Научная статья на тему 'ПРАВО ГРАЖДАН НА ДОСТОВЕРНУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ'

ПРАВО ГРАЖДАН НА ДОСТОВЕРНУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
322
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ДОСТОВЕРНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / БЛАГОПРИЯТНАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС / ГАРАНТИИ ПРАВА НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ / ECOLOGICAL INFORMATION / RELIABLE ECOLOGICAL INFORMATION / UNIVERSAL DECLARATION OF HUMAN RIGHTS / FAVORABLE ENVIRONMENT / ECOLOGICAL CODE / GUARANTEES OF THE RIGHT FOR ECOLOGICAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куджева Елена Керимовна

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования права граждан на достоверную экологическую информацию и его гарантии. Несмотря на то, что национальное законодательство содержит множество правовых норм, которые подтверждают право каждого человека на благоприятную окружающую среду, право на информацию о состоянии окружающей среды, право граждан на достоверную экологическую информацию продолжает оставаться до конца нереализованным, не решенным гражданами и не предусмотренным многими правовыми актами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Citizens' right to reliable environmental information

In article questions of legal regulation of the right of citizens to reliable ecological information and its guarantees are considered. In spite of the fact that the national legislation contains a set of precepts of law which confirm and concretize the right of each person for the favorable environment, for reliable information about state of environment, the right of citizens to reliable ecological information continues to remain up to the end unrealized, not realized by citizens fully and not provided by many legal acts and also practice of judicial and administrative authorities.

Текст научной работы на тему «ПРАВО ГРАЖДАН НА ДОСТОВЕРНУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ»

ПРАВО ГРАЖДАН НА ДОСТОВЕРНУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ

КУДЖЕВА Елена Керимовна,

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказской государственной академии. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы правового регулирования права граждан на достоверную экологическую информацию и его гарантии. Несмотря на то, что национальное законодательство содержит множество правовых норм, которые подтверждают право каждого человека на благоприятную окружающую среду, право на информацию о состоянии окружающей среды, право граждан на достоверную экологическую информацию продолжает оставаться до конца нереализованным, не решенным гражданами и не предусмотренным многими правовыми актами.

Abstract: In article questions of legal regulation of the right of citizens to reliable ecological information and its guarantees are considered. In spite of the fact that the national legislation contains a set of precepts of law which confirm and concretize the right of each person for the favorable environment, for reliable information about state of environment, the right of citizens to reliable ecological information continues to remain up to the end unrealized, not realized by citizens fully and not provided by many legal acts and also practice of judicial and administrative authorities.

Ключевые слова: экологическая информация, достоверная экологическая информация, Всеобщая декларация прав человека, благоприятная окружающая среда, экологический кодекс, гарантии права на экологическую информацию.

Keywords: ecological information, reliable ecological information, Universal Declaration of Human Rights, favorable environment, ecological code, guarantees of the right for ecological information.

На сегодняшний день общество сформировано на информации. Уинстон Черчилль и Руперт Мердок считали, что тот который владеет информацией, тот и управляет миром. Доступ к информации означает гарантию и личную вероятность для каждого человека влиять на процесс принятия решений, деловую активность, внедрение справедливости, процесс управления. В возможности и гарантиях реализации этого юридического института проявляется принцип демократии.

Прошлые десятилетия ХХ-го века выдались годами формирования новой сферы отношений, в основу которых положены трудные принципы поворота информации на всех уровнях общественной организации: между государством и гражданином, между социальными группами, между гражданами. В процессе указанной сферы усиливался роль информации в жизни общества, в особенности роль экологической информации.

30 апреля 2012 г. Президент утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года». Согласно данного документа будут усовершенствованы механизмы сбора информации о состоянии окружающей среды.

Право на экологическую информацию - это любая информация о состоянии фауны, флоры, вод, воздуха, почвы и других природных зон и о деятельности или мерах, которые оказывают неблагоприятные воздействия, а также информация о деятельности и мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы целесообразного использования окружающей природной среды и природопользования.

В ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» зафиксировано право на экологическую информацию и право, требовать от соответствующих органов предоставления полной и верной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Право на информацию в России является одним из основополагающих прав человека. Оно закреплено во Всеобщей декларации прав человека[1].

Необходимо отметить, что у нас в стране любая эко-

логическая информация была засекреченной. Владели этой информацией долгие годы только органы власти. Такой подход к делу не раз приводили к трагическим случаям. К примеру, авария на Чернобыльской АЭС показал о недопустимости сокрытия от граждан такой информации.

