^^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^
УДК 342.042 ББК 67.300
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ, ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
МАКСИМ НИКОЛАЕВИЧ КАСАТКИН,
адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
E-mail: [email protected] Научный руководитель: Нурадинов Ш.М., доктор юридических наук, профессор, Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации Рецензент: Егоров С.А., кандидат юридических наук, доцент,
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с отнесением права на образование к различной группе прав человека. В этой связи анализируются различные точки зрения по данной проблематике.
Ключевые слова: право, образование, естественные права, право на образование, законодательство, Конституция.
Annotation. This article discusses issues related to the allocation of the right to education to the various human rights groups. In this context, analyzes the various points of view on this issue.
Keywords: law, education, natural rights, the right to education, the law, the Constitution.
Право на образование стоит в ряду наиболее значимых прав и свобод человека и гражданина, однако его признание в качестве естественного права вызывает определенные трудности.
В ст. 43 Конституции Российской Федерации1 закреплено право каждого на образование. При этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Относительно высшего образования закреплен тот факт, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N° 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»2 в п. 1 ст. 2 определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных
установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
С одной стороны, образование самоценно для получающего его человека. С другой стороны, цель получения образования также носит публичный характер (процесс воспитания и обучения осуществляется в интересах не только человека, но и семьи, общества и государства) и не может быть достигнута без участия государства, без создания публичной властью необходимых условий. Процесс воспитания, выступающий неотъемлемой частью образования, преследует цель социализации личности, полноценного включения ее в социум.
Аналогичная ст. 43 Конституции Российской Федерации норма содержится в подп. 1—2 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»: «в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образова-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ние. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств»3.
Под понятием «каждый» принято подразумевать любого человека вне зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, а также наличия судимости.
Гарантия равного права на образование независимо от перечисленных обстоятельств уравновешена указанием законодателя на то, что лицам, нуждающимся в повышенной социальной и правовой защите, создаются специальные условия для получения образования, а также отдаются предпочтения и преимущества (подп. 1 и 3 п. 5 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Тем самым подчеркивается и тот факт, что в целом ряде случаев реализация права на образование невозможна без участия государства.
Так, Конституционным Судом Российской Федерации высказана справедливая позиция, согласно которой, провозглашая право на образование в числе основных и неотъемлемых конституционных прав, «государство обязуется принимать все зависящие от него меры для наиболее полного его осуществления»4.
Необходимо подчеркнуть, что право на образование закреплено в конституционных актах стран мира относительно недавно. При этом, в отечественном законодательстве право на образование было закреплено на конституционном уровне значительно ранее, чем в конституциях подавляющего большинства зарубежных стран (за исключением Конституции Мексики 1917 г.), а также чем оно было признано международным сообществом. Впервые в Конституции РСФСР 1918 г. было закреплено, что в целях обеспечения трудящимся действительного доступа к образованию РСФСР ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам
полное, всестороннее и бесплатное образование5. Далее указанное право последовательно закреплялось во всех действующих в России нормативных правовых актах, имеющих высшую юридическую силу, постепенно расширяя содержание и гарантии реализации указанного права с учетом развития потенциала общества.
Вопрос отнесения права на образование к естественным правам человека, т.е. тем правам, которые изначально присущи каждому человеку и закрепление которых в позитивном праве является вторичным, остается дискуссионным. Так, Е.Д. Волохова6, Л.Ю. Грудцына7, Е.И. Козлова8, и В.И. Шкатулла9 признают конституционное право на образование естественным правом человека.
Противоположная точка зрения основывается на том, что естественными могут быть только личные права человека, к числу которых право на образование не относится. Так, по мнению Е.И. Ко-люшина, концепция естественных прав человека убедительно обосновывает природу только личных прав и свобод, которые исторически породили институт прав и свобод как таковой, так называемые права первого поколения, или «старые, основные права»10. Аналогичной позиции придерживаются также А.Н. Кокотова и М.И. Кукушкина, с точки зрения которых Конституция РФ относит к естественным правам человека личные, а к правам позитивного характера — политические, социально-экономические, культурные и иные11.
Право на образование нередко признают позитивным правом, исходя из его характеристики как социального права. По основным сферам жизнедеятельности человека право на образование относят к социально-культурным правам и свободам, иногда к социально-экономическим, чаще — к выделяемой в самостоятельную структуру группе культурных (духовных) прав и свобод. Так, Т.Н. Матюшева относит право на образование к социально-культурным правам на основе того, что при их реализации от государства требуется обеспечить индивиду достойное человеческое существование: работу, образование, социальную защищенность; право на образование удовлетворяет потребность личности в социализации и развитии, является видом творчества человека. По мнению Т.Н. Матюшевой, государство обязано предпринимать активные действия, в част-
^^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^
ности, по обеспечению условий реализации права на образование детям со специальным социальным статусом в РФ12.
Л.Ф. Хазиева указывает, что «конституционное право на образование — это социально-культурное и экономическое право человека, реализация которого является непременным условием для развития личности, общества и государства, формирования у граждан грамотного восприятия окружающего мира, способности к защите как собственных прав и интересов, так и интересов государства»13.
П.А. Борноволоков также пишет, что «конституционное право на образование относится к социально-культурным и экономическим правам и свободам человека. Социальный аспект права на образование заключается в вопросе о платности или бесплатности его получения, в предоставлении государством социальных гарантий его получения. Культурный аспект права на образование выражается в том, что образование является необходимой предпосылкой духовного развития каждого человека, его благополучия и культуры. Экономический аспект права на образование заключается в том, что его реализация является важнейшим фактором научно-технического и экономического роста государства, который может быть обеспечен только высокообразованными гражданами»14.
