Научная статья на тему 'Правая рука - десница: скифо-осетинские параллели'

Правая рука - десница: скифо-осетинские параллели Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
934
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВАЯ РУКА / СКИФЫ / ГЕРОДОТ / ОСЕТИНЫ / ИСТОРИЧЕ-СКИЕ ПЕСНИ / СКАЗКИ / ПОЗОРНАЯ СМЕРТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чибиров Людвиг Алексеевич

По мере дальнейшего исследования индоевропейского культурного мира, все явственнее дают о себе знать скифо-осетин-ские этнокультурные параллели. Прекрасная иллюстрация к сказан-ному приведенные ниже материалы о скифском обычае отсечения правой руки, пережиточно сохранившемся в фольклоре и этнографии осетин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правая рука - десница: скифо-осетинские параллели»

24

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ

ПРАВАЯ РУКА - ДЕСНИЦА: СКИФО-ОСЕТИНСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ Л.А. Чибиров*

Аннотация. По мере дальнейшего исследования индоевропейского культурного мира, все явственнее дают о себе знать скифо-осетин-ские этнокультурные параллели. Прекрасная иллюстрация к сказанному - приведенные ниже материалы о скифском обычае отсечения правой руки, пережиточно сохранившемся в фольклоре и этнографии осетин.

Ключевые слова: правая рука, скифы, Гзродот, осетины, исторические песни, сказки, позорная смерть.

Важнейшие части тела человека - руки - несут неодинаковые по степени сложности и важности функциональные нагрузки; разнится и их религиозно-мифологическое значение. Исходя из биологической основы, значимость и практическая деятельность рук - самых активных элементов человеческого тела - разная, и клонится в пользу правой руки. Сопоставление правой и левой руки идет из древности и было присуще многим народам, в том числе осетинам. Дом делился на правую (мужскую) и левую (женскую) стороны; при этом особо котировалась мужская половина. Здесь старейшины сидели за трапезой, молились богам и т. д. Левыми же считались непутевые, шаловливые, непослушные младшие (галиу), всякие неприличные действия.

Интерес к правой руке был особый. Правой рукой мужчина держал меч, убивал врага, правой дежал рог, произнося тост. В районе г. Нико-лаево среди скифских древностей была обнаружена скифская антропоморфная стела; на ней изображена правая рука, прижимающая к телу рог (ритон) [1, с. 169]. Именно правой рукой держал рог осетин, произнося молитву, где бы он это ни делал; именно правой рукой он дотрагивался до надочажной цепи и молился Уастыр-джи, если собирался в дальнюю дорогу. Во имя защиты от козней злых сил, в дни празднования Тутыр детям вышивали красные крестики именно на правой стороне рубашки. Примеры можно продолжить.

Правая рука человека наиболее действенная. Ею совершаются наиболее сложные трудовые и боевые операции. Только по необходимости приходит ей на помощь левая рука, но по качеству выполненной работы левая значительно уступает правой.

По большому счету, правая рука - и кормящая, и наступающая, и одновременно защищающая сила. В определенной степени руки человека можно сопоставить с братьями - старшим

и младшим. Когда младший брат подросток, старший выполняет роль опекуна; на нем лежат все функции добывания средств существования, защита от нападения и т. д. При этом младшие должны во всем слушаться и прислуживать старшим, находиться в зависимом от них положении, быть исполнителями их воли. Они бесправны, к их голосу не прислушивается никто. Как установлено В.И. Абаевым, на сакском языке к&ст&р - младший означало еще и ничтожный [2, с. 578].

Другое отношение в семье и обществе к младшему, но уже взрослому брату. На общественных пиршествах он уже удостаивается плечевой кости базыг, что, по сути, означает дарить ему правую руку, десницу - и кормящую, и защищающую. Таково отношение к правой руке, в равной степени и предельно почтительное, и предельно оскорбительное для личности.

