Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право ПРАВО НА ДОСТУП К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СССР КУДРЯШЕВА Елена Дмитриевна,
адъюнкт адъюнктуры Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел России. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассмотрены исторические условия становления права на доступ к культурным ценностям в период существования СССР. Особое внимание уделено проблеме сохранения культурным ценностей во время боевых действий в Великую Отечественную войну. Автором отражено конституционное закрепление права на доступ к культурным ценностям в СССР.
Abstract: The article examines the historical conditions of the formation of the right to access to cultural values during the existence of the USSR. Special attention is paid to the problem of preserving cultural values during the fighting in the Great Patriotic war. The author reflects the constitutional consolidation of the right to access to cultural values in the USSR.
Ключевые слова: право на доступ к культурным ценностям, исторический опыт, законодательство СССР, культурные ценности.
Keywords: right of access to cultural values, historical experience, legislation of the USSR, cultural values.
Первое упоминание о правах и обязанностях граждан в отношении культурных ценностей в отечественном законодательстве имеет место в Законе СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» 1976 г. Однако, зарождение права на доступ к культурным ценностям происходит намного раньше, что уже рассмотрено нами в первой из данного цикла статей под названием «Становление права на доступ к культурным ценностям Российском государстве» [11].
Объект настоящего исследования - исторический опыт становления права на доступ к культурным ценностям в законодательстве СССР. В целях полного раскрытия заявленной темы необходимо рассмотреть также государственную политику, направленную на сохранение культурных ценностей в годы, предшествующие установлению советской власти. Описание поднятой проблемы в статье проведено с 6 марта 1917 года, когда Комиссией по делам искусств выдвинуто требование к Временному Правительству о принятии экстренных мер по сохранению и защите исторических памятников [5].
3 ноября 1917 г. А.В. Луначарским, возглавляющим народный комиссариат просвещения, обращено внимание руководства на необходимость признания памятников культуры достоянием народа, тем самым был запущен процесс принятия законодательных мер по сохранению культурных ценностей. 12 ноября Зимний дворец объявляется государственным музеем, однако, многие коллекции его были разграблены, в связи с чем, в последний день месяца формируется неофициальная Соединенная комиссия, целью которой стало сохранение художественных коллекций дворцов [7]. Происходит разделение государственного и церковного имущества, о необходимости которого В.И. Ленин впервые заявил в 1905 г. в статье «Социализм и религия» [12]. В 1921 г. церковное имущество, представляющее историческую ценность, изымается в пользу государства [7]. С этого момента государственно-правовыми актами также разделяются понятия «церковные ценности», «музейные ценности», «исторические ценности».
С 12 апреля 1918 г. подлежат ликвидации памятники в честь царей и их слуг, не имеющие более ценности для советского общества. Перечень памятников, подлежащих сносу, определялся уполномоченной комиссией [20]. 3 июня в государственную собственность передана московская городская художественная
галерея им. П. и С.М. Третьяковых, как «учреждение, выполняющее общегосударственные просветительские функции» [18].
10 июля 1918 г. принята Конституция РСФСР, однако, в ней не нашло отражение право на доступ к культурным ценностям [28]. С целью систематизации и учета памятников истории и культуры создан музейный отдел при Народном комиссариате просвещения, которым осуществлено 15 научно-археологических экспедиций, первая из которых исследовала культурные и исторические памятники Казанской губернии [4].
19 сентября 1918 г. в целях пресечения незаконных посягательств введен запрет на вывоз предметов искусства и старины за рубеж [15]. С 5 октября 1918 г. культурные ценности подлежали обязательной государственной регистрации и учету, а при невозможности обеспечения их сохранности у владельца подвергались принудительному отчуждению и передаче в государственную собственность [19]. В целях исполнения требований Декрета на местах в это же время учреждены губернские коллегии [13]. Только в Москве и Ленинграде в течение семи лет обследовано более 500 усадеб, взято под учет около тысячи частных коллекций, проведена национализация собраний, носивших «выраженный музейный характер», а к имеющимся в них экспонатам обеспечен доступ советских граждан [29].
С 1920 г. в результате политики коллективизации происходит переплавка и продажа колоколов с церквей и храмов для нужд народного хозяйства, в том числе, имеющих историческое значение и относящихся к XVII веку [8].
