Научная статья на тему 'Права собственности в инвестиционных сделках'

Права собственности в инвестиционных сделках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
995
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Права собственности в инвестиционных сделках»

ИНВЕСТИЦИИ

ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И СОБСТВЕННОСТЬ В ИНВЕСТИЦИОННЫХ СДЕЛКАХ

Т.Н. ДАНИЛОВА,

профессор, заведующая кафедрой «Финансы и кредит» Волго-Вятской академии государственной службы

Современная теория институционализма раскрывает особенности представлений о роли государства в рыночной экономике. Центральной проблемой во всем комплексе институциональных преобразований является проблема собственности. В рамках этой теории получили новое освещение процессы трансформации собственности. С собственностью связаны права и обязанности участников инвестиционных сделок, без четкого определения которых инвестиционный рынок не может функционировать. Инвестиционная сделка рассматривается в институциональной экономике как специализированный рыночный институт. Без развитой системы институтов, защищающей права производителей, населения и государства, невозможно развитие и активизация современного инвестиционного рынка. Исторический процесс общественного развития свидетельствует о том, что институт собственности возник и развивался как один из важнейших инструментов вычленения экономики. В данной статье рассматриваются вопросы трансформации собственности в инвестиционных сделках.

Исследование процесса функционирования инвестиционного рынка в России требует раскрытия особенностей отношений и прав собственности непосредственно во взаимосвязи с понятием рыночного равновесия. Экономическое значение отношений собственности достаточно подробно исследуется как в классической, так и в неоклассической теории. Теоретические подходы к опре-

' Самуэльсон П. Экономика: Пер. с англ, т. 1. М., 1992. С. 42 -43.

2 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Пер. с англ., т. 1. М., 1992. С. 51.

3 Философский словарь. М., 1980. С. 333.

4 Alchian A. Sone Economics of Properti Rights // Politico 30 (№ 4). 816-829.

делению собственности далеко не всегда однозначны. Остановимся лишь на некоторых из них. Так, автор «Экономики» П. Самуэльсон считает, что собственность есть владение товарами или денежными суммами1. Представители этого же экономического направления К. Р. Макконнелл и С.П. Брю характеризуют собственность как распоряжение материальными ресурсами2. Близкое к этому понимание собственности можно найти в «Философском словаре»: «Собственность - принадлежность каких-либо объектов субъекту, которыми могут быть отдельные люди, их группы, государство, общество»3. В рассматриваемой статье мы будем придерживаться понимания собственности как совокупности определенных общественных отношений.

В инвестиционных сделках большое значение имеют не только отношения собственности, но и права собственности. Поэтому остановимся подробнее на понятии права собственности. Сегодня многие экономисты отождествляют понятие права собственности с юридическим аспектом этой проблемы. Однако с точки зрения институциональной экономической теории это не совсем так. В новой институциональной теории А. Алчианом и Г. Демсецем положено начало систематическому анализу проблемы прав собственности.

В работах А. Алчиана мы видим следующее толкование системы прав собственности: «Система прав собственности - это совокупность методов предоставления конкретным индивидам «полномочий» выбирать любой способ использования конкретных благ из класса незапрещенных способов использования этих благ»4.

Оживление подхода с позиций прав собственности связано как со статьей А. Алчиана, так и со статьей Р. Коуза на тему социальных издержек. Теорема Р. Коуза основывается на утверждении,

что внешние эффекты (externalites) не ведут к нерациональной аллокации ресурсов, если отсутствуют трансакционные издержки (tranaction costs), данные права собственности (property rights) в достаточной степени определены и соблюдение их обеспечено.

Общепризнано, что первым ученым, создавшим свою теорию прав собственности, был К. Маркс, который утверждал, что спецификация прав собственности может быть объяснена как реакция на социальные проблемы, источником которых является дефицит ресурсов, и что воздействие, оказываемое схемами прав собственности на экономическое поведение, конкретно и предсказуемо5. Под системой прав собственности в новой институциональной теории понимается все множество норм, регулирующих доступ к редким ресурсам. Такие нормы могут устанавливаться и защищаться не только государством, но и другими социальными механизмами - обычаями, моральными установками, религиозными заповедями6.

Принято различать три категории прав собственности. Первая категория - право на использование актива (права пользователя), которым определяется, какие варианты потенциального использования актива индивидуумом являются законными. Вторая категория - право получать (присваивать) доход от использования актива и заключать с другими индивидами контракты об условиях использования актива. Третья категория - не ограниченное временем право передавать права собственности на актив другой стороне, то есть право отчуждать или продавать актив (право изменения формы или существования актива)7.

Обеспечение прав собственности предусматривает исключение других лиц из числа пользователей ограниченных ресурсов. Ценность исключительных прав собственности зависит от издержек обеспечения этих прав, то есть от издержек исключения других лиц. Издержки обеспечения прав собственности уменьшаются, когда общество в целом придерживается социальных норм, структура которых совпадает с той структурой прав, которую стремится поддерживать государство. Деградация социальных норм может иметь значительные экономические последствия. При отсутствии социальных норм индивиды могут уста-

5 Pejovich, Steve (1982). Karl Marx, Prorerty Rights School and the Process of Social Change // Kyklos 35 (№ 3) :383-397. P. 383-394.

6 История экономических учений / Под ред. В.А. Антоно-мова, О. Ананьина, Н. Макшевой: Учебное пособие. М: Инф-ра-М., 2001. С. 661.

7 Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты: Пер. с англ. М., Изд. Дело, 2001. С. 48.

навливать схемы прав собственности, конкурирующие с государственными схемами. Высокие трансакционные издержки могут ограничивать обеспечение исключительных прав собственности. Например, на наш взгляд, так обстоит дело с защитой вкладов населения в коммерческих банках, а также со сделками на вексельном рынке.

