Научная статья на тему 'ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ В ИСЛАМЕ И ВО ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА'

ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ В ИСЛАМЕ И ВО ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
права человека / ислам / жизнь / всеобщая декларация / цели / международные конвенции.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Эль-саид Джабара Муса Муса, Абдулхади Эль-мунги Лейла Ансаф Хусейн, Мамажусупова Тотугул Лутфиллаевна, Досалиева Кайрыгуль Эсембековна, Лутфилла Уулу Салих

В статье обсуждается право человека на жизнь, которое считается основным правом как в исламе, так и во Всеобщей декларации прав человека. В исламе право на жизнь считается священным и необходимым. Подчеркивается, что жизнь является благом от Бога, и никто не имеет права её нарушать или причинять вред. В Коране упоминается важность сохранения жизни, и убийство без пр ава рассматривается как одно из самых тяжких грехов. Ислам также акцентирует защиту жизни и человеческих прав различными способами через шариат и правовые нормы, направленные на обеспечение справедливости, безопасности и мира. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, право на жизнь указано как основное право каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ В ИСЛАМЕ И ВО ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ В ИСЛАМЕ И ВО ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ

ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ЭЛЬ-САИД ДЖАБАРА МУСА МУСА

PhD докторант факультета теологии, Кыргызский Государственный университет им.

И. Арабаева, Бишкек, Кыргызстан

АБДУЛХАДИ ЭЛЬ-МУНГИ ЛЕЙЛА АНСАФ ХУСЕЙН

PhD докторант факультета теологии, Кыргызский Государственный университет им.

И. Арабаева, Бишкек, Кыргызстан

PhD докторант факультета теологии, Кыргызский Государственный университет им.

И. Арабаева, Бишкек, Кыргызстан

ДОСАЛИЕВА КАЙРЫГУЛЬ ЭСЕМБЕКОВНА

PhD докторант факультета теологии, Кыргызский Государственный университет им.

И. Арабаева, Бишкек, Кыргызстан

PhD докторант факультета теологии, Кыргызский Государственный университет им.

И. Арабаева, Бишкек, Кыргызстан

Аннотация. В статье обсуждается право человека на жизнь, которое считается основным правом как в исламе, так и во Всеобщей декларации прав человека. В исламе право на жизнь считается священным и необходимым. Подчеркивается, что жизнь является благом от Бога, и никто не имеет права её нарушать или причинять вред. В Коране упоминается важность сохранения жизни, и убийство без права рассматривается как одно из самых тяжких грехов. Ислам также акцентирует защиту жизни и человеческих прав различными способами через шариат и правовые нормы, направленные на обеспечение справедливости, безопасности и мира. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, право на жизнь указано как основное право каждого человека.

Ключевые слова: права человека, ислам, жизнь, всеобщая декларация, цели, международные конвенции.

Международные договоры уделили большое внимание праву человека на жизнь. Всеобщая декларация прав человека в статье третьей гласит, что: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».

Международный пакт о гражданских и политических правах в статье шестой гласит, что: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни».

Ислам уделил право на жизнь большее внимание, чем международные соглашения, и поставил его выше других прав, поскольку жизнь является основным капиталом живого существа, и на ней основываются все другие права. Без жизни нет ни обязательств, ни самого существования человека. Поэтому посягательство на право на жизнь является одним из самых тяжких преступлений в исламском шариате.

В Коране говорится: «кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (Коран, 5/32).

Таким образом, тот, кто спасает душу, проявив милосердие, предотвратив убийство или

МАМАЖУСУПОВА ТОТУГУЛ ЛУТФИЛЛАЕВНА

ЛУТФИЛЛА УУЛУ САЛИХ

спасая её от гибели, как будто спасает всё человечество. И наоборот, убийство одного человека считается преступлением против всего человечества.

Кроме того, в Коране упоминается, что одним из проявлений коррупции со стороны Фараона было несправедливое и злонамеренное убийство людей: «Фараон возгордился на земле и разделил ее жителей на группы. Одних он ослаблял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Воистину, он был одним из тех, кто распространял нечестие» (Коран, 28/4).

Из-за важности права на жизнь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) указал, что Всевышний Аллах начнёт судить людей в День воскресения именно по вопросам, касающимся права на жизнь.

Передают со слов Абдуллаха бин Мас'уда (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «(В День воскресения) первыми рассудят тех людей, между которыми была кровь». (Аль-Бухари, 6533. Муслим, 1678).

