DOI 10.47643/1815-1337_2022_8_51 УДК 342.72/.73
ПРАВО НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ НАСЕЛЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ «СИРИУС» THE RIGHT TO EXERCISE PUBLIC POWER BY THE POPULATION OF THE FEDERAL TERRITORY "SIRIUS"
ПОЛЯКОВА Кристина Юрьевна,
преподаватель кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». 350000, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 43 E-mail: [email protected];
POLYAKOVA Kristina Yurievna,
Lecturer of the Department of Constitutional and Administrative Law, Kuban State University. 43, Rashpilevskaya street, Krasnodar, Russia, 350000. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье анализируется конституционно-правовое содержание прав граждан Российской Федерации, проживающих в границах федеральной территории «Сириус», на участие в управлении делами государства и осуществление местного самоуправления и проблемы его реализации. Указывается на двойственную правовую природу права на осуществление публичной власти на данной территории и особенности его реализации в сравнении с территориями, где существуют муниципальные образования. Автор предлагает установить дополнительные компенсационные механизмы, связанные с невозможностью реализации права на местное самоуправления жителями территорий с особым статусом.
Abstract: The article analyzes the constitutional and legal content of the rights of citizens of the Russian Federation living within the borders of the federal territory "Sirius" to participate in the management of state affairs and the implementation of local self-government and the problems of its implementation. It is pointed out the dual legal nature of the right to exercise public authority in a given territory and the specifics of its implementation in comparison with territories where municipalities exist. The author proposes to establish additional compensation mechanisms related to the impossibility of exercising the right to local self-government by residents of territories with a special status.
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальная демократия, право на участие в управлении делами государства, право на осуществление местного самоуправления, федеральная территория «Сириус».
Keywords: local self-government, municipal democracy, the right to participate in the management of state affairs, the right to exercise local self-government, the federal territory "Sirius".
Для цитирования: Полякова К.Ю. Право на осуществление публичной власти населением федеральной территории «Сириус» // Право и государство: теория и практика. 2022. № 8(212). С. 51-53. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_51.
For citation: Polyakova K. Yu. The right to exercise public power by the population of the federal territory "Sirius" // Law and state: theory and practice. 2022. No. 8(212). pp. 51-53. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_51.
Статья поступила в редакцию: 27.06.2022
Право многонационального народа Российской Федерации на осуществление своей власти непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, образующих единую систему органов публичной власти, закреплено в главе 1 Конституции РФ [1], составляя институт основ конституционного строя. Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Современная конституционно-правовая наука оперирует категориями «право на местное самоуправление» [2. С. 36], «право на осуществление местного самоуправления» и «право на участие в местном самоуправлении» [3. С. 51, 58, 11-104].
Под правом на местное самоуправление понимается совокупность закрепленных в конституционных и международно-правовых актах прав и свобод (включая общепризнанные), осуществление которых направлено на самостоятельное решение населением вопросов местного значения на основе государственно-властных и муниципальных демократических институтов и механизмов, гарантируемое правосудием. В данном случае речь идет о создании организационно-правовых условий и гарантий местного самоуправления, обеспечения его самостоятельности в решении вопросов местного значения [4. С. 139].
Легальная дефиниция права на осуществление местного самоуправления может быть введена из анализа положений ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[5], согласно которой граждане РФ на началах равенства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям осуществляют местное самоуправление непосредственно путем прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Также в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами право на осуществление местного самоуправления имеют иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования.
Право на участие в местном самоуправлении рассматривается нами в рамках личностного подхода к институционализации народного самоуправления, разработанного Н.С. Бондарем [6]. Он отмечал, что в федеральном и региональном правотворчестве вслед за сложившимися в отечественной юриспруденции традициями, как правило, не делается акцент на выявлении и исследовании особенностей и самой природы социальных и правовых связей личности в системе местного самоуправления, анализе места и роли гражданина как участника социально-эко-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 8(212)
номических и политических отношений самоорганизации населения, субъекта местного самоуправления: все вопросы местного самоуправления традиционно рассматриваются под углом зрения не отдельной личности, а всего населения, проживающего на соответствующей территории, местного сообщества [7. С. 120-121].
Н.В. Джангарян прямо указывает, что недоучет личностных аспектов отношений публичной власти отражается на понимании и научно-концептуальных построениях, касающихся как самой системы местного самоуправления. Для реального осуществления самоуправления населения одинаково важное значение имеют и реализация публичных интересов муниципальной власти как власти местного сообщества, и защита каждой конкретной личности, обеспечение ее автономии и неприкосновенности, чести и достоинства как члена местного сообщества [8. С. 245]. Именно понимание человека как носителя самоуправленческого (муниципально-правового) статуса и исходного субъекта муниципальной демократии в ее политических, социально-экономических и иных проявлениях позволяет сформировать общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления как ориентированные в конечном счете на обеспечение интересов не большинства или всего населения муниципального образования, а любого и каждого человека как местного жителя [9. С. 23-27].
