Научная статья на тему 'ПРАВИЛА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ'

ПРАВИЛА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
341
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / РАЗГОВОР / ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ / РЕЧЬ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ / СОБЕСЕДНИК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Артамонова И.В.

В статье рассмотрена практическая психология общения и ее значимость в современном обществе. Проведен анализ источников, на основе которого даны правила практической психологии общения, при применении которых можно добиться конструктивного разговора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВИЛА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 159.9

И.В. Артамонова

ПРАВИЛА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

В статье рассмотрена практическая психология общения и ее значимость в современном обществе. Проведен анализ источников, на основе которого даны правила практической психологии общения, при применении которых можно добиться конструктивного разговора.

Ключевые слова: общение, разговор, правила общения, речь, практическая психология, психология общения, собеседник.

Жизнь человека определяет общение. «Искусство общаться с людьми покоится, по сути дела, на ловком умении (предполагающем долгую подготовку) воспринимать и принимать еду, к кухне которой не питаешь никакого доверия» (Фридрих Ницше).

Практическая психология общения имеется в любом разговоре. Каждое вами сказанное слово, интонация, жест, мимика лица и другие элементы речи воздействую на собеседника. Такое воздействие и является практической психологией общения.

Изучением данной темы занимались различные авторы: Пашкова А.В. [1], Ильин Е.П. [2], Бороздина, Г.В. [3] и др.

Психология общения исследует процесс взаимодействия людей между собой, учит налаживать отношения с окружающими и избегать конфликтных ситуаций.

Любой разговор содержит цель, которую преследует каждый из участников общения. В любом диалоге происходит обоюдное влияние сторон друг на друга, при этом такое воздействие на собеседника может быть как контролируемым, так и безконтрастным. Практическая психология общения существует объективно, вне зависимости от того, осознаем ли мы этот факт или нет.

Основной формой общения между людьми является речь [4]. Речь является неотъемлемой частью повседневной жизни человека. В течение дня человек общается с большим количеством людей; эта цифра

© Артамонова И.В., 2018.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 12-4(87)

может достигать нескольких десятков человек. При этом каждый разговор так или иначе влияет на человека: на его настроение, на его самочувствие, на его работоспособность и т.д.

Слова человека в любом случае наносят отпечаток на собеседнике, поэтому крайне важно знать правила практической психологии общения и успешно применять их в своей повседневной жизни [5].

Первое правило заключается в том, что вы должны говорить не так, как удобно вам, а так, чтобы было удобно воспринимать слушателю.

Мною был проведен эксперимент I.

В диалоге №1 с коллегами моя речь не была выразительна и доходчива, голос был тихий, интонаций и жестов почти не было. В результате, мои коллеги не поняли суть моего монотонного повествования, и мой рассказ не был выслушан до конца. Таким образом, влияние моей речи на слушателей было минимальным.

В диалоге №2 с коллегами моя речь была выразительной, четкой, доходчивой, с интонационной и эмоциональной окраской. В результате, мои коллеги ловили каждое мое слово, выслушали мой рассказ до конца и задавали интересующие вопросы. Таким образом, моя речь положительно повлияла на моих слушателей.

Второе правило практической психологии общения заключается в том, что человек должен подстраиваться под собеседника, чтобы оказать большее влияние.

Я не раз была свидетелем диалогов, в которых один человек подстраивался под другого и вел конструктивную беседу [6]. Однако, я не раз также была свидетелем диалогов, когда ни один из участников в процессе общения не пытался подстроиться под своего собеседника, а напротив всячески пытались подавить собеседника путем высказывания возражений и проявления агрессивности. Понаблюдав за подобными диалогами я провела свой эксперимент.

Эксперимент II.

В диалоге №3 моим собеседником бы недовольный клиент, который кричал, возмущался, считал правильной только свою точку зрения. Клиент говорил без остановок, не желая слушать мои ответы на его недовольства, поэтому я решила говорить одновременно с ним. Моя речь была такой же громкой, не аргументированной и агрессивной. В результате, диалог был неконструктивным, и проблема не была разрешена.

