1 Графский В.Г. Конституционализм как предмет изучения // Право. 2009. № 3. С. 3.
2 Шахрай С.М. Российский конституционализм: правовая доктрина и практическое воплощение // Вестник Московского ун-та. Сер. 26: Государственный аудит. 2013. № 1. С. 16.
3 Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2006. С. 51.
4 См., например: Гафуров З.Ш., Николаенко И.Н. Социально-правовое государство: генезис, объективные основы, социальная природа // Ученые записки Российского государственного социального ун-та. 2008. № 4. С. 64-67; Дашкевич В.В. «Социальное» и «правовое» государство: соотношение понятий // Вестник Красноярского государственного аграрного ун-та. 2011. № 1. С. 210-212.
5 См.: Трахтенберг А.Д. Электронное правительство: состоится ли «изобретение государства заново»? // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. № 12. С. 285.
6 См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. 3-е изд. М., 2002. С. 142.
7 См.: Осетров С.А. Разделение власти: испытание временем // Вестник Самарского государственного ун-та. 2014. № 11-1 (122). С. 158.
А.В. Скутнев
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ТРАДИЦИИ
Статья посвящена теме интерпретации прав человека в отечественной юридической науке, а также конституционным традициям в России.
Ключевые слова: права человека, конституционные традиции, международное право, права и свободы человека.
A.V. Skutnev
HUMAN RIGHTS IN RUSSIA AS A REFLECTION OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL TRADITIONS
The paper concerns the interpretation of human rights in domestic jurisprudence and constitutional traditions in Russia. Recently planned distortion of the domestic legal system, the clash of national and constitutional culture.
Keywords: Human Rights, the constitutional traditions, international law, rights and freedoms.
В последнее время актуальной стала тема принятия новой Конституции, где бы не был закреплен принцип примата норм международного права над национальными правовыми нормами. Причиной этого стала деятельность Европейского суда по правам человека и его решения не в пользу Российской Федерации. Таким образом, права человека стали вновь краеугольным камнем развития Российского государства.
В России ученые не раз задавали вопросы о том, состоят ли в конкурентных отношениях Конституция и российская правовая среда; в каких областях имеют место сущностные совпадения конституционной и российской культур, а также их синтез и предупреждали об опасности столкновения национальных и конституционных культур1.
Конституция России не опирается на давние традиции конституционализма, присущие странам Европы. Это же применимо и к правам человека, хотя попыткам утверждения конституционных традиций в России более 100 лет. Глава 8
© Скутнев Алексей Владимирович, 2016
Кандидат исторических наук, заведующий кафедрой теории и истории государства и права (Вятский государственный университет, г. Киров); e-mail: [email protected]
Манифеста от 17 октября 1905 г. в общем соответствует статьям Декларации прав. Однако законодательство и административная практика так и не были приведены в соответствие с этим документом.
Права человека — это основа современной западной цивилизации, основной базис правовой системы этих государств. Тем не менее, несмотря на устоявшееся и категоричное провозглашение прав человека в качестве главного достояния западного мира и международного права, до сих пор у ученых нет единого мнения о содержании прав человека, например, чем права человека отличаются от субъективных прав, не носят ли они конвенциальный характер. Россия, как и другие страны с коммунистическим прошлым, не имеет богатого опыта осмысления прав человека и их реализации. В теории права тогда господствовало позитивистское понимание права. В этого субъективные права личности (права человека) рассматривались в качестве октроированных государством, а не в качестве «естественных» и неотчуждаемых2. Это дает основания согласиться с постулатами российских исследователей о том, что «в настоящее время в нашей стране так и не сложилось единой традиции понимания и реализации концепции прав человека»3. Хотя отечественной правозащитной традиции более 50 лет, в целом права человека так и не стали мерилом жизни государства и общества4.
Права человека закреплены в российской Конституции 1993 г. Статья 2, в частности, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». В Российской Федерации были ратифицированы международные пакты о правах человека5. з В 1990-е гг., в частности при создании российской Конституции, обращение
0
? к правам человека объяснялось не только желанием стать частью Европы, но и § желанием влиться в мировые процессы, где права человека были, как никогда, » актуальны. А.В. Погорельский говорит, что «произошел реальный разворот ООН
1 в сторону правозащитной повестки. Самым важным моментом стало неуклонное | размывание незыблемости принципа государственного суверенитета в поль! зу прав человека. Решительную точку в этом процессе поставила Всемирная § конференция ООН по правам человека в Вене в 1993 г., провозгласившая, что | «поощрение и защита всех прав человека являются предметом законной обе-| спокоенности международного сообщества»»6.
'I Большинство российских ученых-юристов в целом разделяли взгляды на
| естественность и неотчуждаемость прав человека. Как отметил Н.И. Матузов, | «тезис о естественном и самостоятельном характере прав человека в современной юридической литературе является общепризнанным»7.
С изменением российской политики в 2000-е гг. и усложнением отношений с ё Европой и США, а в последние годы серьезными противоречиями между нашей § страной и ее западными партнерами, постепенно меняется и отношение к правам | человека в России. Данную тему отечественные исследователи все чаще отводят | в число второстепенных и малозначимых, предпочитая исследование проблем отраслей права.
Самое главное, что как бы не интерпретировать права человека, необходимо помнить, что целый ряд ученых считают права человека не догмой, а неким развивающимся явлением. Е.В. Тарибо пишет: «...Навигационная система под названием «права человека» требует обновления с учетом изменения времени и 72 пространства. Поскольку пространство и время меняются, меняется и интерпре-
тация прав и свобод. Нет истин на все времена. Новая дальнейшая интерпретация исходных правовых гарантий считает лучше»8.