В честь бога войны Ареса скифы наряду с закланием животных убивали пленных. «Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека, но не тем способом как скот, а по иному обряду. Головы пленников сначала окропляют вином, и жертвы закалываются над сосудом. Затем несут кровь на верх кучи хвороста и окропляют ею меч (Ареса. - Л.Ч.). Кровь они несут наверх, а внизу у святилища совершается такой обряд: у заколотых жертв отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух; затем после заклания других животных оканчивают обряд и удаляются. Рука же остается лежать, где она упала, а труп жертвы лежит отдельно» [3, IV.62]. Археологи обнаружили отчлененную кисть правой руки в могильниках, принадлежащих сарматам, жившим на Северном Кавказе (I в. до н. э. - III в. н. э.). Отчлененная правая кисть руки принадлежала погребенной сарматке из Кобяковского могильника, захоронение правой руки обнаружено и в Темерницком городище (I в. до н. э. - III в. н. э.) [4]. В Зубровском кургане

' Чибиров Людвиг Алексеевич - д. и. н., профессор, г. н. с. комплексного научно-исследовательского отдела ВНЦ РАН ([email protected])

ТОМ 17

ЧИБИРОВ Л.А. ПРАВАЯ РУКА - ДЕСНИЦА... 25

(Закубанье) была найдена сарматская золотая фибула рубежа нашей эры. На ней усатая мужская голова, левее - отрубленная правая рука с предплечьем, сжимающая другую, отрубленную голову [5, с. 78].

Отметим также, что женщины савроматки и амазонки прижигали правую грудь. Известно, что амазонки лишали себя правой груди. У сарматских женщин «нет правой груди, ибо еще в раннем их детстве матери, раскалив приготовленный именно с этой целью медный инструмент, прикладывают его к правой груди» (Гиппократ). Нарт Батрадз пригрозил своей матери (Сатане) отрезать у нее грудь, если она не откроет ему убийцу отца. В эпосе же нашло место вывешивание отрубленных рук и голов неудачливых сторожей у нартовского дерева. Этот известный скифский обряд был унаследован многими народами индоевропейского мира.

Сравнительные параллели уводят нас к исландским сагам. Вот как изображены интересующие нас параллели в исследовании Ж. Грисвара. Один из персонажей саг, Лугайд, схватив сзади Кухулина за волосы, отрубает ему голову. В тот же миг из правой руки Кухулина выпал меч; он задел и отсек правую руку Лугайда, которая упала на землю,чтобы отомстить за руку Лугайда, отрубают и правую руку Кухулина. Еще и сегодня показывают место, где были преданы земле голова Кухулина и правая рука со щитом. Исландский материал дает возможность для вскрытия религиозно-магического смысла обычая. Во время битвы у сереброрукого короля и вождя Нуа-ду была отрублена рука, с тех пор он больше не был королем. «Можно ли выдвинуть более убедительный аргумент магического символизма, связанного с рукой, чем лишение короны вследствие потери этого органа?» - заключает Грис-вар [6, с. 72].

Отсечение правой руки служило символом позорной смерти, магическим выражением лишения власти и престижа. В то же время, будучи важнейшим органом на теле человека, правая рука рассматривалась как надежная опора, наличие и лишение которой влекло кардинально противоположные последствия.

В нартовских же сказаниях герой-победитель отрубает у врага правую руку и приносит ее в виде трофея своей матери (или тетке). К сказанному несколько иллюстраций. В сказании «Как Батрадз отомстил за смерть отца» Батрадз после расправы (отсечение головы противника) рассуждает: «А ведь нарты могут не поверить, что я убил его и...отрубил правую руку убитого и принес в нартовское селение». По другому варианту после расправы с противником Батрадз возвращается домой с отрезанной его правой рукой и, обращаясь к Сатане, говорит: «Ана (мамаша),

.видишь ли этот трофей? Вот я тебе привез правую руку убийцы моего отца - Хамыца - Сай-наг-алдара». Убедившись в свершенном возмездии, Сатана советует Батрадзу: «Но грешно и не подобает тебе такого человека, как Сайнаг-алдар, послать в Страну мертвых с обрубленной рукой». И просила: «Ступай и приложи эту руку к телу. Не в обычае нартов хоронить известных людей в искалеченном виде» [7, с. 325-326].

