Научная статья на тему 'Права человека: социологический аспект'

Права человека: социологический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1296
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / SOCIETY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / LEGAL SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIAL RELATIONS / НОРМЫ / NORMS / ЦЕННОСТИ / VALUES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бражников Дмитрий Анатольевич

Права человека развивались и продолжают развиваться в условиях обострения противоречий между индивидуализмом и социальностью. В статье рассматривается естественное и позитивное право во взаимодействии, анализируются основные пути правовой социализации личности. Многие процессы, протекающие в глобальном обществе своеобразно преломляясь, имеют место и в российском обществе. Устоявшие на протяжении многих лет определенные нормы, эталоны, ценности, которые были призваны регулировать процесс взаимодействия людей, согласовывать интересы людей, под воздействием меняющихся условий теряют свою незыблемость и однообразие. В процессе трансформации общества правовые отношения не могут быть поняты из самих себя. В ходе правовой социализации индивид приобретает общие знания по законодательству о юридических учреждениях, о юридической практике, о правовом поведение граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бражников Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human rights: sociological aspect

Human rights have evolved and continue to evolve in the face of the deteriorating conflict between individualism and social. The article deals with natural and positive law in the interaction analyzes the main legal ways socialization. Many of the processes taking place in a global society peculiarly refracted, take place in Russian society. Well-established for many years certain standards, the standards and values, which were intended to regulate the process of interaction between people, to harmonize the interests of people under the influence of changing conditions and lose their firmness of uniformity in the process of transformation of society legal relations can not be understood out of themselves. In the course of legal socia-lization individual acquires a general knowledge of the law on the legal institutions of legal practice, the legal behavior of citizens.

Текст научной работы на тему «Права человека: социологический аспект»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-7-12 УДК 316.422

права человека: социологический аспект

Бражников Д.А.

Права человека развивались и продолжают развиваться в условиях обострения противоречий между индивидуализмом и социальностью. В статье рассматривается естественное и позитивное право во взаимодействии, анализируются основные пути правовой социализации личности. Многие процессы, протекающие в глобальном обществе своеобразно преломляясь, имеют место и в российском обществе. Устоявшие на протяжении многих лет определенные нормы, эталоны, ценности, которые были призваны регулировать процесс взаимодействия людей, согласовывать интересы людей, под воздействием меняющихся условий теряют свою незыблемость и однообразие. В процессе трансформации общества правовые отношения не могут быть поняты из самих себя. В ходе правовой социализации индивид приобретает общие знания по законодательству о юридических учреждениях, о юридической практике, о правовом поведение граждан.

ключевые слова: общество; социализация; правовая социализация; социальные отношения; нормы; ценности.

human rights: sociological aspect

Braznikov D.A.

Human rights have evolved and continue to evolve in the face of the deteriorating conflict between individualism and social. The article deals with natural and positive law in the interaction analyzes the main legal ways socialization. Many of the processes taking place in a global society peculiarly refracted, take place in Russian society. Well-established for many years certain standards, the standards and values, which were intended to regulate the process of interaction between people, to harmonize the interests ofpeople under the influence of changing conditions and lose their firmness of uniformity in the process of transformation of

society legal relations can not be understood out of themselves. In the course of legal socialization individual acquires a general knowledge of the law on the legal institutions of legal practice, the legal behavior of citizens.

Keywords: society; socialization; legal socialization; social relations; norms; values.