Об ограничении прав собственности можно говорить, когда государство устанавливает некоторые пределы исключительным правам. Права собственности называются неограниченными при отсутствии ограничений прав индивида использовать активы, извлекать при этом доход и обменивать активы с той оговоркой, что индивид не имеет права наносить материальный ущерб ресурсам, принадлежащим другим лицам. Ограниченность прав собственности в силу несовершенства законодательства можно видеть в инвестиционной деятельности коммерческих банков.

В базовой неоклассической модели присутствует допущение, что все права, имеющие ценность, находятся в частной собственности, и эти права не подлежат ограничению со стороны государства. В реальном мире права на ценные ресурсы очерчены не так четко. Часто бывает, что права собственности на ресурс расщеплены (разделены). В соответствии с теоремой Р. Коуза первоначальное распределение прав собственности не имеет значения для размещения ресурсов, если права собственности свободно перемещаемы при нулевых издержках обмена. Но если включить в рассмотрение трансакционные издержки, то окажется, что государство играет решающую роль при размещении ресурсов. Этот факт имеет большое значение при определении роли государства на инвестиционном рынке. При подходе с точки зрения прав собственности объектом внимания становится то обстоятельство, что различие изменений в содержании прав собственности может породить изменения в функционировании экономической системы на макроуровне и привести к экономическому росту или к стагнации. Государство устанавливает фундаментальные правила, управляющие обменом, и обеспечивает их соблюдение.

Таким образом, работы по проблемам прав собственности сконцентрированы на вопросе о том, является ли неэффективное размещение ресурсов, в частности инвестиционных ресурсов, результатом неправильного распределения прав собственности.

Передача прав собственности на инвестиционном рынке реализуется в виде контрактов В передаче прав собственности возможно сложными (нестандартными) способами и заключается

объяснение неоднородности контрактов на рынке, то есть дискретная рыночная контрактация выполняется более сложными формами сделок, так как последнее позволяет передать функции контроля за реализацией остаточных прав в руки тех, кто может наиболее эффективно это сделать. Примером таких контрактов являются лизинговые сделки, реализующие в значительной степени от-ношенческо-специфические инвестиции.

Экономическая теория трансакционных издержек подчеркивает важность отношений собственности и «ех ante» издержек, связанных с составлением проекта договора, ведением переговоров, обеспечением гарантий соглашений и состыковки побудительных мотивов. Дополняя концепции экономической эффективности и состыковки стимулов, теория трансакционных издержек утверждает, что «ех post» издержки, связанные с неэффективной адаптацией и корректировкой договора и возникающие в случаях, когда реализация контракта не обеспечивает достижение цели в результате пробелов в договоре, ошибок, упущений и неопределенности внешних возмущений, институты поддержки контрактов имеют большое значение.

Если рассматривать институты как «ех ante» соглашения по поводу кооперации между участниками обмена, то их можно трактовать как структуру капитала, предназначенную для «производства» потока устойчивых исходов, а институциональные изменения являются формой инвестиций. Одним из видов издержек институциональных изменений является неопределенность по поводу того, какие исходы произведет новый режим. Неопред елейность предполагает, что заданная структура может быть «ех ante» связана с множеством точек структурно-детерминированного равновесия. «Ех post» неопределенность постепенно уменьшается по мере того, как становятся известными операционные характеристики новой институциональной структуры. Эта неопределенность по поводу влияния структурных изменений на равновесные исходы является достаточным основанием для стабилизации институтов и предотвращения непрерывных институциональных изменений, то есть равновесный исход достигается тогда, когда процесс коорректировки завершен и нет дальнейших изменений в ограничениях. При это важное значение имеет институциональное проектирование, цель которого в том, чтобы заранее распознать потенциальный конфликт, способность предотвратить или осмыслить его.

Особенности влияния трансакционных издержек на интенсивность инвестиционных сделок зависят от множества характеристик: соотношения

постоянных и переменных трансакционных издержек; распределения их между разными группами экономических агентов; используемых технологий защиты или нарушения прав собственности, а также обеспечения соблюдения соглашений.

Д. Норт показал, что модификации социальных ценностей являются одним из главных факторов при институциональных изменениях. Фонд социальных ценностей является формой капитала, который увеличивается при инвестициях в образование. Утрата Россией в период перестройки значительных социальных ценностей имеет прямое отражение в инвестиционном процессе. Отсутствие доверия к государству и к деятельности финансово-кредитных учреждений влечет за собой снижение уровня сбережений, оставляемых на территории России, а также к усложнениям процесса контрактации.

Проблема накопления частного капитала или прав собственности и ее появление в виде оборота собственности, изменения прав собственности - первый уровень макроэкономического рыночного равновесия. Равновесие является продуктом функционирования институциональной структуры (на макроуровне). На первом уровне, согласно теории Кейнса, индустриальное ядро экономики формирует инвестиционный спрос и в этом смысле способно себя финансировать. Кейнс подчеркивал хрупкость такого равновесия: избыток инвестиционного спроса может привести к перенапряжению и к кризису, а чрезмерная денежная эмиссия - к гиперинфляции. Примером такого перегрева может служить рынок государственных облигаций России в 1997 году. Ситуационное (привязанное к задаче) обобщение имеющейся информации, материализуемое в стандартах (нормах, правилах, инструкциях, распоряжениях), обеспечивающих доступность принятого управленческого решения для всех исполнителей, ускоряет и направляет процесс обмена информацией в системе. Процесс приобретения свободы и прав собственности связан с трансакционными издержками. Издержки обеспечения прав собственности уменьшаются, когда общество в целом придерживается социальных норм, структура которых совпадает с той структурой прав, которую стремится поддерживать государство. Сегодня, к сожалению, эта структура в России гипертрофирована.

