Научная статья на тему 'ПРАВИЛА И ПОСЛЕДСТВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ'

ПРАВИЛА И ПОСЛЕДСТВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ / ОПЕРАЦИИ С ЦИФРОВЫМ РУБЛЕМ / ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дробышевский Сергей Михайлович, Синельникова-мурылева Елена Владимировна

Вступивший в силу закон о цифровом рубле по сути означает появление в России новой формы денег. Речь идет о цифровом рубле Центрального банка, предназначенном для массового использования населением и бизнесом. В этой связи важно оценить особенности, преимущества и одновременно ограничения использования цифрового рубля, как и его последствия для банковской сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RULES AND CONSEQUENCES OF THE DIGITAL RUBLE ADOPTION

The digital ruble law, which is coming into force, essentially means the emergence of a new form of money in Russia. This is the Central Bank’s digital ruble, intended for mass use by households and businesses. In this regard, it is important to assess the features, advantages and, at the same time, limitations of using the digital ruble, as well as the implications for the banking sector.

Текст научной работы на тему «ПРАВИЛА И ПОСЛЕДСТВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ»

Цифровая экономика

ПРАВИЛА И ПОСЛЕДСТВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ

С. М. ДРОБЫШЕВСКИЙ

Е. В. СИНЕЛЬНИКОВА-МУРЫЛЕВА

Вступивший в силу закон о цифровом рубле по сути означает появление в России новой формы денег. Речь идет о цифровом рубле Центрального банка, предназначенном для массового использования населением и бизнесом. В этой связи важно оценить особенности, преимущества и одновременно ограничения использования цифрового рубля, как и его последствия для банковской сферы.

Ключевые слова: цифровой рубль, операции с цифровым рублем, преимущества и недостатки использования цифрового рубля. JEL Е42, Е58, в20.

Цифровой рубль представляет собой цифровую валюту центрального банка (ЦВЦБ), являясь обязательством монетарных властей в безналичной форме, точнее в форме цифрового кода, и входит в состав денежной базы наряду с наличными и резервами коммерческих банков. Цифровой рубль относится к так называемым розничным ЦВЦБ, т.е. цифровым валютам, разработанным для массового пользования населением и бизнесом, в отличие от оптовых ЦВЦБ, которые предназначены для совершения крупных платежей банками и другими финансовыми посредниками. Таким образом, цифровой рубль можно считать цифровыми наличными, поскольку ЦВЦБ сочетают в себе удобство электронных денег и надежность банкнот с точки зрения отсутствия риска дефолта их эмитента.

Результаты последнего опроса центральных банков, проведенного Банком международных расчетов (БМР) в 2022 г., опубликованные в июле 2023 г. [5], говорят о том, что на текущий момент был осуществлен запуск пяти пол-

ноценных проектов розничных ЦВЦБ: Sand dollar на Багамах [8], Dcash в Восточно-карибском экономическом и валютном союзе1, e-Naira в Нигерии [4] и JAM-DEX на Ямайке2. К значимым пилотным проектам в мировой практике также можно отнести e-CNY в Китае [7], Digital Rupee в Индии [2] и E-cedi в Гане [3]. Отдельное место занимает e-Peso Уругвая [6] - успешный проект как по оценкам монетарных властей, так и по оценкам МВФ3, однако завершенный после пилотного запуска: власти Уругвая посчитали, что в стране по состоянию на 2018 г. не было спроса со стороны населения на новую форму осуществления расчетов.

Между тем после пандемии COVID-19 в мире выросла потребность в максимально надежном способе осуществления расчетов электронным способом. Экономический шок 2022 г. и санкционное давление, оказываемое на российские банки и граждан в части осуществления платежей и расчетов, вновь продемонстрировали значимость диверсифика-

Дробышевский Сергей Михайлович, директор по научной работе Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, д-р экон. наук, доцент (Москва), е-mail: [email protected]; Синельникова-Мурылева Елена Владимировна, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук, доцент (Москва), е-mail: [email protected]

1 URL: https://eccb-centralbank.org/d-cash

2 URL: https://boj.org.rn/core-functions/currency/cbdc/

3 URL: https://www.imf.org/en/News/Articles/2018/12/12/ms121218-uruguay-staff-concluding-statement-of-the-2018-article-iv-mission

ции в области платежей и необходимость повышения суверенитета в этой сфере.

