Научная статья на тему 'Право граждан на информацию как фундаментальный принцип существования гражданского общества'

Право граждан на информацию как фундаментальный принцип существования гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
448
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ПОЛИТОЛОГИЯ / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ / ГАРАНТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / CIVIL SOCIETY / STATE / LAW / THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW / POLITICAL SCIENCE / ACCESS TO INFORMATION CONNECTED WITH ACTIVITIES OF STATE BODIES OF GOVERNMENT / GUARANTEE OF HUMAN RIGHTS REALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тресков Алексей Павлович

Статья посвящена актуальному вопросу реализации права граждан на информацию как фундаментального принципа существования гражданского общества с учетом современного состояния российского законодательства в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тресков Алексей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human right to information as a fundamental principle of civil society existing

The article is devoted to relevant questions of human right realization to information as fundamental principle of civil society existing according to the today's Russian legislation condition in this sphere.

Текст научной работы на тему «Право граждан на информацию как фундаментальный принцип существования гражданского общества»

Тресков А.П.

Право граждан на информацию как фундаментальный принцип существования гражданского общества

Право на информацию является одним из приоритетных субъективных политических прав человека и гражданина. Базовые условия для его реализации устанавливает Конституция РФ 1993 г. в п. 4 ст. 29: каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Соблюдение и реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного и равного доступа к сведениям, имеющим общественное значение, информационная открытость органов власти являются существенными обстоятельствами и критериями функционирования правового государства и гражданского общества, что обеспечивает подлинное, а не только формальное участие граждан в жизни государства, а значит, и содействует развитию гражданского общества.

Одним из инструментов реализации права граждан на получение информации о деятельности власти являются средства массовой информации. Не случайно положения ст. 38 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» устанавливают право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В редакциях ст. 39 и 40 данного Закона СМИ предоставляется право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, должностных лиц [1]. Отказ в предоставлении информации возможен только в том случае, если она содержит государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Однако в нашей стране построению гражданского общества препятствует почти полный контроль СМИ государством. Ни одна газета, телепрограмма не выпускаются в эфир без тщательной фильтрации на предмет корректности с точки зрения государственных структур. «Независимые» СМИ откровенно служат тем, кто их содержит. Статьи публикуются за плату с той же лег-костью, что и реклама. Тенденции в сторону концентрации капитала в средствах массовой информации усиливаются в результате «дерегулирования» в этой сфере деятельности [2, с. 71].

В 1993 году был издан Указ Президента РФ № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», провозгласивший принцип информационной открытости деятельности государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц. Он представляет собой, с одной стороны, характерный рецидив указного права, а с другой -декларацию, не предусматривающую конкретные механизмы реализации и ответственность. Кроме того, указ не распространяет декларируемый им принцип информационной открытости на органы местного самоуправления. Наконец, вызывает сомнения соответствие его содержания названию, поскольку речь в нем идет о возложении на средства массовой информации обязанности освещать деятельность органов государственной власти [3].

Новый Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информатизации, информационных технологиях и защите информации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении поиска, передачи, производства и распространения информации [4]. Документ содержит такие понятия, как «электронное сообщение», «оператор информационной системы», «информационные технологии», кроме того, дается определение понятию «обладатель информации». Установлены требования к распространению, предоставлению и защите информации, определяется ответственность за правонарушения в сфере информации и информационных технологий.

Анализ российского законодательства показывает, что система нормативного обеспечения права на информацию у нас недостаточно разработана. Отдельные положения, в той или иной мере регулирующие право на информацию, рассредоточены в самых разных федеральных законах, законах субъектов Федерации, подзаконных актах, ведомственных инструкциях. При этом большинство указанных положений либо декларативны, либо носят отсылочный характер, а самое главное - не содержат конкретного механизма реализации и ответственности.

Таким образом, необходимо законодательно урегулировать ряд принципиально важных вопросов, определив:

- состав информации, подлежащей обязательному обнародованию органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- основания, порядок и ограничения для отнесения тех или иных сведений к информации для служебного пользования;

- порядок и способы предоставления органами государственной власти и органами местного самоуправления информации, вызывающей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

- закрепление обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять информацию по обращениям граждан;

- четкие правила и процедуры предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям граждан;

- ответственность должностных лиц за непредоставление, неполное предоставление информации, дезинформацию, которые повлекли нарушения прав граждан.

Кроме того, необходимо разработать концепцию системы нормативно-правового регулирования права граждан на информацию и обеспечения информационной открытости власти.