27 декабря 1921 г. Декретом «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях» выделены категории церковного имущество: обладающее исторической и художественной значимостью; имеющее высокую материальную ценность; иное имущество, в зависимости от категории указано, передаче в какие учреждения оно подлежало [22].
В утвержденной на II Съезде Советов СССР 31 января 1924 г. Конституции СССР отсутствуют нормы, регламентирующие права граждан, в том числе и на доступ к культурным ценностям [27]. 19 февраля 1924 г. впервые в отечественном законодательстве вводится термин «культурные ценности музеев, памятники искусства, старины, народного быта и т.п.» [21].
В 1932 г. в ведение Сектора науки Народного комиссариата просвещения переданы полномочия по защите памят-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 7(187)
ников, включающие: контроль соблюдения требований по охране памятников; составление перечней памятников, подлежащих охране; надзор за их состоянием [3].
В Конституции СССР 1936 г. право на доступ граждан к культурным ценностям не закреплено, но ряд норм содержит упоминание о культурных правах. Так, в ст. 11 закреплена необходимость подъема культурного уровня трудящихся, в ст. 122 указано, что женщинам наравне с мужчинами обеспечиваются культурные права, ст. 126 дает право трудящимся на объединение в культурные общества, а ст. 131 социалистическая собственность признана источником культурной жизни всех трудящихся [9].
Боевые действия во время Великой Отечественной войны привели к многочисленным утратам объектов истории и культуры на территории СССР: разрушены церкви, синагоги, памятники более чем в 3000 городах, разграблено 427 государственных музеев, уничтожено и вывезено 564700 экспонатов [6].
Первый этап войны сопровождался стремительным развитием боевых действий на западной части СССР, требующим срочной эвакуации музейных коллекций и консервации культурных ценностей в целях защиты от варварского разграбления и уничтожения. Движимые культурные ценности из Ленинграда, Москвы и ряда городов в срочном порядке вывезены на безопасные территории. Государственной инспекцией охраны памятников, проведен ряд мероприятий по консервации и маскировке зданий, сооружений, имеющих культурно-историческую ценность, а также актуальных научных исследований «Охрана монументов во время войны», «Защита перекрытий с художественным декором от зажигательных бомб» и др. [29]. Решением СНК СССР от 26 апреля 1942 г. была учреждена Комиссия по учету и охране памятников искусств при Всесоюзном комитете по делам искусств [10].
Государственная политика СССР в области сохранения культурного наследия в данный период включала: эвакуацию культурных ценностей на стратегически безопасные территории; консервацию и маскировку важнейших из них; учет разрушений объектов культурного наследия; восстановление и реставрацию культурных ценностей; сооружение памятников, монументов на местах значимых боев, захоронений советских солдат.
По мнению Е.А. Бурдина, работниками государственных архивов, музеев, библиотек предпринимались максимально возможные меры по защите и сохранению культурного наследия [2]. Однако, охрана от разграбления обеспечивалась не на должном уровне в результате недостатков: кадрового голода в штате подразделений вневедомственной охраны; слабой технической оснащенности, слабого контроля в данной сфере [14].
В послевоенные годы в СССР принят ряд правовых актов, направленных на восстановление и сохранение культурно-исторического наследия. Задача в кратчайшие сроки завершить восстановление поврежденного культурного наследия, поврежденного в период военных действий, в советских городах была
закреплена 1 февраля 1945 г. [17]. Восстановительные работы проводились более чем в 300 советских городах [10].
22 мая 1947 г. постановлением Совета Министров РСФСР объявлена неприкосновенность и установлена государственная защита памятников архитектуры [25]. 14 октября 1948 г. приняты меры по совершенствованию охраны памятников культуры, в числе которых, изменение статуса и расширение сети специализированных реставрационных мастерских [16]. 28 мая 1949 г. внесены изменения в порядок учета, регистрации и сохранности памятников истории и археологии [26].
14 мая 1954 г. Конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов (ратифицирована СССР 04 апреля 1957 г.) закреплено право на доступ к культурным ценностям, а также раскрыто понятие «культурные ценности», под которыми понимаются «...движимые и недвижимые ценности независимо от их происхождения и владельца, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа.» [30].
