Journal]. 2007 [cited 2013 Jan 22]; 2 (2). Available from: http:// vestnik.mednet.ru/content/view/27/30/lang,ru/ (in Russian).
6. Semyonova V.G., Evdokushkina G.N. "Ill-defined" epidemiological crisis. In: Health of the Russian population in the social context of the 90th years: problems and prospects. Starodubov V.I., Michailova Ju.V., Ivanova A.E., eds. Moscow: Meditsina; 2003: 85—94.
7. Semyonova V.G., Antonova O.I. The reliability of mortality statistics (for example deaths from injury and poisoning in Moscow). Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [Online Scientific
Journal]. 2007 [cited 2013 Jan 22];2(2). Available from: http:// vestnik.mednet.ru/content/view/28/29/
8. Federal program "Improving road safety in 2006—2012. [Internet] 2007 [cited 2013 Jan 22]. Available from: http://27. gibdd.ru/node/92
9. Gavrilova N.S., Semyonova V.G., Dubrovina E.V., Evdokushkina G.N., Ivanova A.E., Gavrilov L.A. Russian Mortality Crisis and the Quality of Vital Statistics. Population Research and Policy Review. 2008; 27: 551—74.
Поступила 20.03.13
© М.С. ПОПОВ УДК 614.31/:37
М.С. ПОПОВ
Право на применение санитарных и фитосанитарных мер государствами-членами ВТО и последствия их применения
ОАО "Национальная нерудная компания", 123290, Москва
В статье рассмотрены некоторые вопросы, возникающие в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО и касающиеся защиты внутреннего рынка от небезопасных товаров, в частности, путем применения санитарных и фитосанитарных мер в соответствии с Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер от 15.04.1994 г., а также некоторые аспектырассмо-трения споров, возникающих между странами-участницами ВТО в связи с применением указанных защитных мер. Проведен анализ принципов применения указанных мер, изучена соответствующая практика Органа по разрешению споров ВТО и сформулирован вывод о том, что обоснованное применение таких мер в полной мере соответствует нормативному регулированию ВТО и позволяет обеспечить оперативный запрет ввоза на территорию РФ опасных в санитарном или фитосани-тарном отношении товаров.
Ключевые слова: ВТО; санитарные и фитосанитарные меры; риски
THE LEGAL RIGHT TO APPLY SANITARY AND PHYTO-SANITARY MEASURES BY THE STATES-WTO MEMBERS AND THE AFTERMATH OF THEIR IMPLEMENTATION
M.S. Popov
The national non-ore company, 123290 Moscow, Russia The article considers issues related to the Russian Federation joining WTO and concerning inner market protection from unsafe goods by means of application of sanitary and phyto-sanitary measures in conformity with the Agreement on application of sanitary and phyto-sanitary measures from 15.04.1994. The aspects of investigations of disputes between countries-WTO participants due to application of the mentioned above measures are considered too. The analysis of principles of application of mentioned measures is carried out. The corresponding practice of the WTO Board of disposal of disputes is analyzed. The conclusion is formulated that the grounded application of these measures in full measure m the operational matches the WTO normative regulation and makes it possible to ensure operative embargo of import in the Russian Federation the goods dangerous in respect of sanitary and phyto-sanitary aspects.
Key words: WTO; sanitary and phyto-sanitary measures; risk
Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) 22 августа 2012 г. Процесс вступления занял 20 лет и начался еще до официального создания ВТО с принятия постановления Правительства РФ от 18.05.92 г. № 328 "О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле".
Переговоры относительно вступления в ВТО сопровождались многочисленными дискуссиями относительно необходимости членства РФ в этой организации, причем дискуссии шли как в органах власти, так и в академических и деловых кругах. Сломано много копий, создано много мифов, высказаны полярные точки зрения. Дискуссии продолжаются и по сей день, несмотря на то что членство РФ в ВТО — это свершившийся факт и логичнее было бы сфокусироваться на изучении норм " права ВТО" и практики их применения.
Одним из наиболее часто используемых аргументов против вступления РФ в ВТО было утверждение о том, что либерализация торговли и последовательное введение принципа отказа от нетарифного регулирования приведет к лавинообразному росту импорта небезопасных товаров. Хотя несостоятельность этого утверждения и очевидна каждому, кто хотя бы поверхностно знаком с содержанием базовых соглашений ВТО, следует рассмотреть вопрос о регламентации механизмов защиты от опасных и потенциально опасных товаров в рамках соглашений ВТО и соотношении указанных механизмов с принципами ВТО, направленными на обеспечение свободной торговли.
Очевидно, что РФ — не единственное из 157 (по состоянию на 24.08.12) членов ВТО государство, заботящееся о здоровье своих граждан, и для большинства развитых государств является нормальной практикой огра-
Контактная информация: Попов Михаил Сергеевич, канд. юрид. наук; e-mail: [email protected]
ничение допуска на национальные рынки небезопасных в санитарном либо в фитосанитарном отношении товаров. Наработанная в органах ВТО практика применения таких ограничивающих мер нуждается в доскональном изучении специалистами профильных государственных органов РФ.