Если рассматривать организацию инвестиционного рынка как сеть контрактов, то конкуренция между ними приводит к равновесным контрактам, в которых определены права собственности. Минимальной единицей исследования являются трансакции, совершаемые как на рынке,

так и внутри организации. Трансакции являются «не обменом товаров», а отчуждением и приобретением между индивидуумами прав собственности и свободы, созданных обществом, которые должны быть оговорены до того, как товары смогут быть реально обменены8. Таким образом, особенности инвестиционной сделки должны быть оговорены в контракте или в договоре. Трансакции рассматриваются как единица деятельности и, по мнению Коммонса, могут быть сведены до трех видов экономической деятельности: трансакции ведения переговоров, управленческие трансакции и трансакции нормирования. Трансакция ведения переговоров предполагает равенство желания покупателей и продавцов в сделках, по которым владение богатством переводится в операцию по закону. В этом заключается универсальный принцип редкости. Управленческие трансакции - это отношение между вышестоящим и подчиненным, то есть изменяют систему полномочий выбора и использования инвестиционных ресурсов. Ценность исключительных прав собственности зависит от издержек обеспечения этих прав. Государственное обеспечение прав собственности повышает ценность актива. Например, операции банков с ГКО повышают ценность этого актива с точки зрения ликвидности баланса банка. В этом заключается универсальный принцип эффективности. Эффективность рассматривается применительно к таким инвестиционным сделкам, какие они есть, а не какими они должны быть. Нормирующие трансакции предполагают, что вышестоящее является коллективным, тогда как нижестоящее является индивидуальным. Таким образом, институционализм, основанный на отношении человека к человеку, учитывает изменение ценностей в ближайшем и отдаленном будущем, охраняемых институтами собственности и свободы, действующими после заключения сделки.

В трудах экономистов по вопросам прав собственности подчеркивается, что форма собственности имеет большое значение при совершении сделки. Какие же формы собственности мы имеем на российском инвестиционном рынке? Можно выделить следующие формы собственности: общественная, коллективная, частная, личная и смешанная. Форма собственности отражает масштаб воздействия результатов инвестиционной сделки.

8 institutions] Economics American Economic Revien. V. 21 (1931), P. 648 - 657. By John Commons.

4 Адамова T.C., Мухин В.И., Титов С.П., Шумянкова Н.В. Эффективное управление предприятием в условиях рынка. -М., 2002. С. 21.

При осуществлении трансакций в организации происходят три типа изменений: отношений собственности, побудительных мотивов и структур управления. Структура управления необходима для поддержания целостности и эффективности внутрифирменных отношений обмена, основанных на определенных правах собственности. Таким образом, теория трансакционных издержек исходит из того, что особенности технологий и отношений собственности важны для исследования побудительных мотивов и механизмов управления экономической организацией. Это положение достаточно четко просматривается в деятельности акционерных обществ и народных предприятий. Экономическая сущность народных предприятий как формы хозяйствования заключается в том, чтобы обеспечить полновластный, гарантированный от внешних воздействий контроль работающих над его финансовыми потоками. Если при других организационно-правовых формах часть прибыли неминуемо попадает «внешним» собственникам, которые распоряжаются ею по собственному усмотрению, то в народном предприятии вся прибыль (после налогообложения) остается в его распоряжении и полностью направляется на развитие предприятия или на стимулирование его работников9. Следовательно, условия инвестирования в акционерных обществах и народных предприятиях с точки зрения прав собственности различны.

Применение экономической теории трансакционных издержек в области исследования инвестиционной деятельности полезно, так как велико количество сбоев в контрактных отношениях при данном уровне ее организации в России, что влечет за собой высокие трансакционные издержки. В целях снижения трансакционных издержек необходимо создание соответствующих структур управления инвестиционным процессом. Структура определяет скорость принятия инвестиционных решений в организации. Побудительные мотивы инвестиционной деятельности должны быть обеспечены квалификацией специалиста, системой санкций и поощрений. Одним из вариантов подобных структур управления инвестиционным процессом являются инвестиционные центры.

Инструментами собственности на фондовом рынке как части инвестиционного рынка являются акции, опционы акций, опционные и фьючерсные контракты, варранты (свидетельства, которые дают их владельцам право приобретать простые акции компании в определенный момент в будущем). Конвертируемые облигации также являются частью инструментов собственности, так как они дают право их держателям конвертиро-

вать эти свидетельства в обыкновенные акции компании по фиксированной ставке конверсии и тем самым изменить право собственности. Все эти инструменты на фондовом рынке различаются по правам собственности. Для государства и корпоративных структур фондовый рынок выступает источником ресурсов, а для инвесторов -сферой приложения капиталов. Он соединяет заемщиков и инвесторов, в результате формируется система, через которую реализуется заимствование средств из большого разнообразия источников, а инвесторы имеют большой круг объектов вложения. Фондовый рынок предоставляет условия для двух видов заимствования, которые совершаются по определенным правилам.

Во-первых, в форме займов, при этом заемщик будет платить комиссию за получение права на использование денег в течение определенного периода времени и, как правило, эта комиссия представлена в форме регулярных процентных платежей, которые рассчитываются как процент от заимствования средств.

Во-вторых, заемщик может предложить права собственности на часть компании, при этом ожидается, что он вернет заемные средства, так как позволяет новым владельцам компании делить с ним ответственность и участвовать в прибыли компании, то есть реализуется право получать доход от использования актива.

Государство, предоставляя такие общественные блага, как стандартизированные правила обмена, способствует снижению трансакционных издержек. Нарастание процессов глобализации связано с развитием новых технологий, открытием новых рынков, с которыми действующая в России схема прав собственности плохо гармонирует, что требует формирования новых частных или государственных прав собственности. В такой ситуации финансовые посредники могут рассматриваться как коалиции заемщиков и кредиторов, которые реализуют трансакционные технологии, используя их как эффект экономии за счет концентрации возможностей. В данном случае под трансакционной технологией понимается технология, при осуществлении которой происходит уменьшение трансакционных издержек. К трансак-

ционным технологиям можно отнести процедуру оценки заемщика, мониторинг за выполнением финансовых проектов, инвестиции в крупные проекты, гарантию банка выплатить сумму депозита и проценты, гарантию администрации инвесторам. Эти технологии снижают трансакционные издержки владельцев капитала, которые вкладывают свои средства в инвестиционные проекты на той или иной территории, а также в депозиты коммерческих банков, тем самым формируя устойчивые банковские пассивы.

