Научная статья на тему 'ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ / ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведева Виктория Андреевна

Актуальность обусловлена тем, что конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь было труднореализуемо в этот период, а его ограничение коснулось большинства граждан. Цель: анализ действующего в период пандемии законодательства, регулирующего предоставление гражданам медицинской помощи и охрану здоровья. Методология: метод анализа и синтеза, сравнительно-правовой, метод обобщения. Результаты исследования: выявление положительных и негативных аспектов реализации данного права в период пандемии COVID-19. Результаты: право на охрану здоровья и медицинскую помощь в условиях пандемии COVID-19 подверглось явной трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIGHT TO HEALTH AND MEDICAL CARE DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The relevance is due to the fact that the constitutional right to health protection and medical care was difficult to implement during this period, and its restriction affected the majority of citizens. Purpose: to analyze the current legislation during the pandemic that regulates the provision of medical care and health protection to citizens. Methodology: analysis and synthesis method, comparative legal method, generalization method. Research results: identification of positive and negative aspects of the implementation of this right during the COVID-19 pandemic. Results: The right to health care and medical care in the context of the COVID-19 pandemic has undergone a clear transformation.

Текст научной работы на тему «ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

Медведева Виктория Андреевна,

аспирант кафедры Конституционного и международного права Алтайского государственного университета, г. Барнаул, РФ

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация

Актуальность обусловлена тем, что конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь было труднореализуемо в этот период, а его ограничение коснулось большинства граждан. Цель: анализ действующего в период пандемии законодательства, регулирующего предоставление гражданам медицинской помощи и охрану здоровья. Методология: метод анализа и синтеза, сравнительно-правовой, метод обобщения. Результаты исследования: выявление положительных и негативных аспектов реализации данного права в период пандемии COVID-19. Результаты: право на охрану здоровья и медицинскую помощь в условиях пандемии COVID-19 подверглось явной трансформации.

Ключевые слова

Конституционное право человека и гражданина, право на охрану здоровья, право на медицинскую

помощь, пандемия covid-19, ограничительные меры

Medvedeva Viktoriya Andreevna,

postgraduate student of the Department of Constitutional and International Law, Altai State

University, Barnaul, Russia

RIGHT TO HEALTH AND MEDICAL CARE DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Аnnotation

The relevance is due to the fact that the constitutional right to health protection and medical care was difficult to implement during this period, and its restriction affected the majority of citizens. Purpose: to analyze the current legislation during the pandemic that regulates the provision of medical care and health protection to citizens. Methodology: analysis and synthesis method, comparative legal method, generalization method. Research results: identification of positive and negative aspects of the implementation of this right during the COVID-19 pandemic. Results: The right to health care and medical care in the context of the COVID-19 pandemic has undergone a clear transformation.

Keywords

Constitutional right of man and citizen, right to health care, right to medical care, covid-19 pandemic, restrictive measures

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Данное конституционное положение подкрепляется тем, что медицинские услуги в государственных учреждениях оказываются бесплатно. Необходимо отметить, что вопросы охраны здоровья регулируются также Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ [1], в котором главой 4 определены право граждан на охрану здоровья, медицинскую помощь, выбор врача и медицинской организации и другие. Рассмотрим практическое осуществление данного права в условиях пандемии COVID-19.

В данной статье будут проанализированы различные нормативно-правовые акты, такие так

Конституция РФ, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3, Постановление Правительства РФ от 04.02.2021 № 110, Постановлением Правительства Российской Федерации № 927 от 18.06.2021 года, Письмо Минздрава России от 15.01.2021 № 1/и/1-155 и другие.

Одна из проблем, с которой столкнулись граждане - нехватка лекарств в аптеках и стационарах. Перебои с поставками касались противовирусных препаратов и антибиотиков, возникла необходимость обратиться к государству, что и было сделано. Так, Всероссийский союз пациентов направил в августе 2020 г. открытое письмо Президенту и Правительству РФ о том, что наблюдается острый дефицит отдельных препаратов. Еще одно обращение было сделано организацией уже в декабре 2020 г. Более того, на прямой линии с Президентом РФ этот вопрос был также поднят. Тогда глава государства заявил, что на обеспечение населения препаратами в регионы было направлено 5 миллиардов рублей. Эксперты объясняли повышенный спрос на медикаменты включением их в рекомендательные схемы по лечению COVID-19.