Ислам рассматривает убийство как одно из величайших преступлений, которое по своей тяжести следует сразу после многобожия. Анас ибн Малик передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наибольшие грехи: многобожие, убийство души, непочтение к родителям и ложное свидетельство» (или он сказал: «и лжесвидетельство») (Аль-Бухари,

Также Укба ибн Амир аль-Джухани передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто встретит Аллаха, не придавая Ему сотоварищей и не будучи обагрён в пролитии запретной крови, тот войдёт в рай» (Ибн Маджа, 2618).

Абдуллах ибн Амр передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Гибель всего мира менее значительна для Аллаха, чем убийство одного мусульманина» (Ат -Тирмизи, 1395).

Поэтому сын Адама, который убил своего брата в начале человеческой жизни, несёт на себе грех всякий раз, когда человек убивает другого человека, передают со слов Абдуллаха бин Мас'уда (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Кого бы ни убили несправедливо, на первого сына Адама обязательно ляжет часть (бремени греха за пролитую) кровь, ибо начало убийствам положил он". (Аль-Бухари, 3335. Муслим, 1677).

Мусульманин сохраняет свою веру в полной мере, пока не совершит убийство, передают со слов Ибн Умара (да будет доволен Аллах ими обоими), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Верующий не окажется стеснённым в своей религии до тех пор, пока не прольёт запретную кровь". (Аль-Бухари, 6862).

Также передано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто поднимет на нас оружие, не из нас» (Аль-Бухари, 6874).

Каждый, кто стремился убить другого, понесет наказание убийцы в Судный день, даже если он сам будет убит. Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) передал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если два мусульманина схватятся друг с другом за мечи, то и убийца, и убитый окажутся в аду». Я спросил: «О Посланник Аллаха, это ясно в отношении убийцы, но что насчёт убитого?» Он ответил: «Он также хотел убить своего товарища» (Аль-Бухари, 6875).

Из-за тяжести преступления убийства невинной души Аллах может не простить убийцу, даже если он раскается, Аллах не примет его покаяние. Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любой грех, возможно, будет прощен Аллахом, кроме того, кто умер многобожником или намеренно убил верующего» (Абу

Муавия (да будет доволен им Аллах) передал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любой грех, возможно, будет прощен Аллахом, кроме того, кто убил верующего намеренно или умер неверующим» (Ахмед в Аль-Муснаде, 16907).

Абдуллах ибн Умар сказал: «Поистине, из тех ситуаций, из которых нет выхода для того, кто в них оказался, является пролитие запретной крови без должного на то права» (Аль-

6871).

Дауд, 4270).

Бухари, 6863).

Один человек спросил Абдуллаха ибн Аббаса: «Есть ли для убийцы покаяние?» Ибн Аббас ответил, как будто удивляясь вопросу: «Что ты говоришь?» Он повторил свой вопрос. Ибн Аббас сказал: «Я слышал, как ваш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "К убитому человеку приходит тот, кто держит свою голову в одной руке и тащит своего убийцу другой, из его вен течет кровь, пока он не придет к Трону. Убитый скажет Господу миров: «Этот убил меня». Аллах скажет убийце: «Ты погиб. И его заберут в огонь» (Ат-Табарани в «Аль-Аусат», 4217).

Святость крови и имущества мусульманина является производной от его положения перед Аллахом, которое превосходит святость Каабы. Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передал, что он видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обходил Каабу и говорил: «Как ты прекрасна и как прекрасен твой аромат! Как ты велика и как велика твоя святость! Клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада, святость верующего выше перед Аллахом, чем твоя святость: его имущества, его крови, и чтобы о нем думали только хорошо» (Ибн Маджа, 3932).

Абдуллах ибн Аббас сказал: «Во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был убит человек, но не было известно, кто его убил. Тогда Пророк собрал людей и сказал: "О люди! Неужели убивают человека, и я нахожусь среди вас, и неизвестно, кто его убил?! Если бы жители небес и земли собрались для убийства мусульманина, Аллах наказал бы их без счёта и меры» (Ат-Табарани в «Аль-Кабир», 12681).

Ислам не ограничивается только запретом убийства; он идет дальше, не позволяя человеку даже желать смерти или молить о ней. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Пусть никто из вас ни в коем случае не желает себе смерти из-за постигшего его несчастья, а если уж это станет для (человека) неизбежным, пусть скажет: «О Аллах, сохраняй мне жизнь до тех пор, пока жизнь будет для меня лучше, и дай мне умереть, если смерть будет для меня лучше!» (Аль-Бухари, 5671. Муслим, 2680).

Право на жизнь - одна из целей исламского шариата:

Право человека на жизнь является одним из пяти всеобъемлющих принципов (целей шариата), которые предписывают защищать все божественные законы, и в первую очередь -исламский шариат.

