Научная статья на тему 'Права человека как ценность развития личности в обществе знания'

Права человека как ценность развития личности в обществе знания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / LEGAL VALUES / КОНЦЕПЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS CONCEPT / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL DEVELOPMENT / РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / DEVELOPMENT OF SOCIETY / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE SOCIETY / ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / GLOBALIZATION PROCESSES / VALUES SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пушкарёва Елена Александровна, Пушкарев Юрий Викторович

Проблема и цель. В статье представлено исследование по проблеме методологического обоснования концепции прав человека в современных условиях развития общества. Цель статьи определить основные аксиологические основания концепции прав человека для эффективного развития личности в обществе знания. Методология. Методология исследования основана на общенаучных методах теоретического познания, методах системного анализа, сравнения и обобщения зарубежных и российских исследований по проблеме методологического обоснования концепции прав человека. Результаты. Развитие прав человека авторами рассматривается как социальный феномен, включенный в общую динамику общественных процессов, прежде всего, в контекст современных глобализационных процессов. Отмечается, что существующие в современном мире процессы глобализации способствовали интенсификации процессов познания универсальных правовых ценностей. Уточняется содержание категории «права человека», образующей в своей совокупности основу правового статуса личности. Обобщаются основные этапы генезиса формирования категории прав человека как особой социальной ценности. Подчеркивается специфика понимания прав человека в России, основанная на изначальной связи между правом и нравственностью. В эпоху глобализации происходит изменение акцента ценностных оснований, однако категория права человека понимается, прежде всего, как глубокая ценностная категория, которую необходимо определять в качестве фундаментальных в условиях изменяющихся ценностей современного общества. Особое внимание уделяется в данном контексте образованию как системе, способствующей не только усвоению ценностных категорий, но их сохранению и, как следствие, успешной адаптации личности в современных изменяющихся условиях. Знание и информация в контексте проблем гуманитаризации образования являются не только базовыми эпистемологическими и социокультурными ресурсами современного общества, но и способствуют соблюдению прав человека, обеспечению его самореализации. Заключение. Делается обобщающий вывод об аксиологических основаниях концепции прав человека для развития личности в обществе знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пушкарёва Елена Александровна, Пушкарев Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human rights as a value of personal development in the knowledge society

Introduction. The article presents a study on the methodological justification of the concept of human rights in modern conditions of society. The purpose of the article is to determine the basic axiological foundations of the human rights concept for the effective personal development in the knowledge society. Materials and Methods. The research methodology is based on general scientific methods of theoretical knowledge, methods of system analysis, comparison and generalization of foreign and Russian studies on the problem of methodological justification of the human rights concept. Results. The authors consider the development of human rights as a social phenomenon included in the overall dynamics of social processes, primarily in the context of modern globalization processes. It is noted that existing processes of globalization in the modern world have contributed to the intensification of the processes of knowledge of universal legal values. The content of human rights category, forming the basis of personal legal status, is specified. The authors summarize the main phases of formation of the human rights category as a specific social value. The specificity of understanding of human rights in Russia, based on the initial connection between law and morality, is emphasized. In the globalization era, there is a change in the emphasis of value bases, but the category of human rights is understood, first of all, as a deep value category, which must be defined as fundamental in the changing values of modern society. Special attention is paid to education as a system which promotes not only the assimilation of value categories, but their preservation and, as a result, successful personal adaptation in the modern changing conditions. Knowledge and information in the context of humanitarian education are not only the basic epistemological and socio-cultural resources of modern society, but also contribute to the observance of human rights, ensuring its self-realization. Conclusions. The authors makes conclude about the axiological foundations of the human rights concept for the personal development in the knowledge society.

Текст научной работы на тему «Права человека как ценность развития личности в обществе знания»

2018, том 8, № 3

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

© Ю. В. Пушкарёв, Е. А. Пушкарёва

DOI: 10.15293/2226-3365.1803.06

УДК 101

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ ЗНАНИЯ

Ю. В. Пушкарев, Е. А. Пушкарёва (Новосибирск, Россия)

Проблема и цель. В статье представлено исследование по проблеме методологического обоснования концепции прав человека в современных условиях развития общества. Цель статьи - определить основные аксиологические основания концепции прав человека для эффективного развития личности в обществе знания.

Методология. Методология исследования основана на общенаучных методах теоретического познания, методах системного анализа, сравнения и обобщения зарубежных и российских исследований по проблеме методологического обоснования концепции прав человека.