Особый интерес представляют попытки приобретения предоставляемых государством услуг по защите прав собственности на основе прямого или косвенного подкупа отдельных чиновников или целых государственных структур. В этом случае государственные структуры подразделяют всю совокупность получателей услуг на «своих» и «чужих», что свидетельствует о том, что государство житвет не по закону, а по «понятиям». Приближенные к власти предприниматели («олигархи») существуют не только на федеральном и региональном, но и на локальном уровне. Размеры бизнеса и характеристика контролируемых ими рынков определяются уровнем власти, для которой предприниматель является «своим». Одной из причин такого положения является степень доступа к информации и уровень входных барьеров на рынок. Снижение уровня входных барьеров на инвестиционный рынок в Борском районе Нижегородской области позволило привлечь значительные объемы иностранных инвестиций. Финансирование инвестиций в Борском районе осуществляется из двух источников (таблица):

1. Собственные средства предприятий (организаций), отражаемые в показателе капитальных вложений;

2. Иностранные инвестиции.

Администрация Борского района гарантирует стабильность иностранным инвесторам при подписании инвестиционного соглашения. При изменении законодательства из бюджета выплачивается компенсация. Например, компания «Гла-вербель» пользовалась инвестиционными льготами по налогу на прибыль в областной и местный бюджеты. В начале 1998 года они перечислили сте-

Таблица10

№ п/п Показатель 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.

1 Капитальные вложения - всего, млн руб. 119,3 175,3 712,3 1 048,8

В том числе: производственные 104,3 161,8 688,2 1 026,6

непроизводственные 15,0 13,5 19,8 16,4

2 Объем иностранных инвестиций, млн дол. 38,58 63,77 28,0 21,0

10 На основе данных аналитических записок за 1998 - 2001 годы.

кольному заводу средства на реконструкцию в счет инвестиционной программы. Средства были размещены на банковские депозитные счета и в ГКО, но кризис 1998 года внес коррективы. В конце года налоговая инспекция лишила инвестора льгот, в силу невыполнения инвестиционной программы на сумму, которая была «заморожена» в ГКО. Бюджет взял эти обременения на себя. Для ускорения оформления документов и снижения бюрократизма администрация берет на себя ответственность за взаимоотношения с местными контролирующими органами при подписании соглашений, а также оказывает иное содействие, что фактически реализует принцип «одного окна» при осуществлении инвестиционной деятельности. Основные условия иностранного инвестирования определяются в двух- или трехстороннем инвестиционном соглашении, где излагаются права и обязанности субъектов инвестиционной деятельности, определяются гарантии и формы государственной поддержки.

Несмотря на значительный объем кредитных ресурсов, банки лишь в малой доле участвуют в инвестиционном процессе, что связано с краткосрочностью ресурсов банков, с несовершенством банковского законодательства, а также с большим риском. Доля инвестиций банков в Нижегородской области в общем объеме инвестиций уменьшилась на 7,6% в 2001 году (с 10,2% в 2000 году). Кредитование на длительный период требует учета индивидуальных особенностей участников сделки и поэтому все более приобретает черты долгосрочных отношенческо-специфических инвестиций, требующих реализации долгосрочных контрактных отношений. В этом случае банки в целях минимизации издержек институционального выбора должны предлагать заемщику долевое финансирование инвестиций путем залога части акций компании. Решение проблемы долгосрочного кредитования ставит перед кредитными организациями области задачу создания устойчивой долгосрочной ресурсной базы. О низкой инвестиционной активности нижегородских банков свидетельствует доля кредитов в структуре активов, которая в 1999 году составила 13%, а также доля средств, размещенных в ценные бумаги, - 12%. Очевидно, что основная опасность для банка заключается в угрозе потери (либо неполучения) собственности. Риск потери собственности следует рассмотреть в качестве основного риска, который в своей крайней форме может привести к прекращению существования банка, то есть к по-

11 Гамза В.А. Методологические основы системной классификации банковских рисков // Банковское дело. 2001. № 6. С. 33.

следствию, которое можно условно назвать «результативным риском». Описание реальной ситуации будет неполным без указания на механизм реализации этого риска. В подавляющем большинстве случаев потеря собственности происходит в процессе осуществления банком своей уставной деятельности и непосредственно связана с нарушениями порядка его функционирования. Такие нарушения рассматриваются как «риски порядка функционирования» банка, которые являются промежуточными между потенциальной угрозой потери собственности и реализацией этой угрозы. С позиций системного описания причинной связи между «основной опасностью» и возможностью (риском) ее реализации они выступают в качестве «сопутствующих» либо «дополняющих» рисков. Указанные представления об «основном» и «дополняющем» рисках и механизм их причинной связи полностью соответствуют п. 1 рекомендаций Банка России: «Под риском банковской деятельности понимается возможность утери ликвидности и (или) финансовых потерь (убытков), связанная с внутренними и внешними факторами, влияющими на деятельность банка»11.

Деятельность банка невозможна без осуществления с клиентами или партнерами сделок, основанных на специфицированных правах собственности и базирующихся на определенных правилах, не допускающих присвоения благ без согласия со стороны владельца. Таким образом, для реализации инвестиционной сделки банк и клиент должны договориться о ее условиях, что означает выработку определенных правил, структурирующих их взаимодействие в течение периода существования между ними отношений обмена. Подобные правила фиксируются в договорных контрактах, в которых оговариваются условия обмена активами. Инвестиционные контракты характеризуются определенной структурой, которая зависит от действующей нормативно-правовой базы, социальных обычаев и технических характеристик активов, подлежащих обмену. Если издержки контрактации сделки велики, то возможна ситуация, когда отдельные параметры сделки не оговариваются в контракте и в дальнейшем они становятся источником конфликтов.