Теоретическое исследование разнообразных подходов (философских, правовых, социологических) к правам человека во многом позволяет понять различные стороны изучаемого явления и их взаимосвязь, его современную эволюцию. Историческое развитие свободы и права имеет ступенчатое строение, и каждая ступень имеет собственную юридическую концепцию человека как субъекта права и собственные представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе. Анализ понятия «права человека» выделяет ряд признаков, которые раскрывают смысловое значение и относят его к разряду социологических понятий: среди них -обеспечение достоинства личности. Свобода и достоинство личности являются условием соблюдения основных прав человека. Обязанность по обеспечению достоинства личности возлагается на государство. Уровень защищенности прав человека определяет тип социально-экономической организации общества. Человек существует и развивается в обществе, а это значит, что право не только регулирует общественные отношения, но и определяется экономической и классовой структурой, лежащих в основе общественных отношений. Отношение к правам и свободам человека является основой для концепции права. В философско-правовой литературе различают два направления понимания права:

1) естественно-правовое, которое рассматривает права человека как естественные, задачей закона при этом является фиксация уже имеющихся прав и свобод;

2) позитивистское, которое рассматривает права человека как созданные и установленные государством.

В конце ХХ века появились исследовательские работы, посвященные вопросам развития естественного и позитивного права в их взаимодействии (B.C. Нерсесянц, Д.А. Керимов, А.С. Мордовец, В.Н. Карташов, Ю.И. Гревцов, А.В. Малько, Н.И. Матузов, Е.А. Лукашева, Н.С. Малеин и др). Проблема прав человека и правопонимания трактуется учеными с разных позиций. Так академик В.С. Нерсесянц считает, что права человека даже после их официального признания и закрепления (во внутригосударственном и международном праве) остаются естественными правами, радикально отличными от позитивного (официально-властного, государственного, волеустановленного) права. В своем исследовании вопроса философии права

С.С. Алексеев подчеркивает, что призванием основных неотъемлемых прав является защита человека от власти, ее произвола. Он выделяет социально-экономические и иные «права» «второго» и «третьего» поколения, эти права ставят человека в зависимость от уровня развития общества, его богатства, в зависимость от власти, от ее состояния и усмотрения чиновников. По мнению Р.А. Мюллерсона, деление всех прав и свобод человека на указанные поколения может быть принято с некоторыми оговорками, хотя и не является абсолютным. «В современных условиях, - по мнению В.Е. Чиркина, - утрачены многие различия между естественными правами, принадлежащими человеку как таковому, и позитивными правами, принадлежащими гражданину как члену государственного, политического сообщества». Общепризнано, что естественные права существуют в виде неписаных обычаев, традиций и религиозных требований. И хотя отсутствуют письменно зафиксированные нормы, регулирующие осуществление и защиту прав человека, исходя из принципов естественного права, права человека на жизнь, свободу, собственность, личную безопасность считаются принадлежащими ему изначально и безусловно; каждый человек уже самим фактом своего рождения в качестве человека наделен этими правами, и никто не вправе посягать на них, отнимать их у него. Согласно логике позитивного права (Петражицкий Л.И.) человек получает свободы и права от государства в той степени, которая предопределена нормами права; государственные институты могут отнять права и свободы граждан, когда сочтут это необходимым. Однако, как уже указывалось ранее, естественные права человека также не являются вечными и неизменными; с развитием цивилизации , с изменением социально-экономической организации общества менялось и содержание прав. И даже сами термины «неотчуждаемые» или «неотъемлемые» права означают лишь то, что поскольку государство не подарило эти права своим гражданам, оно не может их взять обратно. Но государство вправе ограничить то или иное право человека в конкретном правоотношении, если это допускается нормами позитивного права. Как считал П.И. Новгородцев, абсолютная основа естественного права раскрывается в идее абсолютной ценности личности. Защита свободы и прав человека, их гарантии - это один из способов сохранения самоценности личности, ее права на жизнь, на личную неприкосновенность, на достойное существование и гаранта стабильности и правопорядка. В широком смысле права и свободы человека предстают в виде важного качества любого типа цивилизации, которое раскрывает положение личности в обществе, правовые и нравственные условия ее существования и развития. Поэтому они должны соответствовать реальным возможностям социума. Конституция определяет основной статус личности во всех сферах жизни общества и государства, а трудовое, гражданское, жилищное, семейное и другие права регулируют положение личности.