Ислам сделал право на жизнь одной из важнейших своих целей, вокруг которых строятся все его предписания. Ислам определил это право, как вторую цель после сохранения религии, и все остальные основные цели исходят из этой, так как они могут быть достигнуты только при наличии человеческой жизни. Поэтому человеческая жизнь предписывается как обязанность, а не как выбор или рекомендация.

«Сохранение жизни подразумевает защиту права на достойную жизнь. Это означает защиту от любого посягательства на жизнь, как убийство, нанесение увечий или ран. Сохранение жизни также включает защиту человеческого достоинства, предотвращение клеветы, оскорблений и всего, что касается человеческого достоинства, а также предотвращение необоснованного ограничения активности человека. Ислам защищает свободу труда, свободу мысли и мнения, свободу проживания и другие свободы, которые являются неотъемлемыми элементами достойной и свободной человеческой жизни, осуществляющей свою деятельность в рамках добродетельного общества без посягательств на кого-либо». [1, с. 367]

Исламский шариат гарантирует право человека на жизнь с двух сторон:

Со стороны существования: Шариат обеспечивает все, что необходимо для поддержания жизни, включая жилье, еду, одежду и другие основные или дополнительные потребности, а также улучшения. Ислам разрешает мусульманину наслаждаться благами жизни.

Со стороны небытия: Ислам призывает сохранять жизни, защищая их от потерь и предотвращая возможные угрозы.

Поэтому ислам разрешает мусульманину употреблять запретные вещи в случае крайней необходимости для сохранения права на жизнь. Ведь религия может быть соблюдена только после того, как человек будет уверен в своей жизни и здоровье, а также обеспечит себя необходимыми одеждой, жильем и питанием. [2, с. 292].

Аллах говорит: «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный» (Коран, 2/173); «Скажи: «Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха». Если же кто-либо вынужден пойти на это, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах - Прощающий, Милосердный» (Коран, 6/145); «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи, а также то, что не заколото во имя Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть запретное, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах - Прощающий, Милосердный» (Коран, 16/115).

Ислам и право на жизнь для не мусульман:

Ислам защищает право на жизнь не только для мусульман, но и для всех людей, независимо от их религии, цвета кожи или национальности.

Среди хадисов Пророк (мир ему и благословение Аллаха) о запрете посягательства на жизнь не мусульманина есть такой: «Кто убьет заключившего договор, тот не почувствует запаха рая» (Аль-Бухари, 3166).

Если мусульманин убьет не мусульманина, ислам предписывает казнить убийцу-мусульманина, так как право на жизнь одинаково для всех людей. Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Вам предписано возмездие за убитых: свободный - за свободного, раб - за раба, женщина - за женщину. Если же убийца прощен своим братом, то следует поступить по справедливости и уплатить ему выкуп надлежащим образом. Таково облегчение от вашего Господа и милость. А кто преступит границы дозволенного после этого, того постигнут мучительные страдания. Возмездие спасает вам жизнь, о обладатели разума! Быть может, вы будете богобоязненны» (Коран, 2/178-179); «Мы предписали им в ней: душа - за душу» (Коран, 5/45). Коран не делает различий между жизнями.

«Значение жизни, достигаемое через казнь мусульманина за убийство не мусульманина, даже больше, чем в случае казни мусульманина за убийство другого мусульманина, потому что религиозная вражда может подталкивать к убийству, особенно в состоянии гнева. Поэтому казнь убийцы необходима для обеспечения справедливости. В этом предписании возмездия есть более глубокий смысл сохранения жизни». [3, с. 237].

Чтобы защитить право на жизнь не мусульман, ислам запрещает уничтожать посевы и губить скот - даже во время боевых действий - чтобы сохранить средства к существованию людей.

Проявления заботы об охране права на жизнь человека в исламе:

Во всех учениях ислама, будь то в вероубеждении, поклонении, нравственности или взаимоотношениях, ясно прослеживается стремление ислама защищать право человека на жизнь.

1. Запрет на ношение оружия в местах скопления людей или угроза оружием другим людям, даже в шутку: потому что это может привести к причинению вреда другим, Пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Пусть никто из вас не направляет оружие на своего брата, ибо, поистине, не знает он, что шайтан может направить его руку, и окажется он в огненной яме!» (Аль-Бухари, 7072. Муслим, 2617).

