Научная статья на тему 'ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КАМЧАТКИ:НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КАМЧАТКИ:НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРАВА / СВОБОДЫ / ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ КАМЧАТКИ / ОБЩИНЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ / LEGAL STATUS / RIGHTS / FREEDOMS / LEGAL GUARANTEES / KAMCHATKA INDIGENOUS PEOPLES / COMMUNITIES OF INDIGENOUS PEOPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврилова Нина Ивановна

Статья содержит характеристику признаков необходимых, мо мнению автора, для формулировки юридических дефиниций: «коренные малочисленные народы Камчатки», «конституционно-правовой статуса коренных малочисленных народов Камчатки». Результаты исследования нормативно-правового материала, которым устанавливается статус коренных камчатцев, представлен в виде его систематизации и классификации, закрепленных региональным законодательством, прав коренных малочисленных народов Камчатки. Кроме того, в работе указаны некоторые проблемы нормативного регулирования правового статуса коренных малочисленных народов Камчатского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гаврилова Нина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIGHTS, FREEDOMS AND RESPONSIBILITIES OF KAMCHATKA INDIGENOUS PEOPLES:SOME PROBLEMS OF REGULATORY LEGAL SUPPORT

The article contains a description of the characteristics that are necessary, in the author’s opinion, for the formulation of the following legal definitions: “Kamchatka indigenous peoples”, “constitutional and legal status of Kamchatka indigenous peoples”. The results of the study of the regulatory material which establishes the status of the indigenous citizens of Kamchatka are presented in the form of its systematization and classification, of the Kamchatka indigenous peoplesrights fixed by the regional legislation. In addition, the paper identifies some problems of the normative regulation of Kamchatka krai indigenous minorities’ legal status.

Текст научной работы на тему «ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КАМЧАТКИ:НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ И ЭКОНОМИКА

LAW AND ECONOMICS

УДК 34.037

Н. И. Гаврилова

ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КАМЧАТКИ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация. Статья содержит характеристику признаков необходимых, мо мнению автора, для формулировки юридических дефиниций: «коренные малочисленные народы Камчатки», «конституционно-правовой статуса коренных малочисленных народов Камчатки». Результаты исследования нормативно-правового материала, которым устанавливается статус коренных камчатцев, представлен в виде его систематизации и классификации, закрепленных региональным законодательством, прав коренных малочисленных народов Камчатки. Кроме того, в работе указаны некоторые проблемы нормативного регулирования правового статуса коренных малочисленных народов Камчатского края.

Ключевые слова: правовой статус, права, свободы, правовые гарантии, коренные малочисленные народы Камчатки, общины коренных малочисленных народов

N. I. Gavrilova

RIGHTS, FREEDOMS AND RESPONSIBILITIES OF KAMCHATKA INDIGENOUS PEOPLES: SOME PROBLEMS OF REGULATORY LEGAL SUPPORT

Abstract. The article contains a description of the characteristics that are necessary, in the author's opinion, for the formulation of the following legal definitions: "Kamchatka indigenous peoples", "constitutional and legal status of Kamchatka indigenous peoples". The results of the study of the regulatory material which establishes the status of the indigenous citizens of Kamchatka are presented in the form of its systematization and classification, of the Kamchatka indigenous peoples' rights fixed by the regional legislation. In addition, the paper identifies some problems of the normative regulation of Kamchatka krai indigenous minorities' legal status.

Key words: legal status, rights, freedoms, legal guarantees, Kamchatka indigenous peoples, communities of indigenous peoples

Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [1] дает определение коренным малочисленным народам. Ими признаются «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя малочисленными этническими общностями» (ст. 1). Этот же закон определяет источни-ковую базу правовых основ статуса малочисленных этносов: Конституция РФ, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы, Указы Президента РФ, Конституции (Уставы) и законы субъектов РФ (ст. 2).