В современном мире позитивистский подход в области прав человека неизбежно должен опираться на нравственные категории свободы, справедливости, самоценности индивида для того, чтобы законодательно выразить их в определенном каталоге прав человека. Обретая законодательное выражение, права человека получают дополнительную «энергию», а государство, законодательно закрепляя их, обязывает себя гарантировать и обеспечивать права и свободы. Конституционная практика развитых государств в известной мере сняла противостояние естественно-правового и позитивистского подходов к правам человека на основе конституционного закрепления основных прав и свобод, которое исключает подавление и насилие государства по отношению к личности, отстаивая ее автономию и приоритет прав человека по отношению к государству. Если рассматривать с социологической точки зрения, то право есть социальный феномен, не всегда равный воле законодателя, в нем проявляется дозаконотворческий и надзаконотворческий комплекс объективных закономерностей, необходимостей, свойств, требований и правил социальной общественно-политической жизни. Понятие «права человека», связано с различными сторонами жизни социума и его составляющими, перспективами его развития. Человек, наделенный правами, с необходимостью обладает определенными психологическими качествами, определенной моделью поведения, и если учесть, что в обществе происходят изменения, то он (человек, гражданин этого общества) должен, анализировать социальные перемены и адаптироваться к происходящими изменениям т.е. социализироваться. Термин «правовая социализация» стал использоваться в 60-е годы XX века. Проблема социализации в рамках структурно-функционального направления разрабатывали Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон. В работах Г.М. Андреевой, а также В.Н. Кудрявцева и В.П. Казимирчу-ка анализируются особенности и механизм правовой социализации в условиях современной России.

Во многих исследованиях по данной теме под социализацией понимают «усвоенное, выученное и воспринятое, в результате чего индивид на разных этапах своей жизни может осуществлять ролевые ожидания, направленные на него. В этом смысле социализация продолжается в течение всей жизни...» [1]. На активную роль личности в ходе усвоения правовых знаний в качестве элемента процесса социализации указывал в своих работах Ю.И. Гревцов: «В действительности все гораздо сложнее и неоднозначнее. Судьбу внешних воздействий, их действенность в конечном счете определяет сам человек. Но делать это он может по-разному. В одном случае он их просто не замечает; в другом, выстраивая свою линию поведения, «вписывает» в нее внешние стимулы, однако отнюдь не механически; наконец, он может слепо следовать таким воздействиям, растворяя в них свою собственную личность».

Итак, в социологических исследованиях наиболее часто социализация определяется как процесс усвоения индивидом знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Что же такое ценность? «Ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Система ценностей обеспечивает интеграцию общества.» [5]. Ценность выражает способ существования личности, в определенной системе ценностей живет каждый человек. В каждом обществе есть идеалы, обобщенные представления и о совершенстве в различных сфера общественной жизни. Идеалы, ценности мотивируют членов общества к действию, поэтому понятие «ценность « всегда сопряжено с понятием «норма». Нормы определяют границы (рамки) свободы, показывают где кончается свобода одного индивида и начинается свобода другого. Норма обеспечивает управляемость членов общества со стороны социальной системы, которая обеспечивает стабильность их существования. Таким образом «система общеобязательных социальных норм, а также отношений, закрепляемых государством с помощью этих норм и охраняемых ими» и есть понятие «право». Право выполняя регулятивную и охранительную функции отличается от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религии). Для обеспечения исполнения правовых норм инструментом социализации в сфере права являются правоохранительные органы, они обеспечивают соблюдение норм социального права.

В социологических исследованиях, посвященных данной проблеме выделяют направления и формы правовой социализации (В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук, Г.Г. Шиханцов, И.П. Устимова). Согласно этим исследованиям различают следующие формы правовой социализации (И.П. Устимова):

а) элементарные представления, знания о правовых ценностях, в этом случае большую роль в адаптации к жизненной ситуации играют нравственные качества человека;

б) адаптивно-деятельностная, когда активная правовая деятельность возможна вследствие освоенных правовых ценностей;

с) прогрессивная - самостоятельное освоение новых правовых идей.