В диалоге №4 моим собеседником был снова недовольный клиент, который отстаивал свои права, говорил на очень повышенных тонах, жаловался и возмущался, поэтому я решила сначала привлечь его внимание, чтобы мои слова были услышаны. В процессе его непрерывного рассказа, я обращала его внимание на вещи, не имеющие отношение к сути разговора (показала птичку за окном, поинтересовалась о его здоровье и т.д.), что привело к внезапному молчанию клиента, и теперь я смогла вставить свое слово. Моя речь была спокойной, рассудительной, я показала клиенту ситуацию с другой стороны и вместе с ним пыталась найти решение. В результате, клиент тоже перестал кричать и заговорил спокойно. Таким образом, проблема была решена по обоюдному согласию, мое влияние на собеседника оказалось положительным в этом случае.

Третье правило практической психологии общения: нельзя собеседнику говорить слово «нет». В диалоге слово «нет» звучит слишком категорично. Услышав в разговоре «нет» человек часто обижается, его это оскорбляет, так как человек, произнося вслух свои мысли, всегда надеется на поддержку и одобрение со стороны своего собеседника, поэтому в диалоге нужно уметь говорить «нет» завуалировано.

Эксперимент III.

В диалог №5 мой собеседник рассказывал мне про свою идею создания собственного бизнеса. Перед началом разговора, он отметил, что ни с кем еще не делился этими мыслями. В процессе своего повествования он ярко описывал свой проект, рассказывая о всех деталях, а также представил мне подробный бизнес план, но я отнеслась скептически ко всему его плану. Закончив свой рассказ, он спросил: «Ну что скажешь? Понравился?» Я, как человек, всегда говорящий, что думаю, сказала: «Нет, план не сработает!» Мой собеседник был крайне удивлен, услышав это, ведь он надеялся на ответ «да». Потом я стала приводить аргументы, почему по моему мнению план не сработает, но мой собеседник уже не слышал меня и не хотел слушать. В результате, все мои дальнейшие слова после слова «нет» не оказали никакого влияния на моего собеседника. Таким образом, моя речь никак не повлияла на него, а значит, наш разговор не был конструктивным.

В диалоге №6 мой собеседник рассказывал мне идею об открытии своего небольшого дела (открытие кофейни). В процессе своего повествования он во всех подробностях рассказал о том, какие сорта кофе и где он будет закупать, поведал мне о его личных рецептах кофейных напитков, а также представил мне готовое меню своей будущей кофейни. На этот раз я полностью поддержала инициативу своего собеседника, и на его вопрос: «Ну что скажешь?» - я ответила: «Эта замечательная идея, но...». А дальше я корректно рассказала ему о возможных рисках и о «подводных камнях», которые он не учел. В результате,

мой собеседник выслушал меня очень внимательно и согласился, что его идея требует доработки. Таким образом, моя речь положительно повлияла на моего собеседника, и наш разговор был весьма конструктивным.

Итак, это были некоторые правила практической психологии общения. Именно практической, поэтому, если вы не обращали на них внимание до сих пор, берите их на вооружение и используйте прямо сегодня.

Таким образом, если мы осознаем и используем практическую психологию общения, то контролируем диалог, а если игнорируем ее, то полностью находимся в ее власти и становимся заложниками обстоятельств разговора.

Библиографический список

1.Пашкова А.В. Практикум по психологии общения: Упражнения и задачи. - М., 2008. 20 с.

2.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2013. — 576 с.

3.Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для СПО / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормно-ва ; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 463 с.

4.Пашкова А.В. Практикум по психологии общения: Упражнения и задачи. - М., 2008. Стр. 1.

5.Кирсанов Ф. Ораторское искусство и мастерство общения. - 2018. [Электронный ресурс].URL: http: //www. orator.ru/rass13. html

6.Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для СПО / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормно-ва ; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — Стр. 130.

АРТАМОНОВА ИННА ВЛАДИМИРОВНА - магистрант, Российский новый университет (г. Москва), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.