Цифровой рубль представляет собой еще одну форму российского рубля (наряду с наличным и безналичным рублем). Его эмиссия и внедрение требуют внесения изменений в ряд законодательных актов страны. Речь идет прежде всего о законах «О банках и банковской деятельности», «О центральном банке», «О национальной платежной системе». Изменения также касаются законодательства в сфере банкротства, валютного регулирования и валютного контроля, исполнительного производства и таможенного регулирования.

12 июля Банк России опубликовал проект Положения «О платформе цифрового рубля»4, а 24 июля Государственной Думой был принят Закон о цифровом рубле5, вступивший в силу с 1 августа. Законодательные изменения позволят перевести цифровой рубль в стадию полноценного пилотного проекта, а именно проводить операции реальными цифровыми рублями с привлечением клиентов банков из пилотной группы6. Такое тестирование цифрового рубля является основным шагом на пути к его повсеместному использованию населением и бизнесом.

Согласно ФЗ, эмиссия цифрового рубля и его обращение осуществляются в рамках так называемой платформы цифрового рубля -информационной системы, посредством которой в целях совершения операций с цифровыми рублями и в соответствии с набором определенных правил взаимодействуют три группы экономических агентов:

1. Оператор платформы цифрового рубля (Банк России).

2. Участники платформы цифрового рубля (операторы по переводу денежных средств - обычно это коммерческие банки и небанковские кредитные организации7 или иностранные банки)8.

3. Пользователи платформы цифрового рубля (физические или юридические лица, а также индивидуальные предприниматели). Функционирование цифрового рубля будет организовано в рамках двухуровневой модели. Мировой опыт показывает, что такая модель характерна для материковых стран, имеющих развитую банковскую сеть, которую можно эффективно использовать для внедрения ЦВЦБ. Эмитентом цифрового рубля и оператором платформы цифрового рубля является Банк России9, однако взаимодействие с конечными пользователями цифрового рубля в части открытия цифровых кошельков и получения платежных поручений будет возложено на коммерческие банки, которые будут передавать информацию оператору платформы. При проведении платежей будет действовать принцип двойной проверки информации о плательщике, платеже и цифровом кошельке: сначала коммерческим банком перед отправкой платежного поручения Банку России, а затем Банком России как оператором платформы перед выполнением соответствующего поручения пользователя платформы.

Пользователи платформы смогут проводить операции с цифровыми рублями трех видов:

4 Проект Положения Банка России «О платформе цифрового рубля» (по состоянию на 12.07.2023 г.) (подготовлен Банком России, Ю проекта 04/15/07-23/00139958).

5 Федеральный закон от 24.07.2023 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6 К пилотной группе банков относятся 15 банков: Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Тинькофф Банк, Газпромбанк, Росбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк, «Ак Барс», «Дом.РФ», «Синара», «Союз», ТКБ, МТС-банк и КИВИ Банк.

7 В проекте Положения «О платформе цифрового рубля» под участниками платформы понимаются кредитные организации.

8 В то же время в проекте Положения «О платформе цифрового рубля» говорится, что «на платформе цифрового рубля ... открываются ... счета цифрового рубля операторов по переводу денежных средств, за исключением иностранных банков (далее — счет цифрового рубля участника платформы)». Другими словами, согласно проекту Положения, иностранные банки не могут быть участниками платформы цифрового рубля, по крайней мере прямыми.

9 Закон явным образом говорит о том, что цифровой рубль является «обязательством оператора платформы цифрового рубля (Банка России)».