Посредством научения осознаются и усваиваются политические и правовые нормы, знания общественных и политических институтов, механизм их функционирования. Социализация путем передачи опыта предполагает активное включение индивида в практическую деятельность, т.е. человек проверяет усвоенные нормы н собственные нравственные установки. В ходе деятельности может произойти изменение имеющихся установок, ценностей. Соци-

ализация путем создания человеком собственного представления о нормах, ценностях, законах и их применения представления на основе различных представлений (В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук).

Как известно, в ходе изменений происходящих в обществе ослабевает система правового просвещения и защиты человека, уменьшается воздействие образования на воспитание, отсутствует результативная работа органов внутренних дел, растет криминализация общества. И, конечно же, возникает опасность формирования личности на ценностях и эталонах чуждыми российскому обществу. Это означает, что социальная трансформация общества несет реальную угрозу снижения эффективности правовой социализации личности.

список литературы

1. Асп Э.К. Введение в социологию / Пер. с финского М. Аалто и П. Саари; ред. русс. пер. А. Рябова; под ред. А.О. Бороноева. - СПб.: Алетейя, 1998. 250 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13. С. 6-7.

3. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. - СПб.: Знание, 1996. 264 с.

4. Гревцов Ю.И. Социология права: курс лекций. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. 312 с.

5. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права: Учеб. для вузов. - М., 1995. С. 105.

6. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. 1996. № 5. С. 5.

7. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль: Тексты. - М., 1996.

8. Попов М.Ю. Правовая социализация личности как ресурс социального порядка в российском обществе: Дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04. - Ростов н/Д, 2006. 433 с.

9. Социология права: Учебное пособие / О.В. Степанов, П.С. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.128 с.

10. Усимова И.П. Правовая социализация личности: дисс. ... канд. юрид. наук. - Москва. 2007. 27 с.

11. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. 28 с.

References

1. Asp Je.K. Vvedenie v sociologiju [Introduction to Sociology]. Ed. Finnish M. Aalto and P. Saari; Ed. Russ. per. Ryabov; Ed. A.O. Boronoeva. - St. Petersburg.: Aletheia, 1998. 250 p.

2. Marks K., Jengel's F. Sochinenija [Engels Works]. Vol. 13. 6-7 pp.

3. Grevcov Ju.I. Ocherki teorii i sociologiiprava [Essays on the theory and the sociology of law]. -SPb., Knowledge, 1996. 264 p.

4. Grevcov Ju.I. Sociologijaprava: kurs lekcij [Sociology of law: a course of lectures]. - SPb.: Legal Center Press, 2001. 312 p.

5. Kudrjavcev V.N., Kazimirchuk V.P. Sovremennaja sociologija prava [Modern sociology of law]. - Moscow, 1995. 105 p.

6. Lapin N.I. Socis. 1996. № 5. P. 5.

7. Parsons T. Amerikanskaja sociologicheskaja mysl. - M., 1996.

8. Popov M.Ju. Pravovaja socializacija lichnosti kak resurs social'nogoporjadka v rossijskom ob-shhestve [Legal socialization of the individual as a resource for social order in Russian society].

2006. 433 p.

9. Sociologija prava [Sotsiologiya right]: Textbook / O.V. Stepanov, P.S. Samygin. 2006. 128 p.

10. Usimova I.P. Pravovaja socializacija lichnosti [Legal socialization of personality]. - Moscow.

2007. 27 p.

11. Shihancov G. G. Juridicheskajapsihologija [Legal psychology]. Textbook for high schools. - M.: Publishing house «Mirror», 1998, 28p.

данные об авторе

Бражников Дмитрий Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника по научнойработе

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России

ул. Амурская 5, г. Тюмень, 625049, Россия

brazhnikov_77@inbox.ru

data about the author

Braznikov Dmitry Anatolyevich, PhD, Associate Professor, Deputy Chief for Research Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation 5, Amurskaya street, Tyumen, 625049, Russia brazhnikov_77@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.