случае практически аналогично решению в рамках производства по уголовному делу, расследуемому или рассматриваемому на территории Российской Федерации. Вместе с тем нельзя не согласиться, что «рассматриваемые решения обладают рядом признаков, отличающих их от решений о заключении под стражу... в рамках производства по уголовному делу. Одним из них явля-
ется тот факт, что решение выносится не в рамках производства по уголовному делу, а также отсутствие самого дела в юрисдикции Российской Федерации. ...Бремя доказывания обстоятельств совершения преступления, как и причастность лица к совершенному деянию, необходимости заключения под стражу. лежит на запрашивающей стороне» [2, с. 101].
Подводя итог, можно сделать следующие
выводы:
— вопросы реализации права на свободу и личную неприкосновенность лицами, выдача которых запрашивается, имеют свои особенности, обусловленные тем, что они регулируются международными и внутригосударственными нормами;
— уголовно-процессуальное законодательство нуждается в совершенствовании — дополнении УПК РФ нормами, регулирующими задержание выдаваемых лиц с учетом особенностей их статуса.
Список литературы
1. Быкова Е. В., Выскуб В. С. Новые возможности для России после ратификации Четвертого дополнительного протокола к Европейской конвенции о выдаче // Международное уголовное право и международная юстиция. 2019. № 4. С. 14—18.
2. Закарян С. А. Особенности судебных решений, вынесенных в ходе производства по вопросам выдачи лица в иностранное государство для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2022. № 6 (92). С. 100-109.
3. Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова «Известиям». URL: htths://epp.genproc.gov.ru (дата обращения: 04.01.2024).
4. Решетникова Т. А. Международное сотрудничество прокуратур государств — участников СНГ: задачи, направления и формы // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2023. № 6 (98). С. 132—139.
Давыдова Марина Витальевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры общетеоретических и государственно-правовых дисциплин, Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, Иркутск, Россия, davidovam@yandex.ru
Davydova Marina Vitalievna - Candidate of Law, Associate Professor of Department of General Theoretical and State Law Disciplines, East Siberian branch of the Russian State University of Justice, Irkutsk, Russia, davidov-am@yandex.ru
1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 25.12.2023). URL: https://www.consultant.ru/cons_doc_LAW_34481 (дата обращения: 05.01.2024).
глагол Ъ
правосудия