Научная статья на тему 'ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
221
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аливердиева Муслимат Айдабековна

Рассматриваются понятие, содержание и сущность конституционного права человека на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации. Признается большая значимость международного регулирования, а международные стандарты представляются нормативным минимумом, который должны обеспечить государства. Благоприятная окружающая среда обеспечивается тремя аспектами: состоянием естественных экологических систем, состоянием природных и природно-антропогенных факторов. Вопросы состояния окружающей среды в последнее время набирают все большую популярность и, к сожалению, их возникновение в общественности связано с постепенным ухудшением экологической обстановки. На территории государств появляются новые производства, создается все больше условий для удовлетворения запросов потребителей, а вместе с тем, только некоторые государства становятся ориентированным на сохранение благоприятной окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аливердиева Муслимат Айдабековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RIGHT TO A FAVORABLE ENVIRONMENT: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT

The concept, content and essence of the constitutional human right to a favorable environment in the Russian F ederation are considered. The great importance of international regulation is recognized, and international standards are presented as a regulatory minimum that States must provide. A favorable environment is provided by three aspects: the state of natural ecological systems, the state of natural and natural-anthropogenic factors. Environmental issues have been gaining more and more popularity lately and, unfortunately, their appearance in the public is associated with a gradual deterioration of the environmental situation. New industries are emerging on the territory of states, more and more conditions are being created to meet the needs of consumers, and at the same time, only some states are becoming focused on preserving a favorable environment.

Текст научной работы на тему «ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342.7

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-12-15 NIION: 2003-0059-5/22-407 MOSURED: 77/27-003-2022-05-606

Право человека на благоприятную окружающую среду: теоретико-правовой аспект

Муслимат Айдабековна Аливердиева

Юридический институт Дагестанского государственного университета, Махачкала, Республика Дагестан,

mail@law-books.ru

Аннотация. Рассматриваются понятие, содержание и сущность конституционного права человека на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации. Признается большая значимость международного регулирования, а международные стандарты представляются нормативным минимумом, который должны обеспечить государства. Благоприятная окружающая среда обеспечивается тремя аспектами: состоянием естественных экологических систем, состоянием природных и природно-антропогенных факторов. Вопросы состояния окружающей среды в последнее время набирают все большую популярность и, к сожалению, их возникновение в общественности связано с постепенным ухудшением экологической обстановки. На территории государств появляются новые производства, создается все больше условий для удовлетворения запросов потребителей, а вместе с тем, только некоторые государства становятся ориентированным на сохранение благоприятной окружающей среды.

Ключевые слова: право на благоприятную окружающую среду, международное сотрудничество, международные стандарты, национальное законодательство, экологический аудит

Для цитирования: Аливердиева М. А. Право человека на благоприятную окружающую среду: теоретико-правовой аспект // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 12-15. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-12-15.

Original article

Human right to a favorable environment: theoretical and legal aspect

Muslimat A. Aliverdieva

Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, mail@law-books.ru

Abstract. The concept, content and essence of the constitutional human right to a favorable environment in the Russian Federation are considered. The great importance of international regulation is recognized, and international standards are presented as a regulatory minimum that States must provide. A favorable environment is provided by three aspects: the state of natural ecological systems, the state of natural and natural-anthropogenic factors. Environmental issues have been gaining more and more popularity lately and, unfortunately, their appearance in the public is associated with a gradual deterioration of the environmental situation. New industries are emerging on the territory of states, more and more conditions are being created to meet the needs of consumers, and at the same time, only some states are becoming focused on preserving a favorable environment.

Keywords: the right to a favorable environment, international cooperation, international standards, national legislation, environmental audit

For citation: Aliverdieva M. A. Human right to a favorable environment: theoretical and legal aspect. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(5):12-15. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-12-15.

Конституция Российской Федерации декларирует естественное и неотъемлемое право каждого гражданина Российской Федерации, неразрывно связанное с такими фундаментальными правами как право на жизнь и на охрану здоровья, — право на благоприятную окружающую среду, на получение достоверной информации о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу при нарушении права на благоприятную окружающую среду [1]. Вопросы охраны окружаю© Аливердиева М. А., 2022

щей среды относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем нормативное правовое регулирование данной сферы возможно и на уровне отдельного субъекта Российской Федерации.