Результаты. Развитие прав человека авторами рассматривается как социальный феномен, включенный в общую динамику общественных процессов, прежде всего, в контекст современных глобализационных процессов. Отмечается, что существующие в современном мире процессы глобализации способствовали интенсификации процессов познания универсальных правовых ценностей. Уточняется содержание категории «права человека», образующей в своей совокупности основу правового статуса личности. Обобщаются основные этапы генезиса формирования категории прав человека как особой социальной ценности. Подчеркивается специфика понимания прав человека в России, основанная на изначальной связи между правом и нравственностью. В эпоху глобализации происходит изменение акцента ценностных оснований, однако категория права человека понимается, прежде всего, как глубокая ценностная категория, которую необходимо определять в качестве фундаментальных в условиях изменяющихся ценностей современного общества. Особое внимание уделяется в данном контексте образованию как системе, способствующей не только усвоению ценностных категорий, но их сохранению и, как следствие, успешной адаптации личности в современных изменяющихся условиях. Знание и информация в контексте проблем гуманитаризации образования являются не только базовыми эпистемологическими и социокультурными ресурсами современного общества, но и способствуют соблюдению прав человека, обеспечению его самореализации.

Заключение. Делается обобщающий вывод об аксиологических основаниях концепции прав человека для развития личности в обществе знания.

Ключевые слова: система ценностей; правовые ценности; концепция прав человека; развитие личности; развитие общества; общество знания; процессы глобализации.

Пушкарёв Юрий Викторович - кандидат философских наук, доцент кафедры права и философии, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: pushkarev73@mail.ru

Пушкарёва Елена Александровна - доктор философских наук, профессор кафедры права и философии, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: pushkarev73@mail.ru.

© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены

80

2018, том 8, № 3 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Постановка проблемы

В настоящее время в научных исследованиях все более активно рассматриваются различные аспекты проблемы формирования концепции прав человека в контексте современных глобализационных процессов [1-2].

По мнению исследователей, проблема эффективной защиты прав и свобод человека [3-5] в свете многосторонней глобализации современной жизни становится все более актуальной [6].

Причинами такого внимания называют активную экономическую интеграцию [7], миграцию [8-9] и сопутствующие им процессы [10-14], которые приводят к возникновению разнообразных правовых коллизий, связанных как с различиями в правовом регулировании трансграничных частноправовых отношений, так и с необходимостью соблюдения прав и свобод, закрепленных на национальном и международном уровнях [6].

Развитие прав человека рассматривается как социальный феномен, включенный в общую динамику общественных процессов [15]. Прежде всего, исследуется влияние глобализации на права человека в условиях интенсивно развивающихся государств [16], права и способы ведения межкультурного диалога [17].

В статье представлено исследование по проблеме методологического обоснования концепции прав человека в современных условиях развития общества. Цель статьи - определить основные аксиологические основания концепции прав человека для эффективного развития личности в обществе знания.

Методология исследования

Методология исследования основана на общенаучных методах теоретического познания, методах системного анализа, сравнения и

обобщения зарубежных и российских исследований по проблеме методологического обоснования концепции прав человека.

Результаты исследования

Вопросы соотношения универсальных и национальных правовых ценностей в условиях современного мира

В современной социальной ситуации возникает острая необходимость определения общечеловеческих ценностей [18]. Активно поднимаются вопросы соотношения универсальных и национальных правовых ценностей в условиях современного мира. Отмечается, что существующие в современном мире процессы глобализации не привели к образованию универсального социума, основанного на универсальной системе ценностей, однако способствовали интенсификации процессов познания универсальных правовых ценностей

[19].

Тем не менее ряд правовых ценностей может быть отнесен к числу универсальных, даже при сохранении специфики, связанной с культурно-историческими особенностями того или иного общества. Среди общепризнанных правовых ценностей исследователи называют ценности равенства, неприкосновенности человеческой личности, уважения его жизни, достоинства, права на свободу и личную неприкосновенность, права на собственность, судебную защиту [19].

Категория «права человека»

Категорией, имеющей фундаментальные основания в современной ситуации развития глобальной цивилизации, становится категория права человека [20]. Эта категория активно исследуется сегодня с позиции аксиологического обоснования как глубокая ценност-

© 2011-2018 Вестник НГПУ

Все права защищены

81

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

2018, том 8, № 3

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

ная категория [21], которую необходимо рассматривать на основании методологического подхода [22].

В нормативно-правовом контексте права человека определяются как правила поведения, отобранные в процессе истории развития человечества, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека; в своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности1.

История формирования категории прав человека как особой социальной ценности

Многими исследователями рассматривается история формирования прав человека как особой социальной ценности [23].

На протяжении истории философии источником естественного права одни признавали природу как таковую, другие - божественный закон, третьи - разумную природу человека, четвертые - опыт, приобретенный в ходе исторического развития. Естественно-правовые теории различаются также на основании того, полагают ли они естественное право исторической реальностью (правом, которое действовало в естественном или догосу-дарственном состоянии), или признают за ним исключительно идеальное бытие2.

Протагору принадлежит определение человека как «меры всех вещей» (Платон, Те-этет, 152а). Полис и законы, по Протагору, -не данности природы, а мудрые изобретения.