Анализ законодательства и правоприменительной практики свидетельствует о том, что

на региональном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, часто наблюдаются правовой вакуум в отношении многих вопросов правового статуса малочисленных этносов. Не исключение здесь и коренные этносы Камчатки. Из-за отсутствия достаточной региональной нормативно-правовой базы, регулирующей их правовой статус, положение последних можно назвать плачевным. Более того, как оказалось, сведения об этих жителях Камчатки крайне скупые. Это подтвердила необходимость разработки Программы развития коренных камчатцев, которая рассчитана до 2011 года. Авторы столкнулись с полным отсутствием на Камчатке каких-либо материалов по проблемам коренных малочисленных народов. «Пришлось, — как вспоминает один из ее разработчиков А. Тихватов, — запра-

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ И ЭКОНОМИКА Н. И. ,

шивать муниципальные объединения, общины, ассоциации, по крупицам собирать данные о фактическом положении дел» [12].

Отсутствие правовой базы дает возможность представителям органов государственной власти не замечать ни проблем коренных этносов Камчатки, ни их представителей. Зачастую власть не признает в них отдельной особой группы населения полуострова со специфическим статусом, гарантируемым Конституцией РФ.

А между тем в принятой 27.07.2001 г. Правительством РФ Федеральной Целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года» четко определяются ее основные цели: «создание условий для перехода коренных народов к устойчивому развитию на принципах самообеспечения на основе комплексного развития традиционных отраслей хозяйствования, их ресурсной и производственной базы, духовного и национально-культурного развития, повышения уровня образования, профессиональной подготовки, обеспечения здоровья коренных народов» [2].

Не менее благородные цели содержат и подобного рода соответствующие региональные программы [3]. Кстати, одна из них, Программа Камчатской области, получила весьма высокую оценку на федеральном уровне. Департамент региональных проблем Минэкономразвития Российской Федерации признал ее одной из лучших в России.

И, тем не менее, в сложившейся ситуации малочисленные этносы Камчатки, как особая группа населения, испытывают дополнительные трудности и остро нуждаются в государственной поддержке и особой правовой защите, в подробной правовой регламентации своих прав на федеральном и особенно на региональном уровнях.

Первым шагом на пути решения этих проблем будет выработка дефиниции «коренные малочисленные народы Камчатки», ее правовая конкретизация. В связи с этим возникает необходимость установить правовые идентификационные критерии, которые обеспечили бы возможность точно вычленить малочисленные этнические общности Камчатки среди других общностей, проживающих на этой же территории.

ва ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ...

Анализ, увы, не большого, но весьма существенного опыта отечественной юридической науки в области разработки правовой категории «коренные малочисленные народы России» дает возможность сделать вывод о том, что выше указанный термин включает в себя несколько аспектов: этнический, географический, демографический, культурный и социальный [6]. Это самая короткая и емкая формулировка содержания данного понятия, которая чаще всего встречается в научно-популярной литературе. Кстати, в научных публикациях и юридических документах это определение с особым акцентом дополняется демографическим признаком — «малочисленность». Законодательство четко его уточняет: «насчитывающие менее 50 тысяч человек» [1].

Вне сомнения, что термин «коренные малочисленные народы России» соотносится с термином «коренные малочисленные народы Камчатки» как общее с частным. Отличительным признаком последнего является проживание этих народов на территории традиционного расселения своих предков в пределах Камчатки. Именно это позволяет законодательно выделить представителей коренных малочисленных народов Камчатки (алеуты, алюторцы, ительмены, камчадалы, коряки, чукчи, эвены, эскимосы) из числа других коренных малочисленных народов полуострова.

Таким образом, дефиниция «коренные малочисленные народы Камчатки» должна содержать следующие признаки:

1. Это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков в пределах Камчатки (Камчатский край) — географический (этнотерриториальный или демографический) критерий.

2. Это народы, осознающие себя самостоятельными этническими общностями со своими собственными культурными традициями и социальными институтами — этнический и культурный критерии.

3. Сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствования и промыслы — социально-экономический критерий.

4. Численностью менее 50 тысяч человек — количественный критерий.

Из выше изложенного следует: коренными малочисленными народами Камчатки признаются народы, проживающие на территориях

LAW AND ECONOMICS N. I. Gavrilova RIGHTS, FREEDOMS AND RESPONSIBILITIES OF KAMCHATKA INDIGENOUS.

традиционного расселения своих предков в пределах Камчатского края, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование, промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тысяч человек, осознающие себя самостоятельными этническими общностями, со своими собственными культурными традициями и социальными институтами.