В данное время право гражданина на получение экологической информации у нас в России законодательно достаточно хорошо защищено. Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право свободно искать, принимать, представлять, производить и распространять экологическую информацию любым законным способом.[2]

Часть 2 ст. 24 обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностных лиц обеспечить каждому гражданину возможность познакомиться с документами, касающимися его права и свободы. Конституция Российской Федерации предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и ситуаций, формирующих угрозу для жизни и здоровье человека.[3]

К нормативным правовым актам, регулирующее отношение права на экологическую информацию относиться Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая подтверждает гарантии прав человека, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

Был принят 31 декабря 1999 г. Указ Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию», согласно которому деятельность государственных органов, общественных организации, предприятии и должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости.

В 21 веке идет активное развитие уровня современной техники и промышленности, которые со временем изнашиваются, практически без тенденций к обновлению, что способствует к ухудшению экологической обстановки в стране. В последние годы возрос интерес к информационным правам граждан, в результате чего возникла необходимость появления такого термина как «экологическая информация».

Экологические права граждан находятся в близкой

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

взаимосвязи с информационными. Право на получение экологической информации позволяет реализовать существенные права, такие как право на благоприятную окружающую среду, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В данное время законное определение понятия «экологическая информация» в российском законодательстве нет.

Кроме того в экологическом законодательстве используются такие понятия, как «сообщение о состоянии окружающей среды и мерах по ее защите»; «информация о хозяйственной и другой деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан»; «информация о загрязнении и состоянии окружающей среды

Анализируя приведенный перечень понятий, наиболее чаще используемым понятием является «информация о состоянии окружающей среды». Тем не менее, состав данных источников такой информации в экологическом законодательстве пока еще не определен.[4]

Надо отметить, что определение понятия «экологическая информация» содержится в Конвенции о доступе граждан к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей природной среды.[5]

В соответствии п. 3 ст. 2 Конвенции, «Экологическая информация» это любая информация в электронной, письменной, или любой другой форме о:

а) состоянии части окружающей среды, таких, как почва, воздух, вода, атмосфера, земля, ландшафт и природные объекты, флора, фауна охватывая генетически модифицированные организмы.

в) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, соглашениях в области окружающей среды, политику, законодательство, планах и программах, которые могут оказать влияние на элементы окружающей при родной среды, анализ расходов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, окружающей среды;

с) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий в той степени, в какой на них воздействует состояние элементов окружающей среды .

Положения Конвенции имеют сегодня консультативный характер, поскольку Российская Федерация не подписала именуемую Конвенцию. Анализ этой концепции, очевидно, необходим для формирования национальной концепции регулирования доступа к экологической информации.

Необходимость стандартного и правового закрепления понятия «экологическая информация» отмечается учеными. Однако вопрос об объеме информации, относящейся к эко-

логической информации, не нашел разрешения в науке экологического права.

Обоснованность ссылки на экологическую информацию данных о состоянии окружающей среды не вызывает сомнений. Эта категория данных является объектом конституционного права граждан, закрепленного в ст. 42 Конституции РФ[6].

Доступ к этой информации обеспечивает возможность оценки состояния окружающей среды с точки зрения соответствия критериям благоприятного качества окружающей среды деятельности человека. Однако для обеспечения достоверности информации и доступа к информации в законодательстве очень важно установить перечень необходимых источников информации о состоянии окружающей среды.

Анализ судебной практики показывает, что только одного общего определения информации о состоянии окружающей среды недостаточно для обеспечения ее общедоступности. Отсутствие стандартного списка официальных носителей экологически значимой информации приводит к юридическим коллизиям

Одним из средств, обеспечивающих право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, является право на получение информации о факторах, влияющих на здоровье, установленных Принципами законодательства РФ об охране здоровья населения, а также установленное законодательством РФ об охране здоровья граждан.

В соответствии с Основами граждане имеют право на систематическое получение верной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, целесообразных нормах питания, о продукции, работах, их соответствии санитарным нормам и правилам, а также и о других факторах.

Предоставления экологической информации поручена органам государственной власти и органам местного самоуправления. Осуществляется она через средства массовой информации (СМИ) или гражданам по их запросам. Право граждан на экологическую информацию предусмотрено и в других нормативно-правовых актах. В соответствии с названным Федеральным законом граждане имеют право получать согласно законодательства РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.[7]

Согласно ФЗ «О радиационной безопасности населения» граждане и общественные объединения имеют право на

получение экологической информации от организации, которая осуществляет деятельность с использованием ионизирующего излучения, в границах выполняемых ею работ о радиационной ситуации и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.

