Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 15 (153). Право. Вып. 19. С. 29-31.
А. Т. Карасев
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА В СТРУКТУРЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА: ВОПРОСЫ ОГРАНИЧЕНИЙ И КЛАССИФИКАЦИИ
Рассматривается вопрос о месте прав и обязанностей депутата в структуре его конституционноправового статуса на основе анализа общего конституционно-правового статуса гражданина.
Ключевые слова: права и обязанности, ограничения в конституционном праве, формы деятельности депутатов.
Права и обязанности как основной элемент конституционно-правового статуса депутата находят свое закрепление в конституционном законодательстве. Соответствующими правами и обязанностями депутат наделяется в рамках приобретаемого им конституционно-правового статуса. Их объем зависит от объема такого статуса, который, в свою очередь, определяется уровнем того представительного органа власти, в состав которого избран гражданин.
В конституционно-правовом статусе гражданина, как правило, выделяют следующие группы прав: личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные1. В конституционно-правовом статусе депутата конкретизируется реализация гражданином, прежде всего, его политических прав и свобод, которые предназначены для обеспечения режима народовластия на уровне государственной власти и местного самоуправления. Политические права и свободы дают возможность гражданам проявить себя в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса, участвовать в осуществлении функций политической системы. Основным признаком политических прав и свобод является возможность участия граждан в общественнополитической сфере деятельности государства2. Соответственно, в системе политических прав, свобод и обязанностей выделяются права, свободы и обязанности в сфере государственной и общественно-политической жизни и деятельности3. Н. В. Витрук в политико-правовом статусе личности выделяет права, опосредующие осуществление народовластия, управление делами общества и государства; право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления4. Возможность участия
граждан в управлении делами государства обеспечивается их правом на народное представительство5, реализация которого позволяет сформировать соответствующую форму представительного правления. Реализация прав и обязанностей в конституционно-правовом статусе граждан осуществляется на основе принципа их единства и взаимодействия6. Следовательно, права и обязанности депутата, выступая элементом его конституционно-правового статуса, являются конкретизацией политических прав и свобод гражданина, и, в первую очередь, права на осуществление народовластия. При этом в конституционно-правовом статусе депутата ряд политических прав не просто сохраняется, но и приобретает большее значение (например, право избирать и быть избранным). В конституционно-правовом статусе гражданина указанное право осуществляется в рамках общих отношений народовластия на основе принципов избирательного права.
Как представляется, в конституционно-правовом статусе депутата носителем политических прав и обязанностей является ограниченный (специфический) круг субъектов — граждане, избранные депутатами. Как отмечал А. А. Мишин, политические права и свободы определяют правовое положение гражданина в системе общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственной власти7.
Вместе с тем реализация соответствующих прав и обязанностей депутата, как и политических прав и свобод граждан, не может быть безграничной. Ограничения свободы личности разумны, когда они соответствуют уровню политического, правового и нравственного сознания людей. Мера правовых ограничений отыскивается в самих общественных отношениях. Она устанавливается объективно, хотя и не без влияния субъективных факторов8. Разработка проблемы пределов осуществления конституционных прав
и свобод граждан позволит выявить особенности механизма их реализации, будет способствовать усилению влияния процесса их применения в правомерном поведении личности9. Как отмечает В. С. Шевцов, правомерное ограничение реализации прав и свобод человека и гражданина предусмотрено: принципами и нормами Конституции РФ; б) федеральным законом на основе и в соответствии с Конституцией РФ10.
Первым и необходимым условием реализации человеком своих способностей является свобода. В принципе она не может иметь пределов и границ, как не может быть пределов у человеческих потребностей, интересов и устрем-лений11. Однако индивид постоянно находится в сложнейшей системе социальных связей и отношений, что обуславливает существование не только его личного, внутреннего состояния естественной свободы, но и наличие такого же состояния у других, находящихся рядом с ним людей12. Границы юридически возможной деятельности людей устанавливает право, которое всегда ограничивает человеческую независимость, заменяя ее юридически закрепленной свобо-дой13. Политические права и свободы граждан (а также обязанности) имеют определенные пределы реализации. Пределы ограничений, а также запрет на чрезмерные ограничения должны быть установлены федеральным законодательством. При этом необходимо уточнить, что существуют как «конституционные ограничения», так и «ограничения конституционных прав», которые соотносятся как общее и особенное. По мнению Б. С. Эбзеева, понятие «конституционные ограничения» включает в себя определение «имманентные пределы» основных прав, которые зафиксированы в Конституции РФ и представляют собой не ограничение основных прав, а установление их границ, нормативного содержания и круга правомочий14. Под ограничениями конституционных прав, уточняет Б. С. Эбзеев, следует понимать допускаемые Конституцией РФ и установленные федеральным законом «изъятия» из конституционного статуса человека и гражданина, а также «изъятие из круга правомочий, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод»14. Как отмечает С. С. Алексеев, ограничение — это вопрос об объеме регулирования, о границах имеющихся у лица прав, которые характеризуют результат юридического регулирования. Достигается же такой результат путем сужения дозволений,
новых запрещений, дополнительных позитивных обязываний15. Способы (формы) ограничения прав и свобод, по мнению А. А. Подмарева, могут быть различными: а) запрет на определенный вариант реализации права и свободы, то есть установление границ поведения (относительный запрет); б) запрет на реализацию права (свободы) в целом (абсолютный запрет); в) вмешательство (вторжение) в право (свободу) уполномоченных государственных органов (характеризуется активными действиями государственных органов и пассивным поведением личности); г) обязанность; д) ответственность16.