Поскольку понятия «Коренные малочисленные народы Камчатки» и «Коренные малочисленные народы России» соотносятся как частное с общим, то соответственно такое же соотношение будет наблюдаться и в отношении понятий «региональный конституционно-правовой статус коренных малочисленных народов Камчатки» и «конституционно-правовой статус коренных малочисленных народов России».

Сам по себе конституционно-правовой статус коренных малочисленных народов — является статусом специальным, что соответствует смыслу ст. 69 Конституции РФ, выступающей основанием признания существования особого статуса коренных малочисленных народов. Будучи специальным, по своему характеру, он имеет двухуровневое содержание:

1. Конституционный статус гражданина РФ, определяемый институтом гражданства. Стабильный перечень конституционных прав, свобод и обязанностей, предоставляемый гражданину в связи с этим статусом — есть своеобразная конституционно-правовая константа, закрепленная Основным Законом.

2. Конституционный статус представителя коренных малочисленных народов, определяемый юридическим фактом принадлежности гражданина к малочисленной этнической общности, установленным в соответствующем порядке [6].

Первый статус, безусловно, обуславливает существование второго, но, например, в случае предоставления коренным малочисленным народам специальных, этнических прав, второй является определяющим по отношению к конституционному статусу российского гражданина. Отсюда с неизбежностью следует, что конституционный статус коренных малочисленных народов Камчатки является определяющим по отношению к конституционному статусу коренных малочисленных народов России, так как в нем дается юриди-

ческая конкретизация положения коренных малочисленных народов традиционно проживающих на Камчатке. Естественно возникает необходимость в дефиниции регионального конституционно-правового статуса коренных малочисленных народов Камчатки, законодательное закрепление которого должно происходить на основе следующих принципов: 1. Обеспечение равноправия [8, 9, 10, 11] малочисленных этнических общностей проживающих на территории традиционного расселения своих предков в пределах Камчатки с другими этносами, живущими на этих территориях; 2. Государственное признание и правовое закрепление в законодательстве (прежде всего в учредительных документах) субъекта Российской Федерации — Камчатского края — особых специальных прав коренных малочисленных народов; 3. Государственная поддержка и защита малочисленных этносов через создание условий для их самостоятельного развития или политику государственного протекционизма; 4. Гаран-тированность этнических прав этих общностей, обеспечение приоритета в использовании природных ресурсов на территориях традиционного природопользования; 5. Приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, в части, касающейся прав коренных малочисленных народов.

Самым оптимальным определением конституционно-правового статуса коренных малочисленных народов Камчатки будет следующая дефиниция: это совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей граждан РФ, проживающих на территории Камчатского края — представителей коренных малочисленных народов Камчатки, закрепленных нормами Конституции РФ, Уставом Камчатского края и конкретизируемых отраслевым законодательством, а также конституционных гарантий, обеспечивающих реализацию этих прав.

Из определения ясно следует, что в структурно-содержательном плане конституционно-правовой статус коренных малочисленных народов Камчатки как граждан РФ состоит из основных прав, свобод и обязанностей, образующих закрепленную за всеми гражданами широкую систему социальных, политических, личных прав, свобод и обязанностей и специ-

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ И ЭКОНОМИКА Н. И. ,

альных (этнических) прав коренных малочисленных народов, посредством которых детализируются положения общего правового статуса, устанавливаются специальные права, обязанности и юридическая ответственность определенных социальных групп граждан и гарантии реализации этих прав.

Нормативно-правовой материал, которым устанавливается статус коренных камчатцев, исходя из содержания его определения, можно сгруппировать следующим образом:

1. Нормы, фиксирующие конституционные права, свободы и обязанности коренных малочисленных народов Камчатки как граждан РФ.

2. Нормы, устанавливающие конституционные права коренных малочисленных народов Камчатки, как жителей Камчатского края.

3. Нормы, закрепляющие специальные (этнические) права коренных малочисленных народов Камчатки.

4. Нормы, содержащие гарантии выше указанных прав.

Анализ системы нормативного материала свидетельствует, что для того, чтобы определить и юридически закрепить составляющие правового статуса коренных малочисленных народов Камчатки, оптимизировать круг прав, свобод и обязанностей, разработать механизмы их реализации необходимо рассмотреть и конкретизировать систему элементов их регионального конституционно-правового статуса. А потому обратимся к системе норм, закрепляющих именно специальные (этнические) права, предоставляемые коренным кам-чатцам, прежде всего, региональным законодательством.