И Батрадз отправился в дом Сайнаг-алдара. «Вошел Батрадз, отдал почести, подобающие покойнику, и отрубленную руку положил ему на грудь, сказав: «Да возрадуется земля праху твоему! Ты убил отца моего, я отомстил за него, возмездие свершилось. Вот тебе твоя рука». После этой процедуры погребение его врага состоялось.

Мотив этот присутствует и в других сказаниях. В одном из вариантов сказаний «Созырыко и Тотрадз» находящийся в Стране мертвых То-традз просил владыку мертвых Барастыра: «Позволь мне отправиться отсюда, чтобы отомстить Созырыко. Он сильно обидел мою мать». Бара-стыр отпустил его на одни сутки. Явившись к матери, он просит у нее доспехи отца и обещает поднести ей правую руку насильника. Тотрадз сразился с Созырыко, убил его, отрезал правую руку и принес матери. Мать сказала: «Да съест ^на твои болезни, ты отплатил Созырыко со славою для своего знаменитого рода из нартов Алимбековых. От нынешнего же дня я перестану тебя оплакивать», - и добавила: «Недостойно обращаться с ним как с жертвой, каким бы ненавистным врагом ни был Созырыко, руку надо вернуть, приложить к телу и похоронить как полагается по обычаю» [7, с. 105-105]. Согласно записям Г. Шанаева, правая рука жертвы в знак незабвенности победы привозится победителем и прикрепляется железными гвоздями к стене на видном месте.

Вышеприведенному обычаю скифов Геродот противопоставляет аналогичные обычаи соседних народов (не уточняя каких), которые тоже лишали врага правой руки, но из содранной вместе с ногтями кожи изготовляют чехлы для своих колчанов [3, М64]. Не является ли это отдаленным напоминанием обычая расправы с кровником в старой Осетии - отрубание правой руки или кисти? [9, 242].

Мотивы отрубания руки врага и приношения ее в доказательство отмщения встречаются и в исторических песнях. В песне о Гегки герой приносит отцу убитого Туалию руку убийцы, ударяя ею свою голову. В легенде «Ларс и Хуха» в неравной борьбе с грабителями пастух Ларс был убит, и табун угнан. Узнав об этом, брат сраженного Хуха поскакал к месту происшествия и вступил в смертельную схватку с многочисленными врага-

ТОМ 17

26

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ

ми. «Подобно демону смерти носился он среди врагов, и как подкошенные падали они один за другим. Табун был отбит, брат отомщен. Крик радости вырвался из груди брата. Только теперь почувствовал Хуха страшную усталость и обратил внимание на свои раны. Он закачался в седле и едва слез с коня. Смерть уже одним крылом коснулась его лица, и, почувствовав ее веяние, он собрал весь остаток сил, подошел к трупу убитого предводителя врагов и отрубил ему правую руку по локоть. Затем он отрезанную руку привязал к седлу своей лошади и ударил ее нагайкой со словами: «Ступай и доставь эту руку домой, пусть знают, что Хуха отомстил за брата!» [10, с. 25-326]. Правая рука проходит в эпосе как самая драгоценная часть тела: «Пусть бы нарты съели мою руку» [11, с. 104]. В нартов-ском эпосе имеет место эпизод с вывешиванием отрубленных рук и голов незадачливых сторожей у нартовского дерева [9, с. 138].

И в осетинских народных сказках есть сюжеты об отрубленной у врага правой руке. Согласно нартовскому эпосу, речь идет о тех частях тела, которые специально отрезались у убитых врагов, чтобы лишить их полноценных похорон (циклы Сослана и Батрадза). Обращает на себя внимание и то, что «отрубалась не любая, а именно правая рука грозного воина, способная передать на благо обществу сокрытую в своей сакральной зоне большую силу» [9, с. 242]. Правая рука и голова котировались как наиболее ценные трофеи. Совершая жертву в честь бога Ареса, скифы сперва отрезали голову пленного, а затем отделяли правую руку от туловища, поделив тем самым тело на три части: голова, правая рука и туловище. Так же поступали и персы. Как передает Плутарх, Артарксеркс также отрезал у своего убитого венценосца брата Кира правую руку и голову [12, с. 73]. Такое символическое расчленение человека на три части некоторые исследователи связывают с тремя космическими зонами модели мира (небо, надземная атмосфера и глубины земли), которые были характерны для иранских народов [9, с. 234]. Отрубленные части, особенно голова, использовались и в других целях, для приношений и воздаяний богам [3, IV. 62, 66; 5, с. 78]. Уаиг Схуалы убил нарта Бцега, отрезал ему уши и унес их. Нарты вынуждены были выпрашивать