Другие ученые придерживаются противоположных взглядов. Например, Т.В. Кашанина говорит, что права человека свойственны человеку вообще и независимы от времени и пространства. Они носят международный характер и потому могут служить критерием оценки любых государств9. С этим утверждением трудно согласиться, особенно по части критерия оценки. Сами права человека даже в Европе утвердились в Новое время и вряд ли могут служить мерилом оценки государств, где взгляд на само право и, более того, моральные нормы, существенно отличался от современного. Человек и его жизнь в большинстве государства прошлого никогда не стояли выше интересов государственных.
Между тем отношение к правам человека как величине непостоянной позволяет достаточно вольно подходить к ним и обосновывать отступление от некоторых прав некоей «динамикой» и «спецификой» отдельного государства, например России. Так, Конституционный Суд РФ нередко объяснял конкретно-историческими условиям попрание прав человека в российской новейшей истории, как было со свободой слова и информации, правом на свободу передвижения10.
Некоторые исследователи говорят о национальном стандарте прав человека, который зачастую расходится с международным11. Такой отход от главного основополагающего принципа европейского и мирового законодательства неминуемо приведет к деформации отечественной правовой системы. Ряд авторов логично считают, что обеспечение прав человека «открывают путь нациям к полноценному международному общению»12, а отход от общеевропейских ценностей сулит не только политическую, но и правовую «изоляцию». е
Вообще права человека приобретают в последнее время не столько характер и правового термина, сколько черты термина философского и скорее даже поли- а тического. Права человека все чаще интерпретируются российскими учеными о как характерная черта западноевропейской цивилизации, а не общечеловеческие к ценности. Так, Б.А. Куркин приходит к выводу, что «общепринятая концепция о
п
прав человека является регулятивной либеральной идеей, имеющей в своем | основании специфически западное представление о человеке, государстве и есте- в
е
ственном праве, распространяемое на иные культуры и цивилизации. Идеология о прав человека в ее господствующей — либеральной — интерпретации не имеет ю
Т5
ничего общего с христианским взглядом на человека и общество, на права лич- |
ности, противореча ему в самых своих метафизических основаниях»13. к
Однако не нужно думать, что в современном мире никто не понимает двойных а
стандартов использования прав человека некоторыми западными странами. |
15 марта 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла революцию 60/251 о созда- и
нии Совета по правам человека (СПЧ), которая бы использовала международный №
подход с обоснованными и недискриминационными критериями, учитывающи- 1
о
ми специфику различных цивилизаций, разницу социокультурного контекста ) и экономических условий, который должен придти на смену одностороннему 6 менторству и двойным стандартам14.
Считаем наиболее верной формулировку Н.И. Матузова о том, что права человека — это общеисторическое и общекультурное завоевание, нравственный фундамент любого общества15. Она отражает тот факт, что, несмотря на то, что права человека были не всегда, но они являются на данный момент одной из главных общечеловеческих ценностей и достижений современного общества. 73
Между тем в реальности в Российской Федерации происходит отход от единого понимания прав человека. Федеральным конституционным законом от 14 декабря 2015 г. были внесены изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»16. Конституционный Суд РФ получил правомочие принять решение о невозможности, с точки зрения принципов верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ, исполнить вынесенное по жалобе против России постановление ЕСПЧ.
Таким образом, подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы:
1. Права человека пришли в нашу страну и отечественное законодательство со стороны Западной Европы.
2. Права человека, безусловно, используются странами Западного мира в своих политических интересах.
3. Несмотря на этот факт, права человека закреплены в действующей Конституции РФ 1993 г. и их выполнение является главной задачей государства.
4. Права человека, как и любые правовые конструкции, могут меняться во времени и пространстве.
5. Так как права человека приобретают в последнее время не столько характер правового термина, сколько черты термина философского и скорее даже политического, существует опасность их вольной интерпретации в Российской Федерации и даже отход от них.
Такой отход от главного основополагающего принципа европейского и мирового законодательства неминуемо приведет к деформации отечественной правовой системы и может завести Россию очень далеко вплоть до принятия новой Конституции.
1 См.: Арановский К.В. Конституционная традиция в российской среде. СПб., 2003.
2 См.: Куркин Б.А. Идеологема прав человека и ее интерпретация в современной отечественной правовой теории // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2008. № 2. С. 110-117.
3 Курс прав человека: учебное пособие для сотрудников аппаратов уполномоченных и комиссий по правам человека в Российской Федерации. Московская хельсинская группа. М., 2009. С. 5.
4 Подробнее об истории прав человека в России см.: Скутнев А.В. Государство и общественные правозащитные организации: история и современность. Киров, 2015.
5 См.: Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.); Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп.) // Международное право в документах: учебное пособие / сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. 3-е изд. М., 2002. С. 101-107, 117-135, 170-188.
6 Погорельский А.В. Международное правозащитное движение: история и современность. Воронеж, 2009. С. 20.
7 Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. 1998. № 4. С. 23-25.
8 Тарибо Е.В. Интерпретация прав человека в социальном контексте // Платон. 2015. № 3.С. 32.
9 См.: Кашанина Т.В. Структура права. М., 2013.
10 См.: Тарибо Е.В. Указ. раб. С. 35.
11 См.: Живулина Т.Л. Права человека в современных теориях правопонимания: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. С. 4.
12 Нарочницкая Н.А. Права человека в США // «Золотой Лев». № 85-86. URL: http://www.zlev.ru/85_89. htm (дата обращения: 25.01.2016).
13 Куркин Б.А. Указ. раб.
14 См.: Нарочницкая Н.А. Указ. раб.
15 См.: Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е изд., пере-раб. и доп. М., 2001.
16 Федеральный конституционный закон от 14 декабря 2015 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О Конституционном Суде Российской Федерации"» // Российская газета. 2015. 16 дек.