Различение естественного и искусственного и их соотношение в трактовке Протагора имеют тот смысл, что искусственное (полис, законы) - продукт человеческого познания «вещей» (природы вещей), выражение человечески по-

~ з

нятой «меры вещей».

Тема человеческого достоинства (dignitas) восходит к римскому праву. Из стоимости денежного знака «достоинство» превращается в фундаментальную категорию прав человека, а разное достоинство монет трансформируется в представление о неотъемлемом достоинстве, обусловленном равенством в правах. Если человек, по словам Про-тагора, является мерой всех вещей, то достоинство можно охарактеризовать как меру человечности [24].

Признавая существование вечного и неизменного закона, Маритен считал, что естественное право раскрывается людям постепенно, по мере развития культуры и приближения человека к богу. Каждая эпоха, полагал он, имеет свой «исторически конкретный идеал». В связи с этим Маритен оценивал как бесплодные попытки составить полный каталог естественных прав индивида на все времена. «Декларация прав человека никогда не будет исчерпывающей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня сознания и от уровня цивилизации в данный период истории», - писал Маритен 4 . Современная эпоха характеризуется, по мнению философа, стремлением расширить и обновить понимание естественного

1 Баш Л. М., Боброва А. В., Вячеслова Г. Л., Кимяга-рова Р. С., Сендровиц Е. М. Современный словарь иностранных слов. Толкование, словоупотребление, словообразование, этимология. - М., 2001. - С. 163— 164.

2 Естественное право [Электронный ресурс]. — URL:

http://ponjatija.ru/node/98 (дата обращения

14.03.2018)

3 Нерсесянц В. С. Философия права. — М.: Норма, 2005. 656 с.

4 Цит. по: Теория естественного права в истории политико-правовой мысли [Электронный ресурс]. — URL: http://biofile.ru/his/25842.html (дата обращения 14.03.2018)

© 2011-2018 Вестник НГПУ

Все права защищены

82

Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

2018, том 8, № 3

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

права, сложившееся в XVIII столетии. Мари-тен предложил собственную классификацию прав человека, разделив их на три вида.

Фундаментальные права личности (человека как такового) включают: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и др. Эти права являются естественными в строгом значении слова, т. к. коренятся в самой природе человека как свободного и духовного существа. Личность, писал Маритен, принадлежит миру высших ценностей.

Политические права (или права гражданина) определяются законодательством страны, однако косвенно они зависят от естественного права и образуют его продолжение, т. к. установления государственной власти становятся законом лишь в силу их соответствия естественному праву. К политическим правам Маритен относит: право народа устанавливать конституцию государства и определять форму правления, право граждан на активное участие в политической жизни, в том числе в выборах, право объединения в политические партии, свободу высказываний и дискуссий, равенство граждан перед законом и судом.

Социальные права человека (права трудящегося) охватывают: право на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на социальное обеспечение в случае безработицы или болезни, по старости и т. п. Учение Маритена стало одной из концепций, идейно подготовивших разработку Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.5

По сравнению с эпохой антифеодальных революций коренным образом изменились,

5Теории естественного права [Электронный ресурс]. -URL: http://helpiks.org/8-18922.html (дата обращения 14.03.2018)

прежде всего, взгляды на человека как носителя естественных прав. В противоположность доктринам прошлого, основанным на представлениях об изолированном, обособленном индивиде, философия и правоведение XX в. рассматривают человека с точки зрения его социальных определений, как участника многообразных общественных связей.

В перечень естественных прав, соответственно, включают не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее независимость от государственной власти, но и социально-экономические права человека, свободу объединения в политические партии и общественные союзы, права социальных общностей (например, право наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию государства). С этим связана и другая особенность современных концепций. Естественное право в них не рассматривается больше как совокупность незыблемых, раз и навсегда установленных разумом предписаний. Доктринам эпохи Просвещения противопоставляют идеи «естественного права с изменяющимся содержанием» (термин введен в оборот немецким юристом Р. Штаммлером), принципы исторически развивающегося правосознания, нравственные и духовные ценности конкретного общества или народа.

Особенность современного понимания естественного права в России заключается в постулировании изначальной связи между правом и нравственностью.

Проблема права и морали основательно исследовалась дореволюционными российскими правоведами и философами (И. А. Ильин, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Л. И. Петражицкий, Е. И. Трубецкой, П. И. Новгородцев, Ф. В. Тарановский,

© 2011-2018 Вестник НГПУ

Все права защищены

83

2018, том 8, № 3 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Б. Н. Чичерин, Б. А. Кистяковский и др.). Они, в частности, рассматривали право как «минимум нравственности» или как «юридически оформленную мораль». В системе прав человека человеческое достоинство реализуется и защищается правом человека на достойное существование. В русской мысли об этом праве впервые заговорил Вл. С. Соловьев [24].

