нарушением соответствующей нормы материального права. Обусловлено это тем, что из содержания, данного судебного акта неясно, почему суд пришел к выводу о несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства и, как следствие, о необходимости уменьшить неустойку. Почему размер неустойки был уменьшен судом с 554 637 тенге до 50 000 тенге, а, допустим, не до 200 000 или 5 000 тенге? Все это еще раз свидетельствует о том, что судебное решение, особенно в части применения судейского усмотрения, должно быть надлежащим образом мотивировано.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, приходим к выводу, что судейское усмотрение осуществляется и на такой стадии правоприменения как выбор и анализ правовых норм.
Пристатейно библиографический список:
1. Дюрягин И.Я. Применение норм советского права (теоретические вопросы). - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1973. - 247 с.; Лазарев В.В. Применение советского права. - Казань: Издательство Казанского университета, 1972. - 200 с.; Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. - М.: Госюриздат, 1962. - 166 с.
2. Абдрасулов Е.Б., Абдрасулова Г.Э. Судебное применение и толкование гражданско-правовых норм. - Астана: ЕНУ, 2007. - 304 c.
3. Боннер А.Т. Применение нормативных актов в гражданском процессе. - М.: Юридическая литература, 1980. - 160 с.
4. Сауляк О.П. Правовая культура правоприменителя как фактор укрепления законности // Следователь. - 2000. - №9. - С.43.
5. Абдрасулов Е.Б., Абдрасулова Г.Э. Судебное применение и толкование гражданско-правовых норм. - Астана: ЕНУ, 2007. - 304 c.
6. Ибраева А.С. Теория государства и права: учеб. пособие. - 2-е изд., с доп. и изм. - Алматы: Жет жаргы, 2006. - 424 с.
7. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан Астана, 13 июля 1999 года № 411-I. . «Казахстанская правда» от 27 июля 1999 года - № 179-180
8. Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Общая часть) № 412-1 от 27 декабря 1994 года. // http://www.base .zakon.kz
9. Закон Республики Казахстан «О браке и семье» от 17.12.1998 № 321-1 http: //www.pavlodar.com/zakon/index.html ?dok=00149
10. Теория государства и права: Учебник для вузов / отв. ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. - 496 с.; Общая теория государства и права: Акад. курс в 2-х т. / Под ред. проф. М.П. Марченко. Т.2. - М.: Зерцало, 1998. - 656 с.; Теория государства и права: Учебник / под ред. В.И. Червонюк. - М.: Инфра-М, 2007. - 698 с.
11. Мами К.А., Омарханов К.А. Комментарий к Конституционному закону Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан". - Астана: Ин-т законодательства РК, 2003. - С.25-26.
12. Анализ качества судебных актов надзорных коллегий областных и приравненных к ним судов, которыми отменены решения судов первой и апелляционной инстанций по гражданским делам за первое полугодие 2008 года. // www.supcourt.kz
13. Мами К.А. Конституционная законность и судебная власть в Республике Казахстан: основные тенденции и приоритеты. - М.: Наука, 2004. - 310 с.
14. Абушенко Д.Б. Судебное усмотрение в гражданском и арбитражном процессе. - М.: Норма, 2002. - 168 c.;
15. Абдрахманова Г. Оспаривание - проблема гражданского процесса // Юридическая газета. -2007. - 13 декабря. - С.3
С.С. Султанова
ПРАВО НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ
Впервые в России идея права человека на достойное человеческое существование была выдвинута русскими либеральными мыслителями В.Р. Соловьевым и
П.И. Новгородцевым. Реализация этой идеи связывалась с осуществлением социальных реформ в начале XX века.
Как писал В.Р. Соловьев: «Чтобы всякий человек имел не только обеспеченные средства к существованию ... и достаточный физический отдых, но чтобы он мог пользоваться досугом для своего духовного совершенства»1.
В праве человека на достойное существование он выделял три группы правомочий:
1. Право на обеспечение средств к существованию.
2. Право на достаточный физический отдых.
3. Право на досуг своего духовного совершенствования.
П.И. Новгородцев в начале XX века в статье «Право на достойное человеческое существование» рассуждал, что, не представляет ли оно собою понятие, неуловимого по содержанию и противоречивого по смыслу, слишком широкого для того, чтобы вместиться в рамки юридической регламентации, и слишком субъективного для того, чтобы быть предметом общих определений. Несомненно, понятие о достойной человеческой жизни открывает простор для бесконечных требований и предположений во всю меру бесконечного человеческого идеала. Но когда говорят о праве на достойное человеческое существование, то под этим следует разуметь не положительное содержание человеческого идеала, а только отрицание тех условий, которые совершенно исключают возможность достойной человеческой жизни2.