1. Операции по увеличению остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля путем перевода денежных средств с банковского счета или уменьшения остатка электронных денежных средств.

2. Операции по уменьшению остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля путем перевода денежных средств на банковский счет или увеличения остатка электронных денежных средств и переводы цифровых рублей.

3. Перевод цифровых рублей, который осуществляется исключительно в рамках платформы путем одновременного эквивалентного уменьшения и увеличения остатка цифровых рублей на счетах двух пользователей; этот момент соответствует наступлению окончания операции. Проанализируем преимущества и недостатки цифрового рубля для конечных пользователей и участников системы.

Цифровой рубль для населения обладает рядом преимуществ.

Во-первых, обслуживание счета цифрового рубля для физических лиц является бесплатным, а по операциям с цифровым рублем не будут взиматься комиссии. Это будет явным преимуществом цифрового рубля перед другими электронными способами осуществления платежей (СБП или карточными переводами, по которым могут взиматься комиссии в зависимости от условий обслуживания в каждом отдельно взятом банке). Во-вторых, платформа цифрового рубля предполагает возможность осуществления офлайн-перево-дов в цифровом рубле, что невозможно для банковских онлайн-карт с чипом, но технические детали таких операций пока не определены. Это преимущество будет особенно значимо для конечных пользователей - физических лиц, проживающих на отдаленных территориях с неустойчивым интернет-покрытием и недостаточно развитым сектором банковских услуг. В-третьих, цифровой рубль более надежен, чем «деньги в банке», поскольку он является обязательством не коммерческо-

го банка, который может обанкротиться, а центрального банка. В-четвертых, предполагается, что функционирование платформы цифрового рубля будет осуществляться в режиме реального времени 24/7, т.е. в круглосуточном режиме ежедневно, включая выходные, нерабочие и праздничные дни. По этим параметрам цифровой рубль не будет уступать карточным переводам.

Вместе с тем по ряду характеристик цифровой рубль будет уступать другим способам осуществления расчетов, доступных населению.

Во-первых, в законе ясно прописано, что совместный счет цифрового рубля, равно как и счет цифрового рубля в драгоценных металлах и формирование группы счетов цифрового рубля, не допускается. По этим параметрам цифровой рубль будет менее привлекателен, чем существующие на рынке совместные счета (банковские карточные или накопительные под процент), дающие нескольким людям возможность пользоваться одним счетом. Кроме того, будет действовать принцип «один пользователь - один кошелек». Во-вторых, расчеты в цифровом рубле, в отличие от расчетов наличными, не будут анонимными. Для получения доступа к платформе цифрового рубля пользователь должен быть зарегистрирован в системе ЕСИА (по сути, на портале госуслуг) и получить ключ простой электронной подписи. Далее будет необходимо пройти процедуру идентификации в банке -участнике платформы. Для некоторых пользователей необходимость нести такие дополнительные транзакционные издержки может быть аргументом против использования цифрового рубля - особенно на территориях с развитой платежной инфраструктурой. К другому типу издержек, связанных с использованием цифрового рубля, можно отнести необходимость установки в банках, подключенных к платформе цифрового рубля, специального программного обеспечения. Такое ПО можно будет установить, к примеру, на смартфон или планшет. В то же время удобной опцией явля-

ется то, что клиент сможет видеть свой баланс и осуществлять операции через любой банк, подключенный к платформе10.

Большие выгоды использование цифрового рубля будет иметь для бизнеса, поскольку стоимость исходящих операций для него составит 0,3% от размера платежа (для сравнения: размер комиссии в СБП равен 0,5%). Кроме того, прием платежей от покупателей за товары и услуги при помощи банковских карт сопровождается необходимостью платить эк-вайринговые комиссии, которые в среднем равны 1,2—2,2% в зависимости от типа карты или вида деятельности предприятия11. Наиболее вероятно, что аналогичные комиссии, выплачиваемые бизнесом коммерческим банкам при приеме платежей от покупателей в цифровом рубле, будут ниже или даже равны нулю.