В эпоху глобализации происходит изменение акцента ценностных оснований, однако в современной исследовательской литературе категория права человека понимается, прежде всего, как глубокая ценностная категория, которую необходимо определять в качестве фундаментальных в условиях изменяющихся ценностей современного общества [22].

Исследователями отмечается, что право и справедливость являются уникальными философскими категориями, поскольку они воплощают цельный сплав фундаментальных устоев жизни общества и нормативных требований социального бытия. Играя особую роль в регуляции взаимоотношений людей, они обнаруживают себя как ценности социального процесса [25].

В российской науке международного права рассматривается тема влияния традиционных ценностей человечества на универсальный характер прав человека [26].

Категория права человека в рамках проблемы гуманизма

Отмечается, что основной отличительной чертой постиндустриального общества должен быть гуманизм6. Проблема гуманизма в современном мире продолжает оставаться

одной из самых актуальных. Уровень социального, исторического, технологического развития человеческого общества, острота глобальных проблем, вставших перед всем человечеством, скорость перемен, растущие угрозы терроризма и войн, опасность для самого существования человечества требуют коренных гуманитарных перемен и новых гуманитарных знаний.

Особое внимание исследователями уделяется в данном контексте образованию как системе, способствующей не только усвоению ценностных категорий, но их сохранению и как следствие успешной адаптации личности в современных изменяющихся условиях. Отмечается, что современное образование в условиях глобализации, открытости общества направлено на изменение образовательного процесса7 [27] с учетом принципа индивидуализации [28] с акцентном на внимательное отношение к каждому участнику образовательного процесса [29] (права человека как непреложную ценность [22]).

По словам Н. С. Розова, «резкие повороты политической и общественной жизни не отменяют необходимости последовательной разработки фундаментальных проблем образования. Более того, гуманистическая обоснованность и направленность социально-гуманитарного образования приобретают особую

актуальность в исторические периоды, чрева-

8

тые вспышками и ростом насилия» .

Во многих исследованиях проблем гуманизации современного образования подчеркивается тот факт, что сегодня идет активный поиск новых путей развития цивилизации, и

6 Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудрина А. А. Основы современного гуманизма. - М., 2002.

7 Бессонов Б. Н., Делокаров К. Х., Ключко О. И., Кон-

дратьев В. М., Никифоров А. Л. Ценностные основания образования: специфика России. - М., 2016.

8 Розов Н. С. Ценности в проблемном мире. Философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 1998. - С. 193.

© 2011-2018 Вестник НГПУ

Все права защищены

84

2018, том 8, № 3 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

основной отличительной чертой постиндустриального общества будет гуманизм9. Человек же должен стать решающей материальной, экономической и духовной ценностью современного мира [30]. С этой целью в исследованиях определяется не только гуманистическая обоснованность и направленность социально-гуманитарного образования, но и гуманитаризация образования, в целом [31].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гуманитаризация образования. Права человека и развитие в обществе знания

Знание и информация являются базовыми эпистемологическими и социокультурными ресурсами современного общества [32; 33]. Особое значение имеет анализ процессов их реального функционирования в современной образовательной среде, модернизация которой является неотъемлемой частью общественного развития10.

Знания выступают решающим ресурсом цивилизационного развития. Это нашло отражение во всемирном докладе ЮНЕСКО «К обществам знания». В этом докладе в частности отмечается, что «лежащий в основе общества знания подход ориентирован на развитие человечества и расширение прав и возможностей и призван обеспечить более эффективное осуществление общепризнанных прав и свобод, повышая при этом эффективность борьбы с бедностью и эффективность политики развития»11.

Приведенная мысль, как отмечает в своем исследовании К. Х. Делокаров, свидетельствует о том, что знания в новом обществе

несут не только познавательно-образовательную функцию, но призваны также способствовать решению таких фундаментальных проблем современной цивилизации, как бедность, соблюдение прав человека и обеспечение возможностей его самореализации12.

По мнению авторов доклада, переход к обществу, основанному на знаниях, приведет к установлению более тесных связей между знанием и развитием, что должно стать основой удовлетворения экономических потребностей всех членов общества. При этом развитие следует понимать целостно, оно не сводится к экономической или технологической составляющей общественного развития при всей их значимости. Развитие включает и такие формы свободы как право выражать и отстаивать свою точку зрения, передавать, оценивать, критиковать, осмысливать информацию. Из этого видно, что ЮНЕСКО связывает с данной концепцией большие надежды, исходя из идеи о том, что знания, став ядром свободной личности, смогут радикально изменить современный мир13.