Если человек вынужден носить оружие, он должен убедиться, что оно безопасно и не причинит вреда другим, передают со слов Абу Мусы, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-нибудь из вас пойдёт на собрание или на рынок со стрелами в руке, пусть держится за их острия, пусть держится за их острия, пусть держится за

их острия» (Муслим, 2615). От Джабира: Мужчина прошёл в мечети с копьями, которые он выставил. «Ему было приказано только держась за их острия, чтобы не поранить мусульман. (Аль-Бухари, 7074. Муслим, 2614) Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не относится к нам тот, кто поднял на нас оружие» (Аль-Бухари, 6878).

2. Запрет на продажу оружия во время смуты: Когда в обществе отсутствует безопасность или возникает смута, ислам запрещает продажу оружия в таких случаях, чтобы сохранить жизни людей.

Кто из нас не знает, насколько опасно наличие оружия у людей и какие беспорядки это вызывает в обществах, где разрешено ношение оружия. Именно поэтому многие мыслители предупреждали о легкости, с которой люди могут получить оружие. Например, британский историк Эрик Хобсбаум (ум. в 2012 г.) считает, что причина распространения насилия - это «небывалое обилие смертоносного оружия, которое может использовать любой человек и которое стало доступным для отдельных людей и групп по низким ценам». [4, с. 119].

Американец Дэниел Гоулман говорит: Мне на глаза попалось несколько тревожных газетных статей. В одной объявлялось, что огнестрельное оружие стало главной причиной смертности в Америке, потеснив автокатастрофы. Вторая сообщала, что в 1993 году количество тяжких убийств возросло на 3%. Особенно встревожил сделанный во второй статье прогноз криминолога о том, что мы переживаем временное затишье перед «взрывом преступности», ожидаемым в ближайшие десятилетия. Аргументы, которые он привел, сводятся к устойчивому к росту количества тяжких убийств, совершаемых 14-15-летними подростками, а эта возрастная группа представляет пик мини- бума рождаемости. Вскоре она перейдет в возрастную категорию от 18 до 24 лет, то есть достигнет возраста, на который приходится максимум преступлений. На горизонте уже появились предвестники: в третьей статье говорилось, что за четыре года - между 1988 и 1992 годами, по данным Министерства юстиции, произошел скачок числа несовершеннолетних, осужденных за убийство, нападения при отягчающих обстоятельствах, разбой и изнасилование, на 68%. Только количество нападений при отягчающих обстоятельствах возросло на 80%.

Эти подростки принадлежат к первому поколению, вооруженному не просто огнестрельным, а легкодоступным автоматическим оружием. Точно так же поколение их родителей первым получило широкий доступ к наркотикам. Ношение подростками огнестрельного оружия означает, что разногласия, которые в прежние времена решались бы в кулачной драке, теперь могут легко привести к перестрелке. А как подчеркнул еще один эксперт, нынешние подростки «просто не умеют избегать ссор».

Одна из причин, почему они настолько плохо владеют этим базовым жизненным навыком, заключается в том, что мы как общество не удосужились позаботиться о том, чтобы обучить каждого ребенка умению справляться с гневом и конструктивно разрешать конфликты. Одновременно мы не дали себе труда научить их проявлять сочувствие и самоконтроль. [5, с. 473-474].

3. Запрет на самоубийство: Так же как ислам запрещает человеку убивать другого, он запрещает ему убивать самого себя. Аллах Всевышний говорит: «Не убивайте самих себя»

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто (намеренно) бросится с горы и погубит себя, будет всё время лететь вниз в ад, куда он будет помещён навечно, и тот, кто (намеренно) выпьет яд и погубит себя, будет держать в руке этот яд и всё время пить его в аду, куда он будет помещён на вечно, и тот, кто убьёт себя железом, будет держать это железо в руке, поражая им себя в живот в аду, куда он будет помещён на вечно» (Аль-Бухари, 5778. Муслим, 109).

Передают со слов Джундаба бин Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, сказал: «Был среди живших до вас один человек, который получил ранение и (будучи не в силах) терпеть (боль,) взял нож и отрезал себе руку, после чего истёк кровью и умер. Аллах Всевышний сказал: «Раб Мой опередил Меня (лишив) себя (жизни, и за это) Я сделал

(Коран, 4/29).

рай запретным для него!» (Аль-Бухари, 3463. Муслим, 113).

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто задушит сам себя, будет (продолжать) душить себя и в огне, а тот, кто заколет сам себя, будет (продолжать) делать это и в огне» (Аль-Бухари, 1365). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «А если кто-нибудь лишит себя жизни с помощью куска железа, то его будут мучить этим в пламени ада» (Аль-Бухари, 1363. Муслим, 110). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лишившего себя жизни каким-либо предметом в этом мире в День воскресения будут подвергать мучениям с помощью этого же предмета» (Аль-Бухари, 6047. Муслим, 110). Также сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал погребальную молитву за того, кто покончил с собой. (Муслим, 978).