В развитие данных теоретических положений, М.М. Курячей разработана конституционно-правовая теория гражданской активности, проявляющейся в формах гражданского участия и гражданского действия, основой которой выступает осознанный выбор социально активной личностью возможностей участия в общественной жизни, направленный на реализацию и защиту своих прав и законных интересов, а также представлений о социальной справедливости и обязанностях публично-правовых институтов по эффективному управлению делами государства [10. С. 108-117].
Согласно ст. 131 Конституции РФ особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом. В этой связи основополагающим для правового регулирования особенностей осуществления местного самоуправления и реализации права на местное самоуправление жителями федеральной территории «Сириус» (далее также - ФТ «Сириус») является Федеральный закон «О федеральной территории "Сириус"» [11], согласно которому местное самоуправление в ФТ «Сириус» осуществляется проживающими на ее территории гражданами непосредственно в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также через органы публичной власти ФТ «Сириус», осуществляющие в том числе полномочия органов местного самоуправления городского округа (в том числе по решению вопросов местного значения городского округа), если такие полномочия не переданы для осуществления органам местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
В ФТ «Сириус» в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О федеральной территории "Сириус"» и нормативными правовыми актами ФТ «Сириус» граждане участвуют в управлении ею, в том числе в решении вопросов местного значения. М.М. Курячая в отношении жителей данной территории предлагает использовать понятие «право граждан на участие в осуществлении публичной власти в ФТ «Сириус», указывая на конституционно-правовое основание двойственной природы, когда одновременно реализуется и конституционное право граждан на участие в управлении делами государства (статья 32 Конституции РФ), и право на осуществление местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ), реализуемое как непосредственно, так и через органы публичной власти ФТ «Сириус» [12. С. 93-94].
Формы участия установлены частью 1 статьи 11 Федерального закона «О федеральной территории "Сириус"»: участие в формировании органов публичной власти ФТ «Сириус»; правотворческая инициатива граждан; инициативные проекты; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания, общественные обсуждения; собрания граждан; конференции граждан, собрания делегатов; опрос граждан; обращения граждан в органы публичной власти ФТ «Сириус»; иные формы участия граждан в управлении, предусмотренные Уставом федеральной территории «Сириус».
ФТ «Сириус» характеризуется М.М. Курячей как высоко урбанизированная курортная территория с опережающим ростом человеческого капитала, основное население составляют участники образовательно-инновационной и спортивно-тренировочной деятельности, находящиеся в Сириусе более или менее длительное время, не являющиеся носителями идентичности местного сообщества Сириуса. В этих условиях, а также учитывая построение системы правовых актов, регулирующих осуществление публичной власти в ФТ «Сириус», в рамках государственно-правового эксперимента, обращено внимание на необходимость обеспечить граждан, постоянно проживающих в границах федеральной территории, действенными и эффективно работающими механизмами (формами, институтами, средствами) обеспечения их участия в решении вопросов функционирования и развития территории, прежде всего, при разработке Устава ФТ «Сириус» [13. С. 84].
Однако Уставом федеральной территории «Сириус» [14] дополнительно предусмотрена только возможность проведения референдума федеральной территории, то есть голосования граждан Российской Федерации, проживающих в границах ФТ «Сириус» и обладающих правом на участие в референдуме, по наиболее важным вопросам функционирования ФТ «Сириус» (ст. 48 Устава).
Таким образом, из 10 установленных в Уставе форм участия населения в осуществлении публичной власти только 2 являются императивными, остальные восемь носят консультативный характер, в перечень не включены уже сложившиеся формы демократии - общественный контроль и общественная экспертиза, массовые публичные мероприятия, наказы избирателей и др.
Уставом ФТ «Сириус» также предусмотрен особый государственно-общественный институт - уполномоченный по вопросам местного самоуправления ФТ «Сириус» - лицо, назначаемое на должность Советом ФТ «Сириус» с учетом мнения населения федеральной территории, осуществляющее деятельность, направленную на обеспечение гарантий прав на осуществление местного самоуправления населением в границах ФТ «Сириус».
Потенциал этого института достаточно высок и видится нам в согласовании интересов местного населения, федеральных органов власти, инвесторов, градообразующих организаций «Сириуса». К сожалению, до настоящего времени нормативно-правовые основы деятельности этого института не разработаны, на данную должность никто не назначен.
Учитывая подобное правовое регулирование институтов муниципальной демократии, стоит отметить, что важной гарантией в осуществлении гражданами их права является поддержка населения со стороны органов публичной власти [15. С. 3-23], их должностных лиц, транспарентность деятельности органов публичной власти, дополнительные компенсационные механизмы, связанные с невозможностью реализации жителями ФТ «Сириус» отдельных прав (прежде всего, прямые выборы главы и представительного органа, отзыв депутатов, доступ к муниципальной службе, отсутствие органов общественного представительства).