При детальном исследовании пакета соглашений ВТО становится очевидным, что членство в этой организации не только не ведет к уменьшению возможностей для защиты внутреннего рынка от опасных или потенциально опасных товаров, но и предоставляет дополнительные инструменты для такой защиты, за исключением, разумеется, ситуаций, когда меры принимаются для целей иных, нежели санитарная и фитосанитарная безопасность.
ВТО как международная организация была создана в 1994 г. Этому предшествовало действие пакета соглашений Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) от 30.10.47 (ГАТТ-1947) и ГАТТ, согласованных в период с 1947 по 1994 г. государствами — участниками ГАТТ.
Действующий пакет соглашений ВТО в отношении международной торговли включает в себя базовый текст ГАТТ -1947 с дополнениями, внесенными ГАТТ -1994, в качестве ключевого документа, а также обязательные соглашения ВТО, в число которых входит и Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер от 15.04.94.
Устанавливая принципы открытой международной торговли, запрета нетарифного регулирования и недискриминации, ГАТТ-1947 тем не менее в п. Ь ст. XX предусматривает возможность применения мер, "необходимых для охраны жизни и здоровья человека, животных и растений".
Соглашение по применению санитарных и фитоса-нитарных мер в целях уточнения правил применения указанных мер и реализации указанного положения ГАТТ -1947 устанавливает принципы применения таких мер:
• меры должны базироваться на научных принципах и применяться при наличии достаточных научных доказательств их необходимости (п. 2 ст. 2);
• меры не должны носить дискриминационный характер и прикрывать ограничения международной торговли, противоречащие праву ВТО (п. 3 ст. 2);
• меры должны быть основаны на международных стандартах, директивах и инструкциях, причем в этом случае, адекватность и законность1 таких мер предполагается (п. 1 и 2 ст. 3);
• право государства на введение мер, обеспечивающих более высокий уровень защиты по сравнению с международными стандартами, если введение таких мер не нарушает Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (п. 3 ст. 3). Ключевое значение для определения приемлемости
вводимых санитарных и фитосанитарных мер имеет ст. 5 Соглашения, устанавливающая правила оценки соответствующих рисков и определения надлежащего уровня санитарной и фитосанитарной защиты2.
Несмотря на то что указанная норма содержит достаточно определенные требования к научному обоснованию и доказательствам необходимости вводимых мер, на практике значительное количество межгосу-
1Термин "законность" использован в данном случае для обозначения соответствия положениям соглашений ВТО.
2Полный текст указанной нормы приведен в Приложении 1.
дарственных споров детерминировано именно разным толкованием положений этой статьи. Часть этих споров являлась и является предметом рассмотрения Органа по разрешению споров (ОРС) ВТО3.
Значительная часть этих споров была урегулирована сторонами до принятия Отчета ОРС либо на стадии его утверждения. Вместе с тем в некоторых случаях стороны прибегли ко всем возможностям процедуры разрешения споров ВТО, включая обращение в Апелляционный орган и рассмотрение вопроса о компенсации за неисполнение соответствующего отчета.
Процедура разрешения споров между странами — участницами ВТО описана в Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (Understanding on Rules and Procedures Governing the Settlement of Disputes or Dispute Settlement Understanding (DSU), принятой в 1994 г. (далее по тексту — Договоренность).
В настоящей статье, не останавливаясь подробно на процессуальных особенностях рассмотрения споров в рамках ВТО, отметим лишь, что, несмотря на четкую регламентацию сроков совершения отдельных процессуальных действий, рассмотрение конкретного спора продолжается обычно не менее трех лет, а в ряде случаев — и значительно дольше.
Финальным документом процедуры рассмотрения спора в рамках ВТО является доклад ОРС, а если спор стал предметом рассмотрения Апелляционного органа, то доклад Апелляционного органа.
В ст. 17.14 Договоренности указано, что доклад Апелляционного органа должен приниматься сторонами спора безусловно. Требование, изложенное в Отчете ОРС, должно быть исполнено в течение 30 дней или в иной разумный срок, обоснованный заинтересованным членом (ст. 21.3 Договоренности).
В течение 30 дней с момента принятия Отчета ОРС сторона спора, в отношении которой даны рекомендации и решения, должна информировать ОРС о своих намерениях в отношении исполнения рекомендаций и решений. При этом если такая сторона сообщит, что не имеет возможности немедленно учесть рекомендации и решения, она должна указать период времени, в течение которого сможет это сделать (ст. 21 Договоренности).
Если между сторонами спора не достигнуто соглашение о периоде времени, в течение которого заинтересованным членом должны быть исполнены рекомендации и решения, то срок определяется обязывающим арбитражем в течение 90 дней с момента принятия рекомендаций и решений.
В том случае, если все иные варианты действий не дали результата, Договоренность предоставляет право использовать следующие возможности (контрмеры).
• Если заинтересованный член, в отношении которого приняты рекомендации и решения, не исполняет их в срок, он может согласовать со "стороной, прибегнувшей к процедурам урегулирования споров" сумму приемлемой денежной компенсации (п. 2 ст. 22 Договоренности).