Естественно, что с развитием цивилизации растет интеллектуальный кругозор человека. При этом интеллектуальный кругозор личности в эпоху глобализации значительно шире кругозора доглобальной личности. Кругозор интеллекта выступает не только как результат усвоения определенного объема научного знания, но и как суммарный эффект критической рефлексии над всеми достижениями культуры, опыта встреч и диалога различных культур и народов трансформирующейся в

9 Наливайко Н. В. Философия образования: формирование концепции. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. - 272 с.

10 Кондратьев В. М. Идея: содержание и форма выраже-

ния // Знание и информация в современном образова-

нии: Антиномии теории и практики. - М., 2016. -

С. 168-173.

11 Цит. по: Делокаров К. X Знание, информация и поиск новой образовательной парадигмы // Знание и информация в современном образовании: Антиномии теории и практики. - М., 2016. - С. 11-46.

12 Там же. С. 17.

13 Там же. С. 16.

© 2011-2018 Вестник НГПУ

Все права защищены

85

2018, том 8, № 3 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

процессе глобализации новой цивилизации (К. Х. Делокаров)14

Заключение

В заключение обобщим выявленные основные аксиологические основания концепции прав человека для эффективного развития личности в обществе знания.

Развитие прав человека рассматривается как социальный феномен, включенный в общую динамику общественных процессов, прежде всего, в контекст современных глоба-лизационных процессов.

В поставленном вопросе о соотношении универсальных и национальных правовых ценностей в условиях современного глобального мира, отмечается, что существующие в современном мире процессы глобализации не привели к образованию универсального социума, основанного на универсальной системе ценностей, однако способствовали интенсификации процессов познания универсальных правовых ценностей.

В основном содержании и контексте права человека определяются как правила поведения, отобранные в процессе истории развития человечества, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека; в своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности.

Обобщение основных этапов генезиса проблемы показывает специфику формирования категории прав человека как особой социальной ценности; при этом, особенность ее современного понимания в России заключается в постулировании изначальной связи между правом и нравственностью.

В эпоху глобализации происходит изменение акцента ценностных оснований, однако в современной исследовательской литературе категория права человека понимается, прежде всего, как глубокая ценностная категория, которую необходимо определять в качестве фундаментальных в условиях изменяющихся ценностей современного общества.

Основной идеей содержания категории права человека в рамках проблемы гуманизма является идея о том, что человек должен стать решающей материальной, экономической и духовной ценностью современного мира. В данном контексте основное внимание необходимо уделять образованию как системе, способствующей не только усвоению ценностных категорий, но их сохранению и как следствие успешной адаптации личности в современных изменяющихся условиях.

Знание и информация являются базовыми эпистемологическими и социокультурными ресурсами современного общества. В контексте проблем гуманитаризации образования в современном обществе знания выполняют не только познавательно-образовательную функцию, но призваны также способствовать решению таких фундаментальных проблем современной цивилизации, как соблюдение прав человека и обеспечение возможностей его самореализации.

Таким образом, знание и информация в контексте исследуемой проблемы являются не только базовыми эпистемологическими и социокультурными ресурсами современного общества, но и аксиологическим основанием концепции прав человека для эффективного развития личности в обществе знания.

14 Делокаров К. Х. Знание, информация и поиск новой в современном образовании: Антиномии теории и

образовательной парадигмы // Знание и информация практики. - М., 2016. - С. 17.

© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены

86

2018, том 8, № 3

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пфаненштиль И. А. Глобализация: проблемы и перспективы: монография. - Красноярск: Красноярский государственный технический университет, 2006. - 484 с.

2. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Образование общества знания: специфика современного развития. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 196 с.

3. Ulriksen M. S., Plagerson S. Social Protection: Rethinking Rights and Duties // World Development. - 2014. - Vol. 64. - P. 755-765. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.worlddev.2014.07.009

4. Stavropoulou M., Holmes R., Jones N. Harnessing informal institutions to strengthen social protection for the rural poor // Global Food Security. - 2017. - Vol. 12. - P. 73-79. DOI: https://doi.org/10.1016/j.gfs.2016.08.005

5. Fiszbein A., Kanbur R., Yemtsov R. Social Protection and Poverty Reduction: Global Patterns and Some Targets // World Development. - 2014. - Vol. 61. - P. 167-177. DOI: https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2014.04.010

6. Осояну Н. Г. Концепция идентичностей и эффективные формы защиты прав человека // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное ре-гионоведение. Востоковедение. - 2013. - № 1 (102). - С. 236-247.