В отличие от добровольного обмена, воровство, вымогательство, грабеж можно рассматривать как вынужденный обмен, который осуществляется посредством угрозы насилия или его реализации. Если добровольный обмен является двусторонним и избирательным, обеспеченным формально симметричным контрактом, то вынужденный обмен - односторонний, избирательный и сопровождается «заключением» асимметричного

контракта. Все формы вынужденного обмена, с одной стороны, позволяют получать благо, не отдавая взамен своего, но, с другой стороны, требуют мер предосторожности, во-первых, для предотвращения воровства, вымогательства или грабежа (совершенствуя технологию защиты от разного рода посягательств) и, во-вторых, для преодоления сопротивления «вынужденных» контрагентов (совершенствуя технологию реализации данных посягательств). В лучшем случае вынужденный обмен предполагает систему взаимоотношений, основанную на теории игр с нулевой суммой. Данная форма обмена, в отличие от добровольного, основана на перераспределительных отношениях.

Риск «действия» банка в инвестиционных сделках заключается в том, что даже при заключении добровольного контракта возникает опасность одностороннего нарушения или оппортунистического поведения, которое трансформирует его в форму вынужденного обмена де-факто. Особенно это характерно для ситуации, когда выполнение участниками взятых на себя обязательств асинхронно во времени. Отличие добровольного обмена от вынужденного в том, что его выполнение основано на соблюдении правил, и проблема состоит в их неполноте.

Учитывая, что ресурсы ограничены, а защита требует определенных затрат, ее альтернативными издержками будет ценность соответствующего количества благ, от которого необходимо отказаться в целях защиты прав собственности или обеспечения соблюдения заключенных соглашений. Результатом использования средств защиты является снижение вероятности и интенсивности воздействия других людей на поток доходов от того или иного актива, то есть речь идет о трансак-ционных издержках, которые сужают область взаимовыгодного обмена. В частности, коммерческим банкам часто приходится отказываться от инвестиционных сделок в силу неустойчивости финансового состояния заемщика либо снижать процентные ставки в целях уменьшения риска невозврата в процессе кредитования и тем самым уменьшать получаемый доход. Одним из направлений снижения банковских рисков является создание института гарантий и института государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним. Гарантии выполнения контроля могут принимать несколько форм, одной из которых является общественная собственность.

Рыночная экономика, вводя многообразие форм и прав собственности, превращает человека в хозяина-предпринимателя, мотивируя в нем чув-

ство ответственности. Следовательно, обретает конкретные формы механизм ответственности, он перестает быть безликим и безадресным. Появляется особый вид ответственности перед потребителем, ибо потеря последнего означает снижение дохода, а иногда и крах фирмы. В то же время защита прав собственности связана с увеличением трансакционных издержек. Рассмотрим данное положение на примере инвестиционной деятельности в регионе.

Сложность региональной инвестиционной системы проявляется в многообразии и многоступенчатости связей между ее элементами, что порождается разнообразием отношений и прав собственности. Последние зависят от организационно-правовых форм деятельности. Кардинальным средством борьбы со сложностью является изменение структуры системы, что требует соответствующих инвестиций. Основная функция региона реализуется в разных условиях, что проявляется в степени неопределенности деятельности и связано с неполнотой информации, то есть с нечетко определенными правами собственности. С ростом неопределенности условий сделки в каком-либо элементе системы должна расти его самостоятельность, свобода выбора. Возрастание роли субъективного фактора в современных условиях повышает актуальность проблемы разработки технологий и процедур по совершенствованию управления инвестиционным процессом в регионе, обеспечению научности и эффективности принимаемых решений, что способствует росту экономической ответственности.

В основе анализа отношений собственности, определяемых системными признаками регионального воспроизводства, лежат две предпосылки: 1) ресурсное и культурно-историческое единство региона; 2) существование трех основных форм собственности: общегосударственной, коллективной и личной.

Интерес хозяйствующего субъекта можно рассматривать как интерес его собственников по поводу использования актива (права пользователя) или закрепленных за ними части общественных ресурсов, права собственности на которые разделены (расщеплены). Региональные условия производства - это условия производства любого продукта в пределах определенной ограниченной территории (региона). Они отражают хозяйственные связи по поводу совместного использования региональных ресурсов. В соответствии с теоремой Коуза первоначальное распределение прав собственности не имеет значения для размещения ресурсов, если все права свободно перемещаемы при нулевых издержках обмена.

Ключевое противоречие заключается в несовпадении отраслевых и региональных критериев эффективного воспроизводства ресурсов. В отраслевых критериях не учитывается изменение эффективности использования ресурсов при их совместном потреблении несколькими отраслями и не отражаются затраты на воспроизводство ресурсов. В региональных же интересах не содержатся натурально вещественные показатели продукции, совместимость выпуска определенных ее категорией и потребностей в ней. Данное противоречие должно быть учтено в инвестиционной политике региона. Для разрешения этого противоречия необходимо учесть в контрактах особые условия использования ресурсов, что увеличивает трансакционные издержки, связанные с уточнением прав собственности.

Региональные интересы представляют собой сложное явление, синтезирующее государственные, хозяйственные и личные интересы. Оно заключается в обеспечении эффективного воспроизводства локальных ресурсов и комплексного развития хозяйства. Первое вытекает из системных признаков региональной социально-экономической системы. Связь региональных и общенародного интересов определяется необходимостью разработки эффективных контрактов использования локальных ресурсов, учитывающих агломерационные эффекты от комплексного развития региона (например, эффект сброса в Волгу отходов). Поэтому институциональный анализ инвестиционной деятельности в регионе должен быть направлен на выявление изменений в порядке использования локальных ресурсов региона, то есть на изменение прав собственности.