Эти нормы условно можно разделить на группы (виды), положив в основание деления сферу правового регулирования. Анализ законодательства (и федерального, и регионального), содержащего подобные нормы, дает возможность выделить следующие группы (виды) прав коренных малочисленных народов Камчатки:

1. Политические права.

2. Социально-экономические права.

3. Права на сохранение и развитие своей самобытной культуры.

ва ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ...

4. Права на защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

5. Права на территориальное общественное самоуправление.

6. Права на создание объединений коренных малочисленных народов Камчатки.

В отдельную совершенно особую группу норм следует отнести нормы, устанавливающие гарантии всех выше указанных прав. Естественно, приоритет при этом следует отдавать гарантиям, закрепленным законодательством Камчатского края. Это законодательство предоставляет коренным малочисленным народам Камчатки ряд специальных (этнических) прав в самых разных сферах человеческой деятельности: в области землепользования и пользования другими природными ресурсами, составляющими основу их жизнедеятельности; в области организации и функционирования институтов самоуправления; в области сохранения их самобытной культуры; в области защиты исконной среды обитания от негативного влияния развивающейся цивилизации и т. д. Эти права одновременно выступают и в качестве гарантий прав коренных малочисленных народов Камчатки, поскольку в нормах, их закрепляющих, содержаться механизмы обеспечения и реализации установленных ими же прав.

Но, несмотря на это, проблем в области реализации прав, свобод и обязанностей коренных малочисленных народов Камчатки довольно много и сегодня. И не последняя роль в их разрешении принадлежит органам государственной власти соответствующих субъектов Камчатки. Ведь согласно 72 статье Конституции РФ защита прав национальных меньшинств и защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных общностей предоставляется органам государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. А закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ст. 6) устанавливает круг полномочий субъектов Российской Федерации по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных общностей. Между тем многие проблемы аборигенов Камчатки не находят

RIGHTS, FREEDOMS AND RESPONSIBILITIES OF KAMCHATKA INDIGENOUS...

LAW AND ECONOMICS N. I. Gavrilova

должного внимания со стороны законодательных и исполнительных органов Камчатского края. Даже установленные ими же самими сроки и рекомендации зачастую не выполняются. С этой точки зрения наглядным примером может стать анализ Постановления Совета народных депутатов Камчатской области от 06.02.2003 «О рекомендациях депутатских слушаний «Традиционное природопользование коренных малочисленных народов Камчатки и окружающая среда: проблемы и пути их решения» [4]. Рекомендации, за редким исключением, по сей день, так и остались рекомендациями.

Ту же картину можно увидеть и при анализе резолюций съездов коренных малочисленных народов как регионального, так и федерального уровня. Так набившим оскомину выглядит переходящий из резолюции в резолюцию пункт с просьбой ратифицировать Конвенцию МОТ № 169 «О коренных народах и народах ведущих племенной образ жизни в независимых странах». Общины коренных малочисленных народов забросали Правительство Российской Федерации и Камчатского края обращениями о создании и утверждении типовых положений о территори-

ях традиционного природопользования, федеральный закон о которых существует уже довольно давно, но в должной мере не действует. Увы, ни по одному из них решение не принято.

Исследования законодательства Камчатки, регулирующего правовое положение ее коренных малочисленных народов, показывают, что этой нормативно-правовой базе наряду с позитивными моментами присущи и негативные. Оно (законодательство) не в полной мере отвечает требованиям настоящего времени в области обеспечения прав коренных малочисленных народов Камчатки. Предоставляемые региональным законодательством этнические права не всегда наполняют необходимым содержанием региональный статус аборигенного населения Камчатки. Нормативные акты Камчатского края относительно вопросов обеспечения прав коренных малочисленных народов Камчатки, как правило, носят подзаконный характер, а отсюда трудности в их реализации. Встречаются, увы, несоответствия и противоречия между федеральным и региональным законодательством Камчатки.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». // СЗ РФ. — 03.05.1999. — № 18. — Ст. 2208.