7. Cole W. M. Too much of a good thing? Economic growth and human rights, 1960 to 2010 // Social Science Research. - 2017. - Vol. 67. - P. 72-90. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2017.08.002

8. Grigonis S. EU in the face of migrant crisis: Reasons for ineffective human rights protection // International Comparative Jurisprudence. - 2016. - Vol. 2, Issue 2. - P. 93-98. DOI: https://doi.org/10.1016/jicj.2017.01.003

9. Van Heuvelen T. Unequal views of inequality: Cross-national support for redistribution 19852011 // Social Science Research. - 2017. - Vol. 64. - P. 43-66. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2016.10.010

10. Fors-Owczynik K. L. Monitoring migrants or making migrants 'misfit'? Data protection and human rights perspectives on Dutch identity management practices regarding migrants // Computer Law & Security Review. - 2016. - Vol. 32, Issue 3. - P. 433-449. DOI: https://doi.org/10.1016/j.clsr.2016.01.010

11. Mantelero A. Personal data for decisional purposes in the age of analytics: From an individual to a collective dimension of data protection // Computer Law & Security Review. - 2016. - Vol. 32, Issue 2. - P. 238-255. DOI: https://doi.org/10.1016/j.clsr.2016.01.014

12. Van Dijk N., Gellert R., Rommetveit K. A risk to a right? Beyond data protection risk assessments // Computer Law & Security Review. - 2016. - Vol. 32, Issue 2. - P. 286-306. DOI: https://doi.org/10.1016/j.clsr.2015.12.017

13. Zhang J., Leoncini R., Tsai Y. Intellectual property rights protection, labour mobility and wage inequality // Economic Modelling. - 2018. - Vol. 70. - P. 239-244. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econmod.2017.11.006

14. Lievens E., Verdoodt V. Looking for needles in a haystack: Key issues affecting children's rights in the General Data Protection Regulation // Computer Law & Security Review. - 2018. - Vol. 34, Issue 2. - P. 269-278. DOI: https://doi.org/10.1016/j.clsr.2017.09.007

15. Мусаев М. А. Правовой гуманизм и его формы // Юридическая наука: история и современность. - 2016. - № 4. - С. 24-37.

16. van der Ploeg L., Vanclay F. Challenges in implementing the corporate responsibility to respect human rights in the context of project-induced displacement and resettlement // Resources Policy. - 2018. - Vol. 55. - P. 210-222. DOI: https://doi.org/10.1016/j.resourpol.2017.12.001

© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены

87

2018, том 8, № 3

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

17. Балаян Э. Ю. Некоторые аспекты проблемы защиты прав человека в условиях современных глобализационных преобразований // Черные дыры в Российском законодательстве. -2011. - № 3. - С. 9-13.

18. Пушкарёва Е. А. Ценностные основания современного взаимодействия образования и науки: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 172 с.

19. Погорлецкая И. И. Актуальные проблемы соотношения универсальных и национальных правовых ценностей в условиях современных обществ // Знание. Понимание. Умение. -2016. - № 2. - С. 307-319.

20. Зайцева И. В., Герасимова Е. Е. Сущность категории «права человека» - фундаментальная ценность глобальной цивилизации // Молодий вчений. - 2014. - № 1 (03). - С. 100-103.

21. Кантипенко Е. А. Развитие понятия «достоинство человека» как нравственно-правовой категории концепции прав человека // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2015. - № 2. - С. 14-21.

22. Пушкарёва Е. А. Права человека как аксиологическая философско-правовая концепция в современной социальной ситуации // Сибирский международный. - 2018. - № 20. - С. 65-71.

23. Невинский В. В. Права человека как социальная ценность в контексте мировой истории // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013. - № 4 (93). - С. 197-204.

24. Козырев А. П. Проблема человеческого достоинства в прошлом и настоящем русской мысли // Тетради по консерватизму. - 2015. - № 3. - С. 73-77.

25. Черных С. Н. Право и справедливость как ценности социального процесса // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2009. - Т. 5, № 12. - С. 260-263.

26. Карташкин В. А. Универсализация прав человека и традиционные ценности человечества // Современное право. - 2012. - № 8. - С. 3-9.

27. Pisonova M. Philosophical explication of requirements on the process of education - Novelty or Relic? // XLinguae. - 2016. - Vol. 9, Issue 1. - P. 83-90. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2016.09.01.83-90

28. Судоргина Л. В. Индивидуальное сопровождение участников образовательных отношений как основа качественного образования // Вестник педагогических инноваций. - 2016. - № 3. -

29. Плиткина С. М. О роли индивидуального внимания и дифференциации обучения в учреждениях общественного воспитания для детей и подростков // Вестник педагогических инноваций. - 2014.- № 4.- С. 96-102.

30. Auer R. A. Human capital and the dynamic effects of trade // Journal of development economics. -2015. - Vol. 117. - P. 107-118. DOI: https://doi.org/10.1016/jjdeveco.2015.07.004

31. Пушкарёва Е. А., Пушкарёв Ю. В. Специфика ценностных оснований современного гуманитарного образования в условиях мировых социальных перемен // Сибирский международный. - 2015. - № 17. - С. 188-191.