Личные интересы местного населения связаны с региональными. Хотя формально личный интерес связан лишь с распределением по труду и личной собственностью индивида, фактическая реализация трудового дохода определяется уровнем развития социально-бытовой инфраструктуры региона, отраслей, обслуживающих население, а также совокупностью социальных норм. Взаимосвязь личных и региональных интересов определяется культурно-историческим единством региона (например, неразвитость бытовых услуг -взлет цен на услуги).

Специфика форм организации хозяйства определяет эффективность реализации инвестиционной политики в процессе регионального развития. Последнее зависит от имеющейся свободы выбора в системе: если свобода выбора ограничена, то существует возможность подавления интересов. Институт свободного индивидуального выбора обеспечивает собственность и связанную

с ней экономическую ответственность. Организационно-правовая форма собственности может формировать заинтересованность работников в долговременном вложении прибыли в развитие производства. Например, народное предприятие предусматривает инвестиции в производство, обеспечивающие рост объема производства, производительности труда, снижение издержек, повышение качества и конкурентоспособности продукции, что приводит к увеличению прибыли и, следовательно, к увеличению налоговых поступлений в бюджет. Для возрастания свободы выбора экономических агентов в регионе важно иметь стабильную нормативно-правовую базу, определяющую «правила игры» и права собственности. Отсутствие четкости в законодательной базе по таможенной и налоговой политике приводит к снижению эффективности инвестиционной деятельности в регионе.

Нерациональное использование природных ресурсов, связанное с правом собственности, приводит к истощению их запасов и загрязнению окружающей среды. Недостаточность финансирования социально-бытовой и производственной инфраструктуры отрицательно влияет на обеспеченность организаций трудовыми ресурсами и приводит к образованию «узких мест» в энергетике, на транспорте, в строительстве. Создание механизма инвестирования в регионе с четко очерченными правами собственности на редкие ресурсы и условиями их воспроизводства будет способствовать решению этой проблемы. Следует иметь в виду, что условия оптимальные, с отраслевой точки зрения, могут не быть таковыми на уровне региона. Это связано с наличием положительных и отрицательных агломерационных эффектов, заключающихся в нелинейном изменении локальных ресурсов. Например, транспортные расходы понижаются с увеличением плотности транспортного потока, но только до известного аварийного предела и с его достижением катастрофически нарастают. Аналогичная ситуация характерна для многих отраслей инфраструктуры. Решение этих задач требует конструирования специального механизма управления, ориентированного на разрешение основных противоречий регионального развития, которые проявляются в хозяйственной практике как ресурсно-информационная ситуация конфликта.

В силу объективной ресурсной зависимости деятельности корпораций в регионе взаимоотношения между ними и администрацией принимают характер взаимного экономического подчинения. Например, с одной стороны, корпорации используют региональные ресурсы, а с другой -

финансовый потенциал региона зависит от развития корпораций. Большинство возникающих проблемных ситуаций многоадресно и нестатично. Эффективное их разрешение требует синтеза разнокачественных ресурсов, «распыленных» по отдельным звеньям, и изменения прав собственности на них. Информация между агентом и доверителем в этом случае асимметрична. Центральное место в отношениях между доверителем и агентом занимает моделирование воздействия трех факторов на контракты между иерархически взаимодействующими сторонами: 1) структура предпочтений сторон контракта; 2) характер неопределенности; 3) структура информации в окружающей среде. Основное значение имеет разделение риска между доверителем и агентом, форма контракта и сопоставление равновесных контрактных решений с точки зрения благосостояния.

В качестве базовой ресурсно-информацион-ной ситуации конфликта в регионе выступает несоответствие между режимом использования и циклом воспроизводства региональных ресурсов, возникающих, в частности, вследствие ресурсного и информационного обособления этих процессов и несовершенства прав собственности. Это несоответствие проявляется в общей и локальной несбалансированности региональных ресурсов и потребностей на различных организационных уровнях и этапах хозяйственной деятельности. В частности, данная несбалансированность проявляется в инвестиционном спросе и предложении в регионе, что существенно влияет на его развитие. Несбалансированность ресурсов, приводящая к их вынужденной замене, означает снижение качества производимой продукции и общее падение эффективности производства.

Разрешение ресурсно-информационной ситуации конфликта в регионе возможно при реализации следующих условий:

- информационная увязка структуры процессов использования и воспроизводства региональных ресурсов;

- создание системы стимулов рационального использования ресурсов с учетом условий их воспроизводства (налоговые льготы, системы нормативов, формальных и неформальных правил, ограничений на хозяйственную деятельность в регионе);

- наличие системы управления инвестиционной деятельностью в регионе, которая должна быть направлена на формирование совокупности экономических стимулов, санкций рационального использования местных ресурсов, устанавливать режим их воспроизводства и нормы отчислений ресурсов в региональные фонды, назначение ко-

торых - повышение эффективности воспроизводства в регионе.

Составной частью механизма согласования интересов является экономическое стимулирование, основой которого являются нормы доверия, экономической ответственности и свободы выбора, способствующие более эффективному использованию локальных ресурсов.

Поскольку ограниченные ресурсы региона относятся к специфическим активам, отчисления за право их использования принимают характер рентных платежей, дифференцированных на территории региона, что порождает проблему оппортунизма и вымогательства в региональных инвестиционных сделках. Однако рентные платежи не отражают в полной мере качественную неоднородность территории региона. С точки зрения региона небезразлично, какую продукцию выпускают производственные организации. По-видимо-му, финансовые санкции необходимо принимать и к производственным организациям, выпускающим устаревшую продукцию, то есть региональный инвестиционный механизм должен включать механизм санкций и поощрений. Формирование института гарантий должно осуществляться за счет взносов в страховой фонд региона, который может быть использован в случае срывов поставок и т.п. При этом страховые взносы не должны облагаться налогом.