Представляется, что системообразующим должен стать рамочный федеральный закон о праве на информацию, содержащий гарантии прав граждан на информацию, общие требования к порядку и условиям ее поиска, получения, предоставления, передачи, производства и распространения, общие ограничения, меры ответственности, общественный контроль. Принятие такого закона позволило бы сократить объем подзаконного правового регулирования, утвердить приоритет актов высшей юридической силы - законов в данной сфере правового регулирования. Кроме того, способствовало бы интеграции России в международно-правовое пространство, поскольку членство в Совете Европы влечет за собой выполнение Российской Федерацией обязательств по реализации норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Для законодательного обеспечения права граждан на информацию и информационной открытости власти необходимо принять федеральные законы, осуществляющие регулирование доступа граждан к персональным данным о себе и устанавливающие порядок отнесения сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления к служебной тайне. Одновременно необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях РФ, устанавливающие административную ответственность должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления за неправомерное утаивание и искажение общественно значимой информации [5].

В настоящее время в российском законодательстве уже наблюдаются некоторые трансформации, расширяющие право граждан на доступ к информации. Так, Указом Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 (ред. от 01.09.2000) «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» были закреплены положения о создании комиссий по разработке проекта закона Российской Федерации «О праве на информацию». В частности, данным Указом преследуются цели расширить возможности граждан и их объединений активно участвовать в управлении государственными и общественными делами, содействовать развитию местного самоуправления и др. Информационная открытость проявляется в возможности контроля граждан за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов людей. Однако контроль со стороны общественности за деятельностью этих органов и, более того, влияние граждан на принимаемые ими решения на практике затруднительны. Например, при принятии Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» не был проведен референдум, т.е. гражданам не предоставили право на их прямое волеизъявление [6].

Ключевым нормативно-правовым актом в сфере доступа пользователей к информации о деятельности органов государственной власти призван стать Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». В соответствии со ст. 26 настоящего Закона данный документ должен обеспечить открытость и доступность информации о деятельности судов, ее достоверность и своевременность, при этом должны соблюдаться права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов.

По словам Д. Медведева, данный Федеральный закон «распространится на все суды. И даст людям возможность получать достоверные сведения о функционировании судебной системы. Кроме того, он впервые и достаточно детально закрепит различные формы их обнародования, в том числе через Интернет» [7].

В свою очередь в Законодательном собрании Ростовской области планируется рассмотреть проект областного закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей в Ростовской области». Данный областной закон будет принят в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской

Федерации». Анализ этих двух нормативно-правововых актов позволяет сделать вывод о схожести в структуре и последовательности изложения норм областного закона с федеральным. Областной закон будет устанавливать особенности обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей в части, не урегулированной указанным Федеральным законом.

Кроме того, показательным примером информационной открытости судебной системы является созданное и приступившее к работе в сентябре 2009 г. Российское агентство правовой и судебной информации - РАПСИ. Среди его учредителей выступили Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, а также Федеральное государственное унитарное предприятие «РИА Новости». Его сотрудниками являются ведущие журналисты, специализирующиеся на освещении информации в сфере права, а также привлекаются для работы известные юристы и правоведы. РАПСИ имеет своей целью способствовать правовому просвещению граждан, снижать уровень правового нигилизма, своевременно, объективно и квалифицированно информировать людей о деятельности судебной системы РФ и непосредственно участвовать в реализации Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ.

Следующим нормативно-правовым актом, призванным обеспечить гласность деятельности органов государственной власти, является Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Анализ данного нормативно-правового акта выявляет схожесть в структуре и последовательности изложения с Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ закрепляет те же положения о принципах, порядке доступа, формах и способах предоставления информации с поправкой на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления [8].

В главе 4 того же Федерального закона, устанавливающей формы контроля и надзора за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, говорится лишь о государственных органах, органах местного самоуправления, а формы общественного контроля не прописаны. Интересно подчеркнуть, что в Федеральном законе от 4.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» в качестве ее задачи названа необходимость привлечения общественных объединений, граждан и СМИ к обсуждению вопросов, затрагивающих соблюдение права на свободу слова в СМИ, осуществление права граждан на распространение информации законным способом, предоставление гарантий свободы слова и свободы массовой информации и выработку по данным вопросам рекомендаций, но ничего не сказано об осуществлении права на доступ к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления.

Итак, на данный момент контроль и надзор за исполнением публичной обязанности возлагаются на органы государственной власти и органы местного самоуправления. В связи с этим необходимо на законодательном уровне закрепить формы и процедуры участия институтов гражданского общества в надзоре за соблюдением и реализацией права граждан на доступ к информации как фундаментального принципа существования гражданского общества.

Литература

1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 09.02.2009) // Российская газета. 1992. 8 февраля.

2. Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

3. Указ Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (ред. от 01.09.2000) // Российская газета. 1994. 10 января.

4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

5. Афанасьева О. Право граждан на информацию и его гарантии // Отечественные записки. 2004. №

3 (17).

6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» (одобрен СФ ФС РФ

26.11.2008) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 1.

7. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 10.12.2008) (ред. от 28.06.2010) // Парламентская газета. 2008. 31 декабря.

8. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (принят ГД ФС РФ

21.01.2009) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.