Библиогра фия:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // СПС «КонсультантПлюс.
2. Сергеев А.А. Доступ к правосудию как гарантия прав местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 2. С. 36-38.
3. Еремин А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в РФ: конституционные вопросы: Дисс. докт. юрид. наук. Саратов, 2003. - 414 с.
4. Громыко С.В., Курячая М.М. Деятельность общественных объединений как форма реализации права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления // Право.Ьу. 2015. № 5(37). С. 138-144.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021) // СПС «КонсультантПлюс.
6. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М., 2009. - 592 с.
7. Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М., 2004. - 352 с.
8. Джагарян Н.В. Представительная демократия и ее реализация в местном самоуправлении: вопросы теории и практики. Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2013. - 482 с.
9. Джагарян Н.В. Субъекты права на представительство в местном самоуправлении // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 7. С. 2327. DOI: 10.18572/1813-1247-2021-7-23-27.
10. Курячая М. М. Гражданская активность как фактор формирования и развития гражданского общества в современной России // Государство и право. 2021. № 5. С. 108-117. DOI 10.31857/S102694520013653-9.
11. Федеральный закон от 22.12.2020 № 437-ФЗ «О федеральной территории "Сириус"» (ред. от 01.07.2021) // СПС «КонсультантПлюс.
12. Курячая М. М. Особенности формирования и развития гражданской активности населения федеральной территории «Сириус» // Евразийский юридический журнал. 2021. № 9(160). С. 93-94.
13. Правовой статус федеральной территории «Сириус» / Р.М. Дзидзоев, О.А. Ковтун, Н.Д. Терещенко [и др.]. Краснодар, 2021. - 259 с.
14. Устав федеральной территории «Сириус»: утвержден решением Совета федеральной территории «Сириус» от 19.11.2021 г. № 1-3/16 // URL: https://cloud01.sochisirius.rU/index.php/s/8jxCiXLa6qzQwbJ#pdfviewer (дата обращеия 28.05.2022).
15. Нарутто С.В., Шугрина Е.С. Муниципальная демократия: от теории к практике. М., 2020. - 272 с.
References:
1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020 // SPS ConsultantPlus.
2. Sergeev A.A. Access to justice as a guarantee of the rights of local self-government // State power and local self-government. 2006. No. 2. p. 36-38.
3. Eremin A.R. Realization of the human and citizen's right to local self-government in the Russian Federation: constitutional issues: Dissertation of the Doctor of Law. Saratov, 2003. - 414 p.
4. Gromyko S.V., Kuryachaya M.M. Activity of public associations as a form of realization of the right of citizens of the Russian Federation to participate in the management of state affairs and the implementation of local self-government // Право.Ьу . 2015. No. 5(37). pp. 138-144.
5. Federal Law No. 131-FZ of 06.10.2003 "On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation" (ed. of 30.12.2021) // SPS ConsultantPlus.
6. Bondar N.S. Local self-government and constitutional justice: constitutionalization of municipal democracy in Russia. M., 2009. - 592 p.
7. Bondar N.S. Citizen and public power: constitutional provision of rights and freedoms in local self-government. M., 2004. - 352 p.
8. Dzhagaryan N.V. Representative democracy and its implementation in local self-government: issues of theory and practice. Rostov n/A: Southern Federal University Press, 2013. - 482 p.
9. Dzhagaryan N.V. Subjects of the right to representation in local self-government // State power and local self-government. 2021. No. 7. pp. 23-27. DOI: 10.18572/1813-1247-2021-7-23-27.
10. Kuryachaya M. M. Civic activity as a factor in the formation and development of civil society in modern Russia // State and Law. 2021. No. 5. pp. 108-117. DOI 10.31857/S102694520013653-9.
11. Federal Law No. 437-FZ dated 22.12.2020 "On the Federal Territory of Sirius" (ed. dated 01.07.2021) // SPS ConsultantPlus.
12. Kuryachaya M. M. Features of formation and development of civil activity of the population of the federal territory "Sirius" // Eurasian Legal Journal. 2021. No. 9(160). pp. 93-94.
13. Legal status of the federal territory "Sirius" / R.M. Dzidzoev, O.A. Kovtun, N.D. Tereshchenko [et al.]. Krasnodar, 2021. - 259 p.
14. The Charter of the federal territory "Sirius": approved by the decision of the Council of the Federal Territory "Sirius" dated 19.11.2021 No. 1-3/16 // URL: https://cloud01.sochisirius.ru/index.php/s/8jxCiXLa6qzQwbJ#pdfviewer (date of appeal 28.05.2022).
15. Naruto S.V., Shugrina E.S. Municipal democracy: from theory to practice. Moscow, 2020. - 272 p.