Вскоре было принято Постановление Правительства РФ от 04.02.2021 № 110 [2], который установил порядок получения регионами средств из федерального бюджета для приобретения ковидных лекарственных препаратов.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 927 от 18.06.2021 года [3], был утвержден порядок проведения и перечень медицинских обследований углублённой диспансеризации для граждан, переболевших коронавирусом, прохождение такой диспансеризации стало доступно для граждан с 01.07.2021.

11 августа 2020 года стало известно о том, что Минздрав России зарегистрировал первую в мире вакцину от COVID-19. Вакцина разработана Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени академика Н.Ф. Гамалеи Минздрава России и получила название Гам-КОВИД-Вак. (Спутник V). В настоящее время наблюдается растущая конкуренция между множеством национальных производителей вакцин от коронавируса, которые заинтересованы в реализации своей продукции в других государствах.

Введение обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории СФО вызвало оживленное обсуждение среди населения. Недостаточное количество разъяснений, регламентации проведения вакцинации привело к возникновению споров между работниками и работодателями. Работники, у которых были противопоказания к вакцинации, зачастую не могли документально это подтвердить, из-за ограничения оказания медицинских услуг, и, следовательно, были отстранены от работы. Прививка от коронавирусной инфекции была внесена в декабре 2021 года в национальный календарь прививок, утвержденный Министерством здравоохранения. Кроме того, Министерство разработало порядок проведения вакцинации от коронавируса, закреплённый в Письме Минздрава России от 15.01.2021 № 1/и/1-155 [4]. Последний документ определяет правила организации работы медицинских работников при проведении вакцинации, устанавливает правила приемки, хранения и применения вакцины, содержит ее характеристики. Среди прочего, Письмо предусматривает проведение анкетирования пациентов, их информирование о возможных последствиях вакцинации и пр.

Что касается оказания медицинских услуг, каждый субъект РФ самостоятельно принимал решение, в какой мере будет происходить ограничение. Для наглядного примера, можем обратиться к региональному законодательству Алтайского края.

Основным документом, регулирующим приостановление медицинской помощи на уровне этого субъекта, был Указ Губернатора Алтайского края от 31 марта 2020 г. №44 [5]. Именно данный Указ предписывал медицинским организациям приостановить оказание стоматологических услуг, за исключением экстренной или неотложной помощи и всех видов плановой медицинской помощи. В

данный Указ неоднократно вносились изменения и дополнения, в результате чего была разрешена плановая госпитализацию пациентов в медицинские организации стационарного типа, определенным категориям граждан, а именно с заболеваниями, включенными в перечень утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715; а также пациентов, находящихся в критическом состоянии[6]. Позже [7], вышеуказанные запреты сменились на рекомендации. А затем и вовсе были заменены отсылкой к федеральному отраслевому законодательству. 15 сентября 2020 г. данный пункт утратил свою силу, и для граждан, не входящих в вышеназванные группы, вновь стала доступна медицинская помощь в полном объеме.

Однако в настоящее время мы видим положительную динамику в этой отрасли. В программе государственных гарантий 2022 года утвержденных Постановлением Правительства Алтайского края от 30.12.2021 № 502 диагностика COVID-19 выведена за пределы подушевого норматива финансирования медицинской помощи в амбулаторном звене, что призвано повысить доступность ПЦР-тестирования в первичном звене.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: право на охрану здоровья и медицинскую помощь в условиях пандемии COVID-19 подверглось явной трансформации. Произошло временное ограничение и приостановление медицинской помощи, а с другой стороны произошло расширение обязанностей, таких как обязательная вакцинация.

Принятые законодателем меры являются обоснованными, так как они были направлены на прекращение распространения коронавирусной инфекции, но, к сожалению, не в полной мере достигли своей цели.

Список использованной литературы:

1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-Ф3 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.

2. Об утверждении Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по финансовому обеспечению мероприятий по приобретению лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях: Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2021 г. N 110 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.

3. О внесении изменений в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов: Постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.2021 № 927// Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.

4. О подготовке к вакцинации против COVID-19 взрослого населения: Письмо Минздрава России от 15.01.2021 N 1/И/1-155 // Официальный сайт Министерств здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/- Загл. с экрана.

5. Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19: Указ Губернатора Алтайского края от 31 марта 2020 года № 44 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.

6. О внесении изменений в указ Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 № 44: Указ Губернатора Алтайского края от 6 апреля 2020 г. N 50// Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.

7. О внесении изменений в указ Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 № 44: Указ Губернатора Алтайского края от 7 июня 2020 г. N 94// Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.

© Медведева В.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.