В современном международном сообществе право человека на достойный или достаточный уровень жизни закреплен во многих международных актах универсального и регионального характера.
Ст. 22 Всеобщей декларации прав человека ООН гласит:
«Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.»
Принятие указанной декларации в середине ХХ века является значимым событием для всех государств мира, так как она стала одним из первых основополагающих документов взявшего курс на охрану, защиту и поощрения прав человека и основных свобод. В декларации закреплены наиболее важные нормы, носящие универсальный характер, на основе которых позже было принято множество конвенций, пактов, сводов, правил, имеющих расширительный или конкретизирующий характер.
Одним из таких документов стал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), где в п.1 ст. 11 отражено:
«Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии.».
1 Соловьев В. Оправдание добра. Собр. Соч. Т.7. С.353-355
2 Новгородцев П.А. Сочинения// Сост. вступ. статьи и прим. М. А. Колерова, Н.С. Плотникова. - М.: Раритет, 1995. - 448 с.
Согласно этим общепризнанным принципам и нормам, политика государственных органов должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих социальную защиту, достаточный жизненный уровень и свободное развитие человека.
Ратификация Российской Федерацией всех вышеперечисленных международных актов, отразилась в ст. 7 Конституции РФ:
«Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
В современной научной литературе1 наблюдаются различные подходы к терминологии. Одна группа ученых говорит о праве на «достойную» жизнь2. Другая группа ученных употребляет понятие права на «достаточный» уровень жизни3.
В конституциях разных государств по-разному закреплено право на достойный (достаточный, удовлетворительный) уровень жизни. Так, право на достойный уровень жизни отразилось в конституциях следующих государств: Российской Федерации (ст.7), Республики Белоруссии (ст. 42), Португалии (ст. 59), Испании (преамбула и ст.47), Республика Молдова (ст. 47). В основных законах Украины (ст. 48), Республики Армения (ст. 31) , Нидерландов (ст. 22) закреплены права на достаточный или удовлетворительный уровень жизни.
Несомненно, ратификация вышеперечисленных международных актов государствами подразумевает единообразное понимание прав человека в мировом сообществе. Однако отражение в конституциях государств различных терминов подразумевает противоречивое понимание прав человека, а также их развитие в конкретном государстве.
Как таковая категория «право на достойный уровень жизни» не имеет применения ни в одном из универсальных международных документов, ст. 25 Всеобщей декларации прав человека ООН говорит только об уровне жизни, не используя словосочетание «достойный уровень жизни». Это обстоятельство не является случайным, так как и сама декларация и система прав человека построена на основополагающем принципе, согласно которому в основе прав человека лежит достоинство, присущее каждому человеку. Этого достоинства, а также вытекающие из него права на свободу и равенство не может быть лишен никто.
Категория «право на достаточный жизненный уровень» был закреплен более поздним документом: Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Элементами этого права выступают: право на достаточное питание, включая право на свободу от голода, право на достаточную одежду, жилище и непрерывное улучшение условий жизни. Использование понятия «права на достаточный жизненный уровень» продиктовано некоторыми практическими соображениями: любой уровень жизни при желании можно назвать достаточным. Скажем, выделяют 4 квадратных метра жилья на человека и объявляют этот объем достаточным для жизни человека. Он действительно может быть достаточным, если жилья просто нет и другие люди живут хуже или вообще не имеют жилья. Однако является ли это достойным человека? думаю, нет.
Право на достойный уровень жизни является более широким понятием, смысл которого сегодня понимается как совокупность элементов:
1 Рудинский Ф.М., Гаврилова Ю.В., Крикунова А.А., Сощникова Т.А. Экономические и социальные права человека и гражданина: современные проблемы теории и практики. Под общей редакцией Ф.М. Рудинского. - М.: Права человека, 2009. - 495 с.
2 Гурлеев А.В. Право человека на достойную жизни как основная ценности социального государства // Дисс. к.ю.н. Спб., 2001. С. 116-119; Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России: Учебник для вузов и средних учебных заведений. Уфа, 2003. С. 273
3 Права человека.: Учебник для вузов /Отв. Ред. Е.А. Лукашева. М., 1999. С. 132-170; Рудинский Ф.М., Гаврилова Ю.В., Крикунова А.А., Сощникова Т.А. Экономические и социальные права человека и гражданина: современные проблемы теории и практики. Под общей редакцией Ф.М. Рудинского. - М.: Права человека, 2009. - 495 с.