• Если между сторонами не достигнуто соглашение о компенсации в течение 20 дней с момента истечения разумного периода времени для исполнения Отчета ОРС, любая сторона, прибегнувшая к процедурам
3По состоянию на 13.03.12 ссылки на ст. 5 содержались в 29 из 38 требований о проведении консультаций, основанных на Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер.
урегулирования споров, может попросить ОРС дать разрешение на приостановление применения к члену, которого это касается, уступок или других обязательств по охваченным соглашениям (п. 2 ст. 22 Договоренности).
При этом должны быть соблюдены следующие правила, установленные п. 3 ст. 22 Договоренности.
• Сторона, подавшая жалобу, в первую очередь должна требовать приостановления уступок и иных обязательств (suspend concessions or other obligations) в отношении тех секторов, в которых было обнаружено нарушение либо другое аннулирование или сокращение выгод.
• Если, по мнению стороны, подавшей жалобу, приостановление уступок и иных обязательств в тех же секторах является невозможным, она может потребовать приостановления уступок в отношении иных секторов по тому же соглашению.
• Если, по мнению стороны, подавшей жалобу, приостановление уступок или других обязательств в других секторах в рамках того же соглашения является невозможным или неэффективным, а обстоятельства достаточно серьезны, она может потребовать приостановления уступок или других обязательств в рамках другого охваченного соглашения.
При этом подчеркивается, что контрмеры являются временными и основной целью таких контрмер (уплаты компенсации и приостановления уступок и иных обяза-
тельств) является понуждение члена, который должен выполнять рекомендации или решения, к исполнению таких рекомендаций и решений (п. 8 ст. 22 Договоренности).
На основании анализа рассмотренных Апелляционным органом жалоб представляется, что ключевыми факторами, определяющими успешность и "неоспоримость" введения защитных санитарных или фитосанитарных мер, являются (i) проведение надлежащей оценки риска и (ii) тщательное и взвешенное установление уровней защиты.
Вместе с тем проведенный анализ также дает основание для вывода о том, что даже в том случае, когда принятые санитарные или фитосанитарные меры признаны необоснованными, государству достаточно принять меры к их своевременной отмене, чтобы избежать любых негативных последствий такого принятия. Практически это означает, что даже если государство ошиблось в оценке риска импорта того или иного товара либо нарушило принцип недискриминации при введении запрета на импорт, основанного на п. b ст. XX ГАТТ -1947 и положениях Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер, и такие меры признаны ненадлежащими, максимальным негативным последствием этого будут затраты на участие в рассмотрении спора при условии, конечно, что необоснованно принятые меры будут надлежащим образом отменены либо изменены после принятия ОРС рекомендаций, или вынесения решения, или составления доклада Апелляционного органа.
Поступила 28.02.13
© М.В. ВОРОБЬЕВ, 2013
УДК 614.2:616.89-008.441.33-036.2
М.В. ВОРОБЬЕВ
Частота распространения наркомании в различных субъектах
в Российской Федерации в 2011 гг.
ОБУЗ "Ивановская клиническая больница им. Куваевых", 153025; г. Иваново
В 2011 г. структура впервые зарегистрированных случаев наркотической зависимости больных от вида потребляемых наркотиков в сравнении с данными за анализируемый период практически не изменилась. Подавляющее большинство по-прежнему составляли больные с опийной зависимостью. Наблюдается рост числа больных с синдромом зависимости, вызванным потреблением наркотиков и их сочетаний (полинаркомании). В 2011 г. частота распространения полинаркомании составила 14,8 на 100 тыс. населения, впервые установленной — 1,4 на 100 тыс. населения. Относительно предыдущего года возросла доля потребляющих кокаин (с 0,04 до 0,1%), потребляющих другие психостимуляторы (с 1,81 до 3%), больных полинаркоманией (с 6,85 до 9,03%). Показатель частоты распространения опийной наркомании за последние 10 лет повысился на 4,8%. В 2011 г. он составил 203,3 на 100 тыс. населения, показатель впервые выявленной заболеваемости опийной наркоманией — 12,3 на 100 000 населения.
За анализируемый период частота распространения наркомании на территориях страны широко варьировала. На 29 территориях страны показатели по наркомании превысили среднероссийский уровень.
Ключевые слова: наркомания; психостимуляторы; показатели заболеваемости; частота распространения; субъекты Российской Федерации
THE RATE OF DRUG ADDICTION PREVALENCE IN VARIOUS SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2011
M.V. Vorobyev
The Kuvayevs'Ivanovo clinical hospital, Ivanovo, Russia
In 2011, the structure of primarily registered cases of patients with drug addiction depending on type of used drug substance factually didn't change in comparison with the data of analyzed period. As before, the patients with opium addiction made up the overwhelming majority. The increase of number ofpatients with syndrome of addiction induced by consumption of drugs and their combination (polydrug addiction) is observed. In 2011, the rate of prevalence of polydrug addiction consisted of 14.8per 100 000 of population.
Контактная информация: Воробьев Михаил Викторович, канд. мед. наук; e-mail: [email protected]