В соответствии с Конституцией РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица должны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами, касающимися его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.[8] Это право отражено в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[9]: каждый гражданин имеет право получить экологическую информацию о состоянии окружающей среды, а должностные лица, государственные служащие обязаны предоставить возможность ознакомления с документами, затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане имеют право быть уведомленными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных территориях страны, и о мерах необходимой безопасности, которые они должны соблюдать. Из этого следует, что законодательство России довольно широко регламентирует право граждан на экологически значимую информацию.

В состав законодательства об экологической информации входят международно-правовые акты, Конституция РФ, федеральные законы и многие другие нормативно-правовые акты.

Говоря о международном опыте надо отметить, что право на экологическую информацию не было сформулировано в Стокгольмской декларации 1972 г., хотя отдельные позиции, прямо упомянутые, его подразумевали. Однако, Всемирная хартия природы, которая была принята в 1982 г. подтверждает, что все граждане имеют право участия в процессах принятия экологически значимых решений. Значимым международным нормативно-правовым документом на сегодняшний считается Декларация в Рио 1992 г. Она сформулировала принцип свободного доступа личности к информации о состоянии окружающей при-Библиография:

родной среды; Доклад (КзепИш К.ерог1) 1994 г. сформулировал право на актуальную, четкую бесплатную информацию об окружающей природной среде. Более того, аналогичные положения содержатся в Конвенции 1992 г. об изменениях климата и др.

Следует остановиться на малоизвестном документе, который принимался на десятом заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ в декабре 1997 года. Мы называем этот документ Модельный закон «О доступе к экологической информации». Этот документ характерен тем, что здесь есть много полезного и интересного и нового, хотя и немало недостатков. Среди преимуществ данного закона следует назвать то, что в этом документе впервые в СНГ сделана попытка — дать нормативное правовое определение термину «экологическая информация».

В нормах международного права также надо выделить Конвенцию «О доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей природной среды».[10] Россия не подписала это соглашение. Термин «экологическая информация» здесь подробно определен.

Вопрос доступа граждан к экологической информации в любом её виде довольно сложен, так как право на доступ закреплено законодательно, но на практике сейчас не реализуется как бы хотелось.

Ввиду значимости экологической информации и разрозненности нормативных правовых актов, представляется целесообразным принятия федерального закона «Об экологической информации».[11] Такие нормативные акты имеются во многих зарубежных странах

В заключении хочется сказать, что радикально улучшить доступ к экологической информации в РФ, важно не только сосредоточиться на правовых и институциональных структурах, но и, с учетом имеющихся пробелов в законодательстве, разработать точный механизм привлечения к правовой ответственности за нарушение законодательства в сфере предоставления экологической информации. Необходимо также усилить спрос в отчетности государственного органа-исполнителя, активно формировать гражданскую компетенцию, разрабатывать подзаконные акты, провозглашающие «прозрачность» (открытость) информации о состоянии окружающей среды и ее качестве одной из основных ценностей общества и государства

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

«Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)

Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Российская газета — № 237 — 25.12.1993.ст. 29.

Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Российская газета — № 237 — 25.12.1993. ст.42

Фокин А. В. Экологические права и обязанности человека и гражданина (теоретико-правовой аспект). — Дисс. .. .канд. юрид. наук. — Волгоград,2006. - С. 42.

Орхусская конвенция «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся

окружающей среды», принятая 25.06.1998 г.// не ратифицирована в России.

Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Российская газета — № 237 — 25.12.1993. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»от 30.03.1999 N 52-ФЗ (последняя редакция 28.10.2018 г.) Ст.8. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Российская газета — № 237 — 25.12.1993. ч.2 ст24. ФЗ от14.12.95 №197 -ФЗ О внесении изменении и дополнений в закон РФ «Об обжаловании в Суд действий и решении, нарушающих права и свободы граждан» ст. 1

Четвертая конференция министров окружающей среды для Европы Орхус, Дания 23 - 25 июня 1998 года

Зеленова Д.А., Ермаков Д.Н. Право граждан на достоверную экологическую информацию и его гарантии.// Журнал Государство и право. Юридические науки. Москва. 2017 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.