Реализация права человека на благоприятную окружающую среду не только создает необходимые условия для осуществления остальных прав человека, но и определяет показатели качества жизни гражданина, которые характеризуют государство.

JURISPRUDENCE

Тем не менее, право на благоприятную окружающую среду не может быть реализовано изолированно на территории конкретного государства, в том числе, ввиду независимости природы и поведения природных объектов от государственных границ. Уничтожая природный объект, находящийся в поднадзорности одного государства, можно уничтожить флору и фауну целой местности, что впоследствии приведет к нарушению права на благоприятную окружающую среду граждан сразу целого ряда государств, а нарушение этого права — к глобальным экологическим проблемам. Поэтому признается большая значимость международного регулирования, а международные стандарты представляются нормативным минимумом, который должны обеспечить государства.

Благоприятная окружающая среда обеспечивается тремя аспектами: состоянием естественных экологических систем, состоянием природных и при-родно-антропогенных факторов. Отсюда можно сделать вывод о том, что благоприятная окружающая среда — это широкое понятие, которое включает в себя не только состояние почвы, воздуха и т. д., но и состояние того, что было создано человеком, в том числе городской среды. Поэтому защита окружающей среды со стороны органов власти не ограничивается борьбой с загрязнением воздуха или воды. Конституционный Суд РФ в одном из своих решений определил, что регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания для обеспечения благоприятных условий проживания населения [2].

Второе конституционное экологическое право — право гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Данное право в настоящий век информационных технологий имеет принципиальное значение для существования права на благоприятную окружающую среду в целом, в том числе, посредством своего влияния как на правоприменение, так и на проведение единой государственной экологической политики. Реализация конституционного права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды обеспечивается путем его установления в различных сферах, что отражается в федеральных законах, имеющих прямое отношения к состоянию окружающей среды.

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [3] к одному из прав граж-

дан в области охраны окружающей среды относится право обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления для получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в месте своего проживания, о тех мерах, которые предпринимаются для поддержания и охраны благоприятной окружающей среды.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [4] гражданам предоставляется аналогичное право: получать в органах государственной власти информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, о качестве и безопасности пищевых продуктов, товаров для бытовых и личных нужд, товаров производственно-технического назначения, о потенциальной опасности для здоровья человека деятельности организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги.

Третьей составляющей комплекса конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, является право на возмещение вреда жизни и здоровью, в случае если такой вред причинен в результате загрязнения окружающей среды. При возмещении вреда в данном случае действует общее правило Гражданского кодекса (ст. 15 ГК РФ [5] и ст. 1064 [6]): для доказывания необходимо установить наличие вреда, противоправность поведения лица, причинно-следственную связь между вредным последствием и действиями лиц, причинивших вред, форму вины.

Анализ основных положений конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду позволяет сделать вывод о большой роли государства в лице органов власти по обеспечению защиты данного права и возможности его полноценной реализации, поэтому представляется актуальным подробно рассмотреть вопрос о деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по защите права граждан на благоприятную окружающую среду и эффективности такой деятельности в настоящее время. В контексте стандарта организации деятельности Счетной палаты Российской Федерации [7] под правоохранительными органами понимаются следующие: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

следствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба судебных приставов, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации и Следственный комитет Российской Федерации.

Организацией Объединенных Наций в сфере охраны окружающей среды до настоящего периода выпущены три Декларации и 50 Конвенций и Соглашений, в том числе: Рио-де-Жанейрская декларация 1992 г., Всемирная хартия природы 1982 г., Стокгольмская декларация 1972 г. В данных актах, в том числе, содержатся международные стандарты, обеспечивающие реализацию права на благоприятную окружающую среду.

На основе анализа международных стандартов и национального законодательства нескольких стран было выявлено несколько пробелов в нормативном правовом регулировании обеспечения права на окружающую среду и предложены пути их решения.