Цифровой рубль является по своей форме цифровым кодом, поэтому другим его преимуществом для бизнеса будет возможность формировать на основе цифровых рублей смарт-контракты12. Возможность «помечать» цифровые рубли, чтобы отслеживать цифровой след платежных операций, а также (нецелевое расходование средств, будет также важна для государства.

Цифровой рубль является таким же имуществом физического или юридического лица, индивидуального предпринимателя, как и другие его виды, а значит, на счета цифрового рубля может быть обращено взыскание со стороны разных органов.

Какие последствия для банков — участников платформы цифрового рубля влечет его внедрение?

Коммерческие банки будут получать за свои услуги определенное вознаграждение, максимальный размер которого будет уста-

новлен Банком России. Однако, вероятнее всего, потенциальные убытки от запуска цифрового рубля для банков превысят сумму таких вознаграждений-комиссий. Дело в том, что ввиду определенных преимуществ цифрового рубля для населения и бизнеса, описанных выше, будет иметь место частичный отток средств с депозитов до востребования из банковского сектора. К примеру, ранее Сбербанк спрогнозировал отток до 4 трлн руб. из банков в цифровой рубль13.

Для снижения этих рисков Банк России имеет право установить лимиты на проведение операций с цифровым рублем и размеры остатков на счетах цифрового рубля. Это необходимо для поэтапного тестирования последствий запуска новой формы рубля. Сотрудники Банка России подтверждают [1], что «в результате появления цифрового рубля произойдет перераспределение части процентного дохода в пользу владельцев текущих/расчетных счетов и депозитов. Пытаясь избежать излишнего перетока высоколиквидных пассивов в цифровой рубль и сохранить возможность заработать на таких пассивах, банки вынуждены будут поднять ставки по остаткам на таких счетах (зарплатных, расчетных, текущих)». Такая политика может привести к росту ставок по кредитам, а значит, к отрицательным стимулам для инвестирования, потребительского, ипотечного кредитования и экономического роста. Таким образом, установка лимитов на остатки по счетам цифрового рубля и операции с цифровым рублем призваны снизить первоначальные потенциальные негативные эффекты запуска цифрового рубля для экономики.

Кроме того, в законе прописано, что «счет цифрового рубля является отдельным видом

10 При закрытии счета цифрового рубля пользователя остаток средств будет переводиться на корреспондентский счет пользователя. В случае закрытия счета цифрового рубля участника платформы (банка) счета пользователей не будут закрываться, а будут переводиться в другую кредитную организацию, обслуживающую такого пользователя. В целом доступ к платформе цифрового рубля пользователю платформы может быть предоставлен одновременно через ПО нескольких банков — участников платформы.

11 URL: https://cbr.ru/press/event/?id=12769

12 Смарт-контракт предполагает автоматическое перечисление средств при выполнении контрагентом условий сделки.

13 URL: https://www.rbc.ru/finances/15/12/2020/5fd86d479a79470af8e7e4f9

банковского счета». Цифровой рубль можно будет использовать для оплаты товаров и услуг, а также перевода между экономическими агентами, однако «привлечение цифровых рублей во вклады (депозиты)» запрещено, т.е. цифровые рубли нельзя будет положить на вклад (именно в форме цифрового рубля): сначала цифровой рубль нужно будет перевести в безналичную форму и затем положить на депозит безналичные рубли. Кредитование счетов цифрового рубля также не допускается, а значит, взять в них кредит невозможно. Эта норма призвана защитить интересы банковского сектора - в противном случае возникнет проблема выплаты процентов по цифровым рублям и Банк России будет «конкурировать» с коммерческими банками за ликвидность или кредитование населения и бизнеса. Это одна из причин, по которой законом запрещается начисление процентов по цифровым рублям.