С.М. Шахрай считает, что основное свойство социальных прав человека вытекает из их принадлежности к группе прав второго поколения — прав человека, возникших в середине XX в. под влиянием социалистических идей, движений, систем, получивших отражение в документах ООН о правах человека15.
Личные и политические права как права первого поколения имеют безусловную форму, априорно порождают соответствующие права и обязанности государства. Права первого поколения — негативны, т.е. подразумевают защиту от вмешательства, в том числе со стороны государства, в осуществление личных (гражданских) и политических прав16.
Реализация социальных прав человека предполагает не пассивное невмешательство государства в данную сферу, воздержание от их какого-либо ограничения, а необходимость совершения активных действий, создание социальных про-
грамм, осуществление всесторонней организационной и хозяйственной деятельности, которая бы позволила реализовать данные права. Права второго поколения, как правило, выражаются в условной форме (программных положениях, пожеланиях, целях и идеалах для деятельности государства), ставящей их осуществление в зависимость от реальных возможностей экономики, условий развития социальной и духовной сферы жизни общества.
Вместе с тем, представляется, что сама по себе обусловленность действиями государства по обеспечению права на образование не исключает то, что данное право относится к числу естественных. Безусловно, законодательно закрепленный и обеспеченный государством уровень обязательного образования — достижение социально-экономического развития общества, однако право на личностное развитие и тягу к знаниям изначально присуще человеку. И в этом смысле, право на образование необходимо признать естественным правом человека. Так, С.Л. Серегина абсолютно справедливо пишет, что «право на образование по своему содержанию является составной частью более общего права — права на развитие человека»17.
Естественный характер права человека на образование также следует из самой его сущности. Очевидно, что люди занимались воспитанием и образованием своих детей задолго до появления институтов государства и позитивного права.
Естественное право на образование подразумевает и право на защиту от любого вмешательства (в том числе и со стороны государства) в процесс его реализации. Так, исторически известны случаи создания препятствий для получения образования женщинами, а также клерикализации образования.
Таким образом, право на образование, несомненно, на наш взгляд, относится к числу естественных прав и свобод человека. Вместе с тем, государство должно не только воздерживаться от действий, препятствующих всеобщему воспитанию и обучению, но и создавать условия для максимально полной реализации права на образование.
1 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодатель-
■А'
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ства Российской Федерации. 3 марта 2014 г. № 9. Ст. 851.
2 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 21 июля 2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 31 декабря 2012 г. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
3 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 21 июля 2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 31 декабря 2012 г. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
4 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 15 апреля 2008 г. № 274-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Станислава Владимировича на нарушение его конституционных прав п. 4 ст. 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», п. 3 ст. 5 3акона Российской Федерации «Об образовании» и Указом Президента Российской Федерации «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
5 См.: Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.) // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582. Утратила силу.
6 См.: ВолоховаЕ.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. М.: Готика, 2004. С. 9.
7 Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, А.Н. Головистико-ва, Л.Ю. Грудцына и др.; рук. авт. кол. Ю.А. Дмитриев, науч. ред. Ю.И. Скуратов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2013.
8 См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2006. С. 255. Автор главы Е.И. Козлова.
9 См.: Шкатулла В.И. Образовательное право. М.: Норма, 2001. С. 200.
10 См.: Колюшин Е.И. Конституционное (государственное)
право России: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 123.
11 См.: Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М.: Юрист, 2003. С. 145.
12 См.: Матюшева Т.Н. Конституционное право на образование и гарантии и его реализации детьми со специальным социальным статусом в Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени д.ю.н. М., 2012. С. 15.
13 Хазиева Л.Ф. Экономические гарантии реализации конституционного права на образование // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2012. № 4. С. 1.
14 Борноволоков П.А. Экономические гарантии реализации конституционного права на образование // Правовое регулирование экономических отношений. Альманах / Под ред. А.Н. Ко-зырина. М.: Центр публично-правовых исследований, 2008. Вып. 1. С. 107. Нельзя не отметить, что точно такой же текст приведен в работе: Тяпкина И.В. Правовой механизм реализации конституционного права на образование в средних и высших профессиональных учебных заведениях в России: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. М., 2009. С. 8. И еще ранее, в работе: Григонис В.П. Конституционное право на образование и его реализация в образовательных учреждениях МВД России: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. Санкт-Петербургский университет. СПб., 2005. С. 6. При этом, и в статье П.А. Борноволокова, и в диссертации И.В. Тяпкиной ссылки на автореферат В.П. Григонис отсутствуют.
15 См.: Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации. М.: Б.И.С., 2003. С. 159.
16 См.: Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2001. С. 139.
17 Серегина С.Л. Конституционное право на высшее образование в Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. Саратов, 2006. С. 5.
Арбитражный процесс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Эриашвили. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 535 с.
Г
ПРОЦЕСС В пособии раскрыты институты арбитражного процессуаль-
ного права, многоаспектно представлены такие важные вопросы арбитражного права, как иск и право на иск, производство по делам апелляционной и кассационной инстанций, обеспечительные меры, производство по делам, связанным с исполнением судебных актов, рассмотрение дел об административных правонарушениях, производство по делам с участием иностранных лиц и т.д.
Законодательство Российской Федерации в данной области права представлено по состоянию на 1 января 2015 г. В частности, указан порядок рассмотрения дел по корпоративным спорам, по защите прав и законных интересов группы лиц, дел о банкротстве, а также новой категории дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля и преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.