32. Phillips F., Ching-Ying Yu., Hameed T., El Akhdary M. A. The knowledge society's origins and current trajectory // International Journal of Innovation Studies. - 2017. - Vol. 1, Issue 3. - P. 175-191. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijis.2017.08.001

33. Rodríguez D., Busco C., Flores R. Information technology within society's evolution // Technology in Society. - 2015. - Vol. 40. - P. 64-72. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.techsoc2014.08.006

© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены

С. 78-85.

88

2018, Vol. 8, No. 3 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

DOI: 10.15293/2226-3365.1803.06

Yury Viktorovich Pushkarev,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Law and Philosophy Department,

Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-5919-7221 E-mail: pushkarev73@mail.ru Elena Aleksandrovna Pushkareva,

Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Law and Philosophy Department,

Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1857-6783 E-mail: pushkarev73@mail.ru

Human rights as a value of personal development in the knowledge society

Introduction. The article presents a study on the methodological justification of the concept of human rights in modern conditions of society. The purpose of the article is to determine the basic axiological foundations of the human rights concept for the effective personal development in the knowledge society.

Materials and Methods. The research methodology is based on general scientific methods of theoretical knowledge, methods of system analysis, comparison and generalization of foreign and Russian studies on the problem of methodological justification of the human rights concept.

Results. The authors consider the development of human rights as a social phenomenon included in the overall dynamics of social processes, primarily in the context of modern globalization processes. It is noted that existing processes of globalization in the modern world have contributed to the intensification of the processes of knowledge of universal legal values. The content of human rights category, forming the basis ofpersonal legal status, is specified. The authors summarize the main phases offormation of the human rights category as a specific social value. The specificity of understanding of human rights in Russia, based on the initial connection between law and morality, is emphasized. In the globalization era, there is a change in the emphasis of value bases, but the category of human rights is understood, first of all, as a deep value category, which must be defined as fundamental in the changing values of modern society. Special attention is paid to education as a system which promotes not only the assimilation of value categories, but their preservation and, as a result, successful personal adaptation in the modern changing conditions. Knowledge and information in the context of humanitarian education are not only the basic epistemological and socio-cultural resources of modern society, but also contribute to the observance of human rights, ensuring its self-realization.

Conclusions. The authors makes conclude about the axiological foundations of the human rights concept for the personal development in the knowledge society.

Values system; Legal values; Human rights concept; Personal development; Development of society; Knowledge society; Globalization processes.

Abstract

Keywords

© 2011-2018 NSPU Bulletin

All rights reserved

89

2018, Vol. 8, No. 3 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

REFERENCES

1. Pfanenshtil I. A. Globalization: problems and prospects. Monograph. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Technical University Publ., 2006, 484 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28891038

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Pushkarev Y. V., Pushkareva E. A. Education for the knowledge society: specificity of modern development. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2014, 196 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24960634

3. Ulriksen M. S., Plagerson S. Social Protection: Rethinking Rights and Duties. World Development, 2014, vol. 64, pp. 755-765 DOI: https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2014.07.009

4. Stavropoulou M., Holmes R., Jones N. Harnessing informal institutions to strengthen social protection for the rural poor. Global Food Security, 2017, vol. 12, pp. 73-79. DOI: https://doi.org/10.1016/j.gfs.2016.08.005

5. Fiszbein A., Kanbur R., Yemtsov R. Social Protection and Poverty Reduction: Global Patterns and Some Targets. World Development, 2014, vol. 61, pp. 167-177. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.worlddev.2014.04.010

6. Osoianu N. G. Conception of identities and effective forms of human rights protection. Bulletin RGGU. Series: Political Science. History. International Relations. Foreign Regional Studies. Orientalism, 2013, no. 1, pp. 236-247. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18999597

7. Cole W. M. Too much of a good thing? Economic growth and human rights, 1960 to 2010. Social Science Research, 2017, vol. 67, pp. 72-90. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2017.08.002

8. Grigonis S. EU in the face of migrant crisis: Reasons for enhance human rights protection. International Comparative Jurisprudence, 2016, vol. 2, issue 2, pp. 93-98. DOI: https://doi.org/10.1016/j.icj.2017.01.003

9. Van Heuvelen T. Unequal views of inequality: Cross-national support for re-allocation 1985-2011. Social Science Research, 2017, vol. 64, pp. 43-66 DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2016.10.010

10. Fors-Owczynik K. L. Monitoring migrants or making migrants 'misfit'? Data protection and human rights perspectives on Dutch identity management practices regarding migrants. Computer Law & Security Review, 2016, vol. 32, issue 3, pp. 433-449. DOI: https://doi.org/10.1016/j.clsr.2016.01.010

11. Mantelero A. Personal data for decisional purposes in the age of analytics: from an individual to a collective dimension of data protection. Computer Law & Security Review, 2016, vol. 32, issue 2, pp. 238-255. DOI: https://doi.org/10.1016/j.clsr.2016.01.014