отрубленные части тела Бцега: ведь нельзя же покойника похоронить изуродованным. И лишь после их возвращения предали Бцега земле [11, с. 307]. Из сказанного становится ясно - предки осетин считали большим позором хоронить человека без какой-нибудь части его тела. Больше всего это правило распространялось на правые части тела человеческого: нога, глаз, лопатка. В одном фольклорном сюжете суровый и грозный Тутыр, разозлившись на завистников, отрывает у них правые глаза и правые ноги [3, с. 17]. И на охоте, подстрелив дичь, нарт (по «установкам» Афсати) должен был отдать мясо с правой лопатки (рахис эсгуы) первому встречному [1, с. 104]. Афсати говорит Сослану: «При удаче на охоте, если убьешь зверя, правую лодыжку отдай первому, кто тебе встретится» [11, с. 88].

Обращает на себя внимание и лингвистический аспект вопроса. У скифов было собственное имя Базук (варианты - Бызык, Бадзыга).

Между тем «базыг» по осет. - рука от плеча до кисти, плечевая кость. В грузинской древней летописи «Картлисцховреба» сохранились имена двух осетинских (аланских) предводителей II в. н. э. - Базук и Амбазук [14, с. 242].

В традиции осетин внимательное отношение к младшим. Одно из подтверждений сказанному

- преподношение младшему во время пиршества почетной части - базыг, подразумевая правую плечевую кость, десницу. До сих пор нередко можно услышать от родителей: «Мэ рахис цонг», «Мэ рахис къух» - моя правая рука, моя десница

- так обычно называют одного из детей [15, с. 64]. Правой рукой клянутся: «Мэ рахис цонгыстэн»

- «Клянусь своей правой рукой». Правая рука же и орган проклинания: «Да засохнет твоя правая рука (Дэ рахис цонг бахус уэт)».

В связи со сказанным интерес представляет один из часто встречающихся художественных элементов материальной культуры Осетии - изображение человеческой руки. Оно известно и в кобанской культуре в виде привески, оттиска.

Таким образом, становится понятным, почему намеренно изуродованных пленных скифы не хоронили в могилах. Отсечение правой руки считалось у них признаком позорной смерти [16, с. 45], это понимание через нартовский эпос пере-житочно сохранилось и в суеверных представлениях осетин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Елагина Н.Г. Скифские антропоморфные стелы Николаевского музея // СЗ,1959, № 2.

2. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. - М.-Л., 1949.

3. Геродот. История в девяти книгах. Перевод и примечания Г.А. Стратановского. - Л., 1972.

4. Материалы по археологии и древней истории Северной Осетии, т. 1. - Ордж.,1961.

5. Яценко С.Я. О преемственности мифологических образов ранних

средневековых алан // Проблемы этнографии осетин. Вып. 2. - Вл., 1992.

6. Грисвар Ж. Мотив меча, брошенного в озеро: смерть Артура и смерть Батрадза // Эпос и мифология осетин и мировая культура. - Вл., 2001.

7. Осетинские нартские сказания. - Дзауджикау, 1948.

8. Памятники народного творчества осетин. - Вл.,1925.

9. Цагараев В.А. Золотая яблоня нартов. - Вл., 2000.

ЧИБИРОВ Л.А. ПРАВАЯ РУКА - ДЕСНИЦА... 27

10. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 2. - Вл.,1982.

11. Сказания о нартах. - Цхинвал, 1981.

12. Грантовский Э.А. О некоторых материалах по общественному строю скифов // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. - М., 1981.

13. Шарашидзе Ж. Индоевропейская память Кавказа. - Вл., 2004.

14. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 1. - М.,1958.

15. Джуссоев Н.Г. Осетинское застолье и скифо-нартское общество // Евразийская Скифия.

16. Дюмезиль. Осетинский эпос и мифология. - М., 1976.

THE RIGHT ARM - THE SWORD ARM: SCYTHIAN-OSSETIAN PARALLELS L.A. Chibirov

Dr. Vladikavkaz scientific center of the Russian academy of sciences, Vladikavkaz ([email protected])

Abstract. Together with the further study of Indo-European cultural world, the Scythian Ossetianethnocultural parallels discover themselves distinctly. A perfect illustration to the aforesaid is the undermentioned materials about the Scythian tradition of cutting off the right hand, remnantly saved in the folklore and ethnography of the Ossetians. Keywords: right hand, the scythians, Herodotus, ossetians, historical chants, fairy-tales, infamous death.

REFERENCES

1. Elagina N.G. Skifskie antropomorfnye stely Nikolaevskogo muzeya // SZ, 1959, № 2.

2. Abaev V.I. Osetinskiy yazyk i fol'klor. - M.-L., 1949.

3. Gerodot. Istoriya v devyati knigakh. Perevod i primechaniya G.A. Stratanovskogo. - L., 1972.

4. Materialy po arkheologii i drevney istorii Severnoy Osetii, t.1. - Ordzh.,1961.

5.Yatsenko S.Ya. O preemstvennostimifologicheskikh obrazovrannikh srednevekovykh alan//Problemy etnografii osetin. Vyp. 2. - Vl., 1992.

6. Grisvar Zh. Motiv mecha, broshennogo v ozero: smert' Artura i smert' Batradza // Epos i mifologiya osetin i mirovaya kultura. - Vl.,2001.

7. Osetinskie nartskie skazaniya. - Dzaudzhikau, 1948.

8. Pamyatniki narodnogo tvorchestva osetin. - Vl.,1925.

9. Tsagaraev V.A. Zolotaya yablonya nartov. - Vl., 2000.

10. Periodicheskaya pechat' Kavkaza ob Osetii i osetinakh. Kn.2.- Vl.,1982.

11. Skazaniya o nartakh. - Tskhinval, 1981.

12. Grantovskiy E.A. O nekotorykh materialakh po obshchestvennomu stroyu skifov // Kavkaz i Srednyaya Aziya v drevnosti i srednevekov'ye. - M., 1981.

13. Sharashidze Zh. Indoevropeyskaya pamyat' Kavkaza. - Vl., 2004.

14. Abaev V.I. Istoriko-etimologicheskiy slovar" osetinskogo yazyka. T.1. - M.,1958.

15. DzhussoevN.G. Osetinskoe zastol'ye iskifo-nartskoe obshchestvo//Evraziyskaya Skifiya.

16. Dyumezil'. Osetinskiy epos i mifologiya. - M., 1976.

Поздравляем!

Указом Главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова доктор исторических наук, профессор Валерий Дударович Дзидзоев удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки Республики Дагестан».

Валерий Дударович - автор 30 монографий, посвященных сложным проблемам российско-кавказских отношений, национальной политики, федеративного устройства нашей страны, а также национально-государственного строительства на Северном Кавказе. Среди них -«Национальная политика: уроки опыта», «Национальные отношения на Кавказе», «Кавказ конца XX века: тенденции этнопо-литического развития», «Белый и красный террор на Северном Кавказе в годы Гражданской войны» и другие, которые получили высокую оценку ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и

других научных российских и зарубежных центров. В.Д. Дзидзоев подготовил для Республики Дагестан более 10 кандидатов и докторов исторических наук, которые ра-I ботают в различныхI вузах и НИИ. Всего\ под его руководством! диссертации защити-' ли 46 кандидатов и докторов наук. Он также является заслуженным деятелем науки Северной, Южной Осетий и Кабардино-Балкарии.

Владикавказский научный центр РАН поздравляет Валерия Дударовича Дзид-зоева и желает ему крепкого здоровья и успешного сотрудничества с ВНЦ РАН.

ТОМ 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.