Научная статья на тему 'Право на образование и особенности его законодательного закрепления'

Право на образование и особенности его законодательного закрепления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1357
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / RIGHT / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / RIGHT TO EDUCATION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касаткин М.Н.

Исследуется содержание института «право на образование». Анализируются нормы, регламентирующие отдельные аспекты данного института. Рассматриваются особенности законодательного закрепления права на образование в законодательстве отдельных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Right to education and features of its legislative consolidation

Annotation. In article the maintenance of institute “the right for education” is investigated. The norms regulating separate aspects of this institute are analyzed. Features of legislative fixing of the right for education in the legislation of the certain states are considered.

Текст научной работы на тему «Право на образование и особенности его законодательного закрепления»

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ

М.Н. Касаткин,

адъюнкт Московского Университета МВД России Научная специальность 12.00.02 — Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Нурадинов Ш.М. E-mail: 55-vector-77@mail.ru

Аннотация. Исследуется содержание института «право на образование». Анализируются нормы, регламентирующие отдельные аспекты данного института. Рассматриваются особенности законодательного закрепления права на образование в законодательстве отдельных государств.

Ключевые слова: право, образование, право на образование, законодательство, Конституция.

RIGHT TO EDUCATION AND FEATURES ОF ITS LEGISLATIVE CONSOLIDATION

M.N. Kasatkin,

graduated in a military academy of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia

Annotation. Annotation. In article the maintenance of institute "the right for education" is investigated. The norms regulating separate aspects of this institute are analyzed. Features of legislative fixing of the right for education in the legislation of the certain states are considered.

Keywords: right, education, right to education, legislation, Constitution.

Право на образование является одной из главных социальных категорий в системе прав человека и гражданина. Прежде чем раскрывать понятие «право на образование», необходимо определиться с исходным понятием «образование».

Анализ юридических, теоретических и педагогических источников показывает, что термин «образование» трактуется в научной литературе по-разному. Это связано с тем, что исследованием вопросов, касающихся образования, занимаются такие науки как педагогика, психология, экономика, юриспруденция, философия и другие. Необходимо отметить, что каждая из наук рассматривает образование через призму своих позиций, целей и задач, стоящих перед ней.

Под образованием в широком смысле слова понимается процесс, включающий в себя различные

виды деятельности, посредством которых происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. 1

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» термин образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интел-

лектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.2

Анализ указанной законодательной дефиниции позволяет сделать вывод о том, что образование можно рассматривать на личностном, социальном и государственном уровнях, и что данное определение детализирует процесс образования с точки зрения достижения результата.

В первом случае образование представляет собой специфический вид творческой деятельности, формирующий любые новые знания, умения и навыки (в том числе профессиональные), ценностные установки, опыт деятельности и компетенцию. На социальном и государственном уровне образование — это вид деятельности, осуществляемый для созидания, поддержания и повышения интеллектуального (в том числе общеобразовательного, культурного, профессионального, нравственного) уровня общества и каждого гражданина и, в конечном счете, на обеспечение прогрессивного развития всего социума и государства.

Право человека на образование можно рассматривать как право, предоставляющее возможности реализации субъектом правоотношений других, определенных законом, прав и пользоваться их преимуществами.

Право на образование является уникальным явлением, поскольку, будучи одним из основополагающих прав, оно одновременно выступает в качестве «проводника» в процессе реализации многих других гражданских и политических, экономических и социальных прав. В первую очередь, право на образование теснейшим образом связано с правом на труд, правом выбирать род деятельности и профессию, так как образование открывает широкие возможности для трудовой деятельности.

Посредством получения образования человек может в полной мере пользоваться свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, точно также как свобода массовой информации и право на доступ к культурным ценностям в полной мере будут реализованы только людьми, имеющими достаточное образование.

Наличие соответствующего образования способствует реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Отсутствие минимального уровня образования в области гигиены и санитарно-эпидемиологических норм значительно понижает уровень обеспечения и реализации права на охрану здоровья. Все вышеперечисленное де-

монстрирует широкий спектр областей применения права на образование.

Помимо источников международного права, таких как, например, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская конвенция о правах человека и основных свободах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, право на образование находит свое отражение в конституциях и законодательстве развитых демократических государств.