Другой механизм реализации прав собственности региона в инвестиционных сделках, который может быть использован в случае частичных дисбалансов, - налог на распорядительство. Этот налог выплачивают производственные организации - поставщики региональных ресурсов: строительные организации, энергосети. При нехватке определенного вида ресурсов налог на распорядительство стимулирует поставщиков выполнять заказы организаций, имеющих высший приоритет в реализации региональных программ.

В России новая структура инвестирования складывается в зависимости от формы собственности. Если ранее из средств федерального бюджета покрывалось более 90% затрат на инвестиции, то в 1997 году доля бюджетов всех уровней снизилась до 20%, а в 1998 году - до 17%, в 2001 году доля бюджетного инвестирования составила 38,9%. На долю предприятий и организаций негосударственного сектора приходилось в этот период 1998 года 80% общего объема инвестиций (в 1997 году - 73%).

Улучшение инвестиционного климата и принятие бюджета развития - необходимые, но недостаточные меры. Важно не только увеличить инвестиционные ресурсы, но и сделать экономику

восприимчивой к инвестициям, особенно на уровне предприятий. Последнее включает: реформу предприятий, предусматривающую переход к принятым в мировой практике стандартам бухгалтерского учета, оценку основных фондов в соответствии с их реальной рыночной стоимостью; существенное улучшение корпоративного управления; строгое и формализованное разделение прав и обязанностей менеджера, с одной стороны, и прав и обязанностей собственника - с другой, а также изменение формы собственности. В частности, низкий уровень инвестиционной активности унитарных предприятий требует рассмотрения вопроса о преобразовании данной формы собственности. Укрепление правовой базы и расширение практики применения механизма санации и банкротства неплатежеспособных предприятий также будут способствовать усилению роли собственника и ответственности менеджера, выявлению направления эффективного развития производства.

Нижегородская область одной из первых в России разработала собственную законодательную базу по инвестированию, то есть создала систему формальных правил, определяющих условия инвестиционной сделки. В 1996 году был принят закон «О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области» от 16.12.96 № 54-3. В соответствии с законом частный капитал в области стимулируется налоговыми ставками в пределах местного (областного) бюджета, вплоть до полного освобождения от местных налогов. Предусмотрены финансовые меры - льготные займы, кредиты, поручительства, а также нефинансовые - получение госзаказа на льготных условиях, содействие в создании инфраструктуры, получение в собственность или в аренду земельных участков и недвижимости (офисов, складских помещений и др.), предоставление государственных гарантий, источником которых являются средства бюджета развития области, активы областных внебюджетных фондов, природно-сырьевые ресурсы, находящиеся в собственности области, недвижимость и т.д. Областная администрация гарантирует риски инвесторов собственным имуществом, тем самым обеспечивая разделение риска. В законе предусмотрена обязательность экспертизы проектов при предоставлении налоговых, таможенных льгот и государственных гарантий. Экспертиза может осуществляться либо органом государственной власти, либо независимым экспертным учреждением, например инвестиционным центром. Однако большинство из закрепленных в законе мер по созда-

12 Эрроу К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. 1995. № 5. С. 108.

нию благоприятных условий деятельности для частных инвесторов носит декларативный характер, малопривлекательны и неэффективны.

Отметим наиболее важные факторы, от которых зависит инвестиционный процесс: во-первых, от степени развитости системы норм в инвестиционной сфере открытой экономики; во-вторых, от ожидаемой нормы прибыли или рентабельности предполагаемых капиталовложений и от функционирования соответствующих институтов в инвестиционной сфере; в-третьих, инвестор при принятии решения всегда учитывает альтернативные возможности капиталовложений. Инвестор может вложить свои деньги в строительство нового завода или фабрики, а может и разместить денежные ресурсы в банке. Следовательно, принятие инвестиционного решения осуществляется индивидуумом с учетом издержек по заключению сделки. В-четвертых, инвестирование осуществляется на длительный период времени, что предполагает возможность оппортунистического поведения контрагента, то есть процесс принятия инвестиционного решения осуществляется с учетом ограниченной рациональности и оппортунистического поведения. Инвесторы в силу неполноты знаний и ограниченности прогностических возможностей вынуждены останавливаться на приемлемых решениях, исходя из доступной им информации. В-пятых, деятельность инвесторов ограничена существующей институциональной структурой инвестиционной сферы, определяющей область выбора. Инвестор действует в условиях плохо или недостаточно определенных прав собственности, что предполагает необходимость учета риска и характера неопределенности.

Таким образом, результативность деятельности инвестора зависит от степени доступа к информации, которая ограничена не пространством, а законами интеллектуальной собственности.

Информация имеет решающее значение при принятии решения в условиях неопределенности. Она позволяет инвестору уточнить характер неопределенности. Известный ученый К. Эрроу отмечает: «Неотъемлемой чертой принятия решений служит недостаточно полное знание о всех имеющихся возможностях и факторах, способных повлиять на результаты решения»'2.

Деятельность инвестора на рынке сопровождается обретением собственности или прав собственности, а также изменением свободы его выбора. Особенность неопределенности на инвестиционном рынке связана с тем, что инвестор действует в условиях плохо или недостаточно определенных прав собственности, что предполагает необходимость учет риска.

Исследование влияния информации как фактора снижения риска требует его классификации на системный и несистемный. Несистемный риск - риск отдельных операций или действий инвестора, в частности банка, которые могут негативно повлиять на его финансовое положение. Системный риск - риск неблагоприятной экономической и политической ситуации в стране или мире, который может привести к банкротству банка.

Таким образом, с экономической точки зрения информация характеризуется следующими чертами:

1. Трудность однозначной фиксации потребителя. Продажа информации действует односторонне: информацию нельзя забрать назад, выкупить, зато можно продавать одну и ту же информацию, если это не идет в разрез с законом. Более того, проданная информация остается и в собственности продавца, то есть продажа информации - это не обычный акт купли-продажи, поскольку не происходит отчуждения собственности, - информация не приватизируется как обычный товар.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Невозможность однозначной стоимостной оценки полученного объема информации, то есть нужны четко определенные права интеллектуальной собственности.