Основываясь на предыдущих доказательствах, запрещающих человеку убивать себя, ученик имама Абу Ханифы, Абу Юсуф, полагал, что за того, кто покончил с собой, не следует совершать погребальную молитву. Некоторые ученые также считают, что грех человека, покончившего с собой, более велик, чем грех человека, убившего другого. [6, с. 350].

4. Эвтаназия: Под этим термином понимается облегчение смерти человека, безнадежного на выздоровление, по его настоятельной просьбе, обращенной к лечащему врачу. Иногда к этому прибегают пожилые люди. Несмотря на то, что мотивом является сострадание к больному или престарелому, ислам запрещает такое действие и рассматривает его как самоубийство со стороны больного или престарелого, а также считает врача, совершившего это, соучастником преступления. «Разрешение на убийство не делает действие дозволенным, поскольку неприкосновенность жизни может быть нарушена только на основании того, что предписано шариатом, а разрешение на убийство к этому не относится. Поэтому разрешение не имеет юридической силы и не влияет на деяние. Оно остается запрещенным и караемым, засматриваясь как умышленное убийство, хотя ученые расходятся во мнении относительно наказания, которое должно быть наложено на виновного». [7, с. 441].

5. Убийство детей: будь то из-за страха бедности или из-за страха позора, как это делали некоторые арабы с девочками до ислама. Аллах Всевышний говорит: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей - тяжкий грех» (Коран, 17/31); «когда зарытую живьем спросят за какой грех ее убили?» (Коран, 81/8-9). Когда человек спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): Какой грех самый великий перед Аллахом? Он сказал: «Приписывать Аллаху равного, в то время как Он создал тебя», Человек спросил: а что потом? Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Убить своего ребенка из страха, что он будет есть с тобой» (Аль Бухари, 6861).

6. Запрет на всё, что приводит к уничтожению человеческого рода: 9 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла (Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него), в статье второй которой говорилось: в настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Исламские тексты много раз упоминают запрет на геноцид, и некоторые из них были

приведены. Ислам предшествовал Организации Объединённых Наций в осуждении геноцида. Поскольку отказываться от брака и оскоплять приводят к уничтожению человеческого рода, ислам запретил их, даже если цель заключается в посвящении себя поклонению Аллаху Всевышнему.

7. Аборт плода: Ислам охраняет право на жизнь человека еще до его рождения. Учёные ислама единогласно запрещают аборт после того, как в плод была вложена душа.

Однако до этого момента мнения ученых расходятся: некоторые считают аборт запрещенным, другие считают его нежелательным, третьи допускают его по уважительной причине, а некоторые считают его допустимым независимо от наличия уважительной причины.

1. Мухаммад Абу Захра, «Основы фикха», Дар Аль-Фикр Аль-Араби, Египет, С. 367.

2. Аль-Газали, «Аль-Иктисад фи аль-Иктикад», Дар аль-Кутуб аль-Ильмия, Бейрут, Ливан, 1-е издание, 2004 г. С. 292.

3. Аль-Касани, «Бадаи ас-Санаи фи Тартиб аш-Шараи», Дар аль-Кутуб аль-Ильмия, Бейрут, Ливан, 2-е издание. 1986 г. т. 7. С. 237.

4. Эрик Хобсбаум, «Глобализация, демократия и терроризм», перевод на арабский: Акрам Хамдан и Нузхат Тайиб, Аль-Дар аль-Арабия лильулюм наширун, Бейрут, Ливан, 1 -е издание. 2009 г. С. 119.

5. Дэниел Гоулман, «Эмоциональный интеллект», Перевод с английского Антонины Исаевой, 11 -е издание, переработанное и дополненное, Москва, «Манн, Иванов и Фербер», 2021 г. С. 473-474.

6. Ибн Наджейм аль-Мисри аль-Ханафи, «Аль-Бахр ар-Раик шарх Канз ад-Дакаик», Дар аль-Кутуб аль-Ильмия, Бейрут, Ливан, 1-е издание. 1997 г. т. 2. С. 350.

7. Абд аль-Кадир Ауда, «Исламское уголовное законодательство в сравнении с позитивным правом», Дар аль-Китаб аль-Араби, Бейрут, Ливан, т. 1. С. 441.

8. Кулиев Э. Смысловой перевод Священного Корана на русский язык. 1423 х. С.822.

ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.