Так, Конституция Испании в статье 27 закрепляет, что каждый имеет право на образование. Признается свобода образования. Цель образования — всестороннее развитие человеческой личности на основе уважения демократических принципов общественной жизни и основных прав и свобод.3

В соответствии с Конституцией Италии образование открыто для всех. Начальное образование по меньшей мере в течение восьми лет является обязательным и бесплатным. Способные и достойные ученики, даже если они лишены средств, имеют право перехода на высшие ступени обучения. Государство обеспечивает это право посредством стипендий, пособий семьям и других видов помощи, которые должны предоставляться по конкурсу.4 В свою очередь родители обязаны и вправе содержать, обучать и воспитывать детей, даже если они рождены вне брака.5

Конституция Ирландии закрепляет положение о том, что первый и естественный воспитатель ребенка — семья. Государство гарантирует уважение к неотъемлемому праву, а также обязанности родителей в соответствии с их возможностью давать своим детям религиозное и моральное, интеллектуальное, физическое и социальное воспитание. Родители должны быть свободны давать такое воспитание дома, в частных школах или в школах, признанных или учрежденных государством.

Родители не должны подвергаться принуждению в вопросе устройства детей в государственные школы или любые иные виды школ, определенные государством.

В свою очередь, государство как хранитель общего блага должно, исходя из современных условий, потребовать, чтобы дети получили определенный минимум интеллектуального и социального познания и морали. Государство должно обеспечить бесплатное начальное образование, стремиться дополнить и оказать разумную помощь частным и общественным образовательным инициативам и, когда этого требует общественное благо, предоставлять другие возможности и учреждения, принимая во внимание права родителей, особенно в

вопросах религиозного и морального формирования. В исключительных случаях, когда родители по физическим или моральным основаниям не могут исполнять свои обязанности в отношении детей, государство как гарант общего блага соответствующими средствами должно стремиться занять место родителей, но всегда непременно имея в виду естественные и неотъемлемые права ребенка.6

Указанная норма раскрывает особую природу права на образование, включающую три аспекта: свободу на получение образования, само право на образование и обязанность по реализации данного права.

В свою очередь, реализация права на образование порождает особые взаимокорреспондирующие отношения, при которых все стороны несут как права, так и обязанности.

Подобный подход используется и в Конституции Российской Федерации, закрепляя в статье 43 право каждого на образование. «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».7

Таким образом, из вышесказанного следует, что обязанность получение образования регламентировано нормами многих современных конституций, тем самым подчеркивая принципиальную значимость института образования как для самого индивида, его получающего, так и для государства и общества в целом.

Тем не менее, не во всех государствах нашло свое конституционное закрепление право на образование. Например, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, в котором отсутствует писаная конституция, а правовое регулирование рассматриваемого блага отражено во множестве различных законов и нормативно-правовых актах делегированного законодательства, в настоящее время возникает множество проблем с реализацией права на образование.

Предоставление высшего образования в Англии является крупным экспортным сектором страны. Так вице-президент Союза университетов и колледжей Великобритании Саймон Рентон отмечает что, «Правительство пытается притворяться, что рынок высшего образования является свободным рынком, он, конечно, таковым не является, он находится под большим влиянием правительственной политики.

Произошла полная трансформация образовательного ландшафта в Великобритании»8. Отсюда, как следствие, возникают проблемы с финансированием образования, что, в частности, приводит к урезанию Правительством материальных средств на нужды образования под различными предлогами.

Вышеизложенное обстоятельство обуславливают потребность конституционного закрепления права на образование и детального его регулирования в отраслевом законодательстве ряда стран.

В этой связи весьма уместно будет отметить, что в Российской Федерации также имеются некоторые расхождения положений Конституции с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Так, в вышеупомянутом законе отмечается, что образовательную деятельность осуществляют образовательные организации, а в статье 43 Конституции закреплено, что общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования гарантируется в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. В свою очередь, в других организациях в том числе государственных и муниципальных бесплатное образование не гарантируется.

Таким образом, представляется целесообразным приведение формулировок, имеющих место в отраслевом законодательстве, в соответствии с конституционными нормами с целью гармонизации и устранения неоднозначного толкования права на образование.

'Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com/article083210.html

2Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 25 ноября 2013 г. № 317-Ф3 ) // «Российская газета», N 303, 31.12.2012

3Конституция Испании. [Электронный ресурс]. URL: http:// vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM#211

4Конституция Италии. [Электронный ресурс]. URL: http://italia-

ru.com/page/konstitutsiya-italyanskoi-respubliki

5Там же.

6Конституция Ирландии. [Электронный ресурс]. URL: http:// constitutions.ru/archives/253/2

7Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с внесенными поправками от 30 декабря 2008г.) // Российская газета. — 2009. — 21 января.

8Проблемы образования в Великобритании. [Электронный ресурс]. URL: ttp://32news.ru/news/2012/09/problemy-obrazovaniya-v-velikobritanii.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.