3. Неопределенность полезности информации.

4. Иной механизм старения информации в инвестиционных сделках: информация не изнашивается, но полезность ее со временем уменьшается.

5. Инвестиционные критерии позволяют инвестору осуществить выбор в непрерывно изменяющемся потоке информации.

6. Для разных видов инвестиционных сделок конкретным предметом обмена могут выступать разные стороны информационного продукта.

Следовательно, информация - это не любые сообщения, сведения, данные, а лишь те, которые уменьшают у получателя неопределенность знания об интересующем его объекте. Мера уменьшения этой неопределенности и характеризует количество информации по Шеннону. Однако эта мера не учитывает ценность информации, что ограничивает ее применимость в экономических целях. Ценность информации субъективна и обусловлена ее необходимостью, важностью для получателя. Объективная сторона ценности информации связанна с затратами на получение определенного пакета данных. Сами сведения дифференцированы: фундаментальные и прикладные,

13 Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. М., 2003. С. 49.

содержательные и методические (инструментальные), абстрактные и о конкретном объекте (например, статистика). К ним по-разному применимы дихотомии: «актуальность-старение», «достоверность-надежность».

В настоящее время огромное значение для всей мировой экономики приобретает самая разносторонняя информация: политическая, экономическая, финансовая, научно-техническая. Расширяется масштаб инвестиционной деятельности в связи с вступлением России в ВТО, усложняется процесс принятия инвестиционных решений. Появляется не только быстро развивающийся мировой рынок информационных технологий, но и рынок международной информации, а информация становится ценным, дорогостоящим товаром, который нуждается в постоянном обновлении. Очень часто доступ к использованию информации рассматривается в качестве стратегически значимого при решении самых разнообразных задач, предпринимаются попытки дезагрегировать влияние технического прогресса, выделив из него фактор информации.

Таким образом, обшая позитивная тенденция влияния информационных процессов на глобализацию заключается в преодолении асимметричности информации или смягчении данного явления, увеличении объема информации, доступной широкому кругу лиц. Вместе с тем глобализация имеет и негативные последствия, ведущие к потерям в уровне благосостояния населения страны.

Рост объема информации возрос, и ее доступность для широкого круга лиц влечет и определенные трудности, связанные с противоречивостью источников информации, в которой нелегко разобраться не только частным инвесторам, но и специалистам. В результате она начинает играть отрицательную роль, отвлекая от существенного. Следовательно, «редким» ресурсом становится не информация, а внимание. Возникает явление, получившее название информационных шумов, -«ситуация, когда затрудняется принятие решения вследствие стремительного увеличения объема избыточной, неточной информации, что снижает потенциальный рост эффективности производства»13. Все это сопровождается существенным усложнением инвестиционных процессов, причем в глобализованных масштабах. На макроэкономическом уровне это выражается в сильной зависимости финансовых систем различных стран от состояния мирового фондового рынка, подверженного сильным колебаниям.

Глобализация порождает проблему незащищенности информации. Всемирная коммуникационная система создает потенциальную возмож-

ность для вмешательства во внутренние дела государства, проникновения в закрытые до этого сферы и области, связанные с государственными интересами и национальной безопасностью. Источник информации достаточно часто бывает трудно определить и нейтрализовать. Возможным становится хищение информации, распространение компьютерных вирусов, тайный мониторинг сети, взлом сетей и поражение работы, включая банковские сети. Особо следует сказать о сохраняющейся асимметричности в допуске к информационным источникам различных стран и регионов. Данное явление получило название цифрового разрыва. Оно представляет собой одну из основных проблем глобального распространения информационных технологий.

На инвестиционном рынке большое значение имеет как ценовая, так и неценовая информация, здесь особенно видно влияние прочей информации, включая политическую. К. Эрроу назвал неценовую информацию «сигналами рынка», которые слабо прогнозируемы, но играют решающую роль в процессе выбора инвесторов.

В инвестиционных системах, обладающих свободой выбора, оценка решения должна осуществляться с учетом того, что через некоторое время придется снова принимать решения. Такой подход развивается в теории последовательного решения Д. Габора. Основным принципом самоорганизации по Д. Габору выступает принцип свободы выбора последующих решений, предусматривающий такую развитую многоуровневую

структуру принятия решений, при которой в каждом из последующих уровней сохраняется возможность выбирать любые решения предыдущих. При этом свобода выбора определяется как мера эффективности решений, которые можно принимать в заданные моменты времени. Таким образом, задача состоит в том, чтобы выбирать такой способ принятия решений (алгоритм), который обеспечивал бы максимальную свободу выбора для каждого последующего принятия решения. Наличие свободы выбора обеспечивает адаптивность системы к изменениям. В процессе принятия инвестиционного решения необходимо учитывать взаимное влияние элементов системы на их свободу выбора, а также временную стоимость денег. Данное положение тесно увязывается с положением Д. Норта о том, что институты должны не только снизить издержки по спецификации прав собственности, издержки, связанные с составлением различных законов, но также способствовать децентрализованному принятию решений и эффективности конкурентных рынков»14.

Стандартизация управления инвестиционной деятельностью требует ситуационного (привязанного к задаче) обобщения имеющейся информации. Последняя материализуется в стандартах (нормах, правилах, инструкциях, распоряжениях), обеспечивающих доступность принятого управленческого решения для всех исполнителей, ускоряет и направляет процесс обмена информацией в системе, то есть процесс приобретения свободы и прав собственности, и снижает трансакционные издержки.

14 Норт Д. Вклад неоинституционализма в понимание проблем переходной экономики, http://www.wider.unu.edu.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.