Лица, являющиеся депутатами, как носители двух конституционно-правовых статусов, могут быть ограничены в политических правах и свободах в рамках общего конституционноправового статуса. Вместе с тем следует выделить ограничения, обусловленные особенностями конституционно-правового статуса отдельных категорий лиц, так называемые «профессиональные» ограничения. К примеру, депутаты не могут заниматься иными видами оплачиваемой работы, если они осуществляют свои права и обязанности на постоянной профессиональной основе. Исключение составляют научная, творческая и преподавательская виды деятельности17. Это означает, что общие ограничения, содержащиеся в конституционном законодательстве, могут быть меньше, чем у гражданина, являющегося депутатом. Применительно к общему конституционно-правовому статусу гражданина ограничения могут касаться только политических прав, свобод и обязанностей, входящих в систему конституционных прав и свобод. В рамках конституционно-правового статуса депутата ограничения могут затрагивать как права депутата, так и его статус. Так, в случае выхода депутата из парламентской фракции, его конституционно-правовой статус прекращается досрочно18.
Несмотря на то, что у депутатов имеется достаточно большой объем прав и обязанностей, они в настоящее время (к большому сожалению) не получили достаточно конкретной регламентации в действующем законодательстве. Как правомерно отмечают А. А. Безуглов, С. А. Солдатов, «данные полномочия растворены в формах и гарантиях деятельности»19 депутатов.
Соответствующие формы депутатской деятельности закрепляются в законах субъектов, регламентирующих статус депутата. Так,
в ст. 11 Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 г. № 5-ОЗ «О статусе и депутатской деятельности депутатов палат Законодательного Собрания Свердловской области» перечислены пятнадцать форм такой деятельности.
Деятельность депутата (во всех формах ее проявления) должна служить: а) осуществлению законодательной деятельности в Федеральном Собрании Российской Федерации и законодательных (представительных) органах власти субъектов Российской Федерации, а также нормотворческой деятельности в представительном органе власти муниципального образования;
б) объединению интересов различных политических групп, социальных слоев и выработке решения на основе консенсуса этих интересов;
в) осуществлению посредничества между гражданами и исполнительной властью. Для достижения поставленных целей депутаты и наделяются соответствующими правами и обязанностями, которые они осуществляют с использованием названных выше форм деятельности. Как видно, все они используются либо применительно к деятельности представительного органа, либо применительно к деятельности в избирательном округе и по отношению к избирателям. Таким образом, все права и обязанности депутата можно разделить на две большие группы: а) права и обязанности депутата в представительном органе; б) права и обязанности депутата в отношениях с избирателями20. В научной литературе иногда не выделяют указанные группы прав и обязанностей депутатов, но в процессе их рассмотрения так или иначе говорят об их правах и обязанностях в представительном органе и по взаимодействию с избирателями21.
Примечания
1 См.: Лебедев, В. А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности). М., 2005. С. 12.
2 См., напр.: Государственное право Российской Федерации / под ред. О. Е. Кутафина. М., 1996. С. 218— 219; Конституционное право : учебник / отв. ред. В. В. Лазарев. М., 1996. С. 144; Конституционное право : словарь / отв. ред. В. В. Маклаков. М. 2001. С. 347; Лебедев, В. А. Политические права и свободы граждан Российской Федерации (конституционно-правовое исследование) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2003. С. 8; Права человека : учебник / отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2001. С. 151; Хаменок, Ф. А. Политические свободы граждан СССР : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1965. С. 5.
3 См.: Воеводин, А. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 204-212.
4 См.: Витрук, Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 288.
5 См.: Масленникова, С. В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. М., 2001. С. 35-36.
6 См.: Царев, О. В. Принцип единства и взаимодействия прав и обязанностей в конституционном праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2005. С. 16.
7 См.: Мишин, А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1996. С. 69.
8 См.: Лучин, В. О. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации / В. О. Лучин, О. Н. Доронина. М., 1998. С. 51.
9 См.: Астрахан, А. А. Гарантии и пределы осуществления конституционных прав и свобод советских граждан : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1986. С. 4.
10 См.: Шевцов, В. С. Права человека и государство в Российской Федерации. М., 2002. С. 266-267.
11 См.: Керимов, Д. А. Основы философии права. М., 1994. С. 31-36.
12 См.: Нерсесянц, В. С. Философия права. М., 1997. С. 6872.
13 См.: Агеев, А. В. Ограничение прав и свобод граждан по Конституции Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 52-56.
14 См.: Эбзеев, Б. С. Ограничения конституционных прав: понятие и пределы // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву. Н. Новгород, 1998. С. 6-8.
15 См.: Алексеев, С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 67.
16 См.: Подмарев, А. А. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 39.
17 См., напр.: ст. 6 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
18 См. поправки в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1999. № 28. Ст. 3466; 2005. № 30 (1). Ст. 3104.
19 Безуглов, А. А., Солдатов, С. А. Конституционное право России : в 3 т. М., 2001. Т. 2. С. 652.
20 См.: Зиновьев, А. В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. СПб., 2000. С. 187; Кокотов, А. Н. Муниципальное право России / А. Н. Коко-тов, А. С. Саломаткин. М., 2007. С. 262.
21 См., напр.: Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2004. С. 539-542; Колю-шин, Е. И. Конституционное право России : курс лекций. М., 2006. С. 289-291; Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации : учебник / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. М., 2007. С. 379; Шугрина, Е. С. Муниципальное право Российской Федерации : учебник. М., 2007. С. 207.