12. Dijk N., Gellert R., Rommetveit K. A risk to a right? Beyond data protection risk assessments. Computer Law & Security Review, 2016, vol. 32, issue 2, pp. 286-306. DOI: https://doi.org/10.1016/j.clsr.2015.12.017

13. Zhang J., Leoncini R., Tsai Y. Intellectual property rights protection, labour mobility and mage inequality. Economic Modeling, 2018, vol. 70, pp. 239-244. DOI: https://doi.org/10.1016/j.econmod.2017.11.006

14. Lievens E., Verdoodt V. Looking for needles in a haystack: Key issues affecting children's rights in the General Data Protection. Computer Law & Security Review, 2018, vol. 34, issue 2, pp. 269278. DOI: https://doi.org/10.1016/j.clsr.2017.09.007

15. Musaev M. A. The legal humanity and its form. Legal science: History and Modernity, 2016, no. 4, pp. 24-37. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26484682

16. van der Ploeg L., Vanclay F. Challenges in implementing the corporate responsibility to respect human rights in the context of project-induced displacement and resources. Resources Policy, 2018, vol. 55, pp. 210-222. DOI: https://doi.org/10.1016/j.resourpol.2017.12.001

© 2011-2018 NSPU Bulletin All rights reserved

90

2018, Vol. 8, No. 3 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

17. Balayan E. Yu. 1.2. Some Aspects of Human Rights Protection Problem in the Context of Modern Globalization Transformations. Black Holes in Russian Legislation, 2011, no. 3, pp. 9-13. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16372599

18. Pushkareva E. A. Value foundations of interaction between modern education and science. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2014, 172 p. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24960640

19. Pogorletskaia I. I. Topical problems of correlation of universal and national values in contemporary societies. Knowledge. Understanding. Skill, 2016, no. 2, pp. 307-319. (In Russian) URL : https: //elibrary .ru/item .asp?id=26322856

20. Zaitseva I. V., Gerasimov E. E. The Essence of human rights is a fundamental value global civilization. Molodi Scientist, 2014, no. 1, pp. 100-103. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21127946

21. Kantypenko E. A. Development of the concept of dignity as a moral and legal category of the conception of human rights. Proceedings of the Institute of state and law of the Russian Academy of Sciences, 2015, no. 2, pp. 14-21. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23876731

22. Pushkareva E. A. Human Rights as an axiological philosophical and legal concept in the modern social situation. Siberian International, 2018, no. 20, pp. 65-71. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32795810

23. Nevinskii V. V. Human Rights as a Social Value in the Context of World History. Bulletin of Saratov State Law Academy, 2013, no. 4, pp. 197-204. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21023961

24. Kozyrev A. P. The Issue of Human Dignity in the Past and Present of Russian Thought. Notebooks on Conservatism, 2015, no. 3, pp. 73-77. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25921098

25. Chernix S. N. The Right and Fairness as Value of the Social Process. Bulletin of Voronezh state technical University, 2009, vol. 5, no. 12, pp. 260-263. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13103483

26. Kartashkin V. A. The universalization of human rights and traditional values of humanity. Modern Law, 2012, no. 8, pp. 3-9. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17936047

27. Pisonovâ M. Philosophical explication of requirements on the process of education - Novelty or Relic? XLinguae, 2016, vol. 9, issue 1, pp. 83-90. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2016.09.01.83-90

28. Sudorgina L. V. Individual support of participants of educational relations as the basis for quality education. Journal of Pedagogical Innovations, 2016, no. 3, pp. 78-85. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26737915

29. Plitkina S. M. On the Role of Individual Attention and Differentiated Instruction at Public Education for Children and Teenagers. Journal of Pedagogical Innovations, 2014, no. 4, pp. 96102. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25290934

30. Auer R. A. Human capital and the dynamic effects of trade. Journal of Development Economics, 2015, vol. 117, pp. 107-118. DOI: https://doi.org/10.1016/jjdeveco.2015.07.004

31. Pushkareva E. A., Pushkarev Yu. V. The Specificity of the valuable bases of modern humanitarian education in the conditions of global social change. Siberian International, 2015, no. 17, pp. 188-191. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23598795

32. Phillips F., Ching-Ying Yu., Hameed T., El Akhdary M. A. The knowledge society's origins and current trajectory. International Journal of Innovation Studies, 2017, vol. 1, issue 3, pp. 175-191. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijis.2017.08.001

33. Rodriguez D., Busco C., Flores R. Information technology within society's evolution. Technology in Society, 2015, vol. 40, pp. 64-72. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.techsoc.2014.08.006 Submitted: 30 March 2018 Accepted: 11 May 2018 Published: 30 June 2018

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2018 NSPU Bulletin

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.