29 декабря 1956 г. Приказом МВД СССР в целях совершенствования защиты особо важных объектов культурно-исторического наследия в составе министерства образован специализированный полк и утвержден перечень подлежащих охране объектов, в числе которых Красная площадь с находящимися на ее территории памятниками истории и культуры [32].
23 июля 1965 г. Советом министров РСФСР принято решение об организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) [23]. Спустя год, в июне 1966 г. состоялся первый Учредительный съезд организации, которая существует и в настоящее время.
29 октября 1976 г. Законом СССР утвержден порядок ведения единого государственного учета памятников истории и культуры, закреплено преимущественно государственное право на ценности, обозначены конкретные меры по защите культурных ценностей, основания для их изъятия и отчуждения, а также порядок вывоза за территорию государства. В ст.1 памятниками истории и культуры признавались сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Выделены следующие категории памятников истории и культуры: памятники истории, памятники искусства, памятники архитектуры, документальные памятники (ст. 5), закреплено их предназначение: в целях развития науки, народного образования и культуры, патриотического, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания (ст. 13) [24].
Закон РСФСР 1978 г. более детально разъясняет особенности ведения учета, охраны, обеспечения сохранности культурных ценностей, вводит термин «памятник культуры» - «сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими
Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
событиями в жизни народа, развития общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие художественную или иную культурную ценность» [31].
7 октября 1977 г. принята Конституция СССР, в которой законодателем обозначено право граждан на доступ к культурным ценностям (ст. 46), обеспечиваемое доступностью их посещения, бесплатным посещением библиотек и периодической печати, развитием телевидения и радио, равномерным распределением учреждений культуры на территории государства и пр. В ст. 27 в целях повышения уровня культуры и воспитания советских граждан зафиксирована обязанность государственных органов защищать, сохранять и преумножать культурные ценности государства [9].
Период конца 80-х - начала 90-х годов характеризуется масштабностью вывоза культурных ценностей за границу, несмотря на попытки Совета Министров СССР предпринять меры по пресечению нелегального разорения музеев, массовость контрабанды была достаточно широкой.
Выводы: Библиография:
1. Установление советской власти сопровождается, одновременно, и обращением к необходимости сохранения древнерусских культурных ценностей, и разрушением и разграблением памятников истории и культуры царского периода.
2. Переломным моментом в возрождении взглядов на памятники истории и культуры, как бесценное культурно-историческое достояние советского народа стала Великая Отечественная война. В послевоенные годы принимается ряд важнейших нормативно-правовых актов по ведению государственного учета, реставрации и сохранению культурных ценностей, поврежденных в результате военных действий. Обеспечение сохранности культурного наследия и доступа к ним советских граждан становится одной из приоритетных государственных задач.
3. Советский этап становления права на доступ к культурным ценностям сопровождается совершенствованием законодательства в сфере основных форм защиты культурных ценностей, происходит создание государственных органов учета и охраны культурных ценностей, создана основа для конституционного закрепления права на доступ к культурным ценностям.
1. Астафичев П.А. Законодательство о защите детей от приносящей им вред информации в механизме ограничений конституционных прав граждан на информацию и доступ к культурным ценностям // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 2. С. 17-22.
2. Бурдин Е.А. Охрана объектов культурного наследия в СССР (1917-1991 гг.). Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГПУ, 2013. 109 с.
3. Бюллетень Наркомпроса РСФСР. 1932. № 9. Ст. 71.
4. Валеев Р.М. Государственная культурная политика в области сохранения объектов культурного наследия в Республике Татарстан. - Казань, 2007. - С. 11.
5. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953 / Под редакцией А. Н. Яковлева; сост.: А. Н. Артизов и О. В. Наумов. - М.: Международный фонд «Демократия» (Фонд Александра Н. Яковлева), 1999. - С. 281. - 868 с
6. Вступительная речь главного обвинителя от СССР Р.А. Руденко // Нюрнбергский процесс. Сборник материалов Нюрнбергского процесса над главными немецкими военными преступниками в двух томах подготовлен / под ред. К.П. Горшенина (главный редактор), Р.А. Руденко и И.Т. Никитченко. М.: Юриздат., 1954. Т. 1. С. 258.