Таким образом, единственная возможность для коммерческих банков попытаться снизить потери от внедрения цифрового рубля - быть активной частью платежной системы на базе цифрового рубля и разрабатывать для своих клиентов новые, более привлекательные продукты. В целом это должно повысить уровень конкуренции на рынке

банковских услуг, что может быть выгодно для населения в области платежей, но не в сфере кредитования, где мы ожидаем определенного роста ставок процента в связи с обсуждавшимся выше снижением банковской ликвидности.

Новое законодательство в сфере цифрового рубля открывает перспективу использования ЦВЦБ в международных расчетах14. Допуск к платформе цифрового рубля получают пользователи-нерезиденты через банки-участники или оператора платформы цифрового рубля; а Банку России дается право осуществлять взаимодействие с оператором платформы ЦВЦБ иностранного государства (группы иностранных государств). Кроме того, под валютное регулирование подпадают иностранные ЦВЦБ.

Изменения российского законодательства, необходимые для внедрения цифрового рубля, являются достаточно масштабными и потребуют определенной перестройки от банковского сектора и платежной сферы, поскольку по сути происходит появление новой формы денег в России. Однако в любом случае использование цифровых рублей для конечных пользователей будет исключительно добровольным и у них останется альтернатива в виде наличных и безналичных рублей. ■

14 В условиях санкций усилилась дискуссия об использовании криптовалют для обеспечения расчетов на международном уровне. Однако, на наш взгляд, криптовалюты не являются надежным решением проблемных моментов на уровне трансграничных расчетов по ряду причин:

1) сфера криптовалют не является зарегулированной, а законодательство разных стран относительно криптовалют и иных цифровых финансовых активов различается; отсутствуют надежные механизмы гарантий исполнения контрагентами условий сделки при оплате криптовалютами;

2) на криптовалютные биржи оказывается внешнее давление, касающееся запрета открытия криптовалютных кошельков российскими резидентами, ограничений на пополнение кошельков при помощи российских карт и банковских переводов

и т.д.;

3) курсы криптовалют остаются в высокой степени волатильными. Речь идет не только о токенах типа биткоина, эфириума и риппла, но и о стейблкоинах типа тезера, цены которых привязаны к стоимости определенных активов или корзин активов. Все это влечет за собой существенные риски проведения расчетов в криптовалютах.

Литература / References

1. Грищенко В., Морозов А., Петренева Е., Синяков А. Что изменится для банков и их клиентов с введением цифрового рубля / Банк России, 2021 / Grishenko V., Morozov A., Petreneva E., Sinyakov A. What will change for banks and their customers with the introduction of the digital ruble / Bank of Russia, 2021.

2. Concept Note on Central Bank Digital Currency. Reports / Reserve Bank of India. October 2022.

3. Design paper of the digital Cedi (eCedi) / Bank of Gana. 2022.

4. Design Paper for the eNaira / Central Bank of Nigeria. 2021.

5. Kosse, A., & Mattei, I. Making headway-Results of the 2022 BIS survey on central bank digital currencies and crypto // BIS Papers. July 2023. No. 136.

6. Licandro, G. Uruguayan e-Peso in the context of financial inclusion, ppt. // Basel University. 2018. No. 16.

7. Progress of Research & Development of E-CNY in China. Working Group on E-CNY Research and Development of the People's Bank of China / People's Bank of China. July 2021.

8. Project Sand Dollar: a Bahamas payments system modernisation initiative / Central Bank of The Bahamas (CBB). December 2019.

Rules and Consequences of the Digital Ruble Adoption

Sergey M. Drobyshevsky - Scientific Director of the Gaidar Institute for Economic Policy, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

Elena V. Sinelnikova-Muryleva - Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

The digital ruble law, which is coming into force, essentially means the emergence of a new form of money in Russia. This is the Central Bank's digital ruble, intended for mass use by households and businesses. In this regard, it is important to assess the features, advantages and, at the same time, limitations of using the digital ruble, as well as the implications for the banking sector.

Key words: digital ruble, transactions with digital ruble, advantages and disadvantages of the use of the digital ruble.

JEL-codes: E42, E58, G20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.