I. В международном сообществе нет единого мнения о понятии благоприятной окружающей среды, а, следовательно, и о содержании права на благоприятную окружающую среду. Например, авторы Стокгольмской декларации выражают данное право косвенно, через право на благоприятные условия жизни, авторы Конституции РФ — через обеспечение функционирования трех факторов: природных, естественных экологических и природно-ант-ропогенных, что включает в свой состав, в том числе, обеспечение комфортной среды обитания для благоприятных условий проживания, а авторы Конституции Бельгии — как право на здоровую окружающую среду.

Автору статьи также представляется затруднительным создание единого унифицированного определения понятия «благоприятная окружающая среда», которое могло бы быть универсально применимо в государствах с различным уровнем социального развития, различным политическим режимом и государственным устройством. Как показывает международный опыт, научная дискуссия по выработке единого универсального определения благоприятной окружающей среды продолжается.

II. В целях проверки исполнения юридическими лицами законодательства в сфере охраны окружающей среды специальными организациями прово-

дится независимая оценка соблюдения государственных норм и требований международных стандартов в области охраны окружающей среды — экологический аудит.

Однако в Российской Федерации Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» регламентирует только те общественные отношения, которые связаны с порядком проведения проверок финансовой деятельности юридического лица. Применение его норм к процедуре экологических проверок представляется не вполне приемлемым, так как, помимо финансовых показателей, для экологического аудита необходима оценка и производственных процессов.

Для ликвидации данного нормативного правового пробела представляется целесообразным внести изменения в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», разделив его положения на базовую часть, регулирующую общий порядок аудиторской деятельности, и специальные части, устанавливающие особенности финансового и экологического аудита, а также дополнить данный закон имеющимся в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 1) понятием «экологического аудита».

Кроме того, предлагается законодательно регламентировать перечень видов деятельности, при которых проведение экологического аудита является обязательным. А для лиц, чья деятельность не войдет в перечень, установить стимулирующие меры в виде льгот при добровольном проведении экологического аудита.

Подводя итог, следует акцентировать внимание на актуальной потребности развития как международных стандартов в области охраны окружающей среды, так и национального законодательства, ввиду их тесной взаимосвязи между собой при обеспечении функционирования механизма защиты права на благоприятную окружающую среду граждан.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // URL://http://www.pravo. gov.ru.

2. Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 г. № 931-О-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. № 2.

JURISPRUDENCE

3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. 2002. 12 янв.

4. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Российская газета. 1999. 6 апр.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. 8 дек.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. II) // Российская газета. 1996. 10 февр.

7. СОД 17. Проведение Счетной палатой Российской Федерации контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации. Стандарт организации деятельности // СПС «Консультант-Плюс».

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with

amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // URL://http://www.pravo.gov.ru.

2. Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 931-O-O dated July 15, 2010 // Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation. 2011. № 2.

3. Federal Law No. 7-FZ of January 10, 2002 «On Environmental Protection» // Rossiyskaya Gazeta. 2002. January 12.

4. Federal Law No. 52-FZ of March 30, 1999 «On sanitary and epidemiological welfare of the population» // Rossiyskaya Gazeta. 1999. 6 Apr.

5. Civil Code of the Russian Federation (Part I) No. 51-FZ of November 30, 1994 // Rossiyskaya Gazeta. 1994. 8 Dec.

6. The Civil Code of the Russian Federation (Part II) // Rossiyskaya Gazeta. 1996. February 10.

7. SOT 17. The Audit Chamber of the Russian Federation conducts control measures with the participation of law enforcement and other state bodies of the Russian Federation. The standard of organization of activity // SPS «ConsultantPlus».

Информация об авторе

М. А. Аливердиева — старший преподаватель кафедры гражданского процесса Юридического института Дагестанского государственного университета.

Information about the author

M. A. Aliverdieva — Senior Lecturer of the Department of Civil Procedure of the Law Institute of Dagestan State University.

Статья поступила в редакцию 12.05.2022; одобрена после рецензирования 11.07.2022; принята к публикации 30.08.2022.

The article was submitted 12.05.2022; approved after reviewing 11.07.2022; accepted for publication 30.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.