2. Постановление Правительства РФ от 27.07.2001 № 564 (ред. от 06.06.2002, с изм. от 07.07.2005) «О Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года». // СЗ РФ. — 06.08.2001. — № 32. — Ст. 3327.

3. Закон Корякского Автономного округа от 15.01.2003 № 184-03 «Об окружной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года» (утратил силу) // Народовластие. — № 15. — 19. 02.2003;

4. Постановление Совета народных депутатов Камчатской области от 06.02.2003 № 388 «О рекомендациях депутатских слушаний «Традиционное природопользование коренных малочисленных народов Камчатки и окружающая среда: проблемы и пути их решения». // СПС «Консультант Плюс: Камчатская область». Документ опубликован не был.

5. Постановление Администрации Камчатской области от 24.04.2003 г. №149 «О проекте долгосрочной областной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера в Камчатской области на период до 2011 года. (утратил силу) // СПС «Консультант Плюс: Камчатская область».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абашидзе А. Х. Ананидзе Ф. Р. Правовой статус меньшинств и коренных народов: международно-правовой анализ. — М., 2007.

2. Заметина Т. В. Конституционный статус коренных малочисленных народов России. Дис. на соис-кан. учен. степ. канд. юр. наук. — Саратов, 1998.

3. Королев С. Н. Проблемы законодательства о коренных малочисленных народов Севера // Государство и право. — 2006. — № 7.

4. Крылов Б. С. Проблемы равноправия и равенства в российском конституционном праве. // Журнал российского права. — 2012. — № 11.

5. Кряжков В. А. Правовые проблемы статуса коренных малочисленных народов России // Государство и право. — 1994. — № 6.

6. Кряжков В. А. Права коренных малочисленных народов России: методология регулирования // Государство и право. — 1997. — № 1.

7. Тихватов А. Программа для коренных камчатцев. // Камчатка сегодня. — № 14. — 2014. 13 апреля.

УДК 379.85

Е. И. Сибирцева

НЕСТАНДАРТНЫЕ ТУРИСТСКИЕ ОБЪЕКТЫ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к определению нестандартных туристских объектов, а также приводятся примеры существующих туристских объектов Камчатского края, которые могут быть классифицированы как нестандартные и вызывать интерес туристов.

Ключевые слова: туризм, туристские объекты, нестандартные объекты показа

Ye. I. Sibirtseva

NON-STANDARD TOURIST OBJECTS OF KAMCHATKA KRAI

Abstract. The article is devoted to approaches to the definition of non-standard tourist objects and also provides examples of existing tourist facilities in Kamchatka krai which can be classified as non-standard and arouse interest of tourists.

Key words: tourism, tourist objects, non-standard objects of showing

Тенденции последних лет свидетельствуют о том, что туристическая отрасль интенсивно развивается, появляются абсолютно новые виды туризма. Это связано, прежде всего, с тем, что современный турист-путешественник нового тысячелетия обладает достаточным багажом знаний, имеет хороший уровень образования и находится в огромном информационном пространстве. Технический прогресс с высокой скоростью передвижения позволяет быстро перемещаться, не тратя месяцы на дорогу, как это было в конце XIX века. Таким образом, многим любителям путешествовать уже к 35 годам удается посетить наиболее интересные места планеты. Как следствие, для удовлетворения своих потребностей в новых впечатлениях нужны все более и более захватывающие путешествия, новые интересные виды туризма, необычные и нестандартные объекты, заставляющие удивлять.

Актуальность темы исследования: «Изучение опыта создания и функционирования нестандартных объектов в туристической

инфраструктуре Камчатского края» определяется осознанием важности изучения функционирования нестандартных туристских объектов для дальнейшего создания таких объектов показа с целью привлечения туристов в регион.

Практически любой регион обладает ресурсами, которые могут в той или иной степени использованы в туристских целях при наличии определенных условий социального, экономического, политического, экологического характера. Любой регион является самобытным в природно-географическом, историко-культурном плане, и это уже выступает базовым туристским ресурсом.

Существует достаточно много классификаций туристских ресурсов. А. С. Кусков туристские ресурсы делит на природные, культурно-исторические, социально-экономические, выделяя также подвиды, например, природные могут быть орографическими, водными, климатическими, лечебными и т. д. [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.