7. Жуков Ю.Н. Сталин: операция «Эрмитаж» / Ю.Н. Жуков. - М.: ВАРГИУС, 2005. - С. 58
8. Козлов В.Ф. Первый штурм московской старины // Архитектура и строительство Москвы. 1990, №11; ЦГАМО (Центральный Государственный архив Московской области), ф. 434, оп. 1, д. 255, л. 108, 113, 137
9. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936. Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 283, 06.12.1936
10. Кулемзин А. М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление. Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 2001. С. 170.
11. Кудряшева Е.Д. Становление права на доступ к культурным ценностям в Российском государстве // Право и государство: теория и практика. 2019. № 12 (180). С. 55-57.
12. Ленин В.И. Социализм и религия. Полное собрание сочинений. Издание 5. Т. 12. Октябрь 1905 - апрель 1906 / В.И. Ленин. - М.: Политиздат, 1968. С. 142-147.
13. Лопатина Е.Г. Законодательные акты советского государства в области культурно-исторического наследия, 1917-1923 гг. // История государства и права. 2007. № 10. С. 31-32.
14. Михайлова Н.В. Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России во вт. пол. XX в.: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 157.
15. О запрещении вывоза и продажи за границу предметов искусства и старины: Декрет СНК РСФСР от 19 сентября 1918 г. // Декреты Советской власти: 11 июля - 9 ноября 1918 г. Т. 3. М.: Политиздат, 1964. С. 352-254. 2
16. О мерах улучшения охраны памятников культуры: постановление Совмина СССР от 14 октября 1948 г. № 3898 // СП СССР. 1948. № 6. Ст. 81.
17. О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов РСФСР: Смоленска, Вязьмы, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Пскова, Севастополя, Воронежа, Новгорода, Великих Лук, Калинина, Брянска, Орла, Курска, Краснодара и Мурманска»: Постановление СНК СССР от 01.11.1945 N 2722 // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=42199#06639190663888701 (дата обращения: 27.04.2020)
18. О национализации Третьяковской галереи: Декрет СНК РСФСР от 3 июня 1918 г. // Декреты Советской власти. Том II. 17 марта - 10 июля 1918 г. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1959. С. 389
19. О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений: Декрет СНК РСФСР от 5 октября 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 73. Ст. 794.
20. О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции: Декрет СНК РСФСР от 14 апреля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 31. Ст. 416.
21. О специальных средствах обеспечения государственной охраны культурных ценностей» от 19 февраля 1924 г.: Декрет народных комиссаров Союза ССР. Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. 1924. № 19.
22. О ценностях, находящихся в церквах и монастырях: декрет ВЦИК от 27.12.1921. СУ РСФСР, 1921, № 19, ст. 215
23. Об организации Всероссийского добровольного общества охраны памятников истории и культуры: постановление Совета Министров РСФСР от 23 июля 1965 г. № 882 // Охрана памятников истории и культуры: сб. документов. М., 1973. С. 144-149.
24. Об охране и использовании памятников истории и культуры: Закон СССР от 29 октября 1976 г. № 4692-!Х // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 44.
25. Об охране памятников архитектуры: постановление Совмина РСФСР № 389 от 22 мая 1947 г. // СП РСФСР. 1947. № 8. Ст. 28.
26. Об утверждении Инструкции о порядке учета, регистрации и содержания археологических и исторических памятников на территории РСФСР: постановление Совмина РСФСР от 28 мая 1949 № 373 // СП РСФСР. 1949. № 3. Ст. 31.
27. Об утверждении Основного Закона (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик»: постановление II Съезда Советов СССР от 31.01.1924. «Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР, 1924, N 2, ст. 24
28. Портнов В.П., Славин М.М. Становление и развитие конституционного законодательства Советской России 1917-1920 гг. / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. - М.: Наука, 1987. 254 с.
29. Реставрация памятников истории и искусства в России в Х!Х-ХХ веках. История, проблемы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ А.Б. Алешин [и др.]. Электрон. текстовые данные. М/: Академический Проект, 2015. 605 с. URL: http://www.iprbookshop.ru/60360.html.- ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 27.04.2020).
30. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1960. Вып. XIX. С. 114-142.
31. Свод законов СССР. Т. 3. 1990. С. 704.
32. Сорок пять (45) лет вневедомственной охране, 1952-1997 / Упр. вневед. охраны при ГУВД Москвы; [А. А. Ефремов и др.]. М. : РОБИН, 1997. 79 с.: ил., потр.