- право на осуществление прав, необходимых для поддержание достоинства и для свободного развития личности в экономической, социальной и культурной областях (т.е. осуществление всего комплекса социально-экономических и культурных прав);
- право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи, включая: право на достаточное и здоровое питание, на достаточную одежду, на достаточное жилище, на медицинский уход, на необходимое социальное обслуживание, на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам;
- право на непрерывное улучшение условий жизни; право каждого человека на свободу от голода, обеспечиваемое принятием государством индивидуальных и коллективных мер по совершенствованию производства, распределения и потребления продуктов питания». 1
Кроме того, требуется наполнить содержание права на достойный уровень жизни не только социальными, экономическими и культурными правами, но и включить туда гражданские и политические права в целях реализации всего комплекса прав образующих правовой статус личности.
Графическая интерпретация вышеизложенного представлена на рисунке. Все расположенное внутри квадрата отражает право на достаточный уровень жизни, а за его пределами - право на достойную жизнь. Ограничивающий круг является правовым статусом личности и представляет собой некий идеал прав и свобод личности, к которому стремится правовое социальное государство. В данном представлении (как и в реальных условиях общества) права на достойный уровень жизни не могут быть достигнуты ранее прав на достаточный уровень жизни.
Таким образом, в основе правового демократического и социального государства должна быть создана основа достаточности прав человека, определенная критериями и степенью развития государства. Понятие «достойная жизнь» позволяет значительно повысить уровень требований, предъявляемых к деятельности современного государства, более того «достойная жизнь» отражает суть цели стоящей перед правовым демократическим социальным государством которое должно обеспечить реализацию всей системы прав человека.
1 Иваненко В.А. Иваненко В.С. социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционно-правовые аспекты. Спб., 2003. С. 108-117.
Пристатейно библиографический список:
1. Соловьев В. Оправдание добра. Собр. Соч. Т.7. С.353-355.
2. Новгородцев П.А. Сочинения// Сост. вступ. статьи и прим. М. А. Колерова, Н.С. Плотникова. - М.: Раритет, 1995. - 448 с.
3. Рудинский Ф.М., Гаврилова Ю.В., Крикунова А.А., Сощникова Т.А. Экономические и социальные права человека и гражданина: современные проблемы теории и практики. Под общейредакцией Ф.М. Рудинского. - М.: Права человека, 2009. - 495 с.
4. Гурлеев А.В. Право человека на достойную жизни как основная ценности социального государства // Дисс. к.ю.н. Спб., 2001. С. 116-119;
5. Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России: Учебник для вузов и средних учебных заведений. Уфа, 2003. С. 273.
6. Права человека.: Учебник для вузов /Отв. Ред. Е.А. Лукашева. М., 1999. С. 132-170; Рудинский Ф.М., Гаврилова Ю.В., Крикунова А.А., Сощникова Т.А. Экономические и социальные права человека и гражданина: современные проблемы теории и практики. Под общей редакцией Ф.М. Рудинского. - М.: Права человека, 2009. - 495 с.
7. Иваненко В.А. Иваненко В.С. социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционно-правовые аспекты. Спб., 2003. С. 108-117.
А.П. Тресков
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
Гражданское общество и правовое государство как явления государственно-правового масштаба непосредственно взаимосвязаны между собой, обуславливают друг друга, а проблемы их соотношения, анализ процесса их взаимодействия, становления и развития, сущность, особенности функционирования в различной плоскости прямо зависят от положения каждого из них. Ведь правовое государство - это государство, в котором правовыми средствами реально обеспечены права и свободы человека и гражданина и вся публично-политическая деятельность государства осуществляется в строгом соответствии с правом и законом1.
В данной статье предполагается кратко затронуть лишь несколько основополагающих на наш взгляд проблем построения гражданского общества в России, предложить необходимые законодательные преобразования, актуальные для нашего государства на современном политико-правовом этапе развития, для правильного и последовательного формирования гражданского общества в нашем государстве.
В первую очередь необходимо обратить внимание, что для поддержки формирования гражданского общества в России и самоорганизации общества, со стороны государства конструктивным предложением является закрепление его основополагающих начал в Федеральном законе «О гражданском обществе Российской Федерации». Данный законопроект должен закрепить и механизм влияния самого гражданского общества на государственные органы власти. Считаем, что способствование развитию общественных организаций и других субъектов гражданского общества в целом будет положительно влиять на создание последнего. В связи с этим небезосновательным является вопрос,
1 Соколов А.Н. Коррупция, гражданское общество и правовое государство // Журнал российского права. 2008. № 8. С.23